VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рассмотрение основных вопросов управления социальной инфраструктуры муниципального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011833
Тема: Рассмотрение основных вопросов управления социальной инфраструктуры муниципального образования
Содержание
Содержание
Введение	7
Глава 1 Теоретические вопросы развития социальной инфраструктуры муниципального образования	10
1.1	Основные цели развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании	10
1.2	Нормативно-правовое регулирование социальной инфраструктуры муниципального образования	15
1.3 Вопросы развития социальной инфраструктуры муниципального образования	23
Глава 2 Анализ развития социальной инфраструктуры муниципального образования	27
2.1 Общая характеристика городского округа Серпухов	27
2.2 Анализ социального развития городского округа Серпухов	31
2.3 Анализ развития социальной инфраструктуры городского округа Серпухов	60
Глава 3 Пути совершенствования развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области»	68
3.1 Проблемы реализации программы  развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области»	68
3.2 Мероприятия по совершенствованию развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городской округ Серпухов».	70
Заключение	78
Библиографический список	81
Приложение	84




 Введение 
     Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется остротой социальной инфраструктуры в муниципальном образовании.
     Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Благодаря исследованиям и созданию системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной инфраструктурой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
     Основными целями социальной политики государства на современном этапе социального развития России являются:
     -создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
     -усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп населения;
     -осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
     -реформирование социальной инфраструктуры на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
     -формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирования всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг. 
     Социальная инфраструктура воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работают основная часть так называемых бюджетников, то есть работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
     Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования. Иными словами, муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной инфраструктуры муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.
     Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение основных вопросов управления социальной инфраструктуры муниципального образования.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - Рассмотреть основные цели развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании;
     - Определить нормативно-правовое регулирование социальной инфраструктуры муниципального образования;
     - Рассмотреть вопросы развития социальной инфраструктуры муниципального образования;
     -  Представить общую характеристику городского округа Серпухов;
     - Провести анализ социального развития городского округа Серпухов;
     - Провести анализ развития социальной инфраструктуры городского округа Серпухов;
     - Выявить проблемы реализации программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области»
     - Предложить мероприятия по совершенствованию развития социальной инфраструктуры муниципального образования «Городской округ Серпухов».
     Объектом изучения является социальная инфраструктура городского округа Серпухов.
     Предмет исследования: отрасли управления социальной инфраструктуры муниципального образования.
     Теоретической базой рассматриваемой темы служат теоретические основы управления социальной инфраструктуры муниципального образования, понятия, сущность, формы и методы управления социальной инфраструктурой муниципального образования, нормативно-правовые акты, периодические издания и литература, а также официальные сайты по развитию социальной инфраструктуры муниципального образования.
     Методами исследования являются: метод сбора, систематизации, методы управления социальной инфраструктуры, а также табличные и графические методы представления статистических данных.
     Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
     












Глава 1 Теоретические вопросы развития социальной инфраструктуры муниципального образования

1.1 Основные цели развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании
     
     Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства  и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.
     Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. 
     На сегодняшний день нет четко определенной и закрепленной трактовки категории «социальная сфера», в литературе и официальных документах существуют различные определения данного понятия. Часто под социальной сферой понимают совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д. [19]
     В других источниках к социальной сфере относят совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. 
     Рассматривая социальную сферу с точки зрения структурного подхода, в ее составе можно выделить:
     - социальную инфраструктуру;
     - социальные услуги, которые она производит;
     - механизмы и нормативную базу, регулирующие социальное поведение населения.
     Социальная инфраструктура – совокупность объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.
     Существует разные подходы к внутреннему строению социальной инфраструктуры:
     Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, СМИ, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
     Сохранение, поддержание и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
     Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, общественный транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан). [16]
     Функции инфраструктуры:
1. Создание специальных условий для создания новых демографических процессов и прогрессивных тенденций;
2. Формирование рабочей силы, которая будет качественно отвечать степени развития производства;
3. Правильное потребление трудовых ресурсов;
4. Обеспечение жилищных, бытовых, а также коммунальных условий для жизни населения;
5. Сохранение и улучшение здоровья населения;
6. Использование времени людей в правильных целях.
     Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развитие человека, путем улучшения культурных, духовных и бытовых потребностей. [21]
     Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.
     В первую очередь, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения. [20]
     Объекты социальной инфраструктуры – это объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.
     Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Но существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют важное значение. [22]
     Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества. В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры. 
     Объектами социальной инфраструктуры могут являться:
1. Культурные комплексы;
2. Предприятия торговли;
3. Пассажирский транспорт;
4. Образовательные комплексы;
5. Учреждения здравоохранения;
6. Канализация и водообеспечение;
7. Финансовые учреждения;
8. Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).
     Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням социальной организации общества.
     В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.
     Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы. Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер. Затем, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей. [17]
     При этом социальная инфраструктура, как основной элемент социальной сферы, рассматривается как устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей человека и общества.
     К социальной инфраструктуре в частности относятся:
     - все сферы связанные с жильем, а именно строительство, сферу жилищно-коммунального обслуживания;
     - объекты и предприятия социально-культурного назначения, организации, работающие в системе образования, здравоохранения и дошкольного воспитания;
     - предприятия и организации, работающие в сфере организации отдыха и досуга;
     - предприятия розничной торговли, а также организации занимающиеся спортивно-оздоровительной деятельностью, работающие в сфере общественного питания, сфере услуг;
     - компании, занимающиеся пассажирскими перевозками и оказывающие услуги связи для населения;
     - система учреждений, оказывающих услуги правовой и финансово-кредитной сферы (юридические консультации, нотариальные конторы, банки) и др. [23]
     Развитие и эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры, может рассматриваться как  существенное условие повышения качества жизни населения страны и региона.
     Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.
     Выделяются несколько факторов, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:
     - национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства;
     - демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи;
     - нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;
     - потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;
     - градостроительные планы;
     - логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем.

1.2  Нормативно-правовое регулирование социальной инфраструктуры муниципального образования

     В основе развития социальной инфраструктуры как один из элементов нормативно-правового регулирования лежит социальный паспорт. Социальный паспорт создает возможность изменить бюрократический подход в управлении.
     Практика показывает, что главной проблемой в подготовке проекта паспортизации является обеспечение согласованной работы тех служб, которые включены в управление социальной сферы. Новые информационные технологии и системы играют важную роль в этом проекте, так как они позволяют добиться эффективного использования средств. Открытость управления со стороны государственных органов помогает установить контроль над расходами бюджетных средств и социальных дотаций.
     Целью социальной паспортизации является применения индивидуального подхода в предоставлении каких-либо социальных услуг, что потребует небольшого реформирования жилищно-коммунального обслуживания, здравоохранения, лекарственного снабжения, и поддержки социально незащищенных граждан.
     Проект социальной паспортизации своего рода мониторинговое представление региона. Социальный паспорт должен вмещать в себе возможность социальной идентификации, иметь информацию о социально значимых данных человека, которые характеризуют его имущественный, правовой и общественный статусы, что позволило бы отслеживать какие-либо изменения категорий населения.
     Внедрение социального паспорта имеет значение не только для системы управления, но и для населения.
     Перечень действий при внедрении паспорта населения:
* базовые данные поступают из структурных подразделений органов управления. Далее эта информация будет обрабатываться. Технология управления может выступать в роли программного продукта, и использование базовых данных будет происходить автоматически. Это и будет основой для правильного функционирования программы общественной паспортизации.
* после того, как в действия вошла технология управления вырабатывается решение, которое принимает орган управления.
* решение вносят в программу муниципального образования, затем она реализуется.
     Иногда чтобы принять решение нужно последовательно использовать комплекс разных технологий, которые в полной мере позволят решить поставленные задачи.
     Основу базы ресурсного оснащения составляют:
* информационная база об исходных данных, которая характеризует сферу региона в качественном, и в количественном видах;
* экономико-математические модели для решения локальных задач;
* блоки, которые производят обмен информацией между частными моделями и руководством предприятий регионального сектора, администрацией и структурами муниципального управления;
* блок результатов, который представляет сводную базу данных, быстро изменяющуюся и постоянно обновляемую, предоставляющую возможность региональному руководству или муниципальному сектору сформировать и отслеживать тенденции, в социальной сфере оценивая эффективность социальной политики. [26]
     Деятельностью подсистемы является общественная сфера региона, которая представляет собой совокупность предприятий и структур управления, которые связаны и определяют уровень жизни людей их потребление и благосостояние.
     Основой реализации проекта является информационная база, которая содержит исходные данные, которые появляются в результате обработки региональной статистической информации. Для оценки состояния социальной сферы региона недостаточно обычных критериев, которые применяются экономической теорией. 
     Помимо показателей объема производства товаров и услуг, количественной характеристики занятости и безработицы, финансовых показателей и т.д. нужно внедрить показатели качества жизни граждан, которые содержат характеристику культурной сферы, спортивной, образовательной; эффективность инфраструктуры, экологические показатели и т.д.
     Разрабатываемые инновации – это движущая сила в процессе изменения систем управления на всех уровнях: регионального, муниципального, государственного. Каждый из уровней имеет свои особенности, которые формируют его самостоятельность. Система управления в реальном функционировании представляет собой комплекс многообразных действий, которые выполняются тем или иным количеством людей, которых объединяют единая цель и общие интересы. Необходимо уметь управлять изменениями, и использовать инновационные методы в деятельности местных органов власти, что ведет к повышению потенциала государства. [16]
     Помимо разработанного социального паспорта на процесс формирования и развития социальной инфраструктуры муниципального образования влияют такие нормативно-правовые акты, как:
* Градостроительный кодекс РФ; [2]
* Земельный кодекс РФ; [3]
* Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ; [4]
* Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2017 № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»; [10]
* Федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации»; [5]
* Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта; 
* Схема территориального планирования субъекта Федерации; 
* Локальные нормативно-правовые акты субъекта Федерации и муниципального образования;
* СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
* Нормативы градостроительного проектирования субъекта Федерации и муниципального образования;
     Так же были приняты и другие нормативно-правовые акты, регулирующие социальную инфраструктуру муниципального образования, например:
* Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; [6]
* Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ; [7]
* Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ; [8]
* Закон Московской области «от 22 октября 2009 года N 121/2009-ОЗ
Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области; [9]
* Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;[13]
* Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», [11]
* Постановление Правительства от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [12] и другие.
     Согласно представленному перечню нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что строительство объектов социальной инфраструктуры осуществляется согласно требованиям и нормам строительства, а также в целях реализации социальных программ, которые утверждаются на уровне Российской Федерации, Субъекта РФ и непосредственно муниципального образования. Представленный  социальный паспорт – это уже документ,  который составляется на конечном этапе непосредственно перед реализацией проекта.
     Ключевым документом, регламентирующим порядок разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, является Постановление Правительства РФ от 01.10.2017 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов". 
     На основании имеющегося у экспертов опыта разработки программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений был составлен рейтинг моментов, на которые нужно обратить внимание, чтобы программа развития социальной инфраструктуры муниципального образования соответствовала действующим требованиям:
     1. Срок программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования 
     Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой развития социальной инфраструктуры муниципального образования, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
     2. Характер мероприятий программы комплексного развития социальной инфраструктуры 
     Исходя из самого понятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры, данного в Градостроительном кодексе РФ, очевидно, что в программу мероприятий по развитию социальной инфраструктуры могут быть включены только мероприятия по новому строительству, реконструкции и модернизации объектов социальной сферы.
     3. Описание места положения объектов социальной инфраструктуры. 
     Описание места положения объекта необходимо как в отношении существующих объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, так в отношении новых объектов, которые планируется построить и ввести в эксплуатацию в рамках реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
     4. Расчет финансовых потребностей Программы социальной инфраструктуры 
     При разработке программ комплексного развития социальной инфраструктуры необходимо учитывать инфляционные риски. Так, при расчете стоимости мероприятий на момент разработки программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования применяются сметные базы и нормативы. 
     5. Срок разработки Программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования. 
     6. Оценка соответствия социальной инфраструктуры поселения местным нормативам градостроительного проектирования 
     7. Взаимосвязанность документов территориального планирования, перспективных планов, программ. 
     По результатам разработки Программы комплексного развития объектов социальной инфраструктуры важно учесть реконструированные объекты при планировании инженерной инфраструктуры – транспортной (в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры), коммунальной (схемы ресурсоснабжения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктур), при построении кадровой политики и т.д.
     8. Обеспечение финансированием мероприятий Программы социальной инфраструктуры.
     Источниками финансирования мероприятий Программы социальной инфраструктуры муниципального образования могут быть средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. При оценке возможности использования в качестве источников финансирования бюджетных средств важно оценить дефицит (профицит) бюджета, текущие обязательства муниципального образования, спрогнозировать доходы и расходы бюджета муниципального образования, провести мониторинг возможности получение безвозмездных поступлений из других бюджетов, государственные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, массового спорта.
     При планировании в качестве источников финансирования внебюджетных средств важно оценить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом и социальной сферы в частности.
     9. Рекомендации по совершенствованию нормативной базы 
     Одним из обязательных Разделов Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры является пункт «Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения». 
     10. Границы разработки Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. 
     Здесь, определены области, в отношении которых разрабатывается Программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, этот перечень является закрытым и включает в себя:
     Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
     Здравоохранение - система охраны здоровья граждан в стране. В нее включаются организации, учреждения, предприятия, ассоциации, научные общества, специалисты и других хозяйственных субъектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности. Их деятельность должна быть связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией лекарственных средств, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на додипломном и последипломном уровне;
     Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
     Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
     Культура – совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.).


1.3 Вопросы развития социальной инфраструктуры муниципального образования
     
     В настоящее время главным ориентиром государственной стратегии управления экономическим пространством выступает социально-экономическое развитие муниципального образования. Уровень развития региональных социально-экономических систем во многом определяется состоянием отраслей региональной экономики, каждая из которых должна способствовать формированию оптимальных условий для трансформации того или иного региона. На современном этапе регионального развития большую роль играет социальная сфера, ключевые элементы которой (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение) оказывают значительное влияние на экономику.
     В литературе существуют различные трактовки дефиниции «социальная сфера». Бранен Батлер определяет социальную сферу, как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Некоторые исследователи под социальной сферой понимают совокупность услуг, оказываемых в области здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. 
     Главным элементом социальной сферы выступает социальная инфраструктура, прогрессивное развитие которой является одной из основных целей при определении стратегии развития региона. [22]
     Социальная инфраструктура является мощным фактором повышения, как жизненного уровня населения, так и эффективности производства. Она способствует социально-экономическому развитию и обеспечению жизнедеятельности региона, а также организации деятельности и удовлетворению потребностей населения. [18]
     Научный интерес к вопросу обеспечения жизнедеятельности региона и удовлетворения потребностей населения, и как следствие, создания условий для достойной жизни граждан, возник задолго до появления понятия «социальная инфраструктура».
     В конце 40-х годов XX века в экономической литературе появилось понятие «инфраструктура», изначально обозначающее отрасли хозяйства, обслуживающие промышленное и сельскохозяйственное производство, однако постепенно данный термин стал использоваться при изучении социальной жизни, что обусловило возникновение такого понятия, как «социальная инфраструктура».
     Работы, касающиеся проблемы исследования социальной инфраструктуры, появились в 70-х годах XX века. Однако до сих пор не существует единого определения понятия «социальная инфраструктура».
     Так, согласно Н.И. Наймарка, социальная инфраструктура выступает как одна из важнейших функциональных подсистем производственного комплекса предприятий, включающих в свой состав структурные подразделения производственной и непроизводственной сфер, связанных с удовлетворением разнообразных духовных и материальных потребностей человека.
     Другой взгляд относительно данного понятия имеет А.Ю. Петрова, которая считает, что социальная инфраструктура – это система отношений между людьми по поводу рационального использования ресурсов, выделенных обществом для удовлетворения социальных потребностей населения.
     Социальная инфраструктура по А.Ю. Шарипову выступает как совокупность отраслей, подотраслей народного хозяйства и видов деятельности, функциональное назначение которых – это производство и реализация услуг и духовных благ для населения.
     Ряд исследователей, таких как: Ж.Т. Тощенко, М.Г. Николаева, И.В. Быковская уделили значительное внимание проблеме изучения социальной инфраструктуры региона. 
     По мнению обозначенных авторов, социальная инфраструктура региона  – это устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности социального субъекта.
     В связи с тем, что социальная инфраструктура региона представляет собой комплекс отраслей (здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры) их эффективное функционирование необходимо для устойчивого социально-экономического развития региона, а также повышения качества жизни и рациональной организации деятельности населения.
     Согласно работам Ж.Т. Тощенко, И.В. Быковской, Е.В. Фроловой основная функция социальной инфраструктуры – это оказание разнообразных социальных услуг непроизводственного характера для удовлетворения жизненных потребностей населения, которые заключаются в:
     - охране и улучшении здоровья населения;
     - обеспечении условий воспроизводства рабочей силы населения;
     - сглаживании территориальных диспропорций в потреблении населения и обеспечении равного доступа к услугам социальной инфраструктуры на всей территории региона и др.
     Рассматривая социальную инфраструктуру с этой стороны можно сделать вывод, что она является не просто инструментом удовлетворения потребностей населения, но и функционально-отраслевым комплексом, целью которого будет выступать формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности населения в аспекте регионального развития. [14]
      Социальная инфраструктура выступает фактором социально-экономического развития региона, сделать такой вывод можно как на основании вышесказанного, так и в результате ряда моментов.
     1. Объекты социальной инфраструктуры нуждаются в финансировании. Денежные средства могут выделяться в виде прямых субсидий, нелимитированного (долевого) гранта, паушального гранта, реализуемого в форме регулирующего налога, используемого для целей инфраструктурного развития, а также целевого гранта. 
     Кроме того, финансирование объектов социальной инфраструктуры может осуществляться посредством частного инвестиционного капитала.
     Таким образом, развитие социальной инфраструктуры обусловит привлечение денежных средств на территорию определенного региона, что в свою очередь окажет благотворное влияние на его социально-экономическое развитие.
     2. Развитие социальной инфраструктуры взаимосвязано с повышением комфортности в городах и поселениях, что также неоспоримо является необходимым элементом для реализации регионального развития. Как правило, приоритетными направлениями в преобразовании социальной инфраструктуры являются в данном случае: улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, благоустройство территорий.
     3. Социальная инфраструктура является индикатором развития региона, определяя его потенциал к проведению эффективной социальной политики и реализации социальных услуг населению. [24]
     Из выше сказанного можно сделать один общий вывод, что социальная инфраструктура является показателем уровня развития конкретного региона, а также представляет собой совокупность отраслей, производств и видов деятельности, обеспечивающих создание условий для развития материального производст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.