VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Союз трех императоров

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015583
Тема: Союз трех императоров
Содержание
Союз трех императоров: предпосылки, этапы, итоги

Введение

I. Международная обстановка к началу 70-х г.г. XIX  века.    Предпосылки сближения Австрии, Германии и России
II. Этапы становления Союза трех императоров
1. Российско-германская военная конвенция
2. Российско-австрийская конвенция
3. Российско-австро-германский договор 1881 года
III. Цели и нереализованные перспективы  участников Союза
IV.  Кризис Союза трех императоров 1875-1879 г.г. 
V.   Распад Союза трех императоров: причины и последствия
VI. Значение Союза трех императоров для международных    
       отношений

Примечания, источники, использованная литература















	
Введение 
         История международных отношений всегда имела большое прикладное значение.  Лишь на основании соответствующих исторических исследований, с обязательным учетом их результата возможен полноценный анализ текущей международной ситуации и прогноз ее развития на перспективу. Отсюда проистекает большое значение объективного понимания всего процесса развития международных отношений, наиболее полноценное осознание всех факторов, влияющих на этот процесс. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что актуальность исследования какого-либо исторического события международного значения со временем не исчезает. Наоборот, интерес возрастает по мере генерации новых, более разнообразных и усложненных международных ситуаций. Современная международная ситуация во многом противоречива и требует для анализа историческую информацию былых эпох, прошлый опыт дипломатических игр глобального масштаба.
        В настоящей  работе сделана попытка проанализировать события, связанные с возникновением, деятельностью и распадом Союза трех императоров, оценить их значение для международных отношений соответствующего периода и, возможно,  выявить некие закономерности развития международных отношений, которые, безусловно, необходимы для верной и объективной оценки межгосударственных отношений современности.
        Это определяет актуальность работы: всякий, кто профессионально изучает историю человечества, согласится с утверждением о том, что объективно оценить возможные перспективы развития международных отношений в ближайшем и отдаленном будущем возможно, лишь зная многовековую историю этих отношений и понимая закономерности их развития. В этом контексте очень интересна тема Союза трех императоров – последней попытки монархов России, Австро-Венгрии и Германии заключить консервативный союз с целью предотвращения какого-либо конфликта между тремя империями. Однако логика национального противостояния взяла верх над династическими узами, связывавшими монархов, и над общим консервативным мировоззрением элит трех государств. Пробуждение славянства и австрийская политика экспансии на Балканах стали главными причинами кризиса в отношениях между Россией и Германией. На новом этапе истории мы увидели аналогичный кризис в отношениях постсоветской России и Германии, как и всего совокупного Запада, обозначившийся столь определенно после событий на Украине в 2014 году. Не означает ли это, что история имеет циклический характер, и мы неумолимо движемся к повторению пройденного, то есть к чему-то подобному серии мировых войн? Хотелось бы верить, что у нас все-таки появится шанс выйти из кольца циклических повторений.
         Рассматриваемый в работе временной промежуток является весьма сложным в плане понимания происходивших в это время изменений в мировой политике (по существу тогда европейской). На его примере можно проследить за процессом изменения внешнеполитических курсов государств и выявить противоречивый характер этого исторического процесса, обозначить основные факторы, влиявшие  на формирование дипломатических доктрин рассматриваемых государств в обозначенное время. Этими соображениями обусловлен выбор заявленной темы.
         Итак, цель настоящей работы – рассмотрение Союза трех императоров как явления в истории межгосударственных отношений, уяснение базовых принципов развития международных отношений на примере Союза.
        Для достижения заявленной цели необходимо выполнение ряда задач:
- выяснение предпосылок для сближения государств – участников Союза;
- прослеживание этапов становления Союза путем изучения основных документов и источников по теме;
- анализ целей и перспектив, в том числе нереализованных, участников Союза; сопоставление декларируемых и скрытых мотивов участников Союза;
- выявление и анализ характера противоречий, приведших к распаду Союза;
- оценка значения Союза трех императоров для международных отношений соответствующего периода.
        Каждой из поставленных задач посвящен отдельный раздел работы, выполненной с опорой на исследования ведущих отечественных ученых, с привлечением документов и источников, относящихся к исследуемому периоду.
        Настоящая работа выполнена на основе письменных, преимущественно актовых, источников, подлинность которых не вызывает сомнений. Это, прежде всего, «Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917». М., 1952, «Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях». Под ред. Ю. Ключникова, А. Сабанина. М., 1925.
Широко использованы также  такие виды письменных источников, как делопроизводственные документы (ежегодные отчеты российского министра иностранных дел), публицистические произведения и научные труды, воспоминания и переписка современников событий: дневники Д.А.Милютина и Великого князя Николая Николаевича Романова, воспоминания Бисмарка и германского императора Вильгельма II,  переписка  российского императора Александра II с Великим князем Николаем Николаевичем.
         В качестве научных трудов, с опорой на которые выполнена работа, использованы монографии С.Д. Сказкина, Л.И. Нарочницкой, Н.И. Киняпиной  и других авторов по указанной тематике.
        Теоретико-методологическую базу работы  составляют основополагающие принципы исторического исследования – историзм и научная объективность. Работа опирается на общенаучные и исторические методы: анализ и историко-сравнительный, историко-системный методы.
Историко-сравнительный метод здесь позволяет в полной мере использовать познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания.
Историко-системный метод, в свою очередь, уместен, поскольку позволяет продемонстрировать системный характер исторического процесса, выявить каузальные и функциональные связи в политических процессах изучаемого периода. 























I. Международная обстановка к началу 70-х гг. XIX  века.    Предпосылки сближения Австрии, Германии и России

        К 70-м гг. XIX в. облик Европы заметно изменился. Завершилось объединение Италии и Германии, образовалось дуалистическое Австро-Венгерское государство. Но главное, изменилось соотношение сил основных государств. Снижение роли Великобритании, Франции, Австро-Венгрии и России в европейской политике, рост авторитета и влияния Германии и Италии – таковы основные черты международной обстановки сложившейся в последней трети XIX в.
         Подписанию Союза трех императоров предшествовал период отхода России от традиционной дружбы с Пруссией и Австрией, переориентации на Францию: этот период охватил вторую половину 1850-х и 1860-е годы. Временная смена внешнеполитических ориентиров России в эти годы была вызвана во многом шоком от ее поражения в Крымской войне, в ходе которой наиболее сильным противником России оказалась как раз империя Наполеона III. 
Несмотря на недавнюю вражду, в первые же годы после Крымской войны Франция и Россия имели общие интересы в Европе. В двух вопросах обе империи находили общий язык: в борьбе с Австрией и, отчасти, на Балканах (в вопросе о дунайских княжествах Молдавии и Валахии, где русско- французская дипломатия противостояла Англии и Австрии, которые поддерживали Турцию). Для России после 1856 г. Франция представлялась сильнейшей в Европе державой. Между Францией и Россией не было принципиальных разногласий и столкновений в Европе. Поэтому в первые годы после Крымской войны Горчаков и Александр II были единодушны в желании достичь с Наполеоном III политического союза. Ради этой генеральной цели российской политики русская дипломатия готова была поддерживать Францию там, где Франция нуждалась в такой поддержке со стороны Петербурга. В сентябре 1857 г. в Штутгарте состоялось свидание Александра II и Наполеона III. Оба императора выясняли точки зрения обеих сторон на итальянские и балканские дела. «Французского императора интересовали, прежде всего, итальянские дела. Он напрямик спросил царя, какую позицию займет Россия, если Франция будет воевать в Италии (против Австрии). „Я ему ответил, что не собираюсь повторить 1849 год (интервенция России в Венгрию)“, — пометил Александр II на докладе Горчакова о разговоре с А. Валевским (министр иностранных дел Франции). Другими словами, Александр II не собирался силою поддерживать австрийское владычество в Италии (против революции итальянцев за независимость). Взамен он желал получить от Наполеона III обещание поддержать Россию в вопросе о пересмотре Парижского мира. Наполеон III в туманных выражениях обещал содействовать царскому правительству в этом вопросе и в других ближневосточных делах. Дальнейшие беседы протекали еще менее гладко. Идя на сближение с Россией с целью найти в ней поддержку своим агрессивным планам в Италии, Наполеон III не хотел отказаться от поддержки польских эмигрантов. Он сказал царю, что есть вопрос, который может стать „щекотливым“ в отношениях между Россией и Францией. Это — Польша. Здесь он, французский император, имеет обязательства перед „общественным мнением“. Александр II был взбешен. Все газеты огласили его слова:  „Со мною осмелились заговорить о Польше!“ Этот эпизод ослабил впечатление от свидания обоих монархов. Но не лишил его значения. Результатом переговоров в Штутгарте стало устное соглашение о согласованных действиях обеих сторон, «которое князь Горчаков в докладе царю резюмировал следующим образом: „Во всех вопросах европейской важности оба монарха будут предварительно договариваться между собой“, и ни Россия, ни Франция „не примут участия в коалиции, направленной против одной из них“. Они „будут действовать согласованно на Востоке и договорятся между собой в случае, если произойдет распад Турции“. Посланникам и консулам обеих держав „будет предписано с сегодняшнего дня действовать заодно“, и французские консулы получат приказ „воздерживаться от всякой религиозной пропаганды“ в пользу католической церкви. Царское правительство рассматривало штутгартское свидание как шаг к укреплению политического положения России в Европе. П. Д. Киселёв писал Горчакову: „Мы вышли из изоляции“. Свидание положило начало согласованной политике России и Франции в итальянских и балканских делах в 1857–1862 гг., но Наполеон III не дал ясного согласия на пересмотр Парижского мира. [26, с. 28–29].От благожелательного нейтралитета по отношению к Франции в вопросах о Северной Италии и французской экспедиции в Сирию Россия не получила главного для себя — согласия Франции на пересмотр Парижского мирного договора. Международная изоляция России до известной степени была нарушена самим фактом франко-русских переговоров и консультаций. Расчеты на союз с Францией окончательно были оставлены после восстания в Польше в 1863 г., когда выяснилась антирусская позиция Франции, общая с Англией в польском вопросе. После 1863 г. Россия отказывается от идеи союза с Францией и всё большее внимание обращает на Пруссию, с которой ищет сближения и быстро его находит.Результатом этого сближения явилось неуклонно нараставшее охлаждение отношений между Францией и Россией, логическим завершением которого стала фактическая поддержка Россией Пруссии во время войны последней с Францией в 1870-1871 годах.
        Столь же заметно меняла общую расстановку сил в Европе победа Пруссии над Австрией в 1866 году. Тот факт, что ни Россия, ни Франция не вмешались в эту войну, облегчил Пруссии ее крупный успех. Победа Пруссии привела к полному и окончательному преобладанию ее в Германском союзе государств, и на севере, и на юге. Престиж Франции в Европе упал, так как она не смогла ничего получить для себя из усиления Пруссии. Для России вновь встал вопрос о выборе: с кем искать союза. Франция переставала быть единственной силой, преобладающей на континенте. Франция не желала дать России согласие на пересмотр Парижских ограничений 1856 г. Сближение же с Пруссией означало невозможность доверия с Францией, для которой Пруссия была большой опасностью и противником планов Наполеона по расширению его Империи за Рейн. «Теперь Наполеон III хотел во что бы то ни стало помешать сближению Пруссии с Россией», — пишет Л. И. Нарочницкая [там же, с.59]. В Петербурге приветствовали победу Пруссии по ряду причин. Во-первых, разгром Австрии был с удовлетворением  воспринят лично Александром II. Австрия была одним из гарантов Парижского трактата и, наряду с Англией, наиболее враждебной для России в Европе. Во-вторых, Пруссия была как раз той державой, которая выражала готовность поддержать требование России о пересмотре унизительных для нее ограничений на Черном море. В-третьих, О. Бисмарк и Вильгельм I еще в начале 1863 г. поддержали Россию в решимости подавить восстание в Польше. Поддержка Пруссии в польском вопросе имела для России в 1863 г. огромное значение, так как Петербург оказался тогда в международной изоляции и перед угрозой «нового Крыма»[30, с.67]. Практически между Россией и Пруссией не было таких вопросов, которые их разъединяли. Ценность же Пруссии для России в дипломатическом и военном отношениях только возрастала. Показательно, как А. М. Горчаков отреагировал на перемену в Европе в связи с австро-прусской войной. В ноябре 1866 г. на Особом совещании под председательством царя А. М. Горчаков предлагает воспользоваться ситуацией в Европе и заявить об одностороннем отказе России от соблюдения статей Парижского договора 1856 г. о нейтрализации Черного моря. Александр II поддержал министра, но большинство Совещания не решилось на риск[22, с.128].
         Вопрос о союзе с Пруссией в 1866 г., после победы над Австрией, еще не ставился. Горчаков по-прежнему надеялся на согласие с Парижем. Он хорошо понимал, что политика французского императора толкает Россию на столкновение с Пруссией: «Перед нами открыты два пути: либо попытаться договориться с Пруссией» или «принять предложение императора Наполеона, который просит нас прийти к согласию относительно единой программы» в отношении той же Пруссии. Наполеон выдвигал претензии на левый (немецкий) берег Рейна и желал для себя компенсации за его нейтралитет в австро-прусской войне. От Александра II он добивался поддержки своим планам и, чтобы русская дипломатия оказала в его пользу давление на Берлин. Это и называлось «единой программой» Франции и России в данном вопросе. Горчаков считал, что «в настоящее время (февраль 1868 г.) мы могли бы надеяться на союз с Францией на Востоке только ценой войны с Германией. Мы должны были бы растратить наши ресурсы и отдалить себя от нашего единственного союзника, на которого хоть немного можно положиться, — Пруссию. Это слишком дорого» [26, с. 149]. Надвигающая война между Пруссией и Францией беспокоила Петербург, но при этом всеобщим среди русских дипломатов было мнение, что Россия не должна дать втянуть себя в эту войну. До тех пор, пока Франция оставалась сильнейшей державой в Европе, в России думали о союзе с ней в самом широком смысле. Политика Пруссии настораживала, так как Бисмарк не скрывал своего стремления военным путем ниспровергнуть старинные немецкие династии в Германии и объединить ее при господстве одной Пруссии. Александр II заверял немцев (в августе 1866 г., миссия генерала Мантейфеля), что Пруссия и Россия — «естественные союзники» и что Россия «не примкнет к противникам Пруссии», но выражал беспокойство по поводу учреждения германского парламента, «провозвестника революции». «Бисмарк, стремившийся добиться согласия России на создание Северо- Германского союза с Пруссией во главе, предложил за это согласие царскому правительству самую высокую (с точки зрения русских интересов) плату — обещание поддержать Россию в деле о ликвидации тяжелых и унизительных статей Парижского трактата 1856 г». [26, c. 67]. Нежелание правительства Наполеона пойти на уступки России в отмене Парижских ограничений и его попытки обострить русско-прусские отношения способствовали тому, что при Петербургском дворе в августе 1866 г. был принят курс на сближение с Пруссией. Русско-прусские отношения укрепились на основе устного соглашения о том, что Пруссия будет поддерживать отмену наиболее тяжелых для России статей Парижского мира. При этом русское правительство согласилось не препятствовать созданию Северо- германского союза во главе с Пруссией, но отказалось от военного союза с Пруссией против Франции и продолжало поиски и контакты с последней по восточному вопросу. «Чем более я изучаю политическую карту Европы, — писал Горчаков в конце сентября 1866 г., — тем более я убеждаюсь, что серьезное и тесное согласие с Пруссией есть наилучшая комбинация, если не единственная»[там же, с. 154, 157].
Опора на Пруссию, вставшую после разгрома Франции во главе объединенной Германии, позволила России добиться без применения силы («не двинув пушки, ни рубля», как писал Ф.И. Тютчев)[3, с. 84] отмены ограничительных статей Парижского мира. Сотрудничество двух монархий было закреплено в 1873 г. заключением формального соглашения, к которому в том же году примкнула Австрия (превратившаяся к этому времени в Австро-Венгрию).
         Однако, у новой Германии появились новые национальные интересы, никак не вписывавшиеся в рамки традиционной политики. Так, уже на стадии объединения германских земель, придавая объединительной политике выраженную национальную окраску, правители Пруссии (прежде всего, Бисмарк), стремились «вытолкнуть» из этого процесса второе крупнейшее немецкое государство — Австрию, лишить ее возможности играть роль общегерманского лидера, на которую она небезосновательно претендовала.
Для закрепления данного курса требовалось перенаправить активность Австрии (с 1866 г. – Австро-Венгрии) на восток, т.е. на Балканы, где объектом ее амбиций должно было стать подчинение своему влиянию, а в дальнейшем – включение в свой состав проживающих здесь славянских народов. Подобная ситуация делала противоречия между Россией и Австро-Венгрией, а в перспективе – между Россией и Германией, практически неразрешимыми.
Выталкивая Австро-Венгрию на восток и направляя ее против России, Германия, в свою очередь, стремилась решить свои национальные проблемы на западе, где ей противостояла побежденная, униженная, но не сломленная Франция, стремительно восстанавливавшая свои силы после разгрома 1871 года. Для Германии было жизненно важно окончательно закрепить за собой отторгнутые у Франции Эльзас и Лотарингию, которые рассматривались во Втором рейхе как неотъемлемая часть немецкого национального «тела». И, разумеется, следовало навсегда исключить возможность реванша со стороны соперника.
Канцлер Бисмарк старался держать Францию в изоляции, стремился к тому, чтобы она не могла найти себе союзников, более того, он старался привлечь возможных ее союзников на свою сторону. По меткому выражению русского дипломата графа П. Шувалова, О. Бисмарка преследовал «кошмар коалиций». 
Австро-Венгрия, которая потерпела поражение от Пруссии в 1866 г., могла бы стать союзником Франции и встать на путь политики реванша. Однако уже в 1871 г. к власти пришло правительство немецких либералов, которые стояли за тесные отношения с Германией. Это способствовало сближению Германии с Австро-Венгрией. 
Канцлер Бисмарк стоял за следующую комбинацию: дружественные отношения с Австро-Венгрией и с Россией. Этим он надеялся предотвратить возможность коалиции Австро-Венгрия - Франция - Россия. В своей политике Германская империя опиралась на Россию, причем по причинам тактического характера, поскольку между ней и Россией не существовало крупных политических разногласий. Тем не менее, германская дипломатия считала, что хорошие отношения с Россией не должны вести к ухудшению отношений с Австро-Венгрией, которую, учитывая интересы безопасности немецких южных и юго-восточных границ, она пыталась привлечь на свою сторону, оказывая поддержку ее политике в «восточном вопросе», что правда, приводило к осложнению хороших отношений с Россией.
        Австро-Венгрия, в свою очередь, пыталась осуществить свой план австро-английского сближения против России. Однако кабинет У. Гладстона воздержался от каких-либо союзных обязательств. Австро-Венгрии пришлось идти на сближение с Россией, несмотря на противоречия, существовавшие между ними за влияние на Балканах. Россия также искала сближения с Австро-Венгрией. 
В сентябре 1872 г. в Берлине состоялось свидание трех императоров, во время которого между министрами происходили самые оживленные переговоры. Российский канцлер А. Горчаков пытался использовать берлинское свидание с тем, чтобы оторвать Австро-Венгрию от ориентации на Англию, а О. Бисмарк поощрял австрийского министра Д. Андраши к сближению с Россией. В свою очередь Д. Андраши добивался от А. Горчакова некоторых гарантий на Балканах в связи с освободительной борьбой сербов и великосербского движения против Австро-Венгрии. Между обоими министрами была достигнута устная договоренность о сохранение статус-кво на Балканах и принципа «невмешательства» в балканские дела в случае, если он будет все-таки нарушен.
Главной целью канцлера Бисмарка оставалась изоляция Франции, но это менее всего входило в планы России. Ослабление разбитой Франции грозило нарушением равновесия сил в Европе, и А. Горчаков дал понять, что Россия не станет поддерживать Германию против Франции. Однако это не означало, что Россия совсем не дорожила поддержанием русско-германской дружбы. Обострение англо-русских отношений в Средней Азии толкало Россию к сотрудничеству с Германией. Германский канцлер О. Бисмарк, сторонник открытой борьбы с Францией, также был заинтересован в улучшении отношений с Россией, что позволило бы ему предотвратить угрозу войны на два фронта. Австро-Венгрия надеялась найти в Германии союзника на случай столкновения с Россией на Балканах и в то же время договориться с Россией о разделе сфер влияния в этом районе.
Таким образом, Германия в лице канцлер Бисмарка вела политику исключения возможности союза между Францией и Россией. Россия, продолжая борьбу с Османской империей, продвижение в Среднюю Азию, предпочитала сохранять благожелательные отношения с Германией и нейтралитет с Австро-Венгрией. Австро-Венгрия, не найдя поддержки у Англии, проводила политику, направленную на союз с Россией при помощи канцлера Бисмарка, при сохранении статус-кво на Балканах. Таким образом, в начале 70-х гг. ХIХ в. международная обстановка привела к сближению интересов России, Германии и Австро-Венгрии. 










II. Этапы становления Союза трех императоров

        Союз трех императоров был оформлен рядом политических  и военных секретных соглашений. Его заключение подготовлено на встрече императоров Вильгельма I, Александра II и Франца Иосифа I в Берлине в сентябре 1872. Тогда российский министр  иностранных  дел светлейший князь А. М. Горчаков достиг с австрийским  министром иностранных дел графом Д. Андраши устной договорённости о поддержании статус-кво на Балканах и невмешательстве во внутренние дела Османской империи, а также получил заверение рейхсканцлера князя О. фон Бисмарка о том, что Германия будет поддерживать лишь те действия Австро-Венгрии на Балканах, которые согласованы с Россией (одновременно Бисмарк обещал Андраши содействие удовлетворению именно австрийских притязаний).

1.Российско-германская военная конвенция

       В апреле-мае 1873 года по приглашению императора Александра II Вильгельм I в сопровождении Бисмарка и начальника Генерального штаба Мольтке посетил Петербург. Итогом переговоров явилась подписанная 24 апреля (6 мая) русско-германская военная конвенция из трех статей. В преамбуле соглашения говорилось о стремлении держав упрочить господствующий в Европе мир и отдалить возможность войны, ради чего и подписывается конвенция уполномоченными от России фельдмаршалом Бергом и начальником Генерального штаба Германии Мольтке. В статье первой указывалась, что в случае нападения какой-либо европейской державы на одну из договаривающихся сторон другая обязывалась направить 200-тысячную армию для помощи союзнице. В статье второй отмечалось, что конвенция заключается с целью, «не имеющей в себе ничего враждебного ни к какой нации и ни к какому правительству». В статье третьей оговаривались сроки денонсации соглашения, а именно право каждой стороны прекратить ее действие через 2 года после того, как одна из сторон предупредит об этом другую [1, с. 124]. При этом О. Бисмарк заявил, что конвенция, которая, по сути, являлась военным союзом, будет иметь силу только в случае присоединения к ней Австро-Венгрии. Однако сама Австро-Венгрия опасалась вовлечения в военный конфликт с Великобританией и согласилась только на заключение договора о тактических консультациях в случае возможных осложнений.
Эта секретная конвенция, не смотря на словесные заявления ее составителей о желании поддержать мир и спокойствие в Европе, сыграла обратную роль: она усилила военные приготовления во Франции, с одной стороны, и шантаж против нее Германии, с другой.
Бимарк был недоволен российско-германской военной конвенцией, понимая, что Россия не согласится в случае франко-германской войны направить свои войска против Франции. В этом он был прав. Александр II и Горчаков заверили французских представителей, что Россия не предпримет враждебных действий против Франции. Всей дальнейшей политикой Россия помогала восстановлению авторитете Франции и неоднократно спасала ее от нападения Германии. Но пока Франция была еще слаба, союз с Германией и Австро-Венгрией должен был помочь России решить ее внешнеполитические задачи.

2.Российско-австрийская конвенция

Спустя месяц после подписания военной конвенции с Германией Александр II прибыл в Австрию для ведения переговоров с императором по вопросам европейской и восточной политики. Внутренние трудности Австро-Венгрии – неурожай, опустошение, которое нанесла холера, финансовый кризис в стране – заставили австро-венгерское правительство избегать конфликтных отношений с Россией. В результате переговоров 26 мая (6 июня) 1873 года в Шенбрунне между двумя императорами была подписана политическая конвенция, преследовавшая, как говорилось в преамбуле, «упрочение мира».        
Стороны обязывались согласовывать взаимные интересы, а также действия в случае нападения третьей державы, при этом военные обязательства должны были быть оформлены особым соглашением (попытки российской стороны склонить австрийский кабинет присоединиться к российско-германской конвенции окончились неудачей). 
         Как отмечалось в документе, целью этого союза было «упрочить мир, 
господствующий ныне в Европе», и «отдалить  возможность  войны,  которая  могла  бы его нарушить». Ради этого императоры Александр II и Франц Иосиф обещали друг другу, что какие бы разногласия между ними в будущем ни произошли, они не станут причиной нарушения европейского мира. Если же мир этот будет нарушен какой-либо третьей державой, то монархи обязались «не ища и не заключаяновых союзов, сначала сговориться между  собой,  чтобы  условиться  относительно  образа  действий, какого следует держаться сообща». Денонсировать этот документ можно было, лишь предупредив об этом за два года, «чтобы дать другой стороне время принять меры, какие она сочтет уместными»[1, с. 126-127].
        Венская договоренность, как отмечал А.М.Горчаков, «прежде всего позволила забыть неприятное прошлое. Отношения двух империй отныне стали покоиться на основе взаимности интересов… Призраки панславянизма, пангерманизма, полонизма и создания венгеро-дунайского государства были сведены до минимальных размеров». Хотя, признавал далее Горчаков, «славянский вопрос является причиной недоверия и боязни между государствами» [7, c.7-8].
        Документ открывается достаточно пространным вступлением, в котором оба императора говорят о своем стремлении поддержать всеобщий мир на континенте и предпринять все необходимые меры для его поддержания. Данное заявление звучало весьма многозначительно в послевоенное десятилетие, когда у многих еще были в памяти последствия Крымской войны. В первом пункте стороны заявляли о том, что в случае частных разногласий будут придерживаться вышеуказанного общего принципа о необходимости сохранения мира и равновесия на материке. Далее Шенбруннская конвенция предусматривает использование военной силы в случае какой-либо угрозы нарушения мира и порядка на континенте. Эта завуалированная статья косвенно намекает на возможность совместных действий государств в случае военной угрозы.
        В следующей статье императоры делают весьма важное заявление о том, что в случае угрозы нападения со стороны третьей державы оба императора прежде договорятся между собой по поводу дальнейших действий. Этот пункт важен тем, что он не предусматривает посредников в решении вопроса регулирования военного конфликта, но, напротив, утверждает, что правители сами непосредственно договорятся между собой относительно совместного выступления против общего противника[1, с. 129].
         Российско-австрийская конвенция, в отличие от русско-германского военного соглашения, носила общий, весьма неопределенный характер. В ней отсутствовали конкретные обязательства сторон. В соглашении не скрывались разногласия между союзными государствами, правительства которых обязывались совместно обсуждать спорные вопросы. Конвенция служила одним из доказательств нежелания союзных правительств идти на уступки друг другу, свидетельством их боязни обнажить противоречия на Ближнем Востоке.
        Подчеркивая большую сердечность в отношениях России с Германией сравнительно с Австро-Венгрией,  Александр II в письме к Вильгельму I по поводу встречи в Вене говорил: «Я добился, не без некоторого труда, результатов, которых мы желали… Но ни император, ни Андраши не хотят согласиться на форму военной конвенции, подобную той, которая была подписана нашими двумя маршалами» (из писем Александра II и императора Германии Вильгельма  I  друг другу) [35, c. 84].
        11 октября 1873 года к этому соглашению присоединилась Германия (несколькими месяцами ранее заключавшая в Петербурге военную конвенцию с Россией), тем самым окончательно оформив Союз трех императоров, который просуществовал до 1887 года. Германский император Вильгельм I, присоединяясь к русско-австрийскому союзу, заявлял о своем одобрении всех пунктов договора между императорами Александром II и Францем Иосифом. Так сложился альянс, получивший в истории название Союза трех императоров.

3.Российско-австро-германский договор

Союз был поколеблен в ходе так называемой франко-германской «военной тревоги» 1875 года, когда Россия фактически выступила в поддержку Франции, опасаясь чрезмерного усиления Германии в случае войны, а также в ходе  Восточного кризиса 1875–78 гг., когда на Берлинском конгрессе 1878 года Австро-Венгрия и Германия выступили против России. Это, а также экономические меры, принятые Германией против России, привело к кризису союза, обстоятельства которого подробно освещены в соответствующем разделе работы. Сейчас же важно отметить, что, не смотря на кризис, вскоре стороны возобновили переговоры.
        Россия рассматривала возобновление  Союза трех императоров как способ преодолеть политическую изоляцию после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и предотвратить формирование антирусской коалиции с участием недавних союзников. Германия стремилась не допустить франко-русского сближения, Австро-Венгрия – добиться признания её интересов на Балканах (прежде всего в оккупированных Боснии и Герцеговине) Россией. Общим мотивом сторон было исключение вмешательства третьей державы в вероятные двусторонние конфликты (Австро-Венгрии с Италией, России с Великобританией, Германии с Францией). 
        В итоге длительных переговоров в Берлине 6 (18) июня 1881 года Бисмарком, российским и австрийским послами в Германии П. А. Сабуровым и гр. Э. фон Сеченьи был подписан австро-русско-германский договор о нейтралитете. Договор  заменил конвенции 1873 года, носившие консультативный характер, он предполагал более конкретные обязательства: нейтралитет в случае войны одной из сторон с четвёртой державой (в случае войны с Турцией предусматривались особые условия); Россия обязывалась перед Германией соблюдать нейтралитет в случае франко-германской войны, а Германия и Австро-Венгрия – англо-русской. Союзные державы брали на себя обязательство следить за тем, чтобы Турция соблюдала принцип закрытия проливов. Эта статья имела чрезвычайную важность для России, поскольку обеспечивала ей поддержку Австрии и Германии на случай английского вторжения в Черное море. Для подтверждения прав Австрии на Боснию и Герцеговину вводилась специальная статья, обязывающая Россию «уважать интересы Австро-Венгрии на Балканах». В протоколе, приложенном к договору, отмечалось право Австро-Венгрии «аннексировать Боснию и Герцеговину в момент, который она найдет для этого подходящим» [8, с.238].
        Договор 1881 года укрепил позиции Австро-Венгрии на Балканах, «узаконил» захват ею Боснии и Герцеговины и при этом не внес существенных изменений в отношения России, Австро-Венгрии и Германии. Главное преимущество, вытекавшее из этого соглашения для России, сводилось к получению определенных гарантий от вторжения английского флота в Проливы. В официальных отчетах МИД России давалась положительная оценка нового договора, который «отодвигал» разногласия держав и позволял России «заняться работой внутренней». Однако русское правительство не верило в продолжительность его существования прежде всего из-за австро-русских противоречий на Балканах[22, с. 192].
        Восстановление Союза трех императоров вполне соответствовало и намерениям Германии обеспечить для себя роль главного арбитра между Австрией и Россией. Союз гарантировал нейтралитет России в случае франко-германской войны и предупреждал возможность русско-французского союза. Россия же добилась нейтралитета Австро-Венгрии и Германии в случае ее войны с Англией и Турцией.
Позже договор  был продлён на 3 года протоколом, подписанным в Берлине 15(27).03.1884 Бисмарком, Сеченьи и гр. Н. А. Орловым, при этом стороны приняли обязательство согласовывать территориальные изменения на всём Балканском п-ове, а не только в Европейской части Турции.
Союз позволил до середины 1880-х гг. поддерживать партнёрство. В ходе Афганского кризиса 1885 по настоянию России Австро-Венгрия и Германия оказали давление на Османскую империю, чтобы не допустить британский флот в Чёрное море. Одновременно Бисмарк предлагал в рамках Союза разделение сфер влияния на Балканах между Австро-Венгрией и Россией, что было отклонено обеими державами. 
Союз распался в связи с Болгарским кризисом 188.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%