VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовой статус личности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015695
Тема: Правовой статус личности
Содержание
ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». 
     Содержательной части вопроса теории прав человека уделяли и ныне продолжают уделять  в значительной степени внимание многие российские  учёные-юристы. В последние десятилетия опубликован ряд монографий, глав в учебниках, научных статей по отдельным вопросам правового статуса личности авторами которых являются: Беляев Д.И., Марченко М.Н., Дерябина Е.М., Хропанюк В.Н., Кулапов В.Л., Матузов Н.И., Малько А.В., Лазарев В.В., Гриценко М.В., Липень С.В., Радько Т.Н., Витрук Н.В., Эбзеев Б.С., Мелехин А.В., Чашин А.Н., Нерсесянц В.С. и др.
     Методологическая основа исследования. В исследовании настоящей курсовой работы для решения поставленных целей и задач были использованы диалектико-материалистический метод познания правовой действительности, наряду, с которым применялись также общенаучные (логический, историко-правового, функциональный, конкретно-социологический, статистический, логико-юридический, системно-структурный подход, методы анализа и синтеза, индукция и дедукция и т.п.).
     Структура настоящей курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список. Объём курсовой работы составляет –  38 листов.











Глава 1. Правовой статус личности: общая характеристика
1.1. Понятие правового статуса личности и его виды

     Из смысла ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года следует, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.1 Образование гражданского общества, в том числе и  формирование правового государства в целом выступает непосредственно как средство обеспечения свободы личности. Вместе с тем трактовка термина «свобода» весьма относительна. Полнота «свободы» предопределяется, в первую очередь от достигнутого уровня рационализации общества, от его способности обеспечить изменяющиеся с течением времени потребности и интересы человека. Права личности являют собой субъективные права, иными словами, реальные нормативно закрепленные возможности человека и гражданина. Правовой статус личности является самой большой, самой активной, самой мощной подсистемой государственного аппарата. 
     Нормативно закрепленный во внутригосударственных и международных правовых актах перечень прав и свобод человека и гражданина, как важнейший элемент правового государства – это результат  продолжительной борьбы всего правового общества за право беспрепятственного функционирования, не запрещенное законом, а также пользования различными материальными и духовными благами, формирующихся посредством трудовой деятельности населения. 
     Закрепленный международными и внутригосударственными правовыми актами перечень прав и свобод человека и гражданина не является раз и навсегда данным, неизменным, всеобщим для всех рас и народностей. Содержание, порядок и комплекс прав и свобод во многом зависят от национальных, религиозных, культурно-логических и так называемых особенностей населения. 
     Представители реформирования российского государства, преследовавшие процесс становления капиталистического общества, акцентируют внимание на провозглашении индивидуальных прав и свобод, при этом всячески отрицая интересы общества, законопорядок, дисциплину и элементарное выполнение обязанностей.  Ш. Монтескье полагал:                      «… разреши человеку делать всё, что он желает, и тем самым погубишь его».2 Личный интерес подвергается соблазну удовлетворить свои потребности за счёт общества, отрицая интересы и потребности окружающих. Правовые государства соединяют воедино всех субъектов общественных отношений, наделённых высшими нормативными правовыми актами (конституциями) такими же правами, как и отдельная личность, рассчитывающая на исключительность, на верховенство собственных прав. Подлинно демократическая система закрепляет  правовую свободу для всех, при этом, не выделяя преимущества одних над другими, и допуская лишь те ограничения, которые продиктованы условиями совместного общества. Сущность истинной демократии заключается в большей степени в стремлении к равенству всех, нежели к свободе. 
    Применяя законодательные акты, государство через органы Правительства РФ взаимодействует с гражданами. Своеобразие права выражается в том, что оно устанавливает правила поведения как всеобщие, так и равные для всех без исключения граждан. Юридическое равенство предполагает равенство состояний (при котором все люди по своему правовому положению равны перед законом) и равенство условий, на основании которых действующее российское законодательство устанавливает для всех лиц формально равные возможности удовлетворить свои потребности правовым способом и в границах, допустимых законодательством. Также юридическое равенство свойственно и для участников горизонтальных, частноправовых отношений, и для субъектов, которые участвуют в вертикальных, властных, публичных отношениях. Наглядно в  качестве примера можно привести: «государство и гражданин», «должностное лицо и гражданин», не беря во внимание все имеющиеся различия в правовом положении они – равны как субъекты права, обязанные поступать согласно предписаниям правовых норм, которые непосредственно устанавливают объективно необходимый паритет олицетворяемого ими индивидуального и общественного интереса. Однако невозможно не обратить внимание на тот факт, что в современном российском законодательстве данный паритет зачастую нарушается: то в угоду коллективного ущемляется индивидуальный интерес, то в угоду индивидуального попирается общественный. 
    Однако ничем не ограниченное равенство интересов личности над интересами общества вступает в противоречие с равноправием и ориентирует на поведение, целиком определяемое мыслью о личной выгоде и жизнью в обстановке вседозволенности, социальных конфликты и т.п. Стремительно развивающееся общество требует от человека осознания ответственности, выработки таких чувств как солидарность и взаимная поддержка. Именно поэтому государство, являясь непосредственно официальным представителем как  отдельного гражданина, так и общества в целом обязано должным образом закрепить и обеспечить объективно необходимый баланс индивидуальных и общественных интересов в правовом статусе личности. Термин «статус» (от лат. status – положение, состояние) – правовое положение3, совокупность прав и обязанностей личности, которые закреплёны в Конституции РФ и иных международных правовых актах.
    Правовой статус можно определить как правовое положение человека в обществе. Он воспроизводит юридически закрепленные взаимные отношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. Правовой статус личности отражает легальные, нормативно закрепленные пределы свободы личности, объём её прав, обязанностей, и иных правовых возможностей и ответственности. 
    Правовой статус личности – это объединение признанных и гарантируемых государством на законодательном уровне прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов индивида, как субъекта правоотношений.4 
    Обязанность есть столь же необходимый компонент правового статуса личности, как и права.  Исходя из чего, следует, что каждое правовое государство обязано соблюдать следующие основные принципы международного стандарта института прав человека:
* принцип всеобщности, который непосредственно закрепляет права лица независимо от гражданства; 
* принцип неотчуждаемости, согласно которому лицо не может отказаться от своих прав, а государство в свою очередь, не может их ограничить без достаточных на то оснований;
* принцип непосредственного действия, вне зависимости от конкретизирующего законодательства;
* принцип равноправия, в котором содержится запретительное предписание дискриминации отдельных категорий граждан;
* принцип государственной защиты прав и свобод – призвание  государства – зафиксировать эффективно работающий механизм,  который должным образом обязан обеспечивать защиту личности от различного рода проявлений произвола.5
     Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать краткий вывод о том, что основой законодательно определенного правового статуса личности является, прежде всего, четкое осмысление того, что высшей ценностью провозглашается сам человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасность и личная неприкосновенность. Правовой статус, то есть правовое положение личности в обществе. Правовой статус отображает взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающей действительностью. Правовой статус закрепляет легальные пределы свободы личности, объём её прав и обязанностей, а также иных правовых возможностей и ответственности, тому подтверждение нормы действующего российского и международного законодательства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Элементы правового статуса личности

     Правовой статус – это сложная, содержательная категория, прямо воспроизводящая совокупность взаимосвязей личности с обществом, государством, а также окружающей действительностью. Традиционно к элементам правового статуса личности относятся: 
* провозглашенные внутригосударственными и международными правовыми актами права, обязанности и законные интересы личности;
* гражданство;
* правосубъектность;
* юридическая ответственность (приложение).6
     При этом, как уже отмечалось выше, права и обязанности, преимущественно конституционные, их гарантии составляют базу правового статуса личности, которые не могут быть изменены, за исключением положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Из смысла  ст. 64 Конституции РФ следует, что правовой статус личности включает в себя всеобщие права и свободы человека и гражданина, закрепленные в едином, имеющем особые правовые свойства нормативно-правовом акте (гл. 2 Конституция РФ). Права и свободы от рождения принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.7 
     Права и обязанности могут быть всенародными, то есть для всех без исключения граждан,  особенными – для отдельных категорий лиц и специальными (специфическими) –  только для некоторых субъектов правовых отношений8, из чего следует, что юридическая литература выделяет общий, особенный и специальный правовой статус. 
     Гражданство является необходимым и, пожалуй, наиболее важным условием, формирующим правовой статус личности. В ст. 6 Конституции РФ преимущественно акцентируется гражданство, определяющее отношение между государством и личностью, в качестве первого элемента правового статуса личности в Российской Федерации. Граждане – это физические лица, являющиеся российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, обладающие необходимой правосубъектностью.9 В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ  «О гражданстве Российской Федерации» гражданство есть устойчивая правовая  связь лица с Российской Федерацией, характеризующаяся совокупностью их взаимных прав и обязанностей.10
     Для гражданства характерны следующие принципы: равенство в независимости от основания и порядка приобретения; единство гражданства; открытый и свободный характер гражданства; добровольность решения вопроса о гражданстве. Принципы гражданства Российской Федерации, а также правила, регламентирующие положения гражданства РФ, не включают положения, которые каким-либо образом ограничивают права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
     Гражданство приобретается по рождению, вследствие приема гражданства, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, а также и по иным основаниям, закрепленным в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ. Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ или международным договорам РФ. Граждане Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и российскими законами. Их правовое положение регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве РФ», конституциями республик, уставами других субъектов Федерации и иными законами.
     Правовой статус гражданина определяется содержанием его правосубъектности, включающей в себя правоспособность и дееспособность.11 Дабы стать участником правовых отношений, гражданин должен быть носителем правоспособности, иными словами реальной возможности иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные правовыми нормами. Правоспособность возникает у гражданина с момента рождения и прекращается со смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм права (достижение 14-, 16- и 18-летнего возраста).12 Правоспособность – это закрепленная нормами права возможность того или иного лица быть участником правовых отношений. Правоспособность не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. 
     Правоспособность являет собой правовую основу дееспособности гражданина. Дееспособность – это возможность гражданина своими действиями приобретать права и выполнять возложенные на него законодательством обязанности. Следует учитывать, что не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой дееспособностью. Это, прежде всего, обуславливается их умственным и психическим развития, возрастом, жизненным опытом, образования и прочих факторов. Законодательством предусматриваются правовые нормы, которые определяют основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом или в какой форме может разрешиться данный вопрос. 
     В условиях, когда возникает чрезвычайное положение, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться  некоторые отдельные ограничения прав и свобод, при этом указываются пределы и сроки их действия (ч. 1 ст. 56 Конституция РФ).13 Однако не все права и свободы могут быть ограничены. Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 56  закрепляет важную гарантию о том, что права и свободы, предусмотренные ч. 1 ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (достоинство личности), ч.1 ст. 23 (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и доброго имени),  ст. ст. 24,28,34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 не могут быть ограничены.
     Ответственность, являясь непосредственным элементом правового статуса человека и гражданина, который допускает возможность применения в отношении личности мер государственного принуждения в случае, когда она совершает противоправное деяние14, предусмотренное законодательством Российской Федерации в качестве основания ответственности.
     Необходимо отметить тот факт, что категория правового статуса личности – относительно новая в нашей науке. Так, до 60-х гг. ХХ в., правовой статус равнялся правоспособности, исходя из чего, не мог рассматриваться как самостоятельный элемент. Лишь в последующий период, с развитием правовой мысли, в 70 – 80-е гг. категория правового статуса личности приобрела относительно широкую разработку, и сложилась как проблема, и как одно из ключевых понятий юридической науки, зафиксирована в законодательстве. 
     Таким образом, на сегодняшний день вопросы правового статуса личности образуют наиболее важное, относительно самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, в том числе и отраслевых юридических дисциплинах. 















Глава 2. Правовой статус личности в Российской Федерации
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина

     Конституцией Российской Федерации нормативно закреплен широкий круг прав и основных свобод человека и гражданина. Права граждан представляют собой закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать те или иные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. Вместе с международными пактами по правам человека и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод образуется целостная правовая система. В данную систему входят следующие права. В первую очередь провозглашается принцип равноправия (ст. 19 Конституции РФ);         ч. 1 ст. 2, ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 2, 3 Международного пакта о социально-экономических правах; ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 
     Личные (гражданские) права и свободы имеют особую роль и занимают основополагающее место в системе конституционных прав и свобод:
* право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ);
* право на собственность, тогда как в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
* право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности;
* запрещение пыток, насилия, иного жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21 Конституции РФ);
* неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
* право на свободу и личную неприкосновенность;
* свобода мысли и слова;
* неприкосновенность жилища и иных сооружений, принадлежащих на праве собственности;
* право на достоинство личности;
* свобода совести;
* право на свободное пользование родным языком;
* право на неограниченное передвижение; право не быть высланным за пределы своего государства; 
* право на возмещение причиненного вреда, который был причинен неправомерными действиями и (или) бездействием со стороны органов государственной власти или их должностных лиц;
* право в области судопроизводства, в том числе привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством РФ; право на эффективные средства правовой защиты, квалификационную юридическую помощь, судебную защиту прав и свобод; право на справедливое судебное разбирательство, на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;
* право на защиту. Нормы ст. 48 Конституции РФ закрепляет, что каждый задержанный, заключенный под стражу, в том числе обвиняемый в совершении тех или иных преступных действий, вправе обратиться за помощью к компетентному лицу (адвокату) с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления государственного обвинения;
* комплекс прав, характеризуемый как «презумпция невиновности» правовые положения которой закрепляют, что каждый обвиняемый в совершении преступных деяний является невиновным, до того момента, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законодательством России порядке и установлена вступившим в законную силу судебным актом.              Из чего следует, что в обязанности обвиняемого не входит процесс доказывания своей невиновности;
* право не быть повторно осужденным  за одно и тоже преступление15;
* право, заключающееся в том, что при осуществлении правосудия не допускается применение доказательств, которые были получены с нарушением федерального закона;
* право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, в том числе право просить о помиловании или смягчении наказания16;
* право обеспечивающее возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
* право на обращение в межгосударственные органы с целью защиты прав и свобод, в случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
     Важнейшее место в общей правовой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России занимают политические права и свободы.  К политическим правам относятся:
* право на объединение, а также и на свободное осуществление деятельности общественных образований;
* право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право на сводные выборы;
* право, обеспечивающее свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий;
* право защищать свои права и законные интересы всеми правовыми способами, установленными законодательством;
* право на обеспечение гарантированной государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;
* право на обжалование в суде решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
     Теория государства и права к социально-экономическим и культурным правам относит:
* право на жилище;
* право на защиту материнства и детства, семьи;
* право на предусмотренное законодательством Российской Федерации социальное обеспечение;
* право на охрану здоровья, а также квалифицированную медицинскую помощь, в том числе первую медицинскую помощь;
* право на образование, в том числе свободный выбор учебного заведения;
* свобода литературного, художественного, программного, научного, технического и др. видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование организациями и учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям и др.
     
     Коллективные права – права, принадлежащие коллективу людей (народу):
* право на мир17 – каждый имеет право на мирное существование, а содействие реализации мира – это одно из наиболее важных обязанностей каждого правового государства;
* право на здоровую окружающую среду;
* право на социальное и экономическое развитие;
* право на самоопределение;
* право на осуществление власти.
     Итак, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ограничение нормами федерального закона прав и свобод человека и гражданина осуществляется только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в целом. Права и свободы, признанные и находящиеся под защитой государства, характеризуют человека (гражданина) в качестве самостоятельного субъекта, способного самоутвердиться как достойный член общества, однако наряду с правами Конституция РФ устанавливает некоторые обязанности в отношении граждан Российской Федерации. 






2.2. Обязанности как элемент правового статуса личности

     Важнейшим элементом оптимального взаимодействия государства, права и личности является юридическая обязанность, без которой невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни иные состояния и проявления общественной жизни. Юридическая обязанность личности – это условие нормального функционирования конституционно-правовых институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости, а также стабильности в обществе.18
    В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека «…каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».19 
    Как известно, вся свобода представлена внешним («свобода от») и внутренним («свобода для») аспектами собственного содержания, которые должны в полной мере находится в гармоничном равновесии. На основании чего и возникает проблема равенства и гарантированности свободы тех или иных индивидов и проблема в наибольшей степени целесообразного соотношения индивидуального интереса и интересов общества, которые представляет государство. Такие проблемы существенным образом разрешаются через право, которое уравновешивает и реализует субъективные права посредством соответствующих обязательств.  В случае, если свобода представляет человеку возможность беспрепятственного проявления его индивидуальных качеств, то равенство  в свою очередь, делает его личностью, членом человеческого общества, функционирующего на базе объективности закона.
    Под юридической обязанностью подразумевается принятая законодательством мера должного, социально необходимого поведения, а также вид поведения.20 Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного лица, а, в конечном счете – целям и задачам всего политико-правового режима. Обязанности добавляют государству гражданскую стабильность, равнозначную экономическому равновесию. Под юридической обязанностью понимается тип и грань государственно-целесообразного, рационального, объективно предопределенного поведения, которое призвано непосредственно вносить порядок в жизнь.21 Так, согласно нормам Международного пакта о гражданских и политических правах «… каждый отдельный человек имеет прямые обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».22В основе данного правового положения соответствующие государства устанавливают в своем законодательстве наиболее развернутый перечень обязательств применительно к конкретным обстоятельствам и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, иных объектов. Б.С. Эбзеев пояснял, что «обращение к гносеологическим, историческим и конституционным истокам обязанностей человека и гражданина содержит существенное теоретико-познавательное и практическое значение». 
     Конституционно-правовые обязанности граждан Российской Федерации подразделяются на два типа:
* абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от каких-либо факторов (следование закону, уплата установленных налогов и т.д.);
* относительные – образуются из правомерных действий, нацеленных на получение прав и пользование ими (обязанность владельца автомобиля выплачивать налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).23
     Прямые обязанности граждан Российской Федерации заключаются в следующем:
* выполнять обязанности, прямо предусмотренные Конституцией и иными законодательными актам Российской Федерации;
* каждый обязан платить законно введенные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
* сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ); 
* защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Росси в случаях, если его убеждениям или же вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также кроме того в иных установленных федеральным законом случаях вправе заменить ее альтернативной гражданской службой (ст. 59 Конституции РФ);
* не заниматься экономической деятельностью, сосредоточенной на монополизации и недобросовестной конкурентной борьбе.
     Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовая система основных прав, свобод и обязанностей устанавливает конституционно-правовой статус человека и гражданина. Данный конституционный статус есть мера свободы, иными словами, сочетание возможного и надлежащего в поведении каждого человека. Конституционно-правовой статус выступает в качестве фундамента общей правоспособности человека, иными словами, открывает ему возможность для различных 

Глава 3. Конституционные гарантии прав и свобод личности в России

     Принцип уважительного отношения к основным правам и свободам человека утвердился в отношениях между государствами после Второй мировой войны и принятия Устава Организации Объединенных Наций. Однако ещё до Устава ООН были известны международные договоры, которые регулировали отдельные аспекты данного вопроса. К таким договорам относятся соглашения, напрямую затрагивающие вопросы защиты прав религиозных и национальных меньшинств, договоры по борьбе с рабством и работорговлей, договоры, нацеленные на охрану прав человека в промежуток вооруженных конфликтов. 
     Принятие Устава ООН стало важнейшим этапом в становлении принципа уважения основных прав и свобод человека. Устав представлял собой такой правовой акт, в котором впервые в истории международного права закрепился принцип всеобщего уважения основных прав и свобод человека24 без какой-либо дискриминации. Вместе с преамбулой Устава ООН, в которой закреплялась решимость Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и значимость человеческой личности, в  равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, в ст. 1 Устава перед ООН ставится задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных вопросов экономического, социального, цивилизованного и гуманитарного характера, в поощрении и формирования уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 
     Согласно Уставу ООН тяжкие и многочисленные нарушения прав и свобод человека не являются внутренним делом государства, они рассматриваются как недопустимое отрицание целей и основ Устава ООН, нашедших подтверждение во многих международных актах; затрагивают интересы всего международного права. Таким образом, на основании главы VII Устава Организация Объединенных Наций вправе принять необходимые меры с целью пресечения аналогичных нарушений. 
     Принцип уважения прав человека и основных свобод, который закреплен в Уставе ООН и иных международно-правовых актах конкретизировался во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
    В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «… человек, его права и свободы являются высшей ценностью» выражается правовое закрепление взаимоотношений между государством и личностью. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью – является принципом конституционного строя25, который закрепляет что: «… признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства». 
    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.26 Гарантия (от фр. garantia) – ручательство, обеспечение.27 Гарантии прав и свобод человека и гражданина выступают, как общность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, элементов и процедур, которые обеспечивают реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
     Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в юридической литературе наиболее полно. В числе таких гарантий выделяют экономические, общественно-политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии правового статуса граждан (приложение 1). Под гарантиями понимаются «материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки,  производящие реальностью осуществления основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств».
     Экономические гарантии – это состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан.28 Экономические гарантии подразумевают устойчивую и эффективную работу индустрии, аграрного комплекса, стабильную финансовую и валютную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост материального благосостояние граждан и многое другое. Экономические гарантии характеризующиеся:
* уровнем экономического становления и развития общества;
* признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности (ст. 8 Конституции РФ);
* запретами принудительного (насильственного) внесудебного отторжения имущества;
* обеспечением условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, не ограниченных в обороте;
* поддержкой государством добросовестной конкурентной борьбы и ограничением монополизации и др.
     Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, формирование институтов демократии. Общественно-политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 85 субъект РФ. Политические гарантии характеризующиеся:
* растущим уровнем политической стабильности в обществе;
* эффективностью деятельности органов государственной власти;
* созданием органами государства условий для реализации многонациональным народом (носителем суверенитета) власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
* социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных и доступных условий жизни граждан;
* наличием многопартийности;
* наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
* поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.
     Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются составлением религиозно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:29
* уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам, не противоречащим законодательству РФ;
* состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
* уровнем общественного порядка и т.д.
     Специальные (особые) юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.30 Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все законодательство, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44