VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-правовые основы института персональных данных

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016112
Тема: Теоретико-правовые основы института персональных данных
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
7
1.1 Историко-правовые предпосылки формирования и современные тенденции развития института персональных данных в Российской Федерации
7
1.2 Понятие, правовая природа и виды персональных данных
16
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
33
2.1 Организационно-правовые меры защиты персональных данных в США
33
2.2 Правовое регулирование защиты персональных данных в России и в Соединенных Штатах Америки: общее и особенное
43
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РОССИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ»
52
3.1 Организация внеурочной работы по праву в форме классного часа
52
3.2 Методическая разработка классного часа для 10–11 классов по теме «Защита персональных данных в России и Соединенных Штатах Америки»
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
75



ВВЕДЕНИЕ
     
     Главной конституционной ценностью в России является человек , его права и свободы, а это говорит, о том, что государство на пути построения демократического общества. На данный момент можно с уверенностью сказать, что Российское государство на данном этапе  столкнулось с рядом больших проблем требующих решения, среди которых можно выделить обеспечение защиты сферы частной жизни человека . В части первой статьи 24 Конституции РФ содержится  норма, в которой говорится о том, что «сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Данное положение имеет фундаментальный, системообразующий характер и должно определять смысл и содержание значительного числа  законодательных актов разного уровня, выделяющих категорию «частная жизнь» и производную ей «персональные данные».
     Актуальность темы исследования определяется тем, что вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования персональных данных, обработки и защиты персональных данных субъектов становятся все более острыми, ведь основной целью действующего законодательства, является обеспечение защиты прав и свобод человека, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Практика же показывает, что операторы персональных данных не всегда могут обеспечить соблюдение законодательства в части организации, хранения, обработки, и, главное, защиты персональных данных субъектов. В современных условиях возрастает роль защиты информации, защиты конституционных прав субъектов на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных.
     С методической точки зрения наша работа носит актуальный прикладной характер. Отметим, что  вопрос о защите персональных данных в России на данный момент подробно не изучается в основной учебной программе по праву. Кроме того, школьники не знают, как осуществляется защита персональных данных в зарубежных странах. На наш взгляд, сравнение того, как осуществляется защита персональных данных в России и Соединенных Штатах Америки позволит школьникам более детально познакомиться с таким актуальным для настоящего времени вопросом.  Подобный сюжет может быть предложены учителем для обсуждения на классном часе на тему «Защита персональных данных в России и Соединенных Штатах Америки». Классный час подобной тематики способствует формированию правовой культуры у подростков, направлен на развитие их кругозора, что очень актуально в современное время.
     Степень изученности темы исследования: Значительный вклад в изучение поставленной проблемы внесли такие авторы, как: Ф.А. Абаев, А.В. Бурылов, М.А. Важорова, А.Л. Гильманшина, М. А. Горшков, А.В. Иванская, В.П. Иванский, Д.В. Лукьянов, М.Н. Марченко, А.В., Параскевов, Н.П. Парфенов, Н.Н. Прохорова, Е.Л. Пунтус, Б.И. Скуратов, П.Ю. Тюрин, О.А. Фохт, Р.С. Шамсутдинов и другие.
     При написании методической части нашей работы нами были востребованы труды следующих авторов: Е.А. Беридзе, Н.И. Болдырева, Я.В. Зубовой, А.А. Кваши, Е.М. Кропаневой, Л.И. Маленковой, С.А. Морозовой, К.В. Науменковой, Е.А. Певцовой, М.И. Рожкова, Е.И. Литневская, Н.Е. Щураковой и других. 
     Вместе с тем, изучение литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том,  что тема защиты персональных данных недостаточно исследована и нуждается в более тщательной проработке.
     Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе правого регулирования защиты персональных данных в России и Соединенных Штатах Америки.
     Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие отношения в сфере защиты персональных данных в России и США.
     Целью исследования является: выявление особенностей правового регулирования защиты персональных данных в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки. Исходя из цели исследования, в исследовании поставлены следующие задачи, определяющие его структуру: 
     – рассмотреть исторические аспекты формирования института персональных данных;
     – проанализировать современные тенденции развития института персональных данных в Российской Федерации;
     –    дать понятие, определить правовую природу персональных данных;
     –    провести анализ  классификации персональных данных;
     –    изучить организационно-правовые меры защиты персональных данных в Соединенных Штатах Америки;
     – провести сравнительно-правовой анализ регулирования защиты персональных данных в России и в Соединенных Штатах Америки;
     – на основании сравнительно-правового анализа выделить общие и особенные черты системы защиты персональных данных в России и в США;
     –  раскрыть теоретические аспекты организации школьного внеклассного мероприятия по праву в форме классного часа и разработать классный час для учащихся 10–11 классов по теме «Защита персональных данных в России и Соединенных Штатах Америки»; 
     –  на основе сравнительно-правового анализа разработать предложения, направленные на совершенствование системы защиты персональных данных в России.
     Теоретической основой исследования явились результаты научных работ, представленные в трудах отечественных ученых-правоведов, посвященные проблемам правового регулирования защиты персональных данных в Российской Федерации и в зарубежных странах, вопросам сущности и понятия персональных данных, историческим аспектам защиты персональных данных в России и за рубежом, проблемам функционирования системы защиты персональных данных в Соединенных Штатах Америки.
     В ходе исследования были использованы международные правовые акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательные акты Соединенных Штатов Америки, периодические издания, монографии, диссертации. 
     Методологическую основу исследования составляют общие (диалектический), общенаучные методы познания (системного анализа, синтеза, функциональный) и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой).
     Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.
     

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
     
     1.1 Историко-правовые предпосылки формирования и современные      тенденции развития института персональных данных
     Институт персональных данных является достаточно молодым институтом, согласно правовым меркам. находится в тесной взаимосвязи с развитием конституционных прав и свобод человека и гражданина, в особенности, с правом на неприкосновенность частной жизни1.
     Впервые вопрос о неприкосновенности частной сферы как юридической единицы был поднят в США. Американские юристы вывели определение «privacy»,  которое обозначает право быть оставленным в покое или быть предоставленным самому себе, уточняя, что приватность может подвергаться опасности со стороны различных новых изобретений и методов  и способов ведения бизнеса, что обосновывается необходимостью создания специального «права приватности»2. Наибольшую значимость в формировании и формулировании права на приватную сферу жизни оказало функционирование американских судов3.
     Вопросы защиты данных персонального характера поднимались не только в Соединенных Штатах Америки.  Так, для защиты персональных данных в странах Европы создавались соответствующие Комиссии. Первая Комиссия была создана в 1919 г. в Швеции. Данные органы являются независимыми от органов центральной исполнительной власти. В настоящее время органы по защите персональных данных, существуют в Австралии, Австрии, Англии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Греции, Израиле, Испании, Канаде, Кипре, Гайане, Маврикии, Нидерландах, Филиппинах, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Швейцарии, Японии и в других странах. Однако, впервые в мировой практике в 1970 году, в Германии (Гессен), был принят закон о защите персональных данных. Необходимо отметить, что за последние тридцать лет, более чем в двадцати европейских странах были приняты нормативные акты, предусматривающие защиту персональных данных и закрепляющие существующие механизмы правового регулирования оборота персональных данных.4
     «Privacy», как концепция, которая была сформирована в США, оказала непосредственное влияние на становление и развитие современной системы прав и свобод человека. Так, на Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1948 года, получила свое утверждение Всеобщая Декларация прав человека. Статья 12 гласит: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»5.
     В 1950 году подобная норма нашла свое отражение в статье 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой: «каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции»6. Соответственно, право на неприкосновенность частной жизни приобрело свое признание как неотъемлемого права каждого человека, именно благодаря данным документам.
     Стремительное развитие информационных технологий, способствовало заметному усилению пристального внимания и особого интереса к проблеме неприкосновенности жчастной жизни, что обусловило активное развитие норм о защите персональных данных, например: в Швеции – 1973 г., в Германии – 1977 г., во Франции – 1978 г., в Венгрии – 1992 г., в Великобритании – 1998 г., в Испании в 1999 г. где были приняты законы по защите персональных данных.
     Свое отражение данные принципы нашли в Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод и смогли получить свое дальнейшее развитие в специальных нормах, закрепленных в Конвенции 108 Совета Европы о защите прав физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных 1981 года, которая определяет, защиту данных преимущественно как защиту основных прав и свобод индивидов, в частности, их права на неприкосновенность частной жизни в отношении обработки персональных данных7. Вследствие этого, в Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. №95/46ЕС о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных были определены основы общеевропейской системы защиты персональных данных8. В Хартии Европейского Союза об основных правах от 2000 года, право на защиту персональных данных было определено в качестве самостоятельного фундаментального права9. Перечисленные положения выступают как основные этапы формирования нормативного механизма о защите персональных данных на европейском континенте. При этом, заключительным этапом формирования нормативного механизма о защите персональных данных стало принятие национальных законов стран-участниц Европейского Союза, которые были направлены преимущественно на регулирование вопросов защиты персональных данных.
     Применительно к России, некоторые элементы права на неприкосновенность частной жизни, были законодательно закреплены и проанализированы, ещё в дореволюционный период. Тайна корреспонденции была закреплена Почтовым уставом 1857 года и Телеграфным уставом 1876 года, стоит  отметить, что уголовно-правовая охрана тайны корреспонденции исполнялась на основании норм Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовного Уложения 1903 года10.
     В 1917 году, после революции, отмечаются существенные изменения в рассмотрении проблемы прав человека. К примеру, Конституция 1918 года11, включала в себя раздел о правах человека, которая называлась «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако, данный раздел не закреплял в полной мере даже  элементарного минимума прав человека и гражданина (личных,  культурных, экономический, политических). В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» нашли свое отражение лишь право трудящихся в хозяйствовании, запрет эксплуатации и право уравнительного землепользования. Примечательно и то, что Конституция СССР, принятая в 1924 году уже не содержала в себе Декларации прав12. Первая глава о правах и обязанностях граждан нашла свое отражение лишь в Конституции СССР принятой 5 декабря 1936 г., закрепляющей обширный перечень личных прав и свобод граждан13. Впоследствии, в 1940-е гг., в связи с тем, что репрессивно-карательная политика начала стремительно набирать обороты касательно инакомыслящих, а так же по причине ужесточению тоталитарного режима, проблема прав человека фактически была «закрыта»14.
     Вопросы касающиеся прав человека стали рассматриваться лишь в период политической «оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х гг. Именно это время  стали возникать первые теоретические исследования в нашей стране по проблематике прав человека, согласно политическим и правовым учениям. 
     В 1977 г. в нашей стране был ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г15. В сязи с этими, была принята новая Конституция СССР. Конституция являлась не только первой, но и единственной в своем роде за весь советский период конституцией, которая включала в себя, непосредственно в отдельном разделе, комплекс культурных, гражданских, социальных, экономических и политических прав, которые уже являлись стандартными для развитых европейских стран.
     Вместе с тем, в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина16, было сформулировано право на неприкосновенность частной жизни как отдельное право. Декларацией прав и свобод человека и гражданина17, был предусмотрен запрет не только на сбор и хранение информации о частной жизни субьекта без его согласия, но и запрет на ее использование, а также  запрет на ее распространение. Отметим, что данная норма нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года18, соответственно, основания защиты персональных данных, предусмотренные конституцией, определялись в виде конкретных конституционных прав, объектом защиты которых выступают в том числе и персональные данные.
      Значимым для России событием стало то, что в 1995 году впервые на законодательном уровне было закреплено понятие персональных данных Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», персональные данные определяются как сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, которые позволяют идентифицировать его личность. Помимо этого, данным федеральным законом утверждались общие принципы сбора и использования информации о гражданах. Необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», персональные данные были конкретизированы как информация конфиденциального характера19. И лишь в 2006 году был подготовлен проект, впоследствии принятого ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ20.
     Упоминание о сведениях, связанных с тайной частной жизни, можно встретить во многих подзаконных нормативно-правовых актах:
     * федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»21;
     * Воздушный кодекс Российской Федерации22;
     * федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»23;
     * приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел»24.
     Таким образом, история вопроса об использовании и защите персональных данных в России началась лишь 7 ноября 2001 года, именно в то время, когда Россией была подписана Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных25, что обусловило обязательство государства по приведению в соответствии с нормами европейского законодательства деятельности, которая относится к области защиты прав субъектов персональных данных. Впоследствии чего, в России было отмечено стремительное формирование качественной нормативно-законодательной базы в области защиты прав субъектов персональных данных, но это вовсе не означает, что до этого времени в России не были предприняты абсолютно никакие попытки урегулирования защиты прав субъектов персональных данных. Если проанализировать употребление  определения персональных данных, то можно сформулировать вывод о его достаточно частом употреблении во многих актах и до момента подписания и ратификации Конвенции26. К примеру, федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» понятие «персональные данные» было закреплено законадательно. Согласно статье 2, федерального закона, к персональным данным были отнесены «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, которые позволяют идентифицировать его личность».
     Анализируя определение понятия «персональные данные», можно с сформулировать вывод о том, что оно зачастую было подвергнуто критики со стороны научной литературы, по причине того, что к персональным данным могли быть отнесены лишь сведения, собранные в целях идентификации ранее неизвестного лица, в то время как информация может быть собрана и об уже известном лице27.
     
     Иной подход к решению данной проблемы был выбран авторами принятого 27 июля 2006 года Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», отражающий в статье 3 дополненное и более конкретизированное, в сравнении с уже существующими понятиями, определение персональных данных, что вызвало большое количество вопросов и споров в рассматриваемых и обсуждаемых его кругах28. Вступление Федерального закона в силу, в свою очередь, повлекло за собой принятие различных подзаконных актов и нормативных документов, которые регулировали защиту персональных данных, однако, следует отметить, что они многократно подвергались изменениям и уточнениям29. Высказанные претензии и замечания к Федеральному закону со стороны общественности, в конце 2009 года были оформлены в пакет поправок, который был предложен депутатом Государственной Думы Резником В.М. (Проект № 282499-5), при этом, поправки неоднократно обсуждались и находились на рассмотрении более полутора лет, что, в итоге, обусловило его новую форму, согласно которой, было изменено порядка 70% текста Федерального закона30.
     Если рассматривать Федеральный закон «О персональных данных» более обобщенно, можно сформулировать вывод о том, что принятие Федерального закона является первой попыткой установления комплексного правового регулирования защиты персональных данных, при этом, одной из причиной утверждения Федерального закона «О персональных данных» являлись имеющие место бесчисленные факты краж баз персональных данных не только в коммерческих структурах, но и в государственных и, соответственно, их повсеместная продажа31. Таким образом, принятый Федеральный закон «О персональных данных» обеспечивал защиту прав и свобод человека и гражданина не только при обработке персональных данных, но и предусматривая защиту прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Базой Федерального закона «О персональных данных» являлись принципы и условия обработки персональных данных; уточнение прав субъектов персональных данных, а кроме этого и непосредственных обязанностей оператора; механизмы контроля и надзора, сопровождающие процесс обработки  персональных данных, а так же установление определенной ответственности, предусмотренной согласно нарушениям требования Федерального закона.
     Соответственно, Федеральный закон «О персональных данных» был разработан специально во исполнение «Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»32, ратифицированная в России Федеральным Законом от 19 декабря 2005 г. №160-ФЗ со следующими ограничениями33: конвенция не распространяется на область государственной тайны; конвенция не распространяется на обработку персональных данных для личных и семейных нужд; исключительно в целях защиты безопасности государства и общественного порядка могут быть применены дополнительные ограничения прав субъектов персональных данных на получение доступа к данным о себе.
     В соответствии со статьей 4 ФЗ «О персональных данных», «международные соглашения Российской Федерации имеют большую силу», то есть в остальных случаях, кроме оговоренных, положения Конвенции Европейского Союза должны действовать на территории Российской Федерации и иметь больший приоритет.
     
     1.2 Понятие, правовая природа и виды персональных данных
     Персональные данные содержат в себе достаточное количество информации о человека, принимающем непосредственное участие в обусловленных правоотношениях. Персональные данные имеют отношение лично к человеку, который, в свою очередь, не является заинтересованным лицом  в распространении своих персональных данных. Необходимо отметить, что персональные данные находятся под охраной различных правовых средств.
     Федеральный закон «О персональных данных» выступает базовым нормативным правовым актом, устанавливающих порядок взаимодействия в данной области общественных отношений. В предшествующей редакции закона, персональные данные рассматривались как «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации, физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация»34.
     Анализируя новую редакцию закона, необходимо отметить и тот факт, что понятие «персональные данные», согласно новой редакции закона, было определено как любая информация, которая относится к «прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)» 35. Данное определение было применено в соответствие с понятийным аппаратом, который был закреплен Конвенцией о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Исходя из этого, становится очевидным, что законодатель смог значительно сократить легальное определение согласно словесной нагрузке, в частности, в предложенном определении, стало намного меньше слов, при этом, необходимо заметить, что  по смысловой нагрузке, понятие персональных данный в новой редакции закона стало более общим.
     В соответствии со ст. 85 Трудовой кодекс Российской Федерации, персональные данные работника рассматриваются как определенная информация, которая необходима работодателю и обусловлена их трудовыми отношениями, затрагивая при этом, каждого конкретного сотрудника36.
     Следовательно, если исходить от приведенного в Законе «О персональных данных» определения понятия персональных данных, то становится очевидным, что эти данные представляют собой любую информацию, предоставляющую возможность идентифицировать определенного или определяемого человека. Аналогичным образом, предусматривая цель установления состава персональных данных, которые необходимы работодателю непосредственно в рамках трудовых отношений, целесообразно руководствоваться формулировкой, которая прописана в Трудовом кодексе Российской Федерации. Можно отметить, что сходным способом ,во всех определениях персональных данных имеет место упоминание о конкретном человеке, который выступает как субъект персональных данных, что позволяет говорить о том, что субъект персональных данных выступает как центральный элемент в определении понятия «персональные данные».
     Кроме этого, следует отметить, что присутствие субъекта персональных данных, который в тесной взаимосвязи с подобными видами данных, определяется как первостепенное отличие персональных данных от другой информации, предоставленной в ограниченном доступе. Являясь обезличенной, абсолютно любая информация о физическом лице не несет в себе никакой существенной ценности и, соответственно, не имеет возможности попасть под режим ограниченного доступа. Иной вид информации конфиденциального характера, например коммерческая тайна, может выступать как существенная ценность и без привязывания к конкретному физическому лицу, который является источником такой информации37.
     Отличительной чертой, присущей только персональным данным,  и которая значительно отличает их  от других видов информации конфиденциального характера, является возможность перехода персональных данных в разряд более доступных, определяемых как «персональные сведения, доступ неограниченного круга лиц, представленных с согласия субъекта персональных данных или на которые, в соответствии с требованиями федеральных законов, не распространяется соблюдение конфиденциальности». К аналогичным сведениям могут быть отнесены разнообразные справочные данные или же частные объявления, а так же различные виды данных, характерных для реализации целей прямого маркетинга и другие сведения, при этом, обращаясь к Перечню сведений, носящих конфиденциальный характер, прослеживается определенное уточнение относительно доступных персональных данных, предусматривающее не считать конфиденциальными сведениями, те, которые подлежат распространению непосредственно в средствах массовой информации38.
     Следует отметить, что в различных областях деятельности, персональные данные определяются как не совпадающие наборы данных, при этом, определение персональных сведений присутствует в различных федеральных законах, однако размер сведений, который позволяет распознать субъект персональных данных, определяется в них по-разному39. Например, согласно федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретенных незаконным путем»,40 к персональным данным относится информация о документе, который удостоверяет личность и адрес места жительства либо пребывания личности.
     Определенные установки определения субъекта персональных данных находят свое отражение и в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»41. 
     В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», индивидуальными сведениями выступают различные данные, которые стали известны работнику органа записи актов гражданского состояния при регистрации актов гражданского состояния42.
     В связи с вышесказанным, можно констатировать, что определение понятия персональных данных рассматривается как обширное, что позволяет нам говорить также о довольно широких конституционных гарантиях в области оборота персональных данных, их законного использования. Однако проанализировав определение персональных данных, содержащееся в Федеральном законе «О персональных данных», можно сделать вывод, что определение характеризуется низким уровнем формальной определенности, что позволяет отнести практически любую информацию к персональным данным.
     В связи с этим  представляется нужным  выделить отличительные признаки соответствующего понятия:
     1) Персональные данные являются информацией. В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией необходимо понимать «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления»43. Данная легальная дефиниция не разграничивает понятия «сведения», «данные» и «сообщения», рассматривая их как виды информации равные по правовому статусу. Однако разница между ними существует44. Так, сведения представляют собой информацию, рассматриваемую в содержательном аспекте, то есть безотносительно к ее восприятию и использованию45. 
     2) Информация относится прямо или косвенно к физическому лицу. К информации, относящейся прямо к физическому лицу могут быть отнесены, например, ФИО, данные ДНК, паспортные данные и др. На основании исключительно косвенной информации, например, данных об образовании, невозможно «определить» человека. Между тем, при наличии совокупности таких данных, а также в случае наличия у оператора сведений, «прямо относящихся к физическому лицу» идентификация личности возможна46. Вторым аспектом, на который стоит обратить внимание является то, что персональные данные могут принадлежать исключительно физическому лицу.
     3) Цель сбора, хранения и использования персональных данных. Данный признак является наиболее значимым. В определении, содержащемся в законе закреплено, что информация прямо или косвенно относится к «определяемому лицу», то есть указывается цель использования персональных данных – возможность идентифицировать конкретного субъекта. Необходимо также подчеркнуть, что отдельные виды информации могут одновременно являться и не являться персональными данными в зависимости от целей сбора и использования тех или иных данных. В противном случае  фотографическое изображение не имеет соответствующей правовой защиты47.
     4) Фиксированность (закрепленность). Федеральный закон «О персональных данных» не содержит указания на то, относятся ли и, следовательно, подлежат ли правовой защите исключительно данные зафиксированные на определенном носителе. Отсутствие точного на то указания позволяет использовать расширительное толкование. В этой связи обратимся к Модельному закону о персональных данных48, в котором содержится определение персональных данных, где закреплено, что правовой защите подлежит исключительно информация, зафиксированная на материальном носителе. Таким образом, можно говорить, что правовым статусом персональных данных будет обладать закрепленная тем или иным образом информация49.
     Рассмотренные признаки позволяют более точно относить тот или иной набор данных к числу персональных.
     Не менее сложным остается вопрос классификации персональных данных. Исследователи проводят классификацию персональных данных по различным основаниям: степени доступа (общедоступные и конфиденциальные), по направлению (специальные и обычные) и так далее.
     Необходимо отметить, что основной правовой закон регулирующий обработку персональных данных обусловливает несколько категорий персональных данных50, среди которых общедоступные персональные данные, специальные персональные данные и биометрические:
     1)	Общедоступные персональные данные являются данными, доступ к которым предоставляется неограниченному кругу лиц с непосредственного согласия субъекта персональных данных или на которые, в соответствии с  требованиями федеральных законов, не подлежат распространению определенные требования при соблюдения конфиденциальности (данные о фамилии, имени и отчестве, сведения о годе и месте рождения, информация об адресе, абонентском номер, либо сведения о профессии и другие персональные данные). Источниками общедоступных персональных данных, могут являться, например, адресные книги и иные виды доступной справочной информации;
     2)	Специальные персональные данные определятся как данные, которые непосредственно касаются расовой и национальной принадлежности конкретного человека, его политических взглядов, наличия религиозных или философских убеждений, характеристики его состояния здоровья, а так же сведения интимной жизни. Обработка специальных персональных данных разрешена лишь в определенных случаях, например, когда субъект персональных данных дал личное согласие в письменной форме на обработку специальных персональных данных. При этом отметим, что специальные персональные данные, которые относятся к характеристики состояния здоровья субъекта персональных данных, не нуждаются в получении согласия субъекта персональных данных на их обработку, по причине того, что обработка персональных данных, касательно характеристики состояния здоровья субъекта персональных данных, может осуществляться лишь лицом, которое профессионально занимается медицинской деятельностью, при этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, он несет обязанность сохранять врачебную тайну. Отметим так же, что обработка специальных персональных данных исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации или же её необходимость заключается по причине осуществления правосудия51.
     3)	Биометрические персональные данные представляют собой особые сведения, характеризующие физиологические особенности человека, позволяющие, на их основе, установить его личность. Это биометрические материалы, служащие для идентификации человека: ДНК, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, данные о росте и весе, фото- и видеоизображение. С точки зрения эффективности наиболее перспективным методом идентификации личности, является метод ДНК-анализа – практически со 100% вероятностью52.
     На схеме 1 представим авторскую классификацию персональных данных.
     На схеме 2 рассмотрим отдельно виды персональных данных по содержанию персональных данных53, так как содержание персональных данных имеет много спорных моментов, то представляет наибольший интерес к детальному рассмотрению.



Схема 1. Виды персональных данных (составлено автором)



     Схема 2. Виды персональных данных по содержанию персональных данных
     
     К первой группе относятся общие данные, позволяющие с наибольшей степенью достоверности определить, идентифицировать человека. Данная категория персональных данных наиболее объемна. Более того, перечень информации, которая может быть отнесена к первой группе, не является исчерпывающей, учитывая стремительное развитие информационных технологий. Однако условно можно выделить две подгруппы соответствующих данных:
     * к первой подгруппе – «общие-базовые» персональные данные предлагается относить информацию, прямо относящуюся к определенному или определяемому лицу: ФИО, паспортные данные, дата и место рождения, место регистрации и место фактическо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44