VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015790
Тема: Теоретические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста
Содержание
     Содержание
     
Введение	3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации	7
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе	7
1.2 Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации	12
1.3 Требования ФГОС ДО к формам и методам работы в ДОУ по адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной   организации	21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ на основе требований ФГОС	32
2.1. Результаты изучения уровня адаптации младших дошкольников (на констатирующем этапе)	32
2.2 Формы и методы реализации программы адаптации детей в ДОУ младшего дошкольного возраста на основе требований ФГОС	39
2.3 Оценка эффективности проведенного исследования (контрольный эксперимент)	44
Заключение	50
Список использованной литературы	52
Приложения	57

Введение
     
     Актуальность проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обусловлена тем, что от того как у ребенка будет идти привыкание к сверстникам и незнакомым взрослым, к новому распорядку дня, будет зависеть его психологическое и физическое состояние и развитие и соответственно последующее благополучное существование в детском саду и в семье.
     Основным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] является ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Основной базовой ценностью нормативного документа ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: нервно-психического, физического и социально-психологического. Это является приоритетной задачей в условиях дошкольного образовательного учреждения, и особенно актуальной становится в адаптационный период, для ребёнка, когда он находится в состоянии эмоционального и психического напряжения. Здоровье как базовая ценность является здесь воспитательной задачей и предполагает создание особой атмосферы для впервые пришедших детей в дошкольное образовательное учреждение. Атмосферы, которая основана на создание уважительных и комфортных условий для всех детей.
     Для ребенка и всей его семьи поступление в детский сад — это особенный период в жизни, являясь сильным стрессором, который нуждается в смягчении. Ребенку предстоит приспособиться к новым, совершенно иным условиям чем семейные, к которым он привык. Стрессором является все новое: соблюдение режима дня, новый стиль общения, отсутствие членов семьи, новое помещение и необходимость общения со сверстниками. Все это вызывает защитную реакцию у ребенка, которая проявляется в виде отказа общения с окружающими, плача, отказа от сна и еды. Этот момент адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения является очень ответственным и может спровоцировать серьезные последствия для здоровья ребенка, что должны понимать и педагоги, и родители.
     В положениях ФГОС ДО особого внимания уделяется условиям взаимодействия ребенка и педагога и делается акцент на создании психолого-педагогических условий наиболее благоприятных для ребенка. При этом обеспечивается максимально безболезненное привыкание ребенка к дошкольному учреждению, благодаря использованию комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого ребенка.
     В период адаптации основой работы с детьми является учет психологических особенностей каждого возрастного этапа развития, кризисных периодов, а также психологических новообразований. Н.М. Аксариной [2], 
Н.П. Жуковой [22] в своих исследованиях показывают, что протекание адаптации зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы и от возраста детей.
     Все более активно в отечественной науке в последние годы рассматриваются вопросы социальной адаптации в психолого-педагогических работах Д. Ватутиной [10], Г.Ф. Кумарина [32]. Рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению, основные закономерности психического развития ребенка и факторы его психологического благополучия. При этом отмечается что в данные период особенно нуждается в поддержке и помощи со стороны педагогов.
     В настоящее время благодаря накопленному положительному опыту организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения практикуется работа с ребенком и его семьей до поступления в детский сад это предварительное знакомство с ребенком и с родителями, внедрение одинаковый режим в семье как в дошкольном учреждении т.п. Разрабатывается методическая литература, в которой даются педагогические рекомендации о том, как для ребенка создать необходимые условия для адаптации к новым условиям, с учетом психологических особенностей, сложившихся привычек ребенка и др. При этом для оказания своевременной, правильной и эффективной помощи в период адаптации, необходима система работы, продуманная во всех деталях и построенная на знании индивидуальных и возрастных особенностей развития, которые определяют поведение ребенка в процессе адаптации.
     Цель исследования: исследование способов и средств адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ на основе требований ФГОС ДО.
     Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
     Гипотеза исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста будет протекать успешнее, если в практику дошкольного образовательного учреждения внедрять специализированные психолого-педагогические средства - игры.
     Предмет исследования: особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ на основе требований ФГОС ДО.
     В соответствии с данной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
3. Выявить требования ФГОС ДО к формам и методам работы в ДОУ по адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
4. Произвести экспериментальную работу по адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ на основе требований ФГОС.
     Методы исследования:
1. Обобщение психологической и педагогической литературы и теоретический анализ по проблеме исследования;
2. Экспериментальное исследование эффективности использования специализированных психолого-педагогические средств - игр для успешной адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Количественная и качественная обработка данных.
     Теоретико-методологические основой при написании данной работы явились:
* исследования по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (В.Н. Белкина [7], 
Е.В. Жердева [21], В.Н. Гуров [16], Н.В. Кирюхина [28], О.Г. Заводчикова [24], К.Л. Печора [40], Р.В. Тонкова-Ямпольская [50], С. Теплюк [49]);
* исследования о взаимодействии семьи и детского сада (Т.А. Данилина [18], Е.П. Арнаутова [3], О.Л. Зверева [25], Т.А. Куликова [31], Т.В. Кротова [25]);
* исследования в области диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (
Н.М. Аксарина [2], К.Л. Печора [40], Г.В. Пантюхина [40]).
     Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения для воспитателей и родителей. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
     База исследования: Исследование проводилось в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №80 " города Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании приняли участие дети младшей группы в количестве 20 детей, контрольная группа в количестве 10 детей и экспериментальная группа в количестве 10 детей.
     Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе

     Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды [10].
     Ч. Дарвин утверждал, что через эволюцию их приспособлений к среде осуществляется эволюция живых форм. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора [2].
    В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания [2].
     Изучением адаптации личности занимались исследователи: А.Р. Кудашев [41], А.А. Реан [41], И.В. Лапина [33], А.С. Роньжина [42], А.А. Баранов [4]. Изучением проблем адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения занимались 
Н.В. Соколовская [48], О.И. Давыдова [17], Е.А. Долженко [20], Л.В. Белкина [8]. Проблемы социальной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения изучала Р.В. Тонково-Ямпольская [50] и др. В работах Л.В. Белкиной [8], В.Н. Белкиной [7], В.Н. Гурова [16], 
О.Г. Заводчиковой [24], Е.В. Жердевой [21], Н.В. Кирюхиной [28], В. Костиной [30], К.Л. Печора [40], С.Н. Теплюк [49] исследованы типы адаптации. 
     Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям дошкольного учреждения уделяется в современных исследованиях учёных стран Восточной и Западной Европы (М. Зейдель [7], К. Грош [7], В. Манова-Томова [7], А. Атанасова-Вукова [7], Э. Хабинакова [7]). Ими было доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано с большими неблагоприятными эмоциональными и психологическими изменениями личности, которые корректируются при целенаправленном воспитательном воздействии.
    В работах Л.С. Выготского [13], Д.И. Фельдштейна [51], С.Л. Рубинштейна [43], А.Н. Леонтьева [34] уделялось внимание роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме. Эти исследователи утверждают, что личность — это качество, выражающееся как социально-человеческая сущность, формируется в деятельности ребенка специально организуемой взрослыми.
    А.В. Петровский [38], Э.В. Ильенков [26], Д.И. Фельдштейн [51] рассматривали теоретические проблемы, относящиеся к психологии и педагогике развития личности. При этом адаптацию они рассматривали как фазу личностного становления индивида, который вступает в относительно стабильную социальную общность и развитие личности в этом контексте представлено как процесс вхождения ее в отличную от прежней социальную среду, адаптация и интеграция с ней.
    А.В. Петровский [39], Е.П. Белинская [6] изучали процесс адаптации в тесной связи как с процессом развития интеллекта, так и со становлением личности ребенка в разных возрастных периодах.
    А.В. Петровский [39] предложил трехфазную концепции развития личности, которая рассматривает адаптацию как один из этапов «восхождении личности к социальной зрелости». Согласно которой адаптация характерна для эпохи детства. Под адаптацией А.В. Петровский [39] понимает «Усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Адаптация в сочетании с индивидуализацией и интеграцией обеспечивает ребенку успешный переход на новый этап общественного воспитания - в школу и, следовательно, в третий период развития личности». При этом подход А.В. Петровского [39] дает возможность раскрыть решающую роль этого процесса для развития личности ребенка на разных этапах детства через новое понимание роли и смысла адаптации.
    Адаптация является сложным периодом для ребенка, так как он входит в новые социальные условия, которые сопровождаются изменениями в эмоциональных стереотипах взаимодействия с близкими людьми. Адаптация в дошкольной педагогике рассматривается как медико-педагогическая проблема (Н.М. Аксарина [2]). Решение этой проблемы обеспечивается созданием условий тесного взаимодействия между семьей и детским садом, а также удовлетворения потребностей детей в общении и правильной организации воспитательного процесса.
    Каждый ребенок в период адаптации по-разному реагирует на изменения социального окружения и социальной среды. А.И. Захаров [23], Н.Д. Ватутина [10] отмечают, что эти реакции зависят от условий воспитания, от характера семейных отношений, от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, а также готовности родителей помочь ребенку. Н.Д. Ватутина [10] считает, что Показателями быстрой и хорошей адаптации являются уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние ребенка, умение войти в контакт со взрослыми, сверстниками, активные действия ребенка при ознакомлении с окружающим [12, с. 84].
    В психолого-педагогической литературе выделяют следующие уровни адаптации: физиологическая, психическая, социальная.
    Физиологическая проявляется в изменения деятельности функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, и направлена на приспособление к новым условиям внешней среды.
    Психическая адаптация проявляется в перестройке в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки динамического стереотипа.
    Л.С. Выготский [13] утверждает, что социальная адаптация предполагает усвоение традиций и нового коллектива, установление оптимального взаимодействия коллектива и личности, овладение новым образом и новыми средствами действия, вхождение в ролевую структуру коллектива. При этом адаптация выступает в роли приспособления, которое основано на инстинкте самосохранения, предполагающий избегание неблагоприятных и опасных для индивидуума ситуаций. Что именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит развитие основных психических процессов и становление всех внутренних личностных структур. Л.С. Выготский [13] пишет: «При этом такое становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под интериоризацией понимается формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом».
    Л.С. Выготский [13] считал, что психическое развитие и социальная адаптация ребенка взаимосвязаны. Уровень психического развития определяет успешность адаптации, но при этом высокий уровень психического развития достигается только в условиях успешной адаптации.
    Я.Л. Коломинский [29] и А.А. Реан [41] считают, что социальная адаптация как процесс является активно-развивающим, а не только активно-приспособительным».
    В.И. Слободчиков [46] утверждает, что «Социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности».
    Н.А. Милославова [36] говорит, что «процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)». 
    А.А. Реан [41], анализируя типы адаптационного процесса, также указывает на активную природу механизма социальной адаптации. А.А. Реан [41] пишет: «...здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды». Он подчеркивает активность так называемого «пассивного» типа, и говорит «просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного само изменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации». Далее А.А. Реан [41] резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность – пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного само изменения и активного само приспособления к среде». 
    В экспериментальных изысканиях Т.В. Середы [45] дано определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических положений, которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена стресс и адаптацию: «Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать». 
    Адаптация по А.А. Ершову [7] понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), доминанты и памяти. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил [8].
    Таким образом, обобщая теоретические положения в психолого-педагогической литературе по проблеме адаптации можно сделать следующие выводы:
    - адаптация является системным, целостным процессом, который характеризует взаимодействие человека с социальной средой и природной;
    - процесса адаптации протекает с особенностями, зависящими от психологических свойств личности, от уровня его личностного развития, которое зависит от механизмов личностной регуляции деятельности и поведения;
    - общий уровень адаптированности личности определяется уровнями и социальной и физиологической и психической адаптации.
     Мной рассмотрены понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе и далее рассмотрим психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
    
1.2 Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
    
    У ребенка любого возрастного этапа появляются трудности в связи с началом посещения дошкольного образовательного учреждения. Ему необходимо пройти период адаптации, так как уклад жизни меняется полностью в связи с изменением режима дня, постоянным присутствием сверстников и отсутствием членов семьи, а также появляются незнакомые взрослые, которых необходимо слушаться, при этом значительно меньше становится количество персонального внимания.
    Дошкольное образовательное учреждение для ребенка — это новое неизведанное пространство, с новыми людьми и новыми взаимоотношениями. Процесс освоения данного пространства проходит у ребенка с большим напряжением, с большими затратами психической энергии, соответственно проходит с психологическим и физическим напряжением и перенапряжением сил организма, поскольку процесс адаптации идет не пассивно. Адаптация идет к социально среде, к окружающему миру явлений и предметов и ребенок активно начинает овладевать созданному предшествующими поколениями людей предметному миру, в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями взрослого и ребенка. 
    Отрыв ребенка младшего дошкольного возраста от матери и оставление его одного с чужими взрослыми и незнакомыми детьми является главным обстоятельством, провоцирующим стресс. При этом у него только начинает формироваться потребность в общении со сверстниками. Если в семье ребёнок привык, что все внимание отдано только ему одному, то часто в коллективе сверстников начинают возникать конфликты. Поэтому как результат возникает отказ от посещения дошкольного учреждения в дальнейшем, после первых дней посещения у ребенка. Для того, чтобы ребенку адаптироваться к новой жизни в дошкольном учреждении ему необходимо время.
    В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста строится достаточно успешно. Но несмотря на положительные моменты в организации работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста все равно встречаются дети, процесс адаптации у которых протекает непросто, вызывая устойчивое аффективное поведение и соответственно осложнения в дальнейшем развитии ребенка.
    М.З. Неймарк [37] утверждал, что аффект неадекватности — это «Защитная эмоциональная реакция, помогающая человеку оградить себя от травмирующих воздействий», а также указывал, что «Аффект может возникать в связи с неудовлетворением каких-то существенных для человека потребностей и может длиться очень долго (месяцами, годами)».
    У детей младшего дошкольного возраста аффективные реакции часто ведут к адаптационным стрессам. Адаптационный стресс приводит к нервным, психомоторным нарушениям, нарушая защитные силы организма ребенка. именно дети с нервными нарушениями. На практике плохо адаптируются к дошкольному учреждению. 
    Трудности адаптации препятствуют нормальному развитию ребенка, так как создают аффективный дискомфорт в контактах с окружающим миром и ведут к снижению психологического тонуса. Исследователи, изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста указывают, что в этот период у детей могут возникнуть «пограничные нарушения», задержки развития, аффективные состояния, неврозы, которые граничат между здоровьем и болезнью. эмоциональная сфера детей подвержена особенно серьезным изменениям и соответственно более длительному восстановлению, что и становится предметом особого внимания родителей и педагогов.
    Н.М. Аксарина [2], Л.Г. Голубева [19], К.Л. Печора [19], Л.В. Вершинина [11] указывают на то, что в случаях отсутствия у ребенка психологической готовности к переходу в новые социальные условия наступает необратимость нарушений в его личностном развитии. 
    Показателям психоэмоционального уровня дает описание А.И. Баркан [5], утверждая, сто они достаточно информативно характеризуют особенности проявления эмоций и поведения у ребенка, который адаптируется к новому организованному коллективу.
    Е.О. Смирнова [47], Л.Н. Галигузова [14] выделили следующие причины стрессовых перегрузок у детей:
    1. общение сразу с большим количеством новых людей, с которыми ребенок общается и от которых зависит, которые частично могут быть ему неприятны;
    2. новые требования к строгому соблюдению дисциплины, за невыполнение которых следует наказание;
    3. фрустрация определенных потребностей малыша;
    4. нахождение длительного времени в большом коллективе детей, которые частично могут быть ему неприятны.
    Н.Д. Ватутина [10] разделила детей, адаптирующихся к дошкольному учреждению на три группы, в зависимости от потребности в общении и от различий в поведении. 
    1. У детей, относящихся к первой группе, преобладает потребность в общении с ближайшими родственниками, и от них он ждет только доброты, ласки, внимания и сведений об окружающем. Эти дети при поступлении в дошкольное учреждение часто плачут, глубоко переживая расставание с близкими, так как не имеют опыта общения с посторонними и совсем не готовы вступать с ними в контакт. Также Н.Д. Ватутина [10] отмечает что, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду, чем уже круг общения в семье. Навык общения, сформированный в замкнутых условиях семьи приводит к тому, что ребенок затрудняется переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в новые условия, и это усугубляет его растерянность.
    2. У детей, отнесенных о второй группе уже сформирована потребность в общении не только с ближайшими родственниками, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. При этом дети второй группы, которые успели приобрести опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи (дальними родственниками, соседями) переносят период адаптации легче. Они, находясь в группе, постоянно наблюдают за воспитателем, задают вопросы, подражают его действиям. От воспитателя они узнают, как действовать с тем или иным предметом, в том или ином случае, и он вполне заменяет им близких членов семьи.
    3. К третьей группе были отнесены дети, которые уже испытывают потребность в общении со взрослыми в и активных самостоятельных действиях. 
    У детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, характерной особенностью является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Дети, которые тяжело адаптируются нелюбознательны, не могут сосредоточиваться на игре, мало инициативны в выборе игрушек. При столкновении даже с малейшими трудностями у них начинаются капризы, пропадает желание играть. У этих детей нет навыка налаживать деловые контакты, и они предпочитают им эмоциональные.
    Факторы, определяющие успешность адаптации.
    C физическим состоянием ребенка связана первая группа факторов.
    Физически развитый, здоровый ребенок лучше справляется с трудностями и соответственно обладает лучшими возможностями адаптации. Соматически и нервно ослабленные дети, которые быстро утомляются, плохо спят и кушают испытывают большие трудности в дошкольном учреждении. На состоянии здоровья ребенка сказывается протекание беременности и родов у матери, перенесенные заболевания в первые дни и месяцы жизни, количество и периодичность заболеваний в непосредственно перед поступлением в дошкольное учреждение.
    Заболевания перенесенные в период адаптации оказывают отрицательное влияние на иммунной системе ребенка и могут затормозить психическое развитие. Истощению нервной системы и хроническому переутомлению способствуют несоблюдение режима дня и достаточного сна. При этом такой ребенок начинает испытывать стресс, как следствие хуже справляется с трудностями адаптационного периода ив итоге заболевает.
    Фактор возраста, в котором ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, является следующим, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям. Данный фактор глубоко связан с привязанностью ребенка к близким членам семьи и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Так как привязанность к матери является необходимым условием психического развития ребенка в норме, которая способствует формированию таких важных качеств личности, как положительное самоощущение, доверие к миру, любознательность, инициативность, развитию социальных чувств. Продолжительный, устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни необходим для возникновения привязанности. 
      Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
      В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.
      Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера.
      Случается, и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.
      Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к дошкольному учреждению, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
    Также важным фактором является степень сформированности у ребенка действий с предметами и общения с окружающими, который влияет на характер адаптации. В младшем дошкольном возрасте общение происходит в основном по поводу действий с предметами, а предметная деятельность становится ведущей, а это общение называется ситуативно-деловым. При этом общении у ребенка развиваются особые связи с окружающими людьми. Контакты, в центре которых стоит предмет, приходят на смену непосредственным, эмоциональным контактам ребенка с матерью и близкими людьми, имеющим личностную, интимную основу и избирательный характер. Практическое взаимодействие более безлично. Внимание партнеров сосредоточено на предмете, поэтому для такого общения не так важна эмоциональная близость партнеров. Конечно, ребенок лучше выберет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а, следовательно, легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Соответственно процесс адаптации будет протекать легче у ребенка, который владеет навыками ситуативно-делового общения. Дети испытывающие трудности адаптации к дошкольному учреждению преимущественно имеют в семье чаще всего эмоциональные контакты со взрослыми. В семье с ними играют либо мало, либо не активизируют самостоятельность и инициативу детей. Как следствие у ребенка сильно развита потребность в ласке, внимании, физических контактах, которую трудно удовлетворить в общении с посторонними людьми. Как следствие ребенок чувствует себя неуютно и одиноко, так как воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, сколько в семье. Такой ребенок предпочитает не обращаться к взрослому за помощью, не привлекать его к совместной игре, а предпочитает играть один. Как следствие у него не складывается сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста. При отсутствии навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым и при повышенной потребности в общении сниженная игровая инициатива, приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Следовательно, рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей сотрудничество как форму общения, может стать причиной трудной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. 
     Психологами выявлена четкая закономерность между адаптацией ребенка и развитием его предметной деятельности. У детей, которые умеют длительно, сосредоточенно и разнообразно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать элементы конструктора, матрешку и пирамидку, адаптация протекает легче всего. Для ребенка не составляет труда войти в контакт с любым взрослым если он умеет хорошо играть, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Для детей с трудностями адаптации к дошкольному учреждению характерной особенностью является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Этим детям быстро надоедает играть, они постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается, не могут сами найти себе занятия. 
     На течение адаптации большое влияние оказывает и отношение ребенка к сверстникам. Дети, с трудностями адаптации к дошкольному учреждению, часто плачут при их приближении, сторонятся ровесников, и даже могут вести себя агрессивно по отношению к ним. Трудности в установлении контактов со взрослыми в сочетании с неумением общаться с другими детьми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
     Исследователями Г. Яковлевой [52], Л. Семеновой [44], Р. Калининой [27] в ходе проведенных исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:
     1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
     2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
     3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
     Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:
     — В яслях — 7-10 дней
     — В детском саду в 3 года — 2-3 недели
     — В старшем дошкольном возрасте — 1 месяц
     В течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации. По результатам прохождения острой фазы адаптационного периода различают три степени тяжести:
     • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
     • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
     • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44