- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специализированный туристский продукт
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015596 |
Тема: | Специализированный туристский продукт |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра экономической и социальной географии МАРКИЯНЧИК Ольга Геннадьевна СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ Г. ВИТЕБСКА ВО ВНУТРЕННЕМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ Дипломная работа Научный руководитель: доцент, кандидат географических наук, Н.И. Богино Допущена к защите «___» ____________ 2018 г. Зав. кафедрой экономической и социальной географии доктор географических наук, профессор Е.А. Антипова Минск, 2018 РЕФЕРАТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Маркиянчик, О. Г. Специализированный туристский продукт г. Витебска во внутреннем и международном туризме (дипломная работа) - Минск: БГУ, 2018. - 71 с. ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА, РЕКРЕАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТУРИСТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ. Объект исследования - г. Витебск и Витебская область. Предмет исследования - ресурсы для формирования туристского продукта г. Витебска. Цель - изучение особенностей специализированного туристского продукта во внутреннем и международном туризме. В работе выявлены факторы, способствующие формированию туристский продукта г. Витебска, степень их освоения для туристских целей. Изучена структура туристского обслуживания и проведен анализ современного туристский продукта региона. Предложен ряд рекомендаций по совершенствованию развития туризма и разработан туристский маршрут, отражающий основную идею нового туристский продукта - его комплексный характер. Автор подтверждает достоверность материалов и результатов работы ввиду использования в качестве методической основы научной литературы. Библиогр. 25 назв., рис. 11, табл. 10, прил. 4. РЕФЕРАТ ДЫПЛОМНАЙ ПРАЦЫ Маркiянчык, О. Г. Спецыялізаваны турысцкі прадукт г. Вiцебска ва ўнутраным і міжнародным турызме (дыпломная праца) - Мiнск: БДУ, 2018. - 71 с. ТУРЫСЦКI ПРАДУКТ, КАНКУРЭНТАЗДОЛЬНАСЦЬ, ФАКТАРЫ РАЗВIЦЦЯ ТУРЫЗМУ, РЭКРЭАЦЫЙНА-РЭСУРСНЫ ПАТЭНЦЫЯЛ, ТУРЫСЦКАЕ АБСЛУГОЎВАННЕ, ТУРЫСЦКI МАРШРУТ. Аб'ект даследавання - г.Віцебск і Віцебская вобласць. Прадмет даследавання - рэсурсы для фарміравання турысцкага прадукту г.Віцебска. Мэта - вывучэнне асаблівасцяў спецыялізаванага турысцкага прадукту ва ўнутраным і міжнародным турызме. У працы выяўлены фактары, якія садзейнічаюць фарміраванню турпрадукта г.Віцебска, ступень іх асваення для турыстычных мэтаў. Вывучана структура турысцкага абслугоўвання і праведзены аналіз сучаснага турпрадукту рэгіёну. Прапанаваны шэраг рэкамендацый па ўдасканаленні развіцця турызму і распрацаваны турысцкі 2 маршрут, які адлюстроўвае асноўную ідэю новага турпродута - яго комплексны характар. Аўтар пацвярджае пэўнасць матэрыялаў і вынікаў працы па прычыне выкарыстання ў якасці метадычнай асновы навуковай літаратуры. Библиягр. 25 назв., мал. 11, табл. 10, прыкл. 4 ABSTRACT OF DIPLOMA PAPER Markiyanchic, O. G. Specialized tourist product of the Minsk region in domestic and international tourism (diploma paper) - Minsk: BSU, 2018. - 71 p. TOURISM PRODUCT, COMPETITIVENESS, DEVELOPMENT FACTORS OF TOURISM, RECREATION-RESOURCE POTENTIAL, TOURIST SERVICES, TOUR ITINERARY. The object of the study is Vitebsk and Vitebsk region. The subject of the research is the resources for the formation of the tourism product of the city of Vitebsk. The aim is to research the peculiar properties of specialized tourproduct of Vitebsk in domestic and international tourism. The researches resulted the factors contributing to the development of organization of the tourproduct for Vitebsk, the degree of its absorption for tourism purposes. The structure of tourproduct was studied and the cotemporary tourproduct of the region was analyzed. A number of recommendations were proposed to improve the development of tourism industry of the region. The tour itinerary was generated. It captures the basic idea of the modern tourproduct of Vitebsk - integrated nature. Therein lies the main practical relevance of the work. The author confirms accuracy of the material and the results work presented due to the usage of scientific literature as methodological frameworks. Bibliography 25 references, 11 figures, 10 tables, 4 applications. 3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ............................................................................... 7 1.1 Понятие туристского продукта и его структура, научные подходы к исследованию .......................................................................................................... 7 1.2 Технологии разработки и продвижения туристического продукта........... 13 ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА Г.ВИТЕБСКА.................................................................................. 16 2.1 Экономико-географическое положение г. Витебска ................................... 16 2.2 Природно-климатические факторы............................................................... 29 2.3 Историко-культурные факторы ..................................................................... 37 ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ГОРОДА ВО ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ ТУРИЗМЕ............................................................................................................... 42 3.1 Структура туристского обслуживания и система туристских маршрутов г. Витебска ................................................................................................................. 42 3.2. SWOT-анализ туристский продукта для международного и внутреннего рынков .................................................................................................................... 50 ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И СПОСОБОВ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ ......................................................................................... 56 4.1 Общие направления совершенствования продуктовой политики в секторе туризма г. Витебска............................................................................................... 56 4.2 Предложение нового специализированного туристского продукта и стратегии по его продвижению на внутреннем и международном рынках.... 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................ 71 ПРИЛОЖЕНИЕ А ....................................... Ошибка! Закладка не определена. ПРИЛОЖЕНИЕ Б........................................ Ошибка! Закладка не определена. ПРИЛОЖЕНИЕ В ....................................... Ошибка! Закладка не определена. ПРИЛОЖЕНИЕ Г........................................ Ошибка! Закладка не определена. 4 ВВЕДЕНИЕ В наши дни во всём мире рынок туристских услуг стремительно растёт и развивается. Не является исключением и Республика Беларусь. Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития нашей республики. Данная отрасль взята под особую опеку государства. Зеленые маршруты являются основой для реализации проектов, связанных с сохранением природных ландшафтов, культурного наследия, с экологическим туризмом и транспортом, не загрязняющим окружающую среду. Сейчас идет активная работа по разработке новых туристских маршрутов на территории каждой области, проводится сбор заявок желающих заняться оказанием услуг в сфере агроэкотуризма. Для хозяев сельских усадеб запланировано проведение специальных образовательных и обучающих семинаров. Сегодня в Беларуси широко развернута подготовка туристических кадров. В данной сфере работают 20 высших и 8 средних учебных заведений. Общий набор на эти специальности превышает 2,1 тыс. человек. Однако по уровню развития индустрии туризма Беларусь существенно уступает развитым государствам мира. Именно поэтому необходимо разрабатывать и реализовывать инновационные подходы к развитию этой сферы экономической деятельности, основанные на высоком профессиональном уровне подготовки специалистов. Привлекательный туристский продукт определяет успех коммерческой деятельности на рынке туризма. Именно поэтому основная задача деятельности туристской компании - создание привлекательного туристского продукта. Чтобы разработать туристский продукт, который будет пользоваться спросом на рынке туристских услуг, туроператор должен определить, для какого сегмента рынка этот продукт создается. Необходимо разработать концепцию продукта и провести ее проверку, также разработать маркетинговой стратегию, оценить экономическую целесообразность внедрения данного продукта, также проверить данный туристский продукт в рыночных условиях с целью определения конкурентоспособности. Последний этап - внедрение туристского продукта на рынок туристских услуг. Актуальность темы данной дипломной работы состоит в том, что в условиях становления туристского рынка Республики Беларусь, а в частности, г. Витебска, важное значение придается формированию интереса к туристскому продукту и соответственно, разработке новых туристских 5 продуктов, а также информационно-рекламной деятельности как средству доведения различных сведений о туристском продукте до массового потребителя. Учитывая конкурентный характер туристской деятельности на рынке спроса и предложения, значение фактора разработки и продвижения туристского продукта значительно возрастает. В связи со всем вышесказанным, цель данной дипломной работы - изучение особенностей специализированного туристского продукта во внутреннем и международном туризме. Основные задачи данной дипломной работы: - рассмотреть теоретико - методологические основы исследования, формирования и продвижения туристского продукта; - рассмотреть факторы формирования и развития туристского продукта г.Витебска; - рассмотреть современные особенности специализированного туристского продукта г. Витебска во внутреннем и международном туризме; - сформулировать основные направления совершенствования специализированного туристского продукта и способы его продвижения. Объект исследования - г. Витебск и Витебская область. Предмет исследования - ресурсы для формирования туристского продукта г. Витебска. Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых, посвящённых проблемам разработки туристского продукта и путей его продвижения, периодические издания, электронные источники информации и нормативно-правовые акты. Структура данной дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами и представлена введением, четырьмя взаимосвязанными главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. 6 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА 1.1 Понятие туристского продукта и его структура, научные подходы к исследованию Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов. Путешествие - термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествий является туризм[8, с.14]. Туризм - явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после второй мировой войны, с другой - имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. Имея столь длительную историю, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждан) из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания[9]. Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 мес. подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Туроператор - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации тура. Турагент - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации тура. Одним из основополагающих определений в туризме является «туристский продукт». Результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом. Такой комплекс услуг 7 воспринимается потребителем как один продукт и приобретается в совокупности всех его компонентов. Общепринятым определением туристского продукта является определение, данное Всемирной туристской организацией. Туристский продукт - это совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия, и затрат, связанных с его производством и реализацией и формирующих цену туристский продукта. Анализ практики показывает, что сегодня для обеспечения конкурентоспособности и монополизации турфирмы предлагают такие туристские продукты, которые еще вчера к туризму никакого отношения не имели, но они прочно входят в рынок и пользуются спросом. Существующая сегодня классификация туризма, особенно в части выделения видов туризма по целям поездок, устарела. Классификационные группы, предполагающие разные принципы (регион отдыха, направление туристского потока, вид транспорта и др.) у исследователей в сфере туризма аналогичны, что нельзя сказать о классификации туризма по цели. Наиболее наглядную классификацию видов туризма предлагают Зорин И. В. и Квартальнов В. А.(таблица 1.1). Таблица 1.1 - Классификация туризма по И.В. Зорину и В.А. Квартальному Основные классификации Категории туризма I Субъект деятельности Индивидуальный Групповой Семейный II Регион отдыха Национальный Международный III Рынок Внутренний Иностранный IV Способ организации Самодеятельный Организованный V Цель Релаксационный Реабилитационный Рекреационный (отдых) (санаторий) VI Возраст Детский Молодежный Средний Третий VII Транспорт Автомо- Автобу- Водный Пешехо Желез- Верхо- бильный сный -дный нодоро вой -жный VIII Основная Конгрес- Деловой Познава- Спортив - Экологи- деятельность сный тельный ный ческий IX Основные ресурсы Горный Морской Речной Лесной Источник:[3,с.35] Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным туристским продуктом. В отличие от туристских услуг, туристский продукт принимает форму товара. Туристский 8 продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена[22,с.62]. Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта. Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров. Таким образом, туристский продукт - это комплексное понятие, которое включает три основных составляющих: тур, дополнительные туристские услуги и товары туристско-сувенирного назначения (Рисунок 1.1). Туристский продукт Тур Дополнительные Товары туристско- экскурсионные услуги Рисунок 1.1. – Структура туристского продукта Источник:[22,с.65] Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Тур является основным видом туристского продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими предприятиями в виде конкретных туров. Потребитель воспринимает туристское предприятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного за качество и уровень предоставляемых услуг. Сегодня с активизацией развития индивидуального туризма, почти ежедневно появляются новые виды туризма. Любое хобби, досуговые услуги, 9 создаваемые и (или) реализуемые турфирмами относятся к туризму. То есть на туррынке для профессионалов и потенциальных клиентов - все, что предлагается является туристским товаром. Недавно на российском телевидении был показан сюжет о турфирме, которая предлагала тур для «новых русских» - «Тур бомжа». За высокую плату выдавалась «спецодежда», «бронировались» спецместа и «бомжи» выходили в «турне». Фокус тура заключался в значительных ставках на «выручку», собранную за день каждым участником группы. Азарт игры, высокие ставки, экстремальность ситуации вызвали достаточно активное желание потенциальных клиентов к новому предложению. Но вот к какому виду туризма можно отнести этот новый «тур»? Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки (Рисунок 1.2). Тур Туристский пакет Комплекс услуг на маршруте Маршрут Сроки Рисунок 1.2. – Структура тура Источник:[22,с.65] Обязательная программа включает турпакет и комплекс услуг на маршруте, т. е. тур, туроператор оформит в виде туристской путевки или ваучера - документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги. Туристский пакет является частью туристского продукта, точнее - обязательной частью тура (тур больше или равен туристскому пакету). Товары - специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов[22,с.66]. К дополнительным туристско-экскурсионным услугам относятся услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до 10 потребителя в режиме его свободного выбора (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п.). Эти услуги не входят в основную стоимость путевки и приобретаются за дополнительную плату[22,с.66]. При исследовании турпродукта используют как общенаучные методы, так и специальные. Из маркетинговых методов применяют те, которые опираются на вторичную информацию (используют статистические и картографические данные), а также методы сбора первичной информации (наблюдение, интервью, анкетирование). Из географических методов применяют следующие методы. Для исследования привлекательности ландшафта используют следующие методы: • Описательный метод (монография, оценка природных достоинств на основе избранной шкалы). Очень относителен, так как различные интересы туристов приводят к различным видам туризма. • Картографический метод (изучение карт физико-географического и ландшафтного районирования). • Количественный метод (бонитировка - присвоение количества баллов согласно шкале различным чертам ландшафта, оценивается полученная сумма). • Метод оценки рекреационной емкости (число туристов на единицу территории). • Прочие аспекты (технологические, психологические, физиологические). Для исследования социально-экономического фактора туристического движения используют: • Статистические методы (статистической массой могут быть доходы/расходы населения, стоимость туристских путевок, результаты пограничной регистрации, других государственных органов, занятость и пр.). • Сравнительно-географический метод. Наряду с приведенными выше методами, в географии туризма все чаще применяются методы, заимствованные из других отраслей науки. Примером метода, часто используемого в экономике и управлении, а с определенного времени широко применяемого в географии туризма, является метод SWOT[14,с.35]. 11 Экспертная оценка, где мнение специалистов - основной источник информации, особенно полезна в том случае, когда у исследователей ощущается дефицит информации и времени на исследование[14,с.36]. Таким образом, туристский продукт - это совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия, и затрат, связанных с его производством и реализацией и формирующих цену туристский продукта. Туристский продукт включает три основных составляющих: тур, дополнительные туристские услуги и товары туристско-сувенирного назначения. Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Тур является основным видом туристского продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Товары - специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов. К дополнительным туристско-экскурсионным услугам относятся услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п.). Эти услуги не входят в основную стоимость путевки и приобретаются за дополнительную плату. Для исследования привлекательности ландшафта используют следующие методы: описательный метод, картографический метод, количественный метод, метод оценки рекреационной емкости (число туристов на единицу территории), прочие аспекты (технологические, психологические, физиологические). Для исследования социально-экономического фактора туристического движения используют статистические методы (статистической массой могут быть доходы/расходы населения, стоимость туристских путевок, результаты пограничной регистрации, других государственных органов, занятость и пр.), сравнительно-географический метод. Также применяются такие методы, как метод SWOT, экспертная оценка. 12 1.2 Технологии разработки и продвижения туристического продукта Туристский маршрут представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течение определенного времени и предоставление ему услуг, предусмотренных программой [8, с. 21]. Исходя из этого определения, технология разработки маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещения, питания, а также экскурсионные и досуговые услуги. Некоторые туристы ошибочно полагают, что выгоднее самостоятельно разработать программу тура, не прибегая к помощи турфирм. Но туристские фирмы могут предложить разнообразные варианты маршрутов с учетом проживания, питания, желаемой культурной программы, количества человек, наличия детей - и это может оказаться дешевле, чем при самостоятельном планировании. Главная же сложность для туристов, планирующих зарубежное путешествие без посредничества турфирмы, заключается в необходимости получения визы, что значительно сложнее при самостоятельном ее оформлении. Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий, является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в туризме, профессионализма глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителя. Создание туристского продукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют несколько этапов разработки туристского продукта: 1. Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура. 2. Расчет стоимости и установление цены тура. 3. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке[7,с.62]. На первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций туризме. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной 13 поездке) - культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются центры, в которые прибудут туристы. Важны транспортная доступность этих центров, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, если рассматривать паломнический тур, нужно учитывать, что отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а духовные учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд немусульман [7,с.73]. После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке, составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены. Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации - арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Продвижение турпродукта на туристском рынке - система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т. е. на увеличение продаж[25,с.36]. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как для производителей, так и для покупателей. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков. Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно 14 собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара. Таким образом, туристский маршрут представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течение определенного времени и предоставление ему услуг, предусмотренных программой. Технология разработки маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещения, питания, а также экскурсионные и досуговые услуги. Новый туристский продукт разрабатывается на основе стратегических позиций, ориентированных на получение прибыли. Это постановка ясной и обоснованной цели, соответствие туристского продукта потребностям потенциальных клиентов, разработка оригинальных форм туристских услуг, привлекающих новых клиентов, анализ туристского рынка на основе социологических исследований, изучения мотивации и мнений населения, разработка эффективных мероприятий по продвижению туристского продукта на рынок. Продвижение туристского продукта на туристском рынке - система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т. е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. 15 ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА Г.ВИТЕБСКА 2.1 Экономико-географическое положение г. Витебска Динамичное развитие туризма обусловлено действием комплекса социально-экономических, демографических, природно-географических и научно-технических факторов. В связи с этим выделяются две группы факторов: генерирующие и реализующие. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме, порождают спрос на различные формы отдыха, определяют развитие цикличности в рекреационной деятельности. Эти факторы действуют на народнохозяйственном уровне и определяют структуру рекреационного хозяйства. Факторы, реализующие рекреационные потребности – это такие факторы, которые способствуют вовлечению широких масс населения в разнообразные формы туризма. Они связаны с природными и культурно-историческими ресурсами туризма, социально-экономическими условиями жизни населения. Оба вида факторов могут иметь локализованное распространение, определяя таким образом территориальное разделение труда в сфере туризма. Но вместе с этим носят и не локализующий характер, то есть действуют на рекреационное хозяйство в целом, на народнохозяйственном уровне[25,с.99]. В группе генерирующих факторов определяющая роль принадлежит развитию общественного производства, трудовой деятельности и потребности в восстановлении трудоспособности и здоровья. В группе реализующих факторов развития туризма, способствующих широкому участию населения в разнообразных формах активного отдыха и туристских путешествий, входят рост материального и культурно-образовательного уровня жизни, рост фонда свободного времени трудящихся, прогресс на транспорте, расширение сферы обслуживания. Таким образом, социально-экономические факторы формирования туристского продукта могут выступать как в качестве генерирующих, так и в качестве реализующих. Географическое положение, которое относится к группе социально-экономических факторов, можно рассматривать по двум аспектам: как фактор развития туризма и как условие развития туризма. Географическое положение как фактор подразумевает выявление и анализ связей (реальных и потенциальных) для определения их воздействия на развитие туризма, его специализацию, особенности его организации. В качестве условия географическое положение позволяет раскрыть основные предпосылки 16 развития туризма, поэтому является обязательной составной частью туристской характеристики страны. Экономико-географическое положение Витебской области должно благоприятно сказываться на развитии туризма (рисунок 2.1). Рисунок 2.1- Экономико-географическое положение Витебской области Источник:[11] Витебская область расположена на севере Беларуси, в самом центре Европы. Площадь территории 40 тыс. км.кв. Учитывая свое географическое положение, Витебщина имеет развитое автомобильное и железнодорожное сообщение со многими странами. На ее территории расположены транспортные артерии, связывающие наиболее крупные и развитые экономические регионы России с Европой. По территории области проходят два европейских транспортных коридора: Критский № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва), соединяющий Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Критский № 9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Киев – Кишинев – Бухарест), соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию[11]. По территории области пролегают 44 республиканские автомобильные дороги, на которых располагается густая сеть объектов придорожного сервиса, предлагающих путешественникам широкий спектр услуг: 17 заправиться, отдохнуть, поесть и переночевать, приобрести различные товары. Международный аэропорт Витебск «Восточный» предоставляет авиакомпаниям весь комплекс аэропортовых услуг. Аэропорт имеет сертификат Международной организации гражданской авиации ИКАО и категорию IV«В» - разрешительный документ на эксплуатацию аэродрома в ограниченных метеорологических условиях. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Витебская область имеет выгодное географическое положение, что содействует развитию международного и внутреннего туризма. Транспортная доступность в целом благоприятна. Основные преимущества - центральность и транзитность территории. Областным центром является древний белорусский город Витебск. С еще более древним городом Полоцком, первое упоминание о котором в летописях датируется 862 год н.э., связано рождение белорусской государственности, культуры и духовности. Старинные города Орша, Браслав, Поставы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: