VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы оценки эффективности управленческой деятельности в таможенных органах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001932
Тема: Теоретические основы оценки эффективности управленческой деятельности в таможенных органах
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. 	Теоретические основы оценки эффективности управленческой деятельности в таможенных органах…………………...6
1.1. 	Анализ понятийного аппарата оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов…………………………………………….6
1.2. 	Система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям (КПЭД)…………………………………………...14
1.3. 	Методы и процедура формирования оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов………………………..18
Выводы по главе
Глава 2. 	Методические аспекты оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов……………………28
2.1. 	Выбор оцениваемых результатов и затрат управленческой
 деятельности таможенных органов………………………………………….28 
2.2. 	Методические основы формирования требований к отбору оцениваемых результатов и затрат управленческой 
деятельности таможни………………………………………………………...32
2.3 	Разработка обобщающего показателя оценки результативности управленческой деятельности таможенной службы………………………..38
Выводы по главе
Глава 3. 	Оценка эффективности управленческой деятельности в таможенных органах на примере Московской областной таможни….42 
3.1. 	Место и роль Московской областной таможни
в системе таможенных органов Российской Федерации…………………...42
3.2. 	Специфика оценки эффективности управленческой деятельности таможни………………………………………………………………………..45
3.3. 	Направления совершенствования оценки эффективности управленческой деятельности 
на примере Московской областной таможни……………………………….52 
Выводы по главе
Заключение…………………………………………………………………….60
Библиографический список…………………………………………………..63
Приложения…………………………………………………………………...68






ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования заключается в том, что при управлении в таможенной системе одной из самых важных задач является установление показателей и критериев эффективности, которые обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного контроля за их уровнем и характером выполнения. 
     Сложность оценки эффективности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.
     В настоящее время очень важна роль таможенного регулирования  в международных экономических отношениях России с другими государствами и интеграцией российской экономики в международное экономическое пространство. Таможенные органы Российской Федерации косвенно участвуют в этих процессах и обеспечивают расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств, решая многие проблем в области международной безопасности.
     В условиях экономических санкций, угрозы терроризма перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. 
     Поэтому проблема эффективного управления в таможенных органах является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.
     Анализ эффективности деятельности таможенных органов, помимо очевидных результатов деятельности (количество оформленных в таможенном отношении товаров и транспортных средств, размер уплаченных в бюджет таможенных платежей и т. п.), должен учитывать также массу факторов, вытекающих из результатов деятельности правоохранительных подразделений таможен, а также социальный и потребительский эффект указанных действий.
     Все  перечисленные выше особенности деятельности таможенных органов, определяют необходимость совершенствования методов оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов.
     Разработанность темы исследования. Несмотря на значительное количество различных публикаций посвященным вопросам оценки эффективности таможенного дела, оптимальная методика оценки эффективности деятельности таможенных органов до сих пор не разработана. 
     Большинство авторов ограничиваются лишь определением критериев и общим описанием компонентов методики оценки, а также размышлениями о необходимости проведения дальнейших углубленных исследований. Довольно интересным и проработанным представляется исследование В.П. Косенко и Л.И. Опошняна. Ими был аргументировано выдвинут тезис, значение которого трудно переоценить: бессмысленно оценивать деятельность таможенных органов по аналогии с хозяйствующими субъектами, поскольку метод соизмерения затрат и результатов для оценки эффективности применим лишь тогда и поскольку между затратами и результатами существует зависимость, которая может быть количественно определена.
     Исследование В.Б. Коровина отличается глубоким пониманием предмета, а также интересной концепцией, представляющей систему таможенных органов, как элемент инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли.
     Кроме перечисленных авторов вопросам об управлении в таможенной системе уделяли большое внимание в своих исследованиях такие авторы как Дегтярева В.Г., Толкушкина А.В. Коган М.В., Шабанова В.А.
     Предмет исследования – показатели и методы оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов
     Объект исследования — таможенные органы российской Федерации.
     Целью работы является исследование методики оценки эффективности деятельности таможенных органов и ее совершенствование на примере Московской областной таможни.
     Задачи исследования:
    * рассмотреть теоретические основы оценки эффективности управленческой деятельности в таможенных органах;
    * определить методические аспекты оценки эффективности управленческой деятельности в таможенных органах;
    * провести анализ оценки эффективности управленческой деятельности Московской областной таможни и по результатам проведенного исследования предложить направления по совершенствованию рассматриваемого направления.
     Методологическая основа исследования. При проведении данного исследования использованы системный подход, метод экспертных оценок, метод сравнения и аналогий, приемы логического мышления, метод обобщения и другие статистические методы.
     Информационной базой исследования явились данные периодических изданий, материалов научной литературы, статистические данные таможенных органов РФ, нормативно-правовые источники, информационные ресурсы сети Интернет.
     Практическая значимость. Полученные данные в ходе исследования, по совершенствованию механизма оценки эффективности управления в таможенных органах, могут быть использованы в практической  деятельности таможенных служб для повышения качества выполнения возложенных на них задач.
     Исследование состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.




























ГЛАВА 1. 	ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

1.1. 	Анализ понятийного аппарата оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов
      
     Эффективность таможенной деятельности следует понимать как меру, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Действенность таможенной  деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый итоговый результат труда1. 
     Структура понятия «эффективность таможенного дела» можно представить, как показано на рис.1. 
     Таможенные органы, выполняя функции государства, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, которые с одной стороны направлены на защиту интересов участников ВЭД, а с другой стороны обеспечивают интересы государства.
     В классическом понимании эффективность – это отношение результатов к затратам2. 
     Под эффективностью в таможенном деле понимается выраженный в стоимостной форме результат каких-либо действий (таможенных мероприятий), успешность движения к достижению поставленной цели3.
     На сегодняшний день эффективность таможенного дела является одним из наименее изученных экономических явлений. Как отмечает Белозерова С. В. в своей работе «Проблемы определения эффективности таможенного дела» это обусловлено отсутствием однозначных подходов к критериям эффективности таможенного дела. По ее мнению, таможня является связующим звеном между государством и участниками ВЭД4. 
     


	

	

	



	



Рис.1 Схема понятия «эффективность таможенного дела»
     
     И если оценивать эффективность таможенного дела с позиций участников ВЭД, то следует обратить внимание на такой показатель, как скорость выпуска одной ДТ. При определении эффективности с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа5.
     В таблице 1 представлены характеристики основных показателей оценки эффективности управленческой деятельности таможенной службы.
     Одним из первых подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов, который применялся в 90-е годы, был подход, основанный на сравнении фактического выполнения с плановым заданием. 
     Таблица 1.
     Подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов
Наименование подхода
Расчет
Преимущества
Недостатки
        Сравнение планового задания с фактическим выполнением
Факт отчетного периода/плановое задание (на отчетный период)
Простота в применении
Применяется если между результатами и плановыми показателями существует прямая зависимость
        Фондоотдача
Количество оформленных документов (или вес товаров)/среднегодовая стоимость основных средств
Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства
Нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов
        Бюджетирование
Полученный бюджетом результат/расходы, обеспечивающие его получение
Контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств
Сложность процесса бюджетирования
         Рейтинговая оценка
Сравнительная оценка деятельности нескольких таможенных органов
Позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенных органов
Так как финансовое состояние предприятия меняется, то к моменту публикаций рейтинга информация устаревает
        Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа (КПЭД)
Оценка деятельности таможенных органов производится ежеквартально по критерия эффективности, ориентированным на конечный результат
КПЭД является индикаторами выполнения задач, возложенных на таможенные органы
Перенасыщенность дублирующими и излишними показателями;
Не учитывается степень участия в выполнении КПЭД каждого подразделения таможенного органа
         Аналитические показатели эффективности деятельности таможенного органа (АПЭД)
Каждый аналитический показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности
Анализируются конкретные результаты мероприятий
Нельзя комплексно оценивать результаты деятельности
             
     Этот подход был утвержден приказом ГТК РФ от 01.01.2001 №8 «Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации». Согласно этому приказу, цель проведения анализа деятельности таможенных органов – сравнительная оценка работы таможни по основным ее функциям. Но задача такого анализа состоит не в распределении мест между таможенными органами по итогам деятельности и выявлении «лидеров» по тем или иным составляющим, а в сравнении эффективности их деятельности6. Именно с этой целью применяется метод сравнения факта с планом, с показателем деятельности за предшествующий период.
     Таким образом, в оценке эффективности деятельности таможенных органов применялся подход, основанный на сопоставлении результатов и затрат. Но у этого подхода есть существенный недостаток. Его можно применить только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. Сегодня такой подход применяется для оценки эффективности контроля за полнотой перечисления таможенных и иных платежей в Федеральный бюджет.
     По аналогии с коммерческими предприятиями и организациями таможенные органы использовали традиционный показатель эффективности, в частности показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение количества оформленных условных документов (или вес товаров) к среднегодовой стоимости основных фондов.
     Фондоотдача ведет к росту эффективности производства, характеризует уровень эффективности использования производственных основных фондов. Этот метод используется при экономическом анализе, а также при обосновании планов. Но так как величина фондоотдачи находится в прямой зависимости от уровня производительности труда, то нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов.
     Так как таможенные органы полностью финансируются из федерального бюджета, то для оценки эффективности их деятельности использовался расчет эффективности использования бюджетных средств.
     В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса, утвержденной Постановлением Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» бюджетополучатели в рамках осуществления своей деятельности должны максимально эффективно расходовать бюджетные средства7. 
     С этого времени перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетного законодательства, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств.
     Под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ, путем соотношения полученного бюджетом результата и расходов, обеспечивающих его выполнение.8 
     Преимущество данного подхода заключается в том, что контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств позволяет предвидеть результат управленческой деятельности9.
     Правильно сформированный бюджет не только содействует повышению эффективности деятельности, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но помогает эффективно управлять затратами, осуществлять контроль эффективной работы подразделений таможенного органа и их руководителей.
     Следующим подходом, к оценке эффективности деятельности таможенных органов является метод рейтинговых оценок.
     Рейтинг – это метод сравнительной оценки деятельности нескольких организаций. В основе рейтинга лежит определенная характеристика по определенным признакам, позволяющая выстраивать организации в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака10.
     Метод рейтинговых оценок позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенного органа, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить пути их устранения. 
     Руководители таможенного органа, сравнивая итоги деятельности с другими таможенными органами, выявляют недостатки в работе и находят эффективные пути их уст ранения. Рейтинговые баллы рассчитываются по всем направлениям деятельности таможенного органа.
     Но метод рейтинговых оценок имеет один недостаток. Обычно рейтинг рассчитывается на конец квартала, а итоги рейтинга публикуются через 2-4 месяца после составления анализа. Такое отставание по времени является существенным недостатком рейтинга, т. е. к моменту публикации рейтинга состояние предприятия уже может измениться и представленная информация устаревает.
     Распоряжение Правительства РФ была утверждена Стратегия развития таможенных органов, которая определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов11. Целью Стратегии является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации. 
     В рамках данного документа были определены показатели, по которым должна оцениваться эффективность деятельности таможенных органов: уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности; затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля; правоохранительная деятельность12.
     Согласно Стратегии оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации должна производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат. 
     Таким образом, оценивать эффективность таможенных органов следует именно в управленческом аспекте, т.е. как степень достижения поставленных целей и задач, успешность исполнения возложенных на таможенные органы функций. При этом, оценка деятельности таможенного органа необходимо ориентировать на системный подход. 
     Каждый таможенный орган, как и все экономические объекты, является сложной системой, имеющей организационную структуру, представленную в виде взаимосвязанных между собой и системой в целом, взаимодействующих элементов – структурных подразделений.
     
     1.2. Система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям
     
     В 2005 году была внедрена система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям (далее – КПЭД).
     В течение 2005 года была опробована система установления и отслеживания контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Основным итогом внедрения такого подхода стала возможность постоянно отслеживать результаты деятельности таможни по контрольным показателям, что привело к безусловному выполнению, а в ряде случаев – к перевыполнению установленных контрольных показателей. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенного органа в целом. Также развитие данной системы контрольных показателей эффективности деятельности позволило более точно устанавливать критерии оценки каждого таможенного органа с учетом его специфики.
     Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа являются индикаторами выполнения задач, они отражают состояние той или иной линии работы в целом, но не учитывают степень участия в его выполнении каждого подразделения13.
     Исполнение же того или иного показателя является результатом работы нескольких подразделений, а по существующей методике ответственность за его выполнение возлагается только на одно из них. Например, за выполнение показателей группы 11 (показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами) несет ответственность правовой отдел таможни. При этом иск к таможне или жалоба зачастую является результатом ошибок других подразделений. Ещё одним существенным недостатком КПЭД является перенасыщенность дублирующими и излишними показателями, несбалансированность комплекса показателей. Поэтому, сегодня необходима постоянная актуализация и оптимизация системы контрольных показателей.14
     В целях оценки эффективности деятельности таможни приказом ФТС России № 625 от 29.03.2010 года «О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2010 год» был утвержден перечень аналитических показателей эффективности деятельности (далее – АПЭД)15. 
     Кроме того, в приказе указывалось, что система аналитических показателей – это множество показателей, где каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности.
     Так, например, контрольный показатель №2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита» в 2010 году согласно приказу ФТС №625 перешел в систему аналитических показателей16. Такой переход необходим для того, чтобы более глубоко исследовать результат каких-либо мероприятий.
     Главное отличие КПЭД от АПЭД состоит в том, что контрольные показатели используются для контроля совершаемых действий, а аналитические показатели – для более конкретного исследования результатов этих действий.
     В 2012 г. система показателей оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров была пересмотрена. Был установлен один КПЭД и один АПЭД:
     1) КПЭД «Доля взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов от суммы доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» (для РТУ поквартально установлено значение «не менее 72%»);
     2) АПЭД «Доля фактически уплаченных или взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров от планового контрольного задания по общей сумме поступлений доходов, администрируемых таможенными органами» (для РТУ поквартально установлено значение «не менее 0,1%»)17.
     Кроме того, в соответствии с методикой расчета КПЭД и АПЭД, утвержденных на 2012 г., не учитывались суммы доначисленных (взысканных) таможенных платежей, пеней и штрафов, которые фактически отменены (возвращены) в результате судебных решений или решений в порядке ведомственного контроля. Тем не менее, несмотря на обжалование решения таможенного органа, работа по контролю после выпуска должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров проводилась и, следовательно, должна быть учтена при оценке эффективности деятельности18.
     Согласно приказу ФТС России, на 2015 г. были введены такие показатели, призванные отразить результаты функционирования таможенных органов и качество таможенного администрирования, как «эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках системы управления рисками», «эффективность деятельности при проведении таможенных осмотров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов», «результативность региональных и зональных профилей риска», «сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров»19. 
     Совокупность введенных показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, т.е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности по таможенному оформлению внешнеэкономических сделок20.
     Следует отметить, что в каждой новой редакции контрольные показатели дорабатываются, добавляются новые критерии оценки, но, тем не менее, используемая система показателей зачастую не учитывает условия и факторы, влияющие на результаты деятельности конкретных таможенных органов. Для того чтобы оценить эффективность таможенной деятельности (ТД), необходимо знать масштабы и объемы выполняемых задач, а также цели таможенной деятельности в общем21. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов. Сегодня результаты деятельности таможни оцениваются по системе установленных контрольных и аналитических показателей. 
     Преимущество использования такой системы оценки деятельности таможни дает возможность глубоко исследовать результат каких-либо таможенных мероприятий, постоянно отслеживать результаты деятельности таможни. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенных органов в целом.
     
     1.3. Методы и процедура формирования оценки эффективности управленческой деятельности таможенных органов
      
     В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся позиций, с последующей обработкой для получения интегрального результата.
     Единая система таможенных органов России является иерархической, поэтому, эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня. Перечень конкретных функций и основных задач регионального таможенного управления, таможни, иного поста требует соответствующего анализа, на основе которого и формируется композиция показателей эффективности. 
     При этом необходимо учитывать возможности привлекаемых методов их оценки.
     В конечном итоге необходимо иметь систему показателей для оценки деятельности всех таможенных органов в целом.
     В настоящее время оценивание деятельности таможенных органов одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции.
     В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования22. 
     На рисунке 2. представлена сводная блок-схема процедуры формирования системы показателей оценки деятельности таможенных органов.
     При разработке комплекса показателей оценки таможенной деятельности необходимо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерархии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направления их деятельности. 
     Использование всех показателей при численном или аналитическом решении поставленных задач практически невозможно из-за огромного объема вычислений и рассматриваемых признаков соответственно. 
     Кроме того, в ряде случаев учет лишних либо игнорирование важных показателей может привести к существенному снижению эффективности анализа. 
     
     
     
		














Рис. 2. Блок-схема процедуры формирования системы показателей оценки деятельности таможенных органов

     Таким образом, прежде всего, необходимо разделить имеющиеся показатели по трем категориям иерархии таможенных органов, то есть на показатели деятельности таможен, таможенных постов и регионального таможенного управления.
     Подобная предварительная обработка отчетных и др. материалов, как правило, выполняется в полном объеме ежегодно соответствующими подразделениями ФТС, причем полученные результаты собираются в виде довольно объемной базы данных ГНИВЦ23. 
     На представленной блок-схеме этим действиям соответствуют три начальных блока (показатели деятельности таможен, постов и РТУ).
     Следующий блок – «проведение селекции по всему спектру показателей» - представляет собой экспертный отбор на каждом уровне иерархии значимых показателей для решения конкретных задач системного анализа деятельности таможенных органов.
     Важность тех или иных показателей определяется в основном качественным образом, однако даже на этом этапе возможно применение средств, значительно повышающих производительность труда экспертов-аналитиков. 
     На данном этапе это особенно важно, так как достоверные качественные закономерности динамики характеристик деятельности таможенных органов на большом множестве исследуемых параметров в режиме реального времени могут быть выявлены только путем автоматизации. 
     Сформированные таким образом показатели, являются исходными данными для системного анализа деятельности таможенных органов. 
     На основе экспертного либо кластерного анализа осуществляется выделение направлений, по которым происходит группировка данных и формирование первичных показателей.
     Заключительный блок – «формирование итогового комплекса показателей» – выполняется экспертом-аналитиком на основании выработанных первичных показателей. 
     Полученные показатели особенно важны при дальнейшем использовании имитационных моделей для оценки их эффективности и адекватности реальным подсистемам и технологиям таможенной деятельности. При управлении социально-экономическими процессами одной из самых важных задач является установление показателей и критериев эффективности, которые обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного контроля за их уровнем и характером выполнения.
        Сложность оценки эффективности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.
     И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы. 
     Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат24.
     В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели.
     Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. 
     Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. 
     При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко25.
     Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе, у ФТС имеется не одна цель, а несколько.  Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций. Ключевым (интегральным) показателем при оценке эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. 
     Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. 
     Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны.  При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.
     Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:
     * эффективность таможенной политики;
     * эффективность таможенного администрирования;
     * эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
     * эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
     * эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
     * эффективность человеческого фактора таможни26.
     Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
     Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства. Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры.
      Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики27.
     Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования28.
     Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования29.
     Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета30.
     Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. 
     При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать анти- коррупционную среду31.
     Как уже отмечалось выше, ключевую роль в оценке эффективности деятельности любой системы играют поставленные ?еред ней цели, т.к. представляют собой конкретное состояние отдельных характеристик системы, достижение кото?ы? является для нее желательным и на достижение кото?ы? направлена ее деятельность. 
     Соответственно, ниже.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44