VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внесудебные и судебные формы защиты прав предпринимателей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001670
Тема: Внесудебные и судебные формы защиты прав предпринимателей
Содержание
    СОДЕРЖАНИЕ
    
ВВЕДЕНИЕ.……………………..……………………………………..…………3
ГЛАВА 1.  ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1.1. Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей………………………………..………………………………6
1.2. Защита нарушенных прав органами власти и прокуратурой………………………………………………………………..………....11
1.3. Претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей.…………………………………………………………………….15
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1. Третейское разбирательство…………………………..……………..18
2.2. Арбитражное судопроизводство……………………………………..25
2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции……………………………………………………………..…………...44
2.4. Защита прав предпринимателей в  Конституционном Суде  РФ...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………….………………………………………56
Список используемых источников………………………………………….…59
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Введение
    
    
    Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод2. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, их судебной защиты возведена Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) в ранг принципов, на которых основывается гражданское законодательство.
    Сложность данных коммерческих отношений заключена еще в методологии коммерческого права. Современная российская модель коммерческого права ни в отраслевом, ни в институциональном плане не обособлена от гражданского права. Коммерческие отношения регулируются исключительно нормами частного права, данная позиция несходна с подходами ряда европейских стран. Здесь мы и находим в самом начале анализа проблематики в защите прав предпринимателей первый камень преткновения. Хотя проблема частного регулирования коммерческих правоотношений и защиту прав их участников можно рассматривать с позиции государственного рыночного регулирования, связанной с защитой частного права. «Частными интересами по общему правилу управлять нельзя. Государству не важно, будут ли стороны возбуждать спор, в каком порядке они намерены решать возникающие конфликты, будут ли требовать возмещения убытков, возникших ввиду нарушения их прав. Однако важно, чтобы по заявленному требованию было осуществлено правосудие и защищены рыночные отношения»3 Предприниматель, действуя на свой риск, нуждается в известных правовых гарантиях со стороны государства, которое обязано обеспечить не только свободу предпринимательства, но и предусмотреть и создать надежный механизм защиты, систему взаимосвязанных институтов обеспечения прав и интересов предпринимателей, которые могут оказаться нарушенными или оспоренными. Это, в свою очередь, требует закрепления комплекса правовых мер, направленных на нейтрализацию подобных негативных проявлений, - способов защиты. Защиту прав предпринимателя можно рассматривать двояко: как защиту прав субъективного потенциально осуществляемого и реализуемого; или же, как права нарушенного с применением средств для восстановления нарушенного права. В первом случае, мы говорим о правовой превенции в силу вышеназванной модели относительного поглощения коммерческого права гражданским, достаточно проблематично отделить исключительно коммерческие превентивные нормы в гражданском законодательстве. Превенция в гражданском законодательстве – это определенные нормы, которые предупреждают нарушение права. Как и в любой другой отрасли права существуют нормы: обязывающие, запрещающие и дозволяющие; превентивными нормами здесь выступают нормы использующие метод обязывания и запрещения. Превенция коммерческого права смешанна с гражданско-правовой, а следовательно выработка определенного принципа и сущности данных способов защиты также сложна. Попробуем разобраться в основных чертах данного подхода. «Позитивные обязывания как способ правового регулирования, элемент правовой материи выражается с юридической стороны в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, то есть в конкретных обязанностях тех или иных лиц вести себя в соответствии с юридическими нормами, выступающими в качестве предписаний, требований со стороны государства».4 Глава вторая Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав» содержит ст. 10, в которой определены пределы осуществления гражданского права:
    1) недопущение шиканы – злоупотребления правом, в частности с намерением причинить вред другому лицу. А также не допускается ограничение конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке при реализации гражданских прав.
    2) предполагается добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений. Эти аргументы и подтверждают актуальность выбранной нами темы.
    	Целью настоящего исследования является изучение внесудебных и судебных форм защиты прав и законных интересов предпринимателей.
    При изучении указанной цели были поставлены следующие задачи:
    - рассмотреть внесудебные формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей;
    - исследовать судебные формы защиты прав и законных интересов предпринимателей.
    Предметом настоящего исследования выступают правоотношения в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей.  Объектом исследования законодательная база в области форм защиты прав и законных интересов предпринимателей.
     Методологической основой исследования стали такие методы как логический, системный, сравнительно-правовой, анализа и синтеза. 
     Теоретической основой работы являются исследования, проведенные в сфере указанных  правоотношений,  следующими учеными: В.П. Брагинским, Д.А. Грибановым, М.А. Лапиной, С.В. Мошкиным,  И.В. Нечай, А.В. Русиным, Г.В. Шешко, Е.А. Шугриной, О.Ю. Якименкои другими.
     Структура работы включает введение, две главы, 7 параграфов, заключение, список используемых источников. 


ГЛАВА 1. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    
    
    1.1. Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей
    
    
    Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные формы. Среди авторов юридической литературы замечено единство мнений по классификации судебных форм защиты прав предпринимателей. Вопросы, связанные с внесудебными формами защиты нарушенных предпринимательских прав отличаются различными подходами к классификации данных форм защиты. Так, например, доктор юридических наук, профессор Скворцов О. Ю. во внесудебных формах защиты прав предпринимателей выделяет формы самозащиты, форму претензионного порядка урегулирования разногласий предпринимателей, форму защиты прав предпринимателей органами исполнительной власти и средствами прокурорского надзора, форму рассмотрения предпринимательских споров третейскими судами и отдельной главой рассматривает разрешение международных коммерческих споров, как одну из форм внесудебной защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.5
    К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей, по мнению И. А. Смагиной6, следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
    Некоторые источники среди форм внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей перечисляют: самозащиту; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение жалоб органами исполнительной власти в порядке подчинённости (в том числе нотариат).
    На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства (ст.35-39 Основ законодательства РФ о нотариате).
    В отличие от суда, где в основном разрешаются споры о праве гражданском, предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, что предопределило особый метод решения нотариусами отнесенных к их компетенции вопросов7.
    Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника и совершая иные нотариальные действия, нотариусы не используют состязательную форму процесса и принцип публичности, а совершают нотариальные действия только единолично, устанавливают юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств8.
    Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:
    а) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем (удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и т.д.);
    б) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи).
    Следует иметь в виду, что исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной денежной суммы или какого-либо имущества, когда ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа9. Взыскание задолженности по совершенным нотариусом исполнительным надписям является упрощенным порядком по сравнению с судебным или арбитражным. Исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа, и взыскание по ней осуществляется по правилам, установленным для исполнения судебных решений10. Необходимо учесть, что нотариус не вправе совершить исполнительную надпись на любом документе, хотя и устанавливающем задолженность. Законодатель четко устанавливает круг документов, по которым взыскание задолженности производится на основании исполнительной надписи нотариуса. В соответствии со статьей 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемый перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:
    1. Документ, необходимый для взыскания задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи по договору займа (залоговому билету),- договор займа (залоговый билет).
    2. Документы, необходимые для взыскания задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи по договору хранения:
    договор хранения; именная сохранная квитанция.
    3. Документы, необходимые для взыскания задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи по договору проката:
    договор проката; документ, подтверждающий передачу арендодателем имущества арендатору; расчет задолженности арендатора, подписанный арендодателем и содержащий информацию о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору.11 Исполнительная надпись может быть совершена нотариусом только в том случае, если основания, названные обратившимся за совершением исполнительной надписи лицом, предусмотрены данным Перечнем. Таким образом, исполнительная надпись совершается: - по нотариально удостоверенным сделкам, связанным с получением денег, осуществлением возврата или передачи имущества; - по задолженностям, вытекающим из договоров найма жилых и нежилых помещений, а также за коммунальные услуги; - по задолженностям, вытекающим из отношений, связанных с авторским правом, и по ряду иных оснований, предусмотренных Перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей.
    Следует иметь в виду, что нотариусы не вправе совершать нотариальную надпись на взыскание просроченных платежей по кредитным операциям кредитных организаций. Совершение такой надписи не влечет юридических последствий, т.е. она не может приниматься к исполнению. Действия нотариуса в этом случае подлежат обжалованию в суде.
    Исполнительная надпись может быть совершена при наличии определенных обстоятельств: во-первых, представленные документы должны подтверждать бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем; во-вторых, не должен истечь срок исковой давности12. В связи с отсутствием у нотариуса аппарата принудительного исполнения и согласно положениям законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в 3-хдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требований, а также уведомляет должника о возможности применения принудительного исполнения указанных требований13. Нотариусы вправе также совершать и другие нотариальные действия, в частности принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг должника, предназначенных для передачи кредитору, в том случае, когда должник не имеет возможности лично исполнить обязательство. К примеру, недееспособность кредитора и отсутствие у него представителя, уклонение кредитора от принятия исполнения или в случае иной просрочки с его стороны и т.д. Необходимо учесть, что нотариус при совершении данного нотариального действия не проверяет основания возникновения прав кредитора и обязанностей должника.
    Нельзя не отметить, что ряд ученых рассматривает нотариальную форму защиты прав предпринимателей в рамках административной формы. В частности, А. П. Вершинин объясняет отнесение защиты гражданских прав нотариусом к административной форме тем, что нотариус назначается на должность органом юстиции и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами осуществляют органы юстиции и нотариальные палаты14. Однако, природу того или иного юрисдикционного органа определяет не столько специфика его образования и контроля за его деятельностью, сколько сам характер этой деятельности. М. К. Треушников, отмечает, что «нотариус не работает на правах административного органа (административный орган всегда занимается управлением, имеет право выбора... при принятии решения), не управляет какой-либо сферой, а применяет нормы права, как и суд. Правовая природа нотариата не управленческая, а правоприменительная»15. Точнее - ее определяет его правоохранительная (юрисдикционная) функция. Для органов управления более характерно применение норм права в форме оперативно-исполнительной деятельности, под которой понимается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Административный порядок защиты гражданских прав по своему характеру соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому. 
    
    1.2. Защита нарушенных прав органами власти и прокуратурой
    
    
    Закон предусматривает юридические механизмы защиты прав и законных интересов предпринимателей в административном порядке и средствами прокурорского надзора. 
    Вступая в отношения с различными органами власти и управления, с отдельными должностными лицами, предприниматели не редко сталкиваются с незаконными их действиями. Безусловно, предприниматели в таких случаях вправе прибегнуть к судебной форме защиты своих интересов, но, к сожалению, суды рассматривают дела довольно долго, а рассмотрение дела судом сопровождается судебными издержками. Поэтому довольно часто гораздо выгоднее и быстрее прибегнуть к обжалованию актов или действий, нарушающих права предпринимателя, в административном порядке.
    Организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же иные некоммерческие организации вправе: обращаться в органы прокуратуры с просьбами вынести протесты на противоречащие закону нормативно-правовые акты; обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределённого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    Помимо прочих осуществляемых функций, регламентируемых Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»16, прокуратура осуществляет надзор и за законностью в сфере предпринимательской деятельности. В частности, прокуратура вправе приносить протест на правовой акт, противоречащий закону; вносить представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона; принимать постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении; участвовать в судебном процессе по рассмотрению дел17. 
    С проведением реформы арбитражного судопроизводства в 2002 году функции прокурора в арбитражном процессе были значительно сужены. Это обусловлено тем, что коммерческий оборот в настоящее время основывается на принципах самостоятельности и самоответственности его субъектов, поэтому прокуратура в арбитражном процессе обеспечивает защиту публично-правовых интересов.
    Важную роль в регулировании отношений, возникающих при проверке предпринимательской деятельности, играет Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»18. Федеральный закон направлен на усиление гарантий защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
    Федеральным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, а также порядок взаимодействия указанных органов при организации и осуществлении проверок. Федеральным законом определяются права и обязанности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и их должностных лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
    Кроме того, федеральным законом устанавливаются основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, такие как преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований. Предусматриваются обязанность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по составлению ежегодных планов проведения проверок, необходимость формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проверок. Согласно положениям федерального закона проведение выездной внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, будет производиться после согласования с органом прокуратуры. 
    Данный закон вызвал довольно большой общественный резонанс, широко обсуждался в средствах массовой информации. Ряд источников рассматривают этот закон, как одно из звеньев борьбы с коррупцией. Прокуратурой разработаны методические рекомендации по защите прав предпринимателей, «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты предпринимательской деятельности»19, которые приносят свои плоды. Например:Прокуратурой Меленковского района на постоянной основе проводится работа по надзору за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).
Всего в 2015 году, по результатам проведенных надзорных мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, прокуратурой выявлено 22 нарушения, в целях их устранения внесено 4 представления, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица, опротестован 1 нормативно-правовой акт. За истекший период текущего года выявлено 4 нарушения законодательства в данной сфере, внесено 1 представление в орган государственного контроля.
    Наиболее типичными нарушениями, выявленными в ходе проведенных проверок, является нарушение срока уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предстоящих плановых и внеплановых проверках. Так, о предстоящей плановой проверке субъекты предпринимательства должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. 
    Зачастую, в нарушение требований федерального законодательства формы распоряжений и актов проверок контролирующих органов не соответствуют типовым формам.
    Работа в сфере защиты прав субъектов предпринимательства продолжается и является одной из приоритетных в деятельности прокуратуры.20                                                                                                                   
    1.3. Претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей
    
    
    Суть претензионного порядка урегулирования разногласий предпринимателей (следующая форма внесудебной защиты нарушенных прав) заключается в том, что предприниматель обращается к правонарушителю с требованием об устранении нарушенных прав. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).
    Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).
    Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами «О связи»21, «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»22, «О почтовой связи»23 и др.
    Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.24
    Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – далее АПК РФ25).
    В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).
    Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.
    Большое практическое значение имеет претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей, так как такой порядок можно рассматривать как переходный этап к судебной защите нарушенных прав. А как показывает практика именно судебный способ защиты, в частности в арбитражных судах, является наиболее распространённым способом защиты нарушенных прав предпринимателя. Юристу, который ведет претензионную работу, следует уметь лаконично, по существу указывать требования, представляемой им организации, в претензиях. Необходимо чётко формулировать из каких правоотношений возникла спорная ситуация, обоснованно и конкретно формулировать свои требования, указывать реальный срок для добровольного исполнения. Так же не следует забывать о необходимости сохранения доказательств направления претензий другой стороне. 
     Таким образом,  сущность внесудебного порядка защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей состоит в том, что предприниматель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно нарушителю, не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований предпринимателей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, нарушителю добровольно удовлетворить обоснованные требования, позволяя быстро восстановить нарушенное право. 
     Предприниматель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно нарушителю права. Причём претензионная форма защиты нарушенного права часто является обязательным досудебным действием.
     Решение бесспорных дел возложено на нотариат, который обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей путём совершения нотариальных действий от имени государства.
     Важную роль в защите нарушенных прав и законных интересов предпринимателей играет прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением законности, в том числе, в сфере предпринимательской деятельности.
     Субъекты предпринимательской деятельности так же могут отстаивать свои нарушенные права и законные интересы в третейских судах. Разрешение споров в третейских судах происходит, как правило, значительно быстрее, чем в судах государственных, и направлено на примирение сторон.
    Какую бы из внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов ни избрал бы субъект предпринимательства, он не может быть лишён права обратиться с исковым заявлением в суд.
    
    
    
    
    
    ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
    
    
    2.1. Третейское разбирательство
    
    
    Суть третейского суда и третейского разбирательства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейского судью (третейских судей), которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон26. Третейский суд ориентируется на то, чтобы разбирательство спора происходило в соответствии с пожеланиями сторон о времени и месте назначения судебного заседания. Этим обеспечивается удобство для сторон, что немаловажно при рассмотрении спора. При этом следует помнить, что третейские суды вправе рассматривать только гражданско-правовые споры, а споры по отношениям административно-правового характера (например, по уплате налогов) не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
    Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
    1) включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
    2) заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.
    Процедура разрешения споров в третейском суде достаточно скора и более экономична в сравнении с государственными судами. Связано это с отсутствием «завалов делами» третейских судов, отсутствием множества формальных процедур, обязательных для судов государственных.
    Деятельность третейских судов направлена, прежде всего, на примирение сторон. Как правило, решение по существу спора принимается только тогда, когда третейский суд убеждается в невозможности достижения мирового соглашения между участниками спора27.
    Важной чертой третейского суда является то, что одним из принципов его работы является принцип конфиденциальности, а, как показывает практика, конфиденциальность вообще очень важна в предпринимательской деятельности, а при рассмотрении споров особенно. Если государственный суд только в исключительных случаях объявляет судебное заседание закрытым, то принцип конфиденциальности третейского разбирательства означает, что если стороны не предусмотрели иного, то дело должно быть рассмотрено в закрытом заседании. Но не только в этом выражается принцип конфиденциальности. В законодательство включена норма, устанавливающая свидетельский иммунитет третейских судей. Это означает, что третейский судья не может быть допрошен по тем обстоятельствам, которые ему стали известны в ходе рассмотрения спора28. Причём свидетельский иммунитет третейского судьи действует как в рамках гражданского, так и в рамках административного и уголовного дела.
    Существуют как международные коммерческие суды, так и внутренние третейские суды. Их деятельность регулируется различными законами – Федеральным законом от 21.11.2011 года «О третейских судах в Российской Федерации» и Законом РФ от 03.12.2008 года «О международном коммерческом арбитраже». Некоторые авторитетные российские третейские суды совмещают функции как внутренних, так и международных третейских судов. Так, например, Третейский суд при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате рассматривает споры, как между российскими предпринимателями, так и споры российских и иностранных коммерсантов.
    Третейские суды могут создаваться в двух формах. Наибольшее распространение получили постоянно действующие третейские суды. Чаще всего они создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. Постоянно действующие третейские суды действуют на постоянной основе, имеют свои регламенты, положения, списки третейских судей, штатных технических сотрудников.
    Другая форма создания третейского суда – создание третейского суда для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды ad hoc.29 Суды ad hoc создаются исключительно с целью рассмотрения одного спора и с его разрешением прекращают своё существование. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами. Очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.
    Третейские суды, являясь по сути частными судами, наделены и определёнными публично значимыми функциями. В частности, третейский суд, если стороны не договорились об ином, вправе по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимым. В этом случае в процедуре принятия обеспечительных мер участвует государственный суд, который принимает окончательное решение об обеспечительных мерах на основании заявления заинтересованной стороны и решения третейского суда
    Весьма важными являются требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело. Установление данной нормы необходимо, так как разрешение споров в третейском суде является правоприменительным процессом, в связи с чем правоприменитель (в данном случае эту функцию выполняет третейский судья) должен иметь необходимые познания о праве.
    Главное требование, которому должен отвечать третейский судья – это его возможность и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на рассмотрение спора. Не случайно в старину единственным постоянным качеством, которое должно было присутствовать в третейском суде, заключалось «в названии их добрыми людьми»30.
    При формировании состава третейского суда должна быть обеспечена независимость третейского суда от участников спорных правоотношений и от учредителей этого суда.
    Действующее законодательство устанавливает требование о том, что число третейских судей, рассматривающих дело, должно быть нечётным. Установление этого правила объясняется тем, что третейские судьи, рассматривающие дела обладают равными правами в принятии решения, и в случае если спор будет решаться чётным количеством судей, то возможность принятия решений может оказаться парализованной.
    В соответствии с законодательством состав третейских судов может быть сформирован тремя способами. Во-первых, формирование состава третейского суда может производиться по правилам, установленными самими сторонами. Во-вторых, в постоянно действующем третейском суде порядок формирования состава третейского суда может быть установлен правилами этого суда. В-третьих, если стороны не установили правил формирования состава третейского суда, а правила постоянно действующего третейского суда не содержат соответствующих нормативных предписаний, то порядок формирования состава третейского суда производится в соответствии с правилами, установленными в п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах. Причём приоритет остаётся за правилами, установленными самими сторонами.
    При разрешении спора третейский суд не связан теми строгими формальными правилами, которые характерны для государственного судопроизводства. Третейское разбирательство производится прежде всего по правилам, которые устанавливаются обеими сторонами при достижении соглашения о передачи дела на рассмотрение третейского суда. Если же стороны не установили правил рассмотрения споров, действуют правила постоянно действующего третейского суда, в котором происходит судебное разбирательство. Правила постоянно действующего третейского суда обычно устанавливают дополнительные требования к процедурам третейского разбирательства. Например, регламент третейского суда саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» предусматривает, что исковое заявление и приложенные к нему документы представляют в суд в пяти экземплярах31.
    Правила третейского разбирательства, установленные сторонами не могут противоречить тем положениям Закона о третейских судах, которые имеют обязательный характер и не могут быть изменены соглашением сторон. Например, не может быть изменена приведённая выше норма о нечётном количестве судей. Стороны не могут заключ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.