- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы юридической квалификации подарочных карт и сертификатов.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001451 |
Тема: | Проблемы юридической квалификации подарочных карт и сертификатов. |
Содержание
Министерство образования и науки РФ федеральное государственной бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Кафедра гражданского права Витушинская Ирина Сергеевна Проблемы юридической квалификации подарочных карт и сертификатов Курсовая работа Студента 2 группы 3 курса Института Права Очной формы обучения Научный руководитель: Преподаватель Красавчикова Лариса Ивановна Дата сдачи: ______________________ Дата рецензирования: _____________ Дата защиты: _____________________ Оценка: __________________________ Москва 2015 Оглавление Введение 3 Общая характеристика подарочных карт и сертификатов 4 Подарочный сертификат как аванс по договору купли-продажи 6 Подарочный сертификат как средство платежа 11 Подарочный сертификат – самостоятельный товар 14 Правовое регулирование вопроса подарочных карт и сертификатов в зарубежных странах 21 Заключение 25 Введение По мере развития товарно-денежных отношений современный рынок предлагает обществу все больше новых средства обмена, в том числе выпускаемые частными компаниями. Некоторые из них – подарочные карты и сертификаты – получили на сегодняшний день широкое распространение, что с точки зрения юриспруденции ведет к немалому числу судебных споров, возникающих в связи с обращением подарочных карт, сертификатов и иных подобных объектов. В настоящее время в российском гражданском законодательстве отсутствуют нормы, конкретно регламентирующие использование обозначенных средств обмена. В данной работе на основе изученных судебных дел и норм общегражданского законодательства, а также норм в сфере защиты прав потребителей рассматриваются основные практические проблемы, возникающие при юридической квалификации подарочных сертификатов и карт судами, что является необходимым условием для вынесения законного и справедливого решения по делу. Общая характеристика подарочных карт и сертификатов Подарочные карты и сертификаты поступают в распоряжение пользователей различными способами. Маркетинг предлагает разного рода мероприятия, в результате которых потребитель приобретает бонусные баллы для оплаты товара или, например, так называемые авиационные мили. Есть и другой способ распространения подарочных сертификатов и карт оплаты среди пользователей – в ходе исполнения возмездных сделок. Однако вне зависимости от способа появления на рынке, вышеназванным объектам присущ ряд общих характеристик. Первым признаком является то, что все они выступают средствами приобретения различных экономических благ, в том числе товаров и услуг. В работе для удобства анализа речь будет вестись о товарах. Второй признак выражается в том, что ценность данных средств обмена зависит от условий соглашения между их приобретателем и эмитентом, а сама структура такого соглашения зависит от области применения конкретного инструмента. Таким образом, все частные средства обмены могут быть разделены на две группы. Используемые в обмен на товары объекты, которые принимаются только их эмитентами, составляют первую группу. Их можно назвать одноцелевыми средствами обмена. Вторая группа представлена многоцелевыми средствами обмена, которые, соответственно, принимаются несколькими торговыми компаниями. Подарочные сертификаты, ваучеры, карты представлены средствами обеих групп. Стоит отметить, что одноцелевые инструменты стали широко применяться гораздо раньше, а, следовательно, именно с их применением связана большая часть судебных споров, имеющих место на практике. Лучше всего рассматривать данный вопрос поэтапно. Сама по себе схема распространения подарочных сертификатов не представляется сложной: компания в областиторгвли, выступая в качестве эмитента, предоставляет за денежную плату карту либо сертификат. Как правило, уплачиваемая сумма тождественна номиналу карты, однако имеют место иные условия по соглашению сторон. Приобретатель в дальнейшем может использовать ее с целью получения товара, реализуемого данной компанией. Важное значение имеет соглашение о приобретении карты или сертификата, так как в нем содержатся условия, определяющие возможные пути использования. Основными условиями являются следующие: 1) О перечне товаров, оплата которых возможна путем предоставления сертификата; 2) Возможность обменять сертификат на деньги в обратном порядке; 3) Срок действия сертификата На последнее условие стоит обратить особое внимание. Большая часть споров в данной области связана именно с намерением держателя карты или сертификата вернуть за него уплаченную денежную сумму в случае, если срок его действия истек, а обмен на товар не состоялся в указанный в соглашении с эмитентом период времени. Для разрешения подобного рода споров необходимо понимать правовую природу указанных средств обмена, рассмотреть имеющие принципиальное значение юридические характеристики. В ходе рассмотрения вышеупомянутых исковых требований, суды занимают разные позиции и единой точки зрения в практике по этому вопросу на данный момент не сложилось. Законодательство и научная литература также не дает однозначных ответов на поставленный вопрос. На сегодняшний день среди множества подходов к пониманию юридической природы карт и подарочных сертификатов можно выделить три основных, однако и они не находят абсолютной поддержки в юридическом сообществе и подвержены обоснованной критике. Подарочный сертификат как аванс по договору купли-продажи Приверженцы первого подхода предлагают рассматривать подарочный сертификат как аванс по договору купли-продажи. Другими словами, приобретаются предусмотренные условиями соглашения товары или услуги, а не сам по себе сертификат, который при этом выступает в качестве знака подтверждения факта оплаты. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при истечении срока действия карты или сертификата, уплаченная за них сумма должна быть возвращена. Такой подход нашел поддержку в судебной практике1: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2015 по делу N А56-69854/2014 Аналогичной позиции придерживались ранее налоговые органы:в Письме2специалисты Минфина установили, что сертификаты по сущности своей не являются самостоятельным товаром. Карты и сертификаты лишь удостоверяют право держателя на получение товара, следовательно суммы, получаемые эмитентами от реализации сертификатов, следует учитывать в качестве авансов.3 Верховный Суд РФ поддержал данную точку зрения. Чтобы дать ответ на поставленный вопрос судьи определили назначение подарочного сертификата в конкретном рассматриваемом деле, в котором подарочные карты приобретались юридическим лицом для дальнейшей их передачи в качестве подарка сотрудникам данной компании. Сделка по его приобретению было рассмотрена не как итоговая операция, а как совокупность действий, состоящая из следующих этапов: 1. Реализация подарочной карты юридическим лицам 2. Дальнейшая передача карты физическим лицам (в иной ситуации реализация физическим лицам в первом этапе и их дальнейшая передача карты в дар другому физическому лицу) 3. Погашение карты путем предъявления ее продавцу-эмитенту в обмен на реализуемую им продукцию на сумму, не превышающую указанную в карте в качестве номинала. Суд пришел к выводу, что конечная цель – продажа товаров, а подарочная карта – способ реализации, поэтому самостоятельным товаром она быть не может. ВС РФ разъяснил, что деньги, полученные продавцом при продаже подарочных карт, являются предоплатой за товары, которые будут проданы в будущем. Следовательно, если подарочная карта не будет предъявлена продавцу для получения товара в течение установленного в ней срока, то ее стоимость (предоплата) становится безвозмездно полученным имуществом. Суд отклонил довод продавца о том, что договором с покупателем карт предусмотрена возможность возврата денег за неиспользованные карты, отметив, что при возврате денег продавец сможет отразить этот факт в бухгалтерском и налоговом учете соответствующего периода.4 Критика данного подхода основывается на нормах о договоре купли-продажи. Существенным условием является условие о предмете, при этом согласно Гражданскому Кодексу РФ данное условие считается согласованным, если текст договора позволяет определить наименование и количество товара5. Однако в подавляющем большинстве случаев держатель карты имеет право обменять его на любой реализуемый в месте нахождения продавца товар. Таким образом, единственным ограничением является номинал карты. Индивидуализация предмета купли-продажи путем обозначения места его нахождения также не соответствует нормам законодательства. В противовес вышеизложенному стоит отметить, что участники отношений могут в соглашении очертить круг доступных для приобретения с использованием сертификата товаров, то есть помимо места расположения товара в соглашение может быть включено условие о принадлежности его к какому-либо виду товаров, например, разновидность аудио техники или компьютерных аксессуаров. Как вариант, стороны могут обозначить количество единиц товара, которые доступны для приобретения по сертификату. В таком случае можно полагать, что предмет договора купли-продажи определен его родовыми признаками. Существует следующая позиция:«Если допустить, что между сторонами возникли правоотношения по договору купли-продажи, получается, что не только у продавца появляется обязанность передать товар (не говоря о том, что условие о товаре не согласовано), но и у покупателя возникает обязанность принять этот товар6. Такое допущение особенно нелепо выглядит применительно к ситуации, когда держатель сертификата не предъявляет его для активации до истечения срока действия. Как правило, эмитенты устанавливают срок действия сертификата, по истечении которого держатель утрачивает право на его использование, попросту говоря, сумма "сгорает". Если допустить, что правоотношения по договору купли-продажи возникли, получается, что покупатель обязан принять товар от продавца.»7 Еще одним контраргументом является право продавца устанавливать срок действия сертификата, по истечении которого он не обязан принимать сертификат как оплату товара и оставляет доход от продажи. Согласно Гражданскому кодексу предварительная оплата, то есть оплата до непосредственной передачи товара, возможна, если предусмотрена договором. Если продавец, получив предоплату, в определенный сторонами срок не передает товар, покупатель вправе требовать либо такой передачи, либо возврата денежной суммы предоплаты. Ситуация, при которой предварительная оплата носила бы срочный характер и не могла бы быть возвращена по причине истечения установленного периода времени, не предусмотрена законодателем. Реализацию подарочного сертификата нельзя квалифицировать и какдоговор розничной купли-продажи, поскольку по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать товар, пригодный для личного, семейного, домашнего и иного не связанного с предпринимательской деятельностью потребления. Как уже было выяснено, подарочный сертификат не является товаром, не может быть использован для личных, домашних, семейных целей и, соответственно, не может быть предметом договора розничной купли-продажи. Это подтверждается и анализом налогового законодательства, относящего к реализации товара не приобретение подарочного сертификата, а его обмен на товары. К сожалению, без внимания остается такой важный фактор как волеизъявление покупателя карты или сертификата. Предположим, подарочный сертификат оплачен, однако эмитент не предоставляет его покупателю. Если исходить из того, что заключенное соглашение является договором купли-продажи, перед покупателем стоит выбор: потребовать предоставления продавцом оплаченных товаров или возврата уплаченной денежной суммы. Но следует понимать, что покупатели ни первый, ни второй вариант не удовлетворит в полной степени. Волеизъявление приобретателя направлено в первую очередь на получение сертификата как средства обмена, например, с целью подарить его третьему лицу, а уже в дальнейшем – на приобретение товаров. Можно взглянуть иначе: предположим, подарочный сертификат – предварительный договор, предусмотренный ст.429 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с данной нормой стороны обязуются заключить основной договор в будущем на условиях, предусмотренных предварительным договором.Последнийдолженсодержатьположения о предмете и другиесущественныеусловия. Следовательно, из такого договора вытекает обязательство в определенный срок заключить конкретный договор. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор8. Если в период, предусмотренный предварительным договором для заключения основного, он не будет заключен, или ни одной из сторон не будет направлено другой предложение совершить такое действие, обязательства сторон прекращаются. Подарочныекарты и сертификатыпредоставляют право в дальнейшемпередатьихвместоденежныхсредств в оплату товара и не предусматриваютвозможностьпринудительногозаключениядоговоракупли-продажиих держателями. То естьдержатель карт не обязан заключать договоркупли-продажи с эмитентом. Исходяизвышеизложенного, подарочныйсертификатнельзярасцениватькакпредварительныйдоговор. Подарочный сертификат как средство платежа Второй подход основывается на квалификации подарочного сертификата как частного средства платежа, который не может выступать в качестве товара. Следовательно, применение к подобным сделкам законодательства о защите прав потребителей не представляется возможным. Следует отметить, что в Российской науке цивилистики не выработана чёткая позиция касательно критериев разграничения объектов, являющихся товарами, от иных.Легальное определение содержится в ст.38 Налогового Кодекса РФ: товар для указанного кодекса – любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Обратившись к Гражданскому кодексу, раскроем содержание: к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество. Именно на этом основываетсяпоследняя позиция Министерства Финансов РФ по данному вопросу, которая рассмотрена в другой главе. Несмотря на вышеизложенное, законодатель использует данный термин в своей деятельности, а суды обращаются к нему при необходимости толкования различных правовых норм. В сложившейся ситуации есть смысл обратиться к экономической теории. Если обобщить, суть сводится к тому, что товары привлекают покупателей, так как обладают определенными потребительскими свойствами. Деньги и иные средства обмена представляют интерес для участников отношений как инструменты, позволяющие приобретать различные экономические блага. Таким образом, товары представляют собой потребительскую ценность, а средство обмена (деньги) – меновую. Вполне определенно, подарочный сертификат с экономической точки зрения можно рассматривать как средство обмена, позволяющее обменять его на различные блага, а не как самостоятельный товар. Как отмечалось выше, на правоотношения, связанные с реализацией подарочных сертификатов, не распространяется законодательство о защите прав потребителей. Так, согласно преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Нет продажи товаров - не работают и правила о защите прав потребителей. Поэтому у держателя нет оснований оспаривать правомерность действий продавца по "списанию" разницы между номиналом сертификата и стоимостью товара, если это правило прописано в условиях обращения сертификатов (очевидно, такие условия должны быть предоставлены для ознакомления каждому, кто обратится в компанию). В этой ситуации названная разница не увеличивает для держателя сертификата цену товара9. В таком случае неприменение норм о защите прав потребителя ввиду того, что подарочный сертификат не обладает статусом товара, представляется необоснованным. Следует руководствоваться сущностным назначением законодательства о защите прав потребителей – защита слабой стороны при совершении коммерческой сделки, коей и является приобретатель сертификата. Покупая карту, лицо рассчитывает на ее пригодность для приобретения определенного продавцом-эмитентом ассортимента товаров в строго указанных торговых точках. В таких условиях не исключено злоупотребление со стороны продавца, и защита норм права играет ведущую роль для предупреждения и разрешения спорных ситуаций. Сертификатпо сути является средством платежа, которое в отличие от денежных средств имеет ограничения. Номинал позволяет оплатить выбранный товар, но лишь в части, не превышающейуплаченную за карту суммы. В случае превышения стоимости, недостающая сумма может быть внесена наличными непосредственно в кассу.Еще одним ограничением является срок действия сертификата, после истечения которого его действие прекращается, а уплаченная за него сумма не подлежит возврату.В литературе высказывается мнение, что у держателя нет оснований оспаривать правомерность действий продавца по отказу принять сертификат в качестве оплаты за товар по истечении срока его действия, если это правило прописано в условиях обращения сертификатов. Держатель карты не вправе требовать передачи ему товара другими организациям, кроме самого продавца - эмитента, так как для третьих лиц договор не создает прав и обязанностей10. Важна и сфера действия указанного средства обмена: как правило, сертификат применяется по отношению к определенным эмитентом товарам, и оплатить иные из числа реализуемых организацией невозможно. Важным является и тот факт, что договор заключается путем присоединения: фактически у покупателя нет возможности оказать влияние на условия заключаемого соглашения, он принимает предлагаемые эмитентом условия. Возможные последствия в таком случае будут рассмотрены в следующей главе. Подарочный сертификат – самостоятельный товар Сторонники иного, третьего подхода убеждены, что подарочные карты и сертификаты являются отдельным предметом сделки, заключаемой между продавцом и покупателем.Однако, по их мнению, в связи с отсутствием специальных норм, регулирующих данные сделки, за основу следует брать нормы о розничной купли-продаже, а также необходимые положения законодательства о защите прав потребителей. В таком случае, если держатель подарочного сертификата был надлежащим образом уведомлен обо всех его существенных характеристиках, включая срок действия сертификата, у сторон нет оснований для возврата денежной суммы, уплаченной при приобретении сертификата11. Рассмотрим подробнее:между продавцом подарочного сертификата и его приобретателем возникает обязательственная правовая связь, а именно договор купли-продажи12. Предмет данного договора – особого рода товар, предоставляющий имущественное право своему приобретателю – право использования сертификата в качестве средства оплаты товара, услуги или работы. Таким образом, лицо приобретает не только вещь (товар) в виде карты или подарочного сертификата, но и имущественное право, наличие которого подтверждается этой вещью. Принцип свободы договора, который относится к основным началом гражданского законодательства в Российский Федерации, предполагает, что стороны могут по своему усмотрению включать в заключаемый ими договор условия, не противоречащие императивным нормам законодательства13. Если следовать такому подходу, при заключении договора купли-продажи стороны в части установления срока действия подарочного сертификата оговаривают, что его предъявитель может получить исполнение до истечения определенного периода времени, тоесть срок являетсяпресекательным. Однако и при таком подходе есть некоторые спорные моменты. Во-первых, покупатель по сути дает согласие, что по прошествии определенного соглашением периода времени переданные им в уплату подарочного сертификата деньги станут «подарком» продавцу, ведь никакое встречное предоставление товаров, работ или услуг получить к тому времени не представится возможным. Во-вторых, согласно норме Гражданского кодекса, носящей императивный характер, отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав. Договор не может устанавливать изъятий из этого правила. Развитие о мысли о первом спорном пункте ведет к следующему заключению: учитывая, что действующее законодательство дает широко трактовать понятие «дарение», в особенности, понимает под одной из возможностей дарения освобождение одаряемого от обязанности перед дарителем или третьим лицом, отсутствие встречного представления можно считать модификацией договора розничной купли-продажи в договор дарения, то есть речь идет о новации договора. Новация имеет свои черты, и основными в данном случае можно считать следующие: 1) Заключая соглашение о новации договора, стороны ставят перед собой цель прекратить первоначальное обязательство путем установления нового; 2) Новация должна быть актуальной. Такое решение, как правило, обусловлено возникшими уже после заключения первоначального договора обстоятельствами. Если же решение о новации принимается в самом начале, когда соглашения еще нет, маловероятно, что уже в тот момент заранее известно, что потребуется прибегнуть к новации договора. Подобного описанным выше чертам в рассматриваемой ситуации не наблюдается. Немаловажен и тот факт, что субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность на постоянной основе, может выступать одаряемым по отношению к физическому лицу, когда совершенно ясно и однозначно выражено намерение последнего произвести дарение. Исходя из сущности подарочных карт и сертификатов, у приобретателя такой карты в момент заключения договора намерение одарить ее эмитента вряд ли наличествует. Следовательно, если при отсутствии такого намерения со стороны приобретателя подарочного сертификата, денежные средства будут «подарены» его эмитенту по истечении установленного срока, можно говорить, что в договор были включены несправедливые условия. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О свободе договора и ее пределах» «В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента». Таким образом, концепция о модификации уплаченных за подарочный сертификат денежных средств в «дар» выглядит с юридической точки зрения спорной. Итак, приобретение подарочной карты или сертификата являются заключением договора купли-продажи, по которому отчуждается особый предмет - вещь, служащая подтверждением наличия у ее держателя имущественного права. Последний может оплатить такой картой работу, услугу или товар. Как отмечалось выше, отказ лица осуществить принадлежащие ему гражданские права не влечет прекращения данных прав. Но также в теории гражданского права выделяются сроки осуществления гражданских прав. Один из них - срок существования гражданского права – срок действия такого права во времени. По истечении указанного срока действие права прекращается, а значит, утрачивается возможность его осуществления. Срок действия подарочного сертификата является сроком осуществления подтверждаемого им имущественного права. С истечением названного срока владелец сертификата утрачивает возможность осуществить такое право, следовательно, срок действия подарочного сертификата есть не что иное, как срок существования подтвержденного им имущественного права. Иначе говоря, приобретение подарочного сертификата включает в себя два элемента: 1) Вещь, которая подтверждает наличие имущественного права. Такое право ограничено по сроку своего действия; 2) Само имущественное право Из указанного следует, что договор купли-продажи не становится безвозмездным, даже если истек срок действия подарочной карты. Ведь хоть держатель карты и не осуществил свое имущественное право, не получил товар, услугу или работу, так или иначе он получил встречное предоставление по договору купли-продажи: в первую очередь, он получил само имущественное право с ограниченным сроком существования. Юридически роль срока не меняется, даже если рассмотреть ситуацию с переменой лиц в обязательстве, а именно когда первоначальный приобретатель подарочного сертификата передает его (например, в дар) другому лицу. Правопреемник получает то же имущественное право, наличие которого подтверждается сертификатом, и на тех же условиях. Таким образом, условие о сроке не теряет своей силы и в случае истечения установленного периода времени имущественное право прекращается. В силу это владелец подарочной карты вряд ли может получить компенсацию со стороны эмитента. Следуя изложенному выше подходу, необходимо признать, что если имущественное право не было осуществлено в установленный в подарочном сертификате срок, уплаченная за него денежная сумма: 1) «дарится» эмитенту сертификата (позиция Министерства Финансов РФ): если по истечении установленного сторонами срока подарочный сертификат не был предъявлен покупателем для реализации, то сумма предварительной оплаты за него, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли представляет собой безвозмездно полученное имущество и учитывается в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ14) 2) Становится неосновательным обогащением, а следовательно должно быть возвращено лицу, за счет которого возникло15. По сути приобретатель платит не за право требовать приема подарочной карты и не за вещь как таковую, а за карту, которую в дальнейшем продавец примет в счет оплаты выбранного товара. Речь о том, что обязанность принять подарочный сертификат непосредственно связана с сертификатом и выступает значимым элементом, свидетельствующем о его качестве. Следовательно, непринятие продавцом сертификата говорит о несоответствии последнего его назначению. На практике вышесказанное позволяет сделать вывод, что если сертификат не был предоставлен, лицо имеет право требовать либо выдачи такого сертификата, либо возврата уплаченных денежных средств. При отказе продавца принять подарочную карту, потребитель также вправе потребовать возврата денег, так как такой отказ является существенным недостатком карты16. Более того, отказ принять подарочную кату являются нарушением отдельного обязательства продавца, который дал согласие принять карту в дальнейшем в качестве исполнения по денежному обязательству. Следовательно, приобретатель может требовать либо возврата подарочной карты (что не имеет смысла, если контрагент по сделке не представлен сетевой компанией и получить товар можно только у одного продавца в одном месте продаж), либо приема карты продавцом. Также покупатель получает возможность воспользоваться защитой, предоставляемой согласно ст. 396 ГК РФ в случае просрочки кредитора. Такие доводы вполне логичны, ведь если продавец отказывается принять исполнение, предусмотренное им же самим ранее, то есть оговоренное сторонами, держатель подарочной карты не должен нести негативных последствий в связи с неисполнением своего денежного обязательства17. Следуя приведенному выше подходу, если продавец исполнил свои обязательства: передал подарочный сертификат покупателю и не уклоняется от его приема – у покупателя нет юридических оснований для возврата уплаченной за сертификат суммы денег. Ситуация осложняется в случае расторжения договора до момента использования подарочного сертификата, но уже после его получения от продавца. На первый взгляд, отказ покупателя от использования приобретенного сертификата не должен приводить к расторжению договора, ведь сертификат соответствовал всем оговоренным сторонами условиям и был передан покупателю. Приобретатель не должен иметь право на возврат денежных средств. Однако такая логика не может применяться в данном случае. Дело в том, что, как уже не раз отмечалось выше, подарочный сертификат представляет собой особый товар, чем и обусловлены определенные сложности в вопросах его обращения. Когда речь идет об обычном товаре, расторжение договора не нарушает равновесия сторон: хоть покупатель и сохраняет какое-то время возможность пользоваться приобретенными товарами, продавец в свою очередь продолжает извлекать экономическую выгоду путем использования полученных им за подарочный сертификат денежных средств. С подарочной картой дело обстоит иначе. Возможность извлечь пользу из карты, использовать ее по основному назначению находится в прямой зависимости от действия продавца-эмитента: он должен исполнить возложенную на него обязанность – принять карту в качестве исполнения по денежному обязательству. Прекращение договора влечет прекращение указанной выше обязанности. Сертификат становится не имеющей никакой юридической и экономический силы вещью и по сути своей бесполезен для покупателя, изначальное волеизъявление которого было направлено на получение товара, работы или услуги таким путем. Таким образом, расторжение договора приводит к экономической диспропорции в положении сторон, что с точки зрения юриспруденции можно рассматривать как неосновательное обогащение продавца. Правовое регулирование вопроса подарочных карт и сертификатов в зарубежных странах Вопрос правовой природы подарочных карт и сертификатов рассматривается во многих развитых странах. Некоторые из них на сегодняшний день на законодательном уровне дали определение подарочной карты, провели классификации. В зарубежной практике принято разграничивать предоплаченные финансовые продукты (карты), функционирующие в рамках открытой и закрытой систем. Карты открытой системы могут быть использованы для совершения покупок в любой торговой точке, получения наличных в любом банкомате, который соединен с глобальными платежными сетями. Карты закрытой системы применяются для покупки товаров или оплаты услуг только эмитента карты или определенной группы продавцов (поставщиков услуг). Примерами являются карты оплаты услуг подвижной связи, интернет-карты, магнитные карты в метро, подарочные сертификаты и проч. Считается, что в открытых платежных системах между эмитентом карты и ее приобретателем складываются отношения, соответствующие отношениям участников договора займа; в закрытых системах - отношения коммерческого кредитования в форме предварительной оплаты (ст. 823 ГК РФ)18. В данной сфере интересным представляется законодательство США. Ранее многие держатели подарочных карт почти не имели юридических средств защиты в случае истечения срока действия. Несмотря на то, что в некоторых штатах действовали нормы, защищающие владельцев карт, на федеральном уровне подобной защиты потребителей не предусматривалось. Однако все изменилось в 2009 году, когда Конгрессом США был принят новый федеральный закон - Акт о подотчётности, ответственности и раскрытии информации в индустрии кредитных карт. Новый закон США о защите прав держателей кредитных карт применяется к двум типам карт: 1) «storegiftcards» - подарочные карты, выпускаемые какими-либо магазинами (компаниями, реализующими товар, предоставляющими услуги или выполняющими работы). Такие карты могут быть использованы только в конкретном магазине или нескольких магазинах, например, определенный книжный или парфюмерный магазин; 2) «bank-issuedgiftcard» - карты, эмитентами которых являются банки. К ним относятся такие карты как MasterCard, Visa, AmericanExpress или Discoverlogo. При этом действие закона не распространяется на карты, выдаваемые магазинами в качестве бонусов или как средство некой промо-акции (например, бесплатная подарочная карта, которая вручается при приобретении какого-либо товара или услуги). То есть законодатель США разграничивает подарочные карты, приобретаемые самим лицом за денежную сумму (как правило, в подарок другому лицу) и карты, предоставляемые продавцом-эмитентом безвозмездно чаще всего с целью привлечения новых клиентов и предоставления такого рода поощрений уже имеющимся19. Указанный выше закон распространяется на подарочные карты, выпущенные в оборот начиная с 22 августа 2010 года и предусматривает следующее: срок действия подарочной карты не может истечь ранее, чем через пять лет со дня активации и ограничивает взимание платы за периоды неактивности, за исключением определенных случаев, если, например, не было совершено ни одной сделки по крайней мере за 12 месяцев. Федеральный закон определил основное направление и создал правовую базу для более детального регулирования данного вопроса штатами самостоятельно20.Например, в штате Аляска законодатель понимает под подарочным сертификатом обязательство бизнес-ассоциации, предусмотренное сделкой между данной компанией и потребителем, предоставить товар или услугу в будущем21. Законодательство штата Аризона закрепляет, что «подарочная карта» предполагает подарочный сертификат, подарочную карту (в том числе электронную), выпущенную или проданную позднее 31 октября 2005 года. Подарочная карта подтверждает получение эмитентом полной стоимости карты (чаще всего соответствующую ее номиналу) для дальнейшего приобретения товаров или получения услуг22. В Калифорнии большинство подарочных карт не могут иметь срока действия. В этой связи, законодательство Калифорнии более лояльно по отношению к потребителю нежели нормы федерального закона. Однако это лишь на первый взгляд: закон штата не распространяется на карты, выпускаемые торговыми центрами или банками, включая Visa и MasterCard – к таким картам применяются нормы федерального закона.. В Австралии действует классификация подарочных карт по сроку их действия: 1) карты неограниченного срока действия; 2) карты, срок действия которых составляет от 12 месяцев до 2 лет; 3) карты, срокдействиякоторых менее 12 месяцев Темнеменее, имеетместосерьезноенесоответствие в применении данной классификации эмитентами подарочных карт. Дело в том, что в то время как одни продавцы по истечении установленного ими срока действия карты отказываются принимать ее, предоставляя взамен товар или услугу, другие в интересах потребителя готовы предложить ему так называемый «graceperiod» - льготный период, срок отсрочки платеж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: