- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Синонимы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011022 |
Тема: | Синонимы |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Институт педагогического образования и социальных технологий Кафедра педагогики и психологии начального образования Направление «Педагогическое образование» РЕФЕРАТ по дисциплине «Русский язык» Синонимы Работу выполнила: Студентка 2 курса 21 Б группы заочной формы обучения Цветкова Диана Николаевна Преподаватель: Цветкова С. П. Тверь, 2018 Содержание: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. 3 §1. Синонимы. Классификация. Прием использования......…… 5 §2. Требования ФГОС. Анализ школьного учебника…….……. 8 §3.Опыт педагогов-практиков по использованию лингвистического материала на уроках русского языка..……………. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........……………………….. 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……. 16 Введение Русский язык очень важен для обучающихся, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения на других уроках. Наш язык богат синонимами. Чем больше лексически обогащен язык школьников, тем выразительнее и красочнее речь ребенка. Точность при употреблении слов связана с выбором из нескольких синонимичных единиц более подходящего слова, соответствующего содержанию и стилю. Чтобы не допускать речевых ошибок, отступлений от литературных норм, младшие школьники должны хорошо овладеть знаниями о синонимах, научиться применять их в своей устной и письменной речи. Изучение синонимичных слов приобретает все большее значение в практике школьного преподавания. В связи с этим данная тема не утрачивает своей актуальности. Объект исследования – учебники по русскому языку (вузовский и третьего класса). Предмет исследования – раздел «Лексика» в русском языке. Цель исследования – на основе научной литературы проанализировать тему «Синонимы» в начальной школе. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать понятие «Синонимы», опираясь на учебник Л. Л. Касаткина. 2. Проанализировать требования ФГОС и учебник 3 класса по программе «Школа России». 3. Рассмотреть приемы использования лингвистического материала на уроках русского языка среди педагогов-практиков. Теоретико-методологическая основа исследования: учебники по русскому языку, опыт педагогов-практиков, методические разработки учителей. Методы исследования: изучение научной литературы, обобщение педагогического опыта, анализ и синтез, классификация, опрос учителей. Теоретическая и практическая значимость: работа представляет собой анализ вузовского и школьного учебника по русскому языку. В данном реферате рассмотрены пять упражнений по теме «Синонимы», также представлен опыт педагогов практиков по русскому языку. Результаты труда будут интересны широкому кругу читателей – как учителям, неравнодушным к преподаванию родного языка, так и родителям, студентам, педагогам-практикам, как опытным, так и начинающим. Структура исследования: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы. СИНОНИМЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРИЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Касаткин Л. Л. пишет следующее: «Ознакомление детей младшего школьного возраста с теоретическими основами науки о русском языке должно быть непосредственно связано с работой по развитию правильности, точности и выразительности детской речи, с развитием у детей языкового вкуса. Эти задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если сам учитель имеет глубокие знания, ясно представляет себе русский язык как систему, свободно владеет нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи» [5, 3 с.]. Рассмотрим понятие по учебнику русского языка Л. Л. Касаткина. «Синонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки» [5, 166 с.]. Синонимами могут быть как пары слов (метель – вьюга), так и целые ряды (большой, огромный, громадный, великий и т.п.). «Основное значение синонимов – делать речь выразительной, гибкой, передавать тонкие оттенки смысла, точно называть близкие, но все же различающиеся явления, свойства, признаки» [5, 172 с.] Теперь перейдем к классификации. 1. Синонимы бывают полные и неполные (квазисинонимы). Первые тождественны по смыслу: везде – всюду. Вторые не тождественны, но близки: высокий – рослый. Основное значение у этих слов совпадает, но в частных случаях они могут иметь различия. * Квазисинонимы включения – те, у которых одно понятие полностью включает в себя другое. Значение слова «нападение» включает в себя «агрессию», чего нельзя сказать, переставив слова местами. Глагол «болеть» включает в себя квазисиноним «саднить». Между этими единицами русского языка – отношение включения. * Квазисинонимы пересечения – те, у которых есть одно общее значение, и, кроме того, каждый синоним имеет и свою особенность. Например: жадный – скупой. Первый квазисиноним означает, что человек любит брать чужое, а второй – когда не имеет желания отдавать свое. 2. Синонимы по стилистической окраске делятся на три подгруппы: * Нейтральные – наиболее общая по смыслу единица в синонимичном ряду. Чаще всего является определяющим словом, доминантой. * Книжные – синонимы, имеющие наиболее высокую стилистическую окраску. * Сниженные (разговорные или просторечные) – приближенные к стилистически сниженной лексике. Например: глаза (нейтральный синоним) – очи (книжный) – гляделки (просторечный). 3. Многозначные синонимы – слова, которые имеют несколько значений. Следовательно, по каждому из значений они входят в различные синонимичные ряды: низкий (по росту) – приземистый; низкий (по качеству) – плохой; низкий (по тембру) – густой, басистый и т.п. 4. Синонимы прямого и переносного значения. Рассмотрим на примере глагола «рассматривать». В прямом значении: рассматривать – разглядывать (иллюстрацию), а в переносном: рассматривать – разбирать (иск, жалобу). 5. По сочетаемости с другими словами: прилагательное «коричневый» сочетается с предметами: коричневые ботинки, коричневая книга, коричневый стол. Но синоним к этому слову «карий» можно употребить лишь с существительным «очи, глаза». Также существуют синонимы-фразеологизмы: работать плохо – работать спустя рукава; обманывать – водить за нос и т. п. Рассмотрим прием использования синонимов в речи. Л. Л. Касаткин пишет следующее: «Синонимы – это богатство языка. Чем более развита в языке система синонимических средств, тем полнее возможности перифразирования – выражения одной и той же мысли разными способами» [5, 171 с.]. Синонимы помогают избежать частого повторения одинаковых слов в связной речи. В таких случаях каждое из слов имеет свое уточнение, оттенки смысла. Например, мы можем произнести: «орел вылетел», а «ласточка выпорхнула», но не можем сказать наоборот (орел выпорхнул). В словосочетаниях и предложениях представляется больше возможностей перифразировать синонимы. Особенно помогают синонимичные глаголы в передаче диалога в письменной речи: сказал, прошептал, вымолвил, пробормотал, ответил, спросил, уточнил, поинтересовался и т. п. Следовательно, проанализировав тему «Синонимы» по учебнику Л. Л. Касаткина, мы охарактеризовали понятие, рассмотрели виды синонимов, их классификацию. Также обратили внимание на важность изучения данной темы. Рассмотрели прием использования синонимичных слов в речи, особенности их употребления в той или иной стилистической ситуации. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС. АНАЛИЗ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА. Важным документом, на который должны ориентироваться в своей работе учителя начальных классов, является ФГОС НОО. Рассмотрим подробнее требования, предъявляемые Стандартом к изучению русского языка. Итак, результаты должны отражать: «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [8, 7 с.]. Без изучения синонимов невозможно достигнуть этих результатов. Именно раздел «лексика» дает возможность младшим школьникам научиться подбирать синонимы для устранения повторов в тексте, используя уместные и более точные фразы. Для решения коммуникативных задач также нужны знания о синонимах русского языка. С их помощью устная и письменная речь приобретает различную стилистическую окраску, избегая повтора одинаковых слов. «Цель работы над лексическими синонимами в школе заключается не только в том, чтобы обогащался словарный запас учащихся за счет знакомства с синонимическими рядами, но и в том, чтобы обращалось самое пристальное внимание на уточнение значения и сферы употребления синонимических слов, а также на их оттенки, семантические и стилистические различия» [9, 37 с.]. Для анализа возьмем «Русский язык» третьего класса. Учебник входит в систему «Школа России». Следовательно, сначала мы рассмотрим эту программу. Предметными результатами после освоения учебно-методического комплекта «Школа России» в третьем классе является овладение первичными нормами русского языка (в том числе и лексическими). В содержание раздела «Лексика» входит изучение синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов. Они делают речь обучающихся более разнообразной, насыщенной и богатой. Программа «Школа России» формирует у ребят начальной школы мнение о языке как основном средстве человеческого общения, базовые представления о лексике русского языка. Изучение УМК «Школа России» способствует осмыслению роли слов в выражении чувств, эмоций, настроений; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств, зависящих от темы и цели, идеи и ситуации. Далее перейдем к анализу учебника «Русского языка» учебно-методического комплекта «Школа России». На первых страницах третьеклассники найдут обращение к ним, содержащее следующий текст: «Вы будете учиться владеть русским языком, одним из богатейших языков мира, учиться видеть, чувствовать и ценить его красоту, уместно и правильно пользоваться словами русского языка во время общения. ?…? Будете учиться точно излагать свои мысли, выражать свои чувства и настроения, говорить так, чтобы было интересно вас слушать» [4, 3 с.]. Все это имеет непосредственное отношение к разделу «Лексика», теме «Синонимы». Без синонимичных слов невозможно представить наш язык, они дают возможность подбирать более точные и нужные единицы речи. В разделе учебника «Слово в языке и речи» авторы пишут, что обучающиеся научатся, среди всего прочего, «распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и наблюдать, как они используются в тексте» [4, 39 с.]. Теперь познакомимся с синонимами поближе. В учебнике прочтем: «Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран» [4, 42 с.]. Рассмотрим упражнения из учебника третьего класса, которые затрагивают тему синонимов. 1. С. 40, упр. 65. Рассмотрите схему на стр. 41. Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. Какие слова относятся к синонимам? антонимам? 2. С. 42, упр. 68. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. К каким из данных слов можно подобрать синонимы? антонимы? Подберите их. 3. С. 42, упр. 69. Выпишите из словарей (с. 154-155): синонимы к словам интересный, красивый; антонимы к словам впереди, мужество. 4. С. 44, упр. 73. Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках. Запишите предложения. Объясните свой выбор синонимов. 5. С. 44, упр. 74. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы. Данные упражнения знакомят учащихся третьего класса с синонимами, помогают обогатить словарный запас детей, сделать их речь более разнообразной и насыщенной. При выполнении заданий ребята учатся не допускать частого повторения одинаковых слов, сравнивая их лексические значения. Упражнения способствуют формированию умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; помогают обучающимся почувствовать различия стилей и жанров, составлять тексты в письменной и устной формах. Первое задание формирует у учеников представление о понятиях «синонимы», «антонимы». Третьеклассники пробуют формулировать свои определения терминов, чувствовать их различия, приводить примеры. С помощью этого упражнения развивается устная речь, коммуникативные навыки. Во втором, третьем, четвертом и пятом заданиях нужно подобрать синонимы к словам. Но если в упр. 69 нужно выписать их из словаря в конце учебника к данным (интересный, красивый), то в упр. 68 – сначала найти слова, к которым можно подобрать синонимичные выражения. 69 упражнение также формирует умение пользоваться различными словарями. В четвертом задании нужно выбрать из данных слов в скобках нужный синоним. Это упражнение помогает обучающимся чувствовать стиль текста, видеть различия между синонимичными словами, выбирать подходящее по смыслу выражение. В упр. 74 ученикам предлагается подобрать к словам первой группы синонимы. Это способствует обогащению словарного запаса младших школьников, активизирует их мышление. Через интерес к лексике прививается и интерес к русскому языку. Таким образом, анализируя требования ФГОС, мы заметили, что без изучения данной темы невозможно достигнуть максимально продуктивных результатов в изучении русского языка. Раздел учебника третьего класса УМК «Школа России» и упражнения, которые рассмотрены в данной работе, нацеленные на формирование понятия «синонимы», помогают младшим школьникам овладеть лексикой русского языка, развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ-ПРАКТИКОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В лексикологии как разделе науки о языке рассмотрим тему «Синонимы». Для ее усвоения школьниками педагоги используют различные подходы и приемы. Представим опыт учителей по использованию лингвистического материала на уроках русского языка. 1. Дидактическая (обучающая) сказка. С ее помощью педагог формирует представление и передает знания, учебный материал обучающимся в игровой форме. Преобразовав термины и классификации в сказочные сюжеты, учитель вызывает эмоциональный отклик у ребят, что способствует запоминанию материала и вовлеченности в учебный процесс. 2. Задания на выписывание группы лексики (например: синонимы) из различных художественных, публицистических текстов. Школьники научатся видеть в тексте синонимичные выражения, подбирать и составлять цепочки и пары, объяснять оттенки значений и различия употребления. При выполнении таких упражнений обогащается словарный запас детей. 3. Кроссворд по синонимам. Развивается память, находчивость, активизируется лексический запас обучающихся. 4. Викторина по разделу лексики, включающая в себя вопросы о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Ребята научатся применять свои знания в различных речевых ситуациях, упражнениях. Через различные вопросы викторины систематизируются знания, вовлеченность облегчает запоминание материала. 5. Творческая работа в группах (4-5 человек) на тему «синонимы». Например: придумать сказку или рассказ о синонимах; составить кроссворд или загадку; подобрать тематические цепочки синонимичных слов. Данные задания развивают творческие способности, дают более широкие возможности для изучения темы и применения знаний школьниками. 6. Работа со словарем является неотъемлемой частью при изучении данной темы. Использование словаря синонимов способствует обогащению лексического запаса детей, развивает потребность обращения к справочной литературе. 7. Деформированный текст для замены одинаковых слов. Исправление речевых ошибок. При работе над заданием активизируется словарный запас обучающихся, развивается память, находчивость. 8. Проект по разделу лексики (синонимы, антонимы, омонимы). С его помощью школьники более глубоко знакомятся с синонимами, закрепляется и обобщается пройденный на уроках материал. 9. Игра «Четвертый лишний». Цепочки состоят из трех синонимов и одного лишнего слова. Ученики учатся уточнять различия между синонимичными словами, видеть их стилистическую окраску и понимать уместность употребления. 10. Работа в парах: составить упражнение с синонимами для соседа. Поменяться заданиями, решить их. Творческая работа, предлагаемая обучающимся начальных классов, представляет собой обширные варианты заданий. Например: составь синонимичную цепочку, подбери синонимы к словам, замени одинаковые слова в тексте, подбери нужный синоним, выпиши из словаря синонимов и т. д. При такой работе в парах закрепляется пройденный материал, лучшие упражнения можно разобрать всем классом. Таким образом, обобщив опыт педагогов-практиков, мы получили различный материал для использования на уроках русского языка. Всевозможные задания направлены на ознакомление и работу с синонимами, обогащение словарного запаса школьников, закрепление пройденного материала. Лексикология способствует формированию умения использовать в устной и письменной речи синонимичные слова, различать стили и жанры текста, развивать коммуникативные навыки. Заключение Во время формирования данного реферата была рассмотрена литература по русскому языку, методические работы и опыт преподавателей, проанализирован учебник Л. Л. Касаткина. Также был проведен анализ требования ФГОС и учебника «Русский язык» начальной школы. Представляется верным, что изучение темы «Синонимы» среди обучающихся младшего школьного возраста не утратило своей актуальности и в настоящее время. Итак, можно признать, что задачи работы выполнены, а именно: 1. Охарактеризовано понятие «синонимы», классификация и особенности использования по учебнику Л. Л. Касаткина, проанализирована важность изучения школьниками данной темы. 2. Проанализированы требования ФГОС, учебник третьего класса по русскому языку и программа «Школа России». Рассмотрены упражнения по синонимам, которые помогают обучающимся младшего школьного возраста развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки, обогатить словарный запас. Все это соответствует требованиям ФГОС НОО. 3. Рассмотрены приемы использования лингвистического материала на уроках русского языка среди педагогов-практиков. Задания, представленные учителями, будут интересны и полезны для обучающихся. Таким образом, можно заключить, что цель исследования достигнута. Источники: 1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). 2. Долгокирова, В. Г. Методы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новых стандартов / В. Г. Долгокирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 30. – С. 18–20. 3. Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с. – (Школа России). 4. Канакина, В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159с. – (Школа России). 5. Касаткин, Л. Л. Русский язык: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; под ред. Л. Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768 с. 6. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов: с толкованием значений, оттенков и многозначности слова. Для поисковой, творческой работы учащихся начальных классов / М. Р. Львов. – М.: Дрофа, 2015. – 98 с. 7. Панюкова, О. В. Анализ программ и учебников русского языка «Школа России» и «Начальная школа 21 века» / О. В. Панюкова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/analiz_programm_i_uchebnikov_russkogo_yazika_shkola_212112.html 8. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf 9. Чижова, Т. И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. – 1978. – № 4. – С. 37-40. 17 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: