VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка предварительной научной технологии профессионального ориентирования лиц с ОВЗ для психолога профориентолога

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013266
Тема: Разработка предварительной научной технологии профессионального ориентирования лиц с ОВЗ для психолога профориентолога
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………............
6
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья……………...
15
1.1. Содержание подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, не имеющими ограничений здоровья…………………………………………………………………….
15
1.2. Понятие подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья……..
24
1.3. Использование процедур сравнительного психологического профессиоведения в профориентационной работе с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья……………...
29
Выводы по главе 1…………………………………………………………
47
Глава 2. Эмпирическое исследование подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья
49
2.1. Эмпирическое исследование количественной адаптации Перечня рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, разработанного Министерством труда и социальной защиты РФ, для профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья………………………………………..
49
2.2. Эмпирическое исследование качественной адаптации содержания рекомендуемых профессий из Перечня рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, разработанного Министерством труда и социальной защиты РФ, для профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья с помощью процедур сравнительного психологического профессиоведения…………………………………………………………
54
2.3. Эмпирическое исследование количественного и качественного адаптированного списка профессий для наполнения подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья……………...
61
Выводы по главе 2…………………………………………………………
83
Глава 3. методические рекомендации по организации и проведению подготовительного этапа работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья………………………………………..
86
3.1. Проведение видеонаблюдения за лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья с целью составления их психолого-профориентационных портретов
86
3.2. Подбор подходящих формул профессий из количественного и качественного адаптированного списка профессий под психолого-профориентационные портреты лиц юношеского возраста, имеющих ограничения здоровья……………………………………………………..
100
Выводы по главе 3…………………………………………………………
107
Заключение…………………………………………………………………
109
Список использованных источников……………………………………..
112
Приложения………………………………………………………………..
124
Том 2

Перечень приложений к главе 1.

Приложение 1.1. Разновидности классификаций профессий…………..
4
Приложение 1.2. Проблемы связи классификаторов профессий……….
4
Приложение 1.3. Дескрипторный словарь профессий и профессиональных предпочтений В.В.  Пчелиновой…………………...
10
Приложение 1.4. Процедура дескрипторного анализа описаний профессий по ОКЗ и профстандартам……………………………………
13
Приложение 1.5. Краткий очерк разновидностей ОВЗ………………….
14
Перечень приложений к главе 2………………………………………..

Приложение 2.1.Рекомендации Темпл Грандин по выбору профессии людьми с  аутизмом или синдромом Аспергера………………………...
15
Приложение 2.2 Перечень особенностей людей с аутизмом и  рекомендуемых профессий из литературных источников……………...
19
Приложение 2.3. Сопоставления перечня не подходящих для аутистов  профессий (по Т. Грэмпл) и эквивалентных им профессий из переченя рекомендуемых инвалидам профессий и должностей (по В.В. Пчелиновой)……………………………………………………...
21
Приложение 2.4. Адаптированный к лицам с ОВЗ, страдающим аутизмом, перечень  рекомендуемых профессий и должностей инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности………………………………………………………...
24
Приложение 2.5.Обоснование репрезентативности выборки профессий для лиц с аутизмом……………………………………………
44
Приложение 2.6.Демонстрация трудоёмкости процесса создания банка формул профессий………………………………………………….
45
Приложение 2.7. Дескриптирование текстового описания специальности Бондарь 2 разряда………………………………………..
46
Приложение 2.8. Частотная матрица оценивания рабочих профессий для лиц с ОВЗ , страдающих  аутизмом…………………………………
48
Приложение 2.9 .Бинарная матрица оценивания рабочих профессий для лиц с ОВЗ, страдающих  аутизмом………………………………….
49
Приложение 2.10  Таблица из 97 формул рабочих профессий, разрешённых для лиц с ОВЗ, страдающих  аутизмом………………….
52
Приложение 2.11. Подготовленные для дескриптирования в MicrosoftExcel  текстовые описания из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих(ЕТКС)……………………….
56
Приложение 2.12.Подготовленная для машинной обработки частотная матрица оценивания рабочих профессий для лиц с ОВЗ……
80
Приложение 2.12.(продолжение)Подготовленная для машинной обработки частотная матрица оценивания  профессий для лиц с ОВЗ..
81
Приложение 2.13…………………………………………………………..
82
Приложение 2.14………………………………………………………….
95
Приложение 2.15. Дендрограммы матрицы оценивания «сырых» частот фактора 1 «Ручной и операторский труд в технических системах по чётким правилам»…………………………………………..
102
Приложение 3.1. Анализ причин образования 3-х групп, представляющих единичные профессии/специальности……………….
105





                           ВВЕДЕНИЕ
      Актуальность исследования вызвана существующим противоречием между запросами профориентирования лиц, имеющих ограничения возможностей здоровья (ОВЗ) и ресурсами психологической науки в части разработки вопросов психологического профессиоведения и практической профориентологии.
      В последние годы значительное внимание уделяется решению проблем у людей, имеющих ограничения возможностей здоровья. Взрослые, имеющие различные особенности здоровья, в период их детства и юностине получили достаточной психологической помощи в плане организации их профессионального самоопределения. В связи с этим наше исследование было ориентировано на представителей юношества, имеющих ограничения здоровья. 
      Дети, юноши и девушки с особыми возможностями здоровья находятся в поле пристального зрения государственных органов и общественных организаций. С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включающий задачи профориентационной работы с указанными лицами [1; 80]. 
      Научная новизна работы заключается в разработке предварительной научной технологии профессионального ориентирования лиц с ОВЗ, страдающих расстройствами аутистического спектра, для психолога профориентолога.
      Теоретическая значимость данного исследования заключается в преодолении противоречия между запросами профориентирования лиц с ОВЗ и ресурсами психологической науки в части разработки вопросов психологического профессиоведения и практической профориентологии лиц с расстройствами аутистического спектра.
      Практическая значимость данного исследования заключается в построении списка подходящих профессий, разрешённых по медицинским показаниям для лиц с ОВЗ, страдающих аутизмом, и в определении характерных черт профессий из этого списка.
      Аргументированность и достоверность полученных результатов и выводов. Полученные в ходе исследования результаты подтверждены эмпирическими методами сбора информации: диагностическим семантическим и смысловым анализом, статистическими методами обработки данных, интерпретационными методами.
      Основная проблемаисследования связана с поиском оптимальных вариантов погружения лиц с ОВЗ в мир профессий и поиском образов подходящей работы. Профессиональная ориентация лиц с ОВЗ является частью их трудового ориентирования. Поэтому нужно осмыслить теоретические понятия о профессиональном ориентировании и сложившейся системе профориентации людей с ОВЗ в учебных заведениях. Как показали исследования Починок Н.Б., Петровой Е.А., Алиевой З.К., Денисенко С.И. Кисляковой П.А., Шмелевой Е.А., Прияткиной Н.Ю. Лещенко С.Г. Мироновой О.И., Ермаковой Н.И., Затонских Р.А., Козьякова Р.В., Романовой А.В.сложившаяся практика не соответствует современным экономическим и психологическим требованиям [52].Эти обстоятельства затрудняют трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ и ведут к неполноте использования трудовых ресурсов в нашей стране. 
      Правильный выбор профессии чрезвычайно важен в жизни любого человека и в квадрате - у человека с инвалидностью [51]. Сегодня вопросы профориентации лиц с особыми возможностями здоровья стают особенно остро еще и потому, что в современной России разрушена и только восстанавливается и создается заново традиционная система профориентации. В современном мире насчитывается порядка 47000 профессий, которые находятся в динамике возникновений, изменений и исчезновений. Однако в России отсутствуют специалисты, которые бы знали этот огромный мир профессий и ориентировались в нём - профессиональные специалисты профориентологи. Особыхусилий требует разработка новых психологических технологий и методик, которые могли бы быть использованы специалистами профориентологами в работе с лицами с ОВЗ. По существу, больше всего в России используются универсальный диагностический опросник Климова[22]. На втором месте стоит опросник Голланда[104]. На третьем, – Голомштока[43]. На четвёртом месте - профориентационная методика Йовайши [19]. Все эти методики разработаны в прошлом веке, все они имеют очень большие ограничения по профилю тех профессий, которые рекомендуются, и не отвечают современной карте профессионального мира, изменившемуся рынку трудоустройства. Можно констатировать отсутствие новых технологий в профориентации с лицами с ОВЗ. В настоящее время в странах с пока еще не высокой психологической культурой «процветает тестирование», в то время как в более развитых странах стараются переносить акцент на индивидуальные и групповые профконсультации. В рамках государственного задания 2016 года Минобрнауки РФ, - в РГСУ было проведено исследование по выявлению практики трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [51]. В итоге была разработана годовая программа для переподготовки специалистов с высшим образованием для получения специальности профориентолога. В дальнейшем может быть разработана специальная программа профориентологов в рамках высшего образования.
      Цель исследования –разработка предварительной научной технологии профессионального ориентирования лиц с ОВЗ для психолога профориентолога.
      Объект исследования – медико-экономическая классификация профессий и должностей, рекомендованных для профессионального освоения инвалидами и лицами с ОВЗ. 
      Предмет исследования – особенности подготовительного этапа профориентационной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
      Гипотеза исследования: существует возможность научного осмысления психологом профориентологом медико-экономической классификации профессий и должностей, рекомендованной для профессионального освоения инвалидами и лицами с ОВЗ, на основе дескрипторного профессиоведческого анализа как предваряющего практическую профориентационную деятельность с лицами с ОВЗ в рамках подготовительного этапа. 
      Задачи исследования: 
1) психолого-профессиоведческий (дескрипторный) видеоанализ поведения лиц с ОВЗ и расстройствами аутистического спектра (РАС);
2) психолого-профессиоведческая адаптация медико-экономической классификации профессий и должностей, рекомендованной для профессионального освоения инвалидами и лицами с ОВЗ, страдающих расстройствами аутистического спектра;
3) формирование и адаптация списка рабочих профессий и должностей из медико-экономической классификации, адаптированного к лицам с ОВЗ, страдающим РАС;
4) проведение дескрипторного профессиоведческого анализа экономических описанийрабочих профессий и должностейдля лиц с РАС по ЕТКС, ЕКС и ОКЗ из медико-экономической классификации профессий и должностей, рекомендованных для профессионального освоения инвалидами и лицами с ОВЗ; 
5) построение первичного банка дескрипторных описаний (формул профессий) для психолога профориентолога, готовящегося к профориентационной работе с лицами с РАС;
6) составление матрицы первичного банка дескрипторных описаний и её статистическая обработка для подбора профессий для лиц с РАС;
7) составление дескрипторных описаний склонностей и способностей лиц с РАС юношеского возраста;
8) подбор списка подходящих профессий для лиц юношеского возраста с РАС путём сравнения дескрипторных описаний склонностей и способностей лиц с РАС юношеского возраста сформулами профессий из первичного банка.
      Общая характеристика исследования.Разработке подготовительного этапа одной из таких новых технологий, именуемой  сравнительным психологическим профессиоведением (СПП),  и посвящено настоящее исследование. 
      Лица, имеющие ограничения здоровья, по-другому, - лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. [4] употребляемые в нормативных правовых актах слова "с отклонениями в развитии" заменены словами "с ограниченными возможностями здоровья", то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья). 
      Профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Юношеский период развития является особым возрастом, который заканчивает детское развитие и начинает взрослое. В российской психологии юношеский возраст наиболее часто исследователи определяют как возрастной период от 15 до 23 лет: раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст, и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [97]. Период ранней юности (от 15 до 18 лет) характеризуется тем, что в это время завершаются процессы физического созревания человека. Значительная часть этого возрастного этапа приходится на обучение ребенка в старших классах. Ранняя юность - это не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости.И ее главное содержание - вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во “взрослом” обществе. Переход от ранней юности к поздней (от 18 до 23 лет) знаменуется кризисным периодом (кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни), когда завершается период предварительного самоопределения  и осуществляется переход к самореализации. В процессе данного кризиса решается задача собственного развития. Для данного периода характерны три варианта жизненного пути:
      – поиск работы. Работа привлекает, прежде всего, приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя взрослым. Кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки. Однако недостатком такого жизненного пути является низкая заработная плата, невозможность найти интересную работу при отсутствии высокой квалификации.
      - обучение в ВУЗе. Наиболее популярным вариантом жизненного пути с конца 90-х годов прошлого века стало желание продолжить обучение в вузе. Мотивы поступления в ВУЗ разные. Некоторые выпускники школ нашли свое призвание и им нужно получить знания в интересующей области, кто-то следует желанию родителей, кто-то поступает за компанию. Чаще всего студенты отмечают, что обучение в ВУЗе дает необходимые знания и умения и тем самым готовит ко «взрослой жизни», дает возможность отсрочить окончательный профессиональный выбор («твое это или нет»), становится «дверью в обеспеченную жизнь». Однако, продолжая учиться, юноша не приобретает практического опыта и остается зависимым от родителей.
      - служба в Вооруженных силах.
      В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора — завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Возрастная особенность старших школьников (т.е. находящихся в периоде от 18 до 23 лет) состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) [97]. Для значительной части студенчества характерен возраст 18 - 23 лет, что на первых курсах соответствует старшему юношескому возрасту, а на последних - началу зрелости[93].
      Учащиеся зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны.Трудности определения старшими школьниками (лицами младшего юношеского возраста) наиболее подходящего вида деятельности зачастую возникают из-за недостатка у них адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий. Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняют выбор старшеклассниками жизненного пути.
      Но в современном мире насчитывается порядка 47000 профессий, которые находятся в динамике возникновений, изменений и исчезновений. Чтобы ориентироваться в этом огромном мире профессий необходимы инновационные подходы. В предлагаемом исследовании в качестве метода профориентационной работы лиц юношеского возраста (как условно здоровых, так и имеющих ограничения здоровья) взято сравнительное психологическое профессиоведение [86]. Сравнительное психологическое профессиоведение разрабатывалось как  психологически обоснованная система профконсультирования на основе картин (образов) мира труда, мира профессий и специальностей[53].
      Cпецификой сравнительного психологического профессиоведения является обязательное для специалиста по профессиональному ориентированию освоение служебной картины мира профессий и специальностей (СКМП). По данным диссертационного исследования  2011 года СКМП насчитывает 2296 описаний профессий и специальностей в виде 2296-ти дескрипторных формул[41].
      Наряду с изучением проблемы подготовительного этапа профориентационной работыс лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья, в квалификационном исследовании также разработаны методические рекомендации по организации подготовительного этапа сравнительного психологического профессиоведения. 
      Научно-методологической базой исследования являются теория деятельности  и образа мира (А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, С.Д. Смирнов); положения о многоуровневой системе психических явлений (Б.Ф. Ломов); положения о знаковом опосредовании мышления (Л.С. Выготский), о субъектной сущности человека (С.Л. Рубинштейн); положения теории стадиального развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов); положения об интеграции и дифференциации различных видов труда как социально равноценных (Е.А. Климов); положения о социальной зрелости личности в контексте профессионального становления (А.А. Деркач).
      Для реализации поставленных в исследовании задач и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования.
1. Теоретический анализ и синтез научных публикаций по теме исследования.
2. Метод сопоставления и обобщения полученных данных.
3. Метод анализа продуктов деятельности (анализ описательных текстов Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2017 [65] и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017 [64] ).
4. Метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ).
5. Метод дескрипторного оценивания процедуры дескрипторного описания модели картины мира профессий и специальностей 
В. В. Пчелиновой[41],[53].
6. Математико-статистические методы (количественной и качественной обработки данных): методы описательной статистики; частотный анализ; факторный анализ из дескриптивной статистики (метод отбора: анализ главных компонентов); кластерный иерархический анализ данных. 
7.  Метод интерпретации результатов исследования.
      Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных MicrosoftExcel и пакета статистического анализа IBM SPSS Statistics.
      Методики исследования: метод дескрипторного оценивания процедуры дескрипторного оценивания модели картины мира профессий и специальностей В. В. Пчелиновой.
      База исследования: инклюзивная Школа-интернат № 1321 "Ковчег",     Центр дополнительного образования в Люблино. Школа N 1321 "Ковчег", @kovchegcdo г. Москва.


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования подготовительного этапа профориентационной работы с лицами юношеского возраста, имеющими ограничения здоровья.
1.1. Содержание подготовительного этапа профориентационной работы с лицами, имеющими ограничения возможностей здоровьяв юношеском возрасте.
      Как указывалось во введении, в исследовании в качестве метода профориентационной работы лиц юношеского возраста, выбрано сравнительное психологическое профессиоведение (СПП), в основе которого лежит освоение служебной картины мира профессий (СКМП). Служебная картины мира профессий насчитывает 2296 описаний профессий и специальностей в виде 2296 дескрипторных формул. Формула профессии — это сокращенное описание основных характеристик профессии в кодированном виде. В нашем случае роль кодов выполняют дескрипторы 53-х дескрипторной 4-х уровневой классификационной схемы оценивания профессий Пчелиновой В.В. (Рисунок 1.1). Индивидуальная работа специалиста по созданию и освоению СКМП занимает около полугода [41,стр.85],[9]. На составление одной формулы уходит около двух часов. Чтобы из-за утомления не  «переносить» образы-впечатления об одном осваиваемом профессиоведческом материале на другой, в день можно составлять формулы не более, чем три часа,. В то же время, как показывает опыт, специалист не может работать с «чужими» формулами. Также специалисту по профориентации необходима глубокая подготовка в области психологии личностного и профессионального развития по специальной программе, открывающей как норму, так и опережение и задержки этого процесса. Отдельно необходимо ввести для специалиста по профессиональному ориентированию коммуникативную подготовку, включая видеотехнологии. Этого требует современная консультативная диагностическая и коррекционная практика. 
      Профориентационная работа психолога с лицами юношеского возраста состоит из следующих направлений [88]:- профессиональная просвещение - вооружение знаниями о разных профессиях; - профессиональная психодиагностика - изучение психических особенностей оптанта;- профессиональная консультация - установление соответствия индивидуально-психологических особенностей оптанта той или иной профессии;- развитие интересов, склонностей оптанта к различным видам деятельности.
      Назначение подготовительного этапа профориентационной работы состоит в обеспечении начала и ведения  профориентационной работы.
      Основным содержанием подготовительного этапа в СПП являетсясоздание и освоения служебной картины мира профессий и специальностей в виде банка формул профессий и специальностей (в дальнейшем,- банка формул профессий) объёмом в 2296 формул. С другой стороны, отобранные в СКМП профессии и специальности  принадлежат уже названному ранее огромному миру существующих профессий. Чтобы сориентироваться в этом огромном мире профессий нужны классификации [31]. Под классификацией понимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определенным признакам и критериям. Так как для построения классификаций существуют самые разные основания, то их  может быть много (Приложение 1.1).
      Представления о мире профессий оказываются накопленными в системах трудоведческого знания [41], и в каждой из них складывается своеобразная картина мира профессий как сложнейших явлений общественной жизни. К узаконенным основным системам относятся:
      1) Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов  (ОКПДТР), введённый в действие 1 января 1996 .
      2) Общероссийские классификаторы занятий(ОКЗ), ОК 010-93 – введён 01.01.1995 и ОК 010-2014 (МСКЗ-08), введённый 01.07.2015.
      3) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности(ОКПД 2 ).
   4) Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), 1993. 
      5) Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации, ОК 017—2013.
      6) Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих (по отраслям) (ЕТКС).
      7) Единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (по отраслям) (ЕКС).
      Каждый из перечисленных классификаторов становиться знанием только для представителей этой трудоведческой области. Таким образом, как информация о мире труда, так и знания о нем оказываются разрозненными; они не адаптированы для их целостного использования в целях подбора подходящей работы.
      Сложности, с которыми сталкивается психолог  (профконсультант) уже на этапе сбора информации о профессиях, используя узаконенные основные системы классификации, продемонстрированы в Приложении 1.2. 
      Кроме необходимости изучения стуктуры классификаторов и их взаимосвязи, всплывают трудности из-за механических ошибок. Что в результате отнимает время на установление правильных значений ссылок.
      После освоения системы классификаторов в их взаимосвязи наступает этап составления служебной картины мира профессий и специальностей  профконсультанта и специалиста по профориентации здоровых и инвалидов, которая была специально разработана В.В. Пчелиновой, и может служить надежным инструментарием для названных специалистов [41]. Всего в СКМП входят 2296 наименования профессий и специальностей, подкрепленные соответствующими текстовыми описаниями. 
      Формулы составляются на основе 53-х дескрипторной 4-х уровневой классификационной схемы оценивания профессий (рис.1.1), разработанной В.В.Пчелиновой путем расширения классификации профессий Е.А.Климова[31],[41]. 
      
      Рис.1.1. 53-х дескрипторная классификационная схема оценивания профессий и профессиональных предпочтений.

      Описание 53-х дескрипторной классификационной схемы оценивания профессий и профессиональных предпочтений представлено в Дескрипторном словаре профессий и профессиональных предпочтений Пчелиновой В.В. (Приложение 1.3.). Построение  данной схемы было основано на глубоком понимании процессов, сопровождающих любую профессиональную трудовую деятельность. С помощью дескрипторов общей классификационной схемы мы можем анализировать состав трудовых операций с точки зрения психофизиологических функций. В случае ограничения этих функций у оптантов с ОВЗ, имеется возможность составления формул профессий и их групп с учётом этих ограничений. 
      Построение формул профессий на основе подготовленных текстовых описаний профессий заключается в следующем. Первоначально необходимо ознакомится с Дескрипторным словарём профессий и профессиональных предпочтений Пчелиновой В.В.. После ознакомления можно приступать к дескрипторному оцениванию описательных текстов профессий. Порядок оценивания предлагается следующий: каждое слово в тексте описания профессии (или специальности в рамках профессии) подвергается смысловому анализу на причастность к определённым характеристикам-требованиям (дескрипторам), и составляется формула профессии/специальности. Для краткости альтернативу профессия/специальность (профессия или специальность) в  уместных случаях в дальнейшем будем называть профессией. Далее подсчитывается общее количество всех дескрипторов по тексту описания профессии в формульном составе данной профессии и строится частотный график встречаемости различных дескрипторов. Как правило, результаты визуального анализа частотного графика первоначальной формулы приводят к повторному дескрипторному прочтению и внесению некоторых правок в начальный вариант дескрипторного прочтения из-за явного «перекоса» в оценивании профессий и их отнесенности, например, к технономическому типу за счет сигнономических профессий. Причиной «перекосов» является плохое знание психологами сфер экономической деятельности, препятствующее становлению адекватных представлений и о мире труда и о мире профессий. Пример процедуры дескрипторного анализа описаний профессий дан в Приложении 1.4.
      Окончательная количественная мера участия всех дескрипторов задаёт количественную сторону формулы профессий. Что позволяет в дальнейшем применять математические методы факторного и кластерного анализа для корректного выявления наиболее влиятельных дескрипторных групп формул и осуществления группировки профессий по степени выраженности данных влиятельных дескрипторных групп.
      В индивидуальном профконсультировании, реализующем идею СПП, консультант помогает оптанту построить дескрипторную формулу его профессиональных предпочтений. В ряде случаев – формулу склонностей и способностей оптанта. А затем эта формула сравнивается с 2296 формулами профессий из банка формул профессий психолога (профконсультанта). В результате сравнения оптанту подбирается перечень подходящих вариантов возможной работы. Завершается профконсультирование обсуждением нужного и возможного варианта профессиональной подготовки и переподготовки.
      Универсальная схема сравнительного психологического профессиоведения представлена на рисунке 1.2.
      
      
Рис. 1.2. Универсальная схема сравнительного психологического профессиоведения.
      
      В верхнем левом углу схемы указан дескриптоный словарь научно-интегрированной картины мира труда (в дальнейшем,-дескриптоный словарь), состоящий из 53-х дескрипторов, являющихся кодами 53-х классификационных признаков труда. В верхнем правом углу схемы изображены банк формул профессий и специальностей психолога профориентолога и формула профессиональных предпочтений оптанта, представленная как сопоставляемая эмпирическая формула профессии или специальности. Стрелочки символизируют создание банка формул профессий и специальностей психолога профориентолога и формулы профессиональных предпочтений оптанта на языке дескриптоного словаря. В нижней части схемы изображён алгоритм формирования списка «подходящих» профессий и специальностей по критерию согласия с формулой профессиональных предпочтений оптанта. Критерием согласия выступает совпадение ключевых дескрипторов сравниваемой формулы оптанта с одноимёнными дескрипторами формул банка профессий. Какие дескрипторы нужно считать ключевыми определяет профконсультант.
      Назначение подготовительного этапа профориентационной работы состоит в обеспечении начала и ведения  профориентационной работы.
      Традиционно в профессиональном консультированиии целью подготовительного этапа является предварительный сбор информации об оптанте [20]. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме оптанта. Психолог-консультант может выдвинуть на основе имеющейся информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в самой консультации.
      Подготовительный этап профориентационной работы как частного случая работы консультационной имеет следующие черты. В первую очередь, – это подготовка консультанта к консультированию. Подготовка делится на следующие этапы:
      1. Составление предварительного представления об оптанте и его проблеме. Источниками информации являются: - регистрационный журнал,-впечатление об оптанте от 3-го лица, которое с ним общалось,-сведения об оптанте из учетной карточки, если это не первый визит [94].
      2. Систематизация знаний консультанта по имеющейся проблеме оптанта. На этом этапе консультант: а) просматривает литературу по данной проблеме, б) консультируется с коллегами, в) знакомится с новыми исследованиями в этой области 
      3. Разработка плана проведения консультации.
      Консультант разрабатывает предварительный план проведения консультации. При наличии предварительного плана отмечает в нем варианты отклонений. В последующем, на этапе консультации, консультант внимательно отслеживает реакции оптанта и вносит коррективы в предварительный план проведения консультации.
      4. Подбор техник и диагностических средств.
      Подбираемые техники необходимы: для сбора информации до организации консультирования; для проверки эффективности консультирования; либо для конкретизации некоторых выводов, аспектов консультирования.
      С точки зрения организационно-методической, профориентационная работа, построенная  на основе сравнительного психологического профессиоведения, содержит 23 этапа.
      Из них первые четыре этапа дополняют этап создания банка формул профессий психолога (профконсультанта) до полного содержания подготовительного этапа профориентирования.
      На подготовительном этапе консультации создаётся модификация банка формул профессий, соответствующая ограничению здоровья оптанта. Например, для оптантов с ОВЗ по слуху по медицинским показаниям согласно рекомендуемым видам труда создаётся модификация банка формул профессий психолога профориентолога, содержащая разрешённые по медицинским показаниям виды трудовой и профессиональной деятельности. Также подбирается необходимый методический инструмент профконсультанта. На основном этапе профориентации психолог помогает оптанту составить формулу профессиональных предпочтений и с помощью банка формул профессий психолога (профконсультанта) формирует список подходящих профессий. Исходя из вышеизложенного, в СПП подготовительный в  этап (в широком смысле) – это 6 месяцев труда для создания и освоения служебной картины мира профессий в виде банка, содержащего 2296 формул профессий психолога (профконсультанта). В узком смысле подготовительный этап - это проведение необходимых  модификаций уже ранее созданного банка формул профессий психолога (профконсультанта) перед каждой профконсультацией  наряду с подбором необходимого методического инструмента психолога (профконсультанта), сбором информации о клиенте, планировании и другими необходимыми подготовительными операциями. Так как  настоящее исследование нацелено на выявление особенностей подготовительного этапа профориентационной работы, построенной на  использовании процедур сравнительного психологического профессиоведения, то именно эту часть технологии профориентации рассмотрим  особенно детально.
   В соответствии спроцедурой СПП от психолога (консультанта) подготовительный этап требует следующих действий.
1) Накопить информационно-справочный и методический инструментарий для консультирования как в стационарных, так и в выездных условиях.
2) Сформировать профессиоведческую компетентность за счёт создания  банка формул профессий. 
3) Сформировать индивидуальную систему трудоведческих знаний псих.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%