- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка рыночной стратегии предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014024 |
Тема: | Разработка рыночной стратегии предприятия |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Институт экономики и управления Кафедра «Менеджмент» Направление «Менеджмент» ББК 65.422.524-31 Допустить к защите в ГЭК Заведующий кафедрой _________И.Н. Сычева подпись «_____»______________2018 г. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ВР 38.03.02.20.000 ПЗ Разработка рыночной стратегии предприятия (на примере ООО «Комплект») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Студент группы 4М-31 Франц Валерия Владимировна Руководитель работы доцент, к.э.н. Любицкая В.А. Нормоконтролёр старший преподаватель К. Ю. Думчев подпись БАРНАУЛ 2018 Содержание Введение……………………………………………………………………………..….…3 1 Теоретические основы разработки стратегии организации…………………….……6 1.1 Понятие и сущность стратегии………………………………………………………7 1.2 Виды стратегий организации………………………………………………………..12 1.3 Процесс разработки стратегии организации ………………………………………20 2 Анализ внутренней и внешней среды организации…………………………………28 2.1 Анализ внутренней среды ……………………………………………………..……28 2.2 Анализ внешней среды………………………………………………………………49 2.3 Анализ конкуренции …………………………………………………………….….55 3 Разработка конкурентной стратегии организации ………………………………….62 3.1 Содержание конкурентной стратегии и основные мероприятия ее реализации..62 3.2 Содержание основных стратегических мероприятий…………………………..…64 Заключение………………………………………………………………………………77 Список использованных источников…………………………………………………..80 Приложение А Задание на выполнение бакалаврской работы……………………….84 Приложение Б Бухгалтерская отчетность……………………………………………...89 Приложение В Слайды……………………………………………………………….…94 Введение Обеспечение долгосрочного, устойчивого развития предприятия в значительной степени зависит от стратегии его развития, под которой понимается система основных перспективных целей и задач, согласованных по ресурсам и срокам. Как экономическая категория она включает базовую (комплексную) стратегию и функциональные стратегии конкретизирующие ее в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия (производственная, маркетинговая, финансовая, инновационная.). Повышение конкурентоспособности предприятия, возможно главным образом, путем осуществления им маркетинговой деятельности. Поэтому важнейшую роль среди функциональных стратегий предприятия играет его маркетинговая стратегия, разработка которой представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших задач и приоритетов перспективного развития предприятия и выработке требующегося для их достижения комплекса маркетинговых мероприятий. Актуальность данной темы заключается в том, что современная экономика, с одной стороны, предоставляет свободу действий в отношении предпринимательства, с другой стороны, способствует росту конкуренции среди предприятий малого бизнеса, и для сохранения конкурентоспособности и дальнейшего развития, необходимо грамотно организовать стратегическое управление финансами. Цель работы – разработка элементов рыночной стратегии предприятия, направленных на повышение конкурентоспособности. Для достижения поставленной цели, необходимо последовательное выполнение следующих задач: – изучить основные принципы и сущность, процесса разработки стратегии развития организации; – проанализировать исходное состояние исследуемого предприятия, его внутреннюю и внешнюю среду; – выявить основные стратегические проблемы исследуемого предприятия и разработать элементы рыночной стратегии. Объект исследования – торговое предприятие ООО «Комплект». Предмет исследования – параметры внутренней и внешней среды предприятия. При написании работы была использована учебная литература российских и зарубежных авторов, таких как Г.Л. Азоев, И.Г. Альтшуллер, И. Ансофф, Г. Армстронг, Г.Л.Багиев, В.А. Бородин, А. Дейян, Н.И. Кабушкин, А.А.Томпсон и другие. Методологической основой исследования в работе послужил метод анализа и синтеза, системный подход, метод обобщения и описания, методы стратегического анализа, SWOT, PEST, методы конкурентного анализа. В качестве информационной базы использовались различные статистические материалы, официальные сайты в Интернете, публикации в отечественных журналах («Практический маркетинг»), данные бухгалтерского учета предприятия. Период исследования – 2015 – 2017 годы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность, формируются цели дипломной работы, задачи, определяется объект и предмет исследования. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы разработки стратегии организации. Во второй главе дана краткая характеристика объекта исследования и проанализированы основные показатели деятельности. Третья глава посвящена разработке рыночной стратегии исследуемого предприятия. В заключении приведены результаты работы. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут найти практическое применение на исследуемом предприятии. 1 Теоретические основы разработки стратегии организации Действия организаций, и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями, на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Современным инструментом управления развитием организации, в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Практика показывает, что те организации, которые, осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования и просто энергичные люди, не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов, и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Слово "стратегия" – означает "искусство развертывания войск в бою". За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем, стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации, и принимаемых управленческих решений. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Перед тем, как, определить стратегию предприятия, необходимо сформулировать сам смысл существования предприятия, общую цель его деятельности – его миссию. 1.1 Понятие и сущность стратегии Стратегия сложное и потенциально мощное оружие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. На основе различных, наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды, изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов. Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке, позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание. [16, 5, 8, 11, 18, 17,20]. Приведенные примеры – это лишь основная часть имеющихся точек зрения на понятие стратегии, среди зарубежных и отечественных исследователей. Вместе с тем уже из этих примеров видно, что любая стратегия направлена, прежде всего, на разработку прогноза среды и прогнозных действий организации по адаптации к изменениям внешних условий. Стратегия предполагает разнообразные мыслительные процессы, в конечном итоге, от успешности которых зависит благополучие организации. В этой связи, в теории стратегического менеджмента выделяются достоинства и недостатки стратегии как явления, таблица 1.1. Довольно трудно оказывается дать однозначное определение понятия стратегии, поскольку оно настолько многогранно, что при даже незначительном изменении угла зрения на него, картина меняется весьма существенно. Таблица 1.1 – Примеры определений понятия «стратегия» Автор Определение стратегии 1 2 1. Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел Определяют понятие «стратегия» по пяти направлениям как пять «П»: – стратегия – это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее; – стратегия – это принципы поведения, модель поведения; – стратегия – это перспектива; – стратегия – это прием, маневр с целью перехитрить соперника [18]. 2. А. Чандлер Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов [16]. 3. М. Фалмер Стратегия – всеобъемлющая ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов. Это фокус действий, представляющих собой «лучшую догадку» относительно того, что необходимо сделать для обеспечения долговременного процветания [16]. 4.Гарвардская школа Бизнеса, М. Портер Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции. Суть стратегии состоит в том, чтобы выбрать то, от чего отказаться. Без компромиссов не было необходимости выбирать и, таким образом, не было необходимости в стратегии [16]. 5. И. Ансофф, Стейнер, П. Лоранж Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней [1.2]. 6. М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури Стратегия как детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе. Продолжение таблицы 1.1 7. Ч. Макмиллан Стратегия как паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое [16]. 8. Г. Хэмел и К. К. Прахалад Суть стратегии состоит в том, чтобы создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты смогут сымитировать те, которыми вы обладаете сегодня [16]. 9. А. Томпсон Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности [16]. 10. А. А. Блажевич Стратегия это деловая концепция функционирования и развития ее на заданную, стратегическую перспективу, представленная в виде системы важнейших управленческих решений и программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества [5]. 11. Г. Я. Гольдштейн образ организационных действий и управляющих подходов используемых для достижения организационных задач и целей организации [8]. 12. А. Т. Зуб, К. Боумэн Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных, долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Процесс разработки стратегии включает: 1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей [11]. 13. О. С. Виханский Стратегия – долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений, внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [20]. Стратегия – это средство достижения конечного результата. Стратегия объединяет все части организации в единое целое. Стратегия охватывает все основные аспекты организации. Стратегия – это долгосрочный план организации. Стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации. Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации: * Что из себя представляет наш бизнес сегодня? * Каким наш бизнес должен стать завтра? * Каковы наши товары, функции, рынки? * Что нам надо сделать, чтобы, достичь поставленных целей? Стратегия – это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также ,определения возможностей и препятствий ее развития. Современные исследователи понятия стратегии, в общем его определении, сходятся, хотя при расшифровке отдельных его составляющих занимают различные позиции. Например, Квин считает, что стратегия должна: * содержать ясные цели, достижение которых, является решающим для общего исхода дела; * поддерживать инициативу; * концентрировать главные усилия в нужное время, в нужном месте; * предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов, для достижения максимального результата; * обозначать скоординированное руководство; * предполагать корректное расписание действий; * обеспечивать гарантированные ресурсы. Минцберг определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию пяти "П": * стратегия – план действий; * стратегия – прикрытие, то есть действия, нацеленные на то, чтобы, перехитрить своих противников; * стратегия – порядок действий, то есть план, может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае; * стратегия – позиция в окружающей среде, то есть связь со своим окружением; * стратегия – перспектива, то есть видение, того состояния, к которому надо стремиться. Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Стратегия может рассматриваться, как система всеобъемлющего контроля, как рамка для инноваций, как политическое планирование, как исследование будущего, анализ сценариев, как система способов управленческой деятельности, как идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе. Тщательно отработанная стратегия помогает фирме использовать в своих целях неэффективность рынка, которая существует здесь, ввиду несовершенства условий конкуренции и поэтому может играть существенную роль, при максимизации прибыли. В такой ситуации следование стратегии имеет две жизненно важные цели. Одна из них связана с внешним позиционирование фирмы, по отношению к ее конкурентам в данной отрасли. Правильно используя сильные и слабые стороны компании, адекватно реагируя на угрозы рынка, и предоставляемые возможности, эффективная стратегия может создать конкурентное преимущество, приносящее фирме прибыль, выше среднеотраслевой. Поэтому понимание среды, в которой конкурирует корпорация, очень важно, при формулировании любой стратегии. Вторая цель стратегии – внутренняя координация всей деятельности фирмы, и инвестиций. Стратегия предусматривает выбор позиции на рынке продукции, без учета эффективности, с которой этот выбор был осуществлен. Как только положение фирмы на рынке определено, все виды ее деятельности (от исследований и разработок продукта до его маркетинга) должны быть согласованы с этой позицией и друг с другом. Точно так же, должны осуществляться и инвестиции: необходимо, чтобы они подкрепляли друг друга и накапливаясь, приводили через какое-то время к возникновению новых и более значительных конкурентных преимуществ [5]. Успешные компании – это компании, которые концентрируют свои усилия на стратегических направлениях. Для удовлетворения потребностей клиентов предприятие должно следовать общей организационной стратегии. Хорошая стратегия, помогает надолго сохранить и укрепить позицию на целевом рынке последовательно удовлетворяя нужды потребителей лучше конкурентов. 1.2 Виды стратегий организации Разработка стратегий компаний – является одним из важнейших условий их эффективного развития. Но часто, менеджеры ограничивают разработку стратегий представлением их в самом общем виде, без учета их конкретных видов. В результате стратегическое планирование обедняется, связать различные стратегии воедино не удается, нарушаются принципы целостности единства и комплексности в планировании и управлении, а сами стратегии становятся нежизнеспособными, носящими общий мало связанный с реальными условиями управления характер. Компания может применять для решения задач развития, и достижения поставленных целей различные стратегии. Существует множество различных видов стратегий: развития производства, роста, сокращения, маркетинга, продаж, инвестиционные, финансовые и многие другие. Классификация стратегий по уровням компании: Стратегии менеджмента, прежде всего, разделяют по уровням управления на общекорпоративную, бизнес – стратегии и функциональные стратегии. С учетом интенсивного развития процессов децентрализации и самоорганизации, в современных организациях следует также учитывать стратегии развития команд, групп и работников, от которых зависит успех разработки и реализации стратегических планов [4]. По уровням иерархической структуры компании все стратегии разделяются на четыре группы (рисунок 1.1). Главная стратегия, корпоративная. Эта стратегия описывает развитие организации как единого целого, формулируется на высшем уровне, и является обязательной для всех подразделений организации, независимо от степени их автономии и децентрализации. Организация может сохранять свою целостность и успешно развиваться, только при условии эффективной главной стратегии. В ней описываются общие данные развития компании, например, общая прибыль, суммируемая по всем подразделениям, общий объем продаж. Лишь по наиболее важным, ключевым видам бизнеса, и стратегическим бизнес–единицам могут приводиться их главные характеристики результатов деятельности, например, объемы продаж, рентабельность, вклад бизнес – единицы в общие результаты компании. Рисунок 1.1 – Классификация стратегий по уровням компании Разработка этой стратегии – является наиболее сложной задачей стратегического менеджмента. Необходимо определить комбинацию и масштабы видов деятельности, составить так называемый портфель видов бизнеса, выбрать рынки, определить главные приоритеты, сформулировать ключевую идеологию, подобрать и расставить менеджеров на ключевые должности. Стратегии бизнес – линий или стратегии бизнес – единиц. Эти стратегии разрабатываются в том случае, когда, в компании существуют самостоятельные виды бизнесов, и автономные или полуавтономные, стратегические бизнес – единицы. Бизнес-единица– это подразделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а в ряде случаев и исследования и разработки. Бизнес – единицы, обладают большой самостоятельностью, их менеджеры самостоятельно определяют стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала, развития производства. Стратегию развития, каждой СБЕ, также следует разрабатывать с учетом главной стратегии компании. Функциональные стратегии. Назначение этих стратегий, обеспечить выполнение стратегий бизнес – единиц и компании в целом. При их разработке учитываются общекорпоративные задачи, и одновременно задачи развития подразделений в целом. Эти стратегии, чаще всего классифицируют по функциональным подразделениям компании. Другой подход, связан с классификацией их по общим видам деятельности. Например, в таком виде: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия [20]. Функциональные стратегии – это стратегии нижнего уровня, и они должны быть предельно конкретны. Во всех случаях, необходимо разрабатывать стратегии развития функциональных подразделений. Классификацию стратегий по видам деятельности, целесообразно рассматривать отдельно от функциональных стратегий. Стратегии команд, рабочих групп и работников. Опыт стратегического менеджмента показал, что, стратегия компании будет эффективно реализована, лишь когда общие стратегические цели верхнего уровня преобразуются в стратегические цели работников нижних уровней, от которых зависит внедрение стратегий [19]. Классификация стратегий по типу развития фирмы. Классический подход к выделению стратегий в зависимости от характера развития компании, включает разделение стратегий на группы: 1) стратегии роста, включают стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации; 2) стратегии стабилизации; 3) стратегии защиты, включающие стратегии сбора урожая, поворота, дивестиций, банкротства, ликвидации. С учетом различных типов развития фирм, стратегии можно разделить на следующие виды (рисунок 1.2). Рисунок 1.2 – Классификация стратегий компании по типу развития 1) стратегии роста, нацелены на расширение рыночной деятельности, увеличения активов компании, росте объемов инвестирования. Во многих случаях менеджмент компании, сознательно выбирает стратегии роста, связанные с высоким уровнем риска, так как никто не может гарантировать, что быстрое увеличение товаров и услуг принесет ожидаемые прибыли в условиях острой конкуренции. 2) стратегии стабилизации, защиты, выживания направлены на сохранение рыночной ниши и доли рынка. В этих условиях, главная задача - поиск внутренних резервов и выгодных рыночных возможностей, с минимальными уровнями риска. 3) стратегии сокращения – имеют главной целью свести к минимуму затраты компании на виды бизнеса, которые наносят ей убытки. В этих условиях, прибыли компании минимальны, рентабельность низкая, чаще всего она несет убытки. Задача менеджеров заключается в радикальном изменении компании, ее полной реорганизации, изменении видов деятельности, переходе к стратегиям один или два. Если это не удается, то ставится задача выйти с рынка, с минимальными потерями при закрытии бизнеса. Рост, стабилизация, и сокращение фирмы могут реализовываться различным образом посредством стратегий следующего уровня: – концентрации – рост объемов выпуска основной продукции или услуг; – интеграции (прямая и обратная), означает рост контроля компании над потребителями и поставщиками, за счет приобретения или создания компаний, находящихся в верхнем и нижнем звене технологической цепи, производства и сбыта. – диверсификация – предусматривает производство товаров и услуг, отличающихся от ее базовых. – TQM (Всеобъемлющий менеджмент качества) – стратегия развития компании, на основе выдвижения качества продукции и услуг, в качестве главной цели и приоритетного критерия оценки эффективности развития. – стратегия репозиционирования – основывается на изменении позиции продукта в сознании потребителей, за счет рекламы, изменения его некоторых свойств, цены; – реинжиниринг – предусматривает полное перепроектирование существующего бизнеса, ревизии и сомнению подвергаются все продукты и услуги, бизнес-процессы, функции управления. Главная цель – создать новые, более эффективные производство, сбыт и систему управления. После проведения успешного реинжиниринга компании могут стать лидерами рынка; – реструктуризация – изменение внутренней структуры компании, прежде всего, за счет освобождения от малорентабельных и непрофильных производств, устранения избыточных звеньев в управлении; – прекращение инвестиций (извлечение остаточных прибылей) – эта стратегия, основана на прекращении инвестиций в развитие компании, и ее подразделений, из компании извлекаются прибыли и ее готовят к продаже, реорганизации или ликвидации; – слияния – эта стратегия построена на объединении компаний; – банкротство – эта стратегия, применяется компаниями, находящимися в сложном финансовом положении, когда компания не может рассчитаться полностью по своим долгам, ее осаждают кредиторы; – ликвидация – последняя стадия жизненного цикла организации, при ликвидации компания полностью лишается активов, прекращает деятельность, осуществляется выплата задолженности кредиторов. Как видно (рисунок 1.2), они могут быть использованы как для роста компании, так и для стратегий защиты или сокращения. Наиболее универсальны в этом смысле стратегии диверсификации и реинжиниринга, которые могут применяться в любых условиях. Классификация стратегий также проводится по функциональным видам деятельности фирмы: – продуктовая стратегия (товарно–рыночная, производственная) – определяет, какие продукты, в каких объемах будут производиться и для каких рынков; – стратегия выбора, развития технологий, – определяет выбор типов технологий, расчет потребностей в мощностях, уровень их конкурентоспособности, пути их развития и совершенствования; – ресурсная стратегия определяет, какие виды ресурсов будут применяться, потребности в объемах ресурсов, альтернативные возможности их использования; – инновационная стратегия – определяет инновационную политику организации, какие инновации и в каких подразделениях компании будут разрабатываться и осуществляться, сроки и затраты на их разработку и внедрение; – логистическая стратегия – определяет общую логистическую модель компании, оптимальные маршруты поставки ее ресурсов, доставки товаров клиентам, наиболее эффективные варианты складирования запасов и товаров, внутризаводских перевозок; – маркетинговая стратегия – определяет принципы разработки и сбыта товаров и услуг, ценовую политику, отношения с клиентами, поведение по отношению к конкурентам, рекламу и продвижение товаров, и другие характеристики, обеспечивающие компании наиболее успешный сбыт и рост; – стратегия продаж – тесно связана с маркетинговой стратегией, разрабатывается для сбытовых подразделений компании, определяя для них объемы, графики продаж, цены, скидки, послепродажное обслуживание и другие факторы, влияющие на сбыт; – стратегия исследований и разработок – определяет выбор ключевых направлений разработки, новых продуктов и услуг, стратегические альянсы по совместным разработкам, целевые показатели новых продуктов и их жизненные циклы; – финансовая стратегия – определяет способы привлечения, объемы привлекаемых финансовых ресурсов, соотношение между собственным и заемным капиталом, основные показатели эффективности финансово-экономической деятельности, принципы управления денежными потоками, расчеты с кредиторами, и другие ключевые финансовые характеристики; – инвестиционная стратегия – определяет источники инвестиционных ресурсов, характер финансирования инвестиционных проектов, направления инвестирования, распределение инвестиционных ресурсов между подразделениями компании, показатели отдачи инвестиций, экономические результаты инвестиционных процессов; – стратегия социальной ответственности – определяет принципы поведения компании, ее обязательства перед государством и обществом, клиентами, персоналом компании, конкурентами, поставщиками; – стратегия формирования и поддержания имиджа (стратегия PR– Public Relations) – эта стратегия, направлена на создание позитивного образа компании, в общественном сознании, путем участия компании в деятельности, направленной на социальный прогресс, поддержку малообеспеченных слоев населения, производства товаров и услуг, отвечающих заявленным в рекламе характеристикам. Данные стратегии, направлены на развитие внутреннего потенциала компании, усиление ее факторов, обеспечивающих рыночный успех [16]. М. Портер, разработал классификацию стратегий на генерические (видовые) типы. Все стратегии, согласно его концепции можно разделить на три генерических типа, в зависимости от того, охватывают они весь рынок, или отдельный узкий сегмент (разделение по вертикали). В результате классификации, образуются четыре типа стратегий, принадлежащих к трем генерическим видам [19]. Первый генерический вид – стратегия лидерства по издержкам, означает, что, все усилия компании сосредоточены на производстве и сбыте, более дешевой продукции, чем конкуренты. Для того чтобы добиться конкурентных преимуществ, компания использует принцип модели экономии от масштаба производства или кривой опыта. Использование этой стратегии, строится на охвате как можно большей доли рынка, ставка делается на группы населения с высокоэластичным спросом, сильно реагирующие на снижение цен. Понижение цен, по сравнению с известными торговыми марками, может достигать трех, пяти и даже десятикратных размеров однако качество, надежность и обслуживание, при этой стратегии отходят на второй план, зачастую ими жертвуют во имя снижения себестоимости. Второй генерический тип – стратегия дифференциации, может проводиться на как широком рынке, многих сегментах, так и на отдельном узком сегменте рынка. Если для стандартного продукт, а создается новое качество или свойство, речь идет о стратегии широкой дифференциации, если на узком – возникает третий тип генетической стратегии. М. Портер утверждает, что компания, должна выбрать единственную генерическую стратегию и следовать ей, так как, по его мнению, нельзя добиться успеха, пытаясь проводить стратегии дифференциации. Дифференциация – сегодня является, одним из главных факторов достижения стратегического конкурентного преимущества, но одновременно это и наиболее рискованная стратегия. Если эти стратегии оказываются неудачными, компания может потерять часть рынка, и даже стать банкротом. Поэтому, на практике большинство компаний стремится проводить взвешенную стратегию роста качества и одновременного ограничения затрат. Разработка и выбор стратегии – сложный, творческий процесс, который, нельзя втиснуть в рамки готовых шаблонов и наборов рекомендаций. Процесс не может быть стандартизирован, как создание технических изделий. Только нестандартная, творческая стратегия, позволяет добиться лидерства на рынке. По своему существу, стратегия есть набор правил, для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации, могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде. 1.3 Процесс разработки стратегии организации Необходимость в выработке новой стратегии, организации появляется тогда, когда возникают новые цели, или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии. Процесс разработки стратегий – может быть схематично представлен следующим образом (рисунок 1.3). Рисунок 1.3 – Процесс разработки стратегии Рассмотрим каждый этап процесса разработки стратегии более подробно: 1 этап «Формулирование целей» Цель предприятия редко бывает единственной, и почти никогда не сводится только к получению прибыли. Как правило, цели формулируются руководством предприятия, но подлежат обязательной проверке консультантом. 2 этап «Анализ потенциала предприятия» На данном этапе, проводиться анализ основных внутренних факторов деятельности предприятия управления, финансов, производства, сбыта, маркетинга и кадров. 2.1 Управление. Привлеченный консультант, в рамках маркетингового подхода, для целей разработки стратегий оценивает управление по следующим параметрам: обоснованность принятия важных решений, скорость принятия важных решений, реальное делегирование полномочий, возможность делегирования полномочий, контроль над выполнением решений, система поощрений и наказаний, проходимость информации “вниз”, проходимость информации “вверх ”, качество планирования деятельности, кадровая политика, лидерство. На практике, при самостоятельной разработке стратегий, к диагностике управления руководитель подходит в последнюю очередь. 2.2 Финансы. Финансы, часто являются, главным ограничивающим фактором в разработке стратегий. Для разработки стратегий существенны следующие финансовые показатели: возможность привлечения дополнительных средств (своевременность поступления финансов, сроки кредита, его объем и стоимость); объем собственных финансовых резервов; прогнозируемый график поступления средств (прибыли от деятельности предприятия); управление финансами (оценивается оперативность управления). 2.3 Производство. В производстве оцениваются следующие факторы: возможность расширения производства, технологический уровень и гибкость линий, существующее качество продукции и возможность его изменения, практика планирования и управления. Для торговых предприятий, не имеющих собственных производств, оценивается качество закупки. Для него существенны следующие факторы: управление товарными запасами, возможность закупки необходимой продукции в нужных количествах, наличие альтернативных поставщиков, оперативность закупки. 2.4 Сбыт. В сбыте консультантом оцениваются следующие факторы: – Фаза жизненного цикла продукта. Определяется по статистическим данным, собственного сбыта пре....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: