- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль россии в урегулировании сирийского кризиса (2011–2017 гг
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011770 |
Тема: | Роль россии в урегулировании сирийского кризиса (2011–2017 гг |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Уральский гуманитарный институт Кафедра теории и истории международных отношений ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ ПЕРЕД ГЭК Зав. кафедрой В. И. Михайленко _________________________________ ( подпись) «______»________________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Роль россии в урегулировании сирийского кризиса (2011–2017 гг.) Руководитель: Лямзин А. В. к. и. н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Нормоконтролер: Лямзин А. В. Студент группы УГИЗ-534308 Асанова Э. И. Екатеринбург 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3 ГЛАВА I. РОССИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА….…………………………………………………………………….…8 1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………………………………………………..………...8 1.2. ПОЛИТИКА РОССИИ В РЕГИОНЕ………………………….....…….11 ГЛАВА II. ПОЗИЦИЯ РОССИИ ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА……………………….………..…………...18 2.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА……….18 2.2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ КОНФЛИКТА 2011–2013 ГГ.........................................................................21 2.3. РОЛЬ РОССИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В СИРИИ…….…………………………..….30 2.4. УЧАСТИЕ РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВСТРЕЧ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА В САР.…………………………………………………………………………..39 ГЛАВА III. ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ……………...……………….55 3.1. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РОССИЙСКОЙ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ…………………………………………………….…………………55 3.2. ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ В САР………....58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………....66 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………70 ВВЕДЕНИЕ В конце 2010 – начале 2011 гг. арабский мир захлестнула волна революций, которая получила название Арабская весна. Режимы сменились в Египте и Тунисе. После военного вмешательства Запада, санкционированного Советом Безопасности ООН, был свергнут ливийский диктатор М. Каддафи. В марте 2011 года волнения начались и в Сирийской Арабской Республике. После жестокого подавления демонстраций с требованием демократизации существующего режима в стране начались вооруженные столкновения правительства и представителей оппозиции. Вскоре волнения в стране переросли в гражданскую войну. Дестабилизация ситуации в Сирии создала вакуум власти, который был заполнен радикалами, прибывшими в Сирию со всего региона. Появилась угроза распада государства и создания на месте Сирии очага терроризма. Ситуация в стране не могла не вызывать серьезную озабоченность со стороны международного сообщества. С самого начала конфликт находился под пристальным вниманием мировых держав. И, если Соединенные Штаты, страны Запада, Аравийские монархии приняли сторону оппозиции, поддержав лозунг о том, что Б. Асад должен покинуть свой пост, и были готовы осуществить «ливийский сценарий», то Российская Федерация и Китай придерживались мнения, что сирийский народ должен сам решать свое будущее путем переговоров. Такое различие в подходах к решению кризиса не позволяло Совету Безопасности ООН оперативно реагировать на происходящее в САР. Промедление Совета Безопасности привело Сирию к гуманитарной катастрофе. Часто можно слышать мнение о том, что позиция России не способствовала разрешению конфликта, а лишь усугубляла его, поддерживая диктаторский режим Б. Асада. После решения президента России В. Путина о вводе войск в Сирию для борьбы с распространяющимся там терроризмом, многие государства стали открыто обвинять Российскую Федерацию в эскалации конфликта. Поэтому важным представляется анализ усилий, которые Россия направляла на урегулирование конфликта в Сирии. Объект данного исследования – ближневосточная политика России в рамках борьбы с международным терроризмом. Предмет исследования – участие Российской Федерации в процессах урегулирования кризиса, вызванного гражданской войной в Сирийской Арабской Республике. Хронологические рамки исследования: март 2011–2017 годы. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что сирийский кризис начался в марте 2011 г. Вследствие того, что конфликт в САР не решен, временем окончания исследования является период после приказа президента России В. Путина о выводе российских войск из Сирии. Цель исследования – анализ методов, используемых Россией для урегулирования Сирийского кризиса. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: * определить характеристики международного терроризма на Ближнем Востоке в XXI веке; * изучить основные аспекты политики России в ближневосточном регионе в начале XXI века в рамках противодействия международному терроризму; * выявить причины возникновения сирийского кризиса; * проанализировать инициативы Российской Федерации, направленные на мирное урегулирование конфликта; * исследовать роль российской военной операции в урегулировании кризиса и борьбе с терроризмом. Для эффективности анализа данной проблемы в ходе исследования использовались следующие методы: сравнительный, типологический, метод системного анализа. На основе используемых методов проводится анализ роли Российской Федерации в разрешении сирийского кризиса и борьбе с распространением терроризма. Методологией исследования является теория политического реализма. Идеи баланса сил, национального интереса и цели в международных отношениях отражаются в современных процессах соперничества великих держав в ходе сирийского конфликта. Степень разработанности проблемы. При написании работы были использованы статьи, научные исследования, статьи из периодической печати, электронные ресурсы и новостные сводки. В ходе исследования автор обращался к работам Е. Галкиной и Б. Койбаева, А. Демченко, А. Егорина, А. Ефимова, которые изучают различные направления политики России в ближневосточном регионе1. Также были проанализированы исследования Б. Долгова и А. Васильева, которые рассматривали сирийский кризис с точки зрения внутренних процессов, а также в контексте региональных отношений2. Е. Я. Сатановский рассматривает сирийский конфликт под углом ирано-саудовских отношений, а также в рамках общей ситуации в регионе Ближнего Востока3. В. Евсеев и В. Симонов изучают сирийский кризис в контексте российско-американских отношений4. С. Иванов и Г. Мирзаян анализируют влияние внешних игроков на развитие ситуации в Сирии5. Воздействие региональных игроков, а также Соединенных Штатов, на события сирийского кризиса изучаются П. Львовым6. М. Ходынская-Голенищева рассматривает влияние региональных и западных держав на деятельность сирийской оппозиции7. Б. Хаддад, М. Кабалан, Т. Мансуров, А. Стент, И. Звягельская, Р. Саллоум, Дж. Уайт, С. Мелконян рассматривают цели российской военной операции на территории Сирии, а также ее влияние на развитие сирийского конфликта8. М. Кросстон, Дж. Соломон изучают развитие сирийских событий в связи с применением на территории страны химического оружия9. В работе использован ряд источников. Позиция России относительно происходящих вокруг Сирии событий была определена на основании заявлений президента РФ, опубликованных на официальном сайте, в интервью или статьях10, комментарии МИД РФ, Департамента информации и печати МИД РФ и официального представителя МИД РФ11, выступления и заявления министра иностранных дел С. Лаврова12, материалы брифингов официальных представителей внешнеполитического ведомства, а также другие заявления ответственных лиц13. Для оценки роли России в урегулировании конфликта использовались материалы из заявлений представителей сирийского народа и западных стран14. Чтобы определить, насколько предложения России были приняты мировым сообществом, были проанализированы официальные документы международных организаций, сообщения их представителей и заявления официальных лиц по итогам переговоров15. Научная новизна исследования: дан комплексный анализ влияния Российской Федерации на процесс урегулирования сирийского кризиса. Исследование состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. ГЛАВА I. РОССИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Рассмотрение участия России в сирийском конфликте немыслимо без оценки общей роли нашей страны в ближневосточном регионе. На Ближнем Востоке Российская Федерация стремится решать вопросы глобальной безопасности, основной из которых является международный терроризм. Развитие международного терроризма было обусловлено несколькими факторами, главным из которых стала глобализация. Стирание государственных границ и появление информационных технологий сделало возможным создание террористических сетей, которые опутывали весь мир16. Кроме того, важным фактором стала возможность активных действий на международной арене негосударственных акторов, а также наличие у террористических группировок единой идеологии. Здесь следует отметить, что исламская основа террористической деятельности дает возможность использования религии в радикальных целях для множества общественных течений. Религиозный аспект тесно переплетается с политическим и национальным, так как исламистские движения ставят целью образование единого исламского государства. Такие направления не признают никаких правил и рамок поведения, они используют насилие, жестокость и агрессивность17. Однако помимо религиозных причин, существуют и другие. Одной из преобладающих черт современного Ближнего Востока является сочетание традиций и инноваций. Сегодня важным аспектом жизни ближневосточных стран является синтез модернизации и традиций для перехода на современную ступень развития. Устойчивость традиций – одна из особенностей арабского общества. Однако при этом, в ходе модернизации открылся технологический разрыв между арабскими государствами и Западом. Для арабского мира, который в эпоху Средневековья был одним из культурных, политических и экономических центров, ситуация, в которой они не могут самостоятельно осваивать собственные богатства, является неудовлетворительной. Кроме этого, неудачные попытки построения в странах Ближнего Востока светских систем правления привели некоторых мусульман к мысли о том, что главная проблема отсталости стран региона – отход от «истинного» ислама. Подчиненное положение арабских государств в мире вызывает у населения негативные эмоции по отношению к Западу, чья экономическая, культурная и политическая экспансия приводит мусульман к идее о радикальных методах борьбы18. Помимо этого, исламизм является своеобразной формой протеста арабского населения, в отсутствие прямого диалога с властью. Незащищенные слои населения, особенно в периоды кризисов, не могут донести свои требования до властей ввиду отсутствия легальных демократических институтов взаимодействия19. Терроризм на Ближнем Востоке имеет исторические предпосылки. Во время Холодной войны этот регион был особенно важным для противостояния СССР и США. Конфронтация между сверхдержавами побуждала их поддерживать освободительные движения арабских стран. При этом поддержку сверхдержав часто получали террористические организации, которые контролировались во избежание нарушений «правила игры». После распада биполярной системы радикалы получили самостоятельность в своих действиях и были готовы применять любые средства, в том числе и оружие массового уничтожения20. Также терроризм на Ближнем Востоке представлен и на государственном уровне. В этом случае экстремизм развивается в авторитарных странах, имеет организованную структуру, идеологическую основу и обеспечен пропагандой. Такой вид терроризма имеет следующие формы: нападение на соседние страны без объявления войны, проведение террористических операций на территории соседнего государства, скрытые войны. В этом случае терроризм направлен на разрешение внешнеполитических задач, таких как получение помощи, увеличение влияния и т.д.21 Значительное влияние на ситуацию в регионе оказало военное вмешательство Соединенных Штатов в Ирак. Разрушение иракской государственности не повлекло создания новой, использование религиозного фактора в стране вызвало всплеск вражды между представителями различных течений ислама22. Отмечается, что современные террористические ячейки преследуют иные цели, отличные от своих предшественников. Так, раньше целью актов террора были не человеческие жертвы, а резонанс, вызванный им. За счет этого приобреталась известность, а также привлекалось внимание к целям и проблемам движения. Сегодня террористы используют подобные акции для разрушения или изменения основ общества. Использование информационных каналов дает возможность распространить свои взгляды. Поэтому современные террористы отказываются от религиозно-правового обоснования своей идеологии, используя простые лозунги, оправдывающие их акции. Все это делает террористические акты более непредсказуемыми и жестокими, в ходе которых применяются новые высокотехнологичные средства. Именно поэтому угроза международного терроризма является вызовом всему миру. Стоит отметить, что новые технологические возможности дают толчок террористическим актам, делая их все более разрушительными. Использование информационных технологий спецслужбами, правоохранительными органами, службами, обеспечивающими жизнедеятельность городов, делает их уязвимыми перед информационными терроризмом23. Террористические организации находятся во многих странах Ближнего Востока. Наиболее активными и крупными являются египетские «Братья-мусульмане», ливанская «Хизбаллах», «Аль-Каида», имеющая группы во многих странах ближневосточного региона, военное крыло палестинской «ХАМАС», «Исламское государство», действующее в Ираке и Сирии, сирийская «Джабхат-ан-Нусра» и другие24. Подводя итог, следует отметить, что международный терроризм на Ближнем Востоке является глобальной угрозой международной безопасности. Глобализация современного мира повлекла за собой модернизацию арабского общества. Отход от культурных корней вызвал у населения негативную реакцию, проявляющуюся в неприятии всего западного. Радикальной формой недовольства стал терроризм, получивший религиозное обоснование. Сегодня террористические ячейки Ближнего Востока, распространяющие идеологию исламизма, несут опасность для всего мирового сообщества, включая Россию. 1.2. ПОЛИТИКА РОССИИ В РЕГИОНЕ Необходимо оценить участие России в ближневосточных делах и ее отношения со странами региона. После распада Советского Союза Россия потеряла определенную долю своего влияния, сократив поставки вооружений ближневосточным государствам. Помимо этого росла задолженность этих стран перед Россией, для отсрочки которой правительства хотели использовать ухудшение отношений с Москвой. В данных условиях требовалось пересмотреть политику со странами региона. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 года обозначены следующие приоритеты: «Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки и в регионе в целом на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела Россия будет содействовать созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки. В целях дальнейшего расширения взаимодействия с государствами исламского мира Россия будет использовать возможности участия в качестве наблюдателя в Организации исламского сотрудничества и контакты с Лигой арабских государств, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия настроена и далее развивать двусторонние отношения с государствами Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки»25. Россия заинтересована в развитии всесторонних связей со странами региона, в том числе культурных и экономических. Стоит отметить, что объем торговли с ближневосточными странами составляет миллиарды долларов, помимо этого российский бизнес заинтересован в инвестициях из региона26. Однако примечательным является тот факт, что в официальных внешнеполитических документах ближневосточное направление не является приоритетным, но в то же время в ходе визитов и встреч представителей Министерства иностранных дел проблемам региона уделяется большое внимание. Публицисты высказывают мнение о том, что участие России в ближневосточном урегулировании носит имиджевый характер, то есть направлена на формирование статуса мировой державы, вовлеченной в глобальные проблемы. Между тем, это не совсем так. Дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке угрожает распространиться на центральноазиатские страны, а потом и на территорию нашего государства. Также пропаганда террористических группировок Ближнего Востока направлена в том числе и на южные республики России с целью распространения там очагов терроризма. В связи с этим применение Москвой многовекторной дипломатии направлено на развитие связей с многими акторами региона, не только государствами, но и неправительственными организациями. Такая политика не подразумевает наличие близких партнеров, так как это может испортить отношения с другими игроками, поэтому ее несомненными преимуществами является способность вести диалог со всеми сторонами конфликтов. Однако здесь следует отметить, что единственные, с кем Россия не готова строить отношения – это радикальные исламисты. Тем не менее Москва идет по пути сближения с теми движениями, которые отказываются от идеологической экспансии исламизма в другие страны. Построение двусторонних связей с государствами региона не имеет под собой антизападную основу, т.е. не направлено на вытеснение влияния западных стран на Ближнем Востоке. Политику Москвы стоит рассматривать скорее как оборонительную, ограничивающую влияние радикалов на российских мусульман. Эта линия проводится Россией достаточно успешно. Развитые контакты с ближневосточными акторами способствуют снижению их интереса к экспансии идеологии на исламское население страны. Также политика широких контактов помогает налаживать экономические связи в регионе. Однако отмечается, что возможности Москвы влиять на политику на Ближнем Востоке весьма ограничены, но при этом ситуация в регионе может оказать влияние на саму Россию27. Политика России, направленная на установление двусторонних связей с одной стороны, и поддержкой санкций в отношении ближневосточных государств с другой, на первый взгляд кажется противоречивой. Но здесь следует отметить несколько факторов. Первый, о котором упоминалось выше, это опасность поддержки радикальными исламистами чеченских боевиков. Однако помимо этого, В. Путин говорит о возрождении России в качестве экономической державы, и с этой точки зрения Ближний Восток является важным для налаживания экономических связей, особенно с учетом западных санкций28. Влияние на Ближнем Востоке для России является необходимым, так как регион находится «рядом с ее мягким подбрюшьем на юге»29. Здесь важен тот факт, что возрастание влияния России связано не столько с интересами Москвы, сколько со стремлением не допустить, чтобы проблемы региона решались силовыми методами30. Кроме того, важной частью политики России на ближневосточном направлении является противодействие международному терроризму. Работа Российской Федерации по противодействию международному терроризму в первую очередь направлена на создание международно-правовой базы и укрепление роли Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом. Отмечается, что, по мнению Москвы, проблема антитеррористических действий должна рассматриваться в контексте обеспечения международной безопасности, затрагивающей широкий спектр вопросов. Проблема борьбы с международным терроризмом – одна из приоритетов внешней политики Российской Федерации31. В 2001 году Москва поддержала США, присоединившись к антитеррористической коалиции практически сразу после ее создания. С 2002 года в России проходят совещания старших должностных лиц служб безопасности. Активное участие Москвы в антитеррористической коалиции позволило Соединенным Штатам использовать военные базы в Таджикистане и Пакистане для проведения операции в Афганистане32. Стоит также отметить, что Российская Федерация являлась единственной страной, которая утвердила практически все конвенции по противодействию терроризму. Свои усилия Россия направляла и на сохранение антитеррористической коалиции после вторжения американских войск в Ирак. В частности, помощь Москвы проявлялась в разработке документов в рамках ООН для разрешения сформировавшегося кризиса. Активность России по разработке глобальной стратегии для противодействия международному терроризму стала основой для создания Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Поддерживаются связи с региональными организациями по борьбе с терроризмом. Также важным являлась работа по противодействию терроризму в рамках работы «Большой восьмерки». Например, в 2006 году на саммите G-8, который проходил в Санкт-Петербурге, была принята Декларация о борьбе с терроризмом, где говорилось о необходимости выработки общей стратегии. К этому документу прилагалось заявление о необходимости укрепления программы ООН по борьбе с терроризмом. Кроме того, Российская Федерация предложила рассмотреть проблему «террористических атак на ключевые объекты энергетической инфраструктуры»33. Участие России в системе безопасности Ближнего Востока имеет важное значение, в том числе с геостратегической точки зрения. Необходимым для России является координация действий с государствами на мировых энергетических рынках, где Катар и Саудовская Аравия играют существенную роль. Помимо этого, Москва сотрудничает со многими региональными организациями, в том числе Лигой Арабских государств и Организацией Исламской Конференции34. Российские дипломаты активно работали для достижения ближневосточного урегулирования. Проводились контакты на высшем уровне с представителями Палестины, Израиля, Иордании, Ливана, Египта, Сирии35. Еще один дестабилизирующий фактор в регионе – иранская ядерная программа. Помимо вероятности того, что исламская республика нанесет удар по Израилю, существуют опасения, что разработка Ираном ядерного оружия подорвет действие договора о нераспространении и откроет путь к оружию другим странам, что облегчит попадание ядерного оружия в руки террористов. Усилия России здесь направлены на решение проблемы политическим путем. В частности, вносились предложения о постройке на российской территории завода по обогащению урана для мирного использования в Иране и о поставках ядерного топлива для электростанции в Бушире, при условии, что отработанное топливо будет возвращено. Последнее предложение было принято правительством Ирана. В России высказывалось мнение, что путь санкций и силового воздействия, предлагаемый США, носит контрпродуктивный характер36. Политика Москвы на Ближнем Востоке была достаточно последовательной. Вся текущая дипломатия России была сосредоточена на том, чтобы сохранить свое влияние в регионе. Также Москва отказалась от практики провозглашения дружественных режимов, что позволяет ей сотрудничать со всеми вовлеченными в конфликт сторонами37. Современная политика России направлена на исправление ошибок, допущенных Советским Союзом. Сегодня Москва не стремится соперничать с другими державами за влияние на страны в регионе, что создает условия для сокращения военного присутствия на Ближнем Востоке и вовлеченности в региональные вооруженные конфликты. При этом Россия выражает согласие с мировым сообществом там, где это соответствует нашим интересам, но в случае, когда интересы государства могут быть задеты, Москва готова идти против мнения большинства стран. Важным является тот факт, что сейчас у России на Ближнем Востоке один враг – радикальный исламизм38. Столкнувшись после распада Советского Союза с угрозой терроризма, Российская Федерация смогла пересмотреть свою ближневосточную политику. Практика налаживания контактов со всеми сторонами, участие в решении глобальных проблем на Ближнем Востоке – все это было направлено не столько на формирование имиджа страны как мировой державы, сколько на защиту государства от угроз, которые несет в себе дестабилизация ситуации в регионе. Участие России в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке стало особенно важным в разрешении кризисов, связанных с Арабской весной. Наиболее острый характер приобрели волнения в Сирийской Арабской Республике, которые перешли в гражданскую войну. Российская Федерация принимает активное участие в решении данного конфликта. ГЛАВА II. ПОЗИЦИЯ РОССИИ ПО МИРНОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА 2.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА В декабре 2010 года в Тунисе в результате тщетных попыток пожаловаться властям на действия полицейского совершил самосожжение М. Буазизи – безработный торговец фруктами. Его смерть послужила причиной многотысячных митингов с требованиями отставки действующего президента Туниса Бен Али, за годы авторитарного правления которого в стране сохранялся высокий уровень безработицы, распространялась коррупция, подавлялась оппозиция. Вскоре после начала протестов президент ушел в отставку. Успешные действия в Тунисе побудили египтян последовать их примеру. В феврале пост покинул президент Египта Х. Мубарак. Волнения охватили и другие страны региона. Главными причинами, вызвавшими революции в странах Ближнего Востока, были не только огромные масштабы коррупции и высокий уровень безработицы, отсутствие прав и свобод, нежелание властей проводить реформы, разрыв между богатыми и бедными, но и демографические причины. Однако одним из дестабилизирующих факторов стал так называемый «молодежный бугор», когда численность молодого поколения в стране составляет большую часть. При наличии безработицы, молодые, высокообразованные люди не могут найти себе применение в жизни, что вызывает их протест, и они выходят на улицы. В странах Ближнего Востока и Северной Африки численность молодежи составляет около 50% населения39. После прихода к власти в 2000 году, Б. Асад предпринимал попытки реформирования страны. Реформы были направлены на демократизацию общества и формирование рыночной экономики, что способствовало возобновлению деятельности частного бизнеса, но при этом вызвало ряд негативных результатов, таких как повышение цен, уровня безработицы и увеличение расслоения в обществе. Однако эти реформы не получили дальнейшего развития, так как руководство Сирии посчитало радикальную демократизацию рискованной для стабильности в государстве, поэтому перемены были прекращены. Режим, сложившийся в Сирии к началу волнений, имел такие характеристики, как отсутствие свободы слова, сохраняющийся долгое время режим чрезвычайного положения, произвол силовых служб. При этом в экономике страны также встречались проблемы, сохранялся высокий уровень безработицы, в стране преобладали малоэффективные государственные предприятия40. В марте 2011 года протесты, захлестнувшие арабский мир, достигли Сирии. Все недовольные сирийцы вышли на протестный митинг по призыву в социальных сетях с требованиями политических реформ. После появления первых жертв, Б. Асад пошел на уступки. Президент признал превышение полномочий полиции при разгоне демонстраций и объявил о создании комиссии по расследованию произошедшего инцидента. Было объявлено о проведении реформ, в том числе и об отмене режима чрезвычайного положения, принятия закона о СМИ, освобождение заключенных по политическим мотивам. Б. Асад пошел на уступки и отправил в отставку правительство страны. Кроме того, Б. Асад провел новые выборы в органы местного самоуправления. В феврале 2012 года принята новая, демократическая конституция, по которой в мае были проведены выборы в парламент41. Но эти меры не смогли остановить начавшиеся выступления – протест стремительно набирал обороты. Противостояние оппозиции и власти приобрело характер гражданской войны. Постепенно армию оппозиции пополнили боевики различных террористических группировок, таких как «Аль-Каида», «Фатх аль-Ислам», «Джунуд аль-Ислам» и другие. С начала выступлений оппозиция делилась на внутреннюю и внешнюю. Внутрисирийская оппозиция, которую также называли патриотической, была готова идти на контакт с представителями сирийского правительства. Она была представлена различными образованиями, высказывающими либеральные и левые взгляды, а также выражавшими интересы курдского населения. Либеральная оппозиция была представлена Светским демократическим социальным движением. К левым движениям относилась партия «Народная воля». Что касается внешней оппозиции, то она была настроена на свержение режима Б. Асада42. Ситуация в Сирии продолжала обостряться, несмотря на то, что власти пошли на ряд уступок оппозиции. Недовольство народа усугублялось противостоянием с силами правопорядка, а поддержка извне помогла оппозиции начать вооруженную борьбу с режимом. Со стороны многих государств появлялись призывы к Б. Асаду передать власть оппозиции и уйти в отставку. Возникла угроза повторения в Сирии «ливийского сценария», когда под предлогом защиты мирного населения в страну вводятся войска и свергается неугодный режим. В случае с САР, в СМИ звучали обвинения в жестокости в адрес Б. Асада, в то время как преступления, совершаемые оппозицией скрывались43. В отношении остальных стран, охваченных событиями Арабской весны, Россия не проявляла активности по причине отсутствия там стратегических интересов. Политика многовекторной дипломатии и равноудаленность от акторов ближневосточного региона – все это позволило Москве не проявлять активности в ситуации со сменой режимов в арабских государствах. Внимание России к событиям в Сирии обусловлено несколькими причинами. Несмотря на развитие Москвой отношений со всеми государствами ближневосточного региона, Сирия остается нашим единственным партнером. Поэтому потеря САР грозит Москве превращением в региональную державу. В то же время, военное вмешательство в страну приведет к дестабилизации всего региона. Кроме того, после военной интервенции НАТО в Ливию, Россия стремилась не допустить, чтобы под предлогом вольной интерпретации «защиты гражданского населения» свергались неугодные правители, что может дискредитировать авторитет Совета Безопасности ООН и подорвать основы современной системы международных отношений44. Волнения, вспыхнувшие в Арабских странах, имели под собой ряд причин, как социально-экономических, так и политических. Сохраняющиеся авторитарные режимы с высоким уровнем коррупции, безработицей – все это привело к массовым народным волнениям. В Сирийской Арабской республике, где социально-экономические причины пересекались с конфессиональными, столкновения оппозиции и представителей правопорядка приобрели ожесточенный характер, несмотря на ряд уступок со стороны властей. Вскоре ситуация в Сирии стала одной из главных проблем для международного сообщества. Российская Федерация, вставая на защиту сирийского правительства, стремилась не столько сохранить у власти режим Б. Асада, с которым у нас сложились дружеские отношения, но защитить основы современного международного права, не допуская военное вмешательство в конфликт. 2.2. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ КОНФЛИКТА 2011–2013 ГГ. С самого начала конфликта Российская Федерация внимательно следила за развитием ситуации в Сирии. Изначально Москва занимала скрытную позицию, не желая активно вмешиваться в конфликт. При этом был сделан акцент на достижение мирного разрешения кризиса путем соглашения между правительством и населением страны. Особое внимание уделялось недопущению вмешательства в конфликт других государств. После первых столкновений митингующих с органами правопорядка в Сирии Министерство иностранных дел РФ выразило надежду, что ситуация будет развиваться без применения насилия через диалог сторон путем прихода к национальному согласию. Россия выражала поддержку объявленных Б. Асадом реформ по демократизации политического пространства в стране, отмечая, что успешное претворение в жизнь намеченного должно стать основой для сохранения мира и дальнейшего демократического развития Сирийской Арабской Республики. Отказ от насилия при продвижении преобразований – важнейшее условие демократизации государства. При этом необходимо исключить какое-либо международное вмешательство45. Постоянное представительство Российской Федерации при ООН акцентировало, что вмешательство извне в защиту любой из сторон конфликта способно дестабилизировать обстановку в Республике, привести ее к гражданской войне, что угрожает безопасности всего Ближнего Востока46. Резолюции, предлагаемые в Совете Безопасности об осуждении режима Б. Асада, были не допущены Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето. Была высока вероятность вторжения коалиционных войск, готовых свергать существующий режим под прикрытием защиты мирного населения, как это было в Ливии. Кроме того, министр иностранных дел РФ С. Лавров высказал мнение о том, что целью западных стран является вовсе не урегулирование данного конфликта, а отвлечение внимания от вооруженных групп, играющих дестабилизирующую роль на Ближнем Востоке. Д. Медведев отмечал, что действия западных держав по отношению к резолюциям 1970/19734748, принятым по ситуации в Ливии, показали, что положениями резолюции можно манипулировать. Поэтому необходимо дать возможность сирийскому народу самому решать вопрос о своем будущем. Национальное согласие должно быть достигнуто путем реформ, а не давлением извне49. Позиция России по предлагаемым резолюциям объяснялась не только их односторонним осуждением режима Б. Асада. Свержение действующего президента Сирии повлияет на весь ближневосточный регион. В этом случае этноконфессиональные меньшинства, такие как алавиты, христиане, друзы, курды, будут вынуждены покинуть страну. Поток беженцев устремится в первую очередь в соседние с Сирией страны, такие как Турция, Ливан и Иордания. Это создаст нагрузку не только на экономику государств, но нарушит сложившийся этноконфессиональный баланс50. Работа над проектами резолюции не приносила желаемых результатов из-за разногласий сторон. Россия стремилась убрать все формулировки, которые дали бы возможность иностранного вмешательства в стран....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: