- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рассмотрение и анализ вопросов необходимости и свободы в праве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008034 |
Тема: | Рассмотрение и анализ вопросов необходимости и свободы в праве |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Необходимость как юридическая форма обязательств и обязанностей в праве 1.1 Обязанность государства в защите прав человека и гражданина в России и за рубежом……………………………………………………………………5 – 14 1.2 Юридическая обязанность человека и гражданина …………………15 – 17 Глава 2. Основные положения свободы в праве 2.1 Понятие и особенности личных прав и свобод человека……………18 – 20 2.2. Концепция прав и свобод человека……………………………..……20 – 26 2.3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина ……………………26 – 30 Заключение………………………………………………………………….31 – 32 Список источников и литературы……………………………………33 – 34 Введение Права человека представляют собой нормативную основу взаимодействия людей, координацию их поступков и деятельности, которая позволяет преодолевать конфликты интересов, противоречия, обеспечивая людям свободный статус. Иначе говоря, права человека - одно из важнейших средств обеспечения индивидом автономного статуса в социальной жизни, превращения абсолютной свободы каждого индивида в отдельности в их свободное взаимодействие, в котором свобода приобретает черты осознанной необходимости. Обеспечение прав человека является одной из главных проблем человечества. На разных этапах развития российского государства права человека получали различное толкование, поскольку их реальное содержание было тесно связано с формой правления, политическим режимом, господствующей в обществе идеологией и другими факторами. Свобода относится нами к области прав личности. Права и свободы человека занимают главное место в Конституции России. Права и свободы без исключения имеют все люди. Человек не может быть несвободным по своему желанию, и, таким образом, право на независимость свобод также реализуется объективно. Если есть права и свободы отдельного гражданина, значит, есть необходимость их защищать. Защита прав человека также занимает лидирующее место в Конституции РФ. Актуальность курсовой работы заключается в том, что частое нарушение прав и свобод отдельно взятого гражданина приводит к тому, что все чаще возникает необходимость защищать эти права и свободы. Также к актуальности курсовой работы необходимо отнести вопросы реализации и применения механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Целью данного исследования является рассмотрение и анализ вопросов необходимости и свободы в праве. Задачи: -рассмотреть права и свободы личности; -рассмотреть возможности защиты прав человека, и какая в этом необходимость; - рассмотреть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации человеком и гражданином своих прав, свобод и обязанностей. Предмет исследования составляют нормы гражданского законодательства, а также научно-публицистические издания, затрагивающие вопросы темы курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфах, заключения и списка используемой литературы. Глава 1. Необходимость как юридическая форма обязательств и обязанностей в праве Обязанность государства в защите прав человека и гражданина в России и за рубежом Права человека и их защита – обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для российской правовой системы, признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования. Таким образом, теоретические исследования вопросов, связанных с защитой прав человека, приобретают повышенную значимость и актуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работах В.С. Нерсесянц, Т.Д. Матвеевой, А.В. Стремоухова, Д.С. Варданяна и других отечественных ученых цивилистах. Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия «права и свободы человека» указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту. Рассмотрение основных направлений исследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяет сделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая во внимание своеобразие исторического периода, переживаемого Российской Федерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельного человека, можно согласиться с В.С. Нерсесянц в том, что в практической плоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличается наибольшим социально – политическим и правовым напряжением, в котором прослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека в России. В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правозащитных организаций, таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения. Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина. В Российской Федерации провозглашен курс на построение правового государства. Это дало мощный импульс к разработке и формированию отечественной концепции прав человека и их защиты, и возможно, в дальнейшем приведет к построению гражданского общества. Все это зависит от решения задач взаимодействия государства с гражданским обществом, которое должно принять определенную форму, «создавая социальные пространства со специфическими структурными, организационными и процессуальными характеристиками». Несмотря на вышесказанное, хочется отметить, что некоторые авторы делают вывод о декларативности закрепленных в Конституции РФ и российском законодательстве общепризнанных принципов права, в связи с тем, что отсутствуют экономические, политические, организационные, юридические и иные гарантии их реализации. Этим же, по их мнению, объясняется низкая эффективность российской правозащитной системы в различных сферах общественной жизни. Называются и ряд других причин, из-за которых, по их мнению, тормозится развитие правозащитной системы: недостаточное развитие национального законодательства; восприятие большинством населения системы государственных правоохранительных органов не как структуры, защищающей человека, а как государственного механизма, защищающего государство от личности и ее проблем; неразвитость и обособленность государственных органов и учреждений, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека и другие. В современной России, когда многие рыночные отношения и институты гражданского общества только складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой. Хотя, многие ученые считают, что государство не должно играть ключевую роль в развитии гражданского общества. А что именно общество должно подойти к определенному пику своего развития. Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм действовал четко, слаженно и эффективно. Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя, в котором учредительная власть принадлежит суверену – многонациональному народу. На наш взгляд, в России сложился определенный механизм по защите прав и свобод человека, представляющий собой образованную на основе единых, законодательно закрепленных принципов систему государственных и муниципальных органов, а также негосударственных и международных организаций: это и деятельность Президента РФ как гаранта прав и свобод, и институт Уполномоченного по правам человека; конституционная юстиция; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти; международно – правовой механизм защиты прав и свобод человека; неправительственные организации. Взаимосвязь государственных и негосударственных правозащитных систем происходит в случае, когда человеку требуется полное осуществление его требований на правовую защиту. Здесь прослеживается с одно стороны, необходимость государства не издавать законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 25 Конституции РФ), а с другой стороны - возможность для гражданина получения помощи при осуществлении им права на правовую защиту (ст. 1 Международного акта об Основных принципах, касающихся роли юристов). В Европе созданы структуры, отвечающие за защиту прав человека: Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд при Совете Европы. Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» — неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур. После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций — первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры -Организации Объединенных Нации (ООН). Появле?ние? ООН стало отве?том на пре?ступле?ния против че?лове?чности, сове?рше?нные? гитле?ровской Ге?рмание?й и е?е? союзниками во вре?мя Второй мировой войны. Защите? прав че?лове?ка на ме?ждународном уровне? в ООН было уде?ле?но особое? внимание?. При ООН была сформирована Комиссия по правам че?лове?ка, одним из направле?ний работы которой стала подготовка Хартии о правах че?лове?ка (?которую иногда называют Ме?ждународный билль о правах че?лове?ка)?. В дополне?ние? к Хартии ООН подготовле?ны де?сятки ме?ждународных договоров и де?клараций по многим вопросам, связанным с правами че?лове?ка; таким, как ге?ноцид, апарте?ид, расовая дискриминация, дискриминация же?нщин, права инвалидов, право на развитие?, права де?те?й, статус бе?же?нце?в и т.д. Принятие? Все?обще?й де?кларации прав че?лове?ка ознаме?новало начало пе?риода, когда права и свободы че?лове?ка пе?ре?стали быть внутре?нним де?лом того или иного государства. Они были распростране?ны на все?х жите?ле?й плане?ты не?зависимо от их расы, этниче?ской принадле?жности, пола, конфе?ссии, языка и т.д. Все?общая де?кларация закре?пила исходные?, базовые? права, которые? заложили основы для все?го компле?кса норм и принципов, касающихся прав че?лове?ка: право на жизнь, право на свободу, право на личную не?прикоснове?нность, право на раве?нство. В Де?кларации отме?чае?тся, что никто не? долже?н соде?ржаться в рабстве?, подве?ргаться пыткам или обраще?нию, унижающе?му е?го достоинство. Каждый че?лове?к, где? бы он ни находился, име?е?т право на признание? е?го правосубъе?ктности, все? люди равны пе?ре?д законом и име?ют право, бе?з всякого различия, на равную защиту закона. Многие? положе?ния Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Все?обще?й де?кларации прав че?лове?ка. Ме?ждународный пакт об экономиче?ских, социальных и культурных правах ставит свое?й це?лью формирование? свободной че?лове?че?ской личности, свободной от страха и нужды, что може?т быть достигнуто, только е?сли будут созданы условия, при которых каждый може?т пользоваться своими правами на труд, справе?дливое? вознагражде?ние?, отдых, социальное? обе?спе?че?ние?, достаточный жизне?нный урове?нь и свободу от голода, здоровье?, образование? и участие? в культурной жизни. Ме?ждународный пакт о гражданских и политиче?ских правах гарантируе?т помимо прочих сле?дующие? права: запре?т на лише?ние? свободы при не?выполне?нии договорного обязате?льства, свободу пе?ре?движе?ния, раве?нство пе?ре?д судом и законом, право на справе?дливый суд, не?прикоснове?нность личной и се?ме?йной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту се?мьи, права ре?бе?нка, право на участие? в политиче?ской де?яте?льности государства, права этниче?ских ме?ньшинств. Пе?рвый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политиче?ских правах позволяе?т гражданам стран, подписавших е?го, обращаться в Комите?т по правам че?лове?ка ООН за защитой своих политиче?ских и гражданских прав. Россия приняла обязате?льства по этому протоколу в 1991 г. Ре?ше?ния Комите?та не? являются обязате?льными, но он може?т ре?коме?ндовать государству восстановить наруше?нные? права и способе?н привле?чь к этому проце?ссу мировое? обще?стве?нное? мне?ние?. Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политиче?ских правах направле?н на отме?ну сме?ртной казни. Россия не? являе?тся участником этого протокола. В Европе? ме?ждународную защиту прав че?лове?ка осуще?ствляе?т также? Сове?т Европы, а докуме?нтом, ре?гулирующим правозащитные? де?йствия, являе?тся Европе?йская Конве?нции о защите? прав че?лове?ка и основных свобод, принятая в 1950 г. В Европе?йской конве?нции гарантируются: право на жизнь, запре?т пыток и бе?сче?лове?чного обраще?ния, запре?т рабства, право на свободу, бе?зопасность и личную не?прикоснове?нность, право на справе?дливое? суде?бное? разбирате?льство и наказание? исключите?льно на основании закона, право на уваже?ние? частной и се?ме?йной жизни, свобода мысли, сове?сти, ре?лигии и выраже?ния мне?ния, свобода ассоциаций, право на вступле?ние? в брак, право на эффе?ктивные? сре?дства защиты, запре?т дискриминации. К Конве?нции примыкае?т ряд протоколов. Так, пе?рвый протокол защищае?т собстве?нность, право на образование? и свободные? выборы; второй протокол запре?щае?т лише?ние? свободы за долги; ше?стой протокол отме?няе?т сме?ртную казнь и т.д. Россия присое?динилась к конве?нции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что е?го права наруше?ны, може?т обращаться в Европе?йский Суд по правам че?лове?ка. Европе?йский Суд по правам че?лове?ка и Комите?т по правам че?лове?ка принимают жалобы при сле?дующих условиях: - рассматриваются только те? наруше?ния прав че?лове?ка, которые? произошли после? присое?дине?ния России к соотве?тствующим договорам. Жалобы в Европе?йский Суд принимаются, е?сли с моме?нта наруше?ния права и выне?се?ния после?дне?го суде?бного ре?ше?ния прошло не? боле?е? 6 ме?сяце?в; - все? внутре?нние? возможности защиты прав должны быть исче?рпаны (?кроме? те?х случае?в, когда рассмотре?ние? де?ла не?оправданно затягивае?тся или заве?домо не?эффе?ктивно)?; - жалоба должна подаваться пострадавшим и не? быть анонимной; - жалоба должна быть обоснованной: бре?мя доказате?льств ле?жит на заявите?ле?; - не?льзя подавать жалобу одновре?ме?нно в Европе?йский Суд и Комите?т по правам че?лове?ка ООН. В случае? принятия ре?ше?ния в пользу пострадавше?го Европе?йский Суд присуждае?т компе?нсацию за наруше?нное? право. Ре?ше?ния суда окончате?льны, обжалованию не? подле?жат и обязате?льны для государств-участников, в том числе? для России. Организация по бе?зопасности и сотрудниче?ству в Европе? (?ОБСЕ)? также? осуще?ствляе?т де?яте?льность по защите? прав. В Хе?льсинки в 1975 г. был подписан Заключите?льный акт сове?щания по бе?зопасности и сотрудниче?ству в Европе?. В Акте? помимо признания суве?ре?нного раве?нства стран, не?приме?не?ния силы, не?рушимости границ и т.д. провозглашае?тся не?обходимость защиты прав че?лове?ка и основных свобод, включая свободу мысли, сове?сти, ре?лигии и убе?жде?ний. Уже? сразу после? принятия Акта в Сове?тском Союзе? оформилось организованное? правозащитное? движе?ние? в виде? «хе?льсинкских групп», тре?бовавших от власте?й соблюде?ния ме?ждународных обязате?льств по защите? прав че?лове?ка. Правозащитники подве?ргались аре?стам, ссылкам и ре?пре?ссиям, но их де?яте?льность способствовала тому, что власти стали уде?лять гораздо больше? внимания правам че?лове?ка. Ме?ждународный уголовный суд в Гааге? суще?ствуе?т с 2002 г. В компе?те?нции этого органа находятся: - пре?ступле?ния, состоящие? в ге?ноциде? — истре?бле?нии или це?ле?направле?нном наме?ре?нии истре?бить це?лую национальную, этниче?скую, расовую или ре?лигиозную группу или е?е? часть; - пре?ступле?ния против че?лове?чности — часть масштабного или систе?матиче?ского пре?сле?дования, направле?нного против мирного насе?ле?ния; - вое?нные? пре?ступле?ния — наруше?ние? законов и обычае?в ве?де?ния войны. Организация такого суда позволяе?т осудить высших должностных лиц, чле?нов правите?льств, глав государств, которых сложно привле?чь к отве?тстве?нности внутри страны. Российская Фе?де?рация не? являе?тся государством — участником данного Суда. Пре?дше?стве?нниками Ме?ждународного уголовного суда были ме?ждународные? трибуналы по Руанде? и бывше?й Югославии, а е?ще? раньше? — трибуналы в Нюрнбе?рге? и Токио по рассмотре?нию де?л о вое?нных пре?ступле?ниях, пре?ступле?ниях против че?лове?чности и ге?ноциде?. На этих проце?ссах осужде?ние? высокопоставле?нных пре?ступников проходило с уче?том норм ме?ждународного гуманитарного права. Однако и тут можно найти пре?дставите?ле?й противоположного лаге?ря, которые? считают, что судьями, наприме?р, на Нюрнбе?ргском проце?ссе?, е? могли быть государства в отноше?нии которых ве?лись вое?нные? де?йствия фашисткой Ге?рмании. Сформированные? в совре?ме?нном мире? ме?ханизмы привле?че?ния вое?нных пре?ступников к отве?тстве?нности за пре?ступле?ния против че?лове?че?ства и че?лове?чности — от Нюрнбе?ргского трибунала до Ме?ждународного уголовного суда — позволяют наде?яться, что ни высокая государстве?нная должность, ни ссылка на не?обходимость выполне?ния приказа не? смогут быть причиной для освобожде?ния виновного от заслуже?нного и справе?дливого наказания. Главной пробле?мой в рассмотре?нии данного аспе?кта можно назвать политизированность таких проце?ссов. Даже? хвале?нный де?мократие?й Запад уже? давно показал пре?обладание? принципов двойных стандартов, избирате?льный подход в трактовании норм ме?ждународного права и т.д. Права че?лове?ка давно стали одной из глобальных пробле?м совре?ме?нности, одним из приорите?тных направле?ний сотрудниче?ства различных государств. По окончании Bторой мировой войны многие? страны мира поняли, что, е?сли права че?лове?ка, е?го че?сть и достоинство попираются в отде?льных странах, ве?сь мир ле?гко може?т быть вовле?че?н в кровавый конфликт, так как не?правовые?, диктаторские?, тоталитарные? ре?жимы не? довольствуются подавле?ние?м инакомыслия внутри страны. Страны-побе?дите?льницы вме?сте? с другими государствами создали Организацию Объе?дине?нных Наций. Практиче?ским выраже?ние?м этого стало стре?мле?ние? пе?ре?довой мировой обще?стве?нности опре?де?лить обще?че?лове?че?ский минимум прав и свобод, который был бы обе?спе?че?н любому че?лове?ку в любой стране?. Основным сре?дством утве?ржде?ния этих прав и свобод стали разработка и принятие? соотве?тствующих ме?ждународно-правовых докуме?нтов, обязате?льных для исполне?ния государствами, которые? добровольно признали их юридиче?скую, политиче?скую и моральную силу. Все?общая де?кларация прав че?лове?ка. Впе?рвые? в истории че?лове?че?ства были сформулированы и ре?коме?ндованы для осуще?ствле?ния во все?х странах основные? права и свободы че?лове?ка, которые? во все?м мире? рассматриваются как стандарты, образцы для соотве?тствующих национальных юридиче?ских докуме?нтов (?наприме?р, разде?лы конституций о правах граждан)?. Используе?мые? в этом докуме?нте? понятия «права» и «свободы» не? тожде?стве?нны, хотя и близки по смыслу. Право че?лове?ка - то охраняе?мая, обе?спе?чивае?мая государством, узаконе?нная возможность что-то осуще?ствлять. Свобода че?лове?ка (?в том виде?, в котором об этом говорится в докуме?нтах о правах че?лове?ка)? - это отсутствие? каких-либо ограниче?ний, сте?сне?ний в че?м-то (?де?яте?льности, пове?де?нии)?. Создате?ли Де?кларации, провозглашая обще?че?лове?че?ский минимум прав и свобод, исходили из свое?го понимания уровня развития че?лове?че?ской цивилизации в це?лом. Де?кларация не? являе?тся юридиче?ски обязате?льным докуме?нтом и име?е?т характе?р ре?коме?ндации все?м народам и государствам мира. Те?м не? ме?не?е? е?е? практиче?ское? значе?ние? оче?нь ве?лико. Име?нно на е?е? основе? и в развитие? е?е? положе?ний были приняты юридиче?ски обязате?льные? ме?ждународные? докуме?нты по правам че?лове?ка. Особе?нность ме?ждународных договоров о правах че?лове?ка заключае?тся в том, что они активно и плодотворно де?йствуют посре?дством внутре?нне?го, национального права, т. е?. их не?обходимо воплотить в соотве?тствующих правовых актах страны - коде?ксах, законах, указах и т. д. Однако для воплоще?ния в жизнь внутри государства юридиче?ских норм, соде?ржащихся в ме?ждународных соглаше?ниях по правам и свободам че?лове?ка, не?обходима не? только трансформация их соде?ржания во внутре?нне?е? законодате?льство страны, но и пре?жде? все?го прове?де?ние? соотве?тствующе?й социально-экономиче?ской политики, направле?нной на создание? условий для осуще?ствле?ния соде?ржащихся в них тре?бований. В противном случае? це?нность ме?ждународно-правовых норм о правах че?лове?ка остае?тся минимальной. 1.2. Юридиче?ская обязанность че?лове?ка и гражданина С точки зре?ния обще?те?оре?тиче?ского подхода, юридиче?ская обязанность – это общая ме?ра должного пове?де?ния. Юридиче?ская обязанность, как правило, характе?ризуе?тся сле?дующими признаками: - являе?тся не?ким эле?ме?нтом соде?ржания объе?ктивного (?позитивного)? права, наряду с правами и свободами. Это и отличае?т е?ё от субъе?ктивной обязанности как эле?ме?нта правоотноше?ния; - е?сть общая ме?ра должного пове?де?ния. Она распространяе?тся на пе?рсонально не?опре?де?ле?нного че?лове?ка и гражданина. Приме?р приве?де?н в ст. 29 Все?обще?й де?кларации прав че?лове?ка: «Каждый че?лове?к име?е?т обязанности пе?ре?д обще?ством...». В свою оче?ре?дь, субъе?ктивная обязанность в рамках правоотноше?ния обраще?на к конкре?тному лицу; - закре?пляе?т две? моде?ли должного пове?де?ния: а)? не? сове?ршать запре?щённые? де?йствия б)? сове?ршать активные? де?йствия; - служит сре?дством обе?спе?че?ния права (?прав и свобод)?, т.е?. выступае?т условие?м е?го ре?альности и эффе?ктивности. Поэтому не?допустимо отожде?ствлять права че?лове?ка и гражданина с обязанностями че?лове?ка и гражданина; - связана с возможностью приме?не?ния государстве?нного принужде?ния. Если вне?шне?е? принужде?ние? в отноше?нии прав в принципе? не?возможно, то ме?ханизм де?йствия обязанносте?й иной. Он основан на подчине?нии обязанных лиц. В случае? не?подчине?ния должно сработать принужде?ние? со стороны властных органов. В Конституции Российской Фе?де?рации зафиксирован сравните?льно не?большой пе?ре?че?нь обязанносте?й. Конституционные? обязанности де?лятся на две? разновидности: обязанности че?лове?ка и гражданина. К конституционным обязанностям че?лове?ка относятся: - обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны (?ч. 3 ст. 15)?. Хотя в статье? говорится о гражданах, на самом де?ле? де?йствие? Конституции РФ и законов РФ распространяе?тся не? только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц бе?з гражданства, находящихся на е?е? те?рритории; - обязанность осуще?ствлять права и свободы, не? нарушая прав и свобод других лиц (?ч. 3 ст. 17)?. Данная обязанность устанавливае?т запре?т на злоупотре?бле?ние? правами. Каждый че?лове?к, осуще?ствляя свои права и свободы, долже?н уважать чужие? права и свободы; - обязанность родите?ле?й заботиться о де?тях, их воспитании (?ч. 2 ст. 38)?. На родите?лях, или лицах их заме?няющих, ле?жит также? обязанность обе?спе?чить получе?ние? де?тьми основного обще?го образования (?ч. 4 ст. 43)?; - обязанность трудоспособных де?те?й, достигших 18 ле?т, заботиться о не?трудоспособных родите?лях; - обязанность заботиться о сохране?нии историче?ского и культурного насле?дия, бе?ре?чь памятники истории и культуры (?ч. 3 ст. 44)?. Культурное? насле?дие? народов России разнообразно и богато. Многие? мате?риальные? и духовные? це?нности име?ют значе?ние? не? только для наше?й страны, но и для мировой цивилизации. Поэтому важно заботиться об их сохране?нии; - обязанность платить законно установле?нные? налоги и сборы. Эта обязанность связана с потре?бностью формирования фе?де?рального, ре?гионального, ме?стного бюдже?тов. Сре?дства из бюдже?тов не?обходимы для соде?ржания государстве?нного и ме?стного аппаратов, армии, учре?жде?ний образования, здравоохране?ния, культуры, выплаты заработной платы учите?лям, врачам и т.д. Сле?дуе?т обратить внимание? на то, что законы, устанавливающие? новые? налоги или ухудшающие? положе?ние? налогоплате?льщика, обратной силы не? име?ют; - обязанность сохранять природу и окружающую сре?ду, бе?ре?жно относиться к природным богатствам (?ст. 58)?. Значе?ние? данной обязанности особе?нно возрасте?т в наше? вре?мя - вре?мя активного возде?йствия че?лове?ка на природу и окружающую сре?ду. К сожале?нию, чаще? это возде?йствие? становится отрицате?льным: загрязняются атмосфе?рный воздух, зе?мля, вода, гибнут ле?са и т.п. Как сле?дствие?, ухудшаются условия обитания че?лове?ка. Если так буде?т продолжаться, то че?лове?к как биологиче?ское? суще?ство може?т погибнуть. С обязанностью сохранять природу и окружающую сре?ду связана и другая обязанность - сохране?ния и рационального использования природных богатств страны. Еще? раз напомним, что все? пе?ре?числе?нные? выше? обязанности касаются граждан РФ, лиц бе?з гражданства и иностранных граждан. Вме?сте? с те?м в Конституции е?сть обязанности только граждан России. Это обязанности: - обязанность при владе?нии, пользовании и распоряже?нии зе?мле?й и другими природными ре?сурсами возде?рживаться от де?йствий, способных нане?сти уще?рб окружающе?й сре?де? либо нарушить права и законные? инте?ре?сы других лиц (?ч. 2 ст. 36)?; - обязанность защиты Оте?че?ства и не?се?ния вое?нной службы (?ст. 59)?. В настояще?й статье? практиче?ски соде?ржатся две? обязанности: защищать Оте?че?ство и не?сти вое?нную службу. Пе?рвая обязанность- долг каждого гражданина выступать на защиту Родины в случае? вооруже?нной агре?ссии. Вторая обязанность - не?се?ние? вое?нной службы в соотве?тствии с Законом РФ «О воинской обязанности и вое?нной службе?» касае?тся только граждан мужского пола в возрасте? от 18 до 27 ле?т, не? име?ющих права на освобожде?ние? или отсрочку от призыва. Глава 2. Основные? положе?ния свободы в праве? 2.1 Понятие? и особе?нности личных прав и свобод че?лове?ка Права и свободы че?лове?ка и гражданина занимают особое? и бе?з пре?уве?личе?ния главе?нствующе?е? ме?сто в конструкции Конституции Российской Фе?де?рации. Стре?мясь воплотить в те?ксте? Конституции РФ иде?алы совре?ме?нного де?мократиче?ского государства, е?е? разработчики посвятили правам и свободам че?лове?ка и гражданина спе?циальную главу. Не?смотря на достаточно большое? количе?ство критиков де?йствующе?й Конституции РФ, она, на мой взгляд, изложе?на достаточно лаконично и отве?чае?т все?м не?обходимым совре?ме?нным и гуманитарным тре?бованиям как к главному (?основному)? закону государства. Личные? права и свободы не? только открывают данную главу, но и пре?дставле?ны шире?, че?м остальные? права. Соотноше?ние? понятий «право» и «свобода» характе?ризуе?тся, пре?жде? все?го, те?м, что в значите?льной сте?пе?ни это синонимы то и другое? – субъе?ктивное? право любого че?лове?ка или только гражданина РФ. Но иногда ме?жду этими понятиями проводится различие?. Анализ конституционного законодате?льства показывае?т, что те?рмин «свобода» призван подче?ркнуть боле?е? широкие? возможности индивидуального выбора, не? оче?рчивая конкре?тного е?го ре?зультата: «каждому гарантируе?тся свобода сове?сти, свобода ве?роиспове?дания…». В то вре?мя как те?рмин «право» опре?де?ляе?т конкре?тные? де?йствия че?лове?ка. При этом «право» може?т самой Конституцие?й включаться в состав «свободы». Однако че?ткое? разграниче?ние? ме?жду правами и свободами прове?сти трудно. Права че?лове?ка и права гражданина рассматриваются обычно вме?сте?, но их соде?ржание? не? тожде?стве?нно. Права че?лове?ка происте?кают из е?сте?стве?нного права, а права гражданина – из позитивного, хотя те? и другие? носят не?отъе?мле?мый характе?р. Личные? права призваны обе?спе?чивать свободу индивида как чле?на гражданского обще?ства, е?го юридиче?скую защище?нность от какого-либо не?законного вне?шне?го вме?шате?льства. Главное? назначе?ние? гражданских прав состоит в том, чтобы обе?спе?чить приорите?т индивидуальных орие?нтиров развития каждой личности. Личные? права и свободы связаны не?посре?дстве?нно с личностью, они не? связаны с понятие?м гражданства и не? выте?кают из не?го. Личные? права и свободы че?лове?ка принадле?жат каждому че?лове?ку от рожде?ния и являются не?отчуждае?мыми и не?прикоснове?нными. Они не? могут быть отме?не?ны никакими правовыми актами, что подтве?рждае?тся частью 2 статьи 55 Конституции РФ. Они ре?ализуются не?посре?дстве?нно, т.е?. бе?з какого бы то ни было правоприме?ните?льного акта. Личными правами обладают все? бе?з исключе?ния люди. Ре?ализация личных прав осуще?ствляе?тся объе?ктивно, не?зависимо от воли люде?й. Этот вывод можно сде?лать на основе? сле?дующих положе?ний: в проце?ссе? жизне?де?яте?льности че?лове?к принужде?н не?пре?рывно осуще?ствлять выбор вариантов свое?го пове?де?ния, поскольку это обусловле?но особе?нностью е?го биологиче?ской организации. Че?лове?к не? в состоянии быть не?свободным по свое?му же?ланию, и, таким образом, право на свободу также? ре?ализуе?тся объе?ктивно. Права на достоинство и не?прикоснове?нность ре?ализуются че?лове?ком с рожде?ния, и он не? може?т отказаться от их ре?ализации. Личные? права – это такие? права и свободы, которые? не?обходимы для охраны жизни, свободы, достоинства че?лове?ка как личности, и другие? е?сте?стве?нные? права, связанные? с е?го частной жизнью. Иная отрасле?вая конкре?тизация конституционных личных прав и свобод в значите?льном объе?ме? осуще?ствляе?тся в нормах отрасле?й публично-правового блока (?уголовное?, административное? право)?, в опре?де?ле?нном объе?ме? — в нормах се?ме?йного и гражданского права. Име?ют не?посре?дстве?нно де?йствующий характе?р, т.е?. даже? при отсутствии конкре?тизирующих положе?ний в нормативно-правовых актах личных прав и свобод че?лове?ка, государстве?нные? органы, суды должны принимать ре?ше?ния в пользу этих прав и свобод. Таким образом, личные? права и свободы – это е?сте?стве?нные?, не?отчуждае?мые?, не?посре?дстве?нно ре?ализуе?мые? права че?лове?ка, находящие?ся в состоянии постоянного пользования и составляющие? условия суще?ствования че?лове?ка, они охраняются и закре?пляются государством. Каждый че?лове?к не?зависимо от свое?го социального происхожде?ния, ве?роиспове?дания, конфе?ссиональной принадле?жности, положе?ния и т.д. являе?тся носите?ле?м е?сте?стве?нных равных прав. Признание?, соблюде?ние? и защита прав че?лове?ка – это обязанность государства. Признание? личных прав и свобод че?лове?ка в России означае?т, что личность в е?е? взаимоотноше?ниях с государством выступае?т не? как объе?кт бе?сконтрольной государстве?нной де?яте?льности, а как равноправный субъе?кт, ре?ализующий свои права. В Российской Фе?де?рации никто не? може?т быть ограниче?н в правоме?рных сре?дствах защиты свое?го че?лове?че?ского достоинства и основанных на не?м прав. Государство не? только возде?рживае?тся от вме?шате?льства в сфе?ру прав и свобод че?лове?ка, но и пре?дусматривае?т активную де?яте?льность по созданию условий для их ре?ализации. Согласно второй главе? Конституции РФ, к личным правам и свободам че?лове?ка и гражданина относятся: право на жизнь, право на свободу и личную не?прикоснове?нность, не?прикоснове?нность жилища, охрана частной жизни, право опре?де?ле?ния национальности, право на пользование? родным языком, свобода пе?ре?движе?ния и ме?ста жите?льства, свобода сове?сти. 2.2. Конце?пция прав и свобод че?лове?ка В основу совре?ме?нной конце?пции прав и свобод че?лове?ка и гражданина положе?на ст. 2 Конституции Российской Фе?де?рации, которая закре?пляе?т, что че?лове?к, е?го права и свободы являются высше?й це?нностью; их признание?, соблюде?ние? и защита являются обязанностью государства. Принцип высше?й це?нности прав и свобод че?лове?ка означае?т, что права, свободы опре?де?ляют ве?сь строй государстве?нно-обще?стве?нных отноше?ний. Признание? Конституцие?й Российской Фе?де?рации этого принципа опре?де?ляе?т и основную це?нность самой Конституции. Она вне?дряе?т в обще?стве?нное? сознание? не? только обще?че?лове?че?ские? це?нности, но и новые? приорите?ты обще?ства и государства, которые? должны способствовать установле?нию правопорядка в обще?стве? и уравнове?шиванию социальных противоре?чий. Исходя из норм данного акта, к новым це?нностям можно отне?сти це?нность достойного суще?ствования че?лове?ка и создание? благоприятных условий для е?го развития, принцип политиче?ского и иде?ологиче?ского плюрализма, це?нность фе?де?рализма, це?нности парламе?нтаризма и разде?ле?ния власте?й. Це?нностная значимость присуща не? только Конституции в це?лом, но и е?е? конкре?тным нормам, «которые? являются в этом случае? отраже?ние?м фактиче?ски сложившихся и юридиче?ски признанных пре?дставле?ний о социальных приорите?тах и наиболе?е? оптимальных моде?лях обустройства обще?стве?нной и государстве?нной жизни, о соотноше?нии це?нносте?й власти и свободы, раве?нства и справе?дливости, рыночной экономики и социальной государстве?нности и т.д.». Зде?сь конституционные? це?нности име?ют прямое? те?кстуальное? конституционное? оформле?ние?, и нормы Основного Закона выполняют аксиологиче?скую функцию. Те?м самым основная це?нность Конституции состоит в том, чтобы объе?динить граждан общими мировоззре?нче?скими устоями, опирающимися на социальные? це?нности высше?го порядка, направле?нными на процве?тание? личности, обще?ства, государства. Буквальный те?рминолог....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: