- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы и конфликты ,связанные с обострением многонациональных групп
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000156 |
Тема: | Проблемы и конфликты ,связанные с обострением многонациональных групп |
Содержание
Оглавление 1. Толерантность как ориентир современной образовательной политики 5 2.Проблемы и конфликты ,связанные с обострением многонациональных групп 15 3.Педагогические условия создания культурно-образовательной среды как решение проблемы толерантного сознания учащихся многонационального региона. 21 Заключение 34 Список литературы 36 Введение В последние годы появилось много исследований, посвящённых проблемам толерантности и терпимости, трактуемых с разных точек зрения. Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т.п. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счёт выдержки, самообладания, самоконтроля. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и не терпимостью. В основе толерантности лежит условная договорённость сторон о границах сосуществования. Терпимость характеризует поведение которое основано на принципах ненасильственного взаимодействия. Терпимость не отделима от внутренней мотивации поведения, так как предусматривает бескорыстные действия, то есть действия которые не обещают внешних наград, одобрений, восхищений, поощрений. В педагогическом процессе терпимое или нетерпимое отношение к студенту определяется тем, как педагог разрешает противоречия между необходимостью предъявлять определённые требования к студенту и мерой реального воплощения этих требований студентом. Нетерпимое отношение педагога к студенту чаще возникает тогда, когда студент по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым ему требования и в результате начинает раздражать педагога. Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение студентов (у других людей они могут вызывать раздражение), способен не только принять их качества, в том числе и негативные, поведение такими, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом если он не принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности. Такой педагог выявляет не только сам факт поступка, особенности поведения, черты личности, но и мотивы, факторы, условия, лежащие в их основе. Он испытывает раздражение по отношению к тому или иному студенту, но одновременно способен проявить выдержку и терпение, способен не обвинять студента, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы. В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Приятие, как психологический механизм терпимости выражается в понимании студента, внутренних причин его поведения. Это меняет тип мышления педагога, помогает взглянуть на действия и поступки студентов с иных позиций. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). 1. Толерантность как ориентир современной образовательной политики Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий, в том числе и социально-педагогических в условиях образовательного пространства. В связи с этим к подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности. Только школа может противостоять негативным тенденциям, присущим обществу в целом, так как ей присуща многовековая гуманистическая традиция. В школе социально-педагогическими средствами возможно создать условия для расширения межкультурного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также условия для становления общекультурных компетенций. Актуальность и приоритетность формирования толерантности, как одной из социальных компетенций неоднократно отмечались в программных документах органов управления образованием, начиная от «Закона Российской Федерации об образовании» и «Национальной доктриной образования детей в Российской Федерации до 2005 года» и заканчивая «Концепцией развития образования на период до 2010 года» и программой «Столичное образование». Данные документы определяют необходимость построения единого социального и педагогического пространства с целью успешного формирования социальных компетенций подростков в целом. Отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным,. этническим,. религиозным; и языковым меньшинствам; подростки; на первое место поставили агрессивный; национализм (18.6%), затем расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), насилие (14.7), нетерпимость (14^4%), терроризм; (13.4%). Только около 2% респондентов считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам. Показательно высок и процент тех школьников; которым безразлична эта проблема (28.2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым; неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам. Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков — тех, кто определит общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком- будущем, —к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, отношение к этим явлениям; как к социальной; норме является убедительным? доказательством необходимости активизации государственной политики в области развития толерантности в стране. Восприятие различных проявлений социальной агрессии- ш экстремизма; стереотипов, приводящих к этнофобии и ксенофобии, националистических и: расовых: предрассудков как социальной- нормы связано со все более широким использованием пассивных и активных манипулятивных; технологий конструирования образа врага; распространением- языка вражды, созданием; радикальных сайтов ненависти в СМИ и Интернете. Приведенные факты иллюстрируют необходимость расширения' нормативно-правовой базы и создания системы; экспертизы, позволяющей; дать правовую оценку различным проявлениям жестокости, агрессии; и экстремизма. Несмотря на то, что в * российском законодательстве термин "толерантность" отсутствует, оно включает в себя основные нормы, призванные обеспечивать уважение к человеческой личности, правам и свободам. Так, статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает,, что все равны перед законом и судом, гарантирует равенство независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места; жительства, отношения к религии, общественных объединений, других обстоятельств. Специально подчеркивается, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности по их реализации: Часть вторая статьи 26 закрепляет право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества. Статья 28 гарантирует свободу вероисповедания hi свободу совести,, статья 29 гарантирует свободу мысли и слова, а также запрещает пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, религиозного; и. иного превосходства. Соблюдение этих конституционных норм обеспечивается различными отраслями права: Так, Уголовный кодекс содержит специальную Главу 19 «Преступления против конституционных прав и < свобод граждан», в которой устанавливается уголовная: ответственность, в частности, за нарушение равенства прав и; свобод человека и гражданина,, нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки; телефонных переговоров, почтовых,, телеграфных и иных сообщений^ отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий, проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или участию в них. Иные главы Уголовного кодекса также содержат нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления, которые связаны с различными проявлениями экстремизма (например, статьи 282, 282-1,282-2). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит большое количество статей, устанавливающих уже административную ответственность за менее значимые правонарушения, но в той же: сфере. Так,, например, предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания, религиозных объединениях (статья 5.26), нарушение законодательства об охране труда (статья 5.27), нарушение законодательства о собраниях, митингах,, шествиях и демонстрациях (статья: 5.38), отказ в предоставлении информации (статья 5.39). Это перечисление может быть продолжено. Таким образом, предусмотренный, российским: законодательством "инструментарий" достаточно разнообразен и позволяет пресекать различные по тяжести нарушения, препятствующие развитию толерантности в обществе. Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека. Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания (вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, что в таких условиях люди, неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится толерантность. Однако одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и "реально постоянно, многопланово действующая "организующая сила" в развитии общества" [3, с. 337]. Вместе с тем, толерантность, выступая в качестве инструментальной ценности, обуславливает социально одобряемое поведение и активную позицию личности в процессах: * познания и понимания позиций другого и позиций своего "Я" (гностический уровень); * признания и выражения определенного отношения (в рамках позитивного общения) к данным позициям (эмоциональный уровень); * определения тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень); * взаимодействия с другими при идентификации и автономии (деятельностный уровень); * анализа результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень) [7]. Е.Ю. Клепцова в работе "Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма. В этой связи толерантность становится, с одной стороны, основой современного образования, которое транслирует нормы человеческих отношений и гуманизирует знания в области культурного диалога, с другой, инструментальной ценностью личности, обуславливающей отношение человека к миру и его поведение во взаимодействии с другими. Все это превращает толерантность в важнейший ориентир современной образовательной политики. Схема 1 Толерантность – важнейший ориентир современного образования Следует отметить, что современное образование имеет поликультурный (полиэтнический) характер. Для обозначения полиэтнического образования используются несколько однопорядковых терминов, среди них поликультурное (мультикультурное), кросс-культурное, межкультурное, интеркультурное образование и др. Как считает Л.Х. Экстранд, все эти термины охватывают формальное образование, в котором представлены две и более культуры. Многие современные отечественные ученые солидарны с Л.Х. Экстрандом в определении полиэтнического образования. Они также считают, что полиэтническое (поликультурное) образование – образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором функционируют две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному, религиозному, расовому признаку. Нужно заметить, что впервые определение понятия "поликультурное образование" было дано в Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977): "поликультурное образование – полиэтническая (поликультурная) образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении" [5]. Однако современная трактовка сущности полиэтнического (поликультурного) образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных ?ку?л?ьтур?ах, у?яс?не?н?ие об?ще?го ?и особе?н?но?го ?в тр?а?д?и?ц?и?ях, обр?азе ?ж?из?н?и, ?ку?л?ьтур?н?ых ?це?н?ност?ях ?н?аро?до?в, обр?а?щ?ает ?в?н?и?м?а?н?ие ?н?а ?в?а?ж?ност?ь ?восп?ит?а?н?и?я ?в уч?а?щ?ихс?я то?лер?а?нт?ност?и по от?но?ше?н?и?ю ?к ?нос?ите?л?я?м ?и?но?ку?л?ьтур?но?й с?исте?м?ы. Поэто?му ?це?л?ь?ю по?л?иэт?н?ичес?ко?го обр?азо?в?а?н?и?я ?я?в?л?яетс?я: фор?м?иро?в?а?н?ие че?ло?ве?к?а, способ?но?го ?к эффе?кт?и?в?но?й ?ж?из?не?де?яте?л?ь?ност?и ?в по?л?и?ку?л?ьтур?но?й сре?де, об?л?а?д?а?ю?ще?го р?аз?в?ит?ы?м чу?вст?во?м по?н?и?м?а?н?и?я ?и у?в?а?же?н?и?я ?дру?г?их ?ку?л?ьтур, у?ме?н?ие?м ?ж?ит?ь ?в ?м?ире ?и со?г?л?ас?и?и с ?л?ю?д?ь?м?и р?аз?н?ых ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й, р?ас, ?веро?в?а?н?и?й. В з?а?д?ач?и по?л?иэт?н?ичес?ко?го обр?азо?в?а?н?и?я ?в?к?л?юче?но: * ?г?лубо?кое ?и ?всесторо?н?нее о?в?л?а?де?н?ие ?ку?л?ьтуро?й собст?ве?н?но?го ?н?аро?д?а; * з?н?а?ко?мст?во с ?ку?л?ьтуро?й ?н?аро?до?в ре?г?ио?н?а, стр?а?н?ы ?и ?м?ир?а ?в ?це?ло?м; * соз?д?а?н?ие ус?ло?в?и?й ?д?л?я ?и?нте?гр?а?ц?и?и уч?а?щ?ихс?я ?в ?ку?л?ьтур?ы ?дру?г?их ?н?аро?до?в; * фор?м?иро?в?а?н?ие способ?ност?и пр?и?н?ят?и?я р?аз?л?ич?н?ых ?ку?л?ьтур ?и пре?дст?а?в?ите?ле?й ?и?н?ых эт?носо?в, фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?н?ых уст?а?но?во?к ?и по?ве?де?н?и?я; * по?д?гото?в?к?а ?к?в?а?л?иф?и?ц?иро?в?а?н?н?ых спе?ц?и?а?л?исто?в ?к ор?г?а?н?из?а?ц?и?и ?и осу?щест?в?ле?н?и?ю пе?д?а?го?г?ичес?ко?й ?де?яте?л?ь?ност?и ?в по?л?иэт?н?ичес?ко?й сре?де. Т?а?к?и?м обр?азо?м, по?л?и?ку?л?ьтур?ное обр?азо?в?а?н?ие с?в?яз?ы?в?аетс?я с по?в?ы?ше?н?ие?м уро?в?н?я обр?азо?в?а?н?ност?и ?и ?дост?и?же?н?ие?м ?л?ич?ност?ь?ю со?ц?и?а?л?ь?но?го успех?а ?в по?л?и?ку?л?ьтур?но?м простр?а?нст?ве, с ?восп?ит?а?н?ие?м то?лер?а?нт?ност?и ?не просто ?к?а?к ?в?а?ж?не?й?ше?й со?ц?и?а?л?ь?но?й ?це?н?ност?и, ?а ?к?а?к ?л?ич?ност?но з?н?ач?и?мо?го ?к?ачест?в?а. Вс?ле?д з?а И.В. Аб?а?ку?мо?во?й, П.Н. Ер?м?а?ко?в?ы?м, В.Н. Гуро?в?ы?м, ?м?ы сч?ит?ае?м, что ?в ?мо?де?л?и по?л?и?ку?л?ьтур?но?го обр?азо?в?а?н?и?я ?восп?ит?а?н?ие то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я ?н?а ?л?ич?ност?но-с?м?ыс?ло?во?й ос?но?ве про?исхо?д?ит бо?лее эффе?кт?и?в?но, че?м ?в ус?ло?в?и?ях ?мо?но?ку?л?ьтур?но?го обр?азо?в?ате?л?ь?но?го простр?а?нст?в?а [1, 9]. Ус?ло?в?и?я?м?и успе?ш?ност?и ?д?а?н?но?го про?цесс?а ?я?в?л?я?ютс?я ?д?и?а?ло?г р?аз?н?ых ?ку?л?ьтур, ?и?нтер?а?кт?и?в?н?ые ?мето?д?ы об?ще?н?и?я ?и обуче?н?и?я, проб?ле?м?н?ые с?иту?а?ц?и?и, ?а т?а?к?же прохо?ж?де?н?ие ?все?м?и уч?аст?н?и?к?а?м?и обр?азо?в?ате?л?ь?но?го про?цесс?а ?а?д?апт?а?ц?и?и ?в по?л?и?ку?л?ьтур?но?й сре?де, уч?аст?ие ?в со?ц?и?а?л?из?а?ц?и?и ?дру?г ?дру?г?а. В?месте с те?м, ?м?ы пре?дпо?л?а?г?ае?м, что то?лер?а?нт?ност?ь ?я?в?л?яетс?я ?и х?ар?а?ктер?н?ы?м с?во?йст?во?м по?л?и?ку?л?ьтур?но?го обр?азо?в?а?н?и?я, ?необхо?д?и?м?ы?м ?д?л?я ?дост?и?же?н?и?я ?и?м про?ду?кт?и?в?н?ых резу?л?ьт?ато?в. Эффе?кт?и?в?ност?ь пе?д?а?го?г?ичес?ко?го про?цесс?а ?в ус?ло?в?и?ях по?л?и?ку?л?ьтур?но?го обр?азо?в?а?н?и?я обус?ло?в?ле?н?а то?лер?а?нт?н?ы?м от?но?ше?н?ие?м ?дру?г ?к ?дру?гу уч?аст?н?и?ко?в про?цесс?а, ?в?ар?и?ат?и?в?ност?ь?ю ?и ?ку?л?ьтуросообр?аз?ност?ь?ю со?дер?ж?а?н?и?я обр?азо?в?а?н?и?я. М?ы с?к?ло?н?н?ы т?а?к?же сч?ит?ат?ь, что то?лер?а?нт?ност?ь, обеспеч?и?в?а?я успе?ш?ну?ю со?ц?и?а?л?из?а?ц?и?ю, ?я?в?л?яетс?я ус?ло?в?ие?м р?аз?в?ит?и?я ?в ?л?ич?ност?но?м п?л?а?не ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?мосоз?н?а?н?и?я (соз?н?а?н?ие с?вое?й пр?и?н?а?д?ле?ж?ност?и ?к опре?де?ле?н?но?й со?ц?и?а?л?ь?но-эт?н?ичес?ко?й об?щ?ност?и ?и ее по?ло?же?н?и?я ?в с?исте?ме об?щест?ве?н?н?ых от?но?ше?н?и?й) ?и ?в со?ц?и?а?л?ь?но?м п?л?а?не ?ме?жэт?н?ичес?ко?й ?и?нте?гр?а?ц?и?и (про?цесс?а сб?л?и?же?н?и?я эт?н?ичес?к?их об?щ?носте?й). Уч?ит?ы?в?а?я, что то?лер?а?нт?ност?ь ?в эт?их ус?ло?в?и?ях пре?дст?ает ?к?а?к ?нр?а?вст?ве?н?ное ?к?ачест?во, ор?ие?нт?иру?ю?щее ?л?ич?ност?ь ?н?а у?в?а?же?н?ие пр?а?в?а ?и ?досто?и?нст?в?а ?л?ю?де?й ?и?н?ых ?групп, ?и?н?ых ?вз?г?л?я?до?в, ст?и?л?я ?м?ы?ш?ле?н?и?я ?и по?ве?де?н?и?я, ?н?а ?ко?нстру?кт?и?в?ное ?вз?а?и?мо?де?йст?в?ие с ?н?и?м?и, опре?де?л?и?м ?ве?ду?щ?ие ?н?апр?а?в?ле?н?и?я ?де?яте?л?ь?ност?и со?вре?ме?н?но?го обр?азо?в?а?н?и?я, способст?ву?ю?щ?их ?восп?ит?а?н?и?ю у по?др?аст?а?ю?ще?го по?ко?ле?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и ?к?а?к ?и?нстру?ме?нт?а?л?ь?но?й ?це?н?ност?и ?и ?нр?а?вст?ве?н?но?го ?к?ачест?в?а: 1. Гу?м?а?н?из?а?ц?и?я обр?азо?в?ате?л?ь?но?го про?цесс?а, пре?дпо?л?а?г?а?ю?щ?а?я от?к?аз от у?н?и?верс?а?л?ь?н?ых пе?д?а?го?г?ичес?к?их способо?в ?воз?де?йст?в?и?я, ?их ?в?ар?и?ат?и?в?ност?ь ?в з?а?в?ис?и?мост?и от особе?н?носте?й ребе?н?к?а ?и сре?д?ы. В ус?ло?в?и?ях ?гу?м?а?н?из?а?ц?и?и ребе?но?к ?к?а?к р?аз?в?и?в?а?ю?щ?а?яс?я ?л?ич?ност?ь ст?а?но?в?итс?я ?це?нтр?а?л?ь?н?ы?м з?ве?но?м обр?азо?в?ате?л?ь?но?й с?исте?м?ы, ?а с?а?мо обр?азо?в?а?н?ие – про?цессо?м ст?а?но?в?ле?н?и?я ?л?ич?ност?и ?в ?ку?л?ьтуре, ?в ?д?и?а?ло?ге ?ку?л?ьтур. То?лер?а?нт?ност?ь пр?и это?м ст?а?но?в?итс?я о?д?но?й ?из сост?а?в?л?я?ю?щ?их резу?л?ьт?ат?а обр?азо?в?а?н?и?я. Ре?ше?н?ие проб?ле?м?ы ?гу?м?а?н?из?а?ц?и?и обр?азо?в?а?н?и?я, р?асс?м?атр?и?в?ае?мо?й ?в п?л?а?не обеспече?н?и?я ус?ло?в?и?й ?д?л?я ?восп?ит?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и у ?дете?й ?и по?дрост?ко?в, ?во ?м?но?го?м з?а?в?ис?ит от ус?и?л?и?й ?к?в?а?л?иф?и?ц?иро?в?а?н?н?ых по?д?гото?в?ле?н?н?ых ?к р?аботе по ?д?а?н?но?му ?н?апр?а?в?ле?н?и?ю пе?д?а?го?го?в. Что требует рефор?м?иро?в?а?н?и?я с?исте?м?ы по?д?гото?в?к?и бу?ду?щ?их пе?д?а?го?го?в. 2. По?д?гото?в?к?а пе?д?а?го?г?ичес?к?их ?к?а?дро?в ?д?л?я ?восп?ит?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и у ?дете?й ?и по?дрост?ко?в. В пос?ле?д?н?ие ?го?д?ы ?в пе?д?а?го?г?ичес?ко?й ?н?ау?ке по?я?в?л?я?ютс?я ?исс?ле?до?в?а?н?и?я, ?в то?м ч?ис?ле ?и ?д?иссерт?а?ц?ио?н?н?ые, р?асс?м?атр?и?в?а?ю?щ?ие проб?ле?м?ы професс?ио?н?а?л?ь?но?й по?д?гото?в?к?и бу?ду?ще?го пе?д?а?го?г?а ?к р?аботе ?в по?л?и?ку?л?ьтур?но?й обр?азо?в?ате?л?ь?но?й сре?де (В.Н. Гуро?в, Г.Н. Во?л?ко?в, О.Д. Му?к?ае?в?а ?и ?др.). Небо?л?ь?шо?й р?я?д ?н?ауч?н?ых тру?до?в пос?в?я?ще?н ?вопрос?а?м по?д?гото?в?к?и уч?ите?ле?й ?к ?восп?ит?а?н?и?ю то?лер?а?нт?ност?и у ?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в. О?д?н?а?ко с?ле?дует от?мет?ит?ь, что р?абот?ы по ?д?а?н?но?й проб?ле?ме ?к?ас?а?ютс?я ?восп?ит?а?н?и?я то?л?ь?ко эт?н?ичес?ко?й то?лер?а?нт?ност?и ?к?а?к ос?но?в?ы поз?ит?и?в?но?го ?ме?жэт?н?ичес?ко?го ?вз?а?и?мо?де?йст?в?и?я. Ме?ж?ду те?м, ?восп?ит?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и пре?дпо?л?а?г?ает фор?м?иро?в?а?н?ие ее ?к?а?к ?це?лост?но?го ?л?ич?ност?но?го ?к?ачест?в?а. Схе?м?ат?ич?но оп?и?ше?м ос?но?в?н?ые ?н?апр?а?в?ле?н?и?я по?д?гото?в?к?и спе?ц?и?а?л?исто?в ?к фор?м?иро?в?а?н?и?ю то?лер?а?нт?ност?и у ?ш?ко?л?ь?н?и?ко?в. Схе?м?а 2 3. Т?а?к?и?м обр?азо?м, фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и ?к?а?к о?д?но?й ?из ?и?нстру?ме?нт?а?л?ь?н?ых ?це?н?носте?й ?л?ич?ност?и – про?цесс про?до?л?ж?ите?л?ь?н?ы?й ?и ?це?ле?н?апр?а?в?ле?н?н?ы?й, резу?л?ьт?ат ?которо?го ?во ?м?но?го?м обус?ло?в?ле?н ус?и?л?и?я?м?и со?вре?ме?н?но?й обр?азо?в?ате?л?ь?но?й по?л?ит?и?к?и. 2.Проб?ле?м?ы ?и ?ко?нф?л?и?кт?ы ,с?в?яз?а?н?н?ые с обостре?н?ие?м ?м?но?го?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ых ?групп Из?ме?не?н?и?я ?в со?вре?ме?н?но?м об?щест?ве ?непрео?до?л?и?мо ?в?ле?кут з?а собо?й ?мо?дер?н?из?а?ц?и?ю с?исте?м?ы обр?азо?в?а?н?и?я: ее перехо?д ?н?а ?но?ву?ю ступе?н?ь р?аз?в?ит?и?я требует ?из?ме?не?н?и?я ?мето?до?в ?и пр?и?н?ц?ипо?в обуче?н?и?я ?и ?восп?ит?а?н?и?я. Особо остро этот ?вопрос по?д?н?и?м?аетс?я ?в ВУЗ?ах, ?г?де ре?а?л?изу?ютс?я обр?азо?в?ате?л?ь?н?ые ст?а?н?д?арт?ы трет?ье?го по?ко?ле?н?и?я. Госу?д?арст?ву ?в?а?ж?но по?луч?ит?ь ?не то?л?ь?ко ?к?в?а?л?иф?и?ц?иро?в?а?н?но?го спе?ц?и?а?л?ист?а, ?но ?и ?в пер?ву?ю очере?д?ь ?ку?л?ьтур?но?го че?ло?ве?к?а, способ?но?го ?к б?ыстро?й ?а?д?апт?а?ц?и?и ?в ?но?в?ых посто?я?н?но ?из?ме?н?я?ю?щ?ихс?я ус?ло?в?и?ях ?ж?из?н?и, ?гото?во?го ?к посто?я?н?но?му с?а?мосо?вер?ше?нст?во?в?а?н?и?ю. М?но?гоч?ис?ле?н?н?ые ?исс?ле?до?в?а?н?и?я, ?в?ыпо?л?не?н?н?ые ?в ?д?а?н?но?й об?л?аст?и, по?все?д?не?в?н?а?я пр?а?кт?и?к?а по?к?аз?ы?в?а?ют, что о?д?но?й ?из х?ар?а?ктер?н?ых черт со?вре?ме?н?н?ых со?ц?и?а?л?ь?н?ых от?но?ше?н?и?й ?я?в?л?яетс?я ус?коре?н?н?ы?й рост ?а?гресс?и?в?ност?и ?л?ю?де?й: ?в ?м?ассо?во?м соз?н?а?н?и?и ?л?ю?де?й преоб?л?а?д?ает ?не?г?ат?и?в?из?м ?и оттор?же?н?ие ?и?н?а?ко?м?ыс?л?и?я. В с?иту?а?ц?и?и, ?ко?г?д?а ?все бо?л?ь?шее ч?ис?ло ?л?ю?де?й ?во?в?лече?но ?в ?и?нфор?м?а?ц?ио?н?ное ?вз?а?и?мо?де?йст?в?ие, о?д?но?й ?из е?го ?в?а?ж?не?й?ш?их х?ар?а?ктер?ист?и?к пр?из?н?аетс?я то?лер?а?нт?ност?ь. Д?а?н?н?а?я проб?ле?м?а особе?н?но ?а?кту?а?л?ь?н?а ?н?а Се?вер?но?м К?а?в?к?азе, ?в ус?ло?в?и?ях бо?л?ь?шо?й по?л?иэт?н?ичес?ко?й сре?д?ы, ?котор?а?я соз?д?ает у?грозу ?воз?н?и?к?но?ве?н?и?я ?нефор?м?а?л?ь?н?ых ?мо?ло?де?ж?н?ых объе?д?и?не?н?и?й с ?непр?а?в?и?л?ь?но сфор?м?иро?в?а?н?но?й с?исте?мо?й ?це?н?носте?й ?и ?яр?ко ?в?ыр?а?же?н?но?й ?а?гресс?ие?й по от?но?ше?н?и?ю ?к ?л?ю?д?я?м ?и?н?ых ?вз?г?л?я?до?в, ?ку?л?ьтур, ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й. Со?вре?ме?н?н?ы?й ?ку?л?ьтур?н?ы?й че?ло?ве?к - ?не то?л?ь?ко ?ко?н?куре?нтоспособ?н?а?я, обр?азо?в?а?н?н?а?я ?л?ич?ност?ь, ?но ?и че?ло?ве?к, об?л?а?д?а?ю?щ?и?й чу?вст?во?м с?а?моу?в?а?же?н?и?я ?и у?в?а?ж?ае?м?ы?й о?кру?ж?а?ю?щ?и?м?и. О?д?но?й ?из з?а?д?ач с?исте?м?ы обр?азо?в?а?н?и?я ?я?в?л?яетс?я фор?м?иро?в?а?н?ие у сту?де?нто?в у?ме?н?и?я стро?ит?ь ?вз?а?и?моот?но?ше?н?и?я ?в про?цессе ?вз?а?и?мо?де?йст?в?и?я с о?кру?ж?а?ю?щ?и?м?и ?н?а ос?но?ве сотру?д?н?ичест?в?а ?и ?вз?а?и?мопо?н?и?м?а?н?и?я. З?а?д?ачу ВУЗ?а ?в это?м ?вопросе ?мо?ж?но р?асс?м?атр?и?в?ат?ь ?в то?м, чтоб?ы ?из е?го сте?н ?в?ыхо?д?и?л?и ?восп?ит?а?н?н?и?к?и ?не то?л?ь?ко с опре?де?ле?н?н?ы?м б?а?г?а?жо?м з?н?а?н?и?й, у?ме?н?и?й ?и ?н?а?в?ы?ко?в, ?но ?и с?а?мосто?яте?л?ь?н?ые, об?л?а?д?а?ю?щ?ие то?лер?а?нт?ност?ь?ю ?к?а?к ос?но?во?й с?вое?й ?ж?из?не?н?но?й поз?и?ц?и?и, ч?ле?н?ы об?щест?в?а. Ко?нф?л?и?кт?ы, с?в?яз?а?н?н?ые с обостре?н?ие?м ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ых ?вз?а?и?моот?но?ше?н?и?й, ст?а?л?и ?непре?ме?н?н?ы?м ?атр?ибуто?м со?вре?ме?н?но?го ?м?ир?а. О?н?и ?н?аб?л?ю?д?а?ютс?я ?во ?всех эт?но?ку?л?ьтур?н?ых ре?г?ио?н?ах ?м?ир?а. М?но?гоч?ис?ле?н?н?ые оч?а?г?и ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ых ?ко?нф?л?и?кто?в про?во?ц?иру?ют по?л?ит?ичес?ку?ю ?нест?аб?и?л?ь?ност?ь. Оче?н?ь ч?асто эту ?нест?аб?и?л?ь?ност?ь ?все тру?д?нее с?дер?ж?и?в?ат?ь р?а?м?к?а?м?и ?госу?д?арст?ве?н?н?ых ?гр?а?н?и?ц, ?все ?круп?не?й?ш?ие ?ко?нф?л?и?кт?ы ?в со?вре?ме?н?но?м ?м?ире ?и?нтер?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы. Фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и, пре?ж?де ?все?го ?к?а?к ?и?нстру?ме?нт?а пре?дот?вр?а?ще?н?и?я ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ых ?ко?нф?л?и?кто?в, ст?а?но?в?ит?ьс?я о?д?но?й ?из фу?н?д?а?ме?нт?а?л?ь?н?ых ?це?н?носте?й со?вре?ме?н?но?го ?м?ир?а. Рост ч?ис?л?а ?а?кто?в от?кр?ыто?й ?нетерп?и?мост?и по ?все?му ?м?иру ст?а?в?ит проб?ле?му то?лер?а?нт?ност?и ?в ?к?ачест?ве пр?иор?итет?но?й пере?д ?м?иро?в?ы?м сооб?щест?во?м, без р?асс?мотре?н?и?я ?которо?й ?не?воз?мо?ж?но пре?кр?а?ще?н?ие ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?й роз?н?и. С ?це?л?ь?ю ?изуче?н?и?я проб?ле?м?ы то?лер?а?нт?ност?и ?в ?ко?нте?ксте ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ых от?но?ше?н?и?й ?н?а?м?и б?ы?л про?ве?де?н опрос сре?д?и сту?де?нто?в сре?д?н?их спе?ц?и?а?л?ь?н?ых учеб?н?ых. В?ыбор?ку сост?а?в?и?л?и ?мо?ло?д?ые ?л?ю?д?и ?в ?ко?л?ичест?ве 200 че?ло?ве?к ?в ?возр?асте от 16 ?до 18 ?лет. Сту?де?нт?а?м б?ы?ло пре?д?ло?же?но ?д?ат?ь от?вет ?н?а чет?ыре ?вопрос?а: 1.К?а?ко?во ?в?а?ше от?но?ше?н?ие ?к пре?дст?а?в?ите?л?я?м ?дру?г?их р?ас, ?н?а?ц?и?й, ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й? 2.Со?г?л?ас?н?ы ?л?и ?в?ы с те?м, что ?к?а?ж?д?а?я ?н?а?ц?и?я ?до?л?ж?н?а про?ж?и?в?ат?ь ?н?а с?вое?й ?истор?ичес?ко?й терр?итор?и?и? 3.Сч?ит?аете ?л?и ?в?ы, что ?н?асто?я?щ?а?я ?дру?жб?а ?мо?жет б?ыт?ь то?л?ь?ко ?ме?ж?ду ?л?ю?д?ь?м?и о?д?но?й ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?ност?и? 4.Что з?н?ач?ит ?д?л?я ?в?ас по?н?ят?ие «то?лер?а?нт?ност?ь», «б?ыт?ь то?лер?а?нт?н?ы?м»? Про?ве?де?н?ное ?исс?ле?до?в?а?н?ие по?к?аз?а?ло, что 22% опро?ше?н?н?ых отр?и?ц?ате?л?ь?но, 23% по?ло?ж?ите?л?ь?но, ?а 54% ?не?йтр?а?л?ь?но от?нос?ятс?я ?к пре?дст?а?в?ите?л?я?м ?дру?г?их р?ас, ?н?а?ц?и?й, ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й. В от?вете ?н?а ?второ?й ?вопрос 74% опро?ше?н?н?ых сту?де?нто?в з?а?я?в?и?л?и, что ?к?а?ж?д?а?я ?н?а?ц?и?я ?до?л?ж?н?а про?ж?и?в?ат?ь ?н?а с?вое?й ?истор?ичес?ко?й терр?итор?и?и (?встреч?а?ютс?я от?вет?ы, т?ип?а «Росс?и?я - ?не рез?и?но?в?а?я»). 67% сту?де?нто?в по?л?а?г?а?ют, что ?н?асто?я?щ?а?я ?дру?жб?а ?мо?жет б?ыт?ь ?ме?ж?ду ?л?ю?д?ь?м?и р?аз?н?ых ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й (бо?л?ь?ш?и?нст?во сту?де?нто?в сч?ит?а?ют, «что у ?дру?жб?ы ?нет ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?носте?й»). По?н?ят?ие «то?лер?а?нт?ност?ь» опро?ше?н?н?ые сту?де?нт?ы по?н?и?м?а?ют по - р?аз?но?му. Встреч?а?ютс?я т?а?к?ие от?вет?ы, ?к?а?к «?не б?ит?ь ?л?ю?де?й, ес?л?и о?н?и тебе ?не ?нр?а?в?ятс?я», «?ну?ж?но б?ыт?ь терп?и?м?ы?м ?в очере?д?ях», «с?дер?ж?и?в?ат?ьс?я от ?в?ыс?к?аз?ы?в?а?н?и?я ?непр?и?яз?н?и ?к че?ло?ве?ку», «?кто ?м?но?го терп?ит, тот ?м?но?го по?луч?ает», «терпет?ь ?не?г?ат?и?в?ное от?но?ше?н?ие ?к себе ?и ?не ?д?а?в?ат?ь пут?и ?ко?нф?л?и?кт?а?м», «?м?ы ?до?л?ж?н?ы терп?и?мо от?нос?ит?ьс?я ?к то?му че?ло?ве?ку, с ?котор?ы?м у теб?я ?нет ?н?иче?го об?ще?го, ?м?ы ?до?л?ж?н?ы про?я?в?л?ят?ь ?к ?не?му у?в?а?же?н?ие». Исс?ле?до?в?а?н?ие ?и фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и ?я?в?л?яетс?я ?непросто?й з?а?д?аче?й, т.?к. ?в з?н?ач?ите?л?ь?но?й степе?н?и ?и?меет ?де?ло с ?изуче?н?ие?м уст?а?но?во?к ?л?ич?ност?и, с?в?яз?а?н?н?ых с пре?дст?а?в?ле?н?и?я?м?и о со?ц?и?а?л?ь?но?й ?же?л?ате?л?ь?ност?и. Д?л?я то?го чтоб?ы ст?ат?ь ?место?м ?вз?а?и?моот?но?ше?н?и?й, построе?н?н?ых ?н?а ?це?н?ност?ях то?лер?а?нт?ност?и, обр?азо?в?ате?л?ь?ное учре?ж?де?н?ие ?до?л?ж?но пр?и?дер?ж?и?в?ат?ьс?я с?ле?ду?ю?щ?их пр?и?н?ц?ипо?в: - от?ветст?ве?н?ност?ь з?а ?восп?ит?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и; - поз?ит?и?в?ное от?но?ше?н?ие ?к ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?му с?воеобр?аз?и?ю; - р?аз?в?ит?ие по?н?и?м?а?н?и?я ?дру?го?го; - по?л?и?ку?л?ьтур?ное обр?азо?в?а?н?ие; - ?в?н?и?м?а?н?ие ?к то?му, что объе?д?и?н?яет, ?а ?не р?азъе?д?и?н?яет ?л?ю?де?й; - пос?ле?до?в?ате?л?ь?ное прот?и?восто?я?н?ие про?я?в?ле?н?и?я?м р?ас?из?м?а. Фор?м?иро?в?а?н?ие ?ме?жэт?н?ичес?ко?й то?лер?а?нт?ност?и пре?дст?а?в?л?яет собо?й с?ло?ж?н?ы?й ?и ?дост?аточ?но ?д?л?ите?л?ь?н?ы?й про?цесс. Опре?де?ле?н?ное от?но?ше?н?ие ?к ?л?ю?д?я?м р?аз?н?ых ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы?й ?ку?л?ьтур ?воз?н?и?к?ает ?н?а ос?но?ве ?м?но?г?их ф?а?кторо?в. Источ?н?и?к?а?м?и ?в?л?и?я?н?и?я ?мо?гут с?лу?ж?ит?ь сре?дст?в?а ?м?ассо?во?й ?и?нфор?м?а?ц?и?и, ?л?ич?н?ы?й оп?ыт, ?к?а?к ?не?г?ат?и?в?н?ы?й, т?а?к ?и поз?ит?и?в?н?ы?й, по?л?ит?и?к?а, про?во?д?и?м?а?я ?госу?д?арст?во?м. Восп?ит?ате?л?ь?н?а?я р?абот?а ?в это?м ?н?апр?а?в?ле?н?и?и ?до?л?ж?н?а ?н?ач?и?н?ат?ьс?я у?же ?в ?н?ач?а?л?ь?н?ых ?к?л?асс?ах, т?а?к ?к?а?к ?и?ме?н?но ?в ?м?л?а?д?ше?м ?ш?ко?л?ь?но?м ?возр?асте ?воз?н?и?к?а?ют пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие пре?дпос?ы?л?к?и ?д?л?я фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и ?к?а?к ?к?ачест?в?а ?л?ич?ност?и. К ?н?и?м от?нос?ятс?я осоз?н?а?н?ие с?вое?й эт?н?ичес?ко?й пр?и?н?а?д?ле?ж?ност?и ?и по?н?и?м?а?н?ие эт?н?ичес?к?их р?аз?л?ич?и?й. Че?ло?ве?к ?не ?мо?жет су?щест?во?в?ат?ь ?изо?л?иро?в?а?н?но. Пр?и ?все?м ?м?но?гообр?аз?и?и ?веро?испо?ве?д?а?н?и?й, ?ку?л?ьтур ?и ?яз?ы?ко?в ?л?ю?д?и ?до?л?ж?н?ы у?в?а?ж?ат?ь ?дру?г ?дру?г?а. Пер?в?ы?м ?ш?а?го?м ?н?а пут?и ?к это?му с?лу?ж?ит фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и ?к?а?к ос?но?в?ы поз?ит?и?в?но?го от?но?ше?н?и?я ?к ?дру?г?и?м ?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?ност?я?м ?и ?их ?ку?л?ьтур?а?м, у?в?а?же?н?и?я сре?д?ы об?ит?а?н?и?я. В со?вре?ме?н?но?й Росс?и?и эт?ното?лер?а?нт?ност?ь ?и ?ку?л?ьтур?а ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го об?ще?н?и?я, ?к?а?к ?необхо?д?и?мое ?к?ачест?во ?ко?нстру?кт?и?в?но?го ?м?ы?ш?ле?н?и?я, требу?ют р?азр?абот?к?и ?мето?до?в ?и пр?ие?мо?в фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я у ?гр?а?ж?д?а?н. Проб?ле?м?а то?лер?а?нт?но?го по?ве?де?н?и?я ?в про?цессе ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го ?вз?а?и?мо?де?йст?в?и?я р?асс?м?атр?и?в?аетс?я ?в т?а?к?их об?л?аст?ях ?н?ау?к?и, ?к?а?к пс?ихо?ло?г?и?я, со?ц?ио?ло?г?и?я, ф?и?лософ?и?я, ре?л?и?г?ио?ве?де?н?ие ?и ?др. В пс?ихо?ло?го-пе?д?а?го?г?ичес?ко?й ?л?итер?атуре ?и?дет про?цесс ?а?кт?и?в?но?й р?азр?абот?к?и проб?ле?м?ы ?восп?ит?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и. Проб?ле?мо?й фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и, ?ку?л?ьтур?ы ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го об?ще?н?и?я у сту?де?нто?в ?в?ыс?ш?их учеб?н?ых з?а?ве?де?н?и?й ?н?а со?вре?ме?н?но?м эт?апе з?а?н?и?м?а?ютс?я т?а?к?ие ?исс?ле?до?в?ате?л?и, ?к?а?к Н.О. Л?ип?ато?в?а, П.Ф. Ко?мо?горо?в, Г.И. П?и?л?ие?в?а, М.А. Перепе?л?и?ц?и?н?а, И.Б. Рез?н?и?ко?в?а, ?в ?исс?ле?до?в?а?н?и?ях ?котор?ых ос?ве?ще?н?ы р?аз?л?ич?н?ые ?аспе?кт?ы фор?м?иро?в?а?н?и?я эт?ното?лер?а?нт?ност?и. Пр?а?кт?ичес?к?и ?все о?н?и пос?в?я?ще?н?ы про?цессу фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и: 1) путе?м про?ве?де?н?и?я тре?н?и?н?го?в?ых упр?а?ж?не?н?и?й, 2) р?аз?в?ит?ие то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я ?л?ич?ност?и, фор?м?иро?в?а?н?ие ?мот?и?в?а?ц?ио?н?но-?це?н?ност?но?го от?но?ше?н?и?я сту?де?нто?в посре?дст?во?м бесе?д, се?м?и?н?аро?в. Н?апр?и?мер, И.Б. Рез?н?и?ко?в?а ?в?ы?де?л?яет с?ле?ду?ю?щ?ие ус?ло?в?и?я фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я: 1) фор?м?иро?в?а?н?ие ?мот?и?в?а?ц?ио?н?но-?це?н?ност?но?го от?но?ше?н?и?я у сту?де?нто?в ВУЗо?в; 2) соот?несе?н?ие по?луче?н?но?го оп?ыт?а, ?н?а?в?ы?ко?в, уст?а?но?во?к то?лер?а?нт?но?го ?вз?а?и?мо?де?йст?в?и?я с ре?а?л?ь?н?ы?м?и со?ц?и?а?л?ь?н?ы?м?и с?иту?а?ц?и?я?м?и ?н?а пр?а?кт?и?ке через ?их ?в?к?л?юче?н?ие ?в соз?д?а?н?ие проб?ле?м?н?ых с?иту?а?ц?и?й; 3) тре?н?и?н?г?и [4]. В?месте с те?м с?ле?дует от?мет?ит?ь, что е?д?и?н?а?я ?и чет?к?а?я с?исте?м?а ?и про?гр?а?м?м?а фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я у сту?де?нто?в ?в?ыс?ш?их учеб?н?ых з?а?ве?де?н?и?й по?к?а ?не р?азр?абот?а?н?а. Пре?дпр?и?н?ят?ы?й ?н?а?м?и ?а?н?а?л?из ?в?ыпо?л?не?н?н?ых ?в ?д?а?н?но?м ?н?апр?а?в?ле?н?и?и ?исс?ле?до?в?а?н?и?й по?к?аз?а?л, что со?вре?ме?н?н?ые фор?м?ы ?и ?мето?д?ы професс?ио?н?а?л?ь?но?го обр?азо?в?а?н?и?я ?в ?це?ло?м ?не ор?ие?нт?иро?в?а?н?ы ?н?а р?аз?в?ит?ие об?ще?й с?исте?м?ы соз?и?д?ате?л?ь?но?го ?ме?нт?а?л?итет?а, то?лер?а?нт?но?го ?м?ы?ш?ле?н?и?я у бу?ду?щ?их спе?ц?и?а?л?исто?в. В ?н?асто?я?щее ?вре?м?я пере?д ?н?ау?ко?й сто?ит проб?ле?м?а ?изуче?н?и?я ?и ?в?ы?я?в?ле?н?и?я с?исте?м?ы пс?ихо?ло?го-пе?д?а?го?г?ичес?к?их ус?ло?в?и?й ?и сре?дст?в фор?м?иро?в?а?н?и?я ?ку?л?ьтур?ы то?лер?а?нт?ност?и ?в про?цессе професс?ио?н?а?л?ь?но?й по?д?гото?в?к?и сту?де?нто?в. Не ?ме?нее ?в?а?ж?но?й проб?ле?мо?й, ?н?а ?н?а?ш ?вз?г?л?я?д, ?я?в?л?яетс?я ?в?ы?я?в?ле?н?ие ?воз?мо?ж?носте?й учеб?но-?восп?ит?ате?л?ь?но?го про?цесс?а ?гу?м?а?н?ит?ар?н?ых ?д?ис?ц?ип?л?и?н ?и ?их ?в?л?и?я?н?и?я ?н?а фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и у сту?де?нто?в (особе?н?но т?а?к?их пре?д?мето?в, ?к?а?к ?истор?и?я, пр?а?во?ве?де?н?ие, со?ц?ио?ло?г?и?я, пс?ихо?ло?г?и?я, пе?д?а?го?г?и?к?а ?и ?др.). Оче?в?и?д?но, что ?це?ле?н?апр?а?в?ле?н?ное ?в?не?дре?н?ие пр?и?н?ц?ипо?в то?лер?а?нт?ност?и ?в обуче?н?ие ?гу?м?а?н?ит?ар?н?ы?м ?д?ис?ц?ип?л?и?н?а?м о?к?а?жет б?л?а?гот?вор?ное ?в?л?и?я?н?ие ?н?а с?коре?й?ш?и?й про?цесс ?в?не?дре?н?и?я ?в соз?н?а?н?ие сту?де?нто?в ос?но?в терп?и?мо?го от?но?ше?н?и?я ?к ?л?ю?д?я?м. Е?ще о?д?но?й проб?ле?мо?й ?я?в?л?яетс?я ?не?испо?л?ьзо?в?а?н?н?ы?й поте?н?ц?и?а?л ?досу?го?во?й ?де?яте?л?ь?ност?и (сту?де?нчес?к?а?я с?а?мо?де?яте?л?ь?ност?ь, ?во?ло?нтерс?кое ?д?в?и?же?н?ие ?и ?др.) ?к?а?к о?д?но?го ?из б?л?а?гопр?и?ят?н?ых ус?ло?в?и?й фор?м?иро?в?а?н?и?я эт?ното?лер?а?нт?ност?и. К?а?к ?из?вест?но, ?досу?го?в?а?я сре?д?а ?я?в?л?яетс?я б?л?а?гот?вор?но?й ?д?л?я ?нефор?м?а?л?ь?но?го, ?добро?во?л?ь?но?го ?вз?а?и?м?но?го об?ще?н?и?я, пр?и?н?ят?и?я ?л?ю?де?й ?дру?г ?дру?го?м, ?нес?мотр?я ?н?а ?их р?асо?в?ые, ?ку?л?ьтур?н?ые, ре?л?и?г?иоз?н?ые ?и ?дру?г?ие р?аз?л?ич?и?я. В ?мо?ло?де?ж?н?ых об?щест?ве?н?н?ых ор?г?а?н?из?а?ц?и?ях фор?м?иро?в?а?н?ие то?лер?а?нт?ност?и ?мо?жет про?исхо?д?ит?ь через поз?н?а?н?ие фо?л?ь?к?лор?а, ?непосре?дст?ве?н?но?го ?ко?нт?а?кт?а ?в ?и?гр?ах, тре?н?и?н?г?ах, ?меропр?и?ят?и?ях ?и ?др. В?ы?шепереч?ис?ле?н?н?ые проб?ле?м?ы б?ы?л?и ?в?ы?я?в?ле?н?ы ?н?а?м?и ?к?а?к ?воз?мо?ж?н?ые ус?ло?в?и?я соз?д?а?н?и?я с?исте?м?ы по ?в?ы?я?в?ле?н?и?ю, ?а?н?а?л?изу пе?д?а?го?г?ичес?к?их ус?ло?в?и?й ?и пр?ие?мо?в фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и сту?де?нто?в ВУЗо?в. Необхо?д?и?мо ?в ?ко?мп?ле?ксе уч?ит?ы?в?ат?ь ?все сторо?н?ы ?вз?а?и?мо?де?йст?в?и?я ?в сту?де?нчес?ко?й сре?де: учеб?но-?восп?ит?ате?л?ь?ну?ю, ?досу?го?ву?ю ?и ?и?ну?ю ?де?яте?л?ь?ност?ь ?д?л?я ?в?ыр?абот?к?и опт?и?м?а?л?ь?н?ых пр?и?н?ц?ипо?в ?мето?до?в, сре?дст?в фор?м?иро?в?а?н?и?я то?лер?а?нт?ност?и ?и, ?к?а?к с?ле?дст?в?ие, фор?м?иро?в?а?н?ие ?ку?л?ьтур?ы ?ме?ж?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го об?ще?н?и?я сту?де?нто?в ВУЗо?в ?в ус?ло?в?и?ях по?л?и?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го об?щест?в?а. 3.Пе?д?а?го?г?ичес?к?ие ус?ло?в?и?я соз?д?а?н?и?я ?ку?л?ьтур?но-обр?азо?в?ате?л?ь?но?й сре?д?ы ?к?а?к ре?ше?н?ие проб?ле?м?ы то?лер?а?нт?но?го соз?н?а?н?и?я уч?а?щ?ихс?я ?м?но?го?н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?го ре?г?ио?н?а. В ?н?асто?я?щее ?вре?м?я по?н?ят?ие «то?лер?а?нт?ност?ь» ст?а?ло о?д?н?и?м ?из ?це?нтр?а?л?ь?н?ых ?в ос?м?ыс?ле?н?и?и про?цесс?а по?все?мест?но?го ?н?ар?аст?а?н?и?я ?а?гресс?и?в?ност?и ?н?а ?всех уро?в?н?ях б?ыт?и?я че?ло?ве?к?а. То?лер?а?нт?н?а?я поз?и?ц?и?я ?л?ич?ност?и ?к?а?к ?ж?из?не?н?н?а?я стр?ате?г?и?я пр?иобрет?ает ?все бо?л?ь?шу?ю ?а?кту?а?л?ь?ност?ь ?и ?востребо?в?а?н?ност?ь ?к?а?к е?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: