VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001452
Тема: Развитие скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральная государственное автономное образовательное            учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»

Академии физической культуры и спорта
Кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности

Богдан Андрей Леонидович
     
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ  КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
     
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     По специальности 050720 - Физическая культура
     
     Научный руководитель -
     к.м.п. доц. Пономарева Ирина Александровна
     
     Рецензент –
     к.п.м доц. Белавкина Марина Валерьевна
     
     Ростов-на-Дону - 2016
     
     РЕФЕРАТ
     Дипломная работа на 68 страниц, содержание 9 таблиц, 4 рисунка, 53 литературных источника.
     СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА.
     Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников. 
     Цель исследования: рассмотреть особенности развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
     Предложенная автором программа способствует развитию скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на уроках физкультуры.
















СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ 	2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Теоретические и методологические характеристики использования скоростно-силовых качеств у старшеклассников на уроках физической культуры   	7
1.2. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств старшеклассников 	14
1.3. Анализ методических подходов развития скоростно-силовых качеств подростков на уроках по физической культуре	 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ	 28
2.1. Организация исследования	 28
2.2. Методы исследования	 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ	 36
3.1. Взаимосвязь показателей развития скоростно-силовых способностей старшеклассников 	37
3.2. Динамика эффективности экспериментальной методики развития эффективности экспериментальной методики развития силовых	 42
Выводы…………………………………………………………………………...52 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 	52
РЕКОМЕНДАЦИИ	 58
ПРИЛОЖЕНИЯ	 60
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, одним из определяющих факторов прогресса и здоровье нации. Демократизация образования требует от школы новых подходов к преподаванию предмета и новых путей качественного физического воспитания школьников  [1, 2]. 
     Стандартные средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными - отсюда и низкая мотивация к занятиям. Многие авторы утверждают, что уровень физического развития и физической подготовленности продолжают снижаться, значительное количество старшеклассников не справляется даже с не слишком высокими нормативами школьной программы.
     Важным условием осуществления учебно-воспитательного процесса по физической культуре является соблюдение дидактических принципов обучения: сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности и последовательности; прочности и научности. Наличие в школе тренажерного зала отвечает этим требованиям и помогает повысить интерес учащихся к физической культуре и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в частности [4; 5]. 
     Итак, особой социальной значимости приобретают вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья подростков. Как показывает анализ научно-методической литературы, отдельные аспекты физического воспитания учащихся старших классов различных общеобразовательных учреждений исследуют в своих работах Ф.К. Агашин, А.С.Белкин [2; 7]. 
     Исследователи изучают состояние физической подготовленности и уровень здоровья старшеклассников, обращают внимание на необходимость их широкого привлечения к различным формам внеклассной работы по физическому воспитанию. Однако особенности физической подготовленности учащихся старших классов, занимающихся по новой учебной программе (автор Т. Ю. Круцевич, 2010), главным питания которой является улучшение здоровья школьников средствами физического воспитания и пересмотр нормативов оценки уровня физической подготовленности, изучены еще недостаточно, что и обусловило выбор темы исследования.
     Важным средством обучения и воспитания гармонично развитой личности является формирование физических качеств: силы, гибкости, быстроты, выносливости и других. Этими качествами каждый человек наделен от рождения, однако ежедневная интенсивно-дозированная работа на выполнение физических упражнений определенного направления помогает развитию и успешному функционированию всех систем организма. Хорошая физическая подготовка является условием работоспособности в различных видах деятельности [1].
     На уроках физической культуры достаточно четко обозначилась проблема научного обоснования принципиально новых направлений развития и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса, поскольку возможности существующих в настоящее время методов подготовки почти исчерпали себя. Именно поэтому специалисты все большее внимание уделяют качественным, а не количественным характеристикам тренировки. 
     Массовым использованием средств, тренировки, как отмечает Л.П. Матвеев, мы стремимся возместить их недостаточную эффективность, что ведет к неоправданно количественной стороне тренировки, разрослась, время в ущерб ее качественной стороне. В ряде работ внимание практиков-педагогов обращается на то, что процесс тренировки может в значительной степени рационализировать, если углубить наши представления о механизме действия выполняемых упражнений на организм и о принципах их научно обоснованного отбора.
     В настоящее время в теории и практике физического воспитания наиболее остро стоит проблема совершенствования физической подготовленности детей в общеобразовательной школе. Выход данной проблемы на первые позиции в системе физического воспитания подрастающего поколения обусловлен проявляющимся в последние годы выраженным несоответствием между уровнем физической подготовленности старшеклассников и постоянно возрастающим уровнем требований к ней, предъявляемым ей со стороны общества.
     В отдельных исследованиях приводятся данные о возрастных закономерностях развития скоростно-силовых способностей в онтогенезе, показана целесообразность использования акцентированных педагогических воздействий в так называемые «сенситивные периоды» развития организма [9; 13].
     В ряде статей приводятся экспериментальные данные об особенностях ответных реакций организма школьников на выполнение нагрузок скоростно-силовой направленности, о характере энергообеспечения при разных режимах работы [1; 20; 33].
     Вместе с тем, вопросы развития скоростно-силовых способностей определяется несколькими факторами. Основной из них - величина физиологического поперечника мышцы. Чем она толще, тем большее напряжение может развить.
     Это имеется в виду то, что в действие вступает второй фактор - нервная регуляция, обусловлена ??тремя различными показателями: количеством «мышечных волокон, включающих» в работу, (так называемых двигательных единиц), частотой нервных импульсов, поступающих в мягкие яз, и степенью синхронизации (совпадения) усилий всех двигательных единиц, участвующих в напряжении мышцы.
     Возрастные изменения мышечной силы характеризуются следующим. Силовые показатели у детей и подростков с возрастом повышаются и до 17-18 лет достигают уровня показателей взрослых.
     По некоторым данным, относительная сила у подростков 13-14 лет также близка к показателям взрослых. Это один из факторов, объясняет возможность достижения высоких результатов детьми в плавании, где показатель относительной силы более важен, чем показатель абсолютной силы.
     Данный подход часто не обеспечивает в полной мере развитие скоростно-силовых способностей, необходимых для выполнения нормативных требований школьной программы по физическому воспитанию.
     Кроме того, отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о рациональных подходах к построению процесса скоростно-силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы. 
     Анализ научно-методической литературы показал, что научно-методические подходы к проблеме о влияния скоростно-силовых упражнений на развитие других физических способностей, эффективности их развития в учебно-воспитательной работе в  общеобразовательной школе не разработаны.
           Цель исследования: рассмотреть особенности развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
     Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников. 
     Предмет исследования: уроки физической культуры в     общеобразовательной     школе,     направленные     на    развитие     скоростно-силовых способностей у старшеклассников.
     Задачи исследования:
     1. Проанализировать и теоретически обосновать возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников.
     2. Изучить структуру, форму, содержание и объем физических нагрузок на уроках физической культуры, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у старшеклассников.
     3. Экспериментально проверить методику проведения уроков физической культуры, направленную на развитие скоростно-силовых способностей у старшеклассников.
     Гипотеза: разработанный комплекс упражнений будет способствовать развитию у старшеклассников скоростно-силовых качеств, если:
      будут проанализированы и теоретически обоснованы возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников;
      будет изучена структура, содержание, форма и объем физических нагрузок на уроках физической культуры, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у старшеклассников;
      методика проведения уроков физической культуры, направленную на развитие скоростно-силовых способностей у старшеклассников, будет экспериментально апробирована.
        Практическая и теоретическая значимость:
      Настоящее исследование является весьма перспективным, поскольку одной из основных медико-социальных задач является сохранение здоровья подрастающего поколения. Сведения, полученные в результате выполнения данной работы, а также программа развития скоростно-силовых качеств у старшеклассников, разработанная автором, могут быть использованы при преподавании дисциплин, связанных с физической культурой, методикой её преподавания.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
     
1.1. Теоретические и методологические характеристики использования скоростно-силовых качеств у старшеклассников на уроках физической культуры
     Физическая культура играет важную роль в формировании, укреплении и сохранении здоровья учащихся, повышении их физической и умственной работоспособности. Среди показателей, в значительной мере обусловливают двигательную активность школьников, является физическое развитие.
     В научной литературе термин «физическое развитие» используется в различных толкованиях: как процесс изменений форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни или как совокупность признаков, характеризуют «физическое состояние» организма на том или ином этапе его физического развития (показатели роста, веса, окружность тела, спирометрия, динамометрия) [7]. 
     Также физическое развитие рассматривается как составная часть жизнедеятельности человека, изменение природных свойств его организма в течение жизни, что проявляется в виде показателей функциональных и морфологических возможностей организма, физических качеств, двигательных способностей, работоспособности, темпов старения организма, сроков продолжительности жизни. 
     Поэтому исследования физического развития - одно из основных условий повышения эффективности процесса физического воспитания школьников
     Сила как одно из ведущих физических качеств имеет большое значение в двигательной деятельности человека. По сути, ни одно движение не может быть выполнено без проявления силовых способностей, степень развития которых определяет его качественную сторону.
     Рассматривая понятие силы, ряд авторов [5; 6; 35] предлагают характеризовать ее по трем основным признакам:
* биомеханическому признаку (сила как одна из динамических структур движения человека);
* физиологическому   признаку   (сила   как   проявление   функциональных свойств мышц);
* педагогическому признаку (сила как физическое качество человека).
     В теперешней теории физического воспитания под силой рассматривается способность человека преодолевать внешние сопротивления или противодействовать им посредством мышечных усилий. В зависимости от характера взаимодействия и режимов работы мышц выделяют основные разновидности проявления силовых способностей:
* собственно-силовые способности, проявляющиеся в статических режимах напряжения мышц и выражающиеся в поддержании заданных поз человека.
     Либо в медленных движениях в преодолевающем или уступающем режимах работы мышц;
* скоростно-силовые способности выражаются через развитие определенных мышечных усилий в быстрых движениях («динамическая» сила);
* силовая выносливость, которая проявляется в длительном поддержании силовых усилий в режиме статического напряжения, либо в многократном повторении силовых нагрузок [19; 21].
     В структуре скоростно-силовых способностей многими исследователями выделяется так называемая «взрывная сила», которая рассматривается, как физическая способность проявлять большие мышечных усилия в минимально короткое время.
     Основными средствами развития силы старшеклассников являются физические упражнения, которые подразделяются на упражнения с внешними сопротивлениями и упражнения, отягощенные весом собственного тела [2; 18]. Отдельными исследователями рекомендуется выделять также упражнения, в которых вес собственного тела дополняется весом различных отягощений.
     С учетом специфики локализации воздействия упражнений на развитие силы различных мышц выделяют три основные группы упражнений: общего, частичного и локального характера воздействия. К упражнениям общего воздействия относится такие, при выполнении которых в работе участвует более 2/3 общего числа мышц, частичного - от 1/3 до 2/3 и локального - до 1/3 всех мышц. 
     По мнению ряда авторов, дифференцирование упражнений по признакам участия мышц в работе позволяет избирательно и направленно активизировать их функциональную деятельность и определять специфическую роль упражнений в процессе силовой подготовки. Так, исходя из этого положения, при разрешении задач развития «слабых» мышечных групп эти специалисты [22; 30], используя локальные по воздействию силовые упражнения, достигали значительного эффекта в наращивании мышечной массы, улучшения сократительных свойств мышц и, как результат, высокие приросты показательной силы.
     По мнению В.К. Величенко [17], на уроках физической культуры преобладающими в развитии силы должны быть специально отбираемые упражнения с большой физиологической нагрузкой, способные вызывать определенные сдвиги в организме школьников и обеспечивать тренировочную направленность в системе тренировочных занятий.  
     Вместе с тем, автор подчеркивает, что для развития силовых способностей школьников старших классов целесообразно включать в уроки подвижные игры, в которых движения требуют значительного напряжения мышц. По мнению исследователя, в отдельных случаях такие игры оказывают большее воздействие, чем обычные упражнения силовой направленности. Создаваемый игровым методом благоприятный эмоциональный фон на уроках обусловливает снижение психологических напряжений, возникающих в ходе проявления силовых усилий.
     На уроках физической культуры в общеобразовательной школе рекомендуют использовать упражнения, выполнение которых не требует сложного инвентаря и оборудования: беговые упражнения с дополнительными отягощениями, разнообразные прыжки, лазания и перелезания, гимнастические упражнения с дополнительными отягощениями, метание набивных мячей, упражнения, отягощенные сопротивлениями партнера и др. [7; 13; 32]. Вместе с тем, использование этих упражнений должно соотноситься с возрастными и индивидуальными возможностями школьников старших классов, увязываться с решением оздоровительных задач урока [1; 23].
     В теории и практике физического воспитания признается, что создание максимальных силовых напряжений возможно в основном за счет:
* повторного перемещения в пространстве неопределенного отягощения
до выражения утомления («до отказа»);
* перемещение в пространстве предельного отягощения или его
удержание;
* перемещение в пространстве неопределенного отягощения с
максимальной скоростью.
     На основе этих представлений предлагается различать три основных метода воспитания силы: методы повторных, максимальных и динамических усилий [4; 11; 25]. Кроме того, необходимо систематизировать методы развития силы по преимущественному характеру воздействия и, исходя из этого, подразделять их по направленности на воспитание собственно-силовых и скоростно-силовых качеств, а также на воспитание силовой выносливости [16; 21].
     Разработке и обоснованию методических подходов по развитию силовых способностей детей школьного возраста посвящено значительное количество научно-исследовательских работ [8; 29]. 
     Анализ этих работ позволяет прийти к заключению, что выбор методов определяется многими факторами. Среди них можно выделить, как специфичность решаемых педагогических задач, ограниченность двигательного опыта занимающихся, лимитирующего выбор состава средств воздействия, возрастные особенности растущего организма и уровень физической подготовленности учащихся, характер и содержание осваиваемого учебного материала, и многие другие. 
     Поэтому ряд исследователей подчеркивает, что не все методы воспитания силовых способностей приемлемы в процессе физического воспитания школьников. Правильность их выбора и практического использования определяется наличием поступательного тренировочного эффекта в развитии силовых способностей.
     В старшем школьном возрасте в основном завершается формирование основных функциональных систем организма, обеспечивающих высокую физическую работоспособность и обусловливающих возможность выдерживать значительные физические нагрузки. В силу этого использование рекомендаций по применению щадящих режимов упражнений могут вызвать ослабление силы отдельных мышечных групп, привести к рассогласованию функций отдельных органов и структур, отрицательно сказаться на работоспособности старшеклассников.
     Рассматривая вопросы эффективности использования методов развития скоростно-силовых качеств у старшеклассников, многие исследователи отдают предпочтение методу неопределенных отягощений [31; 32; 36].   
     При этом методе используются упражнения силовой направленности со средними отягощениями, выполняемые «до отказа». В процессе урока упражнения чередуются по локализации воздействия, характеризуются направленностью на различные группы мышц. При этом рекомендуется естественный, удобный темп движений. По мнению авторов, на начальных этапах эффективность развития силы мало согласуется с величиной отягощений, поэтому рекомендуют в качестве такового использовать отягощения, равные 40 % от максимальной силы.
     Выбирая этот метод в качестве основного, указанные исследователи исходят из следующих положений:
* возможность выполнения большого объема работы, что вызывает значительные сдвиги в объеме веществ и ведет к функциональной гипертрофии мышц и росту силы;
* возможность при выполнении упражнений с неопределенными отягощениями контролировать пространственно-временные характеристики двигательного действия и тем самым поддерживать направленность и величину воздействий в заданных режимах;
* ограничение отягощений позволяет избежать функциональные и механические травмы, которые при работе с предельными отягощениями весьма значительны, особенно у недостаточно подготовленных школьников.
     При развитии собственно-силовых качеств А.А. Гужаловский [30] рекомендует использовать метод стандартно-повторяющегося отягощения. Автор предлагает рассчитывать отягощение не в килограммах, а исходя из достигаемого количества повторений задаваемого упражнения:
* малое отягощение – максимально возможное количество повторений
упражнения от 8 до 12 раз;
* среднее отягощение – количество повторений упражнения не превышает 5-7 раз;
* большое отягощение – возможность повторений упражнения сохраняется от 2 до 4 раз;
* предельное отягощение - возможность повторить упражнение с заданным отягощением не превышает 1-2 раз.
     Выделяя данные уровни отягощений, (Гужаловский 30; 37) считает, что режимы больших и предельных величин отягощений следует использовать главным образом в процессе занятий физической культурой, а также на уроках физической культуры в старших классах, когда режимы малых и средних отягощений не дают желаемого тренировочного эффекта.
     Однако не все исследователи разделяют точку зрения (Гужаловского 30; 38). Так, по мнению Ю.Г. Травина, И.В. Сухоцкого, метод максимальных усилий, основанный на выполнении работы с предельными и около предельными отягощениями, целесообразно использовать только при достаточно высоком уровне развития силовых способностей старшеклассников или, в крайнем случае, для текущей оценки уровня силовой подготовленности учащихся.
     Рассмотрение вопросов развития силовой выносливости в школьные годы не нашло еще своего полного выражения. Это объясняется тем, что повышенная интенсивность белкового обмена, высокая функциональная активность окислительных процессов, ограниченные запасы энергетических ресурсов организма не позволяют достигать нужных объемов силовой работы традиционными подходами. В связи с этим отдельные исследователи при решении задач развития силовой выносливости отдают предпочтение методу направленных, преимущественно локальных мышечных нагрузок. Воздействуя на 1-2 мышечные группы, добиваются того, что энергетическая стоимость упражнений приходит в соответствие с возможностями растущего организма школьника и развитие силовой выносливости протекает на нужном уровне.
     По мнению ряда авторов, при развитии скоростно-силовых способностей школьников на уроках физической культуры основным методом должен являться комплексный метод, суть которого состоит в разностороннем воздействии на мышечные группы. Разносторонность воздействия достигается посредством широкого использования подвижных и спортивных игр, разнообразных упражнений скоростно-силового характера. Вместе с тем, как подчеркивают авторы, состав используемых средств должен постоянно повторяться и должна обеспечиваться возможность увеличения мощности нагрузок [2; 39].
     В целях развития так называемой «взрывной» силы мышц в школьном возрасте на занятиях со старшеклассниками целесообразно использовать «ударный» метод [21]. Его эффективность, в частности, доказана при развитии прыгучести школьников и в достижении положительного результата в прыжках в высоту [20; 43].
     Таким образом, данные анализа состава средств и методов развития скоростно-силовых способностей детей школьного возраста позволяют констатировать их многообразие и специфичность, конкретность и разносторонность.
     Использование их в учебном процессе подчинено как задачам, так и содержанию учебного материала, возрастным особенностям развития организма школьников и их физической подготовленности. Отсюда можно сделать предположение, что адекватность использования специфических средств и методов в процессе физической подготовки школьников определяется эффективностью решения педагогических задач, достижением высокого тренировочного эффекта в каждом конкретном случае при сохранении общих положений теории и методики воспитания.

1.2. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств старшеклассников
     Известно, что школьный возраст является наиболее благоприятным периодом онтогенеза для развития физических качеств, что обусловливается естественными процессами развития организма. Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования, в определенные возрастные периоды темпы прироста двигательных способностей неодинаковы и зависят от биологических наследственно детерминированных программ индивидуального созревания органов и структур [15; 28; 40].
     Экспериментальное выявление гетерохронного характера развития физических способностей в онтогенезе предопределило предпосылки к обоснованию концептуальных положений возрастной периодизации. В исследованиях моторики ребенка на основе лонгитюдинальных наблюдений [13] выделяются четыре периода моторного онтогенеза детей школьного возраста:
* от 11-12 до 14-15 лет (девочки) и от 12-13 до 15-16 лет (мальчики) - период наиболее неравномерного прироста в показателях физической подготовленности;
* от 14-15 до 17-18 лет (девушки) и от 15-16 до 17-18 лет (мальчики) - период относительной стабилизации показателей физической подготовленности.
     В работе З.И. Кузнецовой было показано и в последующем нашло свое подтверждение в многочисленных исследованиях положение о том, что эффективность педагогического процесса существенно возрастает, если направление воздействия приходится на периоды, характеризующиеся наиболее высокими темпами естественного развития двигательной функции. Выдвинутое положение побудило многочисленных исследователей к выявлению возрастных границ периодов интенсивного развития основных физических качеств (табл. 1).
     В теории физического воспитания периоды ускоренного роста физических способностей получили название «сенситивных», или «критических» периодов моторики онтогенеза.
     Вопросы возрастного развития мышечной силы являлись объектом исследования многих авторов. Отмечается возможность увеличения мышечной силы в условиях малого сопротивления с 8 до 14-15 лет [3; 41].
     Результаты исследований свидетельствуют о том, что в возрасте от 8 до 11-12 лет скорость прироста силы мышц относительно невелика. Значительный же прирост ее наблюдается в возрасте 12-13 лет и достигает максимума в 14-15 лет [27].
     В.П. Филин, анализируя возрастную динамику развития мышечной силы у юных спортсменов различной спортивной специализации, приходит к выводу о том, что ее развитие в онтогенезе подвержено изменениям, которые протекают неодинаково в разных возрастных группах. Наибольшими приростами мышечной силы характеризуется период 13-15 лет. К 16-20 годам максимальная сила старшеклассников достигает уровня взрослого человека.
     
     
     Таблица 1 – Примерные возрастные границы сенситивных периодов развития физических качеств
Физические свойства


Возраст

девочки
мальчики
Абсолютная сила
(собственно-силовые
качества)


10-13
9-14

16-17
16-17
Скоростно-силовые качества


9-12
9-13

-
14-16
Быстрота


8-11
8-12

12-14
13-14
Выносливость
8-12
8-13
     
     При исследовании возрастной динамики развития силы различных групп мышц установлено, что для детей 8-10 лет характерно равномерное увеличение абсолютной силы всех исследованных групп мышц с некоторым опережающим ростом силы мышц разгибателей. 
     К 11 годам наблюдается скачок в развитии, а к 13 годам отмечается замедление в приростах ее показателей. Начиная с возраста 13-14 лет, абсолютная мышечная сила вновь начинает заметно увеличиваться до 15 лет. При этом темпы прироста для мышц сгибателей и разгибателей очень близки [3].
     Аналогичные результаты получены в исследованиях Ю.Г. Травина. В них, в частности, показано различие в возрастной динамике силы у мальчиков и девочек. Так, автор констатирует, что показатель силы (сгибатели туловища, разгибатели ног) у девочек наиболее интенсивно увеличиваются с 11 до 13 лет и с 14 до 15, а у мальчиков - с 9 до 11 лет наблюдается незначительное увеличение силы, после чего с 12-13 и до 16 лет ее интенсивное нарастание.
     А.А. Гужаловский [30] выделяет два периода показателей абсолютной силы у мальчиков - в 13-14 лет и в 16-17 лет. Эти результаты опровергаются З.И. Кузнецовой. 
     З.И. Кузнецова в своих исследованиях наблюдала относительную стабилизацию приростов силы у мальчиков после 14 лет. Согласно ее данным, показатели силы увеличиваются постепенно до 17-18 лет и никаких «скачков» в возрастной динамике не проявляется.
     Сопоставляя темпы прироста силы мышц разгибателей предплечья, голени и сгибателей туловища у мальчиков в возрастном диапазоне от 8 до 16 лет установлено, что приросты показателей в различные сенситивные периоды неравноценны. Скачкообразное увеличение силы мышц у детей в период от 8 до 10 лет обеспечивает повышение силы исследованных групп мышц на 13-17 %, а в период от 14 до 16 лет - соответственно на 41 и 54 %.
     Из приведенных данных можно заключить, что старший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является благоприятным для развития скоростно-силовых способностей. Именно в этом возрасте многими специалистами выявлено интенсивное нарастание функциональных показателей данных физических способностей. К тому же отдельные данные о динамике развития органов и структур организма, повышения функциональных возможностей биологических систем подтверждают целесообразность направленного развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников [50].
     У старшеклассников мышцы обладают высокой эластичностью. Хорошей нервной регуляцией, высокими сократительными свойствами. Опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные статические и динамические нагрузки, присущие процессу силовой подготовки.
     У старшеклассников 14-17 лет на фоне в целом сформировавшихся нервных механизмов регуляции разнообразных функций организма, участвующих в мышечной деятельности, продолжается интенсивное развитие периферических механизмов энергообеспечения скелетных мышц, что имеет немаловажное значение для направленного развития силовых качеств. 
     Так, по мнению ряда авторов, эффективное развитие силовых способностей сочетается с интенсивным расширением функциональных возможностей механизмов анаэробного энергообеспечения, детерминируемого наследственными программами индивидуального развития школьников.
     Включение упражнений силовой направленности в учебно-тренировочный процесс старшеклассников возраста стимулирует функциональное развитие систем дыхания и кровообращения, ведет к совершенствованию приспособительных реакций организма, обусловливает экономичность центральной гемодинамики.
     У старшеклассников 14-17 лет при выполнении силовых упражнений различного характера в процессе урочных форм занятий отмечается совершенствование и повышение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания, наблюдается значительный прирост показателей максимального потребления кислорода.
     Мы рассматривали физическое развитие как процесс становления и изменений морфофункциональных свойств организма ребенка. В зависимости от условий и факторов, влияющих на физическое развитие, он может быть высоким или низким, всесторонним и гармоничным или ограниченным и дисгармоничным. Высокий и гармоничное физическое развитие приводит общее состояние здоровья человека, его физические возможности. Диспропорции физического развития связывают с гипокинезией, избыточным весом и различными забываниями. В нашей работе физическое развитие исследовался по показателям длины и массы тела, окружности частей тела, расчетных индексов.
     Результаты свидетельствуют, что длина тела юношей составляет 171-174 см, масса – 61.5-65 кг (табл. 2). В соответствии с возрастными стандартами эти величины находятся в пределах нормы. Также возрастным нормам соответствуют показатели окружности грудной клетки. В то же время следует констатировать снижение у школьников величин экскурсии грудной клетки (разница между показателями окружности грудной клетки на вдохе и выдохе). Этот показатель составляет 6,83 см у 16-летних и 6,72 см в 17-летних юношей.
     
     Таблица 2 – Состояние физического развития старшеклассников
Показатель
Возраст (лет)

16
17
Длина тела, см
171
174
Масса тела, кг
61,5
65
Окружность грудной клетки, см
покой
83
84

вдох
87
88

выдох
81
82

     По результатам исследования показатели физического развития старшеклассников в возрастном аспекте растут, однако данные юношей 16-ти и 17 лет статистически не отличаются, что, очевидно, обусловлено постепенным завершением интенсивного развития форм и функций организма. Важной составной частью процесса физического воспитания является педагогический контроль, предусматривающий, помимо других аспектов, оценки уровня физической подготовленности. 
     Однако в связи с трагическими событиями на уроках физической культуры сегодня отменен ориентировочные комплексные тесты физической подготовленности. Зато действующими являются контрольные учебные нормативы, предусмотренные новыми программами по физической культуре.
     Эти учебные нормативы мы применили для оценки уровня развития физических качеств. Для оценки фактического уровня физической подготовленности как одного из важнейших компонентов сформированность физической культуры учащихся использовали результаты тестирования силы, скорости, ловкости, выносливости, гибкости [3; 42].
     В старшем школьном возрасте заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется скелет. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. Завершается развитие ЦНС, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности, то есть ученики способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя.
     В этом возрасте, как у девушек, так и у мужчин масса сердца продолжает увеличиваться, улучшается нервная, растет минутный объем крови,  гормональная регуляция сердечнососудистой системы. Масса сердца у женщин на 10- 15% меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений и частота дыхания выше, чем у юношей, а жизненная емкость легких в среднем на 1 литр меньше.
     У девушек и юношей формируется большая разница в развитии мускулатуры у юношей, она растет равномерно, у девушек центр тяжести немного опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, меньше развита масса мышц рук и плечевого пояса, больше - мышц таза. У девушек масса мышц на 13% меньше, они уступают в силе юношам. То есть во время занятий с девушками необходимо оберегать мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, которые вызывают повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, поднятием большого веса, прыжков.
     У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на опти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44