VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Состояние услуг и работ как категорий гражданского права в данный момент, а также перспективы их развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009124
Тема: Состояние услуг и работ как категорий гражданского права в данный момент, а также перспективы их развития
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в условиях рыночных отношений, возрастает с каждым годом. Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. 
     В последнее время в гражданском законодательстве появились новые виды договоров об оказании услуг, ранее неизвестные отечественной правовой системе. Многообразие услуг, которые способны обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности участников гражданского оборота, не вызывает сомнений. И каждая из них имеет свои особенности, о чем свидетельствует Гражданский кодекс РФ. Договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (имеются в виду «Поручение», «Комиссия» и т.д.). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава «Возмездное оказание услуг». Кроме того, существует большое количество правил по оказанию и предоставлению конкретных услуг (Правила оказания услуг телефонной связи, правила предоставления коммунальных услуг и др.). Но, несмотря на важность и доктринальную значимость данной категории, в законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение услуги.
       В ст. 128 Гражданского кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень объектов гражданских прав: имущество, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) и нематериальные блага. Если в отношении информации (ст. 139 ГК РФ), интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ) и нематериальных благ (ст. 150-152 ГК РФ) в кодексе содержатся обобщенные легальные определения, то этого нельзя сказать о таких наиболее распространенных и традиционных видах объектов, как имущество, работы и услуги. 
     Работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, которое включает себя: деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права.
     Следовательно, понятие «имущество» не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
     Тема настоящего исследования «Услуги и работы как объекты гражданского права» является актуальной, в связи с тем, что сама категория объектов гражданского права и правоотношений в целом является актуальной, а также вследствие значимости самого понятия «объектов гражданских прав и правоотношений». Настоящая работа предусматривает рассмотрение самого понятий «объекты гражданского права», «объекты гражданских (хозяйственных) правоотношений», и их соотношение. 
     Целью данной работы является показать состояние услуг и работ  как категорий гражданского права в данный момент, а также перспективы их развития.
     В процессе исследования были решены следующие задачи: рассмотрено понятие объекта гражданского права, отдельно были освещены такие объекты гражданского прав как «услуги» и «работы», так же были приведены основные отличия услуг от работ.
     Объект исследования представляет собой рассмотрение такого самостоятельного института современного российского гражданского права как объекты гражданского права, а именно работы и услуги. 
     При написании данной работы использовались многие источники. Главными среди них, конечно же, являются нормативно-правовые акты (нормативно-правовая база). 
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
     1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
     
     Проблема объектов гражданских прав и объекта гражданского правоотношения, проблема их конкретного с точки зрения гражданского права определения, является одной из спорных и интересных в цивилистической науке.
     Объектами гражданских прав признаются материальные и нематериальные (идеальные) блага либо деятельность по их созданию, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, приобретают гражданские права и обязанности. 
     К первой группе относят: вещи; работы и услуги, а также их результаты, имеющие овеществленный либо иной материальный эффект (например, ремонтные работы, услуги по перевозке, хранению вещей); имущественные права требования (такие, как денежные средства на банковском счете, доля в имуществе). 
     Ко второй группе причисляют: результаты творческой деятельности (изобретения, произведения искусства); способы индивидуализации товаров и их производителей (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и т.д.); личные неимущественные права (право на имя, право на защиту чести и достоинства, право на личную неприкосновенность и др.). (ст. 128 ГК РФ).
     В зависимости от оборотоспособности (способности отчуждаться и переходить от одного субъекта к другому) объекты могут быть:
     - не ограниченные в обороте – могут отчуждаться и переходить к любому лицу;
     - изъятые из оборота – нахождение в гражданском обороте не допускается;
     - ограниченно оборотоспособные – могут принадлежать лишь определенным участникам гражданских правоотношений.
      Большинство гражданских правоотношений носят имущественный характер, т.е. складываются по поводу имущества. Содержание используемого в гражданском законодательстве понятия имущества может быть различным, его необходимо устанавливать применительно к конкретной норме. К примеру, понятие имущества субъекта гражданского права в широком смысле охватывает всю совокупность принадлежащих ему вещей, имущественных прав и обязанностей. В таком широком смысле понятие имущества используется в п. 2 ст. 132 ГК РФ, определяющем состав имущества предприятия.
      В более узком смысле понятие имущества используется, к примеру, в наследственном праве: в состав наследуемого имущества входят вещи, имущественные права и обязанности наследодателя, за исключением тех, которые неразрывно связаны с его личностью; личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследуемого имущества (ст. 1112 ГК РФ). В ряде норм гражданского законодательства понятие имущества употребляется для обозначения совокупности вещей и имущественных прав (п. 1 ст. 56 ГК РФ) либо даже только вещей (п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 46, ст. 301-303, 305, 307 ГК РФ).
     К объектам имущественного оборота относятся материальные и нематериальные блага, за исключением личных неимущественных прав, которые являются не отчуждаемыми от их обладателя (Приложение).
     К объектам гражданских правоотношений относятся материальные и нематериальные блага, включая личные неимущественные права, поскольку гражданские правоотношения могут возникать по поводу их защиты.
     Следовательно, понятие «объекты гражданских правоотношений» шире понятия «объекты имущественного оборота».
     Материальные блага – это объекты, имеющие материальную, физическую форму (вещи, результаты работ и услуг, деньги и т.д.).
     Нематериальные блага включают:
     - личные неимущественные права, связанные с имущественными, - это исключительные права на результаты интеллектуальной собственности и способы индивидуализации товаров и их производителей (авторские имущественные права, право на товарный знак, фирменное наименование и т.д.);
     - личные неимущественные права, не связанные с имущественными, - принадлежат конкретному лицу и являются неотчуждаемыми (право на жизнь и здоровье, право на имя, право на защиту чести, достоинства и репутации, право авторства, право на неприкосновенность частной жизни и т.д.).
     Объектом правоотношения могут быть и сами субъективные права, когда они выступают в качестве внешне объективированного предмета.
     Объекты, как «работы и услуги» и «информация» (как в области обязательств и само понятие «действия»), понимаются главным образом под углом зрения их результатов (работ и услуг) или объективированных, так или иначе опредмеченных, внешне фиксируемых проявлений, - сведений, иных фактов, поддающихся внешнему закреплению, хранению, обороту (информация).
     Рассмотрение вопроса о любом объекте правоотношений означает, практически, рассмотрение вопроса о гражданско-правовом режиме некоторой категории явлений объективной деятельности, относимых действующим законодательством к числу объектов гражданских прав.
     Рассмотрение любого частного вопроса о любом из объектов гражданских прав, особенно таких, которые связаны с взаимным проникновением в них элементов материальных объектов и поведенческих свойств (например: работы, услуги) связано с рассмотрением вопроса об объектах гражданского правоотношения.
     

2 СОДЕРЖАНИЕ УСЛУГ И РАБОТ КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
     2.1 	Понятие и содержание услуги как объекта гражданских прав
     Несмотря на важность и доктринальную значимость категории «услуга», в законодательстве до сих пор отсутствует четкое ее определение. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) хоть и законодательно оформил услугу как объект гражданского права, но ее понятие не сформулировал. Понятие услуги как таковой не содержат и законы в сфере услуг, принятые до и после Гражданского кодекса. Например, ныне действующий закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 (с изменениями на 6 июля 2016 года) определяет услуги почтовой связи как действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставки почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств1.
      Получается, что нормативные акты перечисляют услуги, тем самым показывая их разнообразие, но не раскрывают специфическую природу услуги. Этот пробел законодательства не позволяет понять специфику услуг, отграничить услуги от работ, что приводит к неправильному применению норм законодательства и к спорам, возникающим по этому поводу между участниками гражданского оборота. Кроме того, в комментариях законодательства содержатся различные (иногда прямо противоположные) точки зрения цивилистов2, которые приводят к коллизии толкования правовых норм. Расхождения ученых во взглядах усиливают актуальность вопроса об определении понятия услуги. 
     Необходимо стремиться к более точному определению услуги, чтобы обеспечить полноту отношений по оказанию услуг. Бесспорно, любое определение, каким бы совершенным оно не представлялось, может быть подвергнуто критическим замечаниям и уточнениям. 
     Чтобы дать четкое и полное определение услуги как объекта гражданских прав необходимо начать с самых истоков толкования этого термина. В словаре живого великорусского языка по изданию от 1882 году услуга – это помощь, пособие, угождение3. В этом аспекте, услуга в большей степени рассматривается с точки зрения нравственности, основанной на нормах морали. Более современный словарь относительно лексических значений содержит следующее: услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому.4 Оно сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит (помощь, польза), и средством достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия)5. Объединение обоих элементов является таким образом необходимым для выделения соответствующего понятия. По этому не могут быть отнесены к услугам сами по себе различного рода льготы (например, скидки с цены, предоставляемые заказчику по каким-либо основаниям объективного или субъективного характера). В подобных случаях, несмотря на то, что «оказывается помощь другому», достижение указанной цели не предполагает каких-либо действий.
     Понятие «услуга» находится на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. 
     По мнению К. Маркса «известного рода услуги, иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодных для продажи товар»6. Услуги первого рода, при которых результаты деятельности воплощаются в товарах (вещах), – это работы по изготовлению и ремонту одежды, обуви, головных уборов, фотоработы и т.д.. К услугам второго рода, где результаты деятельности не существуют отдельно от исполнителей и не являются товарами, относятся: так называемые личные услуги, когда удовлетворяются нужды самого человека (обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, присмотр за детьми, телефонная связь, врачебная косметика и т.д.); услуги, в результате которых выполняются хозяйственные поручения граждан (комиссия, экспедиция, вручение подарков, доставка мебели, посылок и т.д.); услуги по сохранению имущества (хранение вещей в ломбарде, платные стоянки автомобилей и т.д.); информационные услуги; услуги гостиниц (исключая предоставление помещения)7. Такова экономическая характеристика услуг, которая дает возможность определить, что отношения по оказанию услуг относятся к предмету гражданско-правового регулирования. Услуги первого рода являются в юриспруденции предметом подрядных договоров и именуются работами, а услуги второго рода – предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг. Мы постепенно подошли к вопросу выявления содержания понятия услуги в гражданском праве.
     Согласно ст. 128 ГК РФ услуги являются равноправным объектом гражданского права, но находится они в одном подразделе с работами, по сравнению с иными объектами гражданского права. 
     В понятие «услуга» нередко вкладывается совершенно разное содержание – от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуги сводятся к предмету договора возмездного оказания услуг, регламентированного правилами главы 39 ГК. Ни тот, ни другой подход нельзя признать плодотворным, так как в первом случае правовое понятие услуги подменяется экономическим, а во втором из числа услуг исключаются наиболее типичные их виды – такие, как поручение, комиссия, экспедирование и др.
     В большинстве статей ГК РФ услуга фигурирует в качестве объекта правоотношений, а точнее – как объект обязательства.
     Согласно классическому определению обязательство есть правовая связь (правоотношение), в силу которой одно лицо (кредитор) имеет право требования, а другое лицо (должник) обязано совершить определенное действие или воздержаться от определенного поведения. Таким образом, обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти права и обязанности (объект).
     Как видно из определения, объект обязательства может выступать в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга - это действие, значит сказать очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого вида.
     Совокупность действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга, - вот поведенческая характеристика услуги.
     В то же время «действие», составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, - операция, исполнения которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя. Цель - систематическое получение доходов или иного личного удовлетворения. В отдельных случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают в имущественном обороте в качестве обособленных во временном отношении операций. Услуга характеризуется также рядом других свойств. Она, будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости.
     По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство - трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т.е. производителя.
     Любая услуга оказывается человеком. Раз услуга всегда выступает в «привязке» к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости порождает специфическую черту услуг - их эксклюзивность. Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкретным человеком или сообществом, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности.
     Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься - в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания. Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг.
     Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство отражено в законодательстве включением в п. 2 ст. 167 ГК РФ, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.
     Все вышеизложенное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги - неустойчивости ее качества. Качество - это то, что нельзя исчислить. Оно проявляется в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление ценным, значимым. Следовательно, уровень качества должен определяться набором признаков выполняемой операции. Определение доброкачественности услуги происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели.
     Сложность определения критериев качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.
     Примером услуг, которые вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, является деятельность развлекательного, просветительского, консультационного и аналогичного характера. Для подобного рода услуг характерно то, что с их помощью человеческие потребности удовлетворяются в процессе самой деятельности услугодателя. К услугам, которые имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме, относятся медицинские, посреднические, аудиторские и тому подобные услуги. Эти услуги могут иметь результат (например, излечение больного, выявление ошибок в бухгалтерской отчетности), который, однако, не приобретает особой овеществленной формы. Так, деятельность поверенного, комиссионера, хранителя не имеет материализованного результата, но представляет юридически значимый интерес для доверителя, комиссионера, поклажедателя. 
     Итак, проведя небольшой анализ по содержанию услуги мы можем сделать вывод, что услуга как объект гражданских прав – это способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком.
     2.2 Понятие и содержание работы как объекта гражданских прав
     Филологически понятие «работы» толкуется многозначно. Одно из толкований исходит из смыслового поля: занятие, труд, деятельность. Взятое в этом значении понятие «работы» охватывает, включает в себя все виды предметно-практической деятельности, в том числе и услуги.
     Наряду с результатами творческой деятельности объектами гражданских правоотношений выступают результаты иных действий. Так, предметом договора подряда является результат работы подрядчика. На момент заключения договора подряда данного результата еще не существует в природе, но это не означает, что возникшее между заказчиком и подрядчиком правоотношение безобъектно. Объект в нем присутствует, но если вначале он выражен в задании заказчика в нематериальной форме, т.е. в виде того желательного для заказчика результата, который должен быть достигнут подрядчиком, то в последующем благодаря действиям подрядчика он приобретает вещественную форму.
     Гражданско-правовое отношение складывается в данном случае именно по поводу результата работы подрядчика. Заказчика интересует, прежде всего, результат действий подрядчика, а не выполнение последним тех или иных работ само по себе. На этом, собственно, основывается одно из главных различий в регулировании отношений, связанных с выполнением работ, гражданским и трудовым правом. Если трудовое право имеет своим предметом регулирование самой трудовой деятельности работников, то гражданское право исходит из того, что подрядчик сам организует свой труд и отвечает, как правило, лишь за достижение конечного результата.
     Характерным признаком результата работы как особого объекта гражданских прав является то, что он может быть гарантированно достигнут любым лицом, обладающим необходимыми знаниями, навыками и квалификацией. При этом результат работы не имеет тех черт уникальности, новизны, неповторимости и т.п., которые свойственны результатам творческой деятельности. В этой связи закон не придает особого значения тому, кто именно выполняет работу. 
     Важнейшим квалифицирующим признаком рассматриваемого объекта гражданских прав является то, что результат работы должен быть выражен в овеществленной форме, т.е. материализован в созданных, отремонтированных, переработанных и т.п. вещах. Иными словами, этот результат должен обладать способностью отделения от самих действий лица, выполняющего работу, быть осязаемым и способным к передаче лицу, для которого выполнялась работа. Если такой способностью результат работы не обладает, налицо иной объект гражданских прав – услуга.
     Среди видов работ ГК РФ выделяет подрядные работы (в их числе - бытовой, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ) и работы по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Услуги подразделяются на фактические (например, перевозка, хранение), юридические (комиссия, поручение), а также комплексные - включающие элементы фактических и юридических услуг (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом).
     Работа характеризуется достижением вещественного результата, в обратимой спецификации он фактически есть, т.е. формально это работа. Однако если ее результат может легко (быстро) исчезнуть или тем более объект может вернуться к первоначальному состоянию, существовавшему до переработки или изготовления, то будет ли операция, совершенная для достижения такого результата, полноценной работой? Речь не идет о каких-то случайных исключениях, казуистике, - таковы услуги салонов красоты, парикмахерских и т.п. Результат этих «работ» начинает уничтожаться сразу же после их производства. Поэтому из-за специфической «дефектности» результата данные операции можно отнести к услугам. Основополагающим критерием, позволяющим произвести некоторое обособление названных услуг, является достижение неустойчивого вещественного результата. В силу его слабой сохранности подобная деятельность может быть отнесена к услугам.
     Сюда же примыкают договоры по выполнению ремонтных работ. Из двух легальных признаков работы (п.1 ст.703 ГК РФ): изготовление и переработка (обработка), к ремонту относится последняя. На ремонт зданий и помещений распространяются положения о строительном подряде (ст.ст.740 - 757 ГК РФ).
     Деятельность по ремонту оборудования, бытовой техники, инструментов, ювелирных изделий можно отнести к оказанию услуг. Фактически производство такого ремонта имеет материальный результат, формально это работа, но результат этот не совместим и не соизмерим с результатом спецификации, он зачастую столь незначителен, что с большим трудом можно говорить о переработке или обработке. В таком случае эти операции могут иметь два режима правового регулирования: один как работы, второй как услуги. Применение того или иного режима зависит от конкретной операции.
     3 ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ УСЛУГ ОТ РАБОТ
     
     Актуальным остается еще один вопрос, касающийся разграничения понятий «работа» и «услуга». По этой проблеме в юридической науке до сих пор нет единства. В юридической литературе высказано мнение о том, что не следует резко противопоставлять понятия «работа» и «услуга» уже хотя бы потому, что «услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой -занятие каким-либо делом, применение своего труда. Каждая услуга становится объектом гражданско-правового обязательства тогда, когда выражается в какой-то работе, а работа - когда она принимает форму оказания услуги
     Различия в экономическом содержании отношений по оказанию услуг и выполнению работ свидетельствуют о том, что и правовое регулирование их должно осуществляться отдельно, различными нормами права. Урегулирование договоров подряда и договоров услуг в одном нормативном акте представляется крайне некорректной. Примером такого неудачного «синтеза» являются ФЗ «О защите прав потребителей»8 и «Правила бытового обслуживания населения в РФ»9. Между тем четкая дифференциация имеет важное практическое значение, поскольку без надлежащей защиты остаются потребители услуг, так как механизм защиты их прав сводится лишь к защите от ненадлежащего результата исполнения обязательства, каковым всегда подразумевается вещь. Результат же оказания услуги обладает спецификой, которая заключается в том, что по результату невозможно оценивать качество выполненной услуги. Это приводит к тому, что при ориентации на защиту от ненадлежащего результата исполнения услуги, без учета характера деятельности, права потребителей в действительности не обеспечиваются. И чтобы обеспечить качественно иной механизм защиты прав, прежде всего прав граждан-потребителей, от ненадлежащего оказания услуг, необходимо четко отграничить услугу от работы.
     Работы сейчас отделяют от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику овеществленный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо овеществленный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК РФ. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК РФ). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить о «полезном эффекте» услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях – наблюдать, но не получать как вещь. Причем этот «полезный эффект» в качестве полученного результата может и не совпасть с ожидаемым. Законодатель относит к подряду, наряду с изготовлением или переработкой (обработкой) вещи, также и «выполнение другой работы». По смыслу норм статей ГК РФ о подряде (ст. 702, 703, 704 и др.) «выполнение другой работы» – п.1 ст.703 ГК РФ – преследует цель создания вещи, так как и эта «другая» работа должна иметь результат, подлежащий передаче заказчику, тогда как в услугах такая цель отсутствует10. Так, например, комплектация компьютера модемом, производимая компьютерной фирмой будет являться работой, а вот предоставление заказчику возможности выхода в Internet, будет осуществляться этой же фирмой путем оказания ему интернет-услуг. 
     Но, если все эти действия совершаются единовременно, стоит говорить о смешанном договоре, включающем в себя договор подряда и договор возмездного оказания услуг, на разговорном языке – договор подряда с дополнительными услугами. Специфический признак услуг из смешанных договоров следующий: услуги оказываются на основе договора, включающего элементы различных договоров. Легальное определение смешанного договора приводится в п. 3 ст. 421 ГК РФ. Смешанный договор, если нет законодательного запрета, допускает применение к нему норм, регулирующих различные виды (типы) договоров. Объем правового регулирования соотносится с величиной влияния элемента или модели «чистого», поименованного договора на смешанный. Раз объект обязательства из смешанного договора един, то в нем, наряду с операцией - услугой, могут содержаться действия, связанные с передачей имущества в собственность (медицинские услуги по протезированию) или в пользование. Объект подобных обязательств можно назвать комплекс - объектом, а обязательства относительно него могут одновременно относиться как к обязательствам по оказанию услуг, так и к другим группам обязательств. Чем больший объем в объекте обязательства из смешанного договора занимает услуга, тем легче назвать соответствующее действие – объект обязательства услугой. Специфической особенностью услуг, оказываемых из смешанных договоров, является возможность возникновения устойчивого овеществленного результата, что следует из самой природы смешанного договора, поскольку объект обязательств из подобных договоров может включать в себя действия, направленные на изготовление или переработку вещи. Появление овеществленного результата из смешанного договора, по которому среди прочего оказываются услуги, не приводит к смешению работ и услуг: законченный результат здесь есть следствие работы. Если выполняемые услуги и способствовали его появлению, то он, тем не менее, возникает не напрямую из услуг. Ведь в первом случае у подрядчика намечена определенная цель работы и ее достижение очевидно и видимо. И заказчик, после приемки работ, получает овеществленный результат в виде компьютера с дополнительными функциями, и он (заказчик) теперь может пользоваться этим результатом длительное время. Оказание же интернет-услуг неосязаемо, и заказчик потребляет эти услуги в процессе их предоставления.
     В подрядных обязательствах безусловно, важны в своем единстве производство работ и передача ее результатов, а не просто передача имущества. И все же деятельность в подряде не имеет такого значения, какое она приобретает в услугах. Так, в обязательствах по выполнению работ процесс труда, деятельность важна постольку, поскольку она служит предпосылкой достижения конечного материального результата, в услугах же деятельность уже не есть лишь предпосылка, а в ее осуществлении и состоит собственно исполнение обязательства по оказанию услуг. В подряде для получения этого материального результата исполнитель осуществляет деятельность по созданию или переработке вещи, т.е. овеществлен не только результат, но и объект приложения действий. Подряд юридически безразличен к приемам, которыми выполняется работа. В подряде стадия потребления наступает после завершения деятельности и известный интерес удовлетворяется через отделимый от деятельности и от ее исполнителя результат в услугах, как ты знаем эффект деятельности проявляется по мере оказания услуги и неотделим от нее. Поэтому, в отличие от услуг, которые необратимы, в работах есть результат, который можно предъявить к возврату (за его некачественностью или вследствие признания сделки недействительной). Иными словами, в подрядных обязательствах, «пока выполняются работы, еще нет результата, а как только появляется результат, сами работы уже завершены»11. Опираясь на традиционный пример посещения женщинами салонов красоты, можно утверждать, сославшись на вышесказанное, что наращивание ногтей будет являться работой по договору бытового подряда (причем из материалов подрядчика), а вот уяснение юридической природы обстоятельства, касающегося посещения косметологического кабинета, может вызвать сомнения. Но это только на первый взгляд. Заказчику безусловно оказывается косметологическая услуга, так как овеществленный результат здесь отсутствует, клиентке важен сам процесс оказания услуги, потребляемость последней наступает во время ее предоставления, а полезный эффект может и не достигнуть желаемого результата.
     Услуга может быть оказана из материалов подрядчика (п.1 ст.704 ГК РФ), например, когда и в обязательстве по оказанию услуги для ее исполнения требуется использование материалов, оборудования (машинописная бумага, транспортные средства и прочее). Но в отличие от работ, в услугах эти предметные реальности, не предназначены для облечения их в некую новую вещественную ценность, подверженную риску случайной гибели или порчи, выполняют совершенно иную роль – служить техническими средствами осуществления деятельности, ее материальной формой выражения и т.п., но только не тем, что имеет в виду подряд12. Важно отметить, что некоторые ученые консультирование в устной форме считают услугой, а в письменной – уже работой13. Эти мнения, на наш взгляд, могут быть оспорены. Ведь вполне естественным и никак не противоречащим сущности услуги будет не только присутствие в ней осязаемых предметов, но и предоставление их заказчику. Такие предметные реальности, как диплом, иной документ об образовании, рукописный или машинописный текст разъяснений, заключений (допустим, по правовым вопросам), подготовленный проект договора, заявления, становятся в услуге лишь непостоянным вещественным элементом, той внешней формой, в которой воплощается деятельность по оказанию услуг в силу конкретного обязательства14. Это мнение подтверждает и арбитражно-судебная практика. При оказании правовых услуг направленность обязательства состоит.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.