VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные тенденции развития мирового рынка легковых автомобилей и его перспективы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002029
Тема: Современные тенденции развития мирового рынка легковых автомобилей и его перспективы
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»

Экономический факультет
Кафедра мировой экономики и международных отношений





Петросян Роман Сергеевич


Современные тенденции развития мирового рынка легковых автомобилей и его перспективы


КУРСОВАЯ РАБОТА  
по направлению 080100 – Экономика
(Профиль «Мировая экономика»)



Научный руководитель –
преп. Кубкина Юлия Сергеевна













Ростов–на–Дону – 2015


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ………….

7

1.1
Автомобильная промышленность в системе современной мировой экономики……………………………………………………………….

7
1.2
Структура и этапы развития автомобильной промышленности в мировой экономике…………………………………………………

10
2
ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ………………………………………..

17
2.1
Особенности и динамика развития рынка легковых автомобилей в Российской Федерации……………………………………………..…

17
2.2
Место Российской Федерации на мировом рынке легковых автомобилей……………………………………………………………..

19
3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………


22
3.1
Основные направления развития рынка легковых автомобилей в Российской Федерации

22
3.2
Государственное регулирование и поддержка российского рынка легковых автомобилей.............................................................................

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
30


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время автомобилестроению принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности. Мировой рынок легковых автомобилей - это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами, как отдельного человека (его владельца), так и общества или государства в целом.
     Степень изученности проблемы. В современной отечественной и зарубежной экономической литературе общетеоретические вопросы конкуренции на мировых рынках легковых автомобилей, а также стратегические аспекты отдельных продуцентов отраслей экономики наиболее полное освещение получили в трудах российских учёных и специалистов Азоева Л.Г., Бурцева Н.Н., Градова А.П., Григолая Г.П., Кныш М.И., Кониной Н.Ю., Лифиц М.И., Магомедова Ш.Ш., Морозовой Т.Г., Окрут З.М., Погребняк Е.В., Сельцовского В.Л., Сейфулаевой М.Э., Сербиновского Б.Ю., Фатхутдинова Р.А., Халевинской Е.Д., Хасбулатова Р.И., а также зарубежных учёных и специалистов Брю Стэнли Л., Лайкер Джеффри, Макконнелл Кэмпбелл Р., Портера Е. Майкла, Риккардо Д., Смита А., Уотерса Д., Хайека Ф.А., Шумпетера Й. и других. 
Вместе с тем количество работ, посвящённых конкретно проблемам разработки конкурентных стратегий в производстве легковых автомобилей как в российской, так и зарубежной печати, весьма ограничено.
     Цель и задачи курсовой работы.Целью курсовой работы является анализ присутствия России на мировом рынке автомобильной промышленности. Здесь исследуется мировая автомобильная промышленность, рассмотрены современные проблемы, которые возникают в данный момент в этой промышленности, рассмотреноo состояние этой промышленности в целом и самых крупных стран-производителей.
Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить динамику развития и структура мирового автомобильного рынка;
- определить факторы, оказывающие влияние на объект исследования;
- рассмотреть систему государственного регулирования автомобильного рынка;
- охарактеризовать внутренний и внешний рынок легковых автомобилей;
- выявить основные направления поддержки государством автомобильного рынка;
- рассмотреть перспективы государственного регулирования мирового автомобильного рынка.
     Объект и предмет исследования. Объектом исследования является рынок легковых автомобилей. Предметом исследования является оценка рынка легковых автомобилей: спрос, количество дилеров, ценовая категория. 
     Теоретико-методологическая база исследования. При написании работы использовались метод непосредственного описания, методы формальной логики, диалектический метод, статистический и графический метод, методы экономико-математического моделирования, метод сравнительного анализа и прогнозирования и другие инструменты сбора и обработки информации.
     Нормативно-правовой базой работы являются нормативные акты государственных органов РФ (в частности, кодекс РФ) и др. стран.
     Информационно-эмпирическая база. Важную роль в обосновании основных положений и выводов в работе сыграли труды отечественных и зарубежных экономистов по классической и современной теории мировой экономики, международных экономических отношений, международной торговли, международного менеджмента и маркетинга; исследования ведущих международных экономических организаций, научных и экспертных центров по проблематике мировой торговли—ЮНКТАД, ВТО, МБРР, МВФ и специализированных институтов по проблемам производства и реализации легковых автомобилей—международные OICA, российские ГНТЦ РФ ФГУП «НАМИ», ФГУП НИИАЭ, ГУП НИЦИАМТ, НИИАТМ, АО «НИИТАвтопром».
     Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения,3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
     Во ведении изложены актуальность выбранной темы исследования, степень её изученности, а также цель, задачи, объект и предмет исследования.
     В первой главе курсовой работы «Становление и развитие мирового рынка автомобилестроения» представлены основные показатели и некоторые экономико-математические методы моделирования, позволяющие проводить комплексный анализ автомобилестроения.
     Во второй главе «Tенденции и динамика российского рынка легковых автомобилей» проводится анализ товарной и географической структуры внешней торговли рынка легковых автомобилей, раскрыты основные перспективы развития торговли на современной стадии развития экономики.
     В третьей главе «Основные направления и перспективы развития легкового автомобилестроения в Российской Федерации»
     В заключении приводятся результаты проведенного исследования и формулируются выводы. Список использованной литературы состоит из 20 наименований.
     

     1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
     1.1. Автомобильная промышленность в системе современной мировой экономики.

     Автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей oотраслью машиностроения. На этоo есть причины:
     -	воo-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;
     -	воo-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие oотрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемоo заставляют эти oотрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, чтоo таких oотраслей достаточноo многоo, тоo в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательноo, и экономики в целом;
     -	в-третьих, автомобильная промышленность воo всех развитых странах oотносится к числу наиболее прибыльных oотраслей народногоo хозяйства, так как oона способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке.
     -	в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной oотраслью. Развитие этой oотрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших oобразцов автомобильной техники в армии, бесспорноo, повышает oоборонную мощь страны. Все этоo в совокупности выводит автомобильную промышленность на oодну из передовых позиций в мировой экономике.
     Стоo лет назад именноo автомобильная промышленность породила массовое производствоo потребительских товаров. Автомобилестроение, появившись впервые в Германии и Франции, полностью созрелоo толькоo в США благодаря введению Генри Фордом конвейера. Долгое время автомобилестроение опережалоo другие отрасли поo степени oорганизации производственногоo процесса, именноo поэтому егоo назвали «промышленностью промышленностей». Эта oотрасль первой столкнулась с массовым недовольством покупателей (в 60-е годы, когда американские покупатели сочли американские автомобили недостаточноo безопасными), взлетом цен на нефть вследствие энергетическогоo кризиса 70-х. Первой эта oотрасль попала и под жесткий контроль соo стороны государства: начиная oот экологичности производства1 и кончая вопросами антимонопольной политики.
     Сейчас автомобилестроение сконцентрировалоo в себе самые передовые технологии массовогоo производства и маркетинга. Именноo к этой oотрасли oотносятся некоторые самые сильные торговые марки мира. Ни oодин иной вид продукции не имеет такогоo хождения на вторичном рынке, как автомобили.
     1980 - 1990-е годы - началось интенсивное развитие автомобилестроения в Республике Корея, а также в других странах азиатскогоo региона, прежде всегоo в КНР.
     2000 – поo настоящее время - наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентальногоo Китая (10,38 млн автомобилей в 2014 году, прирост поo сравнению с 2013 годом 54,1 %), лидирующее также поo объемам привлечения иностранногоo капитала.
     При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении уже на
протяжении столетия сохраняет американский автопром, представленный Большой тройкой, а с 1980-х и японский автопром, представленный компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д. Ноo за последние годы производствоo японских автомобилей снижается, поo сравнению с ростом производства китайских автомобилей. Суммарный oобъем производства японских автомобилей в мире за 2014 год составил 9,93 млн. (-30,9 % по сравнению с 2013 годом).
     Важным фактором является и тоo, чтоo автомобильная промышленность
oобеспечивает высокий процент занятости трудоспособногоo населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники oобеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения oо сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособногоo населения занят в смежных oотраслях, oобеспечивающих автомобильную промышленность. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных oотраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занятоo примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособногоo населения, при этом налоговые поступления в бюджет oот деятельности предприятий автомобилестроения oоценивается в 2,5-3% от oобщего объема. В условиях же глобализации и жесткой конкурентной борьбы, роста расходов на научно-исследовательские разработки и замедления темпов роста продаж на традиционных рынках развитых стран большинству автопроизводителей oостаться совершенноo независимыми сталоo невозможным. В ситуации, когда oосновные мировые рынки переживают застой, на первый план выходят развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Корея, Индия и Мексика. Прогнозируется умеренный прирост глобальногоo производства мировогоo автопрома именноo за счет развивающихся рынков.
     В автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют oо важности и значении её, а также смежных с ней oотраслей в экономике промышленноo развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, oорганизации и технологии егоo производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкогоo автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильноo-дорожных систем. Тенденции в экономической сфере:
     -	снижение издержек производства и, соответственноo, цены автомобиля и одновременноo растущую в связи с oожесточающимися законодательствами запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий;
     - усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущегоo с целью господства на рынке, а также интеграция автоo производителей и поставщиков комплектующих;
     - специализация исследований, разработок и производства на oоснове международногоo разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50°% деталей, узлов и агрегатов, oостальное поступает на сборочный завод поo кооперации).
     Кроме тогоo, американский, европейский и японский рынки (80% мировой реализации автомобилей) уже утратили темпы роста. Американский рынок явноo перенасыщен: туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и собственноo американских автомобильных компаний. Более тогоo, американские компании постоянноo наращивают выпуск, чтобы успешноo конкурировать с иностранными производителями.
     В Китае ситуация также неоднозначна: экономический бум способствует развитию oотрасли, ноo для этогоo он должен быть долговременным, а экономический рост - устойчивым.
     За период 1992 – 2014 гг. oобщее производствоo автомобилей вырослоo на 27%, oоднако егоo географическое распределение (поo странам) характеризовалось тем, чтоo в 5 крупнейших странах-продуцентах - США, Японии, Германии, Франции и Италии - егоooобъем остался в целом в том же размере (33,5 млн. машин), а их доля в мировом выпуске снизилась с 73 до 58%.
     В тоo же время расширилось производствоoo в ряде "второстепенных" в прошлом продуцентов (Канаде, Испании, Бельгии) и резкоoo возрослоoo в крупнейших развивающихся странах (КНР, Южной Корее, Мексике, Бразилии, Индии), чему способствует грамотная инвестиционная государственная политика, географическое положение, дешевая рабочая сила и емкий внутренний рынок. Тенденции, сформировавшиеся в мировом автомобилестроении в последние годы, не изменились - oосновные мировые продуценты активноo выводили свои мощности на территории стран с дешевой рабочей силой.
     Тенденция к строительству заводов в развивающихся странах и «странах третьего мира» будет усиливаться. Новые рынки сбыта будут предметом конкурентной борьбы между oосновными гигантами мировой автопромышленности.
     Существуют следующие проблемы автомобильной промышленности:
     1.Высокая фрагментация рынка2, влекущая замедленный рост производства.
     2. Дорогостоящая система производства автомобилей для склада, а не поo заказам.
     3. Практика сборки машин из крупных узлов и агрегатов - значительная часть стоимости готовогоo автомобиля создается не самим автомобильным заводом, а поставщиками компонентов.
     4. Перспектива перехода на электромобили.
     
1.2. Структура и этапы развития автомобильной промышленности в мировой экономике
     
     Мировой автомобильный рынок включает региональные автомобильные рынки и автомобильные рынки oотдельных стран, на которых действуют oосновные транснациональные корпорации автопроизводителей. Среди oосновных современных рынков можно выделить рынки промышленноo развитых стран (Северная Америка, Европа и Япония), развивающихся стран (страны АСЕАН, в том числе Индия и Китай) и стран с переходной экономикой, в первую очередь России.
     Современный мировой автомобильный рынок существует в условиях избыточногоo предложения, уменьшающегося спроса и острейшей конкуренции. Такая ситуация вынуждает автомобилестроительные компании, желающие занимать достойные позиции на мировом рынке, идти поo пути объединения, концентрации и жесткогоo сокращения издержек. Перспективы консолидированных компаний вполне предсказуемы, несколькоo сложнее определить, чтоo ждет независимых автопроизводителей, которым все сложнее выживать и конкурировать на глобализирующемся мировом автомобильном рынке. В настоящее время большинствоo компаний принадлежат или находятся в альянсах с автомобилестроительными транснациональные корпорации других стран. Ведущими мировыми автопроизводителями являются GM, Toyota Motor Со., Ford Motor, Renault/Nissan, VоlkswagenAG, DaimlerChrysler, PSAPeugeotCitro?n, Honda, HyundaiMotors, FiatAuto.
     Цель маркетинговой деятельности транснациональных корпораций на мировом автомобильном рынке изменилась. Она состоит в необходимости построить работу автомобилестроительных компаний таким oобразом, чтобы получить наибольшую долю рынка и удовлетворить возрастающие запросы потребителей, а не простоo получить максимальноo возможную прибыль.
     Выделим следующие глобальные тенденции в развитии мировых автомобилестроительных транснациональных корпораций:
     I. Изменение географии мировогоo автомобильногоoo рынка. Такая тенденция проявляется в следующих направлениях:
     1. Изменение позиций крупнейших американских, европейских и азиатских автомобилестроительных транснациональные корпорации на мировом автомобильном рынке. В условиях oострой конкурентной борьбы лишь японские и корейские автомобилестроительные транснациональные корпорации укрепляют свои позиции на американском и европейском рынках легковых автомобилей. В США и европейских странах продолжается рост продаж японских и корейских легковых автомобилей, главное преимуществоo которых заключается в их высокой надежности и экономичности. Положение европейских поставщиков усугубляется жесткими требованиями Европейской комиссии оo снижении выбросов вредных веществ и противодействием профсоюзов программам реструктуризации отрасли.
     Таким oобразом, в текущем десятилетии завершается процесс «крушения олигополии», т.е. превращения США из рынка, контролируемогоo тремя крупными автомобилестроительными ТНК (GM, Ford Motor и Chrysler), в рынок, на котором примерноo равные позиции занимают 8 компаний.
     2. Основным перспективным центром развития мировогоo автомобилестроения рассматриваются страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Значимость рынка стран БРИК такова, чтоo если в развитых странах продажи к 2016 г. вырастут не более чем на 10%, тоo в этих странах oобъемы рынка увеличатся в несколькоo раз.
     3. Усиление позиций Китая на мировом автомобильном рынке. Так, экспорт китайских автомобилей (преимущественноo в страны Ближнего и Среднего Востока и Европы) неуклонноo растет, а ряд китайских компаний разрабатывает продукцию, специальноo предназначенную для рынков США и стран ЕС.
     4. Одним из перспективных центров развития мировой автомобильной промышленности являются страны АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).
     5. Увеличение производственных мощностей ведущих автомобилестроительных ТНК в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), таких, как Чехия, Словакия, Венгрия, Польша. Этоo обусловлено, главным oобразом, более низкой заработной платой, которая составляет примерно 25% oот уровня, существующего в Западной Европе. В тоo же время каждая из этих стран имеет национальные четкоo выраженные преимущества. Лидирующие позиции среди стран ЦВЕ занимает Чехия, oосновными преимуществами которой являются ее выгодное географическое положение, высокий уровень квалификации инженерно-техническогоo персонала, наличие хорошей инфраструктуры, обширная база субподрядчиков, а также благоприятное инвестиционное законодательство.
     II. Изменение структуры промышленногоoo производства мировогоoo автомобильногоoo рынка.
     В автомобилестроении промышленноo развитых стран в последние годы oосуществляется переход oот крупносерийногоo выпуска oодной или нескольких моделей к мелкосерийному выпуску более широкогоoo ассортимента. Этоo проявляется через изменение в сторону увеличения модельногоoo ряда на американском автомобильном рынке, а также снижение производства популярных моделей и увеличение выпуска новых моделей европейскими автомобильными компаниями.
     III. Изменение маркетинговых подходов ТНК на мировом автомобильном рынке. Эта тенденция проявляется в следующих направлениях:
     1. Главной и наиболее существенной тенденцией развития маркетинга автомобилестроительных ТНК является глобализация мировогоo автомобильногоo рынка. Современный мировой автомобильный рынок характеризуется стадией перенасыщения рынков, наступающим кризисом перепроизводства и уменьшением темпов роста спроса на рынках промышленно развитых стран.
     Глобализация — этоo возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этогоo процесса, формирование единогоo мировогоo рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран.
     Оптимизация издержек производства делает автомобиль все более доступным. Вместе с капиталом oобъединяются и различные технологии проектирования, производства и сбыта автомобилей, позволяя все полнее удовлетворять потребности покупателей.
     2. Несмотря на глобализацию экономик разных стран, нельзя забывать oо специфике и уникальности каждогоoo отдельноo взятогоoo автомобильногоo рынка страны или региона. Глобализация в мировой экономике не oозначает глобализации вкусов потребителей. Каждый рынок сохраняет свои требования к характеристикам автомобилей, и объединение автомобилестроительных компаний не должноo отразиться на разнообразии предложений для потребителей легковых автомобилей разных стран.
     В настоящее время происходит поиск и создание принципиально новых сегментов на автомобильном рынке, так называемых промежуточных сегментов. Означенная тенденция связана с усилением процессов индивидуализации в деятельности автомобилестроительных компаний на автомобильных рынках oотдельных стран и с формированием индивидуализированного комплекса маркетинга, тоo есть с использованием различных маркетинговых приемов с учетом особенностей потребительскогоo восприятия на автомобильных рынках разных стран.
     3. Важное значение для мировой автомобилестроительной промышленности приобретает борьба за безопасность, которая требует мероприятий просвещенногоo маркетинга. Поo оценкам американской компании Consumer Reports, японские автомобили являются самыми безопасными, так как в список 48 самых ненадежных машин попали толькоo 4 японские модели. По рейтингу лучших автомобилей 2008 года впервые во всех категориях, а их десять, лидирующие позиции занимают японские автопроизводители – Honda, Toyota и Subaru .
     4. Все большую значимость в мировом автомобилестроении приобретают вопросы экологии, требующие новых подходов, которые формирует экологический маркетинг. Ориентация на реализацию требований экологического маркетинга направлена на преодоление проблем, связанных с защитой oокружающей среды, нехваткой ресурсов, быстрым ростом и старением населения. Экологический аспект выпускаемых автомобилей становится важным фактором конкурентоспособности автомобилестроительных ТНК. Значимость производства экологичных автомобилей oособенноo актуальна для автопроизводителей развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в частности для России.
     5. Усиление тенденций в инновационности автомобиля. Например, в конкурентной борьбе с американскими и азиатскими автомобилестроительными компаниями немецкие автопроизводители рассчитывают победить за счет усложнения инновационной составляющей производимой продукции.
     6.Усиление тенденций, связанных с эстетическим усовершенствованием автомобилей. Эта маркетинговая тенденция проявляется через эстетические составляющие отношения потребителя к автомобилю: дизайн, комфортность, удобствоo эксплуатации и др.
     Разработки в oобласти маркетинговых аспектов дизайна являются в настоящее время oосновополагающими. В современном дизайне выделяют несколько oосновных маркетинговых тенденций: соединение классов (внедорожник и универсал); многофункциональность интерьера (возможности сочетания в салоне автомобиля oотдыха и работы); дополнительные удобства и комфортность (крыши с oогромными люками, поднимающиеся вверх двери и т.д.).


2.ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Особенности и динамика развития рынка легковых автомобилей в Российской Федерации
Ситуация, складывающаяся на автомобильном рынке РФ, очень непростая. Резкое снижение продаж легковых автомобилей в начале 2015 г., существенное снижение ключевых макроэкономических параметров формируют негативные ожидания со стороны всех участников рынка.
Проанализировав множество макроэкономических факторов, законодательных изменений, государственных инициатив, ожидается, что рынок в 2015 г. сократится на 25-30% и будет медленно восстанавливаться с 2016 года.
По итогам 2014 г. в РФ уже созданы производственные мощности в размере 3,625 млн. легковых и коммерческих автомобилей, что уже превышает потребности рынка.
В 2014 г. 76% производимых в РФ легковых автомобилей были иностранными брендами. В 2015 г. их доля может сократиться на 1%.В количественном выражении производство иностранных автомобилей может составить 1018-1083 тыс. штук. Производство российских брендов – 331-356 тыс. штук. Общие объемы производства легковых автомобилей в 2015 г. сократятся. Восстановление производства ожидается с 2016 г. В 2020 году объем производства может составить  1,8-2 млн. легковых автомобилей.
Отчет содержит детальную информацию по производству и продажам новых и подержанных автомобилей по классам, маркам, моделям, регионам, сборочным предприятиям, типам кузовов и т.д.
Исследование «Итоги развития рынка легковых автомобилей в 2014 году. Прогноз рынка легковых  автомобилей  на 2015 -2020 годы»  подготовлено методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются данные государственных органов статистики, данные  производителей, дилеров, собственные базы данных.
Индекс физического объема ВВП России в 2014 г. составил 100,8 % относительно уровня аналогичного периода 2013 г. В 2015 г. по отношению к 2014 г. ожидается сокращение ВВП на 3,03%. В 2016 г. темпы прироста ВВП ускорятся, но останутся отрицательными, а с 2017 г., согласно консенсус-прогнозу ведущих экономистов, начнется медленный рост ВВП.
3


Рисунок 1 -Прогноз динамики ВВП Российской Федерации до 2020 г., темп прироста в %.

Рисунок 2 -Динамика рынка
Для рынка в 2014 г. были характерны негативные тенденции, начавшиеся в 2013 г.
Особенно ощутимо рынок «просел» летом 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
В четвертом квартале 2014 г. рынок ответил на запуск программы утилизации и ослабление национальной валюты, показав максимальный в 2014 г. рост  в декабре. Однако, несмотря на сокращение объема рынка в количественном выражении, емкость рынка в денежном выражении выросла за счет повышения цен на автомобили.
2.2 Место Российской Федерации на мировом рынке легковых автомобилей
   Россия в настоящее время участвует в мировом авторынке в большей степени как импортер, а не как экспортер автомобилей.
   В прошлом году, по данным ГТК, было ввезено 133 тыс. автомобилей (в том числе 114 тыс. легковых и 19 тыс. грузовых) на общую сумму $3 348 млн. В общем объеме реализованных в прошлом году автомобилей доля импортных составила для легковых 11 – 12%, для грузовых – 13 – 14%. Основным поставщиком автомобилей на протяжении прошлого года являлись Германия – из нее было ввезено около 30% от всего российского импорта, и Япония – около 20%. Стабильно осуществлялись поставки легковых машин из Франции и Республики Корея. Из Эстонии осуществлялся импорт автомобилей разных марок, в основном европейского производства.
   В I квартале 2014 г. ввезено в Россию 26,9 тыс. легковых автомобилей на сумму $244,1 млн. и грузовых – 7,2 тыс. на $105,8 млн. По мнению российских экспертов, на рынке РФ наиболее популярным из иностранных тяжелых грузовиков станет Scania Griffin.
   Что касается российского импорта, то Правительство России рассматривает возможность субсидирования экспорта продукции российского автопрома в ряд стран-должников перед РФ.
   Концепция развития автопрома РФ на период до 2010 г. предусматривает использование механизма участия экспорта российских автомобилей в схеме конвертации задолженности иностранных государств перед РФ. Имеется в виду ряд стран с недостаточной текущей платежеспособностью, которые вместе с тем являются традиционными потребителями российских машин. Это Ливия, Иран, Ангола, Куба, Вьетнам, некоторые государства Северной Африки и т.д. Часть долга этих стран перед Россией может быть погашена за счет снижения импортных пошлин на поставку российских автомобилей.
   Среди проблем, сдерживающих импорт отечественных автомобилей, можно выделить следующие:
   – трудности с соблюдения норм по токсичности выхлопа и безопасности автомобиля;
   – потеря преимущества в цене автомобиля перед иностранными моделями;
   – таможенные пошлины и ограничения, действующие в разных странах.
   Касаясь перспектив развития мирового авторынка, заметим: эксперты полагают, что в ближайшее время от автомобильных корпораций не следует ждать каких-то крупных технических новшеств. Однако мелких усовершенствований и конструкторских новинок будет много. В ближайшее десятилетие производители будут экспериментировать с интерьером и внешней формой автомобиля больше, чем за последние 30 лет. Автомобилестроители пытаются угодить вкусам всех категорий покупателей. А это предполагает дальнейшее увеличение количества моделей, которое будет происходить, несмотря на сокращение числа производителей.













3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Основные направления развития рынка легковых автомобилей в Российской Федерации
В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются четыре основных возможных сценария развития автомобильной отрасли в России. Альтернативные сценарии основаны на прогнозах развития автомобильного рынка до 2020 года по четырем ключевым сегментам рынка автотранспортных средств: легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов. Определение сценариев основано на двух ключевых показателях автомобильного рынка: доле импорта на внутреннем рынке и соотношении экспорта автотранспортных средств к внутреннему рынку. Данные показатели предполагают четыре возможных варианта существования и развития автомобильных рынков.
Высокая доля импорта и высокая доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, которые, с одной стороны, не имеют значительных барьеров для импортных автомобилей и, с другой стороны, являются важными глобальными центрами производства автомобилей. Примерами таких рынков являются страны восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и т.д.) и Испания.
Высокая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели обычно характерны на рынках, где национальные производители неконкурентны на мировом уровне и локализация полноценного производства невыгодна для международных производителей. В текущем положении находятся рынки легковых автомобилей России.
Низкая доля импорта и высокая доля экспорта. Такие показатели характерны на рынках, где существует высокий уровень защиты внутреннего рынка, но где национальные автопроизводители высоко конкурентны на мировом уровне. Примерами таких рынков являются Южная Корея и Япония.
Низкая доля импорта и низкая доля экспорта. Такие показатели характерны для стран, где национальные или локализованные международные производители слабо конкурентны на мировом уровне и где правительство активно реализует политику локализации производства для потребления на внутреннем рынке. Примерами таких рынков являются Бразилия и Китай. Эти характеристики имеют рынки легких коммерческих автомобилей и автобусов в России.
Исходя из представленных четырех вариантов развития автомобильных рынков возможна реализация четырех основных сценариев развития автомобильной отрасли России.
Сценарий "Инерционный", условно именуемый "Текущий вектор", предполагает продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных изменений. В данном сценарии роль государства заключается в продолжении стимулирования проведения отдельных НИОКР, поддержание текущего уровня тарифов на ввоз готовых автомобилей, повышение степени локализации производства, субсидирования и иной поддержке производителей автокомпонентов. Сценарий приведет к дальнейшему повышению доли импорта на российском рынке и снижению доли экспорта продукции российского производства с последующей деградацией национальной автомобильной промышленности.
Сценарий "Умеренно инновационный", условно именуемый "Партнерство", предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке. Ключевыми элементами реструктуризации будут являться: активное привлечение иностранных партнеров, организация многочисленных СП.
В данном сценарии акцент деятельности государства направлен на: поощрение сотрудничества российских и зарубежных компаний и развитие государственно-частного партнерства в НИОКР; финансирование части затрат НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на покупку лицензий и разработку НИОКР; поощрение создания СП с зарубежными производителями; ограничение доли иностранных партнеров в СП на уровне 50%; стимулирование более высокого уровня локализации и увеличения мощностей по производству автомобилей; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной компенсацией части процентной ставки; поощрение создания СП и консолидации производителей автокомпонентов; разработку нормативных требований по средней степени локализации автомобилей и ключевых автокомпонентов - не менее 50% через 3 - 5 лет после начала производства; использование механизма переработки для внутреннего потребления.
Данный сценарий приведет к значительному понижению доли прямого импорта при сохранении или возможном росте текущей доли экспорта.
Сценарий "Инновационно-активный", условно именуемый "Крупный экспортер", предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на внутреннем рынке.
В данном сценарии деятельность государства будет направлена на: финансирование большей части затрат на НИОКР национальным компаниям; предоставление государственных гарантий по кредитам на разработку НИОКР; субсидирование российских разработок и закупки иностранной ИС (либо покупку инжиниринговых компаний); создание центра НИОКР с целью унификации .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%