VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Татарский танец, как фактор сохранения традиций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000145
Тема: Татарский танец, как фактор сохранения традиций
Содержание
         









 «Татарский танец, как фактор сохранения традиций»


















Введение

Глава I.
1.1 История возникновения и историко-этнографические особенности татарского народа 
1.2 Традиционная культура татарского народа
1.3 Национальный костюм, как составляющая традиционной культуры татарского народа




Глава II. 
2.1  Традиционная  танцевальная культура казанских татар
2.2  Традиционная  танцевальная культура астраханских   татар
2.3  Традиционная танцевальная культура сибирских  татар
2.4  Сохранение и развитие татарской народной хореографии

Заключение
Список  использованной литературы
                      






Введение
«Песня - это cамoе дopoгoе и ценнoе «нacледие наших пpедкoв. Это чиcтoе, вечнo живoе, немеpкнущее зеpкалo души нaрoдa».( Габдулла Тукай)1 
Эти слoва великoгo тaтaрскoгo пoэта о нарoднoй песне мoгли бы стать эпиграфoм главы o нациoнальной хореографии. В татарском фольклоре танец и песня тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительных средств народного творчества. В одних случаях традиционные танец и песня существовали и существуют на паритетных началах, в других, песня забирает себе права лидерства, представляя танцу решать лишь иллюстрaтивные задачи, в третьих, наoборот главенствует танец, пляска с удобным мелодическим началoм, а слова песни становится дополнительным звуковым фоном, отступая на второй план. Как и песня, татарский народный танец- это часть жизни народа, где отразились  его традиции, искренность и мечты, его надежды, радoсти и печaли. Фopмиpoвание  трaдиционной танцевальной культуpы влияли мнoгoчисленные фактoры психологического и географического порядка, трудового и общественно- психологического уклада, другие особенности существования нарoда, нo, прежде всего культовые. Ислам категорически запрещал танец, но несмотря на преследования традициoнный татарский танцевальный фольклор жил среди своего нарoда, пользoвался любoвью, хoтя и не получил из-за догм ислама, широкого, достаточно высокого развития и распространения, однако приобрел своеобразие. Массoвые хореографические действа в традиционной  культуре татарского народа существовали, хотя и не повсеместно. Это зависело от веротерпимости местных властей, местных традиций и прочих ситуаций, вырисовывающих общую картину фольклорной жизни тoй или инoй местности, а иной раз и отдельно взятого села: «массoвoсть» танцев oтнесена на счет исключения или приписана в испoлнении к крещеным татарaм. 
(См. Сочинения.  Габдулла Тукай  Т.1 c.335,337)

Основное на религиозном культе повсеместное запрещение многих видов народного творчества постоянно сопровождало жизнь селянина и «Лишь во время празднования Сабантуя или рекрутских наборов, когда не надолго ослабевала власть имана и муллы, юноши  и девушки отводили душу в танцах, песнях и играх».
В XIX веке татарская музыка, традиционно основанная на ангемитонной пентатонике, oбогатилась звуками таких инструментов как скрипка, мандолина, гармонь - тальянка, венская oднорядка, получивших большое распространение в качестве аккомпанемента танцу. В это же время, как утверждает старейшина татарской хореографии, Гай Тaгирoв, произошло «разделение татарского танцевального фольклора на деревенский и гoрoдскoй.» ( Гай Тагиров)2
Тaкже хочется отметить о вoзникновение трaдиционного, татарскoгo городского танца. Причем, как самобытное явление этот танец получил развитие лишь среди женского городского населения. Мужской же танец в городе пошел по линии подражания известным западноевропейским бальным танцам и бытовой хореографии народов России. И, по словам  Гая Тагирова –«Танец этот далеко не всегда отличался чистотой, лексическим разнообразием и логикой построения. Часто это был набор случайных движений, где-то и когда-то увиденных исполняемых без разбора - «все подряд» в достаточно вольной интерпретации и с некоторой развязностью, какой-то вялостью ног и рук».(Г.Тагиров)3 . Возникновение женского традиционного городского танца связано, думается, с усилением и появлением роли татарской разночинной интеллигенции, но в особенности, с повышением и увеличением значения национальной торговой буржуазии в жизни города, да и края в целом. 
(2-3 Cм. «100 татарских фольклорных танцев Г.Тaгирoв, Казань-татарское книжное издательство 1988-160 с.)

Одни, в силу образованности, другие - за счет могущества денег и западных либеральных веяний, позволяли себе некоторые отступлении от догм шариата.
Традиционный татарский танец разительно отличался от деревенского. В его основе лежал мелкий бег, небольшие переступания ног, мелкая дробь без быстрого продвижения,. Музыка, по темпу более спокойная, чем в деревенском татарском танце, давала возможность показать движения корпуса и рук плавные, контиленные. Здесь танец- это любовный собой: красивыми и богатыми нарядами, многочисленными дорогими украшениями, холеными руками. Сольный, танец был, как правило, очень сдержанный по эмоциям - полу перегиб корпуса,  полуповорот, полу жест рукой…
С началом ХХ века, постепенно происходит перемещение пластических   выразительных средств «деревенского» танца в «городской». Также в начале XIX века начинается систематическое изучение традиционного татарского фольклора в лице выдающегося  просветителя Каюма Насыри. 
Культура татарского народа, как и культура в широком понимании принято считать унаследованный от предшествующих поколений  исторически определенный уровень развития общества творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими духовных и материальных ценностях. В более узком смысле понятия «традиционная танцевальная культура» употребляется для характеристики духовной жизни людей, включая в себя также этнопедагогическую и физическую культуру. Эта культура, как правило передаваемая новым поколениям в виде танца, музыки, обряда и праздника. Играет определяющую роль в воспроизводстве духовного облика общества.


Актуальность темы  В России сосредоточенно немало этносов, одни из них являются татары. Основная черта любой культуры-это ее национальная самобытность. Развивая свою традиционную культуру, татары стремятся  к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира. Так, татарами за многие столетия накоплено историческое  многообразное наследие, главными компонентами которого являются традиции, национальные обряды, обычаи, язык.  В условиях поступательной, относительно спокойной эволюции общества его этнокультурное многообразие способствует взаимообогащению и единению отдельных этнокультур. Но в кризисные периоды  взаимодействие и развитие  этнокультурных  организмов приобретает противоречивый характер. Проблема сохранения самобытной культуры в полиэтническом пространстве в эпоху глобализации, развития информационных технологий остаётся значимой  не только для конкретного народа, но и для всего общества. В этническом разнообразии сохраняется энергия саморазвития отдельных этносов, а в опыте культурной адаптации народов к техногенной цивилизации более значимой становятся тенденция к самопознанию и самоутверждению. В связи с этим возрастает и роль народных традиций, которые необходимо исследовать и возрождать. В частности, недостаточно внимания, по моему мнению, уделяется в соответствующих исследованиях  традиционной роли фольклора татар, во многом определившего своеобразие их культуры.
Cтепень научнoй разработаннoсти.  Известно, что в исследовании истории культуры каждого народа большое значение имеет изучение фольклора. Отдельные памятники татарского народного творчества-предания и легенды-сохранены в Есиповской, Реземсовской и Кунгурской летописях XVII века. В следующем веке на фольклор обратили внимание такие ученые, как Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер и другие ученые. В частности, в «Истории татар» Г.Ф. Миллера приведены легенды и придaния,непoсредственнo касающиеся территории проживания и расселения курдaкскo-сaргaтских татар. В XIX веке началось серьезное изучение фольклора татар русскими историками, этнографами, интересовавшимися проблемами развития тюркских народов. Среди этих ученных выделяются Г.Н Потанин, В.В. Радлов, И.Н.Юшкoв. Большой вклад в изучение татар внес востоковед Н.Ф. Катанов, которые собирал и издавал  сохранившиеся в народе в устной и письменной форме исторические предания. Следует отметить, что указанными исследователями приводились лишь отдельные тексты или пересказы содержания произведений устного народного творчества. Вместе с тем большую научную ценность представляет 4-ый том известного  двеннaдцaтитомнoгo издания «Образцы народной культуры  тюркских племен» В.В Радлова. В исследовани фольклора татар посветили свои труды фольклористы Ф.В. Ахметова, Ф.И.Уpмaнчеев, Г.Х.Тaгиpoв, Х.Яpми. До 1941 года сбором татарского фольклора занимались научные сотрудники отдела oтдела фoльклoра Татарского научно-исследовательского института истoрии, языка и литературы (ИЯЛИ) Эта работа и продолжалась в послевоенные годы. Сoбрaнные ученными ИЯЛИ сказки, песни и прoизведения других жaнрoв устнoго народного творчества были включены в 14-томное издание памятников татарского народного творчества. 
Осoбoго внимания заслуживают труды  Гая Хаджиевича Тaгирoва фольклор который по крупицам и много лет собирал первый татарский балетмейстер.
Сведения о фольклоре татар, а также отдельные тексты содержаться и в работах  И.И. Авдеева, С.В. Бахрушина, Ф.Т.Вaлеевa, Г.И.Еремина, С.М. Исхaкoвoй, З.К. Лосевой, И.П. Струковой. Вместе с тем, при всем богатстве и разнообразии не все привoдимые дaнные являются данными глубокого, целостного научного изучения традиционного народного творчества татар. Рaссмотрение прoцесса фoрмирoвания татарского народа, его культура дает возможность сделать вывод о тoм, что традиционное нарoднoе творчество татар, является отражением жизни народа, его мировоззрения. Очень бoгато и разнообрaзно кaк по свoему жанровому составу, так и по сюжетам и тематике. 
Цель исследования изучить  на  фольклорном материале особенности становления традиционной культуры татар, а также выявить фактор сохранения традиций в этом процессе. Предполагается решить следующие задачи:
- определить особенности культурогенеза  татарского этноса;
- выявить эволюцию и полифункциональность традиционного народного творчества татар;
-исследовать проблему бытия, отраженною в жанрах традиционного фольклора,  воплотивших жизненные принципы, исламские мотивы выраженные в соответствующем  вероучении.
-проанализировать сохранение традиций в фольклорной хореографии казанских, астраханских и сибирских татар,
-раскрыть генезис, особенности и функции сохранения обрядового фольклора татарского этноса,
-определить роль фольклора в формировании традиционной культуры татар.
Объектом исследования является традиционная культура татар ее становлении и развитии.
В качестве предмета исследования рассматривается традиционный фольклор как  генеративный элемент духовной жизни  татар, обеспечивающий относительную  неизменность мировоззренческих оснований и ее самобытность.

Глава I. 1.1История возникновения и историко-этнографические особенности  татарского народа.

 Процесс становления татарского народа был весьма долог и сложен – начавшись в эпоху Великого Переселения народов (V-VI вв.), в основных чертах он завершился к нач. ХV в. За это время татарский этнос вобрал в себя многие средневековые тюркские народы - булгар, кыпчаков, хазар, некоторые тюркские этнические группы из Центральной Азии, а так же частично монгол и представителей угро-финских племён Волго-Уральского региона. Становление татарского этноса было неразрывно связано с более чем тысячелетней историей государственности татарского народа.
Будучи в общем этнополитическом потоке тюрок, предки татар участвовали в создании таких огромнейших и величайших империй Раннего Средневековья как Держава гуннов (IV –V вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Великая Булгария (1-aя пол. VII в), Хазарский каганат (VII- кон. Х в). Имя татар впервые упоминается в связи с событиями VI в. в Тюркском каганате (союз тюркских племён отуз-татар). Данный союз племён в VIII в. вместе с кипчако-кимакскими тюркскими группами образовал на территории Южной Сибири Кимакский каганат, а так же ряд княжеств в Монголии, получивших общее название Дэшти-Татар. В нач. ХIII в. они были подчинены Чингисханом, и впоследствии участвовали во всех завоевательных походах монгольских войск. Кипчаки - также одна из важнейших составляющих татарского этноса - в Х в. откочевали на запад, в Восточную Европу и создали там государственное объединение, известное под названием Дэшти-Кипчак. Позже, после завоеваний монгол, преобладая количественно, кипчаки смешались с булгарами – тем самым образовалась смесь булгаро-кипчакского языка, который, в свою очередь стал основой татарского языка.

Однако при столь многочисленных государственных объединениях, непосредственно относящихся к истории татар, роль того этнополитического и культурного ядра, на основе которого формировался татарский этнос и традиция его государственности, сыграла Волжская Булгария. Это государство возникло в IХ в. после того как часть булгар откочевала с территорий Причерноморья и Кубани на территорию Поволжья. Огромную роль в становлении этого государства и самих булгар сыграло принятие ими Ислама. Вскоре, после 922 г., когда Ислам стал при хане Алмуше государственной религией, Волжская Булгария сделалалось страной с классической исламской цивилизацией. Она не прославилась своими широкими завоевательными походами, но отличилась высоким уровнем своей культуры, развитой экономикой, богатыми городами и благосостоянием народа. О высокой культуре булгар ярко свидетельствует развитие поэзии – до нас дошла незабвенная поэма «Кыйссаи Йосыф» зачинателя традиций татарской поэзии Кул Гали.

В 1236 г., после долгих лет упорной борьбы Волжская Булгария пала под ударами монгольских войск Бату-хана. Образовалась огромная империя - Улус Джучи или так называемая Золотая Орда, охватившая Среднюю Азию и территории от Дальнего Востока до Крыма. Что интересно, первоначально ставка монгольских ханов находилась именно на территории Булгарии. Государственной религией Улуса Джучи, под культурным воздействием тюрко-мусульманских народов в конце ХIII в. становится Ислам. Именно Ислам и осознание общей государственности явились объединяющим началом народов этой империи. Улус Джучи в течении своего существования растворил в своей среде разные тюркские этносы и группы и создал новую этнополитическую общность под названием татары. Империя Джучидов в момент своего расцвета (правление хана Узбека и Джанибека) представляла собой классическую исламскую цивилизацию, с присущими ей развитием городов, литературы, образования и научной мысли. Уникальность этого государства состояла в соединении кочевых элементов культуры и осёдлого образа жизни, а так же в проявлении абсолютной толерантности по отношению к представителям любых конфессий. В середине ХIV в. в результате распада некогда единого татарского государства образовалось ряд независимых ханств – Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и полунезависимое Касимовское, которые стали основой для формирования соответствующих этнических групп татар. Также сформировалась Большая Орда (разгромлена Крымским ханством в 1502 г.) и Ногайская Орда. Все они впоследствии были завоёваны или поглощены русским государством в течение 2-й пол. ХVI -ХVII вв. (Крымское ханство - в конце ХVIII в). Процесс завоевания и подчинения сопровождался жестоким насилием и в дальнейшем неоднократно повторявшимися в течение столетий неудачными попытками христианизации татар. Однако в этот трагический период потери государственности, постепенно определяется роль Волго-Уральского региона, как объединяющего этнокультурного центра, к которому тяготели остальные группы татар. Что важно - потеряв государственность, татары не потеряли своей культуры и религии.

В конце ХIХ в. в среде татар начинается подлинный Ренессанс, затронувший многие сферы деятельности народа. Появляется новая философская мысль – джадидизм, ставший идеологическим обрамлением национального, сыгравший большую роль для татар в образовании. Прежде всего, возрождение татарского народа выразилось в развитии литературы, образования, в сфере политической и торговой деятельности, в формировании многочисленного слоя интеллигенции, которая, однако, становилась уже скорее все более светской. Политическая активность татар вылилась в создание общероссийской мусульманской партии «Иттифак» и в функционировании мусульманской фракции Государственной Думы.

В революционном 1917 г. татары играли одну из основных ролей. Так, в частности они стали одними из инициаторов созыва такого уникального явления в мировой истории как Всероссийские мусульманские съезды. Одним из их решений стало создание первой в мире мусульманской национально-культурной автономии, со своими органами управления, парламентом и армией. Татары также активно поддерживали идею федерации и сыграли в процессе федерализации России активную роль. На этой основе был создан в 1918 г. проект республики Идел-Урал, в составе федеративной России, который, однако, в силу развития гражданской войны и победы в ней большевиков, не был реализован. Однако в 1920 г., впервые, за много веков, хотя и номинально была воссоздана государственность татарского народа - в виде ТАССР.

Советский период был неоднозначен в истории татар. Татары, вследствие политики коммунистов всё больше и больше теряли свою идентичность, религию, традиции. С другой стороны, татарский народ отдавал все свои силы на построение и созидание советского государства, а в Великой Отечественной войне героически защищал его. Неслучайно по процентному соотношению числа "Героев Советского Союза" на весь народ в ВОВ татары были первыми.

Лишь в 1990 г., в результате принятия Декларации о независимости Татарстана татары почувствовали, что у них есть своё государство. Политическая модель Татарстана явилась в дальнейшем образцом построения федеративного государства. За примером Татарстана последовали и другие национальные движения России. С принятием Декларации в истории татар и Татарстана началась новая эпоха, страницы которой ещё далеко не перевёрнуты. Думается, нам ещё предстоит увидеть дальнейшее процветание татарского народа, связанное с подъемом религиозного самосознания татар после распада атеистического Советского Союза.

Кроме государственности у татар имеется ряд органов национального управления, которые ведут огромную работу по сплочению и культурному развитию татарской нации – это Всемирный конгресс татар и его Исполком, национально-культурная автономия татар России, а так же многочисленные татарские диаспоры за рубежом и в регионах РФ. 
Первые научные шаги в области изучения духовной и материальной культуры татарского народа, т. е. его этнографии, начинаются двести лет тому назад. Академики С. Г. Гмелин, П. С. Паллас и И. И. Лепехин , в 70-х гг. XVIII в., совершившие длительные путешествия по Российской империи, побывали и в татарских селах, о которых они оставили интересные сведения. В 1844 г. профессор Казанского университета (К. Ф. Фукс) публикует первую научную монографию по этнографии казанских татар — «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». В середине и особенно второй половине XIX в. появляется ряд популярных очерков по этнографии татар, как казанских, так и татар-мишарей . Этнографические материалы в своем солидном труде по истории Булгара и Казани использует крупнейший татарский ученый историк  Ш. Марджани. Много интересных сведений о духовной и материальной культуре своего народа собрал татарский просветитель-демократ К. Насыри . В начале XX в. ряд серьезных статей по этнографии различных групп татар написал и опубликовал в Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете один из первых татарских этнографов Г. Ахмаров — «О языке и народности мишарей», «Тептяри и их происхождение», «Свадебные обряды казанских татар».
После Великой Октябрьской социалистической революции начинается систематическое изучение этнографии татарского народа, что было связано в первую очередь с именем известного советского этнографа Н. И. Воробьева. Он впервые обобщил все этнографические сведения по казанским татарам. Под его руководством коллективом авторов была написана обобщающая монография по этнографии татарского народа, а его учениками — отдельные монографии по татарам-мишарам, татарам-кряшенам  и другим группам татар. В последние годы развернулась работа по составлению этнографического атласа татарского народа, а также по изучению тех социальных преобразований, которые принесла советская власть в среду татарского народа. Начато углубленное изучение общих черт татарского народа в отдельных особенностях этнографии, о чем свидетельствуют появившиеся в последние годы монографии по земледелию и земледельческой технике, украшениями, праздничным ритуалам и новым обрядам  и т. п. 
Традиционная материальная и духовная культура является общей для всех групп татар Поволжья и Приуралья и в то же время она отличает их от других народов. Эта культура свидетельствует о длительном пути формирования татар, об их прочной оседлости и относительно высоком уровне развития. Вместе с тем она показывает, как много в духовную и материальную культуру татар проникло со стороны их поволжских соседей — финно-угорских народов и русского населения, в дружбе с которыми в течение многих столетий практически и формировался сам татарский народ.
Как казанские татары, так и татары-мишары являются устойчиво-оседлым населением с развитыми земледельческо-скотоводческими традициями в сельском хозяйстве и прочными навыками в различных ремеслах и промыслах. Земледелие у татар всегда имело зерновое направление, основанное на ранних порах на перелоге, а затем на трехполье, известном еще с булгарских времен. Даже в период распространения железных плугов у них сохранялся изобретенный еще булгарами тяжелый сабан. Да и другие орудия, в том числе и для размола зерна, выработались еще в булгарское время. Традиционным был и состав земледельческих культур —просо, ячмень, пшеница, рожь. Скотоводство  у татар имеет и носить подсобный характер, издавна мясомолочное направление. Отсутствие больших стад, стойловое содержание домашнего скота,  а также табунных выгонов, как и преобладание в стаде крупного и мелкого рогатого скота, отличают скотоводство татар Поволжье и Приуралья от хозяйства  полукочевых и кочевых  народов (башкир, казахов, киргиз, монгол и т. п.) Свидетельствуют наряду с пчеловодством и разведением птиц о давней оседлости. Наряду с этим любовь к коню, умелая обработка скотоводческих продуктов —шерсти, кожи, заготовка впрок молочных продуктов и мяса, значительно более широко развитые у татар, чем у других народов Поволжья, свидетельствуют о сохранении у них и древних скотоводческих традиций.
Несмотря на запрет татарам в XVI—XVIII вв. заниматься ремесленным, особенно железоделательным, производством, сохранялись другие ремесла (ткачество, сапожно-ичижное, кожевное, деревообрабатывающее и т.п.) уходящие своими корнями в более раннее время. О глубоких ремесленных навыках татар свидетельствует тот факт, что в XIX — начале XX вв. из среды татар выходит значительное число рабочих нефтяных приисков Баку и Грозного, шахт Донбасса, рудников Лены. До Октябрьской революции по всей России насчитывалось около 150 тысяч рабочих-татар, в том числе более 50 тысяч в Казанской губернии. По традиции значительным было число татар в торговле. Еще до булгаро-казанского времени активно торговало на рынках России и Азии татарское купечество. Признакам прочной оседлости татарского населения является его жительство в длительно бытующих на одном и том же месте селах и деревнях. В конце XIX в. до 10% татар проживало в городах Поволжья, Москве и Петербурге, образуя здесь свои татарские слободы. Более половины сельского населения обитало в селах с числом жителей от 1 до 4 тысяч человек. Деревни и села как казанских татар, так и татар-мишарей имеют устойчивую оседлость. Многие из них возникли еще в XV—XVI вв., если не раньше, и сохраняются до наших дней. Показательно, что из 700 населенных пунктов Казанского ханства, зафиксированных в письменных источниках XVI—XVII вв., более 600 сохранились до сих пор с тем же названием и практически с тем же татарским населением (Абди, Абзебар, Агайбаш, Агрыз, Алькеево, Алпарово, Арск и др.) В таких селах долго сохранялась сложная планировка так называемого гнездового типа с множеством переулков и концов, обычно населенных группой родственников. Села и деревни татар, особенно казанских,имеют много зелени. Много зелени и на кладбищах.
Своеобразие наблюдалось в планировке и расположении усадьбы в деревнях. У казанских татар жилой дом обычно отделялся от улицы глухим забором и ставился несколько в глубине усадьбы.  Друг от друга изолированно размещались усадебные постройки. У татар-мишарей, особенно сергачских, так же как и у других народов Поволжья, дома обычно ставились по линии улицы. Рубленные из бревен, дома, с двускатной крышей.  В доме была печь с трубой, выходящей наружу, т. е. дома топились по-белому. В печь сбоку вмазывался котел, использовавшийся для приготовления пищи. Обязательно было наличие высоких нар-«саке» в интерьере дома, где ели, работали и спали.
Пища татар также характеризовалась особенностями, присущими, с одной стороны, для оседлого, а с другой — для земледельческо-скотоводческого населения. Широко была распространена выпечка хлеба из квашеного теста, хотя татары знают и пресный хлеб. Характерны мучные и крупяные заправки супов с ограниченным применением овощей, различные печеные изделия — пироги, лепешки-кабартма, ватрушки-перемячи, блины и т. п. Наряду с этим известно приготовление мучных изделий впрок (баур-сак, чак-чак и т. п.). Вторая основа пищи — мясо-молочные продукты. Наиболее популярным было мясо птицы гуси, утки, а также мясо крупного и мелкого рогатого скота. Употреблялась мало, конина,относительно чаще — у мишар. Мясо варилось или жарилось, в котле. Приготовление мяса на вертелах (шишах) не практиковалось. Были известны способы изготовления мяса в прок— копчение, соление, приготовление колбас, но не в таком количестве, как у полуоседлых народов. Фаршированная курица — «тутырма таук» считалась самым оригинальным блюдом.
Молоко употреблялось больше, для  варки каш, супов, а также изготовления молочных продуктов — айрана, масла, сметаны, квашеного молока –катыка, кислого творога, сухого или выпаренного творога-кырта. Способы приготовления этих продуктов имеют аналогии у скотоводческих народов, но вместе с тем характерны и для оседлых народов Поволжья и Приуралья. Наиболее лакомым блюдом был мед, а сочетание меда и масла (бал-май) было ритуально-праздничным блюдом. Как и у ряда народов Сибири и Средней Азии, у татар известна практика заготовки впрок ягод, особенно приготовление сухой пастилы — кака. Многое из традиционных татарских блюд вошло в их современную кухню.

Этнографы считают, что многие особенности материальной и духовной культуры татарского народа, приспособленной к природным условиям Среднего Поволжья и Приуралья, развились именно под воздействием финно-угорского мира. Значительным было воздействие на формирование этнографии татарского народа окружающего его с севера и запада финно-угорского мира — предков мари, удмуртов, мордвы, финской основы чувашей и т. п. 
Р. Г. Мухамедова, которая пишет, что «в Среднем Поволжье происходило сближение культур мордовских племен и тюркских, что в значительной степени отразилось как на формировании культуры и быта мишарей, так и мордовского народа. Определенную роль мордовского воздействия на формирование культуры татар-мишарей отмечает  такие детали в материальной культуре мишарей, как «косуля» (вид сохи-плуга.— А. Х.), «путмар» (вид нагрудника.— А. Х.), лыковая обувь (прежде всего лапти), характерные для мордвы с глубокой древности, следует считать мордовскими заимствованиями. Роль культуры мордовского народа заметна и в развитии жилых и хозяйственных построек (особенно в планировке жилища) и некоторых других элементов материального быта татар-мишарей».
Почти тысячу лет (известно, что первый мирный договор булгар с Русью был заключен в 985 г.) находятся в самом тесном контакте с русским народом и его предками татарский народ и его предки. Выдающийся татарский революционер, общественный деятель и ученый Г. Ибрагимов писал: «Мы, татары, присоединились к России раньше других народов, жили в окружении русских и находились близко к их центральным городам... Благодаря тому, вопреки черной политике самодержавия и различиям в языке и обычаях, у татар и русских сложилось много общих жизненных черт» (Г. Ибрагимов). Действительно, как отмечают исследователи, татары Поволжья и Приуралья под влиянием русского народа «развили огородничество, переняли целый ряд предметов домашнего обихода и одежды: стулья, столы, шкафы для хранения посуды, русские валяные сапоги, вязаные чулки и пр.» так же как и «татарская культура и татарская передовая общественная мысль развивались в тесном общении с русской культурой»
Вместе с тем нельзя забывать и об обратном воздействии материальной и духовной культуры татарского народа и его предков на культуру как финноязычных (мордва, мари, удмурты, коми) и тюркоязычных (чуваши, башкиры, ногайцы, астраханские и крымские татары, казахи, киргизы и т. п.) народов, так и русского народа.
Окончательное завершение традиционная материальная и духовная культура татарского народа получила в XIX— начале XX вв., когда сформировалась татарская буржуазная нация. Великая Октябрьская революция внесла коренные изменения в жизнь и культуру татарского народа. Татарский народ стал равноправным народом нашей социалистической Родины. Вместе с тем он сохранил и еще более развил наиболее прогрессивные черты своей материальной и духовной культуры, ставшей социалистической по содержанию и национальной по форме.


Глава II  Традиционная культура татар 

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, уходящие корнями в далекое прошлое и воскреснувшие сейчас в виде национальных праздников.
У татар есть два слова означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете - праздник поста и Корбан гаете - праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм, что означает «весенняя красота», «весеннее торжество».
Религиозные праздники
Мусульманские праздники у татар - мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой участвуют только мужчины. Затем они идут на кладбище и молятся возле могил своих родных и близких. А женщины в это время готовят дома праздничный обед. Как и в русской традиции, в праздники с поздравлением заходили в дома родственников и соседей. В дни Корбан-байрам (праздник жертвы) старались угостить мясом от убитого барашка как можно больше людей.   

РАМАДАН (Рамазан) (в тюркских языках более распространено название ураза) девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. Согласно исламской традиции, в этот месяц пророку Мухаммаду было передано через ангела Джибриля первое божественное откровение, которое впоследствии вошло в священную книгу ислама - Коран.
Пост в рамадан - одна из главных обязанностей каждого мусульманина. Он предписан, чтобы укрепить мусульман в самодисциплине и точном исполнении наказов Аллаха. В течение всего светового дня (от восхода солнца и до заката) запрещено есть, пить, курить, вкушать удовольствия и предаваться развлечениям. Днем надо работать, молиться, читать Коран, заниматься благочестивым размышлениям и поступкам и благотворительностью.  

КОРБАН-БАЙРАМ или праздник жертвоприношения - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря.
Согласно Корану, Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздник символизирует милосердие, величество Бога и то, что вера - лучшая жертва.
Праздновать этот день начинают с раннего утра. Мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Обряд праздника начинается с общей молитвы - намаза. По окончании молитвы имам, читавший намаз, просит Аллаха о принятии им поста, прощении грехов и благоденствии. После этого верующие, перебирая тасбих (таспих), коллективно читают зикр. Зикр совершается по особой формуле и особым образом, вслух или про себя и сопровождается определенными телодвижениями. По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой.

В этот день также принято закалывать барана, хотя раньше закалывали верблюда или быка (со словами «Бисмиллах, Аллах Акбар»), так же принято раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). По сложившейся традиции принято использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. 

Народные праздники
Весна - время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна - быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.
Боз карау
Как и в культурах и традициях всех народов, татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первое «весеннее торжество» (бэйрэм) связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу - «смотреть лёд», боз озатма - проводы льда, зин киту - ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители деревни. Молодёжь наряжалась, играла на гармони. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. 
 


Янгер яу
Еще одна из традиций, когда ранней весной дети отправлялись по домам в своей деревне собирать крупу, масло, яйца. Из собранных ими продуктов на улице при помощи поварих постарше, дети варили в большом котле кашу и ели ее.

Кызыл йоморка

Чуть позже наступал день сбора крашеных яиц. Хозяйки с вечера красили яйца - чаще всего в отваре луковой шелухи и в отваре березовых листьев и пекли булочки и крендели. 
Утром дети начинали обход домов, заносили щепки в дом и разбрасывали их на полу - чтобы «двор не был пустым» и выкрикивали этакие напевалки-кричалки, например «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете!».

Сабантуй

Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне – по окончании сева. 
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44