- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимоотношениячеловека и техносферы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015279 |
Тема: | Взаимоотношениячеловека и техносферы |
Содержание
Содержание Введение 1. Взаимоотношениячеловека и техносферы 1.1 Понятие техносферы 1.2 Классификация опасных факторов 2. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек - среда обитания - машины - ЧС» 2.1 Человек как звено СЧМ 3. Вредные и опасные факторы 4. Основы проектирования техносферы по условиям БЖД. Заключение Список литературы Введение Понятия человек и техносфера тесно взаимосвязаны. После возникновения на Земле людей они стали приспосабливаться к окружающей среде и оказывать на нее определенное влияние. Первоначально оно было незначительным, но постепенно увеличивалось благодаря развитию науки и техники. В результате человек преобразовал биосферу под себя при помощи технических средств, для удовлетворения собственных потребностей. Выделяют 3 этапа развития биосферы. В первый включается время от зарождения жизни на планете до промышленной революции, при котором вмешательство было минимальным. Второй продолжается до настоящего времени. Этот этап характеризуется активным вмешательством в биосферу. Третий этап – будущее состояние, при котором воздействие будет контролироваться людьми. 1. Взаимоотношениячеловека и техносферы Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями, как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек -- среда обитания»: 1) комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; обеспечивают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;2) допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. При этом соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что у человека и в среде обитания невозможны возникновения необратимых негативных процессов, а также их развития; 3) опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и приводят к деградации природной среды; 4) чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) -- недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. 1.1 Понятие техносферы Сегодня огромное количество антропогенных источников обусловливают не свойственные природе потоки вещества и энергии различной мощности. Человек все активнее превращает планету в геотехническую систему, изменяя природные экологические системы, что ведет к утрате способности самовосстановления жизненно важных функций объектов биосферы. Отрицательное воздействие на окружающую среду обусловлено не только нерациональной структурой производства, но и несовершенством технологических процессов. Из огромного количества вещества, изымаемого людьми из природной среды для целей производства, основная масса переходит в производственные и бытовые отходы. Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу. Биосфера -- область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12-15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2-3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15-20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания -- техносферы. Техносфера -- объект планетарной экологии, состоящий из элементов биосферы, гидросферы и т.д. (экосферы), которые претерпели антропогенные изменения либо созданы в результате сознательной деятельности человека. Техносфера -- это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест. В процессе своей жизнедеятельности человек создал условия, которые его дальнейшие существование, при нынешних методах эксплуатации природных ресурсов, подвергают опасности воздействия загрязняющих веществ. Ранее существовавшее состояние, характеризующее биосферу, превратилось в особую, искусственную среду обитания - техносферу: защищаясь от непогоды, строили дома, шили одежду и обувь; защищаясь от голода, развивали сельское хозяйство и его основу - сельхозтехнику; защищаясь от болезней - искали новые, более эффективные лекарства и методы лечения; защищаясь от действия электрического тока - придумали электробезопасность; защищаясь от опустошительных пожаров - разработали систему пожарной безопасности. Человек с самого своего появления на земле вынужден был бороться с внешними природными опасностями, создавая для этого свою техносферу: промышленность, транспорт, энергетику, коммуникации и т.д. Но у техносферы есть свои собственные законы развития, действие которых все чаще и чаще приводит к нежелательным результатам - к поражению людей и материальным потерям. Техносфера, первоначально созданная для защиты человека от внешних опасностей, сама более и более становится источником опасности. Для успешной борьбы с разнообразными опасностями техносферы создана современная теория, представленная в научной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). 1.2 Классификация опасных факторов Опасность - центральное понятие в науке БЖД. это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей: - по природе происхождения: а) природные; б) технические; в) антропогенные; г) экологические; д) смешанные. - по локализации: а) связанные с литосферой; б) связанные с гидросферой; в) связанные с атмосферой; г) связанные с космосом. - по вызываемым последствиям: а) утомление; б) заболевание; в) травма; г) летальный исход и др. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. 2. Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек - среда обитания - машины - ЧС» На определенном этапе своего развития для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей человек начинает создавать искусственные орудия труда - “машины”. Получив в свое распоряжение запасы энергии, новую технику и технологии, он неузнаваемо изменил свою жизнь, но вместе с тем оказался перед сложнейшей задачей - обеспечить эффективное, устойчивое и безопасное управление этой техникой. Система “человек - машина - среда” (СЧМС) - представляет собой сложную многофункциональную систему, включающую неживую, живую материю и общество. Структура СЧМС состоит из: 1) машины (М) - все то, что искусственно создано руками человека для удовлетворения своих потребностей (технические устройства, информационное обеспечение и т.д.); 2) человека (Ч) - человека-оператора, который при взаимодействии с машиной выполняет определенные функции управления для достижения поставленной цели; 3) среды, которую условно можно разбить на два вида - окружающую среду (ОС) и социальную среду (СС). Окружающая среда характеризуется такими основными параметрами, как микроклимат, шум, вибрация, освещенность, запыленность, загазованность и т.д. Социальная среда характеризуется социально-экономическими и политическими отношениями в обществе. Человек и машина, при своем взаимодействии, составляют подсистему в рамках СЧМС, которая называется система “человек-машина” - СЧМ. Основу классификации СЧМ составляют четыре группы признаков: 1. Целевое назначение системы. 2. Характеристики человеческого звена. 3. Тип машинного звена. 4. Тип взаимодействия компонентов системы. По целевому назначению СЧМ делятся на: - управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной; - обслуживающие, в которых задачей человека является контроль за состоянием машины; - обучающие - выработка у человека определенных навыков; - информационные - поиск, накопление или получение необходимой информации; - исследовательские - анализ тех или иных явлений. По характеристикам человеческого звена СЧМ делятся на: - моносистемы, в состав которых входит один человек; -полисистемы, в состав которых входит целый коллектив и взаимодействующий с ним комплекс технических устройств. Деятельность человека-оператора представляет собой процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности выполняемых им действий. Различают несколько типов операторской деятельности: - оператор-технолог - человек непосредственно включен в технологический процесс; - оператор-манипулятор - основная роль деятельности человека это сенсомоторная регуляция (управление манипуляторами, железнодорожным составом и т.д.); - оператор-наблюдатель - классический тип оператора (диспетчер транспортной системы, оператор радиолокационной станции и т.д.); - оператор-исследователь - исследователи любого профиля; - оператор-руководитель - организаторы, руководители различных уровней, лица принимающие ответственные решения. По типу машинного звена условно можно выделить два вида признаков: - информационные - машины, обеспечивающие обработку информации и решающие задачи духовного плана; - материальные - машины, обрабатывающие материальные носители. По типу взаимодействия компонентов системы в СЧМ выделяют два вида: - информационное - взаимодействие, обусловленное передачей информации от машины к человеку; - сенсомоторное - взаимодействие, направленное от человека к машине для выполнения поставленной цели. 2.1 Человек как звено СЧМ Человек - двойственен по своей природе, также как и окружающий мир, он состоит из двух составляющих материальной (физиологии) и духовной (психологии). Человек, это очень сложная информационно-энергетическая система, которая только на несколько процентов состоит из физического тела и на 95% - из информационно-энергетических слоев подсознания. Катастрофичность пути человеческой жизни сама по себе есть следствие, а не причина. Это лишь последствие нарушения законов через их неведение или ложное толкование. Внешний мир по отношению к человеку пассивен. Сам человек своей волей действует на него. Поэтому враждебность или благоприятность какого-либо фактора внешнего мира зависит от самого человека. Он может сделать соприкосновение с этим фактором гармоничным или негармоничным. В качестве основной физиологической характеристики человека рассматриваются: его ощущения, которые преобразуют сигналы окружающей среды в количественные и качественные показатели процесса приема и частичной переработки информации человеком, а также управляющие движения, обеспечивающие взаимодействие человека с окружающей средой. К группе психологических характеристик, относятся две наиболее важные - память и мышление. Очень важным элементом, формирующим направление деятельности человека, является цель. Цель - это регулятор деятельности человека - это то, чего еще реально нет, но что должно быть получено в итоге деятельности. Цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности. Чтобы преобразовать предмет труда в продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, но и получать информацию о его изменениях в процессе преобразования. Прием информации представляет собой процесс, имеющий, два уровня: Первый (материальный) -- это уровень восприятия физических явлений, выступающих в роли материальных носителей информации (показания приборов и пр.). Второй (идеальный) -- это уровень, который обеспечивает декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе информационной модели управляемого процесса и условий, в которых этот процесс протекает. Информационная модель представляет собой синтез воспринимаемой информации и информации, извлекаемой из памяти. 3.Вредные и опасные факторы Говоря об опасностях жизни и здоровью людей, необходимо ввести два понятия - вредный фактор и опасный фактор. Вредным фактором называется воздействие на организм человека, которое может вызывать временное или стойкое ухудшение самочувствия, привести к заболеванию, нарушению здоровья потомства. Опасным считается такой фактор среды, который при однократном кратковременном воздействии может привести к травме или гибели человека. Вредные и опасные факторы действуют не только на производстве. Их неблагоприятному влиянию в настоящее время подвергается все население независимо от рода занятий. В Российской Федерации ежедневно от различных причин погибает 1000 чел. По природе происхождения вредные и опасные факторы классифицируют на 5 групп: 1. Физические факторы Это наиболее многочисленная группа негативных воздействий, широко распространенных в промышленности. Данная группа включает следующие факторы: A) Механические, получившие свое название в силу того, что они вызывают у человека возникновение механических травм (ушибов, переломов, порезов и т.д.). Источниками механических воздействий являются движущиеся предметы, механизмы, а также высота. Последняя относится к числу механических факторов потому, что при падении у человека также развивается травма. В нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях ежедневно заканчивается жизнь 100 человек. В мире ежегодно на производстве тяжело травмируется 100 млн. человек, из них 250 тыс. погибает. Б) Термические (повышенная и пониженная температура поверхности, огонь). Источники термических воздействий широко распространены как на производстве, так и в быту. Результатом их воздействия являются ожоги. B) Аномальный микроклимат. Понятие «микроклимат» включает ряд показателей: температуру, влажность, подвижность воздуха, а также атмосферное давление. При отклонении значений любого из них от оптимальной величины микроклимат считается аномальным, то есть вредным. Воздействие опасных и вредных факторов на человека 1. Химические факторы: Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия, расстройства нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействие на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ. Вредные вещества попадают в организм через дыхательную систему, желудочно-кишечный тракт и кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара через органы дыхания (около 95 % всех отравлений). При контакте организма с химическими веществами возможны следующие: * общетоксичные – вызывающие отравление всего организма (СО – угарный газ, бензол, ртуть, свинец, цианиды, арсениды – соединения мышьяка); * раздражающие (хлор, аммиак, серный газ, ацетон); * сенсибилизирующие – аллергены (формальдегиды, растворители и лаки на основе нитросоединений); * канцерогенные – вызывающие онкологические заболевания (никель, соединения хрома, асбест, амины и т.д.); * мутагенные – влияющие на репродуктивную функцию (стирол, магний, ртуть). 2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли): Воздействие пыли на организм человека может быть химическим и механическим. При химическом воздействии некоторые органические краски и другие вещества, проникая в организм, образуют химические соединения, вызывающие отравления. Механическое воздействие может проявиться в виде кожных заболеваний и раздражении слизистых оболочек глаза. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные пневмокониозами. 3. Микроклимат: Микроклимат по степени его влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, нагревающий, охлаждающий. Влияние охлажденного микроклимата определяется тем, что в ходе эволюционного развития человек не выработал устойчивого приспособления к холоду. Его биологические возможности в сохранении температурного баланса весьма ограничены. Охлаждающий микроклимат способствует возникновению сердечно-сосудистой патологии, приводит к обострению язвенной болезни, радикулита, обуславливает возникновение заболеваний органов дыхания. Охлаждение человека, как общее, так и локальное (особенно кистей) способствует изменению его двигательной реакции, нарушает координацию и способность выполнения точных операций, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга, что может быть причиной возникновения различных форм травматизма. При локальном охлаждении кистей снижается точность выполнения рабочих операций. Работоспособность уменьшается на 1,5% на каждый градус снижения температуры пальцев. При выраженном охлаждении организма растет число тромбоцитов и эритроцитов в крови, увеличивается содержание холестерина, вязкость крови, что повышает возможность тромбообразования. Влияние нагревающего микроклимата связано с напряжением различных функциональных систем организма человека, что приводит к нарушению состояния здоровья, работоспособности и производительности труда. При определенном значении составляющих нагревающий микроклимат может привести к заболеванию общего характера, которое проявляется чаще всего в виде теплового коллапса. Среди рабочих, труд которых связан со значительной тепловой и физической нагрузкой, наблюдается интенсивное биологическое старение, особенно в возрастных группах 20-30 и 40-50 лет. Наблюдаются головные боли, повышенная потливость и утомляемость, увеличивается риск смерти от сердечно - сосудистой патологии(гипертоническая и ишемическая болезни, болезни артерий и капилляров). 4. Световая среда: Недостаточное освещение рабочей поверхности приводит к искажению информации; утомлению всего организма в целом и утомлению зрительного органа, в частности; наличию резких теней, ухудшают или вызывают полную потерю ориентации работающих; снижению производительность труда и увеличивается брак в работе; развитию дефектов глаза, близорукости и дальнозоркости. 5. Шум: Проявление вредного воздействия шума на организм человека весьма разнообразно. Длительное воздействие интенсивного шума (выше 80 дБА) на слух человека приводит к его частичной или полной потере. Действие шума на организм человека не ограничивается воздействием на орган слуха. Через волокна слуховых нервов раздражение шумом передается в центральную и вегетативную нервные системы, а через них воздействует на внутренние органы, приводя к значительным изменениям в функциональном состоянии организма, влияет на психическое состояние человека, вызывая чувство беспокойства и раздражения. При импульсных и нерегулярных шумах степень воздействия шума повышается. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т.д. Воздействие шума может вызывать негативные изменения эмоционального состояния человека, вплоть до стрессовых. Все это снижает работоспособность человека и его производительность, качество и безопасность труда. 6. Инфразвук: В основном человек сталкивается с инфразвуком каждый день, соприкасаясь с жёсткими стенками, которые ограничивают пространство его деятельности. Соответственно человек контактирует с инфразвуковыми волнами, часто даже не замечает этого, но как бы то ни было любой контакт с раздражителем должен вызвать ответную реакцию организма: у человека падает работоспособность, усиливается свёртываемость крови (то есть, научно выражаясь, повышается способность к гиперкоогуляции крови) и падает частота, при которой он различает звуковые импульсы и световые вспышки. Всё это связано с прямым воздействием инфразвуковых волн на стенки кровяных сосудов. 7. Ультразвук: Воздействие ультразвука это мощный инструмент, который в зависимости от применения может принести пользу или причинить вред здоровью. Нахождение человека длительное время находится в зоне воздействия, то последствия для здоровья могут быть печальными. Связано это с тем, что человеческое тело неоднородно, и ультразвук, проходя через различные среды организма, вызывает различные их колебания, которые дисгармоничны. Если они происходят длительно, либо даже разово, но имеют значительную силу, то они разрушительно действуют на клетки организма. 8. Ультрафиолетовое излучение: Воздействие на кожу больших доз ультрафиолетового излучения вызывает кожные заболевания – дерматиты. При воздействии повышенных доз ультрафиолетового излучения на центральную нервную систему характерны следующие симптомы заболеваний: головная боль, тошнота, головокружение, повышение температуры тела, повышенная утомляемость, нервное возбуждение и др. Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,32 мкм, действуя на глаза, вызывают заболевание, называемое электроофтальмией. 9. Лазерное излучение: Непосредственно на человека лазерное излучение оказывает различное влияние, зависящее от длины волны. Однако в связи со спектральными особенностями поражения органов и существенно различными предельно допустимыми дозами облучения обычно различают воздействие на глаза и кожные покровы человека. Облучение лазерными лучами высокой интенсивности приводит в гибели кровеносных сосудов в этой области и к разрушению тканей 10. Электростатические поля: Воздействие электростатического поля на человека связано с протеканием через него слабого тока. При этом электротравм никогда не наблюдается, но стоит обратить внимание на то, что при рефлекторной реакции на ток (резкое отстранение от заряженного тела) возможна механическая травма при ударе о рядом расположенные элементы конструкций, падении с высоты и т. п. Наиболее чувствительные к электростатическому полю центральная нервная система, сердечно-сосудистая система, анализаторы. 11. Электромагнитные излучения промышленной частоты: Длительное действие таких полей приводит к расстройствам, которые выражаются жалобами на головную боль в височной области, вялость, расстройство сна, снижение памяти, повышенную раздражительность, апатию, боли в области сердца. А для хронического воздействия электромагнитного излучения характерны нарушения ритма и замедление частоты сердечных сокращений, при этом наблюдаются функциональные нарушения в центральной нервной системе и сердечно-сосудистой системе, в составе крови. 12. Вибрация локальная: У работников, связанных с применением вибрирующего оборудования и инструмента, отмечены головокружения, расстройство координации движений, симптомы укачивания, вестибуло-вегетативная неустойчивость. Нарушение зрительной функции проявляется сужением и выпадением отдельных участков полей зрения, снижением остроты зрения, иногда до 40%, субъективно – потемнением в глазах. 13. Вибрация общая: Вибрация относится к факторам, обладающим высокой биологической активностью. Выраженность ответных реакций обусловливается главным образом силой энергетического воздействия и биомеханическими свойствами человеческого тела как сложной колебательной системы. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности. 14. Ионизирующие излучение: В результате воздействия ионизирующих излучений на организм человека в тканях могут происходить сложные физические, химические и биохимические процессы. Ионизирующие излучения вызывают ионизацию атомов и молекул вещества, в результате чего молекулы и клетки ткани разрушаются. В результате воздействия ионизирующих излучений нарушается нормальное течение биохимических процессов и обмен веществ в организме. В зависимости от величины поглощенной дозы излучения и от индивидуальных особенностей организма вызванные изменения могут быть обратимыми или необратимыми. При небольших дозах пораженная ткань восстанавливает свою функциональную деятельность. Большие дозы при длительном воздействии могут вызвать необратимое поражение отдельных органов или всего организма (лучевое заболевание). Биологическое действие ионизирующего излучения зависит от величины дозы и времени воздействия излучения, от вида радиации, размеров облучаемой поверхности и индивидуальных особенностей организма. 4. Основы проектирования техносферы по условиям БЖД. Безопасность жизнедеятельности обеспечивается: комфортом в зонах жизнедеятельности; правильным расположением источников опасности и зон пребывания человека; сокращением размеров опасных зон; средств индивидуальной защиты. Наилучшие показатели работоспособности и отдыха достигаются при: комфортном состоянии среды обитания; рациональных режимах труда и отдыха. Допустимые параметры воздушной среды в рабочих зонах регламентируются государственными стандартами и обеспечиваются в основном применением систем кондиционирования, вентиляции и отопления. Нормативные значения параметров микроклимата в рабочих зонах, производственных помещениях зависят от категории выполняемых работ, периода года и некоторых других показателей. Рациональное освещение оказывает психофизиологическое воздействие на человека, способствует повышению эффективности деятельности, снижает напряженность органов зрения, повышает безопасность деятельности. Эффективность деятельности человека в значительной степени зависит от организации рабочего места: правильного расположения и компоновки рабочего места; обеспечения удобной позы и свободы движения; использования оборудования, отвечающего требованиям – пространство высотой 2м над уровнем площадки, на которой расположено рабочее место. Варьируя расположением зон опасности и зон пребывания человека в пространстве, можно существенно влиять на решение задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Различают четыре варианта расположения зон опасности и зоны пребывания человека. Полную безопасность гарантирует первый вариант взаимного расположения зон пребывания и действия негативных факторов. Во втором варианте негативное воздействие существует лишь в совмещенной части областей. В третьем варианте негативное воздействие может быть реализовано в любой момент. В четвертом варианте негативное воздействие возможно только при нарушении функциональной целостности средств защиты зоны пребывания человека. Обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Руководитель производственного процесса обязан: обеспечивать допустимые условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников; идентифицировать травмирующие и вредные факторы при реализации производственного процесса; обеспечивать правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды; периодически осуществлять контроль условий деятельности травмирующих и вредных факторов на работающих; организовывать инструктаж и обучение работающих безопасным приемам деятельности; соблюдать и контролировать правила безопасности; при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций организовать спасение людей и локализацию опасных воздействий. Разработчик технических средств на этапе проектирования и подготовки производства обязан: идентифицировать травмирующие и вредные факторы; применять защитную технику с целью снижения вредных значений до допустимых значений; определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе; снизить значение риска до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий; обеспечить конструктивными решениями периодический контроль за состоянием защитных средств и параметров процесса, влияющих на уровень безопасности; сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем; при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства; при выборе технического решения обеспечить максимальную эффективность использования энергоресурсов. Заключение Техносфера, созданная человеком, привела к появлению целого ряда негативных факторов, нарушающих его нормальную жизнедеятельность.Техника буквально окружила человека, оттеснив природу. В итоге появились новые техносферные условия обитания человека. Кновым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Фактически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Между человеком и природой нарушилась гармония. Развитие техносферы в ХХ веке шло очень высокими темпами по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. С другой -- были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей. Человек слишком активно стал преобразовывать, подминать природу под себя. Увы, человечество не учло того, что одновременно появлялись и негативные факторы техносферы. «Создавая техносферу, мы получаем не только комфорт, но и порождаем опасности» Белов С. В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере // Технологии гражданской безопасности. 2004. - № 3. - С. 26 Список литературы: 1. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.). 2. ФЗ РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.). 3. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. 4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов / С.В. Белов, И.В. Ильницкая и др.; 7-е издание; М.: Высшая школа, 2007г. - 616с. 5.http://ceas-m.ru/uslugi/attestatsiya/existsFactors/ 6.http://refleader.ru/yfsbewbewmer.html ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ БАКАЛАВРИАТЗАОЧНОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Человек и его здоровье, как основное звено техносферы и важнейший объект БЖД.Вредные и опасные факторы, воздействующие на человека.» Выполнила: студентка 2 курса Погорелова М. С. Проверила: Коломийченко Е. В. г. Ростов-на-Дону 2018 г. 1 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: