- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты исследования конфликтов в супружеских отношениях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000237 |
Тема: | Теоретические аспекты исследования конфликтов в супружеских отношениях |
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (НОУ ВПО «МГТА») КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ «Допустить к защите» Заведующий кафедрой психологии д.психол.н., профессор Осницкий А.К. _______________ «_____»_______20___г ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению «Психология» Причины конфликтов в супружеских отношениях Выполнила студентка 5 курса П 902-903 группы Очно-заочной формы обучения Елютина Анастасия Дмитриевна ___________________________ (подпись) Научный руководитель: Заведующий кафедрой психологии д.психол.н., профессор Осницкий А.К. _____________________________ (подпись) Москва 2015 г. Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в супружеских отношениях 7 1.1. Понятие о супружеских отношениях 7 1.2. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 20 1.3. Развод как социально-психологический феномен 32 1.4. Анализ различных подходов к пониманию причин супружеских конфликтов 36 Глава 2. Эмпирическое исследование 56 2.1. Обоснование замысла эмпирического исследования 56 2.2. Характеристика экспериментальной базы и выборки испытуемых 59 2.3. Организация и ход эмпирического исследования 62 2.4. Теоретические выводы и практические рекомендации 74 Заключение 77 Список использованных источников 80 Приложения 89 Введение Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания [7, с. 141]. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье [22, с. 3]. Сегодня одной из важнейших, приоритетных направлений политики государства является укрепление семьи, семейных ценностей, семейных отношений. Во многом это обусловлено тем, что именно семья является одним из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических и нравственных ценностей. Однако семья – это не статичное, а динамичное образование. Она постоянно находится в процессе развития, в результате чего могут возникать различные сложности во взаимоотношениях, в понимании и выборе путей развития, в решении многих бытовых, воспитательных и других вопросов. Неудивительно, что в такой ситуации практически в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения, конфликты. Особенно это характерно для молодой семьи. Актуальность работы. Последние десятилетия растет интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания – психологии, социологии, этнографии, педагогики. Это объясняется тем, что, как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает определенный кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Количество разведённых семей с каждым годом неуклонно растёт. По данным Росстата, в нашей стране в 2013 году было зарегистрировано 667971 случай развода, в то время как было заключено браков 1225501. То есть каждый второй брак заканчивается разводом [2]. Некоторые социологи считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена неустойчивостью браков, а скорее связана с возможностью легко получить развод. Они отмечают, что число разведенных пар увеличилось больше, чем количество супругов, живущих отдельно. Таким образом, развод, по-видимому, стал распространённым способом улаживания серьезных конфликтов между супругами [27, с. 10]. Как следствие, возрастает число семей, в которых дети либо воспитываются одним из родителей, либо оказываются невольно вовлеченными в хронический конфликт между родителями. Зачастую напряжение, переживаемое в таких ситуациях детьми, приводит к усложнению их социальной адаптации. Эти дети начинают хуже учиться в школе, чаще попадают в «плохие» компании и нередко испытывают трудности в социуме. В их поведении появляется больше протеста против правил и норм, они часто проявляют агрессию. В зрелом возрасте им намного труднее построить собственную семейную жизнь и реализоваться в роли родителя по отношению уже к собственным детям. Таким образом, цепочка несчастных одиноких взрослых, воспитывающих несчастных одиноких детей, фактически только растет. Это вызывает серьезную тревогу у специалистов и ставит данную проблему на первый план современной психологии. Цель работы: выявить и проанализировать причины супружеских конфликтов (м.б. и их последствия). Объект исследования: психология супружеских отношений. Предмет изучения: причины конфликтов в супружеских отношениях. Гипотеза состоит в следующем: мы предполагаем, что: * причины конфликтов в супружеских отношениях связаны с индивидуально-психологическими характеристиками личности, в частности, с ее адаптационными способностями; * несоответствие ролевых и ценностных ориентаций молодых супругов приводит к значительному снижению степени удовлетворенности браком, что, в свою очередь, провоцирует выбор неконструктивных способов взаимодействия и ведет к усилению межличностных конфликтов в семье. Для достижения поставленной в работе цели и проверки гипотезы необходимо выполнить ряд задач: * охарактеризовать понятие «супружеские отношения»; * изучить факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака ; * охарактеризовать развод как социально-психологический феномен; * осуществить анализ различных подходов к пониманию причин супружеских конфликтов; * провести эмпирическое исследование, проанализировать результаты и предложить практические рекомендации по итогам эмпирического исследования. В работе применяются следующие методики исследовании: * тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко); * опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова); * методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Алешина, Л. Гозман, Е. Дубовская). База эмпирического исследования: эмпирическое исследование проводилось нами на базе клинико-диагностической лаборатории СИТИЛАБ, г. Москва, ул. Елецкая, д. 11, корп. 1. Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в супружеских отношениях 1.1. Понятие о супружеских отношениях Семья как устойчивая общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания – психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т.д. Это объясняется тем, что традиционный институт семьи переживает сейчас определенный кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений. С другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом. Интерес человека к семейным отношениям существует столько, сколько существует семья. Равно как и споры о браке ведутся с незапамятных времен: например, древнегреческий философ Эпиктет в своем опровержении эпикурейцу, утверждающему, что брак никому не нужен, прибегает к трем аргументам: первый касается непосредственной пользы брака и недопустимости всеобщего безбрачия: если все откажутся вступать в брак, «что же получится? Откуда возьмутся граждане? Кто их будет воспитывать? Кто будет надзирателем эфебов, кто будет надзирателем гимнасиев? Да и в чем он будет воспитывать их?» Второй аргумент касается тех социальных обязательств, от исполнения которых не вправе уклоняться ни один человек; к их числу, помимо долга гражданского, религиозного и сыновнего, принадлежит и супружеский долг: гражданин обязан «участвовать в государственных делах, жениться, рожать детей, почитать бога, заботиться о родителях». Наконец, последний аргумент апеллирует к той естественности поведения, придерживаться которой предписывает разум: «А удовольствие подчини этим обязанностям как слугу, как служителя, чтобы эти обязанности вызывали готовность, чтобы они сдерживали в границах дел, соответствующих природе» [30]. Другой древнегреческий философ Антисфен был противоположного мнения: по его словам, брак – это «лекарство от любви». Аналогичного мнения был и Сократ, утверждавший, что «брак, если уже говорить правду, зло, но необходимое зло». В подобном ключе он также напутствовал современников: «Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена – станешь исключением, если плохая – философом». По мнению Былинской Н. В., семья – понятие интуитивно ясное в прямом и переносном значении. Каждый человек в состоянии выносить суждения о конкретной наблюдаемой семье или об отношениях, которые характеризуются как семейные [10, с. 305]. Однако, пытаясь дать точное определение этого понятия, человек сталкивается с трудностями. Согласно А. Г. Лидерсу, О. А. Минеевой, А. П. Познанской, это происходит из-за того, что семья, как часть модели мира человека, не понятие, а имплицитная теория, которая закладывается в результате собственного опыта индивида в родительской семье, опыта предыдущих поколений семьи и общественно-культурного опыта [11; 12]. На основании собственной имплицитной теории семьи каждый человек имеет представление о том, какая она – семья и какое место в ней принадлежит субъекту. Представления о семье являются частью мировоззрения человека и определяют его реальные взаимоотношения в семейной среде. Имплицитная теория семьи, являясь фрагментом образа мира, организует восприятие индивидом реальной семьи и регулирует межличностное взаимодействие в ней. В подростковом возрасте на основе индивидуальных особенностей и опыта формируется личность, происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, социальное сознание, оформляются представления об отцовской и материнской роли. И если женщины примеряют на себя материнские роли с детства, то мужчины именно в этом возрасте впервые задумываются об отцовстве, чаще всего в связи с возникновением проблем или разговоров о нежелательной беременности [23, с. 34]. Семья может рассматриваться с позиции системного подхода. Одним из существенных свойств социальной системы является наличие компонентов, которыми являются люди. Семейная система также состоит из элементов – членов семьи. Как замечают А. Г. Харчев и М. С. Мацковский, «человек ... не просто элемент системы, но и ее творец, ее главная движущая сила, ее начало, середина и конец. Нет, не было и не может быть социальной системы без человека, его разума, его целей, его активности». Рассматривая семью как систему, выделяют две основные ее составляющие [28]: 1) супружескую подсистему; 2) подсистему детей (при таком расчленении предполагается, что типичной для современной семьи является нуклеарный тип). Супружеская подсистема рассматривается учеными как основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования семьи. «Брак представляет собой и начало и «ядро» семьи. Супружеские отношения обычно задают тон всем остальным внутрисемейным взаимоотношениям», – отмечает А. Г. Харчев. С. И. Голод, в свою очередь, определяет супружество как «личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями». Оно является особым уровнем взаимодействия в рамках супружеской подсистемы, управляемое не общепринятыми нормами, жесткими ролевыми предписаниями, а специфическими ценностями: «адаптационным синдромом», «интимностью», «автономией», которые выступают одновременно как механизмы ее функционирования и развития. Роль супружеской подсистемы особенно возросла, по мнению большинства исследователей, в современной нуклеарной семье. Супружеская диада является структурной единицей семейной системы, основной ее подсистемой. Многочисленные исследования подтверждают, что успешное функционирование, относительная замкнутость, закрытость определяют успешность жизнедеятельности всей семьи, выполнение ее основных функций. Если супружеские отношения функционируют хорошо и на разумной основе, то вероятность конфликтов и, как следствие, развода заметно снижается, повышается педагогический потенциал семьи, ведь каждый из супругов имеет возможность построить нормальные отношения с ребенком. Если же супружеский союз дисфункционален, то оба супруга начинают использовать ребенка для удовлетворения своих психологических потребностей, которые остались неудовлетворенными в супружеских отношениях. Ключевым понятием в супружеских отношениях является супружеская совместимость. Совместимость – благополучность или устойчивость семейных отношений, основанная на удовлетворенности членов семьи друг другом. Выделяют 4 аспекта супружеской совместимости: * духовная совместимость-согласованность установок, интересов, потребностей и ценностей супругов; * персональная совместимость – соответствие структурно-динамических и характерологических особенностей супругов; * семейно-бытовая совместимость – согласованность функциональных представлений и ожиданий супругов (критерий этой совместимости – эффективность воспитания детей в семье); * физиологическая совместимость. Считается, что совместимость имеет 3 уровня [40]: 1 Уровень – совместимость темпераментов. Согласно эмпирическим исследованиям супружеской пары состоит из представлений разных типов темперамента, т. е. они объединяются не по сходству, а по контрастности, дополняя друг друга. Наиболее универсальными партнерами являются флегматики, однако не рекомендуется создавать пару с партнером-флегматиком. 2 Уровень – совместимость ожиданий. Именно не соответствие семейной жизни ожиданиям, часто является причиной неудачного брака. Ролевые ожидания формируются в родит семье, и если у супругов они противоречат, то молодая семья рано или поздно распадется (старательность и обязательность, способность выполнить роль как ведущего, так и ведомого, доброжелательность и участливость к супругу, умение обращаться с деньгами). 3 Уровень – совместимость ценностей. Это верхний уровень совместимости, проявляется в согласованности жизненных целей (здоровье, хорошая семья, интересная работа, материальная обеспеченность и т. д.). и способов их достижения (трудолюбие, целеустремленность, честность и порядочность, ответственность и т. д.). Если ценности и способы их достижения у мужа и жены комплиментарны (совпадают и дополняют друг друга), то брак имеет большой запас прочности. Эта пара может характеризоваться как совместимая. Главный закон супружеской совместимости: врожденные качества супругов в совестимых парах различны, а социальные качества – подобны и схожи. Такое понятие супружеской совместимости граничит с понятием удовлетворимости браком. А. Н. Обозова выделила 3 основных группы супружеской совместимости [40]: 1.Структурный подход. Ориентирован на изучение персональной совместимости. Согласно этому совместимость достигается благодаря соответствию постоянных характеристик супругов: интеллектуальные, мотивационные, личностные и т. д. Это позволяет создать гармоничную пару – целостную, уравновешенную, завершенную. 2.Функциональный подход. Основан на механизме психологического соответствия семейных ролей супругов и их представлений, согласно ему совместимость это согласованность оптимизаций и представлений о семейной жизни, а так же непротиворечивость супружеских ролей пары. Сторонники функционального подхода убеждены, что если партнеры по-разному понимают свои роли, и вследствие этого проявляют несогласованность, а порой недопустимые для партнера требования – пара заведомо мало совместима и конфликтна. Это, конфликт представлений или ролевой конфликт. В рамках данного подхода существует теория комплементарного брака – это союз, в котором каждый из супругов занимает то положение, которое у него было в сиблинговой подсистеме в родительской семье. Некомплиментарный брак – брак, партнеров с одинаковой сиблинговой позицией в родительской семье. Согласно функциональному подходу, для стабильного супружества важно комплементарность совместимости. Однако некомплементарные отношения нельзя рассматривать как фатальный фактор, просто супругам потребуется больше усилий для достижения совместимости. 3. Адаптивный подход. Основан на психологических механизмах участия позитивных механических отношений и эффективного взаимодействия на основе изучения проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих разногласие. Основной смысл данного подхода в поиске резервов адаптации на основе гармонизации супружеских отношений. Наиболее часто применяется в практике семейного консультирования. Супружеская совместимость основана на совокупности факторов, связывающих супругов в брачном союзе (по низходящей линии). Основные факторы супружеской совместимости: * общность духовных интересов и супружеская любовь; * сексуальная совместимость; * любовь к детям; * супружеский долг; * семейный уют и материально-жилищные условия. Каменева Т. Н. рассматривает супружеские отношения как социальные роли [45]. Вступление в брак наделяет человека новой ролью, становящейся основной по отношению к тем, что были ранее. Роль сына или дочери, взаимосвязанная с родительским домом, ослабевает, потому что он/она выросли и теперь сами стали супругами. Рождение детей на первый план выводит родительскую роль, имеющую огромное значение для нормальной жизнедеятельности семьи. Когда люди начинают совместно проживать, они пытаются найти определенные подсказки, как себя вести. Институциональные роли, такие как муж/жена, в основном направляют их поведение. Однако при выборе линии поведения люди руководствуются ожиданиями по отношению к собственному поведению и поведению других. Чем ниже ожидания от собственного исполнения роли супруга по отношению к другим, тем меньше вероятность, что он будет высказывать собственные предложения, и тем больше вероятность, что он будет обращаться к другим за советом, позитивно оценивать идеи других и находиться под чужим влиянием, отказываясь от собственной точки зрения. Семья является системой, согласованное функционирование которой возможно благодаря тому, что каждый член семьи хорошо усвоил свою роль или же успешно обучается исполнению ролей, которые от него ожидают другие. Родительская семья оказывает влияние на ролевое поведение детей в дальнейшей жизни. В «расширенной», традиционной семье младшие домочадцы обучаются не только своим ролям, но и видят, как выполняются роли остальными членами семьи. В семье весьма значимо качество исполнения роли, и от того, насколько хорошо роль исполняется, зависит чувство удовлетворенности семейной жизнью. На качество исполнения семейной роли влияет четкость ролевых представлений и ожиданий, когда муж или жена имеют внятное понимание своих ролей, а также роли и места другого партнера в семье. Для благополучия семьи необходима согласованность ролевых ожиданий. В семье имеет место взаимозависимость ролей, например отец–сын, мать–дочь, дедушка–внук. Без внуков не может быть дедушки, а при отсутствии детей человек не может играть роль отца или матери. Но современные исследования указывают на несогласованность ролевых ожиданий как на одну из наиболее частых причин супружеских конфликтов и семейных кризисов. Нормальное функционирование семьи обеспечивается правильным распределением ролей и обязанностей между ее членами. Члены семьи должны хорошо знать свои роли, роли других и выстраивать свое поведение в соответствии с этим. Все роли взаимосвязаны между собой и не могут быть отделены друг от друга. Четкость представлений членов семейства о границах каждой роли обеспечивает эффективность общения, без недоумений и неправильных истолкований поведения человека в семье. Выполнение семейных ролей находится в зависимости от правильно сформированного ролевого образа. Индивид должен иметь четкие представления о ролях мужа или жены, старшего или младшего в семье, понимать ожидаемое от него поведение, а также те правила и нормы, которые в нем заложены. В связи с этим стоит предположить, что роль должна согласоваться с личностью ее исполнителя. Человек со слабой волей, хотя достаточно взрослый, с высоким ролевым статусом, например муж, не сможет качественно исполнять роль главы семьи в современных общественных условиях. «Значение ролевой согласованности в браке состоит в соответствии ролевых представлений мужа и жены о распределении между ними семейных обязанностей» [46]. Высокая согласованность ролевых ожиданий мужчины и ролевых притязаний его супруги обеспечивает высокую удовлетворенность браком, следствием чего являются гармоничные и равноправные отношения между супругами, способствующие личностному росту мужчины. Правильное формирование семьи обеспечивается чувствительностью к различным ситуационным требованиям семейной роли, гибкостью ролевого поведения, проявляющейся в способностях быстро менять роли, включаться в новую по первому требованию ситуации. Например, жена не зарабатывала денег для семьи в связи с тем, что у мужа был хороший доход, но финансовое положение семьи изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения ее роли. Отрицание или смешение ролей может привести к существенным проблемам. К примеру, причиной высокой конфликтности в семье может быть то, что один член семьи загружен множеством обязанностей, которые, по сути, являются общими. Пробел, появившийся между традиционным представлением о «мужском» и «женском» распределении семейных ролей и существующим на самом деле в семье, продуцирует психологический дискомфорт и конфликты. Глубинной причиной семейных конфликтов служит неумение, а порой и нежелание людей распределять семейные роли и качественно их исполнять. Ролевые отношения в семье, формирующиеся в результате исполнения определенных функций, могут характеризоваться наличием ролевого согласия или ролевого конфликта. Социологи выделяют следующие формы проявления ролевого конфликта: 1) конфликт ролевых образов, связанный с искаженным формированием образцов ролей у членов семьи; 2) межролевой конфликт – противоречие заключается в противоположных ролевых ожиданиях, которые исходят из различных ролей. Подобная форма конфликтов характерна для многопоколенных семей. Когда супруги второго поколения являются в одно и то же время и детьми, и родителями, им нужно сочетать одновременное исполнение противоположных ролей; 3) внутриролевой конфликт, для которого характерно включение в одну роль противоречивых требований, как правило, это свойственно женским ролям в семье. Например, женщине необходимо исполнять роль хозяйки, воспитательницы детей, ухаживать за членами семьи и т. д. (традиционная роль) и быть занятой в общественном производстве с целью материального обеспечения семьи (современная роль). Но именно последнего и не происходит в современном обществе. Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной. Это, прежде всего, проблемы, которые возникают в связи с тем, что на смену традиционным (патриархальным) отношениям приходят эгалитарные, при которых распределение обязанностей организовано на демократической основе. Под давлением женского феминизма происходит ослабление отцовского начала, изменяются традиционные ценности отцовства. Различие между ролями матери и отца сегодня уже не столь отчетливое, как это было несколько десятилетий назад. В современных семьях значимость внутрисемейных мужских обязанностей значительно меньше, чем женских, и, если общество не дает мужчине материальной и социальной возможности обеспечить семью, это приводит к резкому падению его авторитета [56]. Дисгармоничное состояние Я заставляет человека искать способы его компенсации, в том числе и деструктивные для личности. Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны. Группы, различающиеся по уровню согласованности ролевых установок в браке, имеют следующие личностные особенности [46]: группа мужчин, чьи представления совпадают с представлениями их жен о распределении обязанностей в семье, отличается от группы мужчин, не согласованных в ролевом взаимодействии с женами. У первой группы повышена потребность в признании, превалирование индивидуальных ценностей стимуляции, гедонизма и достижений, усиление значимости социальной активности и внешней привлекательности (аттракции) их жен. У второй группы мужчин, характеризующейся «несогласованными» установками о ролевом распределении семейных функций, – повышенные потребности в межличностном общении, усиление ценностных ориентаций на традиции коллективизма и конформность. В этой группе превалирует установка псевдопатриархальных отношений между супругами, при которых женщине отводится роль хозяйки и матери, нивелируется ее ценность как сексуального объекта и ограничивается ее социальная активность. В современном обществе, в том числе и российском, традиционное распределение ролей изменилось. Если раньше обязанностью женщины было ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, а муж считался хозяином, часто все имущество принадлежало ему, и он материально обеспечивал семью, то теперь большая часть женщин участвуют в экономическом обеспечении семьи, в равной мере, а иногда и в большей отвечают за принятие семейных решений. Это стало причиной трансформационных процессов семьи, которые повлекли за собой как позитивные, так и негативные общественные сдвиги. С одной стороны, это привело к росту самосознания женщин, формированию равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, углубило конфликт, оказало отрицательное воздействие на демографическое поведение, привело к снижению уровня рождаемости и увеличению уровня смертности. В условиях современной «нуклеарной» семьи женщине как супруге и матери приходится выполнять непростые роли, справиться с которыми в одиночку достаточно сложно. В силу этих и ряда других причин мужчина – супруг и отец – начинает участвовать в различных работах по дому. Данная ситуация размывает границы между мужскими и женскими ролями в семье, например, в ведении домашнего хозяйства принимают участие в основном оба супруга, хотя традиционно эта роль считается женской. Наличие чувства ответственности и любви со стороны мужчины способствует более адекватному распределению домашних обязанностей. Не редки ситуации, когда индивиды в семье, в силу сложившихся обстоятельств, исполняют не те ролевые обязательства, что теоретически свойственны им (например, одинокое материнство, где женщина работает за двоих, дети вынужденные работать, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда один из детей выполняет некую часть родительской роли, то это может одновременно оказаться как и необходимой помощью для семьи, так и психологической проблемой для самого ребенка при определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнок, «наделенный частью обязанностей» кого-либо из родителей, может столкнуться с завистью, нежеланием слушаться, а иногда и ненавистью других детей, то есть взаимоотношения с братьями и сестрами будут сложнее. Ещё одним аспектом, существующим в ситуации перемены или смешения ролей, являются особенности общения с пожилыми членами семьи. Общение бабушек и дедушек с внуками несет в себя множество приятных моментов и имеет для всех большое значение. В то же время взаимоотношения старших членов семьи с молодыми супругами порой напряженны и конфликтны. Бабушкам и дедушкам, как старшим в семье, отводится почётное, но главенствующее место в иерархической структуре семьи. В силу разницы в возрасте, действия старших могут трактоваться не всегда как правильные и соответствующие ситуации и раздражать их детей. Причина этого кроется в неумении членов семьи грамотно распределить семейные роли, вовремя осуществить их смену. Таким образом, утрата мужчиной и женщиной существующих до этого строго регламентированных ролевых позиций расшатывает классическую концепцию брака как союза женщины и мужчины. Ведь ещё в 1950-х годах большинство публикаций по семейно-брачным отношениям утверждали, что кормилец-мужчина и домохозяйка-женщина в нуклеарной семье является лучшей семейной структурой с точки зрения детей, так как это предусматривает и обеспечение экономического благополучия, и процесс воспитания детей. Любое изменение этой договоренности должно было повредить детям и в более широком смысле семье как социальному институту, и даже самому обществу. Сегодня научные публикации все меньше содержат это предупреждение, но многие консервативные ученые продолжают беспокоиться по поводу воздействия работающих матерей на детей и существования семей с одним родителем. Таким образом, супружеские отношения являются частью семейных отношений, и являют собой это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности. Главная задача супружеской пары состоит в том, чтобы установить приемлемый для обоих стиль совместного проживания, достичь взаимно комфортного уровня близости. В настоящее время мы наблюдаем процесс трансформации семьи – это изменение статусно-ролевой системы социальных коммуникаций, которое влечет за собой изменение не столько её структуры и функций, сколько воспроизводящих их социальных практик. 1.2. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака Для прогноза стабильности семейных отношений можно использовать концепцию оценки и прогнозирования брачного союза Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняк, согласно которой, в структуру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный, психологический факторы. Физический фактор проявляется в том, что, независимо от пола, человек имеет безотчетную симпатию к одному человеку или антипатию к другому. В него включаются: физический облик (особенно лицо и фигура), тембр голоса, манера поведения, речь, мимика, манера одеваться, запах партнера. Физический фактор формируется при первых встречах и тесно связан с сексуальным фактором. Материальный фактор определяется вкладом партнера в материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям партнера. Культурный фактор связан с соотнесением культурных и интеллектуальных запросов и ценностей супругов, причем, он может меняться в течение жизни. Сексуальный фактор определяется соответствием программы интимной близости каждого из супругов их сексуальным ожиданиям. Он зависит от здоровья супругов, изменения сексуальности в течение жизни, соотношения мужской и женской сексуальности, сексуальной культуры каждого из супругов. Психологический фактор – это соотношение личностных особенностей обоих супругов, их характеров, ролевых притязаний, ценностных ориентаций. Взаимодействие указанных факторов определяет потенциал брака: если они единонаправлены, то способствуют сохранению союза [5, с. 21]. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. придерживаются точки зрения, согласно которой гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов [22, с. 41]: * эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; * сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; * сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; * сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; * общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов. Становление семьи – это сложный и длительный процесс, который в каждой семье отличается своеобразием. Люди создают семьи в разном возрасте, имеют различное образование, уровень дохода, профессию и условия жизни, у всех индивидуальные семейные истории и различное количество детей. Тем не менее, существуют общие закономерности в развитии супружеских отношений. Такой закономерностью является жизненный цикл семьи, который состоит из этапов развития супружеских отношений [29]. Перед любой семейной парой в ходе их жизни встают различные задачи. Например, сначала нужно социализировать свои отношения, затем научиться вести совместное хозяйство, ладить с родственниками, потом появляются и растут дети, развивается профессиональная деятельность супругов, изменяются их личностные потребности и т.д. Появление различных задач перед супружеской парой собственно и является условиями, в которых происходит развитие отношений. Это непрерывное многообразие задач порождает необходимость переговоров, соглашений, а иногда и конфликтов между мужем и женой. Продолжительность нахождения на каждом этапе варьируется в широких пределах. В случае личностной незрелости супругов первые этапы могут затягиваться на несколько лет и даже завершаться разрывом отношений, а у людей зрелых, сознательно вступающих в супружескую жизнь, нередко проскакивают почти незаметно. Развитие отношений может замедляться и даже останавливаться на время, может иметь прогрессивный и регрессивный характер. Если супруги ищут и находят средств....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: