VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внутренние воды России. Реки» в школьном курсе географии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007077
Тема: Внутренние воды России. Реки» в школьном курсе географии
Содержание
Содержание                                                                                            СТР.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы методики изучения темы: «Внутренние воды России. Реки» в школьном курсе географии.

			1.1.	Обзор школьного курса географии…………………………………….5

			1.2.	Анализ школьной программы по теме: «Внутренние воды России. Реки»……………………………………………………………………………..12

			1.3.	Методические подходы и особенности преподавания при изучении темы: «Внутренние воды России. Реки»………………………………………12

   1.4. Место темы: «Внутренние воды России. Реки» в школьном курсе географии………………………………………………………………………..31

	  Глава 2. Изучение темы «Внутренние воды России. Реки» на примере р. Катунь. Антропогенное воздействие на реку Катунь. 

	 2.1. Физико - географическая характеристика реки Катунь…………..35

	 2.2.  Антропогенное воздействие на реку Катунь…...…………………41

	 2.3. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Внутренние воды России. Физико-географическая характеристика реки Катунь»………………………………………………………………………...45 

Заключение………………………………………………………………..53

Список использованных источников…………………………………….55

	




	Введение

«Русское географическое общество» на XV съезде, который состоялся 7 ноября 2014 года в Москве, предложило правительству России обратить внимание на то, как преподается география в современных школах. Итоги Всероссийского географического диктанта говорят о том, что россияне знают географию «на тройку с минусом». Сергей Шойгу, который является Президентом Российского географического общества, высказал мысль о необходимости введения географии в качестве обязательного для сдачи ГИА. По его мнению, неграмотный в географии человек никогда не будет активным и ответственным гражданином. 

По мнению В.В. Путина требования ФГОС [23, с. 5] смогут повысить у людей интерес не только к географии, но и к своему отечеству. К тому же он считает, что благодаря новым подходам в преподавании, география должна стать «одной из самых увлекательных и любимых учебных дисциплин в школе»[25].

География обеспечивает последовательность формирования научных знаний, их расширение и углубление, усвоение знаний, умений и навыков. Содержание географии определяется учебной программой и раскрывается в учебниках. Специфика содержания школьной географии заключается в том, что преподавателю кроме учебника необходимо использовать краеведческие материалы, газеты, журналы, энциклопедические словари и географические энциклопедии [11, с.251].

В географии большинство изучаемых объектов и явлений — это конкретные объекты и явления, которые можно изображать в виде моделей, наглядных пособий, что помогает сознательному усвоению географических знаний. Каждый курс изучается в течение одного года.

Несмотря на то, что география уже давно перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она часто рассматривается как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. В настоящее время главной целью географии является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах.

	В процессе изучения географии нельзя забывать о современных дидактико - психологических тенденциях, которые связанны с вариативным развивающим образованием и требованиями Федерального государственного стандарта [24, с.7].

	 Объект исследования – изучение методики преподавания темы «Внутренние воды России. Реки».

	 Предметом исследования является – изучение темы «Внутренние воды. Реки» в школьном курсе географии России.

	Цель исследования – проанализировать методику изучения темы «Внутренние воды России. Реки».

	Задачи:

	Проанализировать школьные программы по изучение темы: «Внутренние воды России. Реки».

	Определить формы и методы к изучению темы «Внутренние воды России. Реки».

	Дать физико-географическую характеристику реки Катунь.

	Рассмотреть антропогенное воздействие на реку Катунь.

	Разработать внеурочное мероприятие по теме «Внутренние воды России. Реки».

	

	


	Глава 1. Теоретические основы методики изучения темы: «Внутренние воды России. Реки» в школьном курсе географии

	1.1. Обзор школьного курса географии

   География - единственный школьный предмет, который формирует у обучающихся комплексное представление о Земле с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы [19, с. 21]. Уникальность современной школьной географии заключается в том, что она представлена физическими и экономическими ветвями знаний.

Цели географического образования способствуют экономическому и экологическому воспитанию, нравственности, чувства патриотизма, формированию ответственности за судьбу своего края, родины.

В процессе обучения у обучающихся формируется умение решать географические проблемы и способность вырабатывать комплексный подход к явлениям и процессам. Отличительной особенностью изучения предмета является развитие умения работать с картой [19, с.5]. География как учебная дисциплина обладает большими возможностями для организации социально значимой деятельности школьников.

К.Д. Ушинский, великий педагог-новатор, писал, что «научное и педагогическое изложение науки  –  две разные вещи» и «педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические». 

Близкие мысли высказал Н.Н. Баранский, считая, что «география как школьная дисциплина отличается от географии как науки не только общим охватом материала, но и его последовательностью, которая в науке диктуется исключительно логикой самой науки, а в школьном предмете  –  в значительной мере, а подчас и преимущественно  –   особыми методическими соображениями». 

	        Первая проблема разработки школьных курсов  –  найти базовое содержание образования по географии, т. е. выделить тот минимум содержания, который был бы достаточен для выполнения каждым школьником общесоциальных функций. 

	Вторая постоянно существующая проблема – совместить два диалектически противоположных принципа диалектики: научность и доступность учебного материала. К возможным путям сочетания научности и доступности учебного материала можно отнести: 

	Усиление роли общественных теоретических знаний относительно эмпирических. 

	Типологический подход в изложении учебного материала. 

	Выборочный подход к рассмотрению географических объектов и процессов. 

	Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. 

	Обобщенные типологические знания в школьной программе представлены закономерностями развития и дифференциации географической оболочки, формирования природных комплексов, географического разделения труда. 

	Типологический подход широко применяется в географической науке как один из методов исследования. Одновременно он имеет важное педагогическое значение, т. к. способствует генерализации знаний, их упорядочению и облегчает их усвоение. Отечественный географ И. М. Майергойз выделил два пути типологизации: типологию географических объектов и типологию процессов. Выборочный подход означает, что некоторые страны и районы рассматриваются как эталон. Это позволяет уменьшить число изучаемых объектов. 

	В основу общеобразовательных программ по географии положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования. Принципы делятся на личностно – ориентированные, культурно – ориентированные, деятельностно – ориентированные.

	

	Таблица 1. Принципы вариативного развивающего образования.

	Личностно-ориентированные принципы

	Культурно-ориентированные принципы

	Деятельностно-ориентированные принципы

	принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности

	принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

	принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

	

	Таблица составлена автором.

        География в школе способствует формированию грамотности личности и воспитывает человека, способного активно пользоваться своими знаниями, умениями и навыками. Система научно-географических знаний позволяет сформулировать основную образовательную цель учебной географии – формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира. 

	Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли. Изложенные основные направления (линии) развития обучающихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе:

	Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

	Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся. Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

	Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения. Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.

	Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности. Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

	Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств. Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я [19, с. 21-22].

	В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» государственные органы обеспечивают разработку примерной основной образовательной программы основного общего образования и программ отдельных дисциплин. Это служит основой для определения содержания образования в школе [22, с.17]. 

	Существуют федеральное учебное методическое объединение и государственная аттестационная служба, которые занимаются разработкой итоговых аттестаций по завершению каждого учебного курса, что оказывает влияние на содержание программы. 

	Изучению географии предшествует курс «Окружающий мир» (I-IV классы). Это интегрированный курс (основы школьных предметов географии, биологии, экологии, физики, химии), его цель – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к среде обитания и к своему организму. 

	Главная идея курса – неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. В этом курсе школьники получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картами и наблюдениями на местности, а также приобретают некоторые ценностные ориентиры и нравственно-этические нормы поведения в природе, общения со сверстниками и старшими. 

	К воспитательным задачам относят: эмоционально-положительное отношение к окружающей жизни, интерес к природе и социальным явлениям, сочувствие, сопереживание, бережное отношение к природе и людям.

	 Начальный курс физической географии (V класс,  2 ч в неделю) призван дать общее представление о природе и населении Земли, сформировать первичные географические знания. Четыре раздела этого курса посвящены изучению плана и карты, геосфер Земли, численности и расовому составу населения, а также природе и населению родного края.

«География 6 класс. Землеведение» (2часа в неделю) — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

Краеведческий подход в содержании курса и технологии его изучения выполняет основную функцию в формировании элементарных знаний о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком.

	      «География материков и океанов» (VII класс, 2 ч в неделю) знакомит учащихся с главными особенностями природы Земли, с разнообразием и распространением природных комплексов, а также с населением и политической картой мира. Курс посвящен характеристике материков и океанов. Для каждого материка рассматривают географическое положение, природу, население, хозяйственную деятельность, политическую карту, краткое описание отдельных стран. 

	В VIII-IX классах преподают родиноведческий курс «География России», рассчитанный на два года. В VIII  классе – курс «Физическая география России» (2 ч в неделю), который состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен общей географической характеристике страны, охватывающий природу, население, хозяйство. Второй раздел включает комплексные характеристики географических регионов России, третий рассматривает особенности граничащих с Россией государств, а в четвертом  – география своей республики области. 

В IX классе изучают курс экономической социальной географии России (2 ч в неделю). Курс состоит из трех разделов. Первый рассматривает особенности хозяйственных комплексов на территории России. Второй  –  экономические районы России, третий изучает специфику экономической географии своего края (краеведение, экономической и социальной географии мира в X  классе   (2 ч в неделю) открывается разделом об общей экономико-географической характеристике мира. В нем рассматривают политическую карту мира, географию мировых природных ресурсов, экономические проблемы, географию населения и мирового хозяйства. Далее идут разделы, посвященные изучению отдельных групп стран  [10, с.3,177].

	

	

	

	

	

	

	

	




	1.2. Анализ школьной программы по теме: «Внутренние воды России. Реки».

	Основной образовательной системой в Российской Федерации является – концепция «Школа 2100». В рамках данной программы построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

	Курс подразделяется на две части: 5-7-й классы, «География Земли»; 8-9-й классы, «География России», – в каждом из которых выделяются тематические разделы [21, с.9].

	В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

	Часть «География России» – центральная в системе российского школьного образования, выполняющая наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Курс «Мир земли» в 5-м классе знакомят обучающихся с планами и картами, а так же компонентами природы  [4, с. 4]. Этот курс направлен помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной, познакомиться с уникальностью природы окружающего мира. Курс призван пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности; сформировать умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Основными целями курса являются – знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

   При изучении данного курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

В структуре курса «География. 6 класс» под названием "Землеведение" школьники знакомятся с оболочками Земли, заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении знаний обучающихся, а так же в развитии географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Главная цель курса «Землеведения» – сформировать современную географическую картину мира и географического мышления, развитие географических знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы знания из разных областей наук о Земле, таких как, геологии, картографии, почвоведения и др. Задачи курса: формируются представления о единстве природы, структуре, основных геосфер, развиваются элементарные практические умений при работе с картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; чувство уважения и любви к своей стране через сохранение родной природы, истории и культуры.

Курс «География материков и океанов. 7 класс» — обеспечивает гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании обучающихся, через изучение культуры и обычаев других стран. Основными целями курса являются: изучение разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности. Основные задачи курса: сформировать систему позитивного географического образа разных стран.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии [3, с.6]. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников. Основными целями курса являются: формирование единого представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов. Основные задачи данного курса: сформировать географический образ своей страны, своего родного края.

Наиболее приемлемыми для учащихся являются следующие приемы и методы работы на уроке:

сравнение текстов; 

коммуникативные и игровые ситуации;

составление географических задач упражнений самими учащимися;

различные виды географических диктантов;

сбор информации с последующим использованием по заданию учителя (например, в проектной деятельности);

работа с различными географическими источниками.

При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы уроков:

урок – коммуникация;

урок – исследование;

урок – практикум.

    Для достижения целей программы возможно использование следующих образовательных технологий:

Технология учебно-игровой деятельности.

Технология развития критического мышления.

Технология проектной деятельности.

Технология дифференцированного обучения.

Информационные технологии.

Технология проблемного обучения.

Технология здоровьесбережения [30].

	Освоение программы по учебному предмету «География» сопровождается текущим контролем успеваемости в форме практических работ, контрольного тестирования, в начале учебного года – входной контрольной работы, в конце учебного года в форме итоговой годовой контрольной работы.

	В программе предусмотрен резерв учебного времени по каждому классу (2 ч), который учитель – предметник использует по своему усмотрению при составлении календарно-тематического планирования.





	




	1.3. Методические подходы и особенности преподавания при изучении темы: «Внутренние воды России. Реки».

	       Методика обучения географии — одна из педагогических наук.  Предмет изучения методики преподавания географии является развитие методики географии, в том числе изучение средств и методов обучения географии, а так же форм организации обучения географии [14, с.5]. 

	Значение географии велико! География - знакомит учеников с территориальным подходом к изучению дисциплины, который является особым методом научного познания и одним из важнейших инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы:

	формирование географического мышления;

	понимание современного мира;

	осмысление места России в мире;

	реализацию идеи гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. 

	Основная цель географии в системе основного общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, формирование экологически грамотного поведения в окружающей среде, а так же развивать у обучающихся умение использовать географические знания, умения и навыки в повседневной жизни [13, с. – 290].

Педагогические коллективы образовательных учреждений ведут разработку актуальных рабочих программ по географии [20, с. 9]. В настоящее время решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников остается за учителем.

	Учебный предмет география является приоритетным для формирования универсальных учебных действий. Поэтому в программе запланирована деятельность по формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, а в структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов [22, с.24].

	Таблица 2. Фрагмент урока географии.

Тема 



Урока

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)



Предметные

Метапредметные

Личностные

	География в современном мире. Материки, части света и страны.

Умение показывать по карте материки и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий. Исследователи родного края

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

	Таблица составлена автором.

	В программу каждого курса учебного предмета география внесён национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Эти часы рекомендуется использовать учителем географии для проведения практических работ, экскурсий, знакомство с особенностями природы и экономики своей области с использованием краеведческого материала [12, с. 247].

	Одним из требований изучения география в школе, согласно федеральному государственному стандарту - формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся. Без географических знаний современному гражданину сложно ориентироваться в быстро развивающемся мире, человек не в состоянии понять окружающий мир как единую систему, определять в нём свое место, быть патриотом своей Родины, трудиться на её благо. Огромную роль играет пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития. 

	География как учебная дисциплина обладает большими возможностями для организации социально значимой деятельности школьников [24, с. 7].

Для реализации подходов созданы все условия: наличие необходимых учебно – методических комплексов (далее УМК), для учителя и ученика. На данный момент более полный и апробированный является УМК, необходимая для реализации первого подхода. Это связано с тем, что становление комплексно - страноведческого подхода произошло недавно – в конце XX в.

Соответственно построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики [1, с.303].

По окончанию курса географии обучающимся необходимо научиться: различать географические процессы отдельных регионов и стран; различать изученные географические процессы и явления, уметь сравнивать географические объекты, а так же процессы и закономерности между изученными географическими объектами, способными объяснить свойства, условия протекания и различий, которые заложены в требованиях основной образовательной программы [21, с.72].

	Методологической основой методики обучения географии являются методы исследования, которые в методике обучения географии делятся на две группы: теоретические и эмпирические (таблица 3).

	Теоретические методы направлены на создание обобщений, анализ фактов, выявление закономерностей процесса обучения. К ним относятся: системно-структурный анализ, типологический подход, математические методы, исторический и сравнительный методы.  Суть системно-структурного  анализа в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы,  состоящей из взаимодействующих компонентов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействий между этими компонентами. В соответствии с этим при исследовании процесса обучения географии выявляются связи между деятельностью учителя и ученика, между целями, содержанием, методами и средствами обучения, между усвоением знаний, развитием и воспитанием школьников. Системно-структурный анализ предполагает определение целей урока, в связи с целями определяются содержание обучения, методы и приемы обучения. Системный подход проявляется и в том, что учитель планирует и разрабатывает сразу несколько уроков по той или иной теме, определяя функции каждого урока и их связи между собой по целям, содержанию и методам обучения,  по характеру познавательной деятельности школьников [6, с. 136].

	С помощью типологического подхода осуществляется классификация, группировка изучаемых объектов и явлений. При этом определяются существенные черты, признаки объектов, производится анализ и на основе анализа выделяются группы изучаемых объектов и явлений. Типологический подход находит применение при исследовании всех проблем методической науки. С его помощью выделяются компоненты содержания школьной географии, классифицируются методы и средства обучения, выделяются типы уроков, виды самостоятельных работ учащихся и. т. д. [9, с.81].

	 Таблица 3. Методы исследования в методике обучения географии.

	

	Методы эмпирического познания

	Методы теоретического познания

Методы создания нового педагогического опыта

	

Методы изучения имеющегося педагогического опыта

	



Педагогический эксперимент



Наблюдение процесса обучения;



Системно-структурный анализ;







Типологический подход;





Анкетирование учителей и учащихся;



Математические методы;



	

Изучение школьной документации;





Исторический метод;



	

Собеседования;

	

Сравнительный метод.



	

	Письменные проверочные работы



	Таблица составлена автором. 

	Отличительная черта развития науки в настоящее время – использование математического аппарата в процессе исследования. Точные математические методы начали использовать для изучения процесса обучения географии. Они дают возможность не только качественно оценить изучаемые объекты, но и выразить их количественно, изучить более глубоко связи и зависимости между компонентами процесса обучения (например, от каких факторов зависит совершенствование методов обучения географии; какая связь существует между методами обучения и уровнем знаний и умений школьников, развитием их творческих способностей).

	Суть  исторического метода состоит в том, что все исследуемые явления должны рассматриваться в развитии, изменении во времени. Этот метод требует, чтобы при разработке вопроса о методике обучения географии учитывался опыт прошлого, производился анализ того, как изменились данные процессы в историческом аспекте, какие стадии прошли, только тогда можно сделать прогноз на будущее. С помощью исторического метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии.

	Сравнительный метод исследования – метод логического познания. Сравнивать можно только однородные объекты и явления, сравнения нужно проводить по существенным чертам, признакам. Путем сравнения осуществляется типологический подход, производится классификация изучаемых объектов и явлений. Сравнительный метод используется также и при изучении зарубежного опыта обучения географии.

	Эмпирические методы исследования направлены на изучение уже имеющегося педагогического опыта или для создания нового педагогического опыта. Для выявления того, что существует в педагогической практике, используются следующие методы:

	

	Таблица 4. Эмпирические методы.

	

	Методы

	Цель

	Наблюдение процесса обучения

	Определяется цель наблюдения, разрабатывается программа, согласно программе в процессе наблюдения регистрируются факты, они обрабатываются, на основе анализа полученных результатов делаются выводы.

	Анкетирование учителей и учащихся

	Определяется цель анкетирования, разрабатывается анкета, проводится анкетирование, данные обрабатываются.

	Изучение школьной документации (классных журналов, тематических и поурочных планов, планов работы кружков и т. д.). 

	На основании изучения делаются определенные выводы о постановке учебно-воспитательной работы в школе.

	

	Собеседования.

	Определяется цель собеседования, проводится собеседование, на основании чего делаются выводы и обобщения.

	

	Письменные проверочные работы

	Служат для выявления уровня подготовки учащихся, по полученным результатам судят о состоянии в целом учебно-воспитательного процесса

	Таблица составлена автором.

	Обычно для изучения педагогического опыта школ используют совокупность методов.

	Для создания нового педагогического опыта предназначен метод педагогического эксперимента. При этом вводится что-то новое в обучение – новый учебный материал, новый прием обучения, новое средство обучения и т. д. Выявляется, как это новое влияет на качество знаний, развитие и воспитание учащихся. Для проведения эксперимента выделяют контрольные и экспериментальные классы, они должны быть одинаковыми по уровню подготовки. В экспериментальном классе вводят новый элемент обучения, в контрольном обучение ведется традиционно. Затем сравнивается качество знаний учащихся в классах.

	Для проведения педагогического эксперимента разрабатывается научное предположение,  гипотеза,  готовится необходимый учебно-методический материал (новый учебный текст, новые наглядные пособия, проверочные работы и т. д.). Если введение нового содействует углублению знаний и развитию самостоятельности детей и подтверждает ранее высказанное предположение, оно рекомендуется для внедрения в массовую школу.

	Проведение методических исследований включает следующие этапы:

	установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и ознакомления с опытом школы) и ее формулировка;

	выдвижение гипотезы; 

	формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверка гипотезы; 

	выбор методов исследования;

	подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой задачи;

	проведение эксперимента;

	формулировка выводов исследования;

	показ практической значимости полученных результатов.

	Изучение процесса обучения осуществляется теоретическими и эмпирическими методами одновременно. Эмпирические методы дают возможность накопить фактический материал, его обрабатывают с помощью теоретических методов.  Используется при этом анализ,  синтез,  индукция,  дедукция,  абстрагирование,  сравнение, обобщение [14, с.5].

	В программе учебного предмета география внесено обязательное использование ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС ООО в целях повышения эффективности учебного процесса, формирования  ключевых навыков, а также  навыков использования ИКТ.

	Проектная деятельность в географии - неотъемлемая часть учебной дисциплины. В результате использования проектной деятельности школьники научатся самостоятельно анализировать информацию, систематизировать, обобщать и применять полученные знания, приобретут самостоятельность, ответственность, сформируют  умения и научатся принимать самостоятельные решения. На уроке используются следующие виды проектов: исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, краткосрочные и долгосрочные. Метод проектов активно развивает все компоненты информационной культуры (поиск информации, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка информации, хранение информации).

	Современн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44