- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие концепции прав человека
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000886 |
Тема: | Развитие концепции прав человека |
Содержание
Введение Стремительное развитие идей - прав человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII - XVIII вв. идея трансформируется в теорию естественного права, которая позволила справедливо оценивать существующее в европейских государствах позитивное право, а так же преобразовывать в направлении свободы и гуманизма. Великие юристы, философы, педагоги - ГугоГроций,Шарль Луи де Монтескье, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Имануил Кант, Джереми Бентам высказывались, что права человека на жизнь, свободу, собственность - священные нравственные предписания. Так же они заложили фундамент современного понимания прав и достоинств человека. Актуальность темы заключается в том, что проблема зарождения и становления системы прав и достоинств человека одна из важнейших из вечных проблем человечества. Проблему прав человека пытались решить в течение тысячелетий по-разному(создавали модели общества, правовую базу, а так же в совокупности работающую систему прав человека) в зависимости от эпохи, национальных или религиозных традиций, социальных приоритетов данного времени. Важнейшее из произошедшегов современном мире в области прав человека, регулирования общественных отношений - отмечает А.В. Стремоухов, стала интернационализация прав человека, формирование плотного взаимодействия государств и народов в области прав человека1. Выражается это принятием таких правозащитных документов как: - Устава ООН (подписанного 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединённых Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами); - Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года); - Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Создание и введение Организацией Объединенных Наций и Советом Европы целого ряда международных документов в сфере прав человека с середины двадцатого века показало сложность и новизну данного феномена, предоставила неограниченные возможности проведения научных, теоретических исследований прав человека, результаты которых становились основой принятия новых важных документов, регулирующих в мире правовые отношения. Создание Организации Объединенных Наций, Совета Европы, объединение в международное сообщество государств других континентов, и создание подобных международных организаций - существенно повышает меру ответственности каждого государства нашего мира перед каждым человеком за создание всего необходимого в его жизнедеятельности и его развития. В этой связи вопросы защиты прав человека, а так же права на необходимую правовую защиту человека на международном уровне наполняются особым смыслом и значением, а главное - формируют институт ответственности государства перед каждым человеком за нарушение его прав не только на внутригосударственном, а так же на общечеловеческом – международном уровне. В жизни современного Российского государства актуальность указанной проблемы значительно возрастает. Это связанно с глобальными процессами, происходящими в мире, в котором все более заметное влияние приобретает наше общество. В связи с вступлением в Совет Европы в России были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский, Налоговый, Таможенный, Бюджетный кодексы Российской Федерации. Такого темпа правовых преобразований внутри государства Россия не знала за всю историю своего существования. Однако быстрота проводимых преобразований, недоработанность принимаемых документов не облегчили, а только усложнили проблему защиты прав и свобод человека и гражданина. Бездействие принимаемых нормативно-правовых актов не может не быть связано с низким уровнем научного осмысления проблемы защиты прав человека. Число научных разработок по данной проблеме невелико. Как правило, научные исследования в области правового регулирования защиты прав человека носят фрагментарный характер, а научные подходы формируются на отраслевом уровне. Отсюда множественность исходных позиций анализа правозащитного регулирования: с позиций защиты субъективного права, с позиций судебной формы защиты прав и свобод человека, либо с точки зрения охраны этих прав и свобод мерами государственно-правового принуждения. В результате одни и те же общетеоретические понятия наполняются различным содержанием, что еще более усложняет научные представления о должной организации правовой защищенности человека. Все это существенно актуализирует потребность в общетеоретических исследованиях правового регулирования защиты прав и свобод человека. В России процесс фактического воплощения прав и свобод человека в жизнь проходит сложно и неустойчиво. Это связано с противоречивостью серьезно затянувшихся реформ. Противоречивость заключается в том, что на государственном уровне нередко признаются и принимаются самые современные концепции развития, а через достаточно непродолжительное время обнаруживается, что они носят декларативный характер и не обеспечены социально-экономическими ресурсами. Права человека это обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. В этой связиправовое государство не может существовать без полного признания прав человека и хорошо организованной их защиты. Признание прав и свобод человека Российской Федерацией в 1991 г. - эпохальный, исторический выбор в пользу правового государства, нерасторжимого единства прав человека, их защиты. Для российской правовой системы это означает необходимость существенной переориентации всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой, свойственной букве и духу защиты прав человека. Этим вопросам и посвящено предлагаемое исследование. Объектом диссертационного исследования является становление и развитие международных систем прав человека. Предметом диссертационного исследования являютсяпонятия, принципы и факторы, в совокупности формирующие институт основных прав человека; конституционно-правовой и международно-правовой механизмы обеспечения и защиты основных прав; перспективные направления оптимизации конституционно-правовой защиты основных прав человека в России. Цель исследования состоит в исследовании проблем, связанных с формированием на концептуальном уровне самостоятельного, комплексного и перспективного направления юридической науки, в частности теории правозащитного регулирования, заключающей в себе возможность стать основой для расширения научных изысканий в области прав человека, исследования специфики правового регулирования в этой сфере, совершенствования правозащитной, правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов и учреждений. Эта цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач: - исследование генезиса зарождения развития достоинств и прав человека; - выявление и всестороннее рассмотрение сущности защиты прав человека на основании анализа особенностей юридической природы и регулятивной ценности защиты прав человека; - исследование становления и развития международных систем прав человека; - вычленение признаков и классификации прав человека. Методологическая основа диссертации. При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования автор опирался на методы исторического, нормативного и сравнительно-правового анализа. Теоретическую основу диссертации составляют достижения современной теории права и государства, других юридических наук, в том числе теории прав человека и истории политических и правовых учений. Для обоснования сформулированных в диссертации положений использовались труды правоведов, философов и социологов, принадлежащих к различным направлениям и школам, а также материалы о правовой защите, опубликованные в периодической печати. В рамках общей теории прав человека, теории права и государства в диссертации использовались работы посвященные вопросам защиты прав человека, а также различным аспектам их правового регулирования таких ученых как С.С. Алексеев, М.В. Баглай, П.П. Баранов, М.И.Байтин, А.Г. Бережнов, З.Н. Каландаришвили, А.В. Малько, А.С. Мордовец, B.C.Нерсесянц, В.В.Оскамытный, B.C. Орзих, Т.Н. Радько, В.Г. Романовская, Р.А. Ромашев, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, В.П., А.В. Стремоухов, А.Э. Черноков. Эмпирическую базу диссертации составляют: международно-правовые акты о правах и свободах человека, включая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод; рекомендации международных правозащитных организаций; Конституция Российской Федерации, действующее российское законодательство; судебная практика, включающая в себя, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также постановления Европейского суда по правам человека; Научная новизна диссертации состоит в том, что сделана попытка обосновать значимость развития института прав. Правозащитное регулирование в данной работе рассмотрено на общетеоретическом уровне, в комплексе, как единое многоаспектное и полиструктурное правовое явление. Исходной посылкой для этого послужило выдвинутое положение о том, что привычный узкоправовой подход к проблеме тормозит наиболее полное и глубокое познание феномена правозащитного регулирования. На защиту выносятся следующие наиболее существенные теоретические выводы и положения, полученные и сформулированные в ходе диссертационного исследования: 1. Гарантии и защита прав человека выходят за рамки исключительно внутригосударственной компетенции и предстают существенным элементом международного правопорядка как на уровне международно-публичного права, так и на уровне международного договорного права. 2. Международная деятельность международных организаций, должна расширять пространство своего воздействия и содействовать всемирному утверждению механизма защиты и гарантий защиты прав и основных свобод человека в рамках, принятых мировым сообществом положений по правам человека. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих, пять параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы. Глава 1. Развитие концепции прав человека 1.1. Генезис достоинства и прав человека Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними, важное значение, всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем все более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей исходила из мифов. В мифах выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни. Теория античности и практика строились на державных началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные2. Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV веках до нашей эры в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах – пишет Абдулаев М.И,берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума3. На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями. Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом4. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек5. Г.И. Иконникова, В.П.Ляшенко соглашаются с Г.В.Ф. Гегелем, что человек всегда выступает против своей несвободы, а самым гуманным средством превращения несвободы в свободу служит сама человеческая свобода как превращенная действительность6. Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид». Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве. Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день. В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства7. В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью8. Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный»9. В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности. В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда. Позже Статутом о неналожении податей также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем. Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений10. Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда. В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. В качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности11. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями12. Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства. Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Джон Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»13. В центре учения Джона Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Джон Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество». Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью». Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы14. Политико-правовые воззрения Джона Локка развил Шарль Луи де Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности. С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Шарль Луи де Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона15. Родоначальник немецкой классической философии Имануил Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философско-этическую основу. Канта по праву называют философом свободы16. Квинтэссенцией этики ИмануилаКанта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.», – писал П. И. Новгородцев17. ИмануилКант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности. Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции ИмануилаКанта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя. Либеральные традиции учения Имануила Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития. Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления. В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX веков, теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX века. Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности18. Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт HabeasCorpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут HabeasCorpusAct. Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (HabeasCorpusAct), который закрепил институт HabeasCorpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц заподобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы. Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности19. Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г. Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов. В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению. Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху. Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства20. В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые права второго поколения), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью. Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социально-экономическим правам. Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития21. Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Вывод Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного ра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: