- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Жанровые признаки короткого рассказа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002521 |
Тема: | Жанровые признаки короткого рассказа |
Содержание
Оглавление Введение 3 1. Короткий рассказ как жанр 4 1.1 Жанровые признаки короткого рассказа 4 1.2 Единства рассказа 7 1.3 Разновидности 8 2. Короткий рассказ в творчестве У.С Моэма 11 2.1 Жизненный путь У.С.Моэма и общие особенности творчества 11 2.2 Общие мотивы творчества Моэма 15 2.3 Особенности авторского стиля У.С. Моэма 21 2.4 Своеобразие короткого рассказа У.С.Моэма (на примере анализа конкретных рассказов) 23 3. Анализ художественных сравнений в произведениях С. Моэма 31 3.1 Анализ сравнений с актуализированным признаком в произведениях С. Моэма 31 3.2 Анализ художественных сравнений с неактуализированным признаком в произведениях С. Моэма 33 3.3 Сравнительно-сопоставительный анализ художественных сравнений с актуализированным и неактуализированным признаком 36 Заключение 39 Список использованной литературы 41 Введение ДаннаякурсоваяработадаетвозможностьвобщихчертахознакомитьсястворчествомУ.С.Моэма.ВзарубежномлитературоведенииинтересктворчествуМоэманеугасаетнапротяжениивсегоХХвека. ОбъектомисследованияявляютсярассказыМоэма.Чтоможетбытьвнихобщего,атакжевчемихуникальность.Перваяглаванеотноситсяктворчествуписателя,здесьописываютсяпризнакирассказа,чтоможносчитатьрассказом,жанрово-стилистическиеособенностирассказа,можнолиновеллуотнестикрассказу.Вовторойглавеможновцеломознакомитьсясбиографиейпрозаика.ТретьяглавапосвященарассказамУ.С.Моэма,даетсякраткоесодержаниенекоторыхрассказовианализ.Чемотличаютсяпериодытворчества,ипокакомупризнакуможноразгруппироватьрассказы. Предметоманализаслужатжанрово-стилистическиеособенностирассказовМоэмаиэлементыповествования. АктуальностьданнойработызаключаетсявярковыраженнойиндивидуальностистиляУ.С.Моэма.Цельюявляетсядоказатьэто,проанализироватьрассказыирассказатьоличностиМоэма. Целью работы является исследование оссобенности сюжета и композиции рассказов У. С. Моэма. Задачи: 1. Обзор короткого рассказа как жанра; 2. Исследование короткого рассказа в творчестве У.С Моэма; 3. Обзор жизненного пути У.С.Моэма и общие особенности творчества; 4. Выявление общих мотивов творчества Моэма; 5. Исследование особенностей авторского стиля У.С. Моэма; 6. Обзор своеобразия короткого рассказа У.С.Моэма на примере анализа конкретныхрассказовов; 7. Анализ художественных сравнений в произведениях С. Моэма. 1.Короткийрассказкакжанр 1.1Жанровыепризнакикороткогорассказа Литературныежанры,какивсеобщественныеявления,подверженызаконамэволюции.Поэтомужанрысловесностиникогданебудутокончательнозавершенными:онинаходятсявпостоянномдиалектическомизменении,приэтомсохраняяопределенныежанровыеособенности.Жанр–явлениенастолькосложное,чтоегоневозможноопределитьдажеразвернутойдефиницией.Жанрысливаются,пересекаются,ивлюбомжанренаступаетпереломныймомент,такназываемый«кризисжанра»,тогдапроисходятнепроизвольныеизменения.Этиизменениянеизбежны,онивызваныразличнымипричинами-историческими,социально-политическими,художественнымиипрочими.Этипричиныиобусловливаютстановлениеиразвитиекаждогожанра. Рассказ—малаяформаэпическойпрозы,соотносимаясповестьюкакболееразвернутойформойповествования.Восходиткфольклорнымжанрам(сказке,притче);какжанробособилсявписьменнойлитературе;частонеотличимотновеллы,асXVIIIв.—иочерка.Иногдановеллуиочеркрассматриваюткакполярныеразновидностирассказа. Преждевсегонасинтересуетвопросорассказекакоявлениицелостном,всегдаизменяющемсявовремени,новтожевремяустойчивом.Каковыхарактерныепризнаки,позволяющиеотличитьрассказотдругихвидовлитературы?Поискомответанаэтотвопрослитературоведызанимаютсяужедавно.ПроблемажанровойспецификирассказаставиласьирешаласьвработахИ.А.Виноградова,Б.Н.Эйхенбаума,В.Б.Шкловского,В.Гоффеншеффера,идругихкритиковещев20-е,30-егодыXXвека. Некоторыелитературоведыпричисляютновеллукрассказам,некоторыеотносятновеллуирассказкжанровымразновидностяммалойпрозы.Ясклоняюськпоследнемумнению,потомучтодляновеллыхарактернанапряженностьдействийидраматизм,главныйгеройборетсясчем-тонапротяженииистории.Такчтоновеллапредставляетсобоюмалыйроман.Врассказежеможетбытьлишьповествование,описание,ивконцеегодоноситсякакая-либоидея,философскаямысль,илипростопоказываетсяисключительностьгерояилисобытий,приэтомнапряженностьнеявляетсяцелью,исюжетнезапутывается. Такимобразом,рассказ(темболеекороткий)–видоизменениежанровбасни,сказки,легенды,которыеужеустарелистилем,иимнасменупришелтакназываемыйрассказ.Например,систорическойточкизрения,вбасняхКрыловасодержатсяфилософскиемысли.Вбасне«Воронаилисица»прослеживаетсяидеялестиимысльотом,чтолестьлживаиобманчива,чтоееследуетостерегатьсяинепопадатьсявесети,т.к.человекльститрадивыгоды.Приэтомавториспользуетприемаллегории. Корнирассказалежатвфольклоре.Легенда,анекдот,сатира,песня,пословицыидругиевидынародноготворчестваобусловиливозникновениевхудожественнойлитературеповествовательного(рассказываемого)жанра. Именносфольклораписателичерпалииспособыреалистическогоизображениялюдей,картинприроды,образы,темыисюжетыдлясвоихпроизведений.Рассказвозникнапочвежанровустногонародноготворчества,сталудобнойформойхудожественногоотображениядействительностииполучилширокоераспространение.Элементырассказанаблюдалисьещевантичнойлитературе(II–IVвн.э.),нокакотдельныйжанррассказокончательносформировалсявэпохуВозрождения.Образцамипервыхпроизведенийрассказываемогожанраявились«Кентерберийскиерассказы»Дж.ЧосеравАнглии,вИталии–«Декамерон»Боккаччо. Врассказематериаломдляперипетийвыступаютпоступки,действияперсонажей.Элементыкомпозициирасположеныпочтивсегдавпричинно-логическойпоследовательности.Деталитщательноотбираются,восновномнаиболееяркиехарактеристичные,этосоздаетлаконизм.Егозадача–показатьпредмет,образвегоуникальности.Развязкарассказапредставляетсобойлогическоеумозаключение,котороеиявляетсяидеейвсегоего. Помнениюбольшинствалитературоведов,основныехарактерныепризнакирассказазаключаютсявследующем: -малыйобъем; -изображениеодногоилинесколькихсобытий; -четкийконфликт; -краткостьизложения; -законвыделенияглавногогерояизсредыперсонажей; -раскрытиеодной,доминирующейчертыхарактера; -однапроблемаивытекающееизэтогоединствопостроения; -ограниченноеколичествоперсонажей; -полнотаизаконченностьповествования; -наличиедраматургическогопостроения. Исходяизназванныхпризнаков,можновывестиопределениерассказа. Рассказ–небольшоеповествовательноехудожественноепроизведениепроодноилинесколькособытийвжизничеловекаилигруппылюдей,вкоторомизображаютсятиповыекартиныжизни.Такимобразомрассказобособливаетчастныйслучайизжизни,отдельнуюситуациюипридаетимвысокийсмысл.Главнаязадачарассказчика–передатьсобытие,образ,вегодоподлиннойуникальности.Жанровоеотличиерассказарядисследователейвидитвособенностяхизображенияхарактера:врассказеонстатичен,тоестьнеменяетсявпоступкахидействиях,атолькораскрывается.ДжекЛондон,например,говорил,что«развитиенеприсущерассказу,этоособенностьромана». Малыйразмерпроизведениявлечетнеобходимостьсоздаватьстрогоограниченныйпообъемуматериал»рассказдержитавторавстрогостиикомпозиционной,истилистической. Особуюрольвсозданиикартиныврассказеиграетхудожественнаядеталь,т.е.особосодержательнаяподробность.Онапомогаетавторудобитьсяпредельнойсжатостиизображения. 1.2Единстварассказа Литературоведытакжевыделяютнекоторые"единства",которыеприсущирассказу.Необязательновсеонисоблюдаютсявлюбомрассказе,однакоименноихналичиепозволяетвыделитьрассказкаксамостоятельныйжанрлитературы Единствовремени.Времядействияврассказеограничено.Необязательно-однимисутками,какуклассицистов.Темнеменее,рассказы,сюжеткоторыхохватываетвсюжизньперсонажавстречаютсянеслишкомчасто.Ещережепоявляютсярассказы,вкоторыхдействиедлитсястолетиями. Временноеединствообусловленоитесносвязаносдругим-единствомдействия.Дажееслирассказохватываетзначительныйпериод,всеравноонпосвященразвитиюкакого-тоодногодействия,точнеесказать,одногоконфликта(наблизостьрассказадрамеуказывают,кажется,всеисследователипоэтики). Единстводействиясвязаноссобытийнымединством.Рассказобычнообладаетпростойфабулой,соднойфабулярнойнитью(простотапостроенияфабулынискольконекасаетсясложностиизапутанностиотдельныхситуаций),скороткойцепьюсменяющихсяситуацийили,вернее,соднойцентральнойсменойситуаций. Иначеговоря,рассказлибоограничиваетсяописаниемединственногособытия,либоодно-двасобытиястановятсявнемглавными,кульминационными,смыслообразующими.Отсюда-единствоместа.Действиерассказапроисходитводномместеиливстрогоограниченномколичествемест.Вдвух-трехещеможет,впяти-ужеврядли(онимогутлишьупоминатьсяавтором). Единствоперсонажа.Впространстверассказа,какправило,существуетодинглавныйгерой.Иногдаихбываетдва.Иоченьредко-несколько.Тоестьвторостепенныхперсонажей,впринципе,можетбытьдовольномного,ноони-сугубофункциональны.Задачавторостепенныхперсонажейврассказе-создаватьфон,помогатьилимешатьглавномугерою.Неболее. Такилииначе,всеперечисленныеединствасводятсякодному-единствуцентра.Рассказнеможетсуществоватьбезнекоегоцентрального,определяющегознака,которыйбы"стягивал"всепрочие.Вконечномитоге,совершенновсеравно,станетлиэтимцентромкульминационноесобытиеилистатическийописательныйобраз,илизначимыйжестперсонажа,илисаморазвитиедействия.Влюбомрассказедолженбытьглавныйобраз,засчеткоторогодержитсявсякомпозиционнаяструктура,которыйзадаеттемуиобусловливаетсмыслистории. Соответственновышеперечисленнымединствам,принаписаниирассказаследуетпридерживатьсяоднойидеикомпозиционногопостроения,акцентироватьвниманиевосновномнаодномперсонаже,егоглавныхчертах.Втекстенедолжнобытьизлишнемногоописанияилимногодействий.Толькоеслионинеобходимыилинеизбежны. Самаястрашнаяошибкаавтора–перенасыщениетекста,излишняядетализация,нагромождениенеобязательныхподробностей.Подобноеслучаетсясплошьирядом.Какнистранно,оченьхарактернаэтаошибкадлялюдей,крайнедобросовестноотносящихсякнаписанному.Возникаетжеланиевкаждомтекстевысказатьсяпомаксимуму. Всемотивыврассказедолжныработатьнасмысл,раскрыватьтему.Ружье,описанноевначале,простообязановыстрелитьвконце истории. 1.3 Разновидности Разновидностейрассказамного.Укаждогомастерасвояманера«разговаривать»считателями,своинаходкиисвойфирменныйстиль.Невсякийхудожниксловаспособеннарисоватьтрагедиюикомедиюжизнивсегонесколькимиросчеркамипера.Мастерарассказанегонятсязаобъемомпроизведения.Инепытаютсявтиснутьвсвойтрудкакможнобольшесобытийидействий.Напротив,истинноталантливыйрассказповествуетвсегоободномэпизоде,подсмотренномилиподслушанномвнимательнымавтором,ободномяркоммоменте,мимолетномсобытии,котороеспособноизменитьхарактерыгероевиполностьюперевернутьмировоззрениекакперсонажей,такичитателей. Литераторыназываютразновидностямирассказаочеркиновеллу. Разницамеждуэтимитипамирассказавтом,чтоочерк–всегдадокументалениописателен,ановелларождаетсяввоображенииавтораиможетбытьдалекаотжизненныхреалий,атакжеобязательносодержитконфликт,которыйираскрываетхарактерыгероев,идвигаетсюжет.такжеобязательносодержитконфликт,которыйираскрываетхарактерыгероев,идвигаетсюжет. Однаковсовременнойлитературеочеркпринятоотноситькпублицистике,авотновеллуисобственнорассказ–считатьразновидностямималыхжанровлитературы.Новеллаотличаетсяотрассказабольшейфантастичностьюсюжета,сказочностьюинереальностью(поэтомунекоторыелитературоведыполагают,чтопрообразаминовеллынаРусибылисказкаибылина).Авсущностивсепросто:рассказ–жанрдлятех,сестрычьеготаланта–краткость,умениеподмечатьивидетьвпростом–удивительное! Что привлекает писателя к рассказу? Важно иметь в виду, что рассказ - в том виде, в каком мы его знаем, - сравнительно недавнее явление. Возникновение нового поколения образованной читающей публики из среднего класса, а также появление периодических журнальных изданий, предназначенных для массового читателя, привело к буму в области короткого рассказа, который в США и Европе продлился не менее ста лет. Первоначально для многих писателей, особенно в Америке, это был источник заработка: НатаниэлГоторн, Герман Мелвилл и Эдгар Аллан По писали рассказы, чтобы иметь возможность продолжать работу над серьезными замыслами, не сулившими больших доходов. В 1920-е годы Фрэнсис Скотт Фицджеральд за рассказ, опубликованный в "SaturdayEveningPost", получил четыре тысячи долларов. (Это и сегодня большая сумма, но, чтобы понять, что она означала тогда, ее нужно умножить на десять.) Популярность рассказа всегда - в большей мере, чем в случае романа, - зависела от коммерческих факторов. 2. Короткий рассказ в творчестве У.С Моэма 2.1 Жизненный путь У.С.Моэма и общие особенности творчества Английский романист, драматург, автор коротких рассказов и самый высокооплачиваемый (в 30-е годы) в мире писатель. Несмотря на популярность, Моэм не получил серьезного признания публики, о чем он размышляет в автобиографии "Подводя итоги" (1938), замечая, что "стоял в первом ряду второразрядных". В его романах действие происходит в разных странах, повествование ведется в простом и изысканном стиле. Его литература примыкала к натурализму, драматургии и натурализму. Уильям Сомерсет Моэм родился в Париже и был младшим (шестым) сыном юриста британского посольства. Французский стал для него первым родным языком. В возрасте 10 лет он лишился родителей. Его мать умерла от чахотки, когда ему было 8 лет, а отец, когда 10. Мать была на редкость красивой женщиной, а отец на редкость некрасивым. Моэма отправили в Англию, где он жил в семье дяди, викария, в городе Уитстебл. Учился в школе Кингс, в Кентербери, а потом в Гейдельбергском университете, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил диплом доктора, но оставил занятия медициной после того, как его первые романы и пьесы стали пользоваться успехом. Свой талант он возможно унаследовал от бабки по линии матери. Она писала бульварные романы и салонные романсы. Моэм жил и писал в Париже в течение десяти лет. В 1897 году появился его первый роман "Лиза из Ламбета", которая была основана на личном опыте писателя, который принимал роды. Первая пьеса, "Человек чести" была написана в 1903 году, и в 1904 году уже четыре пьесы шли одновременно на сценах Лондона. Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "Бремя страстей человеческих" (1915) (в оригинале "О человеческом рабстве - так называется глава 4 "Этики" Б. Спинозы), который считается лучшим произведением Моэма. Мы видим детство, юность и годы взросления Филиппа Кэри, который от рождения хромой ("приволакивает одну ногу"). Филипп почти не знал своих родителей, воспитывался религиозными дядей и тётей, но настоящее образование получил в гейдельбергском университете. Филипп отправляется в Париж изучать искусство, в возрасте 30 лет получает диплом доктора и женится на Салли Этелни, жизнерадостной простой девушке. Плодовитый писатель, Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов. Лучшие романы Моэма – в значительной степени автобиографические Бремя страстей человеческих (OfHumanBondage) и Пироги и пиво (CakesandAle, 1930); экзотический Луна и грош (TheMoonandSixpence, 1919), навеянный судьбой французского художника П.Гогена; повесть о южных морях Тесный угол (TheNarrowCorner, 1932); Острие бритвы (TheRazor ' s Edge, 1944). После 1948 Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу на литературные темы. Стремительная интрига, блестящий стиль и мастерская композиция рассказа доставили ему славу «английского Мопассана». По натуре Моэм был человеком сугубо партикулярным, однако и ему доводилось соприкасаться с делами войны и мира. Речь идет не об участии в боевых операциях, а о том, что принято именовать "тайной войной". Первый раз это было в конце 1910-х годов. Моэм согласился тогда выполнить для британской разведки деликатную миссию, о которой поведал впоследствии в автобиографических записках и в сборнике "Эшенден, или Британский агент"(1928). Он был послан в ряд европейских стран для тайных переговоров с целью не допустить их выхода из войны. С той же целью и еще с заданием помочь Временному правительству удержаться у власти он прибыл в Россию после Февральской революции. Не без изрядной доли самоиронии он уже стариком писал о том, что миссия сия была неблагодарной и заведомо обреченной, а сам он - никудышным "миссионером". Тем не менее и этот опыт, судя по всему, пригодился ему как писателю, обогатив знанием "тайной войны" во всей ее отнюдь не романтической, жестокой, а то и отталкивающей наготе. И не только это. Поездка в Россию и то, что увидел там этот проницательный наблюдатель, думается, могли укрепить его в некоторых соображениях, к которым он пришел еще у себя на родине и которыми позже поделился в книге "Подводя итоги": "Трудно примириться с тем, что у людей нет работы; что самая работа так уныла; что они, а с ними их жены и дети, живут впроголодь и впереди их не ждет ничего, кроме нищеты. Если помочьэтому может только революция, тогда пусть будет революция, и поскорее". Тем более маловероятным представляется, чтобы "русский" опыт и провал миссии в Петрограде не внесли своей лепты в признание Моэмом неизбежности и необратимости революционных преобразований общества: "Я не сомневаюсь, что пролетариат, все яснее сознавая свои права, в конце концов захватит власть в одной стране за другой, и я не перестаю дивиться, почему нынешние правящие классы, чем упорствовать в напрасной борьбе с этой неодолимой силой, не используют всякую возможность подготовить массы к выполнению предстоящих им задач, так чтобы, когда нынешних правителей отстранят от дел, их постигла бы менее жестокая участь, чем в России". В России ему не понравилось. Он видел в людях неискренность, напыщенныедеклорации, апатию и вялость. Моэму никак не откажешь в трезвом понимании исторических процессов независимо от того, устраивали они его или нет. Под видом репортера, Моэм работал на британскую разведку в России во время русской революции 1917 года, но заикание и проблемы со здоровьем препятствовали карьере на этом поприще. Из России он уехал разочарованным. Люди ему показались неискренними и вялыми. Образ жизни и нищета ему тоже не понравились. Из затеи послать его в Румынию ничего не вышло, и он был этому рад, так как был болен туберкулезом. (За свою жизнь еще он был болен дважды лихорадкой) Два года он пролечился в санатории в Шотландии и выздоровел. По выздоровлении он отправился в Китай с другом. Там он искал новых впечатлений и новых людей. Сам по себе Моэм был стеснительным, но его друг знакомился с различными людьми, а потом знакомил и его. Когда Моэм направлялся в г. Паго-Паго (острова Самоа) на одном борту с ним оказались миссионер и женщина легкого поведения, это послужило поводом к написанию самой нашумевшей истории, рассказанной позже в рассказе "Дождь" (по ее мотивам снято несколько фильмов). В 1928 году он поселяется во Франции. Его пьесы, среди которых "Круг" (1921) - сатира на общество, "Наше лучшее" (1923) - об американцах в Европе, и "Постоянная жена" (1927) - о жене, которая мстит неверному мужу, ставили в Европе и США. Знаменитый роман Моэмса "Луна и грош" (1919) рассказывает о Чарльзе Стриклэнде, а вернее о Поле Гогене, который выведен под именем Стриклэнда, художнике, чей отказ от цивилизации привел его на остров Таити. Там его поражает лепра (проказа), но он продолжает писать картины. "Дрожание листа" (1921) включает историю "Дождь", сценическую версию этой истории предложили к постановке Джон Коль тон и КлеменсРандольф в 1922 году. Роман "Лезвие бритвы" (1944), где речь идет о духовном поиске человека, был дважды экранизирован. В предисловии к этой книге Моэм написал: "Здесь нет выдумки", в ней изображен молодой американский человек, прошедший войну, он оказывается то в Италии, то в Лондоне, то на Ривьере или на Монпарнасе. В конце концов, от ужасов войны он находит покой в Индии, сливаясь с Абсолютом, согласно философскому учению, известному как Веданта. Считается, что Моэм положил начало жанру современного шпионского романа книгой "Эшден, или британский агент" (1928), которая частично была основана на личном опыте писателя. Альфред Хичкок использовал несколько отрывков из этого текста в фильме "Секретный агент" (1936), в частности истории "Предатель" и "Безволосый мексиканец". В фильме (местом действия является Швейцария) агент убивает не того человека, а затем продолжает преследовать настоящую жертву. Моэм верил в то, что истинная гармония заключается в противоречиях общества, что нормальное на самом деле не является нормой. "Обыденная жизнь - это самое богатое для исследования писателя поле" - заявлял он в книге "Подводя итоги" (1938). В сатирическом рассказе "Муравей и кузнечик" он противопоставляет двух братьев, легкомысленного и беспринципного Тома и добродетельного трудягу Джорджа, предполагается, что Том, в конце концов, окажется на обочине жизни, однако, тот женится на богатой старой леди, которая умирает и оставляет ему состояние. Хотя Моэм пользовался всемирной известностью, ему не было присвоено звание рыцаря*, а его связь с ДжералдомХакстеном, его личным секретарем, долго была предметом сплетен. Тот жил с ним и вскоре умер от алкоголизма. Моэм умер в Ницце 16 декабря 1965 года. Говорят, перед смертью он просил сэра АлфредаАйера, известного философа-позитивиста, навестить его и уверить его в том, что нет жизни после смерти. 2.2 Общие мотивы творчества Моэма Литературная биография писателя, как он сам признавал, сложилась удачно. У Моэма рано проявилось стремление к внутренней свободе, «бунт против образа мыслей и обычаев тойсреды,вкоторойвырос,преждевсегопротивчопорностииснобизма,неискренностичеловеческихотношений,приносимыхвжертвусооброжениямсалоннойреспектабельности,противдуховнойпустотыкумиров"высшегосвета".Этопроявилосьввыборетемыдляпервогоромана"ЛизаизЛамбета"(егопервыйудачныйрассказ),воссоздавшийбытинравылондонскихтрущобконцапрошлоговека-Моэмучастоприходилосьтамбывать,когдаонизучалмедицинуприбольницесв.Фомы,-большогоуспеханеимела.Однакожеиревнители"чистотынравов",устроившиеостервенелыйразноскнигамТ.Харди(Английскийроманист,новеллистипоэт.Большинствосвоихромановирассказовпосвятилкрестьянам)"Тэссизродад'Эрбервиллей"(1891)и"ДжудНезаметный"(1896),как-тообошливниманиемроманМоэма;можетбыть,потому,чтошельмование"Джуда",имевшееместонезадолгодопоявления"Лизы",разрядилоихкритическийзапал. Какбытамнибыло,книгаМоэмаполучиладаженесколькоблагожелательныхотзывов,иэтоукрепилоначинающегоавтораврешениипредпочестьлитературнуюкарьерумедицинской. Читатель,конечно,заметит,чтовкнигахМоэманередкозаходитразговороденьгах.Инойразэтоготребуетсюжет,как,например,вромане"Остриебритвы"(1944),вдругихслучаяхразговорвозникаетприменительноксобственномутворчествуписателя.Моэмнескрывалтогофакта,чтопишетнерадиденег,адлятого,чтобыизбавитьсяотпреследующихеговоображениезамыслов,характеров,типов,ноприэтомотнюдьневозражает,еслитворчествообеспечиваетему,помимопрочего,ещеивозможностьписатьто,чтоонхочет,ибытьсамомусебехозяином.Законное,сточкизренияздравогосмысла,желаниехудожникамногимикритикамивоспринималоськакубедительноесвидетельствопресловутогомоэмовского"цинизма",мифокоторомсумелпережитьписателя-долгожителя.Междутемречьможетидтиужникакнеокорыстолюбии,ноожизненномопытечеловека,которыйизведалбедностьвюностиидостаточнонасмотрелсякартинуниженности,нищетыибесправия,чтобыпонять:бедностьвореолесвятостиикроткогосмирения-выдумка,нищетанеукрашает,арастлеваетитолкаетнапреступления. ВотпочемуМоэмрассматривалписательствоикакспособзаработатьнажизнь,какремеслоитруд,неменее,ноинеболеепочетныеидостойные,чемпрочиечестныеремеслаиработы:"Ухудожниканетникакихоснованийотноситьсякдругимлюдямсвысока.Ондурак,есливоображает,чтоегознаниячем-товажнее,икретин,еслинеумеетподойтиккаждомучеловекукаккравному".Можнопредставить,какэтоидругиеподобныевысказываниявкниге"Подводяитоги"(1938),позднеепрозвучавшиеивтакихсочиненияхэссеистско-автобиографическогоплана,как"Записнаякнижкаписателя"(1949)и"Точкизрения"(1958),могливзбеситьсамодовольных"жрецовизящного",кичащихсясвоейпринадлежностьюкчислуизбранныхипосвященных. Сихточкизрения,"цинизм"-ещемягкосказанооколлегепотворческомуцеху,которыйпозволяетсебеутверждать:"...умениеправильноохарактеризоватькартинуничутьневышеуменияразобратьсявтом,отчегозаглохмотор". БудущийписательродилсявсемьеслужащегобританскогопосольствавПариже,ранопотерялродителейивоспитывалсяудяди,викариявгородке Уитстеблнаюго-западеАнглии;тамМоэмокончилсреднююшколу.Обэтихгодахегожизничитательможетсоставитьпредставлениеподвумроманам,переведеннымнарусскийязык,-"Бремястрастейчеловеческих"(1915)и"Пирогиипиво,илиСкелетвшкафу"(1929). Демократизмего,качествоприобретенное,плоднаблюдений,самовоспитанияивыработкинепредвзятоговзгляданавещи,чтолишнийразопровергаетлегендуо"цинизме"писателя. Демократизмсослужилемухорошуюслужбуивчистолитературнойсфере:благополучнаялитературнаябиографиянемыслимабезвзаимопониманиямеждуавторомичитателем,ихнепрерывающегосяблагожелательногоконтакта.УважительноеотношениеМоэмактрудуиремесламследствиемсвоимимелостольжеуважительныйподходкпотенциальномучитателю,каковыммогбытьремесленникилирабочий.Писательнеизменновыступалпротивнарочитойусложненностиформы,заведомойнеясностивыражениямысли,особенновтехслучаях,когданепонятность"...рядитсяводеждыаристократизма. Авторзатуманиваетсвоюмысль,чтобысделатьеенедоступнойдлятолпы"("Подводяитоги"). Яотказываюсьверить,-тамжепрокламируетМоэм,-чтокрасота-этодостояниеединиц,исклонендумать,чтоискусство,имеющеесмыслтолькодлялюдей,прошедшихспециальнуюподготовку,стольженезначительно,кактеединицы,которымоночто-тоговорит.Подлинновеликимизначительнымискусствоммогутнаслаждатьсявсе.Искусствокасты-этопросто игрушка. ЭтопринципиальноеположениеэстетикиМоэмастоилоемусимпатийрафинированнойэлиты,нозатозавоевалоширокогочитателя.Онведьнетольконаставлял: Стилькнигидолженбытьдостаточнопрост,чтобылюбойскольконибудьобразованныйчеловекмогчитатьееслегкостью..."("Десятьроманистовиихроманы")-онвсюжизньвоплощалэтирекомендациивсобственномтворчестве. Моэмалегкочитать,нозаэтойлегкостьюкроютсякропотливаяработанадстилем,высокийпрофессионализм,культурамыслиислова.Легковесностьпроблематики,облегченностьхудожественныхрешенийтутрешительнонипричем,однакоупрекивтомидругомипосейденьвысказываютсяпоегоадресу. Вкакой-томереэтообъясняетсятем,чтоМоэмписаллишьотом,чтозналдосконально,поэтомунекоторыесущественныеобластижизни,ккоторымоннеимелпрямогокасательстваикоторыенемогнаблюдатьвоочию,выпалиизкруганепосредственногоизображениявегокнигах-война,революционныедвиженияэпохи,жизньтрудящихсяклассов,"коридорывласти". Онвообщеполагал,чтописателюнеделозаниматьсяполитикой,посколькуэтопагубносказываетсянатворчестве. Имеетсяввиду,конечно,неполитическийроманкакявлениехудожественногописьма,апопыткипредставитьполитическиеидеивпрозаическомобрамлении:иллюстративностьлитературеивправдупротивопоказана.Нопути,какими"политика",история,времяпроникаютвтканьхудожественногопроизведенияивнемзапечатлеваются,воистинунеисповедимы.Историялитературысвидетельствует:еслиписательподходиткжизнивдумчиво,ответственноичестно,онтакилииначеотобразитвсвоихкнигахполитическиереалииэпохиидастимоценку. ЛитературныйдебютМоэмавыпалнапоследниегодыправлениякоролевыВиктории,когдаБританскаяимпериябылавзенитемогущества.Скончалсяписатель,когдаимперияфактическипрекратиласвоесуществование.Еслиподходитькимнаписанномусформальнымимерками,остаетсяпризнать,чтовроманахирассказахМоэманетсужденийпоэкономическимиполитическимаспектам.Ноформальныйподходтемиплох,чтоформален. ЗавекасвоегосуществованияБританскаяимпериявыработалаособуюформуобщественногосознания,окончательносложившуюсяввикторианскуюоэпоху. Этаформапредставляласобойсложный,покоящийсянаиерархическомпринципекомплекснормповедения,нравственныхориентиров,социально-политическихценностейипсихологическихустановок;егонеотъемлемымислагаемымибыликонцепциябританскогоофицераиджентльменаинепреступаемостьгранимежду"белымчеловеком","сахибом",и"туземцем".Короче,тобылтрадиционныйбританскийснобизм,обогащенныйопытоммноговековогоколониальногогосподства. Неприходитсяпоэтомуудивляться,чтонравственнаяиэстетическаякритикамирабуржуапочтивовсехпроизведенияхМоэмавыливается,какправило,воченьтонкое,едко-ироническоеразвенчаниеснобизма,опирающеесянатщательныйотборхарактерныхсловечек,жестов,чертвнешнегообликаипсихологическихреакцийперсонажа.Вусловияхжеколониальнойдействительностистрогоесоблюдениенравственныхисоциальныхпрописейкода"белогочеловека"или,напротив,ихнарушениеслужитисточникомжизненныхтрагедий,загубленныхсудебирепутаций,надругательстванадчеловеческимдостоинством,подлостейипреступлений,создаетнравственныйклимат,нетолькодопускающий,нопотворствующийзабвениюобщечеловеческойморалипривнешнемсоблюдениипринятогосоциального"протокола". НавзглядМоэма,абсолютизациялюбоймнимости,порождающаянетерпимость,ивсякие,пустьсамыеискренние,вошедшиевплотьикровьформыфанатизма,включаярелигиозный,противнычеловеческойнатуре,сутьнасилиенадчеловеком.Жизнь,неустаетнапоминатьписатель,раноилипоздноихсокрушает,избираясвоиморудиемсамогочеловека,ирасплатабываетжестокой,каквслучаеспреподобнымДэвидсономизхрестоматийнойновеллы"Дождь". Междукодексом"офицераиджентльмена"иподлиннойнравственностью,междудогмойиживойжизньювкнигахМоэмаобнаруживаетсятакоежерасхождение,какмеждуколониалистскимимифамииреальностью. Наповеркуполучается,чтоМоэмсказалсвоесловооб"имперском"общественномсознаниисоотечественников,причемсделалэтовсвойственнойемувнешненейтральнойманере,когданеавторсвоимиподсказкамиипояснениями,асамхудожественныйматериал,соответствующимобразоморганизованныйсюжетиперсонажи,раскрывающиесяпреимущественноизвне,ведутчитателякопределенномуморальномувыводуовоспроизведенномкускежизни. ВотиэтаполитическаяреалияисториинынешнегостолетиянаходитотражениевтворчествеМоэма,итрактовкаеевроманеоднозначнаибескомпромиссна.ИзскупыхфрагментовфронтовыхвоспоминанийЛарри,рассыпанныхпотексту,онапредстаеткактупоевзаимоистребление,самойсвоейбессмысленностьюобнажающееиначальнуюложьмиропорядка,которыйеедопустил. В1921годубылопубликованрассказ"ПадениеЭдвардаБарнарда",представляющийсобоюкакбыконспектбудущегоромана«Бремястрастейчеловеческих»,дистанциявременинемогланесказатьсянаэтойкниге.В1920-егодывойна1914-1918годовмногимивоспринималаськакчудовищная,новсежеединичнаякатастрофа,котораябольшенеповторится.Нафонесобытий1940-хгодовонапросматриваласьужекакзакономерность.Вероятно,поэтомудлягерояМоэманеонабылапричинойдлятотальногоотказаоттогдашнейсистемыценностей,онасталаскорееповодом,аещевернее-катализатором,проявившимзаложеннуювцивилизациинеспособностьдатьответнаосновополагающиевопросыбытия:осмыслежизни,оБоге,обистокахзлаиприродедобра,опредназначениичеловекавмире. 2.3ОсобенностиавторскогостиляУ.С.Моэма ОтличительнаячертавпроизведенияхМоэма–упрощенностьтекста.Оннеописываетподробнодеталиистараетсядонеститекстдолюбогочитателя.Такимобразомтекстполучаетсяживымиестественным.Событияразвиваютсядинамично,иэтонедаетчитателюзаскучать.Автороченьчастоссылаетсянаклассическихписателей,художников,музыкантов,произведенияискусства,географическиеназвания.Этопредставляетсобойлингво-культурологическийинтересдлячитателейиговоритоэнциклопедическойэрудированностиМоэмавразныхобластях.Хотяличноуменявозникаламысльприпрочтениинекоторыхрассказовегораннеготворчества,чтоониписалисьнестолькодлясебя,сколькодляпублики,чтобыугадитьейиутвердитьсянаписательскомпоприще.Либожезаработатьнаних.Ноэтовполнеестественно.Немаловажнуюрольиграетито,очемонпишет. Широкобытуетмнение,будтоМоэмпопуляренпостольку,посколькуписалувлекательноипросто.Смеемутверждать,чтонеменьшеезначениеимелото,очемонписал.Неподходионкжизнисерьезно,безскидокназаниженныезапросылюбителейнеобременительногочтения,незадавайсяонвопросами,требующимиотчитателявстречнойработымысли,-ипопулярностьегобылабысовсемдругогорода.Это-основное.Ноибезнеповторимого"моэмовского"стиля,разумеется,небылобытогоМоэма,которогоценитилюбитсамыйразнокалиберныйчитатель. Ввопросахформыписательбылтакжевзыскателен,какивотношениисодержаниясвоейпрозы.Онбылпрофессионаломвхорошемсмысле,писалкаждыйдень,итолькодряхлостьположилаконецэтойпривычке,сгодамипревратившейсявпотребность. Онниразу,дажебудучиужепризнанныммастером,непозволилсебепредставитьнасудпублики"сырую"илипокаким-топричинамнеудовлетворяющуюеговещь.Каконсамсказал,чтоподолгувынашивалидейдлярассказа,преждечемначатьегописать.Онжесткоследовалреалистическимпринципамкомпозицииипостроенияхарактера,которыеполагалнаиболееотвечающимискладусвоегодарования: "Сюжет,которыйавторрассказывает,долженбытьяснымиубедительным; ондолжениметьначало,серединуиконец,причемконецдолженестественнымобразомвытекатьизначала...Такжекакповедениеиречьперсонажадолжнывытекатьизегохарактера" Надфразойисловомонработалупорно."Последолгихразмышленийярешил,чтомнеследуетстремитьсякясности,простотеиблагозвучию" -таксамМоэмопределилв"Итогах"специфическиечертысвоегописьма,ичитательнаходитунегоособуюсоразмерностьмеждусмысловымнаполнением,звучаниемидажевнешнимрисункомпредложения,фразы. Кегопрозесполнымоснованиемможноотнестиканонсовершеннойпоэтическойречи. ПоэтомупрозаМоэма"фактурна"иэмоциональновыразительнапривсейестественности,простоте,отсутствиистилевыхукрашенийиорнаментальности.Парадоксальноесочетаниевещей,казалосьбы,несочетаемых,которое,занеимениемилинежеланиемобъяснения,удобносписатьпоразрядупротиворечий,быловвысшейстепенисвойственноМоэму,человекуиписателю.Связанныйрождениемивоспитаниемсверхушкой"среднегокласса",именноэтотклассиегоморальонсделалглавноймишеньюсвоейязвительнойиронии.Одинизсамыхсостоятельныхлитераторовсвоеговремени,онобличалвластьденегнадчеловеком.Скептик,утверждавший,чтолюдиемувпринципебезразличныиничегохорошегождатьотнихнеприходится,онбылособенночутоккпрекрасномувчеловекеиставилдобротуимилосердиепревышевсего.Идалеевтомжедухе. КнигиМоэмаиличностьихавторавызывали,вызываюти,можносуверенностьюсказать,будутвызыватьксеберазноеотношение,нотольконеравнодушие.Честностьписателяпередсамимсобойисвоимичитателямивсегдаимпонирует.Онавызываетназаинтересованныйразговорссопоставлениемсуждений,оценокиточекзрения,итакойразговорсМоэмомведутвотуженесколькопоколений,соглашаясьсним,споря,атоиполностьюрасходясьво мнениях. 2.4СвоеобразиекороткогорассказаУ.С.Моэма(напримереанализаконкретныхрассказов) «Рассказ-произведение,котороечитаетсявзависимостиотегодлины,отдесятиминутдочасаиимеетделосединственным,хорошоопределеннымпредметом,случаемилицепьюслучаев,представляющихсобойнечтоцельное.Рассказдолженбытьнаписантак,чтобыневозможнобылоничегонидобавить,ниубавить»,-У.С.Моэм. Моэмнаписалсвыше100рассказов.Ихусловноразделяютнатригруппы.Первуюсериюрассказов,опубликованнуювначале20-хгодов,объединяетантиколониальнаятематика.Втораясериярассказов,посвященнаяработеМоэмав«ИнтеллидженсСервис»,вышлаотдельнымсборникомв1928годуподзаголовком«Ашенден,илиБританскийагент».Авторразвенчиваетмиф,созданныйбуржуазнойпрессойвокруг«ИнтеллидженсСервис»,чьядеятельностьпреподносиласьвполулегендарномсвете.изтретьейгруппырассказовследуетвыделитьрассказ"ПадениеЭдвардаБернарда".Моэмподвергаетжесточайшейкритикекультдене....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: