- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Суицид подрастающего поколения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011604 |
Тема: | Суицид подрастающего поколения |
Содержание
Актуальность темы курсового исследования. Суицид подрастающего поколения - одно из самых широкомасштабных явлений современности. Значимость данной темы бесспорна, ведь изучение оснований, побуждающих к совершению самоубийства в юном возрасте, набирает всю большую актуальность в современности. Многие вопросы понимания самоубийства, его причин и факторов, толкающих на совершение данного действия, серьезно и глубоко изучаются на сегодняшний день. Мировая статистика показывает, что за последние пару лет показатель суицида повысился во многих странах, а значит, изучение и профилактика суицидального поведения в юношеском возрасте, бесспорно, являются актуальными. Согласно последним исследованиям, число самоубийств молодого поколения в России в три раза выше, чем в мире, что вызывает серьезные опасения. По данным Росстата, частота суицидальных действий среди детей и подростков возросла за последние два десятилетия в 2 раза, а число покончивших собой составляет 16% от общего числа умерших от неестественных причин. Зафиксировано около 30 000 самоубийств, среди которых 25% - юноши, 17% - девушки. Во время переходного возраста появляется склонность к самоанализу, пессимистической оценки окружающего и своей личности, а также самокритичность, выражающаяся в осуждении своих поступков. Все это влияет на эмоциональную нестабильность подростка и формирует суицидальное настроение. У каждого молодого человека свои личные причины, приводящие к возникновению суицидных намерений, но все же необходимо выявить наиболее общие факторы, побуждающие к самоубийству. Более всего к суициду склоны подростки, пережившие отрицательные воздействия психогенного и экзогенного характера, такие как потерю близкого человека, несчастная любовь, одиночество, недостаточное внимание. В большинстве случаев все эти депрессивные переживания, отчаяние суицидента не принимаются во внимание окружающими его людьми, что и ведет к попыткам суицида. По официальной статистике, ежегодно 16 подростков из каждых 100 тысяч убивают себя. Самоубийство является одной из первых причин смертности подрастающего поколения, что определяет глобальность данной проблемы, свидетельствует о ее значимости, актуальности и необходимости разработки мер, предотвращающих эту тенденцию. Объектом данного исследования являются подростки возрастом от 14 до 18 лет. Предмет исследования состоит из социально - психологических причин появления склонности к суициду. В изучаемые показатели входят степень семейного благополучия, характер общения со сверстниками, наличие психических заболеваний. Цель исследования - это обнаружение причин и специфичности проявления суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах. Гипотеза заключается в том, что источниками суицидального поведения молодого поколения являются безразличие, равнодушие и непонимание со стороны окружающих, будь то сверстники или взрослые люди, невозможность подходяще оценивать сложившуюся критическую ситуацию и находить более здравое ее разрешение. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Освоить и проанализировать теоретическую базу проблемы суицида среди молодого поколения; 2. Выявить причины возникновения суицидального поведения; 3. Исследовать труд Эмиля Дюркгейма «Самоубийство», рассмотрев виды и категории самоубийств; 4. Дать рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков. Степень научной разработанности. Многих ученых с давних времен волновали основания и мотивы такого феномена, как самоубийство. Изучением различных аспектов этого явления занимались различные философы, историки, психологи. К ним относятся Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер и Эмиль Дюркгейм, труд которого мы подробно рассмотрим. Помимо этого, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, демографическими, культурными характеристиками обширно использовались его последователями, и активно применяются до сих пор в исследованиях различных форм девиаций. Случаи самоубийства многократно регистрировались в исторических источниках на протяжении всего развития человечества. Информация о первом сознательном лишении себя жизни касаются периода общинно - родового строя. В те времена суицид понимался и как религиозный обряд, и как личный выбор кого - либо, но находящийся под строгим запретом. Сам термин появился в 1642 году в работе «Верования врачей» Томаса Брауна. Он состоял из латинского слова «suil», что в переводе означает себя, и «caedere» - то есть убивать, охватив всю суть данного действия. На современном этапе развития имеется огромное количество разнообразных методов определения склонности к суицидальному поведению, но все же новые тенденции, влияющие на повышение риска суицида среди подростков, являются малоизученными. Методологическая основа исследования. Курсовое исследование было осуществлено с помощью метода анализа документов и контент – анализа. Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы. Суицид подростков как форма девиантного поведения 1.1 Основные социологические понятия проблемы самоубийства Процесс социализации, заключавшийся в овладении личностью обязательных навыков, принятии стандартов поведения, общественных норм и ценностей, обязательных для его нормальной жизнедеятельности в данном обществе, достигает некоторой окончательности при достижении человеком социальной сформированности, обретении социального статуса. Все же возможны нарушения и сбои в данном процессе. Выражением кризиса социализации является отклоняющееся поведение или, как его еще называют, девиантное - поведение, которое противоречит имеющимся в данном обществе нормам. К нему относятся разнообразные негативные деяния, духовные недостатки, система нравственных пороков, отхождение от принципов, моральных и правовых норм. Такое отклонение можно разделить на две формы девиации в зависимости от того, каким является его характер. Если же оно имеет позитивную направленность, то его представителями являются гении, ученые, герои, писатели, музыканты. Противоположностью приходится негативный характер отклоняющегося поведения, к которому относят наркоманию, алкоголизм, преступность, проституцию и самоубийство. Суицид - преднамеренное лишение себя жизни, которое может рассматриваться как результат социальной или психической неприспособленности личности к условиям кризисной ситуации. Цель самоубийства заключается в избежании того тяжелого положения, в котором оказался человек. Суицидальное поведение - образ мышления и система действий, направленных на осуществление самоубийства. В него входят суицидальные намерения, мысли, высказывания и попытки самоубийства. Наиболее склоны к такому типу поведения подростки, поскольку во время переходного возраста возникает склонность к изобильному самоанализу, самокритичности, негативной оценки окружающего мира и своей личности, осуждение своих поступков. Это сказывается на эмоциональной неустойчивости подростка и порождает суицидальное настроение, то есть желание покончить собой. Более всего к суициду расположены молодые люди, которые пережили отрицательные воздействия психогенного и экзогенного характера, такие как потерю близкого человека, несчастная любовь, одиночество, недостаточное внимание. В большинстве случаев все эти депрессивные переживания не принимаются во внимание окружающими его людьми, что и ведет к попыткам суицида. Суицидальные действия состоят из суицидальной попытки и завершенного самоубийства. Суицидальная попытка - это осмысленный уход из жизни, который не завершился летальным исходом, тогда как завершенный суицид означает смерть. Суицидальные намерения возникают в то время, к идее добавляется волевой компонент - намерение, решимость к непосредственному переходу во внешнее поведение. Промежуток времени от зарождения суицидальных мыслей до их воплощения называется пресуицидом. Он может длиться как несколько минут (острый пресуицид), так и месяцами (хронический пресуицид). Отсюда следует, что пресуицидальный и суицидальный периоды - это стадии, которые характеризуют подготовку личности к осуществлению самоубийства. И вопреки тому, что каждый случай уникален и имеет свои причины, самоубийства обладают некоторыми общими чертами. Существует 3 стадии становления суицидального поведения: Ранняя стадия - недеятельные, пассивные размышления о самоубийстве, характеризующиеся идеями, представлениями о собственной смерти, но без участия в прекращении жизни. Вторая ступень становления суицидального поведения включает в себя суицидальные замыслы, то есть активные мысли о непринудительном прекращении жизни. Начинается формирование плана самоубийства, определение времени, места и способов его осуществления. Склонность к суициду возрастает по мере разработки тактики конкретных действий, влекущих смерть. Третий этап - суицидальные намерения. Они определяются добавлением к замыслу решения и волевого компонента личности, которые побуждают к прямому переходу во внешние формы суицидального поведения, включающего суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальное поведение, в большинстве случаев, сопровождается стрессогенным характером жизненных обстоятельств и невозможностью удовлетворения основных потребностей. Для самого же суицидента характерны: ощущение безнадежности и обреченности, страдания, душевные терзания, агрессивные действия, переживание собственной беспомощности, искажение воспринимаемой реальности. 1.2 Особенности суицидального поведения подростков Ввиду различных взглядов на жизнь, недостатка жизненного опыта суицидальные проявления молодых людей отличаются от суицидального поведения у взрослых. В большинстве случаев значение юношеского суицида с психологической точки зрения - сигнал тревоги и желание привлечь другого человека для решения собственных проблем, и лишь малая часть имеет реальное желание уйти из жизни. Частота состоявшихся попыток по сравнению с простыми посягательствами соотносится как 1:50. В любом случае, данная статистика свидетельствует о надобности своевременного обнаружения предсуицидального психологического настроения у подростков, которым необходима психотерапевтическая поддержка. Существует ряд характерных черт подростков, склонных к самоубийству. На первом месте дети, которые переживают сильнейшие и долговременные психологические трудные ситуации. На фоне всех этих тревог и страданий у них формируется депрессивное настроение, которое усугубляется и заканчивается самоубийством. Также, риску подвержены юноши, конфликтующие с родителями, преподавателями, которые проживают с психически больным членом семьи, алкозависимыми родителями, наркоманами или же в семьях, где уже имелись случаи самоубийств. К внешним признака суицидально склонных подростков относятся: тоскливое выражение лица, скудность мимики и движений, амимия, негромкий, однообразный голос, медленная речь, мышечная слабость, отсутствие ответов на вопросы, причитания и тому подобное. На различных возрастных этапах взросления имеются свои отличительные черты становления и демонстрации суицидального поведения, которые связаны с физиологической и психологической исключительностью. В раннем подростковом возрасте - период от 12 до 14 лет - самоубийство не планируется предварительно, а попытки суицида осуществляются с помощью первых средств, оказавшихся под рукой. У данной группы посягательство на жизнь не имеет серьезных медицинских следствий. В средней группе, то есть подростки возрастом от 15 до 16 лет, суицидальное поведение выражается демонстративными повреждением собственного тела, попытками, цель которых заключается в отомщении обидчику. Для молодых людей заданной группы характерны приступы раздражительности, вспышки злобы, эмоциональная неустойчивость, разочарование в окружающих людях и реальности в сравнении с возложенными надеждами. Такие подростки неустойчивы к стрессу и не обладают умением самоконтроля. Неоднократно повторяющиеся попытки самоубийства в состоянии аффективного напряжения, в кульминационные моменты конфликта имеют тяжелые медицинских последствия. В старшей возрастной группе (17 - 18 лет) менее заметна агрессивная нацеленность в психологической структуре суицидального поведения. Главная причина - конфликты со сверстниками, окружающими и дезадаптация, которая связана с нарушением процесса социализации. Мотивы совершения данного акта остаются такими же, как и средней группе, но эта подавленность не показывается ярко. Подростки все носят внутри, очень замкнуты. Существуют некоторые особенности суицидального поведения молодого поколения. Главнейшим является неадекватная оценка последствия самоубийства ввиду отсутствия ясного понимания и представления о смерти. Зачастую подростки не различают истинные намерения уйти из жизни с демонстративными действиями. Во - вторых, огромное влияние оказывает неблагоприятная микросоциальная среда (родственники, семья, близкие люди). Это все негативно сказывается на ребенке и может повлечь различные виды девиантного поведения: небольшие правонарушения, побег из дома, преждевременное курение, прогул занятий, распитие алкогольных напитков, случаи наркотизации или же самоубийство. Суициды у детей и подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний. В то же время взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов. 1. 3 Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы Эксперты выделяют огромное число социальных и асоциальных факторов, влияющих на совершение попыток самоубийства. Однозначные или конкретные предпосылки, побудившие человека на такой шаг, тесно связаны с его близким окружением - семьей, друзьями, родственниками. Семейные отношения между детьми и родителями часто строятся не на открытых отношениях, которых очень не хватает подросткам, как защиты от многих испытаний в реальной жизни. Поэтому суицид часто рассматривается с психологической точки зрения, как отчаянная, а часто и последняя попытка привлечь родителей к проблемам ребенка. Как желание разрушить стену непонимания между родителями и ребенка иногда подростки вступают в ранние браки в возрасте 15 - 19 лет, чтоб избежать проблем в семье родителей и невыносимой обстановки. К сожалению, этот поступок спасает от риска суицида в малой степени. Причинами также могут стать развод родителей, смерть или серьезное заболевание близкого человека. Следующим фактором, формирующим суицидальное поведение, являются школьные проблемы. К их числу можно отнести плохие отношения с преподавательским составов или же крайне низкая успеваемость. Они влекут за собой снижение самооценки подростка, возникновение чувства своей незначимости, острый упадок возможности противостоять стрессам и беззащитность от негативного воздействия окружающих условий. Еще один важным психологическим аспектом проблемы являются трудности взаимоотношений со сверстниками, а особенно с лицами противоположного пола. В ходе этого ухудшается контакт с окружающими, а ведь дружеские отношения весьма значимы и эмоционально необходимо для каждого человека. Всякий упадок привязанности, а более того измена, расцениваются тяжелая потеря, которая лишается смысла и веры в дальнейшую жизнь. Немалым риском самоубийства обладает реакция дезорганизации, фундаментом которой становится какое - либо тревожное переживание, кризис, нарушение сна, падение интеллектуального контроля и стабильности. Подростка терзают мучения, он постоянно находится в раздумьях, становится вспыльчивым и нервозным, что может вызвать острое желание свести счеты с жизнью. Различные отрицательные, болезненные, а иногда даже губительные для психики человека, события имеют одно начало - негативная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и динамичность психической деятельности сведена к минимуму. Эти переживания ориентированы на прошлое и формируются под влиянием одних и тех же досадных воспоминаний. Не стоит постоянно вспоминать то, что уже прошло и вызывает грусть, нужно обращаться к этим минувшим событиям только в целях анализа, который в будущем может избежать подобных ошибок. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и насущной цели дает возможность справляться с такими состояниями, как опустошенность, неуверенность, горесть и разочарованность. 1. 4 Виды самоубийств Российские ученые выделяют три основных вида самоубийства. К ним относятся: 1. Демонстративные действия - псевдосуициды; 2. Истинные суициды; 3. Скрытые акты. Первая категория - демонстративное самоубийство. В большинстве случаев оно совершается при быстротечном, стихийном, неожиданно возникающем состоянии интенсивного аффекта, то есть при сильных душевных, эмоциональных переживаниях, которые появляются в ходе неспособности решить критические ситуации. В такие моменты личность становится невменяемой, раздражительной. Вместе с тем псевдосуицид оказывается выражением гипертрофированных истерических неврозов, когда человек реализует решение о самоубийстве не с целью ухода из жизни, а для привлечения к себе внимания. Предрасположенность к данному виду суицида проявляется как метод манипулирования и шантажа. Демонстративный самоубийство - это своеобразное стремление вести диалог с окружающими, попытка дать о себе знать и получить какую – то выгоду от общества, которые являются результатом истероидного типа поведения. Гибель, как правило, наступает по несчастному стечению обстоятельств. Следующий вид - истинный суицид. Оно предполагает безусловное принятие намерения покончить с собой, осуществление предшествующих подготовительных процедур и создание составление точного плана. Истинное самоубийство - результат внутреннего монолога человека, цель которого заключается в том, чтобы любой ценой, способами и средствами свести счеты с жизнью. При совершении данного акта человек действует согласно своим решениям, не принимая во внимание взгляды и чувства близких людей. Он идет на это по причине ложного и искаженного восприятия сложившейся ситуации и видит в самоубийстве единственный выход. Третий вид - скрытое самоубийство. Люди в таком состоянии в полном сознании выбирают для себя суицидально обусловленное поведение. При таком поведении, в основном, немедленная кончина не наступает, но все действия человека указывают на высокую вероятность смертельного исхода. В таком состоянии субъект под влиянием осознаваемых и неосознаваемых страхов смерти, как правило, погибает от саморазрушения и им же спровоцированных внешних факторов. Наличие пристрастий к алкоголю и наркотикам и отказ от помощи врачей в этих случаях, можно характеризовать как скрытый суицид. Также к скрытому суициду можно отнести такие пристрастия, как: опасная езда на автомобиле, не соблюдение техники безопасности, нарушение правил дорожного движения и прочее. Самоубийство в современные времена считается одним из самых страшных грехов, на который решаются отчаявшиеся индивиды. Большую роль в реализации суицидального поведения играют аномальные кризисы, которые переживаются человеком, особенно при отсутствии адекватной психологической поддержки. Такой поступок является не только проблемой личности, но и общества в целом. Ведь суицид - это явление социальное, потому, что именно состояние общественной среды побуждает индивида к поступку лишения себя жизни. Проблема самоубийства была важной во все времена существования человеческой цивилизации. Многие ученые исследовали эту проблему. Отношение к суициду в разные периоды было неоднозначным и во многом зависело от религий, традиций, морально-этических норм, которые царили в обществе. Э. Дюркгейм является первым ученым, который занялся именно социальными проблемами самоубийства. Он объяснял явление суицида, учитывая внешние обстоятельства, особенности и условия общества, в которых живет человек. Несмотря на то, что до него никто из социологов серьезно не занимался этой проблемой, то можно утверждать, что он начал новое течение в науке - суицидологии. Исследование проблемы самоубийства привлекало внимание Дюркгейма по нескольким причинам. Во-первых, самоубийство - это «четко очерченная группа фактов», которые можно легко определить. Во - вторых, социолог рассматривал свою работу с целью определения его причин и средств профилактики, изучение роли социальных факторов в его возникновении, в связи с чем признал существование особой, общественной реальности, которая не зависит от воли отдельных индивидов. Работа «Самоубийство» тесно связана с изучением ученым разделения труда, в котором Э. Дюркгейм усматривает признаки нормального и благоприятного развития общества. Он отмечает, что в современном обществе человек больше доволен своим положением, чем в предыдущих и это привлекает внимание к росту числа самоубийств, как проявления и доказательства определенных, возможно, патологических черт организации общественной жизни. Уже в книге «О разделении общественного труда», присутствует анализ патологических черт общества - аномии, отсутствия и дезинтеграции норм - факторов, которые непосредственно связаны с ростом самоубийств. Особого внимания заслуживают определения состояния общества, для которого характерно аномия - отсутствует общественное регулирование, которое бы вызвало морального удовлетворение, чувство справедливости. защищенности. Итак, изучение самоубийств касается патологического аспекта жизни современного общества и направлено на выявление связи индивидуума с коллективом. Э. Дюркгейм стремился показать, как коллектив влияет на отдельных индивидов. С этой стороны анализ явления самоубийства является высокоактуальным вследствие тенденции к усилению невротизации психики человека, переживания им кризисов, включая ненормативные, вызванные общественными потрясениями и неурядицами. Работа «Самоубийство» начинается с определения явления суицида, определяются типы самоубийств и, на основании этой типологии развивается общая теория генезиса самоубийства, как общественного явления. Э. Дюркгейм определяет самоубийство, как любой смертный случай, который прямым или косвенным образом происходит от положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой, которая заранее знала о возможных последствиях своего поступка. Э. Дюркгейм не рассматривал самоубийство как проявление психической или органической патологии, а искал причины этого явления внутри общества. Социолог считает, что фактор, который побуждает к самоубийству имеет не психологический, а социальный характер. он связывал самоубийственный акт с внешними причинами, с нарушением социальных связей. постепенно, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что уровень самоубийств в обществе - это функция нескольких социальных переменных - религиозных, семейных, политических, национальных. недостатком научного анализа Дюркгейма было игнорирование им таких несоциальных факторов, как психоорганическая склонность потенциальных суицидентов, а также роли психопатического, генетического факторов в реализации суицидального поведения. Таким образом, самоубийство он рассматривал как социальное явление, являющееся результатом воздействия на индивида внешних факторов, отдельных социальных факторов и как следствие дезинтеграции, разрыва социальных связей, потери социальных контактов. Определив предметом своего исследования социальной процент самоубийств, Э. Дюркгейм считал причинный анализ единственным методом, который отвечал требованиям данной социальной проблемы. 2.2. Основные типы самоубийств Утверждая, что различные типы самоубийств могут быть обусловленны различными причинами, французский социолог решил создать собственную классификацию, которая выделяет различные типы суицидов: эгоистический, альтруистический, аномический, фаталистический. Ученый рассматривает эгоистическое самоубийство с помощью корреляции между показателями самоубийств и социальными факторами: религией, браком, семьей. опираясь на официальную статистику, французский социолог выяснил, что чаще кончают жизнь самоубийством мужчины, чем женщины; одинокие - чаще, чем семейные; протестанты - чаще, чем католики. Заслуживает внимания вывод ученого, к этому поступку человека подталкивает слабая интегрированность в социум, индивидуальная автономия, эгоизм, сосредоточенность на интимных эмоциональных переживаниях, мировоззренческие диспозиции. Вследствие отсутствия гармоничного самоотошення такая личность способна преодолевать кризисы и жизнеспособно решать экзистенциальное вопросы и главную проблему человека - смертность. Э. Дюркгейм писал, что если эгоизм - это мировоззренческая установка человека, когда индивидуальное «я» не зная меры вредит другим, противопоставляет себя обществу, то этим термином можно назвать и особый вид самоубийства. Прежде всего, самоубийство может иметь происхождение при ослаблении коллективной мощи - одного из факторов, который с наибольшей силой может тормозить это явление. Общество с высокой степенью сплоченности делает индивида зависимым от общественной среды и не дает ему возможности распоряжаться своей личностью по своему усмотрению, не позволяет индивиду совершить самоубийство и пренебречь обязанностями, которые он в этом общества. И в случае, когда личность перестает рассматривать такую подчиненность своим долгом, то общество не способно навязать ей свое превосходство. Общество теряет свою авторитетность и не может помешать воли индивида, который уже самостоятельно решает свою судьбу. отсутствие коллективной поддержки вызывает чувство одиночества в личности и трагичности своего существование. Можно утверждать, что одной из причин самоубийства такого рода является «крайней индивидуализм». Индивидуализм тесно связан с эгоизмом: они изолируют человека от общества. Если разрушаются связи, связывающие человека с его жизнью, то человек, отделяя себя от внешнего мира теряет все возможности самоидентификации в этом мире. Личность, создавая вокруг себя пустоту, создает ее и внутри себя, и предметом рассуждения этой личности остается собственная духовная нищета. Созерцание такой пустоты рано или поздно заканчивается самоубийством. Лишение себя жизни в таком случае не содержит никакого порыва или протеста, а, наоборот, последние моменты жизни полны спокойной меланхолией, которая является характерной чертой эгоистического самоубийства. Человек закрывает глаза на все, что ее окружает, потому что окружающий мир только усиливает ее боль и обращает внимание сознания только на собственные переживания. И тем самым индивид лишь углубляет свое одиночество. Человек продумывает план лишения себя жизни и спокойно движется к ключевому моменту. Э. Дюркгейм считал, что настоящими причинами эгоистического самоубийства является «больное общество »,« коллективное бездушие », потеря общих целей. Второй вид самоубийства - альтруистический, противопоставляется эгоистическому. на противовес эгоистическому суициду, характеризуется, как правило, упадком сил, альтруистический суицид происходит «с проявлением энергии, со страстным чувством». оторвавшись от общества, человек легко наносит себе смерть; так же легко она накладывает на себя руки, будучи слишком тесно с ним связанной. Альтруистическое самоубийство происходит тогда, когда личные интересы полностью поглощены социальными, когда интеграция в группе настолько велика, что индивид уже не существует в обществе, как отдельная самостоятельная единица. В своем исследовании Э. Дюркгейм приводит следующие примеры. Одним из них является случай самоубийства женщины, которая стала вдовой, потому что ее муж погиб в битве. Также для датских воинов встретить смерть в постели от старости или болезни было позором. Поэтому они накладывали на себя руки, чтобы избежать бесчестия. Так, самоубийства в архаических обществах можно разделить на три категории: самоубийства женщин после смерти мужчин; самоубийства людей, перешагнувших порог своей старости или пораженных болезнью; самоубийства подданных и слуг после смерти их правителя. Можно утверждать, что самоубийство является обычно распространенным явлением в первобытных архаических обществах. Оно не входит в противоречие с общепризнанными нормами, а рассматривается как обязанность индивида. В таком случае речь идет о самоубийство не от избытка индивидуализма, а, наоборот, вследствие полного растворения индивида в социальной группе. Человек идет на смерть и не пытается отстаивать свое право на жизнь. Эмиль Дюркгейм квалифицирует самоубийства в архаических обществах как альтруистический суицид, вызванный службой или традицией. А поскольку в предыдущих обществах пренебрежение собственным существованием считалось одним из достоинств, то общество уважало того, кто отказывался от жизни с точки зрения моральных ценностей. Общество играет определенную роль в реализации и эгоистического и альтруистического самоубийств, но его влияние в этих двух случаях различен. Если Э. Дюркгейм назвал эгоизмом мировоззрение, когда человеческое «я» живет только личной жизнью, то «альтруизм» является проявлением противоположного явления, когда собственное «я" не принадлежит индивиду. Таким образом, Э. Дюркгейм определил альтруистический тип самоубийства, который включает в себя три разновидности: обязательный, произвольный и острый альтруистический суицид. Между ними лежит определенное расстояние, отделяет первобытные народы от современных цивилизованных наций. Третий вид самоубийства - аномический, который больше всего интересует Дюркгейма. Он посвящает этому типу суицида чрезмерное внимание, так как он наиболее характерен для современного ему общества. Такой тип самоубийств часто встречается во времена больших общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид теряет возможность приспособиться к новым социальным преобразованиям и теряет связь с обществом. Состояние общественной аномии, под которой ученый понимает отсутствие правил и четких норм поведения, когда старая иерархия ценностей разрушается, а новая еще не сложилась, порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов. Когда дезорганизуется общественная структура, одни индивиды быстро поднимаются вверх по общественной лестнице, другие теряют свое место в обществе. когда нарушается общественное равновесие - растет число самоубийств вследствие появления ненормативных кризисов, в которые попадают представители наименее защищенных социальных групп. Ученый разделял аномию на два вида: экономическую и семейную. Экономическая аномия - это нарушение установленного нормативного порядка, с относительной точностью фиксирует максимальный уровень материального благополучия каждого общественного класса. Э. Дюркгейм отмечает, что экономический кризис, как одно из проявлений аномии, способствует обострению самоубийственного влечения. Ярким примером такой связи может быть рост числа самоубийств после «Взрыва» финансового кризиса в Вене в 1873 году. Из 141 случае самоубийства в 1872 году их количество выросло до 153 в 1873 году, и до 216 в 1874 году. Самым весомым доказательством того, что кризис был единственной причиной роста случаев суицида, можно назвать тот факт, что такие явления были наиболее интенсивными в период обострения кризиса: в течение первых четырех месяцев 1874 г. Финансовый и промышленный кризис усиленно влияют на число самоубийств не потому, что они приводят к банкротству или бедности, ведь периоды кризисов расцвета дают такие же результаты. Самоубийства растут том, что эти кризисы являются нарушениями коллективного строя. При этом, какого характера бы ни были изменения - рост или бедности, или благосостояния эти два явления влияют на показатель суицида так же как и экономические возмущения. Таким образом, когда общественная среда испытывает значительных возмущений, как это случается в кризисные периоды развития общества и которые приводят к внезапным изменениям, оно становится временно неспособным оказать регулятивное воздействие на человека - отсюда и происходят внезапные скачки показателя суицида. Действительно, экономический кризис приводит к такому явлению, как деклассирования общества, вследствие чего индивид оказывается в худшем положении, чем был до этого. такая ситуация требует от людей, чтобы они уменьшили свои потребности и ограничились тем, что у них есть. Общественное регулирование на индивидов не распространяется, моральные установки, в которых они были воспитанные, нуждаются в обновлении, но общество не может научить их новому образу жизни и довольствоваться таким количеством благ, к которой лицо не привыкла. Люди неприспособленными к условиям, в которых неожиданно оказались и перспектива жизни в таких условиях кажется им невыносимой. Однако, совсем другая картина возникает тогда, когда кризис наступает вследствие бурного рост благосостояния и богатства. В таком случае масштабы, согласно которым регулируются потребности индивидов, не могут оставаться такими же как и раньше, поскольку изменились условия жизнь. Величина потребностей колеблется в соответствии с ростом и падение величины общественных ресурсов, в общих чертах определяя ту долю, которая принадлежит каждой категории продуцентов. Старая система градации потерпела крах, новая градация еще не заняла должного ей места. Нужно время, чтобы люди и вещи были заново классифицированы общественным сознанием. Поскольку общественные силы, оказавшись на свободе, еще не успели найти равновесие, то их относительная стоимость остается неопределенной, а значит, любое регулирование оказывается пока невозможно. Таким образом, получается, что нет вещей, которые нельзя было бы посягать. Получив достаточно широкие масштабы, это возмущение достигает даже тех принципов, которые определяют профессиональный распределение членов общества. Поскольку отношения между различными частями общественного организма подверглись необратимым изменениям, то идеи, которые выражают их, не могут оставаться неизменными. Тот общественный класс, который благодаря внезапному росту жизненного уровня стал особенно богатым, больше не будет склонен рассматривать свое прежнее материальное положение как норму существования, а реакцией на его внезапное обогащение будет зависть во всех ее проявлениях. Таким образом, исчезнут последние факторы, сдерживающие аппетиты, поскольку дезориентирована общественное мнение уже не может определить им какие-то четкие границы. с ростом благосостояния просыпаются и желания. Итак, состояние общественного беспорядка, или аномии, усиливается еще и тем фактом, что страсти оказываются не такими управляемыми, которыми были обычно, хотя именно в это время они должны бы подлежать еще строже дисциплине. Важно, также, то, что кризисная ситуация. возникшей в результате распада брачных отношений может привести индивида к аномическому самоубийству, относится к тем самоубийствам, частота которых соответствует числу разводов. Такие случаи самоубийства вызваны семейной аномией. Семейная аномия - это нарушение равновеси....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: