VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Становление и развитие гитарного исполнительства в Челябинской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016403
Тема: Становление и развитие гитарного исполнительства в Челябинской области
Содержание

Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Консерваторский факультет
Кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

«Становление и развитие гитарного исполнительства в Челябинской области»



Выполнил студент:
480 б группы, 4 курса
очной формы обучения
Валеев Дмитрий Александрович
Научный руководитель:
Бурнатова Татьяна Васильевна,
профессор кафедры

Процент оригинальности текста – 
Подпись студента –
Подпись научного руководителя – 
Подпись зав. кафедрой –

Выпускная квалификационная работа 
защищена
 «____» _____________________ 2018 г.
 Оценка ___________________________ 
Председатель ГЭК _______________ 



Челябинск 2018



Содержание

Введение	3
Глава I. Истоки гитарного исполнительства	
1.1 Зарождение и развитие гитары в мировой культуре	6
1.2 Гитарное искусство в России	10
Глава II. Гитара в музыкальной культуре Челябинска	
2.1 Зарождение и развитие гитарного искусства в Челябинском регионе.	23
2.2 Гитарное искусство и его представители в Челябинском регионе в настоящее время.	26
Заключение	41
Список литературы	43
Приложения	46
















Введение

     В музыкальной культуре России классическая шестиструнная гитара занимает свою прочную, авторитетную позицию общепризнанного академического инструмента. Стремительное распространение шестиструнной гитары в культурном пространстве России, начавшееся в 60-х годах XX века, как любое значительное социальное явление требует изучения, рассмотрения и анализа его содержания.
     Челябинская область занимает одно из ведущих мест в гитарном исполнительстве и педагогике в России. Об этом свидетельствует как история развития гитары на Урале, так и интенсивность событий в настоящее время.
     Актуальность исследования заключается в необходимости показать историю, становление и развитие гитары в Челябинской области.
     Цель исследования: освещение целостной картины становления и развития классической шестиструнной гитары в Челябинской области. Таким образом, часть общероссийского гитарного пространства, включающая один из Уральских регионов будет представлена, что поможет отображению целостной картины.
     Объект исследования: классическая шестиструнная гитара в челябинской области.
     Предмет исследования: история и развитие классической гитары в Челябинской области. 
   Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 
- изучить процесс формирования шестиструнной гитары как академического инструмента в конкретном уральском территориальном образовании, исследовать ее дальнейшее развитие;
- выявить особенности, присущие только данному региональному направлению в сфере академической гитары;
-    рассмотреть, проанализировать и обобщить вклад уральских гитаристов в процесс развития классической гитары, а также деятельность коллектива «Трио гитаристов Урала».
     Теоретическую основу исследования составили «Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса» В. Р. Ганеева, «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство» К. В. Ильгина, а так же фундаментальный труд М. С. Яблокова «Классическая гитара и СССР», который является уникальной работой, где освещены основные моменты, связанные с историей развития классической гитары в стране, гитаристами-исполнителями, гитаристами-педагогами, общественными деятелями и людьми, которые внесли свой неоценимый вклад в становление гитары как академического инструмента. Все эти издания и работы очень ценны, но они включают в себя развитие классической гитары в основном в общероссийском масштабе. Ценная монография «История исполнительства на классической шестиструнной гитаре в Челябинской области» принадлежит В. Ф. Кочекову. Это первая систематизированная попытка рассмотреть этапы, содержание, направления и особенности становления гитары, как академического инструмента в одном из уральских регионов.
     Научная новизна: рассмотрение не только исторических аспектов становления и развития гитары в Челябинской области, но и современных тенденций, направлений и событий, происходящих в сфере академической гитары, свидетелем которым мы являемся в настоящий момент.
     Теоретическая значимость: в данной работе проведен анализ, систематизация и обобщение материалов и знаний, позволяющих составить полную картину формирования и развития классической гитары в Челябинской области.
     Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы в учебных курсах истории исполнительства, поможет воспроизвести четкую, содержательную картину российского гитарного искусства. Данная работа позволяет значительно дополнить важный и существенный раздел музыкальной культуры Челябинской области – академическое гитарное искусство, являющиеся органичной и необходимой его частью.
     Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.




















Глава I. Истоки гитарного исполнительства

1.1. Зарождение и развитие гитары в мировой культуре

     История происхождения гитары восходит из глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, более известные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько тысячелетий назад. Одними из главных представителей, которых являются киннора, египетская гитара, вина, набла и многие другие античные инструменты с резонирующим корпусом и шейкой. Данные инструменты имели пустотелый округлый корпус, который в свою очередь традиционно изготавливался из высушенной тыквы, панцирей черепах или целых кусочков древесины.
     Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые СТРУННО-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.
     Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент.
     Так, если на лук натянуть не одну тетиву, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука.
     Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.
     Рождением гитары как современного инструмента можно считать появление классической испанской гитары – национального испанского инструмента.
     В 13 веке гитара была уже широко известна в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Таким образом, гитара из культовой среды переходит в сферу бытового музицирования, о чём свидетельствуют миниатюрные рукописи, на которых художники запечатлели придворных менестрелей с гитарами.
     На юге Пиренейского полуострова в древнем государстве Тартес (современная Испания) сложилось два типа кифар (гитар – фонетическое изменение): латинская (римская) и мавританская (арабская) с характерным для каждого типа способом звукоизвлечения.
     При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteаdо, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре – приём rаsgeаdо, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком – punteаdо стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой – аpоiаndо и без опоры – tirаndо на струну после щипка. В свою очередь, игра приёмом rаsgeаdо стала основой испанского стиля исполнения flаmencо, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса X. Латинская же – нашла своих «поклонников» в лице менестрелей.
     На рубеже XV – XVI веков, к моменту проникновения в другие европейские страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями. Это время мы и будем считать точкой отсчёта истории современной гитары. На тот момент уже существовали параллельно с испанской классической гитарой и другие её разновидности, исходя из географического расположения и особенностей культурного развития.
     Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 – 14 струнами (более правильное название – цистра).
     Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны; играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.
     В России на рубеже 19 – 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге универсальность испанской гитары стала неоспоримой.
     Вернёмся к классической гитаре, которая пережила свой первый расцвет в период с конца 18 века до середины 19 века. Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них – известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Многие композиторы того времени (К. Монтеверди, Д. Россини, Г. Доницетти, Д. Верди, Ж. Массне) использовали гитару в своих операх, а К. Вебер, Г. Берлиоз, Ш. Гуно и другие сами играли на гитаре. Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Русские композиторы М. Глинка и П. Чайковский любили игру на гитаре, а такие писатели и поэты, как Г. Державин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Гёте, Д. Байрон, П. Шелли, Ш. Бодлер посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.
     С появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале XX века с появлением таких виртуозов, как Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и других, наступил перелом – их творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов позволяла исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.
     Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату.
     В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Битлз (The Beаtles), Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви Мальмстин (Yngwie Mаlmsteen), Джо Сатриани (Jоe Sаtriаni), Ричи Блэкмор (Ritchie Blаckmоre) и т.д. Электрическая рок гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения The Beаtles, прекрасно звучат и в классическом исполнении. Это еще раз доказывает универсальность гитары. Становится понятно, почему гитара, во всех ее многочисленных разновидностях, стала самым популярным современным инструментом.

1.2. Гитарное искусство в России

     Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В первой работе по истории музыки в России, опубликованной в 1770 году, ее автор, «профессор элоквенции и поэзии» Академии наук в Петербурге Яков Штелин, говоря о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка – мандолина благодаря разным итальянцам появились в Москве, но никогда не имели большого успеха, – тем более, что они не могут выполнить свое назначение, т. е. сопровождать влюбленные вздохи под окнами возлюбленных, – в стране, где ни вечерние серенады, ни воздыхания на улицах не приняты».
     Объяснение Я. Штелином причин малой популярности гитары едва ли можно признать состоятельным. Гитара в первой половине XVIII века не пользовалась большим успехом и в Европе, хотя была там хорошо известна. Препятствия ее распространению в России, на которые столь неосновательно ссылался Штелин, не помешали стать ей вскоре одним из самых любимых музыкальных инструментов. 
     Более существенно указание Я. Штелина на то, что в России первоначально появилась привозная, "итальянская" гитара. В XVIII веке в Россию приезжало немало итальянцев. Среди них были крупные композиторы, певцы, инструменталисты. Их привлекали в Россию главным образом высокие, значительно большие, чем на родине, заработки. Итальянские музыканты выступали преимущественно при императорском дворе и в придворных собраниях, играя как на хорошо знакомых уже в России инструментах, так и на новых, здесь еще не известных.
     Наряду с мандолиной и гитарой упоминается Я. Штелином и более распространенный в то время на Западе щипковый инструмент – лютня, на которой, по его словам, играл при русском дворе Тимофей Белоградский, уроженец Украины, обучавшийся еще в 40-х годах XVIII века искусству игры на лютне в Дрездене.
     В России ближайшей предшественницей гитары явилась украинская бандура. Схожая по форме с лютней, бандура, помимо основных 5-6 струн, имела "приструнки" – несколько дополнительных струн, размещавшихся на деке. Количество струн бандуры варьировалось, доходя вместе с "приструнками" до 30. Менялся и строй инструмента, обычно более низкий, чем строй лютни.
     На протяжении длительного времени игравшая довольно скромную роль аккомпанировавшего инструмента, гитара в 90-х годах XVIII века становится необычайно популярной во всех странах. Наряду с фортепьяно она становится основным инструментом домашнего музицирования. Благодаря же исполнительской деятельности М. Джульяни, Г. Гатея, Ф. Сора, Д. Агуадо, М. Каркасси и других выдающихся гитаристов, начавших с конца XVIII века выступать на эстраде, гитара приобретает значение и концертного инструмента. Основными причинами популярности гитары с конца XVIII века следует признать: 
     а) усовершенствование инструмента
     б) его портативность и универсальность
     в) дешевизну и доступность для всех слоев населения.
     В чем же выразилось усовершенствование инструмента?
     Еще тогда, когда гитара была пятиструнной, ее самую высокую двойную струну заменила одинарная, более удобная для воспроизведения мелодии. Вслед за этим одинарными стали и остальные струны (верхние струны оставались кишечными или металлическими, нижние – обвивались канителью). Во второй половине XVIII века "испанской" стала называться не только пятиструнная, но и шестиструнная гитара. Прибавление 6-й струны увеличило исполнительские возможности инструмента. Честь этого усовершенствования в Германии приписывается инструментальному мастеру Августу Отто в Иене, но повсеместное быстрое распространение шестиструнной гитары позволяет думать, что не только в Германии, но и в других странах рождение "шестиструнки" вызвано живой исполнительской практикой. Установившийся тогда строй шестиструнной гитары
сохранился до наших дней.
 
     Внимание стал привлекать вопрос о добавлении 7-й струны, что имело место во Франции, Германии, Польше и, особенно, в России. В первое десятилетие XIX века на Западе упрочивается шестиструнная гитара, в то время как в России начинают соперничать шестиструнная и семиструнная гитары. Если вначале семиструнный строй еще не был достаточно устойчивым, то с введением строя Соль мажор "семиструнка" в России завоевывает главенствующее положение. Она приобретает название "русской" гитары и с ее утверждением гитарное искусство в России начинает развиваться иными, нежели на Западе, путями.
     Основоположником гитарного искусства в России до сего времени считался А. О. Сихра. Его современник, автор первой печатной работы по истории русской семиструнной гитары М. А. Стахович писал о нем, как об "изобретателе" такой гитары. При этом он указывал, например, на такие подробности, записанные им в 1840 году, что «Сихра в первый раз сделал опыт устройства семиструнной гитары в Вильно в конце 1790 годов, а усовершенствовал ее в Москве».
     Одновременно М. Стахович отмечал, что А. Сихра «играл также на шестиструнной гитаре и, будучи одарен сильным музыкальным талантом и достигшим степени виртуоза на арфе, он в конце прошлого столетия, быв в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент более полный и более близкий арфе по арпеджиям, а вместе и более мелодический, нежели арфа, и привязал седьмую струну к гитаре; вместе с тем изменил он ее строй, дав шести струнам группу двух тонических аккордов в тоне G-dur». 
Утверждение М. Стаховича, что А. Сихра был изобретателем семиструнной гитары и создателем ее соль-мажорного строя повторялось на протяжении всего XIX века.
     Так, например, в конце XIX века А. С. Фаминцын писал: «В конце 1790-х годов, в Вильне, виртуоз на арфе, прославившийся впоследствии как гитарист, Андрей Осипович Сихра сделал попытку к усовершенствованию вошедшей в то время в употребление шестиструнной гитары, прибавив к ней седьмую струну; он изменил, соответственно тому, строй ее, следующим образом приблизив ее по арпеджиям к специальному своему инструменту – арфе». 

Посвятивший в своей работе о А. Сихре целую главу, названную «Кто изобрел русскую семиструнную гитару», В. А. Русанов, основываясь на сведениях, сообщаемых в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля о семиструнной «польской» гитаре и применении в 1806 году в Германии семиструнной гитары гитаристом Г. Шейдлером, приходит к выводу, что «прибавление седьмой струны в России А. О. Сихрою, в то время как семиструнная гитара была и за границей, не имеет исторического основания». 
     Одновременно он отрицает за А. Сихрою и роль создателя соль-мажорного строя семиструнной гитары, так как такая гитара использовалась в России еще до появления А. Сихры в Москве, относящегося, по имевшимся у В. Русанова данным, к 1805 году (издание сонаты для семиструнной гитары И. Каменского в 1799 г. и др.).
     Правильность соображений, высказанных В. Русановым, подкрепляется одним объявлением на французском языке, помещенным в газете «С.-петербургские ведомости» (1803, № 37). В этом объявлении петербургский гитарист А. Ганф предлагал желающим свои услуги по преподаванию игры на семиструнной гитаре со строем.

Утверждая, что именно этот строй облегчает игру на гитаре, допускает всю полноту гармонии в аккомпанементе, он ссылался на изменения, происходившие с семиструнной гитарой во Франции, где рекламируемый им «новый» строй был якобы признан наилучшим. В подтверждение своих слов А. Ганф ссылался на статью Г. Шейдлера в «Лейпцигской музыкальной газете» (1801, № 4). Вскоре, в 1805 году, А. Ганф выпустил собственную Школу игры на семиструнной гитаре, но пропагандировавшийся им «французский» строй, видимо, не встретил сочувствия у русских гитаристов.
Развенчивая А. Сихру как основоположника русской семиструнной гитары, В. Русанов утверждал, что, несмотря на наличие предшественников, А. Сихра «с гениальной прозорливостью ухватился за этот строй и разработал и основал образцовый метод игры на этом инструменте».
     Это положение, высказанное В. Русановым, повторяется во всех дальнейших работах о гитаре в России. Однако при внимательном изучении исторических материалов оно также не выдерживает критики. Не будучи ни изобретателем семиструнной гитары, ни создателем ее соль-мажорного строя, А. Сихра не был и зачинателем методики игры на семиструнной гитаре этого строя.
     Несомненно, что распространение гитары было подготовлено всем ходом развития русской музыкальной культуры, но первым, кто может претендовать на значительную роль в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы игры на этой гитаре - чешский гитарист и композитор Игнац Гельд. Этот музыкант в настоящее время забыт, но чешские источники начала XIX века указывают, что его многочисленные сочинения пользовались в России при его жизни признанием и любовью.
     В 1798 году издал в Петербурге три полонеза для фортепьяно и Школу-самоучитель для семиструнной гитары, называвшуюся «Methоde fаcile pоur аpprendre а pincer lа guitаre а sept cоrdes sаns mаttre». Это была первая изданная в России гитарная школа.
     В 1802 году И. Гельд выпустил второе издание Школы для семиструнной гитары, посвященное императрице Елизавете Алексеевне, а в 1806 году - третье, дополненное Собранием российских песен, содержавшим 40 русских и украинских песен. Кроме этого, в московский период жизни И. Гельд издал большое количество разнообразных музыкальных произведений. Среди них встречаем цикл романсов на тексты немецких поэтов, танцевальную музыку (полонезы, контрдансы, мазурки, экосезы, вальсы, кадрили), марши (в том числе Траурный марш на похороны графа Н. Шереметева), серенады и дивертисменты. Они издавались в фортепьянном изложении, для семиструнной гитары соло или в ансамбле со скрипкой и даже для ансамбля духовых инструментов. Достаточно сказать, что в напечатанном московскими нототорговцами Г. Рейнсдорпом и И. Керцелли каталоге продажных нот 1806 года значатся шесть полонезов для духового состава И. Гельда, помеченных опусом 28.
     В 1812 году он вновь переиздал свою, получившую уже признание, Школу для семиструнной гитары, "с подробным истолкованием музыки вообще".
     И. Гельд занимался пропагандой не только семиструнной, но и шестиструнной гитары. Им была издана Школа для шестиструнной гитары с текстом на русском и немецком языках под названием «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре». Несмотря на догматичность изложения по параграфам, в Школе И. Гельда встречались весьма ценные мысли. С 1812 года Гельдом издавался также журнал для шестиструнной «испанской» гитары, именовавшийся «С.-петербургский трубадур, или Собрание лучших романсов, арий и рондо для пения с аккомпанированием гитары».
     Имело ли внедрение "семиструнки" положительный смысл для развития русского гитарного искусства и обладает ли семиструнная гитара преимуществами перед шестиструнной? Вопрос этот, не потерявший остроты и в наши дни, разделил гитаристов на два почти непримиримых лагеря, каждый из которых приводил всевозможные "за" и "против" в защиту своих взглядов. Если для теоретиков он имел чисто принципиальное значение, то для гитаристов-практиков от его разрешения зависело очень многое и в исполнительстве и, особенно, в педагогике.
Следует сказать, что вражда шести и семиструнников по-настоящему обострилась лишь к началу XX века. Разногласия, возникавшие у русских гитаристов в дореволюционное время, сохранились и в наши дни.
     Академик Б. В. Асафьев, отдававший предпочтение шестиструнной гитаре и сочинявший пьесы для нее, тем не менее, делал оговорку об «особенности и своеобразии свойств семиструнной гитары, права которой утверждены ее исторически закрепленной жизнеспособностью в былой России и теперь в СССР».
     Тесная связь семиструнной гитары с народной песней и бытовым романсом определила и направление ее использования в качестве сольного инструмента. Свободные импровизации на народные песни и вариации на песенные темы стали той формой, в которой наиболее значительно проявили себя русские гитаристы-семиструнники. Это были музицировавшие любители, часто талантливые, не задававшиеся целью сделать игру на гитаре своей профессией. Увлекались игрой на гитаре и музыканты-профессионалы, но гитара не стала их специальностью. Среди гитаристов-семиструнников первой половины XIX века заметно выделяются А. О. Сихра и М. Т. Высотский, гитарная деятельность которых стояла на профессиональном уровне. Первый был горячим пропагандистом семиструнной гитары и крупным педагогом-практиком, второй - незаурядным композитором-самоучкой и талантливым исполнителем, чья деятельность, однако, была ограничена рамками старой Москвы.
     Те же функции, что и семиструнная гитара, в первые десятилетия XIX века выполняла в России и «шестиструнка», но она была более связана с гитарным искусством Запада. Акклиматизировавшись первоначально в высших кругах общества, она сопровождала пение французских романсов и итальянских канцонетт, часто применялась в ансамблях с другими инструментами. Использовавшаяся далее в виде сольного инструмента, она знакомила русских слушателей с образцами западной музыки (танцы, отрывки из опер), что частично делала и семиструнная гитара. Однако шестиструнная гитара знакомила и с оригинальным гитарным творчеством Запада и с исполнительскими достижениями западных гитаристов, которые приезжали концертировать в Россию.
     Наиболее крупным представителем игры на шестиструнной гитаре в России был М. Д. Соколовский (если не считать честолюбивой попытки Н. Макарова приобрести мировую славу). Однако концертная деятельность Соколовского протекала в середине XIX века, когда интерес к гитарному искусству в России и на Западе был уже утрачен. Кроме этого, М. Соколовский был только гитаристом-виртуозом, в силу чего его исполнительская деятельность вскоре оказалась забытой. В первой трети XIX века гитара в России соперничала с фортепьяно. Она быстро завоевала популярность во всех слоях общества. Если в конце XVIII века на гитаре играли преимущественно при дворе и в домах аристократов, то уже в первые годы XIX века она получает распространение и среди менее состоятельных кругов населения. Уже тогда к гитаре как демократическому инструменту стало возникать пренебрежительное отношение со стороны некоторых музыкантов-профессионалов.
     Русское гитарное искусство, двигаясь вначале параллельно с фортепьянным, с конца 30-х годов стало деградировать, не дав в ближайшие годы ни одного значительного произведения, ни одного исполнителя мирового значения.
     Причиной падения интереса к гитаре был не столько относительно слабый звук инструмента, сколько усложнившиеся средства музыкальной выразительности. Исполнение сложных по фактуре произведений как сольных, так и аккомпанементов оказывалось для гитары недоступным. Крупные композиторы для гитары не сочиняли. Перед гитаристами вплотную стала проблема расширения репертуара. За отсутствием оригинальных пьес, использующих специфические особенности гитарного звучания, они пошли по линии гитарных переложений произведений, предназначенных для исполнения на других инструментах, главным образом фортепьянных (сонаты Бетховена и др.). Достигнуть больших успехов на этом пути, естественно, не удалось. Пытаясь увеличить гармонические возможности инструмента, гитаристы начали прибегать к увеличению количества струн на гитаре. Это делали как гитаристы на Западе, так и русские шестиструнники и семиструнники. Увеличение количества струн вызывало необходимость расширения грифа, что неизбежно затрудняло технику игры, создание же дополнительного грифа с несколькими басовыми струнами делало инструмент громоздким; диапазон расширялся незначительно, использовались обычно лишь пустые басовые струны, акустические свойства ухудшались, техника еще более затруднялась.
     Другая попытка приспособления гитары к исполнению сложных произведений - отказ от нее как сольного инструмента и применение в дуэте со второй гитарой, иногда строившейся на кварту или терцию выше обычной (кварт- или терцгитара). По такому пути, например, пошел Сихра в более поздний период своей деятельности. Однако такое сужение и ограничение гитары возможностями только ансамблевого исполнения не могло удовлетворить гитаристов.
     Наконец, гитара использовалась и как сольный инструмент с сопровождением фортепьяно, к чему прибегали некоторые западные и русские гитаристы. Однако и в этом случае использование гитары было неполноценным. Ее гармонические возможности сводились к минимуму, по мелодической же выразительности она явно уступала таким певучим инструментам, как скрипка и некоторые другие.
     Одним словом, ни один из упомянутых путей не давал выхода из репертуарного кризиса, в котором оказалась гитара, к середине XIX века, как в России, так и во многих других странах.
     Родиной возрождения искусства игры на шестиструнной гитаре стала Испания. Первым крупным композитором, подчеркнувшим значение гитары и понявшим ее ведущую роль в испанской музыке, был М. И. Глинка. Путешествуя по стране, он знакомился с испанскими народными песнями и танцами главным образом с помощью гитаристов. Основоположником нового периода гитарного искусства в Испании явился Франциско Таррега (1854-1908). Его творческая деятельность как композитора, а еще больше как гитариста-педагога оказала большое влияние на дальнейшее развитие испанской музыки. Еще большее внимание уделяют гитаре Энрико Гранадос (1867-1916) и Мануэль де Фалья (1876-1946), создающие оригинальные пьесы для гитары. Ученики и последователи Таррега – Эмилио Пухоль, Мигуэль Льобет, Андре Сеговия, Мария-Луиза Анидо своей концертной деятельностью в Европе и Америке ставят испанское гитарное искусство на первое место. Завоевывает оно общее признание, однако, позже, после первой мировой войны.
     Если шестиструнная гитара упрочила за собой мировое признание, то иначе сложилась судьба русской семиструнной гитары. В 30-х годах XIX века ее, как сольный инструмент, постигла та же печальная участь, что и шестиструнную гитару. Однако, будучи тесно связана с русской народной песней, бытовым романсом, она успешно продолжала выполнять роль аккомпанирующего инструмента. Требования большого мастерства исполнения к ней в этом отношении не предъявлялись. Изменился лишь социальный круг лиц, пользовавшихся гитарой. Из высших кругов общества она перекочевала в средние и, далее, в городские низы. Один из музыкальных рецензентов конца 40-х годов XIX века, вспоминая прошлое, писал, что «прошли уже те блаженные времена семиструнной гитары, когда еще прекрасные существа (светские дамы и девицы–Б. В.) аккомпанировали серебряный свой голос бряцанием первого и второго аккорда в тоне С или в тоне А...». Этот рецензент полагал, что «семиструнная гитара погибла в общем мнении за то, что под звуки ее, у ворот, красные девушки стали грызть орехи».
     Новый расцвет искусства игры на гитаре в России связан с величайшим историческим событием – Великой Октябрьской социалистической революцией, изменившей весь экономический и культурный уклад жизни общества. С этого времени как семиструнная, так и шестиструнная гитара приобретают значение подлинно народных инструментов.
     Были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству. В 1931 году в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 году преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях. 
     Деятельность П. Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награждён орденом «Знак почёта» и двумя медалями. П. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов. 
     В 1914 году в России было реализовано 580000 щипковых инструментов, из которых примерно одна треть (главным образом гитар и мандолин) была ввезена из-за границы. За годы первых пятилеток была создана советская музыкальная промышленность и уже в 1935 году одна только музыкальная фабрика имени А. В. Луначарского в Ленинграде выпустила 455000 щипковых инструментов, и из них 168750 гитар. А ведь помимо Ленинграда щипковые инструменты выпускались в Киеве, Ростове-на-Дону, Омске, Харькове, Одессе, Тбилиси, Чернигове, Боровичах. Даже артелями промкооперации было выпущено в том же году 36000 гитар.
     В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.
     В 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени В. В. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почётные звания лауреатов международного конкурса. В 1960 году в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.
     Значительно возросло производство гитар после Великой Отечественной войны. Фабрика имени А. В. Луначарского выпустила в 1959 году 375963 гитары, а за семилетку должна выпустить 3150000 шести- и семиструнных гитар. 
     Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский, помимо небольших пьес, написали произведения крупной формы – концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие. В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов. Звучат квартеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Н. Паганини, Л. Боккерини, давно забытые произведения для гитары с фортепиано – «Дивертисмент» К. Вебера, концерты М. Джулиани, А. Вивальди, Ф. Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром. Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44