VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Разработка информационной системы мониторинга сетевых узлов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013346
Тема: Разработка информационной системы мониторинга сетевых узлов
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ)

Институт компьютерных технологий и защиты информации
Кафедра компьютерных систем

09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»





К защите допустить

Зав. каф. КС

/И.С. Вершинин/


«___»	20___г.






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



на тему «Разработка информационной системы мониторинга сетевых узлов»








ОБУЧАЮЩИЙСЯ


С.С.Нестеров

______________



(инициалы, фамилия)
(личная
подпись)


РУКОВОДИТЕЛЬ   к.ф.-м.н.,
доцент,
Е.С.
Белашова


______________


(ученая
степень,   звание,
инициалы,   фамилия)
(личная подпись)




Казань 2018

2


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
(КНИТУ-КАИ)

Институт


Кафедра


Направление


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
кафедрой



«___»
20___

г.


З А Д А Н И Е


выпускной квалификационной работы






(фамилия, имя, отчество)


1. Тема выпускной квалификационной работы:















утверждена приказом по университету от «____» ______________ 20___ г. №

2. Срок сдачи обучающимся законченной выпускной квалификационной работы:

3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе:


3








4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов и исходные данные к ним):













5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей):













6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов):

Консультант
Подпись, дата

Раздел
(фамилия и





задание выдал
задание


инициалы)






принял






















7. Дата выдачи задания «____» ______________ 20___ г.

Руководитель

ВКР_________________/_________________/
(подпись)	(И. О. Фамилия)

Задание принял к исполнению


(подпись студента)




4


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН








№

Сроки
Примечани


Наименование этапов выполнения ВКР
выполнения


этапа


я



этапов работы













Обучающийся


Руководитель


5


АННОТАЦИЯ

    Мониторинг в информационной структуре, будь то маленькая компания или огромный дата-центр, нужен, чтобы системные администраторы были оповещены о поломках и проблемах в инфраструктуре раньше или хотя бы одновременно с пользователями. Необходимость прогнозирования, а тем самым и предотвращения, поломок, оповещения о них и хранения информации о состоянии систем и служб в любой ИТ системе обеспечивает актуальность данной работы.

    Анализ актуальности обусловили выбор темы исследования: «Комплекс мониторинга сетевых устройств».

    Гипотеза исследования состоит в том, что существуют разработки, требования отслеживания которых не могут быть удовлетворены с помощью существующих пакетов мониторинга, то есть те, для которых оправдана разработка собственного проекта.

    Целью исследования является разработка и реализация проекта мониторинга служб и инфраструктуры.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• разработка общего перечня требований к мониторингу;

    • исследование существующих решений и обоснованный выбор основы будущего мониторинга;

    • разработка списка конкретизированных требований к будущему мониторингу;

• практическая реализация мониторинга;

• тестирование разработанного приложения;

    • внедрение в эксплуатацию и проверка эффективности разработки.

6


    Объектом исследования являются различные ИТ инфраструктуры, предметом исследования – способы мониторинга этих инфраструктур (в данной работе приводится пример реализации мониторинга в службе поддержки Казанского вертолетного завода.)

    Теоретическая и практическая значимость работы объясняется невозможностью слежения за некоторыми важными показателями работоспособности сервисов и серверов с помощью стандартных средств мониторинга, или же высокой трудоёмкостью таких методов. Созданный мониторинг с минимальными затратами и невысокой трудоёмкостью решает поставленные задачи.

    Апробация результатов исследования и публикации. Основные результаты исследования были применены для разработки концепции мониторинга, а также внедрены как часть реальных проектов на заводе «КВЗ».




7


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................
11
ГЛАВА 1. Существующие системы мониторинга сети и оборудования ........
13
1.2
Система мониторинга Microsoft SCOM ....................................................
16
1.3
Система мониторинга Zabbix .....................................................................
19
1.4
Система мониторинга Nagios .....................................................................
23
1.5
Система мониторинга Cacti ........................................................................
25
мониторинга .......................................................................................................
28
ГЛАВА 2. Разработка системы мониторинга .....................................................
29
2.1
Основные задачи ..........................................................................................
29
2.3
Методы мониторинга с Zabbix. Возможности Zabbix .............................
32
2.4
Конфигурация сервера Zabbix. Установка П.О. Zabbix ...........................
37
2.4.1
Установка и настройка сервера MySQL .............................................
37
2.4.2
Установка сервера Zabbix .....................................................................
40
2.4.3
Установка пакетов Web-интерфейса ...................................................
41
2.4.4
Начальная конфигурация веб-интерфейса .........................................
43
2.5
Установка и конфигурация Zabbix3.0 на Debian 8.4 x64 .........................
46
2.6
Настройка sms уведомлений .......................................................................
50
2.7
Настройка отправки email уведомлений ...................................................
52
ГЛАВА 3. Настройка мониторинга систем и сервисов .....................................
57
3.1
Настройка мониторинга Windows ..............................................................
57
3.2
Настройка мониторинга CentOS 7 .............................................................
61
3.3
Настройка мониторинга резервных копий ................................................
63
3.4
Настройка мониторинга транков (trunk) в asterisk ...................................
68
3.4.1Настройка агента для мониторинга транков (trunks) ................................
68
3.4.2 Создание шаблона мониторинга asterisk на сервере zabbix .................
69
3.5
Мониторинг программного raid mdadm ....................................................
72
3.5.1
Настройка агента для мониторинга mdadm ........................................
72
3.5.2
Настройка мониторинга mdadm на стороне сервера Zabbix .............
73
3.6
Настройка мониторинга web сайта ............................................................
75
3.7
Настройка мониторинга температуры .......................................................
84
3.7.1
Настройка Zabbix agent в Windows для мониторинга температуры 86
3.7.2
Настройка мониторинга на Zabbix сервере ........................................
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................
89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........................................
95
Листинг кода программы .....................................................................................
96

8


Обозначения и сокращения

В пояснительной записке используются следующие определения,

обозначения и сокращения:

ОС – операционная система.

БД – база данных.

ИТ – информационные технологии.

SLA – Service Level Agreement – соглашение об уровне услуг.

AD – Active Directory – активный каталог.

SCOM –системный центр менеджера операций.

RRD – Round Robin Database – кольцевая база данных.

JMX – Java Management Extensions – расширение управления Java.

DNS – Domain Name System – система доменных имен.

SNMP – простой протокол сетевого управления.

GSM – глобальный стандарт цифровой мобильной сотовой связи.

IPMI – интеллектуальный интерфейс управления платформой.

SSL– Secure Sockets Layer — уровень защищённых сокетов.

SSH – Secure Shell – безопасная оболочка.

API – интерфейс программирования приложений.

WMI – инструментарий управления Windows.

URL – единый указатель ресурсов.

Аутентификационые данные – информация, используемая для верификации предъявленного идентификатора пользователя.

Автоматическое обнаружение – возможность автоматического создания элементов данных, триггеров и графиков для разных ресурсов. Прокси – служба (комплекс программ), позволяющая клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам.

Патч – информация, предназначенная для автоматизированного внесения определённых изменений в компьютерные файлы.

9


Мониторинг – система сбора/регистрации, хранения и анализа ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.

Лог – журнал событий, дневник, запись, протокол.

Лог-файлы – файлы, в которых фиксируются все действия в системе.

Баг – слово, обозначающее ошибку в программе или системе.

ЛВС – Локальная вычислительная сеть.

ОС – Операционная система.

ПО – Программное обеспечение.

СКС – Структурированная кабельная система.

СУБД – Система управления базами данных.

Тренд – Долговременная статистика, которая позволяет построить так называемую тенденцию.

Утилизация – Загрузка канала или сегмента.

ЭВМ – Электронно-вычислительная машина.

ВС – вычислительная система.

Файловая подсистема – регламент, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях информации. Веб-браузер (от англ. Webbrowser) – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов.

Веб-страница (от англ. Web-page) – документ или информационный ресурс,

к которому осуществляется доступ с помощью веб-браузера. Ссылка –

запись, связывающая между собой части документа, классификационные деления или предметные рубрики.

10


Кеширование – процесс занесения информации в промежуточный буфер с быстрым доступом, для уменьшения нагрузки на веб-сервер.

Сервер – свободный веб-сервер, задачами которого являются: принятие запросов HTTP, выдача HTTP-ответов.

11


ВВЕДЕНИЕ

    Мониторинг в информационной структуре, будь то маленькая компания или огромный дата-центр, нужен, чтобы системные администраторы были оповещены о поломках и проблемах в инфраструктуре раньше или хотя бы одновременно с пользователями. Необходимость прогнозирования, а тем самым и предотвращения, поломок, оповещения о них и хранения информации о состоянии систем в любой ИТ системе обеспечивает актуальность данной работы. По сути своей мониторинг – это комплекс быстрого нахождения проблемы, оповещения о ней администраторов, а также диагностики, дающий полную и точную информацию о поломке.

    Объектом исследования являются различные ИТ инфраструктуры, предметом исследования – способы мониторинга этих инфраструктур (в данной работе приводится пример реализации мониторинга в службе поддержки Казанского вертолетного завода.)

    Цель работы – создание системы мониторинга, полностью подходящей под требования конкретного проекта компании, с минимальными затратами.

Задачи, решаемые в связи с указанной целью:

    • анализ достоинств и недостатков существующих систем мониторинга;

• сбор требований к разрабатываемой системе;

• поиск оптимального пути реализации системы.

    Практическая значимость и новизна работы объясняется невозможностью слежения за некоторыми важными показателями работоспособности сервисов

и серверов с помощью стандартных средств мониторинга, или же высокой трудоёмкостью таких методов. Созданный мониторинг с минимальными затратами и невысокой трудоёмкостью решает поставленные задачи.

    В первой части рассматриваются основные существующие решения для мониторинга, выявляются их положительные и отрицательные стороны, в том числе с точки зрения конкретных требований определённых проектов.

12


    Во второй части работы описываются методы создания собственного мониторинга на основе выбранной системы, аргументируется её выбор.

    В третьей части работы подробно рассмотрена практическая реализация важнейших частей системы: базовые скриптовые алгоритмы слежения за состоянием, использование сторонних библиотек.

    В заключении подводятся итоги о достигнутых во время выполнения работы результатах.

13


ГЛАВА 1. СУЩЕСТВУЮЩИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

СЕТИ И ОБОРУДОВАНИЯ

1.1 ФУНКЦИИ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА



    Термином мониторинг сети называют работу системы, которая выполняет постоянное наблюдение за компьютерной сетью в поисках медленных или неисправных систем, и которая при обнаружении сбоев сообщает о них сетевому администратору с помощью почты, телефона или других средств оповещения. Эти задачи являются подмножеством задач управления сетью.

    Основной задачей системы мониторинга является предоставление актуальной информации для анализа состояния ИТ-инфраструктуры и быстрого обнаружения возникшей неисправности и ее оперативное устранение. Системы мониторинга производительности позволяют ИТспециалистам вовремя заметить снижение производительности и определить «узкие места» в ИТ-инфраструктуре. Постоянный мониторинг помогает избежать простоев в ее работе, поддерживать все ИТ-сервисы в рабочем состоянии и сохранять необходимый уровень их качества, а также спланировать её модернизацию.

Раньше роль мониторинга осуществляли администраторы, а информация

о состоянии систем в лучшем случае собиралась ими же в каких-либо неспециализированных программах (по причине их отсутствия), в худшем же вообще никак не накапливалась и не агрегировалась. Все сведения о системе были привязаны к практическому опыту работы с инфраструктурой у конкретного специалиста и полностью терялись при его уходе.

    Сейчас появилось множество полу- и полностью автоматизированных систем для мониторинга, которые анализируют состояние систем, собирают информацию в коллекции, которые тоже впоследствии можно изучить при необходимости.

14


    Существуют довольно специфические виды мониторинга, например, от лица конечного пользователя, когда в заданные промежутки времени циклически эмулируются его действия. Обычно это робот, планировщик заданий, запускающий специальный, заранее определённый скриптсценарий,

а затем рапортующий об успехе выполнения действий или о возникших в процессе ошибках.

    Для хранения полученной информации обычно используется конфигурационная база данных под различными СУБД: информация об объектах мониторинга представлена, как набор конфигурационных единиц.

Каждый сервер, каждое сетевое устройство — это некая единица, все это хранится в централизованной базе данных. Такое представление позволяет потом интегрировать систему мониторинга с визуальными представлениями: диаграммами, графиками и др.

    Сама структура мониторинга значительно видоизменяется с течением времени. Например, одна из тонкостей возникла при появлении и большом распространении виртуализации: если ранее была необходимость отслеживать состояние только физических серверов, то теперь на каждом из них может быть ещё несколько виртуальных.

    Также системы мониторинга можно настроить на выполнение какихлибо стандартных сервисных действий. Например, очищать корзину при её заполнении или активировать архивирование для каких-либо файлов, когда определённый процент дискового пространства становится занятым.

    При выборе, разработке, внедрении систем мониторинга сначала необходимо определиться с объектами, которые будут подвергаться слежению, а также критические события и показатели, которые и определят количество оповещений при поломке, частоту сканирования и прочие параметры, и последствия. Для больших инфраструктур, вроде дата-центров, перед финальным внедрением обычно разворачивают тестовую площадку, где можно оценить целесообразность сделанных решений и определений параметров пороговых значений.

15


    Внедрение подобных решений особенно важно при использовании сервисного подхода к деятельности ИТ-подразделений, когда все процессы пересматриваются с точки зрения предоставляемых подразделением ИТсервисов. Каждый бизнес-сервис корпоративной системы по возможности интерпретируется как ИТ-сервис, задается определенный уровень качества его предоставления. Далее он описывается в системе мониторинга как набор взаимосвязанных компонентов ИТ-инфраструктуры.

    В итоге формируется Соглашение об уровне качества сервисов (Service Level Agreement, SLA). Согласно SLA система осуществляет сбор и хранение информации о качестве предоставления ИТ-сервисов. На базе накопленной информации формируются отчеты за определенный период времени. Анализ отчетной информации помогает осуществлять:

    • пересмотр уровня предоставления ИТ-сервисов; реорганизацию деятельности ИТ-подразделения; модернизацию ИТ-инфраструктуры.


    Системы мониторинга могут быть ориентированы на потребителей разного уровня. Для больших систем обычно используется огромное количество разнообразных функций, для маленьких обычно достаточно общего анализа узлов и отправки оповещений. Среди основных функций мониторингов можно выделить следующие:

    • Слежение. Основная функция, включающая в себя периодический сбор показателей с узлов оборудования, сервисов и т.п.

    • Хранение информации. Дополнение к слежению. Осуществляется сбор информации по основным показателям каждого объекта мониторинга, для хранения обычно используются базы данных.

    • Построение отчётов. Осуществляется как на основе текущих данных слежения, так и по долговременно хранимой информации. Например,

долговременный мониторинг нагрузки на сервер может предупредить, что потребляемые ресурсы всё время увеличиваются, значит необходимо увеличить доступные средства или перенести часть задач на другой сервер, выбор которого тоже можно осуществить на основе долговременного отчёта.

16


• Визуализация. Отчёты в визуальном представлении: в виде графиков,

всплывающих подсказок, диаграмм. Помогают лёгкому восприятию информации, а также возможен выбор для визуализации нескольких, самых важных индикаторов, тогда как в отчётах будут представлены все показатели.

    • Поиск узких мест. На основе аналитических данных мониторинга возможно узнать, в какое именно месте инфраструктуры наиболее сильно снижает общие показатели производительности.

    • Автоматизация сценариев. Функция освобождает администраторов от рутинных задач.

    Благодаря наличию средств для реализации всех этих функций администратору больше не нужно проверять вручную состояние каждой составляющей системы, проблемы решаются и поломки устраняются более оперативно, диагностика осуществляется многомерно и точно, а также можно планировать расширение инфраструктуры.[1]

Использование систем мониторинга и управления позволяет:

• оптимизировать использование информационных ресурсов;

    • повысить качество ИТ-сервисов и скорость устранения сбоев в работе оборудования и программного обеспечения, минимизировать время простоя сервисов;

    • обеспечить надежность, безопасность и согласованное функционирование всех компонентов ИТ-инфраструктуры;

• облегчить модернизацию ИТ-инфраструктуры;
• в несколько раз повысить эффективность работы ИТ-подразделения.


1.2 Система мониторинга Microsoft SCOM

System Center Operations Manager – система сквозного мониторинга от

Microsoft, в том числе активного слежения за состоянием сетей (наблюдение за любыми сетевыми устройствами, поддерживающими SNMP, вплоть до уровня портов, а также обнаружение виртуальных локальных сетей и коммутаторов в таких сетях). В последних версиях появилась возможность

17


слежения не только за системами, под управлением операционных систем семейства Windows, но и за гетерогенными средами, включающими UNIX и Linux. System Center Operations Manager предназначен главным образом для организаций с числом машин более 500 и числом серверов более 30. Для меньших организаций существует продукт System Center Essentials, включающий в себя часть функционала продуктов System Center Operations Manager и System Center Configuration Manager, но предназначенный для малых и средних предприятий.

    Сам продукт, начиная с версии 2012 года, является сервисом высокой доступности, благодаря отсутствию серверов управления. В пуле с несколькими серверами нагрузка балансируется и обеспечивается доступность. На каждом сервере работает служба конфигурации, причём хранение данных реализовано не в памяти или XML-файлах, а в базе данных.

    Microsoft также предоставляет возможность интеграции продукта с System Center Service Manager, благодаря чему появляется возможность автоматического создания инцидентов на основе оповещений SCOM.

    Что касается тонкого слежения за виртуальными средами, есть средства для интеграции с пакетом System Center Virtual Machine Manager, который будет передавать System Center Operations Manager информацию о виртуальных машинах, службах, частных облаках и узлах.

Основные преимущества:

    • исключительная производительность и работоспособность приложений для программных сред Microsoft;

    • обеспечивает сквозное управление службами для сервисов вашего центра обработки данных;

    • способствует улучшению эффективности и управления средами центров обработки данных;

    • унифицированный контроль в рамках частных и общедоступных облачных сервисов.

• поддержка Windows PowerShell 2.0 с набором новых командлетов.

18


    Одно из главных достоинств System Center Operations Manager – продвинутая визуализация всего огромного собранного набора данных, в основном в виде графиков и диаграмм, причём визуализация доступна не только в специальной консоли программы, но и через веб-интерфейс. Элементы представления же можно подвергать тонкой настройке.

    Версия 2012 поддерживает расширенное наблюдение за смешанными средами, а именно за машинами под управлением Unix и Linux (так называемых «систем *nix: агент *nix поддерживает HP-UX 11i версии 2 или 3 на базе PA-RISC и IA64, Sun Solaris 9 на базе SPARC и 10 на базе SPARC и 32-разрядной платформы, Red Hat Enterprise Linux 4, 5 и 6 на 32- и 64разрядных платформах, Novell SuSE Linux Enterprise Server 9 на 32-разрядной платформе, 10 SP1 и 11 на 32- и 64-разрядных платформах, а также IBM AIX 5.3, 6.1 и 7.1 на базе POWER. Для мониторинга используются 2 ключа: sudo (для конфигурирования стандартной учётной записи с нужным уровнем доступа) и SSH (для безопасного обслуживания агента).[2]

    Итак, можно сказать, что System Center Operations Manager - это мониторинг высокой доступности с упрощённой инфраструктурой, использующийся в организациях с большим парком машин под управлением различных семейств операционных систем, включающий множество разнообразных средств слежения, в том числе за сетевым оборудованием, а также расширенные средства представления собранной информации.

    Однако у данной системы есть ряд недостатков с точки зрения решения конкретной технической задачи:

    • система мониторинга охватывает множество общих показателей системы, но непригодна для слежения за специфическими параметрами;

• до сих пор работа с операционными системами вне семейства Windows

нестабильна;

• необходимость установки сервиса агента;

    • невероятная громоздкость и трудоёмкость настройки продукта «под себя»: система больше подходит для мониторинга общего состояния и сбора

19


основных сведений о большой структуре (например, множество клиентских и серверных машин в домене).

    Последний недостаток обуславливает отказ от этой системы как специфического мониторинга проекта. Необходимо разворачивать глобальный сервис, устанавливать агентское программное обеспечение на все отслеживаемые машины, и настраивать множество параметров – отменять показатели, собираемые по умолчанию. Система относится к продуктам для контролирования общего состояния большой ИТструктурыбез слежения за конкретными специфическими показателями, а значит совершенно не подходит под поставленные проектом цели.

    Также существенный недостаток системы состоит в высокой стоимости данного программного продукта.

1.3 Система мониторинга Zabbix


    Zabbix – свободно распространяемая система для комплексного мониторинга сетевого оборудования, серверов и сервисов. Состоит из четырёх частей:

    • Сервер мониторинга (ядро) – выполняет периодический опрос и получение данных, обрабатывает их, анализирует, также осуществляет запуск скриптов для рассылки оповещений. Может удаленно проверять сетевые сервисы, является хранилищем, в котором хранятся все конфигурационные,

статистические и оперативные данные. Не может располагаться на сервере под управлением операционной системы семейства Windows, а также OpenBSD.

    • Прокси - собирает данные о производительности и доступности от имени Zabbix сервера. Все собранные данные заносятся в буфер на локальном уровне и передаются Zabbix серверу, к которому принадлежит прокси- сервер. Zabbix прокси является идеальным решением для централизованного удаленного мониторинга мест, филиалов, сетей, не имеющих локальных администраторов. Он может быть также использован для распределения

20


нагрузки одного Zabbix сервера. В этом случае, прокси только собирает данные, тем самым на сервер ложится меньшая нагрузка на ЦПУ и на ввод/вывод диска.

    • Агент – специальный демон, который запускается на отслеживаемых объектах и предоставляет данные серверу, осуществляя контроль локальных ресурсов и приложений (таких как жесткие диски, память, статистика процессора и т. д.) на сетевых системах, т.е. эти системы должны работать с запущенным Zabbix агентом ( однако мониторинг можно производить не только с помощью него, но и по SNMP версий 1, 2, 3, запуском внешних скриптов, выдающих данные, и несколько видов предопределенных встроенных проверок, таких как ping, запрос по http, ssh, ftp и другим протоколам, а так же замер времени ответа этих сервисов. Zabbix агенты являются чрезвычайно эффективными из-за использования встроенных системных вызовов для сбора информации о статистике. Zabbix-агенты поддерживаются не только на *nix операционных системах, но и на AIX и

Windows. Поддерживаемые платформы указаны в таблице 1.

• Веб-интерфейс   –   средство   визуального   представления   Zabbix,

реализован на PHP, для запуска требует наличия веб-сервера, представлен на рисунке 1.

























Рисунок 1. Веб-интерфейс мониторинга Zabbix

21





Таблица 1

Поддерживаемые платформы





Платформа

ZABBIX-сервер
ZABBIX-агент






AIX

Поддерживается
Поддерживается






FreeBSD

Поддерживается
Поддерживается






HP-UX

Поддерживается
Поддерживается






Linux

Поддерживается
Поддерживается






Mac OS X

Поддерживается
Поддерживается






Novell Netware

-
Поддерживается






Open BSD

Поддерживается
Поддерживается






SCO Open Server

Поддерживается
Поддерживается






Solaris

Поддерживается
Поддерживается






Tru64/OSF

Поддерживается
Поддерживается






Windows NT 4.0,


Поддерживается

Windows 2000,




Windows 2003,

-


Windows XP, Windows




Vista











    С помощью Zabbix можно осуществлять распределённый мониторинг до 10 00 узлов, где конфигурация младших узлов контролируется старшими в иерархии. Также продукт включает централизованный мониторинг логфайлов, возможность создавать карты сетей (вручную по шаблону), выполнение запросов в различные базы данных, генерацию отчётов и тенденций, выполнение сценариев на основе мониторинга, поддержку интеллектуального интерфейса управления платформами (IPMI).

    Zabbix предоставляет гибкие возможности по настройке условийтриггеров, которые включаются при авариях и неполадках, и система начинает моргать лампочками (на самом деле красными квадратиками), оповещая администратора о возможной поломке. Также, при включении триггера, веб-интерфейс даже начинает попискивать на манер будильника,

    Zabbix достаточно самостоятелен и сможет отправить уведомление на почту, в jabber или sms с помощью gsm-модема, или даже попытаться

22


самостоятельно поднять упавший сервис, выполнив заранее определенные действия, которые запускаются при срабатывании определенных триггеров.

    Для отображения логической структуры сети можно вручную создавать карты сети (пример которой представлен на рисунке 2), отображающие именно расположение узлов сети и связей между ними, причём текущее состояние узлов будет отображаться на карте.[3]






































Рисунок 2. Карты сетей в Zabbix


Автоматическое обнаружение:

• автоматическое    обнаружение    по    диапазону    IP-адресов,

доступным сервисам и SNMP проверка;

• автоматический мониторинг обнаруженных устройств;

• автоматическое удаление отсутствующих хостов;

23


    • распределение по группам и шаблонам в зависимости от возвращаемого результата.

    В запасе у Zabbix есть еще полдесятка функций, которые позволяют еще больше упростить наблюдение за сетью, такие как мониторинг состояния веб-

сайта с помощью автоматического выполнения сценария вроде имитации пользовательских действия на сайте. В итоге это одна из мощнейших и обширнейших систем мониторинга.

    В итоге мы получаем наиболее подходящую для наших целей систему, которую также можно использовать в качестве «скелета» к своим собственным скриптам мониторинга. Однако в очередной раз стоит отметить

громоздкость сервиса, отсутствие полной документированности возможностей проекта, а также необходимость установки агентского программного обеспечения на все машины.

    В качестве дополнительного минуса стоит отметить сложность делегирования прав – машина с сервисом зачастую управляется операционной системой семейства *nix, что делает трудоёмким взаимодействие с доменными пользователями и правами из Active Directory (Windows системы).

1.4 Система мониторинга Nagios


    Nagios (первоначально Netsaint) – свободно распространяемая программа для мониторинга систем и сетей. Изначально разработана для операционных систем на базе Linux, сейчас одинаково хорошо работает также и под Sun Solaris, FreeBSD, AIX и HPUX. С помощью этой программы доступны комплексное наблюдение за всей ИТ- инфраструктурой, выявление проблем сразу после их возникновения, возможность делиться полученным при наблюдении данными с заинтересованными лицами, мониторинг безопасности системы, и, как следствие, сокращение времени простоя и коммерческих потерь.

Возможности:

24


• мониторинг сетевых служб (SMTP, POP3, HTTP, NNTP, ICMP, SNMP);

    • мониторинг состояния хостов (загрузка процессора, использование диска, системные логи) в большинстве сетевых операционных систем;

• поддержка удаленного мониторинга через шифрованные туннели SSH

или SSL;

• возможность построение карт сетей (пример на рисунке 3);





































Рисунок 3. Карта сети в Nagios



• простая  архитектура  модулей  расширений  (плагинов)  позволяет,

используя любой язык программирования по выбору (Shell, C++, Perl, Python, PHP, C# и другие), легко разрабатывать свои собственные способы проверки служб;

• параллельная проверка служб;

• возможность определять иерархии хостов сети с помощью

25


«родительских» хостов, позволяет обнаруживать и различать хосты, которые вышли из строя, и те, которые недоступны;

    • отправка оповещений в случае возникновения проблем со службой или хостом (с помощью почты, пейджера, смс, или любым другим способом,

определенным пользователем через модуль системы);

    • возможность определять обработчики событий, произошедших со службами или хостами для проактивного разрешения проблем;

• автоматическая ротация лог-файлов;

    • возможность организации совместной работы нескольких систем мониторинга с целью повышения надёжности и создания распределенной системы мониторинга;

    • включает в себя утилиту nagiostats, которая выводит общую сводку по всем хостам, по которым ведется мониторинг.

Отказом от использования системы послужили следующие причины:

• «общий» характер мониторинга показателей;

• проблема взаимодействия с серверами под управлением Windows;

• «сетевая» направленность мониторинга;

    • и дополнительной причиной стало отсутствие опыта с данным программным продуктом в компании. [4]

1.5 Система мониторинга Cacti


    Cacti – бесплатное приложение мониторинга, позволяющее собирать статические данные за определённые временные интервалы и отображать их

в графическом виде при помощи RRDtool утилиты, предназначенной для работы с круговыми базами данных (Round Robin Database), которые используются для хранения информации об изменении одной или нескольких величин за определенный промежуток времени. Стандартные шаблоны сбора включают статистику по загрузке процессора, выделению оперативной

26


памяти, количеству запущенных процессов, использованию входящего/исходящего трафика.

    Cacti написан в инфраструктуре Apache-PHP-MySql, позволяет настраивать сбор и отображение данных мониторинга на основе вебинтерфейса, представленного на рисунке 4, с юзер-френдли организацией. Есть возможность дописывания собственных агентов сбора данных.































Рисунок 4. Интерфейс Cacti


    Интерфейс отображения статистики, собранной с устройств, представлен в виде дерева, структура которого задается самим пользователем. Как правило, графики группируют по определенным критериям, причем один и тот же график может присутствовать в разных ветвях дерева. Есть вариант просмотра заранее составленного набора графиков, и есть режим предпросмотра. Каждый из графиков можно рассмотреть отдельно, при этом он будет представлен за последние день, неделю, месяц и год. Возможно самому выбрать временной промежуток, за который будет сгенерирован график. [5] Достоинства Cacti:

27


    • высокая скорость развертывания при минимальном дополнительном кодировании;

• простота и удобство интерфейса просмотра диаграмм и их настройки.

Недостатки Cacti:

    • довольно быстрое нарастание количества однотипных настроек в случае большого числа сред и се.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.