VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Законодательство о религиозных организациях в системе права Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001969
Тема: Законодательство о религиозных организациях в системе права Российской Федерации
Содержание
Религиозная организация –духовная образовательная организация
высшего образования «Пензенская духовная семинария
Пензенской Митрополии Русской Православной Церкви»
Кафедра Церковной истории и философии







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


по предмету «История Русской Церкви»
на тему:
«Законодательство о религиозных организациях в системе права Российской Федерации»








Автор:____________________________________(Никишин Михаил)
(подпись)
Научный руководитель:_________________ (профессор Костин К. К.)
(подпись)
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой
Церковной истории и философии____________________(Мартынов О.П.)
(подпись)



Пенза, 2018


     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение
3
Глава 1 Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Российской Федерации
6
1.1 Принципы конфессионального взаимодействия
6
1.2Социальная обусловленность правового регулирования 
деятельности религиозных организаций
10

1.3Религиозная организация как субъект права
14
Глава 2Система конфессионального законодательства в Российской Федерации
18
 2.1 Конституция Российской Федерация
18
2.2 Федеральные законы и другие нормативно правовые документы
21
2.3 Нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации
35
Глава 3Перспективы развития законотворчества 
связанного с религиозными  организациями
42

3.1 Проблемы совершенствования законодательства
42
3.2 Основные тенденции развития законодательства о 
религиозных организациях.
45

Заключение
56
Библиография
58



Введение
     Тенденция развития  гражданского общества и правового государства может быть плодотворной при условии включения в него широкого спектра общественных  и государственных структур, охватывающих все слоинаселения страны. Одной из составляющих граней гражданского общества являются и общественные и религиозные объединения, которые выступают в качестве связующего звена между государством и общественными отношениями. Через эти объединения реализуются разнообразные права и свободы личности человека и гражданина, и, в первую очередь, это  право на объединение. Государственное обеспечение возможности реализации данного права осуществляется прежде всего через конституционные гарантии и свободы определяющие  деятельность общественных и религиозных объединений, с учетом их равенства перед законом, признания политического многообразия и многопартийности.Кроме категорического запрета на создание и деятельность общественных и религиозных объединений, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российского государства, образование вооруженных формирований, разжигание национальной розни,подрыв безопасности государства, Перечисленные нормы Конституции РФ составляют «ядро конституционно–правового института общественных и религиозных объединений, формирующегося в настоящее время в рамках той отрасли конституционного права, котораярегулирует конституционное положение человека и гражданина». 
     Общие черты между всеми объединениями состоит в том, что они, «являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии». 
     Вопросы правового положения общественных и религиозных объединений разработаны в трудах отечественных учёных: Тихомирова Ю.А.Авакьяна С.А., Баглай М.В., Боголюбова С.А., Безуглова А.А. Валявина Е.Ю., Воеводина Л.Д., Краснова М.А., Садкова, Чиркина В.Е., Атаманчуца Г.В.,Гущина В.З.,Нарсесянца В.С.,Смирнова В.В. и других.
     Актуальность выбора темы дипломной работы определяется несколькими теоретическими и практическими положениями. Прежде всего, это происходящие в стране социально–экономические изменения, существенно преобразовавшие систему юридических лиц, и органов власти, характер деятельности этих органов с одной стороны. С другойнеобходимость  разработки принципиально нового правового законодательства, отвечающего  потребностям нашего времени. Это выразилось в принятии разнообразных законодательных и подзаконных актов, в которых сформулированы аспекты, определяющие понятие, виды и особенности юридических лиц.
     Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности религиозных организаций 
     Предмет исследования составили нормы права Российской федерации, регулирующие правовое положение религиозных организаций
     Целью настоящего исследования является научный анализ Законодательство о религиозных организациях в системе права РФ
? комплексный анализ российских правовых норм, регулирующих отношения в сфере религии;
? изучение правового статуса субъектов религиозного законодательства;
? выявление тенденций развития гражданского законодательства в данной    области.
     Методы исследования основаны наанализе и синтезе  правовой и юридической литературы. Выполненное исследование это по сути  методика научного познания явлений окружающей социально политической жизни, отражающий связи между теорией и практикой. Обоснование положений и выводов, содержащихся в  работе, это результатинтегрированного применения следующих методов правового исследования:
     –анализ документов,как метод, предполагает формированиеразличных  гипотез, тщательный анализ материала, выявление логических взаимосвязей построения  текстов документов, фактической достоверности и приводимых сведений. 
     – формально–юридический метод позволяет определить юридические понятия и их классификацию, выявлять их атрибуты,  правильное пониманиеправовых норм;
     – сравнительно–правовой метод, позволяетвыявлятьсходство и различие правовых систем и их составных  частей.
      Структура диплома предопределяются целями и задачами дипломной работы. Работа содержит введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и библиографический список.

Глава 1 Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Российской Федерации
1.1 Принципы конфессионального взаимодействия

     Конституция Российской Федерации и российское законодательство определяют четыре основных принципа, на которых основано взаимодействие государства с религиозными объединениями.
     Во–первых, в соответствии с Конституцией Российская Федерация – светское государство. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 1 ст. 14).
     Во–вторых, «религиозные объединения отделены от государства и равны перед
     Основой для современных отношений между религиозными организациями и государством стало законодательство, сложившееся после принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, и в первую очередь Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125–ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законодательство прояснило смысл понятий конституции таких как: «понятие светского государства», «отделение религиозных объединений от государства», «равенство религиозных объединений перед законом» и др.
     В–третьих, как признано Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», приоритетным для государства во взаимоотношениях с религиозными объединениями является признание особой роли православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовности и культуры и выражение особого уважения к христианству, исламу, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
     Россия – как страна это представитель многонационального и многоконфессионального государства, обладает уникальным по богатству и многообразию национальным и конфессиональным составом. На ее территории проживает свыше 180 наций и народностей, действует более 60 конфессий.
     Россия обладает уникальным опытом межконфессионального диалога и сотрудничества. Достаточно сказать, что в нашей стране никогда не было религиозных войн. На протяжении многих столетий в мире и согласии живут последователи мировых религий, приверженцы множества традиционных национальных религий. История России, наш уникальный опыт интеграции различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности народов – наглядное опровержение сомнительной концепции «столкновения цивилизаций». Национальное и культурное разнообразие совместно с цивилизационным единством России на своем примере доказывает – возможность эффективного межконфессионального взаимодействия.
     К сожалению, одна из негативных тенденций нашего времени – угроза обострения межнациональных и в том числе межрелигиозных противоречий, с которой столкнулась вся человеческая цивилизация. Сохранение и укрепление межнационального мира и согласия в нашей многоконфессиональной стране – серьезная задача, которая требует согласованных усилий всех ветвей государственной власти и формирующегося гражданского общества.
     В современной России сформирован эффективный механизм, содействующий межрелигиозному диалогу и конструктивному взаимодействию.
     При Правительстве Российской Федерации успешно работает Комиссия по вопросам религиозных объединений.
     Консультативные структуры, куда входят местные религиозные лидеры, существуют и при большинстве губернаторов и глав администраций субъектов Российской Федерации.
     
     На различных государственных уровнях сложилась положительная практика формирования соглашений о сотрудничестве между органами исполнительной власти и различными религиозными организациями и объединениями. Например религиозные лидеры работают даже в составе Общественной палаты Российской Федерации.
     Для сохранения межрелигиозного мира и согласия немало делается и самими религиозными кругами. Религиозными организациями России учреждены авторитетные межконфессиональные организации, вносящие весомый вклад в развитие диалога и сотрудничества последователей разных религий. Здесь упомяну созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России, который объединяет лидеров ведущих религиозных традиций России1.
     В марте 2004 г. был создан Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств, способствующий межконфессиональному диалогу и взаимопониманию на пространстве СНГ.
     Для Российской Федерации одним из насущных вопросов является развитие диалога прежде всего между православными христианами и представителями мусульман, на протяжении многих веков живущими на одной территории. Этот диалог динамично ведется как внутри страны, так и в международном масштабе. Важным стимулом для его активизации на международном уровне стало вступление Российской Федерации в 2003 г. в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя.
     Убедительным подтверждением значительного потенциала межконфессионального диалога и сотрудничества, накопленного в России, стал и Всемирный саммит религиозных лидеров, который состоялся в москве в июле 2006 г.
     Прежде всего, комиссия занимается анализом и совершенствованием законодательства. Но не только этим. Неоднократно члены комиссии были вынуждены на местах разбираться с инцидентами, которые могли привести к конфликтам на межнациональной или межконфессиональной почве. Время неоднократно показало , что объединенная комиссия способна остановить взрывоопасное развитие конфликтов и противоречий с тем чтобы направить развитие подобных ситуаций в конструктивное русло.
     В числе вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, были состояние законодательства и приоритетные задачи законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики, проблемы образования, практика работы органов государственной власти субъектов Федерации по нормативно–правовому регулированию вопросов межнациональных отношений, роль русского языка в культурной жизни страны и адаптации мигрантов и многое другое.
     Поэтому в марте 2009 в Совете Федерации на заседании Объединенной комиссии, в котором приняли участие представители ведущих религиозных организаций страны, обсуждался законопроект «Об Общественном совете по телевидению». Дискуссия была очень острой. К ней присоединились известные общественные и партийные деятели, ученые и гражданские объединения2
     При разработке законопроекта было принято во внимание и то, что практически во всех странах Европы существуют Общественные советы по телевидению, и никто не считает это нарушением свободы слова.
     Таким образом в Конституции Российской Федерации 1993 г. светскость государства была закреплена в ст. 14 как одна из основ конституционного строя: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.93 г. В отличие от европейских государств законодательство Российской Федерации прежде всего закрепляет отделение церкви от государства. Принцип отделения церкви от государства указывает на вытеснение проблем, касающихся свободы совести, в сферу «частного» и подчеркивает императивный характер их взаимоотношений».
     С принятием Федерального закона Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» было заявлено о приведении в соответствии с европейскими нормами законодательства о свободе совести и вероисповедания. Закон остановил бесконтрольный въезд и деятельность религиозных организаций и деятелей в России, но определил новые вопросы, так в  преамбуле была описана «особая роль» православного христианства в истории Российского государства.
     Это привело к тому, что Русская православная церковь стала высказываться по некоторым политическим вопросам, стала демонстрироваться конфессиональная принадлежность высших государственных лиц страны, началось возрождение некоторых дореволюционных церковно–правовых институтов, например, церковных судов3.
1.2 Социальная обусловленность правового регулирования деятельности религиозных организаций
     Религиозные организации в значительной мере определяют общую внутриполитическую, идеологическую и этическую обстановку в обществе. Так, религиозные духовные ценности составной частью вошли в западную и восточную цивилизации, влияют на общественное сознание и государственную политику. Во многих странах партийные и политические программы, не учитывающие постулатов государственной религии, в том числе в области социального обеспечения, наследования и раздела имущества, отношений бедных и богатых, просто немыслимы. Религиозные организации оказывают влияние на политические и социально–экономические взгляды огромных масс населения, на их отношение к идеям, политическим лидерам.
     Наряду с важнейшими правами и свободами в Конституции Российской Федерации закреплена свобода совести и свобода вероисповедания. Статья 28 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»4.
      Именно путем объединения граждан в целях совместного исповедания и распространения веры чаще всего и реализуется одна из основных конституционных свобод. Религиозные организации играют значительную роль в механизме реализации свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации. Право на создание религиозных объединений является составной частью системы основных прав и свобод человека. Эффективное правовое регулирование отношений с участием религиозных организаций, наличие правовых гарантий защиты основных прав и свобод человека имеют важное значение для социальной и политической жизни общества (социально–политический аспект).
     Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально–психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.
     Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, это органическая часть религиозно–нравственной культуры всех существующих на Земле цивилизаций, социально–нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая часть их идеологии и практики.
     «Исторические традиции участия в социальной деятельности имеются и у религиозных конфессий, традиционно существующих в России, прежде всего у Русской Православной Церкви. В последнее время все российские конфессиональные организации:  христианские мусульманские, буддистские, иудаистские – значительно увеличили  свою социальную активность». Так, для координации социальной деятельности православной церкви при Московском Патриархате создан специальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в рамках католицизма успешно работает организация «Каритас» и т.д. Правовые запреты, прежде существовавшие в этой сфере, были преодолены принятием в сентябре 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
     Начало процесса возрождения общественной — светской и конфессиональной — милосердно–благотворительной деятельности в нашей стране в конце 80–х годов в политическом плане было одним из симптомов развития общественной самодеятельности граждан. В идеологическом плане оно было свидетельством честного признания реалий жизни, наличия масс людей, нуждающихся в помощи и милосердной заботе религии. «В опыте социального служения религиозных институтов много положительного и поучительного, что, к сожалению, пока еще не всегда пользуется вниманием светских социальных работников, хотя формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах»5.
     В современном социальном служении различных религиозных учреждений важно выделить наиболее эффективные формы и направления практики социализации религиозных организаций. Например, православные общества в последнее время значительно активизировали работу в области здравоохранения, оказания помощи наркоманам, алкоголикам, заключенным; протестантскими организациями накоплен интересный опыт работы с детьми из неблагополучных семей, детских домов и интернатов. Все конфессии уделяют большое внимание организации помощи инвалидам, престарелым, безработным; ныне в центре внимания христианских и исламских организаций находится налаживание содействия жертвам межэтнических конфликтов — беженцам и перемещенным лицам, использование различных средств, для улаживания межнациональных противоречий и т.п.6
     Обращаясь к многовековому опыту служения, накопленному различными религиозными учреждениями, важно учитывать как его многообразие, обусловленное национально–этническими, культурными и конфессиональными особенностями, так и обнаруживаемое в нем сходство целей, подходов, форм. Одна из самых актуальных проблем в рассматриваемой сфере — формирование активного сотрудничества светских (государственных и общественных) и религиозных организаций, координация их деятельности. Это тем более важно, что им сегодня приходится решать подчас сходные задачи: расширение материальных возможностей совместной деятельности, укрепление ее правового положения, кадровое и информационное обеспечение, координация взаимодействия религиозных организаций, повышение их общественного престижа.
     Решение упомянутых и ряда других правовых вопросов, и прежде всего преодоление разобщенности, особенно в субъектах Федерации, в национальных регионах, между государственными, религиозными и светскими общественными организациями, является важнейшим условием повсеместного возрождения свободы вероисповедания в России.
     Преобразования в религиозной жизни общества немыслимы без
соответствующих изменений в законодательстве, регламентирующем
отношения в этой сфере. Исследование вопросов, связанных с
совершенствованием действующего регулирования гражданско–правовых
отношений, определяющих положение религиозных организаций, научное
осмысление накопленного мирового опыта является одной из важнейших задач всех сторон заинтересованных в формировании социального общества.

1.3 Религиозная организация как субъект права
      Религиозные организации до недавних пор не признавались сколько либо серьезными субъектами гражданско–правовых отношений, были лишены прав юридических лиц и на практике не имели каких–либо самостоятельных имущественных прав.
     В настоящее время положение существенно изменились, они как некоммерческие юридические лица становятся активными участниками регулируемых гражданским правом имущественных отношений.
     «Участие религиозных организаций не только в духовно–нравственной, но и в других аспектах общественной жизни безальтернативно, поскольку служит материальному и финансовому обеспечению религиозной деятельности, религиозные организации вправе осуществлять наряду с религиозной и иную не запрещенную законом деятельность».
     Основой этого являются их права на имущество – право собственности и иные имущественные права. После длительного перерыва религиозные организации вновь становятся собственниками; государство, признавая особую роль и высокую значимость религии, предпринимает шаги для передачи религиозным организациям бывшей собственности и имущества. Регулирование имущественных отношений религиозных организаций требует дальнейшего самостоятельного изучения. При этом их оптимальное правовое сопоставление должно способствовать приданию юридической определенности имущественному положению религиозных организаций как субъектов–носителей права собственности или иных имущественных прав.
     В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось, роль религии не рассматривается больше как негативная. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством.
     В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И.А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению...»7
     Таким образом, большое значение приобрело изучение религиозных организаций не только в качестве «участников государственно–конфессиональных отношений, в которых государство является представителем власти»8 , но также качестве участников взаимоотношений с государством, другими субъектами гражданского права как юридически равноправные лица. Юридическое равенство сторон есть основа метода правового регулирования гражданско–правовых отношений.
     «Религиозная организация – это некоммерческая организация, созданная гражданами либо юридическими лицами (местными религиозными организациями), для удовлетворения религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, образованная в установленном законом порядке, от своего имени участвующая в гражданских правоотношениях, обладающая обособленным имуществом, несущая самостоятельную имущественную ответственность» .
     Религиозная организация, созданная объединенными в религиозную группу гражданами, признается местной религиозной организацией; религиозная организация, созданная юридическими лицами (местными религиозными организациями), признается централизованной религиозной организацией».
     «Религиозное объединение – это добровольное объединение гражданлибо юридических лиц (местных религиозных организаций), созданное в целях удовлетворения различных религиозных потребностей, в том числе совершения культовых и иных действий, соответствующих религиозным интересам, непротиворечащих закону и не нарушающих прав граждан, которое в случаях,предусмотренных законом, может быть признано юридическим лицом» . Религиозное объединение, не приобретающее прав юридического лица, признается религиозной группой; религиозное объединение, являющееся юридическим лицом, признается религиозной организацией. Отсюда следует, что нормы гражданского права не могут регулировать деятельность религиозных объединений в целом, в связи с этим предлагается устранить упоминание о них из ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей правовое регулирование деятельности религиозных организаций – юридических лиц, являющихся разновидностью религиозных объединений.
     Религиозные организации – самостоятельная организационно–правовая форма юридических лиц. Им присущи значительные юридические особенности, обусловленные специальной целью их создания – удовлетворение религиозной потребности, для достижения которой они вправе осуществлять религиозную деятельность. Правовая специфика религиозных организаций проявляется в следующем.
     Во–первых, их учредителями могут быть лишь объединенные в религиозную группу граждане, либо такие юридические лица, как местные религиозные организации.
     Во–вторых, специальный порядок приобретения религиозными организациями прав юридического лица, который выражается в необходимости юридического признания организации в качестве именно религиозной.
     Таким образом, в законодательстве формируется общая совокупность юридических особенностей религиозных организаций, которая позволяет ограничить их от иных организационно–правовых форм юридических лиц, что обусловливает необходимость самостоятельного правового регулирования отношений.
     

Глава 2 Система конфессионального законодательства в Российской Федерации
2.1 Конституция Российской Федерация
     В составе законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях можно выделить следующие компоненты:
     1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участником которых является Российская Федерация.
     2. Нормы Конституции Российской Федерации.
     3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, имеющие основным предметом регулирования свободу совести, свободу вероисповедания, деятельность религиозных объединений.
     4. Нормы федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих другой основной предмет регулирования, затрагивающие реализацию права на свободу совести, свободу вероисповедания и деятельность религиозных объединений.
     5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, связанные с вопросами свободы совести и деятельности религиозных объединений.
     Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г.,
является основополагающим элементом российского законодательства. Конституция включает в себя ряд основных положений, связанных с обеспечением свободы совести, и свободы вероисповедания и положения связанные с деятельностью различных религиозных объединений. Конституция – это совокупность правовых актов, обладающая высшей юридической
     силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и человека
     Анализируя статьи Конституции, посвященные основам конституционного строя, которые затрагивают сферу взаимоотношения религии и общества, надо прежде всего выделить статью 13 и статью14 .
     Статья 13 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принципы идеологического, политического общественно–организационного многообразия, т. е. плюрализма. Закрепление данного принципа в Конституции упрочило положение тех объединений, которые появились в результате демократических преобразований в стране. Это в равной степени коснулось и религиозных объединений, которые в большом числе стали образовываться на территории Российской Федерации.
     Важно отметить п. 4 ст. 13, в нем говорится о том, что все общественные объединения равны перед законом. Этот постулат означает запрет, адресованный прежде всего государству, государственным органам и должностным лицам создавать более благоприятные условия существования и деятельности одних объединений и, напротив, препятствовать существованию и деятельности других объединений, если их цели и действия не противоречат Конституции и федеральным законам. Это в полной мере относится и к религиозным объединениям.
     Еще одним важным пунктом данной статьи, является п. 5.
     Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .
     
     Важно выделить термин "разжигание" и последующую его формулировку, так как она затрагивает сферу религиозной жизни. Если исходить из этимологии этого слова, предполагает активную деятельность объединения или его членов, действующих в соответствии с учредительными актами объединения или по его поручению, направленную на достижение соответствующих целей. Эта деятельность может выражаться в форме агитации или пропаганды, массовых мероприятий, включая митинги, собрания, демонстрации и пр. Цель такой деятельности заключается в возбуждении классовой ненависти или нетерпимости, в подрыве доверия и уважения к той или иной национальности, определения доказательстве превосходства одной нации над другой, воспитании неприязни к национальным обычаям, быту и образу жизни, а также в возбуждении недоверия и неприязни к той или иной религии и ее сторонникам, ущемлении законных интересов и прав определенных конфессий и групп верующих.
     Следующей нормой, прямо посвященной религии, является статья 14 Конституции РФ, которая определяет правовое положение религии в России.
     Пункт 1: Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
     Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
     Пункт 2: Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [1].
     Данный пункт устанавливает принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений, при условии соблюдения ими, установленных законом правил. Равным образом религиозные объединения не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства.
     Из выше перечисленного напрашивается вывод о том, что провозглашение государства "светским" — это, прежде всего, политическая декларация выраженная в Конституции о религиозной и идеологической нейтральности государства
     Сферу религии затрагивают также ст. 17, 19, 23, 24, 27, 29, 36, 46, 55, 56 и ряд других статей основного закона.
     Статьи 19 Конституции гарантирует: "равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств"9.
     Конституция РФ в ст. 28 определяет свободу совести, подразумевая под этой категорией отношение человека к вере и религии. Отсюда свобода совести в данном контексте – это право исповедовать или не исповедовать какую–либо религию [59, c. 57].
     Свобода совести тесно связана со свободой вероисповедания. Свобода вероисповедания – более узкое понятие и касается тех, кто придерживается в своих убеждениях той или иной веры. Необходимость выделения этого элемента свободы совести связано с религиозным многообразием, исторически сложившимся на территории России.
     В то же время свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные непосредственно Конституцией РФ. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя пропагандировать и религиозное превосходство.10
     Заключительной статьей в данном цикле рассмотрения является статья 59. Необходимо отметить п. 3.: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законодательством случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданскойслужбой".
     
     2.2 Федеральные законы и другие, нормативно правовые документы
     Наряду с положениями Конституции Российской Федерации, регулирующих сферу религии, существует ряд нормативно–правовых актов, составляющих федеральное законодательство в области религии. Это гражданский кодекс Российской Федерации и различные федеральные законы.
     Основным законом, регулирующим отношения государства и религиозных объединений в России, является Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. Данный нормативно–правовой акт регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение различных религиозных объединений.
     Процесс формирования законодательной базы в области религии привел к принятию в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Данный нормативно–правовой пришел на смену закону "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 октября 1990 г.
     Открывает закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" преамбула.
     В ней утверждаются конституционные права, закрепленные в статьях 19 и 28 Конституции РФ.
     "Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений…"
     Отмечен конституционный принцип, изложенный в статье 14 Конституции РФ.
     "Российская Федерация является светским государством…" 11
     Далее следует конфессиональный компонент, отмечающий традиционные религии в России.
     "…признавая особую роль пра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%