VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансовая деятельность банка и ее правовое регулирование

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001318
Тема: Финансовая деятельность банка и ее правовое регулирование
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1.ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ	5
1.1 Финансовая деятельность как предмет финансового права	5
1.2. Финансовая деятельность государства	12
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	25
2.1. Финансовая деятельность банка и ее правовое регулирование	25
2.2. Судебные толкования норм права, регламентирующих финансовую деятельность банка	41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	56



ВВЕДЕНИЕ
     
     Финансовое право представляет совокупность определенных юридических норм, основной задачей которых является регулирование общественных взаимоотношений, возникающих в момент образования и распределения денежных ресурсов органами государственной власти (а также местными органами) в процессе реализации основных задач их деятельности. 
     Данная отрасль права, как и все остальные, имеет предмет, собственные методы, основные понятия и нормы, закрепленные законодательно. Предметом финансового права выступают возникающие в момент образования и перераспределения денежных фондов общественные отношения. 
     Само понятие «финансовое право» имеет два основных аспекта. Во-первых, это отрасль такой науки, как правоведение, и, во-вторых, отрасль общего российского права. Как наука финансовое право изучает основные нормы, которые регулируют взаимоотношения различных институтов власти и людей в процессе ведения их финансовой и экономической деятельности. Когда мы говорим о финансовом праве как о составной части общего российского права, мы подразумеваем под ним совокупность норм, выступающих основным регулятором взаимоотношений людей и государственных институтов в процессе ведения ими их финансовой деятельности.
     Целью работы выступает изучение правового регулирования финансовой деятельности.
     Задачи работы:
1. Рассмотреть финансовую деятельность как предмет финансового права
2. Изучить финансовую деятельность государства
3. Отразить финансовую деятельность банка и ее правовое регулирование
4. Раскрыть судебные толкования норм права, регламентирующих финансовую деятельность банка
     Информационная база исследования представлена: банковским и гражданским законодательством Российской Федерации; нормативными актами, статистическими и отчетными материалами Банка России, других российских коммерческих банков, а также российских и международных платежных систем на основе пластиковых карт; периодическими печатными и электронными изданиями. 
     Методологической основой исследования явились диалектика, логический и исторический методы, положения системного, комплексного, функционального подходов к решению задач. В процессе исследования использовались другие общенаучные методы, а также приемы анализа и синтеза, группировок и сравнения. 
     Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и методологических подходов к в обосновании применения регулирования финансовой деятельности в современной банковской системе.
     Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
     


1.ПОНЯТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
1.1 Финансовая деятельность как предмет финансового права
     
     Нормы финансового права – комплекс определенных правил поведения, принятых в общественных взаимоотношениях государственных органов власти и людей, основанных на образовании и использовании основных денежных фондов. 
     Нормы, как правило, устанавливаются самим государством, являются общепринятыми для всех участников, возникающих в процессе распределения денежных средств, и закрепляют юридические права этих самых участников. 
     Финансовое право имеет тесную взаимосвязь с конституционным правом, охватывающим деятельность государства в целом и являющимся ведущей отраслью в системе российского правоведения. Основная цель методов финансового права заключается в недопущении нарушения его основных норм и правил. 
     Достигается это при помощи административно-правового и гражданско-правового способов. Российское финансовое право имеет несколько источников1: 
     -Конституция РФ, закрепляющая основы деятельности финансовой системы страны в целом и отдельные ее направления. 
     -Нормативные и правовые акты органов исполнительной, представительной, местной власти. 
     -Постановления правительства страны. 
     -Указы президента РФ. 
     -Министерство финансов. 
     -Центральный банк РФ.
      Все нормативные акты, в которые входят нормы финансового права, объединяются одним общим понятием – финансовое законодательство РФ. Иными словами можно сказать, что финансовое законодательство представляет собой конкретную форму выражения объектов финансового права. 
     Все взаимоотношения, возникающие по поводу создания и распределения денежных ресурсов, являются видом имущественных взаимоотношений и имеют публичный характер. Финансовое право как дисциплина преподается во всех юридических и экономических высших учебных заведениях нашей страны. 
     Проблема предмета финансового права является фундаментальной и в то же время одной из наиболее дискуссионных в современной финансово-правовой науке. 
     Как известно, догма финансового права, которая лежит в основе подавляющего большинства современных учебников и научных трудов, разработана советскими учеными М.А. Гурвичем  и Е.А. Ровинским. Однако новая модель социально-экономических отношений, сложившаяся в России, не позволяет безоговорочно воспринимать советскую концепцию финансового права2.
      Ведь строгое и последовательное понимание предмета финансового права как общественных отношений, связанных с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, т.е. деятельностью по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, не вполне соответствует рыночной экономике. Очевидно, что назрела необходимость новой формулировки предмета финансового права, соответствующей современным рыночным экономическим отношениям.
     Понятие «финансы» не утратило свойственной ему неоднозначности и с отказом от плановой экономики, и с переходом к рыночным отношениям. Под финансами продолжают понимать: а) отношения, возникающие в связи с движением или управлением денежными средствами; б) сами денежные средства (ресурсы). 
     Однако традиционное определение финансовой деятельности государства как деятельности по формированию, распределению, использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях исполнения государством своих задач нуждается в корректировке.
     Во-первых, если исходить из этого определения буквально, то можно подумать, что финансово-правовые нормы в одинаковой мере регулируют как публичные, так и частные денежные фонды. С этим согласиться никак нельзя, ведь понятно, что в условиях рыночной экономики доходы частных лиц и их расходы производятся, как правило, не в результате властных предписаний со стороны государства, а вследствие свободного волеизъявления частных лиц путем совершения гражданско-правовых сделок, вступления в трудовые отношения и т.д.
     Представляется, что публичная финансовая деятельность направлена главным образом на управление именно публичными денежными фондами, и это как существенный признак должно звучать в ее определении. А частные финансы она затрагивает постольку, поскольку они являются, с одной стороны, источниками для пополнения публичных денежных фондов (налоги), а с другой стороны - получателями средств из публичных фондов (например, при получении страховых выплат по обязательному социальному страхованию).
     Поэтому трактовать публичную финансовую деятельность в отношении частных финансов необходимо с учетом общепринятых положений о том, что основным методом финансового права является метод властных обязываний, и финансовые правоотношения носят властно-имущественный характер. 
     Иными словами, критериями отнесения норм, регулирующих отношения в сфере частных финансов, к финансовому праву являются императивность регулирования и денежный характер отношений.
     Во-вторых, обращает на себя внимание различная степень властного вмешательства государства при осуществлении финансовой деятельности в деятельность кредитных, страховых организаций, участников рынка ценных бумаг и т.п., и в деятельность «обычных» юридических и физических лиц.
В-третьих, в сфере финансово-правового регулирования находятся отношения, связанные с функционированием денежной системы и организацией денежного обращения в стране. Во всех учебниках по финансовому праву можно встретить соответствующий раздел, однако в формулировках определения финансовой деятельности, как правило, это не отражается3.
     Получается, что содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований охватывает:
     1) организацию денежного обращения в стране;
     2) управление публичными денежными фондами.
     Появление в содержании публичной финансовой деятельности такого направления, как организация денежного обращения, служит обоснованием для включения в сферу финансового права эмиссионного права или права денежного обращения. Поэтому подобное расширительное толкование публичной финансовой деятельности заслуживает поддержки. Согласимся и с тем, что в определении совершенно справедливо делается акцент на управлении публичными финансами.
     Существенными признаками понятия финансового рынка являются следующие:
     1) это совокупность экономических отношений;
     2) они возникают в связи с перемещением свободных денежных средств и других финансовых инструментов от одних субъектов к другим;
     3) в этих отношениях активное участие могут принимать так называемые финансовые посредники, т.е. лица, осуществляющие профессиональную деятельность на финансовом рынке;
     4) целью этой передачи является извлечение прибыли. Надо заметить, что прибыль на финансовом рынке может достигать значительно больших размеров, нежели в других сферах экономики, и в этом отношении финансовый рынок становится очень привлекательным для лиц, владеющих свободными средствами.
     Таким образом, финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих в связи с перемещением свободных денежных средств и иных финансовых инструментов от их владельцев к другим субъектам при возможном активном участии финансовых посредников, для размещения этих средств в целях извлечения максимальной прибыли.
Значение финансового рынка огромно - благодаря финансовому рынку капиталы становятся более доступными, и это в значительной степени способствует развитию не только отдельных предприятий, но и целых отраслей экономики. Частным же лицам финансовые рынки интересны, как уже говорилось, возможностями получения высоких доходов, гораздо более высоких, чем в других сферах предпринимательства.
     В то же время деятельность на финансовом рынке сопровождается высокими рисками. Этот недостаток усугубляется тем, что, как правило, участник финансового рынка (финансовый посредник), рискует чужими, привлеченными деньгами. И если он совершает неблагоприятную сделку, это может привести к разорению его клиентов, а если его клиенты - другие участники финансового рынка - банки, страховщики, то и разоряются и их клиенты (возникает так называемый эффект домино). В итоге действия участников финансового рынка могут поставить под угрозу экономику государства в целом.
     Мировой опыт показывает, что функционирование финансового рынка и деятельность финансовых посредников нуждаются в усиленном государственном регулировании и контроле. Наиболее характерным примером являются США 30-х годов XX в., где в процессе преодоления глубочайшего кризиса, известного под названием «Великая депрессия», истоки которого как раз и находятся в сфере финансовых рынков, активно использовались государственно-властные рычаги.
     Итак, финансовый рынок и государственное регулирование в этой сфере имеют место и в Российской Федерации. Каковы составные части (сегменты) финансового рынка? К сожалению, среди экономистов единодушный ответ на этот вопрос найти сложно. Но, как правило, основными сегментами финансового рынка называют следующие4:
     а) кредитный рынок (рынок банковского кредита);
     б) валютный рынок;
     в) рынок ценных бумаг;
     г) рынок страхования.
     Организация деятельности в указанных сегментах финансовых рынков и контроль в них фактически в учебниках по финансовому праву признается сферой ведения этой отрасли права. Так, указанным сегментам соответствуют, на наш взгляд, следующие финансово-правовые институты:
     1. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности.
     2. Валютное право.
     3. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг.
     4. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности.
     В связи с этим представляется правильным добавить в содержание публичной финансовой деятельности еще одно направление: государственное регулирование и контроль на финансовых рынках. В качестве предположения также заметим, что в совокупности указанные институты могут в дальнейшем сформировать новую подотрасль финансового права - право финансового рынка.
     Таким образом, под публичной финансовой деятельностью следует понимать управленческую деятельность публичной власти: 
     1) по организации денежного обращения; 
     2) по формированию, распределению, использованию публичных денежных фондов; 
     3) по государственному регулированию и контролю на финансовых рынках.
     Добавим, что исходя из Конституции РФ финансовая деятельность государства включает все три указанных компонента, а финансовая деятельность муниципальных образований - только второй компонент, т.е. деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных муниципальных денежных фондов.
     Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
     1. Неоднозначность, двойственность трактовки понятия «финансы» служит причиной использования более конкретного понятия - финансовой деятельности - в целях формулировки предмета финансового права.
     2. В условиях рыночной экономики, признания дифференциации финансов на публичные и частные и финансовой деятельности на публичную и частную возникает необходимость расширения и корректировки понятия «публичная финансовая деятельность».
     3. Публичная финансовая деятельность - это управленческая деятельность публичной власти по организации денежного обращения; по формированию, распределению, использованию публичных денежных фондов; по государственному регулированию и контролю на финансовых рынках.
     
     
1.2. Финансовая деятельность государства
     
     Для реализации задач, поставленных перед государством правящей верхушкой, необходимо широко использовать всю его финансовую систему. В результате всей государственной машиной осуществляется деятельность по целенаправленному и планомерному получению, распределению и дальнейшему использованию централизованных и децентрализованных разнообразных денежных фондов или, другими словами, финансовая деятельность государства. 
     Исходя из седьмой статьи Конституции Российской Федерации, самой главной, определяющей, дающей смысл целью всей этой бурной деятельности является создание таких условий, которые обеспечат человеку достойную жизнь в родной стране и свободное личностное развитие. 
     Финансовая деятельность государства - это выполнение им функций планомерного получения, распределения и дальнейшего использования всех финансовых ресурсов для осуществления социально-экономического направления в развитии страны, обеспечения её безопасности и обороноспособности. Существуют различные методы по осуществлению такой деятельности. 
     Широта их выбора зависит от следующих факторов5: 
     1) Субъекта взаимоотношений; 
     2) Условий использования доступных государству финансовых ресурсов; 
     3) Условий их аккумуляции. 
     Методы финансовой деятельности государства можно условно поделить на метод сбора денежных средств и метод распределения собранного и его использования. Среди методов сбора финансовых ресурсов самым важным является сбор налогов. 
     С помощью налогов деньги изымаются в обязательном порядке в известном размере и в строго ограниченные сроки. Другой метод принудительного изъятия средств у населения и юридических лиц - это обязательные взносы в государственные фонды, к примеру, пенсионный фонд или же фонд соц. страхования и тому подобные институты. 
     Кроме принудительных методов, финансовая деятельность государства в плане сбора средств заключается ещё и в сборе добровольных взносов, к примеру, продаже ценных государственных бумаг (хотя метод с облигациями государственного займа можно назвать добровольным лишь отчасти, так как государством предлагается множество механизмов распространения такого рода бумаг, так сказать в своеобразном добровольно-принудительном порядке), вкладах в банки, пожертвованиях и тому подобном. 
     А вот для распределения и использования материальных ресурсов в основном применяются такие методы, как финансирование и кредитование. Финансирование предполагает возвратное, но безвозмездное предоставление денежных ресурсов, а кредитование – и возвратное, и возмездное предоставление. 
     Финансирование применяется исключительно для государственных организаций, а вот кредитование может быть применено как для государственных, так и для негосударственных организаций. Финансовую деятельность государства осуществляют все органы власти, каждый в пределах своей компетенции. 
     Государственная Дума, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, принимает законы, регламентирующие все сферы хозяйственных отношений. Эти законы, по которым и будет в дальнейшем осуществляться финансовая деятельность государства, попадают на обсуждение и утверждение в Совет Федерации. 
     Правительство страны представляет собой исполнительную власть, которая занимается разработкой и представлением в Думе бюджета страны, следит за его исполнением и организует это самое исполнение, дает перед Думой отчет, проводит единую финансовую, денежную и кредитную политику на всей территории государства. Для осуществления конкретно финансовой деятельности в пределах Российской Федерации и с её зарубежными партнерами созданы МинФин России, Федеральное казначейство, ЦентроБанк и тому подобные финансовые институты. 
     Государственная финансовая система и ее структура представляет собой комплекс организаций, которые обеспечивают денежный оборот в пределах определенной страны. Этот комплекс включает в себя несколько компонентов. Финансовая система содержит:
      - государственную подсистему, обеспечивающую приток в бюджет, а также расходование денежных средств; 
     - банковскую подсистему, содержащую учреждения, обеспечивающие инвестиции, кредиты, расчеты, операции с деньгами; 
     - подсистему обращения ценных бумаг в стране, служащую для привлечения денег на вторичных рынках ценных бумаг.
      Управляя обществом, государство включает ряд сфер: религиозную, социальную, политическую, экономическую и прочие. В основе экономической структуры лежат определенные отношения. В них принимают участие четыре субъекта: гражданин, хозяйствующий субъект, регион и государство. У каждого участника есть свои права, а также обязанности. Формируя между собой взаимоотношения, субъекты образуют товарно-денежную сферу. В результате этих отношений возникает финансовая система государства6. 
     В Российской Федерации этот комплекс состоит из четырех элементов. Каждый компонент выполняет определенные задачи. Финансовая система РФ включает в себя финансы граждан и хозяйствующих субъектов, общегосударственные и территориальные денежные средства. Общегосударственные средства выполняют задачу по концентрации ресурсов в распоряжении аппарата управления страной и направлению их на удовлетворение соответствующих нужд. 
     Эти ресурсы формируются за счет налогов, госпошлин, сборов, сумм, полученных при выкупе госпредприятий и прочего. В составе общегосударственных финансов находится государственное страхование, кредитование, федеральный бюджет, а также внебюджетные федеральные фонды. 
     Территориальные средства выполняют те же функции, что и общегосударственные, но в соответствии с административно-территориальным формированием, находящемся на самоуправлении. В состав этого комплекса включены соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Формируются эти ресурсы за счет штрафов, сборов, налогов, лотерей, местных займов и прочего. Финансовая система государства включает средства хозяйствующих субъектов. Они составляют основное звено всего комплекса и выполняют функции по формированию и применению своих денежных средств.
     Долговременный курс финансовой политики, который рассчитывается на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач называется финансовой стратегией. 
     Общая стратегия финансовой политики с точки зрения конечной цели состоит из следующих пунктов: 
     1) Выработка концепций управления финансами, которые базируются на научных фактах, и использование их на различных стадиях экономического цикла. В случае экономического спада государство исправляет положение дел с помощью стимулирующей политики, снижая налоги и государственные расходы. Все эти действия направлены на стимулирование хозяйственной деятельности и оздоровление экономики7.
     2) Определение самых важных направлений расходования финансов в данном отчетном периоде. Финансовая политика государства всегда основываются на основных целях и задачах в пределах государственной экономической стратегии. 
     3) Обеспечение реализации планов, достижение целей и выполнение заданий. Классификация финансовой политики Исследователи данного вопроса выделяют два признака, с помощью которых можно систематизировать элементы, входящие в это сложное понятие. По территориальному критерию можно выделить общегосударственную и региональную финансовую политику, а по временному – финансовую тактику и стратегию. 
     Среди основных проблем финансовой политики России необходимо выделять: 
     -несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 
     -несовершенство налоговой системы; 
     -низкие показатели инвестиционного финансирования; 
     -отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; 
     -нестабильность валютного курса рубля; 
     -неэффективное использование государственной собственности.
      Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности.
     По итогам 2016 года эксперты ожидают уменьшение объёмов ВВП, в промышленности (особенно в обрабатывающих отраслях). Текущая модель более не способна обеспечивать экономический рост на уровне 7–8 % в год даже при прежнем уровне мировых цен высоких на нефть. 
     Только при высоких темпах роста можно обеспечивать достаточное финансирование производственной и социальной инфраструктуры модернизировать экономику и выполнять социальные обязательства перед населением 8. 
     Первая и основная проблема, во многом обусловившая текущую ситуацию в экономике,- это уход государства из сферы инвестиций. Но следует понимать, что сокращение объёмов инвестиций в основной капитал сегодня — это замедление темпов экономического роста завтра. А, значит, уменьшение доходов бюджета и снижение благосостояния населения. 
     Поэтому нужно вновь обратиться к политике активного государственного инвестирования в инфраструктуру — в первую очередь, чтобы привлечь частный бизнес в реальные проекты. И одновременно усилить контроль достигнутых результатов. 
      Во-вторых, для преодоления стагнации и спала, необходим переход к форсированным инвестициям с ежегодным их приростом по 8–10 % для повышения доли инвестиций в основной капитал до 25 % в 2020 году и 30 % — в 2025 году. Одновременно с этим также необходимо осуществлять наращивание человеческого капитала в России путём обеспечения «экономики знаний». 
     Третьим направлением экономической политики должно стать значительное снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ до 3–4 %. Содействовать этому могла бы и отмена контр санкций. В-четвёртых, в качестве основного источника дополнительных инвестиций могли бы выступить активы национальной банковской системы, которые в 2014 году превысили объем ВВП России. 
     В этой связи можно выделить следующие приоритетные инструменты экономической политики государства в этой области: 
     1)предоставить долгосрочные «дешёвые» кредиты реальному сектору экономики; 
     2)обеспечить валютный контроль для предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж и борьбы со спекуляцией; 
     3)реализовать политику деофшоризации, то есть вернуть вывезенные активы в в российскую юрисдикцию для полного налогообложения.
     Федеральный бюджет в январе-апреле 2016 года исполнен с дефицитом в 1,2 трлн рублей по оценке Казначейства РФ. Значительный дефицит связан с заметным недобором доходов - за 4 месяца собрано только 28,4% от запланированного годового дохода. 
     Таким образом, российская экономика в последние годы находится в уже долгосрочном периоде стагнации и, как следствие, низких темпов экономического роста. На фоне падения цен на нефть происходит процесс ускорение инфляции и ещё большая концентрация ресурсов в топливно-энергетическом секторе. Некоторые исследователи отмечают, что падение цен на нефть на мировом рынке и последовавшая за ней девальвация рубля формально предоставляют возможность российским инвесторам существенно увеличить свою долю на внутреннем рынке. Введённые международные санкции и контрсанкции со стороны России, конечно, не способствуют оздоровлению экономики. 
     Необходимы решительные действия в плане изменения экономической политики. Со стороны государства — это переход к реальной законодательной и нормой творческой деятельности для структурной перестройки промышленности и улучшения институциональной среды для ведения бизнеса. Это позволит активизировать внутренний спрос и инвестиционные процессы, основу которых должны составлять крупные инфраструктурные государственные проекты. 
     В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику.
      На основе анализа данных мы можем сказать, что принимаемые ЦБ РФ решения исторически либо не приводили к благоприятным последствиям, либо запаздывали в своей реализации, а как следствие – не давали должного эффекта. В 2013-2015 году первоначальной проблемой России был именно резкий рост инфляции.
      Кроме того, как следствие негативной политической ситуации происходило резкое ослабление курса национальной валюты. Это усугублялось дестабилизацией биржевых цен на нефть, влияющей на волатильность национальной валюты. Так к январю 2015 года, цены на нефть марки Brent достигли исторического «дна» (47,09 долларов США за баррель)9, а затем стали корректироваться на повышение, однако в августе 2015 г. «просели» ещё более значительно (до 42,54 доллара США за баррель), вызвав очередное понижение курса рубля.
       
     Рисунок 4. Динамика цен на Нефть Brent 2013-2015 гг.
     В этих условиях Центральный Банк взял курс на реализацию политики «дорогих» денег. Рассмотрим инструментарий денежно-кредитной политики ЦБ РФ (на период 2013-2015 гг.):
     1) Денежная эмиссия – не осуществляется, поскольку ЦБ РФ реализует политику сдерживания инфляции.
     2) Резервная политика – не претерпела изменений за рассматриваемый период, норма обязательного резервирования с 12.02.2013 составляет 4,25%10
     3) Валютная политика – с 06.10.2014 по 02.02.2015 Центральный банк РФ вел активную деятельность по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (за данный период продано валюты на 44528 млн. долл. США), с целью уменьшения денежного предложения (как следствие – уровня инфляции), а также увеличения предложения иностранной валюты с целью её удешевления (укрепления позиций рубля).
     4) Политика открытого рынка – за период с 1.08.2015 по 4.09.2015 Международные резервы РФ сократились с 468,4 до 365,3 млрд. долл. США. Данный метод не дал максимально возможного эффекта, поскольку Международные резервы не были проданы на «пике» иностранных курсов валют.
      
     Рисунок 5. Международные резервы Российской Федерации
     5) Учетная политика.
     Рассмотрим изменение ключевой ставки в России 2013-2014 годов: 13.09.13 - 5,5% годовых, 1.03.14 повышение на 1,5% до 7% годовых, 25.04.14 - 7,5% годовых, 25.07.14 - 8% годовых, 31.10.14 очередное повышение на 1,5 процентных пункта до 9,5% годовых, 11.12.14 ещё на 1% до 10,5% годовых. Самым же драматическим оказалось резкое повышение ключевой ставки в ночь с 15 на 16 декабря 2014 года: ЦБ принял решение поднять ключевую ставку на 6,5 процентных пунктов - до 17% годовых. 
     
     Рисунок 6. Курс USD/ЦБ РФ 2013-2015 гг.
      
     Рисунок 7. Курс EUR/ЦБ РФ 2013-2015 гг. [1]
     Проведение данной политики позволило остановить резкое падение национальной валюты. Несмотря на спекулятивные воздействия игроков биржи11 и продажу валют в коммерческих банках по «трёхзначным» ценам (15 декабря 2015 года, ВнешПромБанк USD: 100 рублей, EUR: 120 рублей) курсы удалось оставить на отметках 65,15 [1] за 1 доллар США и 75,34 за 1 единицу евро.
      Добившись желаемого эффекта, Центральный Банк начал постепенно снижать ключевую ставку, приближая ее к значениям ставки рефинансирования: 02.02.15 - 15% годовых, 16.03.15 - 14% годовых, 30.04.15 - до 12,5% годовых, 16.06.15 года - 11,5% годовых, 3.08.15 - 11%. 11.09.15 ЦБ РФ впервые за 2015 год принял решение не снижать ключевую ставку, дабы не увеличивать рост инфляции и стабилизировать курс валют. 
     
     Рисунок 8. Ключевая ставка ЦБ РФ 2010-2015 гг.
     Снижение ключевой ставки и очередное падение цен на нефть  повлекло за собой очередной рост иностранных валют до 70,75 и 81,15 рублей соответственно12.Как следствие, решение  ЦБ РФ о реализации  политики «дорогих» денег в 2013-2015 г. привело к резкому повышению ставок по кредитам и вкладам в коммерческих банках. Тем самым, ЦБ создал возможность новым вкладчикам в большей степени сохранить свои финансовые активы от инфляции, не нанес вреда лицам уже имеющим кредитные обязательства (поскольку проценты по уже имеющимся кредитам повышены не были), однако на некоторое время резко снизил рациональность новых займов.
     Ситуация на биржах (относительно валюты и нефти), а также продуктовое эмбарго, введенное Правительством РФ в ответ на санкции ряда государств, не могла не отразиться и на потребительских ценах. Динамика потребительских цен, как одного из основных индикаторов социально-экономического развития страны, свидетельствует о том, что ситуация в начале 2015 года оказалась ещё более сложной, нежели в начале мирового экономического кризиса 2008 года, однако к марту 2015 г. ситуацию удалось выправить и уже в июне значения 2015 года не превышали значения 2008 года.
      
     Рисунок 9. Индексы потребительских цен на все товары и услуги в 2008-2015 годах
     Рост инфляции, вкупе с отзывом лицензии у ряда коммерческих банков (с 01.01.2014 по 1.01.2015 количество банков сократилось с 923 до 834) привел к сокращению накоплений населения, хранящихся на вкладах и увеличению наличности. Спад экономики, а соответственно и удешевление ценных бумаг организаций, подтолкнул население к их покупке (т.е. хранению своих накоплений в ценных бумагах) и даже, несмотря на риск общего обвала, к полному обесцениванию акций. 
     
     Рисунок 10. Индексы промышленного производства 
     Несмотря на «привлекательный» курс национальной валюты, для экспорта, объём промышленного производства в 2015 году значительно снизился, даже относительно уровня 2014 года. Данная ситуация в ещё большей степени усугубляет экономическую ситуацию. По данным Росстата, снижения уровня заработных плат и сокращения работников не происходит, однако реальный уровень жизни населения снижается за счет высоких темпов инфляции.
     Рассматривая же дальнейшую перспективу развития экономики России, относительно целевых показателях финансового регулятора и Минэкономразвития, а именно: цель по инфляции 4% в 2017 году, цена за баррель нефти Brent60$ в 2018 году, хочется только надеяться и верить на данный вариант развития, поскольку реальных экономических и политических предпосылок реализации данного сценария на данный момент нет (если не брать в расчёт возможную отмену санкций, общемировое снижение темпов добычи нефти и резкий скачок в развитии сельско-хозяйственного сектора РФ, что в совокупности является, по мнению автора, излишне оптимистичным).
     

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Финансовая деятельность банка и ее правовое регулирование
     
     Банковская система – это включенная в экономику страны совокупность всех кредитных организаций, каждой из которых отведена своя особая функция. Они проводят свой перечень операций, удовлетворяя потребность общества в банковских услугах и продуктах. 
     Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских учреждений по иерархии в зависимости от их функций. Банковская система РФ до сих пор имеет много противоречий. Банки занимаются разнообразными видами операций. 
     В их функции входит не только организация денежного оборота и налаживание кредитных отношений. Они финансируют народное хозяйство, операции по продаже ценных бумаг, организуют страховые операции, проводят посреднические сделки, управляют имуществом и т.д. 
     Банковская система, следовательно, является совокупностью разных видов национальных банков, а также всех кредитных учреждений. Она включает в себя такие элементы как Центральный банк, банки коммерческого характера и прочие кредитно-расчетные центры. 
     В этом заключается структура банковской системы. Центробанк проводит эмиссионную политику и осуществляет валютное регулирование, контролирует экономику и, по сути, выступает основным ядром резервной системы экономики. 
     Коммерческие банки проводят различные виды банковских услуг и операций. Главная функция банковской системы сводится к посредничеству в перемещении кредитов и денежных средств от продавцов к покупателям и от кредиторов к заемщикам.
      Роль банковской системы в России велика, с ее помощью регулируются денежные расчеты, проходит опосредование всех потоков денежных средств. Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке. Как и все прочие отрасли народного хозяйства, банковская система нужда.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44