VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Природные ресурсы Тульской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003622
Тема: Природные ресурсы Тульской области
Содержание
Оглавление

Введение	4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения сельского туризма	6
1.1. Понятие сельского туризма	6
1.2. Условия и факторы сельского туризма	10
1.3  Перспективы развития сельского туризма в России	17

Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы Тульской области	21
2.1. Природные ресурсы Тульской области	21
2.2. Культурно-исторические ресурсы	25
2.3. Социально-экономические ресурсы	30

Глава 3. Сельский туризм в Тульской области как перспективный вид туризма	34
3.1. Развитие сельского туризма в Тульской области	34
3.2. Разработка тура «Отдых у Барсучка»	39
Заключение	49
Список использованных источников	51



Введение

      Актуальность. Сегодня сельский туризм в Европе находится на пике популярности  –  35%  (свыше  40  млн.  человек)  горожан  в  странах  ЕС  отдают предпочтение отдыху в сельской местности. Только в сельских гостевых домах Италии за год отдыхает около 12 млн человек, оставляя в итальянской глубинке свыше 400 млн долларов. Наиболее успешный опыт развития агротуризма выработан в Великобритании и Ирландии (120 тыс. мест в сельских  гостевых домах), Германии  (20 тыс. мест), Франции (35 тыс. сельских гостевых усадеб), Италии (10 тыс. усадеб), Польше  (2  тыс.  усадеб). Лидерами  агротуризма  в  странах СНГ  являются  Белоруссия  и  Молдавия,  где  успешно  функционируют  сотни гостевых домов и сельских мини-гостиниц, забронировать места, в которых  из-за  их  высокой  популярности  среди  иностранных  туристов можно  лишь  за  несколько  месяцев  вперед.  Во  многих  странах  уже давно поняли,  что   агротуризм может  способствовать  решению многих проблем села.  
      В  России  на  долю  сельского  туризма  приходится  всего  около 2% общего дохода туриндустрии. По данным российской ассоциации  содействия  развитию  агротуризма  «АгроТуризмАссоциация», степень  распределения  количества  гостевых  домов  по  федеральным  округам  РФ  неодинакова.  
      Лидерами  являются  Сибирский  и Южный федеральные  округа,  на  долю  которых  приходится  54,3% (566) сельских гостевых домов. В наименьшей степени агротуризм 133 развит  в  Северо-Кавказском  федеральном  округе  (1,1%,  или  12 гостевых домов). 
      Наиболее успешно сельский туризм развивается в 10-12  регионах,  среди  них:  республики  Алтай,  Бурятия,  Карелия, Краснодарский край, Иркутская, Астраханская, Волгоградская, Калужская  и  Ивановская  области.  В  большинстве  других  регионов гостевые дома – все еще редкость. По оценкам экспертов, потенциал  российского  агротуризма  огромен  и  в  перспективе  может  приносить 30-60 млрд рублей в год1.
      На территории Тульской области в последнее время наиболее актуальным и востребованным также является сельский туризм.
      Территории Тульской области за 2015 год посетило больше 800 тысяч туристов, это на 15 % больше показателей  2014 года.  Правительство области поддерживает развитие этой отрасли. В 2015 году из бюджета на туризм было  выделено около 1,3 миллиарда рублей.
      Объект исследования  –  сельский туризм.
      Предмет исследования – развитие сельского туризма в Тульской области. 
      Цель исследования – изучение перспектив развития сельского туризма в Тульской области.
      Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
      Задачи исследования:
* раскрыть понятие сельского туризма, условия и факторы его развития.
* описать туристско-рекреационные ресурсы Тульской области;
* разработать сельский тур по территории Тульской области.
      Степень изученности проблемы. Изучением  развития сельского туризма в России и в регионах занимались такие ученые С. К. Волков,  Л.С. Деточенко,  А.А. Заричная, Е.В.Нехода, А.Ю. Околелов, М.А. Микляева, С.В. Семченкова,  Д.А. Уланов,  В. А. Федоров. 
Развитие сельского туризма в Тульской области в литературных источниках освещено мало 
      Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.



Глава 1. Теоретические аспекты изучения сельского туризма
	
1.1. Понятие сельского туризма

      Изучением сельского туризма занимались такие ученые как И. Кнауд, В.Опермман, Г. Данн, Д. Барман. 
      Большое значение в развитии и определении сельского туризма имеют отчеты Европейской Комиссии по региональному и сельскому развитию. 
      В зависимости от особенностей компонентов туристического продукта, этот вид туризма еще также природным, эко-, агро-, фермерским2. 
      Сельский туризм (или агротуризм) – это вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах; сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта3.
      Разработаны и другие определения сельского туризма. 
      Согласно версии университета Пудрдью, расположенного в Соединенных Штатах Америки, агротуризм – это сельскохозяйственный туризм, как деятельность, проводимая фермерами для оказания услуг по отдыху или обучению населения, для сбыта сельскохозяйственной продукции и получения дополнительного заработка4.
      По определению европейской организации Euroter сельский туризм – это туризм, который поддерживает развитие аграрных регионов, способствует сохранению культурного наследия и экологии села, возрождения местных традиций и продуктов. Такой вид туризма характеризуется региональной идентификацией и удовлетворяет потребности туристов в размещении, питании, досуговой деятельности, и других услугах, которые способствую устойчивому развитию социальной сферы села. 
      Согласно J. W. Kloeze сельский туризм представляет собой понятие, включающее в себя всю туристическую деятельность, развивающуюся в сельской среде. 
      Альтернативное определение привел P. Nistureanu: «Сельский туризм – это понятие, которое включает в себя туристическую деятельность, организованную и управляемую местным населением, основанное на тесной связи с окружающей средой: естественной и антропогенной» 
      Согласно D. Matei, сельский туризм представляет собой набор действий и услуг, которые предлагаются местными фермерами и крестьянами для привлечения туристов в их местность, а также с целью получения дополнительной прибыли от данного вида деятельности. Сельский туризм предоставляет возможность туристам не только отдохнуть на лоне природы, но и прикоснуться к традициям и обычаям местного населения.
      Таким образом, сельский туризм – это форма туризма, которая разворачивается в сельской местности, и которая предусматривает изучение местных туристических ресурсов, участие туристов в различных традиционных мероприятиях, также включает размещение и организованное питание туристов в специфических туристических структурах: туристические пансионы, агротуристические пансионаты, крестьянские хозяйства. 
      Основываясь на региональных особенностях проявления туризма и условиях его развития, будем считать, что сельский туризм – это вид деятельности, который организуется в сельской местности, при котором создаются и предоставляются для гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Этот вид туризма ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта. 
      Классическая  модель  агротуризма  предполагает  его  организацию исключительно  усилиями фермеров или  членов их  семей, извлекающих из этого дополнительный доход, но не меняющих при этом своего производственного профиля. Здесь принципиальным является то, что клиенту-гостю предлагаются услуги проживания в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом крестьян. Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природных ландшафтов, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях5.
      По определению Е. Л. Дугиной агротуризм –  «это такой вид туристско-познавательной, активной деятельности, при котором турист принимает непосредственное участие в хозяйственно-бытовой жизни принимающей стороны и минимально оказывает антропогенное воздействие, в рамках устойчивого развития. Агротуризм направлен на смену быта и деятельности туриста. Мотивационная особенность агротуризма – знакомство и познание сельского уклада жизни. Турист должен принимать участие в хозяйственно-бытовой жизни принимающей его стороны, с познанием традиционных видов ремесел или работ. Однако, учитывая специфику рода деятельности принимающей стороны, количество видов активности может существенно сократиться, что может повлиять на глубину познания того или иного вида деятельности для туриста. 
      Агротуризм имеет следующие особенности: 
*  способствует устойчивому развитию без вмешательства техногенных процессов;
* позволяет создать на рынке туристических услуг новый экологически чистый туристический продукт с использованием колорита нации и территории;
* позволяет получить экономический эффект для сельского населения в форме дополнительного и, может быть, основного источника доходов;
* отражает социальный эффект, который выражается в повышении занятости, образованности, социальной адаптированности населения сельской местности; 
* это такой вид туризма, в котором турист принимает активное физическое участие, т. е. высаживает и собирает урожай, участвует в процессе варки сыра или приготовления вина и т. д. Эта особенность присуща исключительно данному виду туризма;
* представляет собой синтез видов туризма, совокупность которых многообразна. 
      Однако минимально необходимыми элементами, которые включает агротуризм, являются синтез элементов этнотуризма, культурно-познавательного, экотуризма, активного туризма. 
      Рассмотрим подробнее данную особенность. 
      Агротуризм представляет собой перемещение туриста в место, где обитает определенный этнос, для которого характерна самобытность, свои культурные и исторические особенности, с которыми турист желает познакомиться поближе. Однако, как отмечалось ранее, наличие экологического фактора является обязательным условием агротуризма, поэтому на территории, где формируется агротуризм, не может быть никаких многоэтажных застроек и нахождение промышленных объектов. Степень активности туриста определяется его физическими потребностями участия в хозяйственной деятельности принимающей его стороны. Данный синтез минимально необходимого количества видов туризма формирует агротуризм (рис. 1).
      

      Рисунок 1 – Агротуризм как синтез видов туризма
      
      Отсутствие одного вида туризма, из числа формирующих агротуризм, лишает само его понятие полноценности.
      
      Несмотря на то, что сельский туризм – новое явление, история развития как вида туризма начала свое развитие в Западной Европе в 60-х и 70-х годах прошлого века. Территориально это явление концентрировалось  преимущественно в сельскохозяйственных районах Италии, Франции, Германии. Основная задача такого вида туризма состояла в сохранении сельских поселений посредством возрождения ремесел и повышения предпринимательской активности6.
      На сегодняшний день, сельский туризм – один из наиболее перспективных видов туризма, имеющий положительное влияние на устойчивое развитие территории и получение экономической выгоды. Так, во Франции каждый третий турист – это сельский турист, в Великобритании 10% предпринимателей, ведущих бизнес в сельской местности, предлагают услуги в сфере сельского туризма, в Германии – 4% 7.

1.2. Условия и факторы сельского туризма

      Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
      В первую очередь от сельского туризма ожидают спокойствия и размеренности сельской жизни, чистого воздуха, тишины и натуральных продуктов, комфортных условий проживания, домашней атмосферы, приемлемых цен, ощущения близости с природой, получения новых впечатлений, знакомства с местными традициями, возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых8.
      При анализе факторов развития сельского туризма в Российской Федерации следует выделять так называемые факторы «первого порядка», которые в целом являются статичными и неизменными во времени  для той или иной сельской территории (природно-климатические и культурно-исторические факторы), а также факторы второго порядка (кадровые и социально-демографические, институциональные, экономические, материально-технические, технологические).
      Природно-климатические факторы.  Основным клиентом  сельского туризма, как правило, является человек, который проживает в жестком городском графике, информированный и мобильный, но, в то же время, подавляющее количество времени ограниченный урбанистическим пространством и нездоровыми условиями городской жизни. В этой связи в целях поддержания жизненного тонуса ему необходима кардинальная смена обстановки. Сама специфика образа жизни потенциального потребителя услуг сельского туризма, его стремления образуют специфические установки с ориентацией на экологичность практически во всем, в том числе и в выборе места для отдыха, которое должно быть ближе к природе и естественным условиям. Поэтому максимально  востребованным будет и новый подход к организации отдыха – отход от его массовости и переход к индивидуализации пакета туруслуг, ориентация  на семейный и малогрупповой отдых9. 
      Популярность сельского туризма во многом обусловлена тягой городских жителей к отдыху в спокойной обстановке в отрыве от городской суеты и в среде, отличающейся более благоприятными природно-климатическими и экологическими условиями. 
      По данным исследования  Е. В. Неходы, отдельные негативные природно-климатические условия (в частности, значительная численность гнуса) не являются отталкивающими явлениями для большей части городского населения и преградой, которая могла бы быть важной причиной их отказа от использования услуг сельского туризма. Куда более значительным сдерживающим фактором является удаленность многих сельских территорий от крупных населенных пунктов. Они  зачастую не оснащены инфраструктурой, позволяющей сделать отдых более комфортным; отсутствует   необходимая,  в случае непредвиденных обстоятельств,  медицинская помощь. Существует также взаимосвязь сельского туризма с сезонностью, делающей отдых, например, в зимнее время несколько менее привлекательным для многих граждан10.  
      Культурно-исторические факторы. Развитие сельского туризма позволяет формировать благоприятный образ деревни, влиять на стирание границ между городским и сельским населением. 
      Сельский туризм является привлекательным для городского населения в силу  возможности его вовлечения в еще  распространенные в сельской местности традиционные виды  деятельности, а также приобщения  к изучению культурного наследия сельских территорий, что обуславливает значительный социокультурный потенциал развития сельского туризма в России. 
      Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и  спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный  (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм11.  Кроме того, так  как сельский туризм является альтернативным видом занятости на селе, он позволят решать существующие острые социальные проблемы, создавая новые рабочие места и уберегая население от пьянства и роста криминогенной активности.  
      В то же время, существуют и факторы, которые не стимулируют развитие сельского туризма в нашей стране. Так, в частности, следует учитывать своеобразную ментальность сельских жителей, их невосприимчивость  к новым видам деятельности. Например, практика показывает, что многие обитатели сельских территорий не станут пускать к себе туристов на временное проживание, если они не увидят, что их односельчане поступают аналогичным образом. Здесь же оказывает сдерживающее влияние и фактор спроса: в нашей стране столетиями формировался негативный образ жизни на селе. Сельская жизнь зачастую ассоциируется с неблагополучием, деградацией и социальным дном.  
      Кадровые и социально-демографические факторы.  Следует констатировать, что  современный рынок труда сельских территорий в нашей стране является трудоизбыточным с сохранением тенденции к нехватке квалифицированных кадров. Безработица на селе составляет в среднем 8-9 %. 
      С учетом неформальной занятости (также сельские жители зачастую не регистрируются в службах занятости) реальные цифры могут принимать поистине угрожающие значения из-за роста неформальной занятости. Трудоизбыточность сельского рынка труда, которая хотя и выступает фактором, стимулирующим развитие альтернативной занятости на селе,  станет еще более острой, если рассматривать скрытые формы безработицы, связанные со снижением заработной платы.
      Многие крупные хозяйства в настоящее время держат у себя избыточные кадры, в том числе и работников, которые имеют довольно низкую квалификацию либо вовсе ее не имеют. Это связано с рядом причин: 1) неразвитость рынка труда, нехватка  новых рабочих мест; 2) аграрное производство и сельскохозяйственная занятость остаются основными источниками доходов домохозяйств; 3) любое увольнение влияет на материальное положение семей и социальную обстановку на селе. 
      Кроме того, значительную трудность составляет отток наиболее квалифицированных кадров в крупные города с целью поиска лучших условий трудоустройства. Это связано, во-первых, с низким уровнем оплаты труда занятого в сельском хозяйстве населения (по обозначенным выше  причинам собственники сельхозпредприятий выплачивают своим работникам не заработную плату, а пособие по безработице), во-вторых, отсутствие значимых перспектив в сельской местности. В то же время избыточное предложение труда на селе и низкий уровень заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях является стимулом и плацдармом для развития альтернативных форм занятости, в том числе и сельского туризма. 
      Развитие сельского туризма позволяет сократить безработицу, осуществить диверсификацию источников дохода сельского населения, что поспособствует росту его благосостояния, сохранению населенных пунктов в сельской местности и обеспечению устойчивого  развития сельских территорий. Вместе с этим, рост уровня доходов сельских территорий станет своеобразным стимулом для притока кадров более высокой квалификации (в том числе в аграрное производство). 
      Институционально-экономические факторы. К сдерживающим факторам развития сельского туризма на общенациональном уровне следует отнести  отсутствие четкой концепции его развития. 
      Кроме того, отсутствует целостная политика в отношении развития данной альтернативной формы занятости на селе как совместная деятельность государственных, частных и общественных институтов, ориентированная на формирование и реализацию механизмов, методов и инструментов воздействия экономического, социального и правового характера в целях достижения устойчивого развития сельского туризма, удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на туруслуги. 
      В то же время на региональном уровне ситуация несколько более благоприятна: в ряде отечественных регионов власти осуществляют адаптацию к внутренним условиям зарубежного опыта сельского 
туризма, при этом подходы к его развитию находят свое отражение в региональных программных документах.  Как правило, за образец принимается практикуемая в европейских странах модель развития агротуристического сектора. На местном уровне предпринимаются попытки реализации агротуристических инвестиционных проектов, создания отдельных агротуристических хозяйств и микросетей. 
      Однако концептуального оформления местные инициативы не получили. 
      Несмотря на имеющиеся в регионах России примеры организации деятельности сельского туризма, необходимо констатировать фактически полное отсутствие нормативно-правовой базы, которая регулировала бы данную сферу деятельности. Так, в федеральных нормативных актах и федеральных программных документах отсутствует даже упоминание  терминов «агротуризм» или «сельский  туризм», равно как отсутствует специализированное законодательство, регулирующее деятельность в сфере сельского туризма. 
      Имеется также и недостаток нормативов и стандартов в области сельского туризма как обособленного подсектора туриндустрии, а нормативы и стандарты, действующие в области, например, рекреационного и гостиничного бизнеса, не могут автоматически перенесены и адаптированы в сфере сельского туризма.  
      Развитие сельского туризма осуществляется преимущественно «снизу» (на уровне региональных и местных властей и на основе  частной инициативы), в то время  как координация «сверху» фактически отсутствует (нет общегосударственной концепции развития сельского туризма, целенаправленной политики его развития, законодательно не определены категории «сельский туризм», «агротуризм», «экотуризм» и т. п.).  
      В настоящее время в тяжелых условиях находятся выходцы из сельской местности, которые имеют в избытке желание организовать собственный бизнес, однако не располагающие для этой цели достаточными финансовыми средствами. 
      Важной проблемой развития сельского туризма в России является  отсутствие финансовой, в том числе грантовой поддержки субъектов малого предпринимательства, которые заняты в сфере организации сельского туризма. Несмотря на тот факт, что во многих регионах власти разрабатывают и принимают целевые программы, которые предусматривают субсидирование бизнеса на селе, на практике высокой эффективностью они не отличаются.
      Чаще всего предоставляемых субсидий откровенно недостаточно для  полноценной организации бизнеса в сфере сельского туризма, а банковские структуры не могут в полной мере вовлекаться в кредитование данной сферы деятельности, так как ее пока, по сути, и не существует во многих регионах. Помимо этого, практически полностью отсутствует хотя  бы какая-то рекламно-информационная поддержка туристских продуктов сельского туризма, в том числе и в средствах массовой информации. 
      Материально-технические факторы. Технический и технологический фактор играют не столь существенную роль  в развитии сферы сельского туризма, в отличие, например, от деятельности сельскохозяйственных предприятий, однако материальная оснащенность может играть роль стимулирующего фактора для сельского туризма. В частности, большая часть сельских жителей имеют возможности для размещения туристов в свободных или относительно свободных жилых помещениях.  
      С другой стороны, нельзя не отметить слабую материальную базу сельских жителей. Так, значительное число сельских жителей, как правило, проживает в домах, построенных еще в довоенный период, а еще часть  –  в жилищах, которые были возведены в период 1944-1970 гг. Подавляющее число жилых строений выполнена из дерева, они не оснащены элементарными санитарными  удобствами, что отнимает возможность оказания услуг гостевого дома в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами. 
      Нельзя не сказать и о неудовлетворительном состоянии объектов сельской туристской инфраструктуры. Большинство ее объектов находится в аварийном состоянии, состояние дорог и транспортного сообщения находится на крайне низком уровне, сельские клубы и дома культуры зачастую закрыты. До значительной  части хозяйств, которые готовы разместить у себя туристов, крайне затруднительно добраться в силу элементарного отсутствия дорог надлежащего качества. 
      Организационно-управленческие факторы. Следует отметить, что производство турпродукта в рамках сельского туризма, в сравнении с аналогичными секторами туриндустрии, является достаточно малозатратным, следовательно, способно конкурировать по показателю «цена-качество» с иными турпродуктами12.  Так как основными клиентами сельского туризма выступают семьи с детьми, для них, прежде всего, привлекательным является относительная дешевизна агротуров. 
      Эффективность организации сельского туризма зависит от следующих трех основных условий: наличие жилья для размещения туристов, организация досуга и организация питания. Развитие сельского туризма будет лишь тогда успешным, если сможет конкурировать с другими сферами туриндустрии. Это возможно только в том случае, если оказываемые туруслуги и услуги по размещению туристов будут дешевыми и качественными. Так, сельские гостевые должны отвечать соответствующим 
стандартам, а также иметь  комфортабельные условия для проживания. Сегодня пока что только дешевизна проживания способна склонить население к потреблению услуг сельского туризма. 
      Однако, с другой стороны, низкий уровень сервиса хозяйств, оказывающих услуги сельского туризма, также не выступает стимулирующим фактором развития сельского туризма в России. 
      В то же время одной из проблем, сдерживающих развитие сельского туризма, является недостаток информации об услугах. Потенциальные потребители, являющиеся выходцами из городов, зачастую недостаточно осведомлены в области агротуризма. Отсутствие рекламы и информации, вмести с низким уровнем сервиса, все еще являются дестимулирующими факторами для развития сельского туризма в России.   
      Подводя итоги, считаем нужным заметить, что даже при существующих сегодня трудностях рынок сельского туризма в нашей  стране находится в процессе формирования. Анализ факторов, стимулирующих развитие сельского туризма в России, показал, что у нашей страны имеется значительный потенциал для развития данной сферы туристической деятельности. Перечисленные негативные факторы следует считать сдерживающими, но не непреодолимыми,  так что могли бы свести на нет все усилия по становлению сельского туризма в нашей стране. В свою очередь, развитие сельского туризма может поспособствовать занятости в сельской местности, созданию новых рабочих мест и, как следствие, образованию несельскохозяйственного источника доходов13.

1.3  Перспективы развития СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

      Исходя из мирового практического опыта,  для решения имеющихся проблем, перспективным в условиях нашей страны, может быть такие  направления. 
      1. Посредством развития малого, семейного и индивидуального бизнеса на базе имеющихся туристских ресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры (разные объекты и виды бизнеса, которые связаны с обеспечением сельского туризма) создание региональных агротуристических сетей.
      Организация успешно действующей сети частных агротуристических хозяйств на территории региона предусматривает создание системы государственной поддержки на уровне центра или региона. 
      2. Воссоздание социокультурной среды исторического поселения «национальной деревни», «исторической деревни купеческие и  дворянские и усадьбы, монастыри. 
      3. Создание средних и крупных специализированных агротуристических объектов, необходимых для приема туристов и их полноценного отдыха, например организация культурно-исторических центров. 
      4. Создание частных и государственных сельскохозяйственных парков, которые представляют собой крупные многофункциональные туристические, выставочные, рекламно-экспозиционные, культурно-пропагандистские, научно-исследовательские и производственные  и подобные комплексы, располагающие средствами размещения и необходимой инфраструктурой. 
      Названные модели могут быть реализованы в Российской Федерации  при выполнении стержневых условий, специфических для каждой из них. Систему данных условий и приоритетные модели должна обозначить национальная концепция развития сельского туризма в Российской Федерации. 
      10–15 лет назад предлагалось создавать гостевые сети. От государства не было системной поддержки, не было необходимых условий для нормальной деятельности данного вида бизнеса.
      На современном этапе крупные инвесторы  заинтересованы  в  других формах сельского туризма –  культурно-исторических тематических парках, этнокультурных комплексах. Осуществление таких проектов может иметь не только экономическую выгоду, но способно решить ряд имеющихся социальных проблем. Современное поколение не желает ассоциировать себя с Российским государством, понятия государство и народ в нашей стране более не тождественны, понятие патриотизма утрачивает своё значение, молодые люди теряют  интерес к собственной истории, отрываются от своей культуры, тянутся к культуре запада. Состояние современного села плачевно. Часть трудоспособного населения переезжают в другие места, остальное население употребляет много алкоголя. 
      Для решения названных проблем требуется политическая поддержка власти – хотя бы на уровне региона. Как показывает опыт западных стран этого  достаточно для запуска рыночного механизма в секторе сельского туризма. Строительство культурно-исторических комплексов инициирует  развитие агротуризма на сельских территориях. 
      Безусловно, быстрее и  грамотнее, эти проблемы будут решаться при наличии государственной программы (подпрограммы развития агротуризма как «точки роста» российской провинции) с соответствующим правовым и финансовым обеспечением: 
* государственная концепция развития агротуризма и программа поддержки села;
* на стартовом этапе государственная система льготного кредитования или дотирования туристических хозяйств; 
* государственные программы улучшения макроинфраструктуры туризма, финансирование инфраструктуры села (дороги, водо- и электроснабжение, Интернет, телефонизация); 
* создание государственной или общественной ассоциации, которая объединяла бы субъектов агротуризма. В ее функции входило бы: консультирование по всем вопросам людей, которые желают заниматься организацией сельского туризма; регистрация; организация первичного информационного обеспечения – картографическое; организация каналов микрокредитования туристических объектов; организация маркетинговой и рекламной деятельности по сектору сельского туризма; в перспективе – сертификация), финансирование программ профессиональной подготовки (переподготовки); 
* продвижение турпродукта на рынок (на базе этих объединений формирование масштабных интерактивных баз данных, собственно и создающих сколь угодно широкий рынок предложения местных туристских продуктов в информационной форме), активная рекламно-пропагандистская работа. 
      Развитие агротуризма, реализация крупномасштабных культурных проектов может иметь положительный эффект и огромное социально-экономическое значение14. 
      Для государства: 
* возрождение культурных традиций; 
* повышение доходов сельских жителей; 
* увеличение налоговых поступлений; 
* улучшение благосостояния населения, предоставляющих услуги; 
* улучшение здоровья населения, пользующихся услугами; 
* сохранение небольших населенных пунктов; 
* улучшение условий жизни жителей села; 
* за счет создания дополнительных рабочих мест уменьшение миграционного потока из села в город;
*  стимулирование изучения народных обрядов и обычаев; 
* развитие народных промыслов; 
* пропаганда традиционных ценностей и образа жизни; 
* сохранение исторического и культурного наследия сельских территории; 
* развитие и расширение производства; 
* дополнительный доход. 
      Для жителей села: 
* для детей особенно ценно  осознание историко-культурной роли собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стране и мире; 
* поддержка социально-незащищенных слоев населения; 
* решение проблемы занятости жителей при предоставлении им рабочих мест, при приобщении к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения15;
* расширение сбыта сельскохозяйственной продукции; 
* улучшение жилья.
      Для туристов: 
* знакомство с традициями, обрядами, историей, религией, кухней местных жителей, культурное развитие; 
* разнообразие природы; 
* дополнительное место отдыха; 
* приобретение умений, навыков в той или другой области деятельности; 
* возможность улучшить здоровье.
      Исходя из выше сказанного, данную деятельность следует рассматривать как стратегический социально-политический и социально-экономический проект поддержки российской сельской местности, жителей села, российской провинции. Данный проект требует политического решения на уровне правительства и межведомственной координации, а также продуманного подхода при отборе проектов. 
      Следует подходить не с позиций быстро меняющейся моды и из других тактических соображений, а с учетом социокультурных, историко-культурных, экологических и других уникальных для территории аспектов, на которых и базируется  самая экономически перспективная в туризме стратегическая линия. При принятие решений в угоду неграмотным инвесторам имеется риск разрушить исторически сложившуюся  социокультурную среду, такие ценные в стратегическом плане факторы формирования туристского продукта, как историко-архитектурная и ландшафтная среда.



Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы Тульской области

      Рекреационно-туристские ресурсы (РТР) – это объекты и явления природного, природно-антропогенного, социального происхождения, которые используются для туризма, лечения, оздоровления и воздействуют на организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов, их специализацию и эффективность; совокупность природных, природно-технических комплексов и их элементов, которые благоприятно воздействуют на развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособность и могут использоваться при рекреационно-туристских и курортно-лечебных услугах16.

2.1. Природные ресурсы Тульской области

      Тульская область  – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
      В состав области входит 103 муниципальных образования (МО), в том числе 7 городских округов, 19 муниципальных районов,  23 городских поселения и 54 сельских поселения.  
      Административный (областной) центр – город Тула. Расстояние от центра Тулы до центра Москвы – 185 км; от северной окраины Тулы (въезд в Тулу «Красные ворота») до южной окраины Москвы (Южное Бутово) – 150 км (рис. 2).
      Тульская область расположена .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44