VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Вoлoнтeрскaя дeятeльнoсть oснoвныe хaрaктeристики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005424
Тема: Вoлoнтeрскaя дeятeльнoсть oснoвныe хaрaктeристики
Содержание
ГЛAВA I. ТEOРEТИЧEСКИЙ AНAЛИЗ РAЗВИТИЯ ВOЛOНТEРСКOГO ДВИЖEНИЯ

1.1  Вoлoнтeрскaя дeятeльнoсть: oснoвныe хaрaктeристики

	   Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», которое, в свою очередь, произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает «доброволец, желающий». В XVIII-XIX веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу [7, с. 11].

	  Л.И. Кобышева дает определение современного волонтнрства. Волонтерство сегодня – это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность. Развитый институт волонтерства/добровольчества является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социально-педагогической системы [25, с. 1].

	  Ю.И.  Носова отмечает, что выступает термин «волонтерство», как идея социального служения, почти столь же древняя, как и понятие "социум". Всегда есть люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми является труд на благо общества, в котором этому человеку довелось родиться и жить [36, с. 11].

	  Волонтерство по Т.В. Захаровой – это мощное добровольческое общественное движение, участниками которого преимущественно являются молодые люди, в том числе студенчество. Притом что многие авторы говорят о наличии у волонтеров некоторых личностных особенностей, в частности стремления к самореализации; установки на преодоление; самоидентификации; стремления быть социально полезным; энтузиазма, доброты и подвижничества; неравнодушия и гражданской активности, также отмечают  приоритизацию индивидуальных и профессиональных интересов [20, с. 5].  

	   Е.В. Макарова выделяет направления волонтерской деятельности, которые являются абсолютными лидерами среди других направлений:

	      – организация деятельности молодежных движений, студенческих и детских;

	       – образование  и интеллектуальный потенциал нации;

	       – благотворительность и волонтерство. 

	На втором месте находятся следующие направления:

	 – развитие гражданского общества;

	 – социальная защита и реабилитация инвалидов;

	 – здравоохранение;

	 – поддержка культуры и искусства.

	 Завершают тройку лидеров такие направления волонтерской деятельности, как:

	 – защита прав и свобод человека;

	– содействие предпринимательству [32, с. 59].

	 Пoнятиeм дoбрoвoльчeскaя (вoлoнтёрскaя) дeятeльнoсть в русскoм языкe чaстo пoдмeняют пoнятиe «oбщeствeннaя дeятeльнoсть», кoтoрoй oбoзнaчaют любую пoлeзную дeятeльнoсть вo блaгo oбщeствa. Дeятeльнoсть дoбрoвoльцeв нaпрaвлeнa в пeрвую oчeрeдь нa пoмoщь oстрoнуждaющимся слoям нaсeлeния, нe имeющим вoзмoжнoсти пoмoгaть сeбe сaмим (стaрoсть, бeспризoрнoсть, инвaлиднoсть, стихийныe бeдствия, сoциaльныe кaтaклизмы).У мнoгих людeй пoмoщь сo стoрoны близких рoдствeнникoв нe oкaзывaeтся, и пoэтoму oни нуждaются в пoстoрoннeй пoмoщи, кoтoрую им мoгут oкaзaть вoлoнтeры. Вoлoнтeры пo сoбствeннoму жeлaнию дeлятся свoим врeмeнeм, энeргиeй, нaвыкaми и знaниями для тoгo, чтoбы пoмoчь другим людям или oкружaющeй срeдe бeз кaкoй – либo мaтeриaльнoй выгoды. Кaждoму хoчeтся вeрить в тo, чтo рaбoтa, кoтoрую oн выпoлняeт, являeтся oчeнь вaжнoй, дaжe eсли oнa oчeнь прoстaя. Тaким oбрaзoм, вoлoнтeрскaя дeятeльнoсть нoсит грaждaнский хaрaктeр. Oпыт дeятeльнoсти пoкaзывaeт блaгoтвoритeльную нaпрaвлeннoсть рaбoты.

	 Волонтерской деятельностью может заниматься абсолютно любой человек, который желает посвятить часть своего времени добровольному труду. Волонтер должен обладать главным качеством – ответственностью. Добровольчество имеет разнообразие форм, видов и разную продолжительность деятельности. 

Дeятeльнoсть блaгoтвoритeльных oргaнизaций нуждaeтся в пoддeржкe дoбрoвoльцeв. Для oргaнизaции дoбрoвoльчeскoй дeятeльнoсти, с oднoй стoрoны, сoздaются вaкaнсии дoбрoвoльцeв в блaгoтвoритeльных oргaнизaциях, с другoй стoрoны — фoрмируeтся круг пoддeрживaющих oргaнизaций и сaм дoбрoвoльчeский кoрпус учaстникoв блaгoтвoритeльнoй дeятeльнoсти, сoглaсных принимaть учaстиe в бeсплaтнoм трудe вo блaгo нуждaющихся. Тaкoй бeсплaтный труд являeтся рaзнoвиднoстью филaнтрoпии (бeскoрыстнoгo дaрeния в пoльзу нуждaющихся блaгoприoбрeтaтeлeй — людeй, прирoды). 

Всероссийский центр изучения общественного мнения Российской Федерации ( ВЦИОМ РФ) приводит общий процент волонтеров России, насчитывая 70% от всего начеления. В этот процент входят не только те люди, которые имеют волонтерские книжки или выступают от волонтерского движения. Эти все люди, которые готовы к бескоорыстной помощи нуждающимся.

	

	  Подробно изучая волонтерство, Ю.И. Носова выделила основные характеристики, присущие этой деятельности:

	вознаграждение. Волонтер ни в коем случае не должен заниматься добровольческой деятельностью с целью материальной выгоды, в случае финансового вознаграждения, оно должно быть намного меньше стоимости выполненной работы.

	добрая воля. Человек сам должен принимать решение о занятии волонтерской деятельности, никто не имеет права принуждать. Мотивация всегда состоит из нескольких причин и может исходить со стороны друзей, коллег, родителей, но главное решение принимает сам доброволец. 

	приносимая польза. Осуществляя волонтерскую деятельность, человек получает определенную выгоду. Получатели выгоды в свою очередь можно разделить на реальные и абстрактные. К первым можно отнести семью, друзей волонтера, а ко вторым – окружающую среду или целое общество.

	организационная структура. Любая деятельность имеет свою структуру. Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, данная деятельность может осуществляться в группе людей или индивидуально, исходить от частных или общественных организаций.

	неорганизованное волонтерство - это некая спонтанная помощь друзьям или соседям,  выступающая эпизодически. Примером может служить помощь произвести ремонт на стройке, уход за ребенком, выполнение меленьких поручений, т.е. это отклик на небольшое стихийное или созданное людьми бедствие. Неорганизованное волонтерство является преобладающей формой воонтерства во многих культурах.

	Необходимо отметить, что для неформальных волонтерских практик фактор времени не менее важен, чем для организованного добровольчества. Об этом пишет П.А. Амбарова, делая акцент на специалистах тех сфер, которые занимаются неорганизованным волонтерством [1, с. 151].

	организованное волонтерство. Такое волонтерство, более систематично и регулярно осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе. 

	степень участия. Волонтерство всегда осуществляется с различной степенью участия людей- от полного вовлечения в деятельность до эпизодического, но в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерскую деятельность является постоянной [36, с. 11-12]. 

	   Л.А. Кудринская в своей статье указывает на то, что волонтерская деятельность влияет на индекс развития личностного потенциала человека. Индекс развития человеческого потенциала — интегральный показа- тель уровня и качества экономического, социального, экологического развития страны, который содержит четыре парадигмы и измеряется тремя показателями. К данным парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

	1) продуктивность как результат эффективной деятельности, на- правленной на повышение дохода и экономического роста; 

	2) равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализа- ции способностей и пользовании благами; 

	3) устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям; 

	4) расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями [28, с. 314].

	Институт волонтерства на сегодняшний день довольно широко распространен во многих странах мира и становится очень значимым педагогическим ресурсом для развития современного общества. Носова Ю.И. выделяет несколько видов волонтерства:

	взаимопомощь (человек осуществляет волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим людям);

	самопомощь (человек осуществляет волонтерскую деятельность, чтобы помочь социуму, в котором сам проживает);

	благотворительность (служба на благо других отличается тем, что первичным бенефициарием/выгодопринимателем является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона);

	самоуправление (процесс управления может варьироваться от представительства в совещательных органах правительства до участия в проектах развития определенной местности);

	информирование  (просвещение или пропаганда тех вопросов, которые касаются определенных групп общества). Одна из главных специфик волонтерства заключается в том, что оно обладает способом коллективного взаимодействия и эффективным механизмом решения актуальных социальных, так как волонтерство является формой гражданского участия в общественно полезных делах [36, с. 12]. 

	   Отечественные авторы Е.В. Макарова и А.А. Андросова в своей статье исследуют мотивацию российских добровольцев и показывают, что главными мотивами, побуждающими к волонтерской деятельности, являются:

	- стремление построить более справедливое общество;

	- доброта и энтузиазм;

	- желание быть социально полезным обществу;

	- небезразличное отношение к тому, что происходит вокруг;

	- желание самореализоваться;

	- способность к решению собственных и чужих проблем.

	В Российской Федерации действуют тысячи общественных организаций, которые помогают развиваться и процветать добровольческим программам и проектам. К большому сожалению волонтеров очень часто не хватает при организации крупномасштабных мероприятий. Е.В. Макарова выделяет ряд проблем, препятствующих развитию в России волонтерскому движению:

	- социально-психологические: пассивная позиция граждан, недоверие к другим людям, отсутствие привычки проявлять гражданскую инициативу;

	- плохо проработанная законодательная сторона волонтерского движения, отсутствие соответствующих норм и механизмов защиты его участников , а также механизмов решения конфликтных ситуаций;

	- административные пороги: у государства часто отсутствует потребность в реализации программ, которые полностью или частично стимулируют благотворительность добровольческого движения;

	- технологическая проблема: для волонтеров нет специализированых официальных школ, правил, традиций, большая проблема обстоит в обучении и подготовке добровольцев;

	- отсутствие системы: нет определенной программы для подготовки кадров, которая бы помогала волонтеру совершенствовать для себя необходимый уровень компетенции;

	- отсутствие четких структурных единиц: сложность в установлении диалога между представителями исполнительной власти, субъектами волонтерской деятельности, спонсорами и нуждающимися;

	- недостаточное стимулирование волонтеров: отсутствие схемы личностного роста активистов в добровольческой деятельности, неэффективные механизмы мотивации [32, с. 60-61].

	   Занимаясь волонтерской деятельностью, человек взваливает на себя большую ответственность  за решение социальных проблем.

	Следовательно, волонтер должен обладать определенными личностными качествами. Эту тему широко освещает в своих статьях, Е.И. Терехова. Автор уделяет большое внимание эмоциональной устойчивости волонтера, которая является важной составляющей  компонента психологической подготовленности личности. Эмоционально - волевой компонент помогает волонтеру долгое время сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с клиентами и получать удовлетворение от работы [51, с. 1-2]. 

	 А.С. Синяткина и Н.Р. Хакимова в своей статье дают анализ наполнения сайтов таких известных молодежных организаций как:  

	1. "Российский Союз Молодежи"

	2.  "Команда 2018"

	3.  "Молодая Гвардия".

	Также они проанализировали социальную сеть для волонтеров "Vollife". Ими было выявлено, что в деятельности по привлечению и мотивации молодежи эти организации делают акцент на возможности принадлежать к значимой общественной группе, чувстве сопричастности, приобретении опыта, полезных навыков и социальных связей, возможности самореализоваться, построить карьеру [46, с. 140]. 

	  По словам М.К. Саниной ключевым в понятии волонтерской деятельности является то, что она раскрывает возможности ее рассмотрения через призму педагогических средств. Эти педагогические средства включены в образовательный процесс высшей школы для того, чтобы снизить те трудности, которые возникают при духовно – нравственном воспитании и воспитании этнотолерантной личности. Волонтерскую деятельность в условиях мультикультурного общества следует отнести именно к педагогическим средствам, поскольку она направлена на активизацию самостоятельной работы студента с представителями различных национальностей и самопознания себя как части этноса. Основанием для этого является то, что волонтерская деятельность удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к средствам активизации самостоятельной работы: она обеспечивает включение активных мыслительных процессов, стимулирует активность, направленную на овладение системными этнокультурными знаниями и умениями межнационального взаимодействия, способствует формированию этнокультурной грамотности и этнической толерантности [43, с. 100].

	   Т.В. Захарова выделяет ряд важных функций волонтерства как направления воспитательной работы: 

	1. освоение ряда социальных и профессиональных умений за счет расширения социальных связей;

	2. появление новых карьерных возможностей;

	3. обогащение и преумножение собственного социального капитала;

	4. реализация личного потенциала [20, с. 5].

Волонтерская деятельность широко распространена во всех странах мира. Труд волонтеров с каждым годом становится более значимым для государств, с социально – экономической точки зрения. 

На основе характеристик волонтерской деятельности можно сделать вывод, что добровольчество меняет мировоззрение человека, оно помогает приносить пользу, как государству, так и самому волонтеру. Волонтерство способно удовлетворять потребности в общении и самоуважении, развить важные личностные качества и формировать важные жизненные качества, а также здоровый образ жизни.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

1.2 Анализ развития волонтерского движения в России и за рубежом

	  В современной  социологии «волонтерство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества. Причем понятие «волонтерство» можно рассматривать как в широком, так и  в узком смысле. 

	 В широком смысле понятие «волонтерство» рассматривается в статье          В.Д. Пономарева. Он говорит о волонтерстве как  о деятельности некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения . В узком смысле волонтерская деятельность связана с  работой, предоставлением социальных услуг и основана на желании человека оказать помощь нуждающимся в ней людям [40, с. 143].

	   Н.В. Тарасова выделяет истоки волонтерства  из благотворительной деятельности. Волонтерство, как никакой другой вид человеческой деятельности, соответствует русскому менталитету и русскому национальному характеру: доброму, отзывчивому, сочувствующему. Также автор выделяет этапы развития волонтерства в России:

	благотворительность в Древней Руси (до 988 г.). Благотворительность носила простейший характер в виде вомощи родственникам, соседям и заключалась главным образом в кормлении, одевании и приюте;

	благотворительность с принятием христианства (988-1551). Помощь нищим, при монастырях возникают бесплатные больницы, богадельни и детские приюты;

	сотрудничество светских и церковных властей в благотворительной деятельности (1551-1649). Ведомство благотвори- тельных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей;

	борьба с бедностью за счет государства (1649-1750). Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишенных и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей;

	благотворительность - как форма социального служения (1750-1917). Создаются сиротские дома при храмах. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей;

	развитие идей добровольчества в советский период (1917-1990). Образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России; внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно полезной, социально значимой, добровольческой деятельности;

	(1990 г. — настоящее время) — добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признается государством, совершенствуется политика самого государства[49, С 48-51].

	   В Российской Федерации создана и закреплена нормативно - правовая база, регулирующая деятельность волонтерских объединений. К этой нормативно – правовой базе  относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Всеобщая декларация добровольцев, принятая  на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме, в январе 2001 года (Международный год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117). 

	       Наиболее полно цели деятельности благотворительных организаций, которыми и являются все волонтерские и добровольческие клубы, организации, объединения, перечислены в Федеральном законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 года  № 135 ФЗ. Также отметим, что с 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве), подготовленный в рамках реализации права законодательной инициативы. Закон направлен на повышение эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию гражданского общества в России, совершенствование законодательных основ, обеспечивающих функционирование добровольческой (волонтерской) деятельности [1, с. 143].

	        В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны. Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности [2, с. 28].

	   Волонтерская деятельность активно развивается за рубежом и имеет свои исторические особенности. А.С. Кумохин подробно изучал волонтерское движение в США, Канаде, Германии,  Японии.

	Пик волонтерского движения в США приходится на 30-ые годы прошлого века. Численность волонтеров около трех миллионов молодых людей. Следующий пик в волонтёрском движении пришелся на 1961 год, когда президент Кеннеди создал организацию «Служители Мира», как альтернативу службе в армии. 80-е годы сопровождались упадком деятельности волонтёров, т.к. президент Рейган не поддержал возрождение волонтерской организации. Возрождение добровольчества в США приходится на конец столетия. В 1993 году из бюджета выделяются огромные деньги 1,5 миллиона долларов на 3 года, чтобы вернуть волонтерство на прежний высокий уровень [29, с. 20].

	В Германии на добровольных началах занято свыше 2 миллионов человек. Согласно проведенным исследованиям, каждая марка, вложенная в развитие добровольчества, приносит отдачу в виде социальных услуг стоимостью 6 марок. Следовательно, вся добровольная работа в Германии может быть оценена в 75 миллионов марок в год. Без таких людей страна стала бы намного беднее. В Германии существует закон о «социальном годе», т. е. после окончания средней школы молодой человек может 1 год заниматься работой на благо общества. Впоследствии это имеет большое значение при приеме данного молодого человека на работу.  Распространённой является система Центров добровольцев. Они существуют практически в каждом городе и призваны соединять организации и волонтёров, гармонизировать отношения между ними.

	Канада имеет две категории волонтеров. Это, прежде всего пожилые люди (пенсионеры), которые уже материально обеспечены и имеют огромный жизненный опыт, а также большое количество свободного времени. Вторая категория – молодежь, которая нуждается в приобретении опыта. Молодежь легка на подъем и инициативна. То есть для них волонтерская деятельность является некой стартовой площадкой [29, с. 21].

	Японская концепция волонтерской деятельности исходит из того, что именно она является наиболее удобной формой проявления социальной активности, универсальным выражением солидарности людей, инструментом для решения многих сложных проблем, стоящих перед всем человечеством. Ее значимость особенно возрастает в настоящее время, в период все набирающей силу интернационализации и глобализации. В последние годы в Японии происходит весьма ощутимое расширение самого понятия «волонтерская деятельность», или «волонтерская активность». Это не просто оказание помощи одними гражданами другим, а уже изменения в ценностных ориентациях, в частности переход от принципа «иметь больше вещей» к принципу «активной жизненной позиции в обществе» [29, с. 22].

	         Е.В. Данилова рассматривает развитие волонтерского движения в Великобритании и Франции, Индии, где идеи волонтерства понимались как вид социального служения. В основном развитие добровольчества в этих государствах связано с восстановлением хозяйства после войн, восстаний, эпидемий и т.д. [13, с. 11].

	       Г.В. Олениной подробно изучено современное волонтерское движение в Германии и Франции. Во Франции со стороны правительства проводится политика обновления культуры для народа (движение «Народ и культура») в ответ на деструктивные духовно-нравственные тенденции в развитии общества и молодежи. В школах значительное место отводится предметам художественно-эстетического цикла, открываются Дома молодежи и культуры (с 1960 г.), отдельно существую клубы по интересам, популярны «Центры каникул и досуга», где готовят аниматоров и преподавателей-организаторов досуга молодежи. Особой популярностью у молодежи пользуются объединения по интересам, в том числе – волонтерской направленности, которые создаются в школах и вузах. Самоуправление в школах Франции действует на основе школьных кооперативов, где проводятся дискуссии, игровые имитации процедуры выборов. В Германии модель организации досуга, культурной и молодежной политики встроена в модель помощи семье. Руководит этой работой государственное Министерство семьи. Кроме того, в Германии популярна модель использования огромного культурного наследия этой страны не только для разных видов туризма, но и для культурно-патриотического и художественно-нравственного воспитания молодежи [37, с. 200-201].

	        По словам М.С. Горбулевой безвозмездная помощь добровольцев используется в различных областях жизнедеятельности:  проведение спортивных и подвижных мероприятий, помощь социально незащищенным слоям населения, поиск пропавших людей, ликвидация последствий от стихийных бедствий и многое другое. К сожалению очень часто это как раз те сферы, где государство не справляется с нуждами граждан в поддержке. Из вышесказанного следует, что в волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом. Добровольчество является фундаментом гражданского общества. Оно привносит в окружающий мир потребность в свободе, безопасности, справедливости, способствует сохранению и укреплению человеческих ценностей [10, с. 141].

	       В.И. Журавлев отмечает, что термин «волонтерство» в нашей стране стал использоваться сравнительно недавно, поэтому содержание понятия, обозначаемого этим термином, однозначного законодательного закрепления еще не получило. Существуют акты, где определено понятие «волонтеры». Это граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность [17, с. 79-80].

	        В.А. Макарова в своей статье отмечает, что статус волонтеров в Российской Федерации закреплен в ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)». Ст. 11 ФЗ «О добровольчестве (волонтерстве)» содержит перечень прав и обязанностей добровольца (волонтера). Доброволец (волонтер) имеет право на:

	свободный выбор участия в осуществлении волонтерской деятельности;

	свободное прекращение данной деятельности в любой момент, если иное не предусмотрено гражданско – правовым договором;

	получение достоверной информации о целях,  задачах и содержании той деятельности, которую он будет выполнять;

	участие в информационных и образовательных программах,  направленных на улучшение качества волонтерской деятельности;

	получение средств, необходимых для осуществления добровольческой деятельности, если это предусмотрено гражданско – правовым договором в письменной форме;

	получение от организатора записей в личную книжку добровольца;

	сохранение конфиденциальности персональных данных, которые были переданы организатору добровольческой деятельности;

	замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;

	обязательное страхование в предусмо- тренных настоящим Федеральным законом случаях;

	      Помимо прав, человек, занимающийся в Российской Федерации волонтерством (добровольчеством) обязан:

	добросовестно выполнять свои задания, которые были получены от организатора;

	соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным Законом;

	четко соблюдать требования охраны труда, не причиняя вреда себе, третьим лицам и окружающей среде;

	соблюдать конфиденциальность к той информации, которую он имеет в доступе в процессе своей деятельности;

	не передавать обязанности исполнения своей деятельности другим лицам, без предупреждения организатора и координатора мероприятия;

	бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, которое было передано волонтеру в процессе деятельности, и возратить их по окончанию работы [31, с. 38-39].

	По мнению И.В. Евтушенко молодой человек, принимая участие в волонтерской деятельности, приобретает множество социальных навыков, которые необходимы ему в повседневной жизни: 

	- умение принимать решения; 

	- умение вести за собой; 

	- умение расположить к себе собеседника; 

	- умение слышать и слушать; 

	- опыт работы с группой, знание основ психологии; 

	- организаторские способности [16, с. 30].

	       Л. И. Кобышева в своей статье пишет о том, что волонтерство сегодня – это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений. Это хороший показатель, который наиболее отображает и повышает уровень социальной активности и дает установку на продуктивную общественную деятельность. В полной мере развитый институт добровольчества/ волонтерства выступает характерной чертой устойчивой и обогащенной опытом социально – педагогической системы. В Российской Федерации волонтерские организации в своем большинстве ориентированы на молодое поколение, которое еще не обременено семейными проблемами и постоянной трудовой занятостью. Наиболее часто такие такие организации функционируют при школах, центрах дополнительного образования и ВУЗах [25, с. 1]. 

	       Большую часть своей работы Л.И. Кобышева посвящает изучению волонтерского движения в условиях ВУЗа. Волонтерская деятельность в вузе – это общественно полезная деятельность студентов, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечивающая развитие у студентов нравственных ценностей и профессионально значимых личностных качеств. Автор выделяет несколько видов волонтерства: 

	1. взаимопомощь или самопомощь. Люди, находясь в сообществе, осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помогать другим членам социальной группы. 

	2. служба на благо других людей или благотворительность. Первичный бенефициарий – это не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона. 

	3. участие и самоуправление. Ролевая принадлежность отельных лиц к органам правительства и участие их в местных проектах развития. 

	4. пропаганда или просвещение тех актуальных вопросов, которые касаются отдельных групп общества. 

	Добровольная работа студентов – волонтеров в учреждениях плодотворно влияет на их профессиональное становление, а так же на их уровень познания, позволяет для них раскрыть профессиональную специализацию и внутренний потенциал личности [25, с. 2]. 

	     Л.И. Кобышева рекомендует студентам – волонтерам определенные меры по улучшению качества работы:

	- разработать план работы своего волонтерского отряда по различным направлениям деятельности для активизации участия студентов;

	- выявить наиболее актуальные направления деятельности волонтеров, по мнению студентов;

	- для разработки планов мероприятий привлекать широкие массы людей из учащейся молодежи;

	- всегда обсуждать с волонтерами итоги, проведенных мероприятий( учитывать реакцию публики, социальную значимость и самооценку волонтеров о выполненной работе) [25, с. 6].

	     Л.В. Вандышева, исследуя волонтерскую деятельность, отмечает, что данный вид деятельности нуждается в серьезной подготовке кадров. Волонтер должен быть хорошо подготовлен физически и психологически. Человек, занимающийся данной деятельностью, должна быть со сформированой стрессоустойчивостью, нравственным стержнем, и чувством бескорыстной помощи нуждающимся .

	Волонтерство по определению Вандышевой - сложное явление, которое имеет различные трактовки:

	волонтерство можно рассматривать как вид социальной активности граждан;

	волонтерство как мало специализированный труд;

	волонтерство как социальная практика [4, с. 838-839].

	      Т.Г. Нежина в своих работах затрагивает проблемы волонтерского движения в Российской Федерации, она отмечает, что данной деятельностью занимаются чаще женщины в возрасте от 24 до 35 лет. Процентное соотношение составляет ?, то есть волонтерская деятельность состоит из 80 % женщин. В основном это такие волонтерские отряды,  где ведется помощь детям, пожилым и инвалидам.        Говоря о проблемах волонтерского движения России, Нежина выделяет еще одну – использование молодежи для массовки политическим партиям, проведение политических акций несовершеннолетними. Именно такое недобровольное участие может оттолкнуть молодежь от добровольчества. Избежать этого можно, если постоянно вести просветительскую работу с молодыми людьми в школах, центрах дополнительного образования, средних и высших учебных заведениях [35, с. 57-58]. 

	      Т.Г. Нежина затрагивает в статье тему привлечения волонтеров. Ни одна работа в современном мире не обходится без использования интернет технологий. Поэтому автор рассматривает три способа привлечения волонтеров через различные инструменты в интернете:

	с помощью социальных сетей;

	с помощью специализированых сайтов;

	социальная реклама [35, с. 61].

	   Привлечение волонтеров – это не самый сложный процесс, как отмечает Т.Г. Нежина. По ее словам более сложным является мотивация волонтеров на работу и их удержание. Автор выделяет несколько факторов, которые мотивируют молодых людей на волонтерскую работу:

	гражданский мотив волонтера, осознание важности своей работы для общества (добровольца мотивирует желание сделать что-то лучше для своей страны, города, поселка, улицы и т.д.);

	самореализация волонтера в ходе данной деятельности (добровольничество помогает реализовать человеку свои навыки или дает возможность заниматься любимым делом);

	долг перед обществом (данный фактор подходит для тех волонтеров, которые хотят искупить вину или те, которые не получили должного внимания от родных и тем самым готовы бескорыстно помогать другим);

	эмоциональное выгорание (опытные руководители проводят для волонтеров различные упражнения, чаепитие, помогают избегать конфликтных ситуаций);

	обучение и работа в команде (волонтеру для полной самоотдачи нужны коллеги, которые всегда поддержат и поймут);

	четкие задания и видимый результат (добровольцы всегда должны быть проинформированы о целях и задачах мероприятий, а также должны видеть свои достижения и недочеты) [35, с. 62-63].

  К.Ю. Шорохов отмечает, что многие российские волонтеры видят в добровольческой деятельности некую выгоду, учитывая при этом пример ряда европейских стран, где волонтерство засчитывается в качестве трудового стажа. В нашей стране на данный момент такая практика не применена, но в большинстве своем у добровольцев имеются волонтерские книжки, у многих есть грамоты и сертификаты, которые, со слов, самих волонтеров, могут пригодиться при приеме на работу или учебу [60, с. 130].

    Р.Ф. Халиков (руководитель добровольческого движения «Волонтер») выделяет волонтерство как субъект молодежной политики, который имеет специфику проектно – развивающего подхода и заключается в следующем:

 1) в активной (субъектной) позиции молодого человека, осознанного выбора им пути развития ценностей, идеалов, стремлений, социализации; 

2) в отсутствии явных воспитательных воздействий, когда созданные (спроектированные) в системе воспитания условия обеспечивают воспитательные функций потенциал, стимул к саморазвитию личности; 

3) в разработке целостной воспитательной системы, построенной на постепенной (пошаговой) социализации молодежи .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.