VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Права и обязанности родителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011475
Тема: Права и обязанности родителей
Содержание
1

РЕФЕРАТ

Студента Лахонина Алексея Дмитриевича группы ЮП-41.

Тема выпускной квалификационной работы: Совершенствование содержания самостоятельной работы обучающихся по теме «Права и обязанности родителей» дисциплины «Семейное право». Работа включает: 107 страниц,7 таблиц, 6 рисунков, 33 использованных источника.

Ключевые слова: семейное право, законы, обучение, контактная работа, деятельность, обучающиеся, методическая разработка, права и обязанности родителей, структура, знания, образование.

Актуальность темы исследования «Совершенствование содержания самостоятельной работы обучающихся» определяется недостаточностью теоретико-методологической обоснованности и отсутствием психолого-педагогической концепции исследуемого предмета в педагогической системе среднего профессионального образования.

Цель работы- выявить и научно обосновать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования процесса самостоятельной работы обучающихся по теме «Права и обязанности родителей» дисциплина «Семейное право».

Объект исследования - процесс формирования самостоятельной работы обучающихся. 

Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования системы самостоятельной работы обучающихся.

          Задачи работы- уточнить сущность и содержание самостоятельной работы учащихся, выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий формирования самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Семейное право», разработать рабочую программу дисциплины «Семейное право», разработать методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся по дисциплине «Семейное право», разработать проект учебного занятия по теме «Права и обязанности родителей».

          Метод исследования: аналитический, сравнительный, системный.

Практичсекая значимость работы состоит в создании методической разработки практического занятия на тему «Права и обязанности родителей».А также в написании рабочей программы дисциплины «Семейное право»















































Содержание



	Введение	3

	Раздел 1. Регламент семейного права и семейное законодательство	7

1.1. Значение норм семейного права	7

1.2. Семейное законодательство: цель и принципы	8

	Раздел 2. Права и обязанности родителей в России и порядок их защиты	13

2.1 Основные законы прав и обязанностей родителей в РФ	13

2.2 Формы и способы прав и обязанностей	18

2.3. Лишение родительских прав: основание и порядок	22

2.4.Особенности применения законодательства по правам и обязанностям родителей в РФ	32

	Раздел 3. Контактная работа обучающихся. ее роль и место в учебном процессе	49

3.1.Теоретические подходы к изучению категории «Контактная работа» в научной литературе	49

3.2.Организационно-педагогические условия организации самостоятельной работы	56

	Раздел 4. Рабочая программа дисциплины « Семейное право»	64

	«Права и обязанности родителей»	79

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ….

	Заключение	91

	Список использованной литературы	95








Введение 

Актуальность исследования.

Формирование творческой личности специалиста, который способен к саморазвитию и самообразованию является главной задачей СПО. Реализация этой задачи должна осуществляться не только передачей знаний от преподавателя обучающемуся, но и путем самостоятельной работы обучающегося, которая выступает в современных условиях образовательного процесса основной его формой. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучающийсяов, в том числе и их самостоятельной работой.

В современных условиях в профессиональных образовательных учреждениях на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки обучающихся, и поэтому качественная подготовка специалистов будет зависеть от организации самостоятельной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Реализация компетентностной модели образования, предполагающей формирование компетенций как профессионального, так и личностного характера, обусловливает необходимость совершенствования тех элементов учебного процесса, которые позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Решение этих задач невозможно без повышения роли аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при работе с учебным материалом, без усиления ответственности преподавателей за развитие навыков и опыта самостоятельной работы обучающихся. Важным и наиболее трудозатратным видом деятельности при планировании и проектировании самостоятельной работы является конструирование учебно-познавательных и практических заданий. Таким образом, актуальность темы исследования «Совершенствование содержания самостоятельной работы обучающихся» определяется недостаточностью теоретико-методологической обоснованности и отсутствием психолого-педагогической концепции исследуемого предмета в педагогической системе среднего профессионального образования.

Цель исследования - выявить и научно обосновать комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования процесса самостоятельной работы обучающихся по теме «Права и обязанности родителей» дисциплина «Семейное право».

Объект исследования - процесс формирования самостоятельной работы обучающихся. 

Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования системы самостоятельной работы обучающихся.

Гипотеза исследования. Уровень самостоятельной деятельности обучающихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения будет повышаться, если:

если самостоятельная деятельность стоит в основе учебного процесса и преподаватель для нее выделяет специальное время на каждом занятии;

будет учитываться интерес и способности самих обучающихся;

в процесс обучения будет включена самостоятельная проектная деятельность;

будет разработано эффективное научно-методическое сопровождение системы самостоятельной работы обучающихся.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи: 

Уточнить сущность и содержание самостоятельной работы учащихся.

Выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий формирования самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Семейное право».

Разработать рабочую программу дисциплины «Семейное право».

Разработать методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся по дисциплине «Семейное право».

Разработать проект учебного занятия по теме «Права и обязанности родителей».

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды и разработки многих специалистов в области педагогики и психологии:

виды и формы самостоятельной работы обучающихся (И.В. Георге[8], К.К. Гомоюнов [9], П.И. Пидкасистый [37] и др.); 

методы самостоятельной работы обучающихся (Н.П. Ерастов [14], Л.В. Жарова [16], Л.В. Подколзина [38] и др.); 

сущность самостоятельной работы, ее задачи и признаки (М.Г. Гарунов [7], Л.К. Наумова [31], Е.А.. Омельченко[33] и др.); 

преподаватели его роль в организации самостоятельной работой обучающихся (Я.И. Мельниченко [26], Г.М. Коджаспирова[19,20], Н.В. Кривенко [24] и др.); 

вопросы организации самостоятельной работы (А.А. Вербицкий[3,4], Л.Г. Вяткин [5], Э.А. Мулявина [29], Р.А. Низамов [32] и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования: анализ и обработка литературных источников по теме исследования, нормативно-правовых и инструктивно-методических документов по заявленной проблеме исследования; анализ, синтез и обобщения.

Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся учреждений среднего профессионального образования в целях её совершенствования, которые способствуют объединению деятельности преподавателей по развитию у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы. Разработана рабочая программа «Семейное право» в рамках Федерального стандарта с введением доли самостоятельной работы обучающихся, что позволит реализовать именно этот вид деятельности в обучении обучающихся. Представленный проект учебного занятия по теме «Права и обязанности родителей» может быть использовано на практике в учебном процессе учреждений СПО.

Структура и объем работы.

Работа состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованной литературы, общим объемом 99  стр.

 


Раздел 1. Регламент семейного права и семейное законодательство



1.1. Значение норм семейного права



Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст.38).

Государство проявляет заботу о семье путём принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, её социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство создаёт и совершенствует работу детских учреждений; развивает систему социальных служб в помощь семье; устанавливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приёмным семьям, одиноким матерям; выплачивает пособия гражданам, имеющим детей, и принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

Особое место при этом всегда занимали правовой регламент и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на её укрепление, установление в семье таких отношений, при которых нашли бы своё полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать в соответствии со ст. 23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи[22].







1.2. Семейное законодательство: цель и принципы

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Основные нормы, регулирующие отношения в семье между её членами, содержатся в федеральном законе – Семейном кодексе Российской Федерации (СК РФ), который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введён в действие с 1 марта 1996 года. Это четвёртый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства; каждый из предыдущих Кодексов 1918, 1926 и 1969 гг. отмечал собой определённую эпоху в развитии государства и общества. С принятием нового СК РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами. В нормах СК РФ получили своё отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Россией, и прежде всего Конвенции ООН о правах ребёнка (1989).

СК РФ охватывает законодательной регламентацией отношения внутри семьи, между её членами, оставляя за пределами своего воздействия сферу взаимодействия семьи и государства по таким вопросам, как государственная помощь семье, матери и ребёнку, развитие детских учреждений и т.п. Эти отношения регулируются другими отраслями законодательства, например административным, об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании.

Семейный Кодекс РФ является актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В нём установлены основные начала семейного законодательства, определён круг отношений, регулируемых семейным законодательством, структура и состав семейного законодательства, общие начала, касающиеся осуществления и защиты семейных прав, а также определены основные институты семейного права.

К основным институтам семейного права относятся группы норм, регулирующие заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права супругов, правовой режим их имущества); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права детей в семье, права и обязанности родителей); алиментные обязательства членов семьи (родителей, детей, супругов и других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приёмная семья); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов иностранных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства).

В состав семейного законодательства наряду с СК РФ входят также другие федеральные законы и законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК РФ (рис.1). 



Рисунок 1 –Семейный кодекс РФ

Законы субъектов РФ разрешают вопросы, как отнесённые к их ведению СК РФ (например, о снижении брачного возраста), так и непосредственно СК РФ не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и определены в самом СК РФ.

На основании и во исполнение СК РФ могут приниматься подзаконные акты, однако только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Кодексом (например, согласно ст. 151 СК РФ Правительством утверждается Положение о приёмной семье).

Законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие в семье отношения, не могут предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения правовых норм в ряде случаев встречают затруднения. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения нормативного прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуются в официальном Бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.

Основными целями семейного законодательства являются укрепление семьи и построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов. Важнейшая из них – это обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и их защита.

Основными принципами законодательного регулирования семейных отношений являются (рис 2).

Семейное законодательство, как и всё российское законодательство в целом, основано на принципе полного равенства мужчины и женщины во всех правах и обязанностях, вытекающих из брака и семьи, на равноправии всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.





Рисунок 2 – Основные принципы законодательного регулирования семейных отношений



Эти цели и принципы лежат в основе всех правовых норм данной отрасли законодательства, исходя их них оценивается поведение каждого гражданина как члена семьи.

Не все отношения в семье могут быть урегулированы с помощью права. В значительной части поведение членов семьи определяется лишь нравственными, моральными правилами. Издавая соответствующие законы, государство стремится, по возможности, не вмешиваться в личные интимные отношения граждан.

Оно ограничивается лишь установлением таких обязательных правил, норм, которые необходимы для того, чтобы обеспечить осуществление поставленных в области брака и семьи целей, нужных для укрепления семьи, а следовательно, и для каждого из её членов. Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними и с другими формами принятия детей на воспитание в семью. В семейном праве права и обязанности возникают между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, братьями и сёстрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Соответствующие права и обязанности возникают при указанных в СК условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права – жилищного, права социального обеспечения и др.)[22].




Раздел 2. Права и обязанности родителей в России и порядок их защиты



2.1 Основные законы прав и обязанностей родителей в РФ



Забота о детях, их воспитании и развитии – это обязанность в первую очередь семьи, а внутри семьи – их родителей, для чего они наделяются родительскими правами. При отсутствии родителей этими правами наделяются другие лица – усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, либо государство берет на себя непосредственно обязанность по воспитанию, помещая ребенка в соответствующее государственное детское учреждение. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей. Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя обязанности, – осуществляют свои права. В соответствии со ст. 61 СК РФ «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)» (рис.3).

Родительскими правами родители наделяются не бессрочно, а лишь на тот период, когда воспитание и необходимая забота о ребенке должны осуществляться, т.е. до совершеннолетия ребенка (до достижения ребенком восемнадцати лет). На срочный характер родительских прав прямо указывается в п. 2 ст. 61 СК РФ.

Родительские права прекращаются также при вступлении несовершеннолетних детей в брак или в случае их эмансипации. Под эмансипацией понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (лиц, их заменяющих, – усыновителей, попечителей, приемных родителей), а при отсутствии их согласия – по решению суда (ст. 26 ГК РФ).



Рисунок 3 – Права и обязанности родителей 



Подробнее остановимся на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.

Основные Законы, нормативно-правовые акты:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Семейный Кодекс РФ;

Уголовный Кодекс РФ;

ФЗ «Об образовании в РФ»;

Административный Кодекс РФ;

1. Конвенция ООН о правах ребенка:

Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

2. Конституция РФ: 

Статья 38.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;

За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.

По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

4. Семейный Кодекс РФ

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 56. Право ребенка на защиту;

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3.Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав;

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2.Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 69. Лишение родительских прав:

1. Уклонение от родительских обязанностей;

2. Злоупотребление родительскими правами;

3. Жестокое обращение с детьми;

4. Хронический алкоголизм, наркомания.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

5. Уголовный Кодекс РФ

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.



2.2 Формы и способы прав и обязанностей 



Особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка. 

Правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей. В Семейном кодексе РФ закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей: 

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). 

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ). 

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ). 

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). 

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

 6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ). 

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). 

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права. 

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ). В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший КоБС РСФСР (ст. 52) предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. 

Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка. Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. 

Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей. Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. 

Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка прежде всего зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).

Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. 

Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт отца или матери ребенка). 

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.



2.3. Лишение родительских прав: основание и порядок 



Забота о своих несовершеннолетних детях является обязанностью родителей. Родителями считаются лица, которые записаны в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка в Загсе. Это могут быть биологические родители, или усыновители. Лишение родительских прав происходит в отношении конкретного ребенка. Нельзя лишить прав в отношении еще не рожденного ребенка. 

Процедура представляет собой исключительную меру, влекущую за собою серьезные правовые последствия как для родителя, так и для его ребенка. Лишение родительских прав может произойти: 

во-первых, когда изменить поведение родителей (одного из них) в лучшую сторону уже невозможно. 

В зависимости от конкретной обстановки в семье лишению родительских прав могут предшествовать профилактические меры воздействия на родителей (беседы, предупреждения со стороны органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, оказание семье необходимой помощи и т.п.). 

Во-вторых, только судом. 

В-третьих, при наличии вины родителя. 

Наличие вины родителей относится к обязательным условиям лишения родительских прав. Лишение родительских прав может быть результатом лишь осознанного поведения родителей (одного из них). Если они не в состоянии разумно руководить своими действиями и поступками по причинам, от них не зависящим (тяжелое психическое заболевание, глубокое слабоумие, инвалидность и т.п.), то, по общему правилу, их нельзя лишить родительских прав. При отсутствии вины применяется ограничение родительских прав по суду либо устройство ребенка как лишившегося родительского попечения органами опеки и попечительства. 

Нерадивого отца или мать можно лишить родительских прав, если он: 

уклоняется от выполнения родительских обязанностей, в том числе уплаты алиментов; 

Уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, словом, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка). Чаще всего, равнодушное отношение к страдающим от голода, холода, болезней детям сочетается с безразличием к условиям их воспитания или с собственным поведением (пьянство на глазах ребенка, превращение его в непосредственного свидетеля своих безнравственных поступков и т.п.). 

Статья 69 Семейного Кодекса выделяет как .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44