VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005493
Тема: Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«Российский государственный социальный университет»



Юридический факультет 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин









Направление подготовки 40.03.01  Юриспруденция 

Квалификация (степень): бакалавр 







Выпускная квалификационная работа


Тема: Проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним



Обучающийся                      _________________ Пономарев Виктор Юрьевич
                                                                                                         подпись

Дата_____________      

                          к.ю.н., доцент   Ефимова О.В.

подпись                         (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Научный руководитель      





                              подпись                        (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Консультант



                          

                            подпись                          (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Рецензент


ВКР допущена к защите «___»_________________2017 г.




Заведующий кафедрой 

гражданского права и процесса,

д.ю.н., профессор                               ___________________       Л.Б.Ситдикова                       











Москва, 2017





Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3

 

Глава I. Регистрация прав на недвижимое имущество как правовое 

явление…………………………………………………………………...…...…..8

1.1. Понятие системы государственной регистрации прав на 

недвижимость……………………………………….………………………….....8

1.2. Классификация объектов недвижимости в Российской 

Федерации………………………………………………………………..……....27

Глава II. Особенности возникновения прав на недвижимость 

и проблемы государственной регистрации………………..……………..….…42

2.1. Понятия ограничения и обременения в отношении 

недвижимости………………...……………………………………………….…42

2.2. Судебное решение как основание государственной 

регистрации…………………………………...………………………………….48

Заключение………………………………………………………………......…...62

Список использованной литературы………………………………..……....….67





























Введение



Становление и активное развитие в Российской Федерации рыночных отношений, проводимые социально-экономические реформы, потребовали создания принципиально новой системы государственной регистрации прав на недвижимость. Правовой основой создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество стал Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», введенный в действие с 13 июля 2015 г.

В современном мире недвижимое имущество представляет собой одну из основ функционирования любой экономической системы. Поэтому оптимальная организация оборота недвижимости является одной из главных задач в области экономической политики. Ведущую роль в организации такого оборота играет правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом. 

В настоящее время составной частью режима недвижимости в России является обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Однако это понятие к государственной регистрации сделок применяться не может, поскольку не признает и не подтверждает права на недвижимое имущество, а является лишь юридическим актом подтверждения факта заключения сделки.

Действующее законодательство, регулирующее отношения по поводу недвижимости, характеризуется большим количеством нормативных актов, иногда противоречащих друг другу. Сегодня имущественные права граждан и юридических лиц получают надежную защиту путем признания их государством в лице специальных государственных органов учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые действуют во всех субъектах РФ.

Таким образом, специфика правового режима недвижимого имущества заключается в наличии публично-правового элемента в регулировании частноправовых отношений, в которых объектом субъективных прав выступает недвижимость. Таким элементом является государственная регистрация прав на имущество. Она не признается  правообразующим  юридическим  фактом,   а представляет собой особый способ введения недвижимого имущества в гражданский оборот.

Организация регулирования оборота недвижимого имущества зависит от того, какие принципы заложены в соответствующей системе регулирования. На сегодняшний день выделяют материально-правовые и формально-правовые принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если материально-правовые принципы лежат в основе системы государственной регистрации возникновения, изменения, обременения и прекращения прав на недвижимость, то формально-правовые принципы определяют структуру органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Совокупность формально-правовых принципов, определяющих правила организации оборота недвижимости, определяют наличие «формального права». Формальное право не свойственно каким-либо иным институтам частного или публичного права и опосредует отношения по организации оборота недвижимости.

Вопрос о принципах государственной регистрации чрезвычайно важен, поскольку его решение позволяет сделать институт государственной регистрации устойчивым и непротиворечивым.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость отражают объективные потребности организации оборота недвижимости. Произвольный подход к конструированию норм, организующих оборот недвижимости, не приведет к желаемой цели – созданию непротиворечивой и эффективной системы права недвижимости. Определенная комбинация принципов государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею позволяет моделировать различные регистрационные системы.

На современном этапе развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество уже правомерно ставить задачи не только количественного роста, но и повышения качества работы. Качественная деятельность системы в целом невозможна без постоянного и адекватного изменения законодательства в области государственной регистрации прав, с одной стороны, и наличия квалифицированных кадров в учреждениях юстиции по регистрации прав, с другой.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с институционально-правовым анализом российской правовой политики, перспектив ее развития, основными видами и элементами государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества и сделок с ним, являются предметом исследования правоведов, политологов, экономистов, социологов и многих других.

Базовыми теоретическими источниками в сфере государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества и сделок с ним послужили труды: Александрова А.А., Афанасьева И.В., Бабкина С.А., Белова В.А., Васьковского Е.В., Витрянского В.В., Добровольского В.И., Кассо Л.А., Кирсанова А.Р., Козырь О.М., Маковского А.Л., Петрова Е.Ю., Победоносцева К.П., Пискунова М.Г., Покровского И.А., Полуяхтова И.А., Рахмиловича В.А., Садикова О.Н., Сенчищева В.И., Синайского В.И., Сергеева А.П., Скловского К.И., Степанова С.А., Суханова Е.А., Толстой Ю.К., Федоренко Н.В., Черепахина Б.Б., Шершеневича Г.Ф., Яковлева В.Ф. и многими другими.

В качестве источников в исследовании также использовались: действующее законодательство; правовые акты ХХ – XXI веков в области государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, гражданское законодательство РФ, гражданское законодательство РСФСР, федеральные законы. Дипломное исследование выполнено на основе действующего законодательства Российской Федерации с учетом опубликованной судебной и судебно-арбитражной практики. 

Методологической основой исследования выступает диалектическая логика как ведущий общенаучный метод, а также частные методы научного познания: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа.

Проведенные учеными исследования сформировали методологическую научно-исследовательскую базу. Однако в прямой постановке проблема государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества и сделок с ним в Российской Федерации не рассматривалась, что подтверждает актуальность ее исследования. 

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения защиты законных прав и интересов граждан при применении норм о сделках с недвижимым имуществом.

Предметом исследования является процесс гражданско-правового регулирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в  Российской Федерации.

Целью дипломного исследования выступает анализ процесса государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества и сделок с ним в Российской Федерации. 

Задачи дипломного исследования:

- рассмотреть регистрацию прав на недвижимое имущество как правовое явление; 

- классифицировать объекты недвижимости в Российской Федерации;

- охарактеризовать систему государственной регистрации прав на недвижимость в РФ;

- проанализировать особенности возникновения прав на недвижимость и проблемы государственной регистрации в действующем законодательстве в РФ;

- определить виды ограничения и обременения в отношении недвижимости;

- изучить судебные решения как основание государственной регистрации.

Новизна работы состоит в том, что выпускная квалификационная работа является комплексным исследованием гражданско-правового регулирования государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества в Российской Федерации. 

Структура работы представлена: введением, двумя главами, разбитыми на параграфы, заключением, примечанием и списком использованной литературы.





































Глава I. Регистрация прав на недвижимое имущество как 

правовое явление

1.1. Понятие системы государственной регистрации прав 

на недвижимость



Понятие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, хотя и употребляется в научной литературе достаточно часто, однако не имеет четкого определения. Анализ же источников, где этот термин используется, свидетельствует о том, что разные авторы, говоря о системе регистрации, имеют в виду далеко не одно и то же. 

«Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – пишет Т.Д. Аппак, – может рассматриваться как комплекс урегулированных правом общественных отношений, одни из которых являются имущественными отношениями (между участниками оборота по поводу возникновения, изменения, перехода и прекращения прав на недвижимость), другие – управленческими отношениями (между участниками оборота и регистрирующими органами по поводу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)».

О несоответствии действующей системы регистрации писала Е.С. Рогова: «Потребности оборота требуют пересмотра принципов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Действию принципов внесения, достоверности и бесповоротности должны быть подчинены правила совершения сделок с недвижимостью. С момента государственной регистрации права в силу принципов внесения, достоверности и бесповоротности все иные лица, в том числе заключившие договор купли-продажи недвижимости раньше, но не зарегистрировавшие переход права собственности, должны приобретать только право требования возмещения убытков, но не передачи недвижимости». Она же предлагает законодательно закрепить правило, согласно которому «по отношению к добросовестному приобретателю любое право на недвижимость считается действительным, если оно было основано на сведениях единого государственного реестра. Должно быть запрещено противопоставлять добросовестным третьим лицам данные, не основанные на записях единого государственного реестра. Даже опротестование записи, на которую полагалось добросовестное третье лицо, не должно влечь негативных последствий для добросовестного третьего лица». 

Одной из важнейших категорий юридических фактов, замыкающих сложные юридические составы, являются регистрационные действия, осуществляемые органами и лицами, имеющими публичные полномочия. Роль названных юридических актов возрастает, когда имеется необходимость в обеспечении правовой определенности, а таковая наблюдается в национальных экономиках, где значительную роль играет частный капитал.

Данное положение дел вполне объяснимо, поскольку в условиях государственной, плановой экономики правовая определенность достигается иными средствами, в том числе принятием административных актов, ведением бухгалтерских балансов; доступ к ним для широкого круга лиц отсутствует да, в принципе, и не требуется. Иная картина имеет место в случае с регистрацией.

Регистрация - это осуществляемый по нормативно установленной процедуре органом или лицом, наделенными публичными полномочиями, юридический акт внесения в нелокальную и несекретную (как правило, открытую) официальную базу данных сведений о лицах и статусах, объектах и правах на них, а также юридически значимых действиях, призванную создать относительную правовую определенность для субъектов общественных отношений.

Следует отметить, что далеко не любое действие по внесению в официальный реестр сведений, даже когда оно осуществляется государственным органом, может рассматриваться как регистрация, в частности, не является регистрационным действием внесение в реестр отметок о возражениях и спорах.

Пункт 7 ст. 8.1 ГК РФ содержит указание на возможность внесения в государственные реестры отметок о возражениях предыдущего правообладателя относительно зарегистрированных прав и имеющихся судебных споров. Соответствующая процедура имеет цель не создать правовую определенность, а, если можно так выразиться, поколебать ее - заставить возможного приобретателя имущества сомневаться в титуле правообладателя. Внесение отметки влечет невозможность появления в цепи сделок фигуры добросовестного приобретателя.

Отражение в реестре записи о возражениях есть публичная констатация мнения участника гражданского оборота, т.е. фиксация не объективных обстоятельств, а их субъективной оценки. Несмотря на существование весьма настороженных настроений по отношению к внесению возражений в реестры, думаю, что сама идея позитивна, хотя и требует доработки - сокращения сроков сохранения отметки с трех месяцев максимум до месяца. Этого времени более чем достаточно для обращения в суд.

Считаю, что развитие идеи фиксации возражений частных лиц относительно официально закрепленных сведений не только возможно, но и необходимо для совершенствования законодательства о регистрации и реестрах разных типов. Так, для защиты интересов контрагентов организаций необходимо предусмотреть возможность внесения в ЕГРЮЛ отметки о возражениях участников корпораций против полномочий лиц, имеющих право действовать без доверенности (например, перед обращением с иском об оспаривании решения о назначении нового лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа).

Следует исходить (de lege ferenda) из того, что для всех случаев внесения в официальные реестры записей о притязаниях, не воплощенных в исках, законом должны устанавливаться короткие сроки действия и обусловленность документально подтверждаемой существенной материально-правовой заинтересованности (например, предоставление выписки о наличии у акционера не менее десяти процентов от общего числа голосующих акций). На мой взгляд, возможность внесения записи о возражениях в реестр должна быть ограничена и временем (например, трехлетним сроком) с момента совершения регистрационного действия, легитимность которого ставится под сомнение.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что современный реестр, отражающий результаты регистрационных действий, ввиду существования механизма судебного оспаривания достоверности закрепленных в нем сведений должен аккумулировать "отрицательную" информацию, вносимую в "нерегистрационном" ("отметочном") порядке.

От регистрационных действий, правовая природа которых исследуется в настоящей работе, следует отличать близкие, но не тождественные по сути юридические акты, в том числе зачисление ценных бумаг согласно п. 4 ст. 97 ГК РФ на лицевой счет акционера публичного акционерного общества специализированной организацией, имеющей лицензию, - регистратором. Такие действия влекут появление записей в локальных реестрах. "Локальный" в данном случае означает - относящийся к одной конкретной организации; содержание такого реестра не является общедоступным или доступным широкому кругу лиц.

Любое регистрационное действие, осуществляемое органом, наделенным публичной компетенцией, имеет результатом занесение сведений в несекретный и нелокальный, как правило, открытый в основной своей части для любого и каждого реестр или иную базу данных.

Такая база данных является официальной и не получает гражданско-правовой охраны как составное произведение (п. 2 ст. 1260 ГК РФ), поскольку не является результатом творческого труда. Однако это не означает, что посягательство на соответствующий массив информации не может иметь следствием применение как публично-правовых, так и частноправовых санкций.

В связи с приведенным примером внесения записей в реестр акционеров вынужден заметить, что использование законодателем термина "регистрация" или однокоренных слов ("регистратор") не всегда говорит о возможности отнесения действия к той группе юридических фактов, которая анализируется в настоящей работе. Свидетельством сказанному является содержание ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ, которая устанавливает: "Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем... в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме". Совершенно очевидно, что в данном случае законодатель ведет речь о локальном учете производственного травматизма и не более, никакой обладающий открытостью банк данных в результате такой "регистрации" не формируется. То же самое можно сказать и о регистрации заявлений работников, поступивших в комиссию по трудовым спорам (ч. 1 ст. 387 ТК РФ).

Есть и такие акты органов государственной власти, которые законодатель прямо не относит к группе регистрационных действий, используя иные термины для обозначения соответствующих процедур и их результатов, однако являющиеся регистрацией по своей сути. Так, внесение информации в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК РФ), является регистрацией статуса. С внесением информации в названный банк данных находится в прямой связи возможность для ребенка быть усыновленным иностранным гражданином. Согласно п. 4 ст. 124 СК РФ дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Что касается актов сугубо публично-правового характера, например, регистрации заявлений о преступлениях, упоминание о которой можно найти в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, полагаю, что их исследование невозможно в рамках единой парадигмы регистрационных действий, поскольку принципы и цели осуществления регистрации в соответствующих случаях будут кардинально различаться.

Регистрация и официальные базы данных (реестры). Нет ни одного регистрационного действия, которое не нашло бы отражения в базе данных, имеющей ту или иную степень открытости. Такая база данных именуется, как правило, реестром, но возможны и иные наименования, например, кадастр, регистр или банк данных.

В.Г. Голубцов обращает внимание на то, что "выписка из реестра муниципальной собственности не является актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, поскольку действия по внесению объекта в реестр муниципальной собственности служат целям учета объектов, фактически находящихся в ведении муниципалитета, и не могут нарушить чьи-либо права". Действительно, не всякое внесение сведений в реестр имеет целью создать определенность для общества в том или ином вопросе частноправового характера. Например, внесение имущества в реестр государственной или муниципальной собственности призвано обеспечить его учет, по сути, имеющий "внутрихозяйственное" значение. Соответственно действия должностных лиц по внесению записей в такой реестр не должны считаться регистрацией.

Внесение в реестр требований кредиторов в соответствии с законодательством о несостоятельности также не может рассматриваться в качестве регистрационного действия, поскольку данный массив сведений является по своей сути "списком" лиц, чьи требования к банкроту признаны судебными актами. Определенности для широкого круга лица, могущих находиться в неведении относительно объектов, титулов, лиц, статусов, режимов или юридически значимых действий, он не несет. Следовательно, не всякое внесение сведений в реестр является регистрационным действием.

Действующее законодательство делает данные некоторых реестров и кадастров находящимися во взаимной связи. Например, своеобразными "сообщающимися сосудами" являются Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). М. Сивачев на основе анализа регистрационных систем зарубежья вывел: "Несмотря на теоретическую и умозрительную возможность существования реестра без поддержки картографической основы, еще не было примера, чтобы регистрационная система успешно функционировала без графической базы данных, хотя уровень детальности последней варьируется". Сегодня связь ЕГРП и ГКН вышла за рамки консолидации карты земельных участков (кадастра) со словесным описанием прав на них. ГКН содержит также данные о технических характеристиках рукотворной недвижимости; на мой взгляд, это шаг вперед. Однако насколько обосновано существование двух названных параллельных систем учета сведений о параметрах объектов недвижимости и правах на них, видимо, покажет история. Так или иначе, вопрос о коммуникации официальных баз данных является весьма непраздным уже сегодня.

Штрихом обозначив проблему, отметим, что посвящение более пристального внимания различным базам данных, их взаимному влиянию и обмену информацией между ними, транспарентности их содержания выходит за рамки задач, которые преследует автор настоящей статьи. По объективным причинам оставляем без внимания и проблему необходимости интеграции некоторых информационных ресурсов на международном уровне, осознанную европейским сообществом несколько десятилетий назад.

Частноправовые последствия регистрационных действий. Деление регистрационных действий по основным частноправовым последствиям позволяет выделить следующие виды регистрации: а) регистрация, непосредственно влекущая частноправовые последствия; б) регистрация-констатация; в) регистрация, облегчающая доказывание.

Если посмотреть на все регистрационные действия не с точки зрения того, с каким глобальным явлением правовой действительности следует ассоциировать соответствующий юридический акт, а с тем, какие цели преследовал законодатель, предусматривая регистрационное действие в нормах объективного права, придется сделать выводы:

а) в одних случаях результатом регистрации становятся прямые частноправовые последствия (например, в случае с регистрацией товарных знаков, знаков обслуживания и изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; регистрацией прав на недвижимость, сделок с ней; регистрацией создания, реорганизации, видоизменения и ликвидации юридических лиц; регистрацией брака и его расторжением во внесудебном порядке; регистрацией детей, оставшихся без попечения родителей);

б) в других - результат связан с объективной необходимостью официальной фиксации действия или события (регистрация рождения, смерти, расторжения брака по решению суда, регистрация гражданина по месту жительства);

в) в третьих - результатом становится облегчение доказывания существующих прав и их нарушения (регистрация топологии интегральной микросхемы, базы данных, программы для ЭВМ).

Регистрационные действия, влекущие прямые частноправовые последствия, не сводятся к правообразующим, хотя и включают их. Так, вопреки существующим в литературе утверждениям о правообразующем характере регистрации юридического лица правильно говорить о ее "субъектообразующем" значении, поскольку гражданские права не появляются в результате внесения записи об организации в реестр - появляется сам субъект.

Предметное рассмотрение регистрационных действий, результатом которых становятся прямые частноправовые последствия, далеко не всегда приводит к позитивным выводам. К сожалению, сегодня скорее как утопия может быть оценена правильная по своей сути идея: "...если государство путем совершения акта государственной регистрации породило (оформило) публичные отношения (вещное право), то это действие должно быть, как и лучшее золото, - высшей пробы надежности и этим качеством отличаться от надежности обязанного поведения сторон по сделке". За полтора десятилетия существования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по-прежнему актуальным остается вывод, согласно которому "в России регистрация прав является не более чем платным учетом объектов недвижимости и прав на них". И такое заключение будет актуально до тех пор, пока сохраняется условность зарегистрированного права на недвижимый объект, что "означает зависимость его от предшествующих прав", при отсутствии имущественной ответственности государства.

Государство, по сути, не гарантирует участникам гражданского оборота достоверности записей о правах и сделках, не принимает на себя рисков, связанных с несоответствием таковых объективному праву. Именно поэтому мой подход, в силу которого сама регистрация прав на недвижимость влечет прямые частноправовые последствия, требует сопровождения комментарием: в конечном итоге не одна регистрация, а сложный юридический состав, включающий собственно сделку, подачу заявлений о регистрации права (сделки) и регистрационное действие, влечет частноправовые последствия - возникновение субъективных прав.

Однако то же можно сказать практически о любом из названных типов регистрационных действий: их осуществление всегда является результатом не субъективного усмотрения регистрирующего органа, а следствием действия (в том числе подачи заявления участниками общественных отношений), в редких случаях - события.

Специфика регистрационных действий как категории юридических фактов заключается в том, что они всегда являются элементами сложных юридических составов. Эффект, имеющий ценность для участников гражданского оборота, наступает в результате регистрационного действия, однако оно является лишь точкой в предложении, которая необходима по формальным правилам, но сама по себе не несет никакого смысла.

Скажем, правосубъектная организация появляется с момента внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, однако без проведения собрания учредителей, подготовки и подачи необходимых документов регистрация невозможна. Здесь наиболее значимым элементом юридического состава является юридический акт - решение собрания.

Похожа ситуация с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, однако подаче заявки на регистрацию изобретения, промышленного образца, полезной модели или товарного знака предшествуют уже не юридические акты, а поступки. Рождение соответствующего блага в результате умственной и практической деятельности человека является следствием сознательного правомерного поведения, влекущего юридические последствия вне зависимости от прямой направленности воли лица на соответствующий правовой результат.

События также могут быть основаниями регистрационных действий. Смерть человека - основание для регистрации акта гражданского состояния, потеря несовершеннолетним гражданином заботы родных - для внесения записи в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Новая редакция ст. 51 ГК РФ "Государственная регистрация юридических лиц" заставляет задуматься над вопросом: нет ли иных последствий регистрационных действий помимо обозначенных выше. Абзац 2 п. 2 названной статьи содержит правило: "Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица".

Оговорка об исключении из правила о публичной достоверности (начинающаяся со слов "за исключением случаев...") сводит на нет значение самой нормы, которая могла бы стать эффективной гарантией стабильности гражданского оборота, интересов добросовестных контрагентов в случае совершения сделок от имени юридических лиц "лжедиректорами", особенно в процессе так называемых рейдерских захватов.

К какому виду регистрации следует относить внесение в реестр записи о руководителе юридического лица? С одной стороны, как таковыми полномочиями действовать от имени юридического лица такая запись "лжедиректора" сама по себе не наделяет, с другой стороны, во внешних отношениях, в том числе при оценке совершенных сделок на предмет действительности, эта запись должна приниматься во внимание. Следовательно, регистрация сведений о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности, непосредственно влечет частноправовые последствия - делает невозможным или затрудняет оспаривание сделок юридического лица.

"Добровольная" и "обязательная" регистрация. Обращение за совершением регистрационного действия может быть обязанностью, а может быть и правом определенного субъекта. Например, если решением собрания назначено новое лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, у организации есть обязанность подать об этом уведомление с целью внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Если же результатом творческого труда стало появление изобретения, у его автора есть право требовать регистрации соответствующего объекта гражданских прав.

При делении регистрации на обязательную и добровольную следует быть очень осторожным и допускать в каждом случае определенные оговорки. Например, можно ли сказать, что регистрация самого юридического лица при его создании является обязательной? Если посмотреть на конечную цель - появление правосубъектной организации, то ответ будет положительным. Если давать ответ на вопрос с позиции того, существует ли обязанность обратиться с соответствующим заявлением у единственного участника (и одновременно будущего директора), он будет отрицательным. Ставя тот же вопрос применительно к ситуации, когда решение о создании хозяйственного общества принято несколькими лицами, получим двоякий ответ. Обязанность существует лишь у уполномоченного лица по отношению к участникам соответствующего собрания, но не по отношению к государству.

Оценивая регистрацию объектов гражданских прав с позиции ее влияния на возможность защиты и степень защищенности интересов участника гражданского оборота, можно вести речь об обязательной и добровольной регистрации.

Серьезная роль отводилась и отводится добровольной регистрации интеллектуальных прав, споры по поводу которых стали учащаться по мере победного шествия научно-технической революции. Сегодня добровольная регистрация предусмотрена нормами права интеллектуальной собственности в отношении: программ для ЭВМ (п. 2 ст. 1259 ГК РФ), баз данных (ст. 1262, п. 3 ст. 1334 ГК РФ), топологии интегральной микросхемы (ст. 1450 ГК РФ). Законодателем устанавливаются опровержимые презумпции достоверности сведений о названных объектах прав (в том числе о правообладателе), размещенных в соответствующих реестрах.

Вместе с тем некоторым объектам интеллектуальных прав охрана, по общему правилу, предоставляется лишь при условии их регистрации: изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам (ст. 1353 ГК РФ), селекционным достижениям (ст. 1412 ГК РФ), товарным знакам и знакам обслуживания (ст. ст. 1477, 1479 ГК РФ), наименованиям мест происхождения товара (ст. 1518 ГК РФ).

Совершенно точно можно говорить об обязательной регистрации, когда она должна осуществляться на основании актов органов власти. Нельзя говорить о факультативном характере регистрации обременения в виде ареста имущества на основании определения суда, равно как и о регистрации данных о ребенке, потерявшем родительскую заботу, когда он выявлен органом опеки и попечительства. Доведение необходимой информации до регистрирующего органа в данном случае - обязанность органа публичной власти. Однако совершение регистрационного действия по инициативе органа, реализующего публичные полномочия, - исключение, а не правило.

Добровольная регистрация предусмотрена и нормами трудового права: "Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора" (ч. 3 ст. 401 ТК РФ). Это возможность, а не обязанность, установленная законом.

Добровольная регистрация постепенно занимает все более просторную нишу в нормативном пространстве цивилистики. Свидетельством этого является введение в закон норм о регистрации уведомлений о залоге. Появление соответствующих новелл позволяет говорить о феномене просто регистрации, а не регистрации государственной.

Государственная и негосударственная регистрация. Государство постепенно утрачивает монополию на совершение регистрационных действий, свидетельством чего является вовлечение в процесс их совершения нотариусов.

Замечено, что процедура нотариального удостоверения сделок близка по своей природе к процедуре государственной регистрации. И то, и другое явление предполагают осуществление компетентным лицом проверки содержания сделки-документа требованиям закона и приводят к публичной констатации внешней легитимности достигнутых участниками общественных отношений договоренностей.

Говорить о значительном сходстве регистрации .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44