VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие взяточничества по российскому законодательству

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005843
Тема: Понятие взяточничества по российскому законодательству
Содержание
задание на курсовую работу

студента__ __

Ф.И.О.

	

	Тема: Взяточничество по российскому законодательству: вопросы квалификации

	

	Исходные данные: (план работы)

Содержание:

Введение

Глава 1. Понятие взяточничества как вида коррупционных преступлений

§ 1. Понятие взяточничества по российскому законодательству. Ответственность за получение взятки в истории русского уголовного права

§ 2. Ответственность за взяточничество по законодательству зарубежных стран

Глава 2. Квалификация взяточничества по УК РФ

§ 1. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

§ 2. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

§ 3. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

§ 4. Отличие взятки от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)

Заключение




СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………. 4-5

Глава 1. Понятие взяточничества как вида коррупционных преступлений

§ 1. Понятие взяточничества по российскому законодательству. Ответственность за получение взятки в истории русского уголовного права…………………………………………………………………….…. 6-11

§ 2. Ответственность за взяточничество по законодательству зарубежных стран……………………………………………………………………… 12-17

Глава 2. Квалификация взяточничества по УК РФ

§ 1. Получение взятки (ст. 290 УК РФ) ………………………………. 16-25      

§ 2. Дача взятки (ст. 291 УК РФ) ……………………………………… 26-29

§ 3. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)………..… 30-32

§ 4. Отличие взятки от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)…... 33-37

Заключение ……………………………………………………….. 38-39

Список использованной литературы……………………………..  40-42




ВВЕДЕНИЕ

Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, охватившая практически все области хозяйственного комплекса страны особенно в высокодоходных отраслях экономики. Именно эти направления привели к наличию такого положения при отсутствии достаточных знаний механизма, структуры, закономерностей проявления организованной преступности. А без этих знаний любые попытки борьбы с организованной преступной деятельностью будут тщетны.

Взяточничество является широко распространенной и наиболее опасной формой коррупции. Тенденция постоянной борьбы с коррупцией становится типичным признаком современности. Для правовой основы государственной и общественной жизни важным условием является предупреждение коррупционных правонарушений и устранение их изначальных причин. В связи с этим, вопросы борьбы с коррупцией становятся все более актуальными в современной юридической науке.

Правильное определение объекта и предмета преступления позволяют раскрыть юридическую природу деяния, определить его содержание и форму, отграничить это деяние от других преступлений. Различным аспектам данной проблемы взяточничества уделяли внимание многие авторы. Среди ученых можно обозначить А.Н. Трайнина, Н.Д. Дурманова, Н.А. Бабий, Б.В.Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева и др.

Данной теме уделяется большое внимание в отечественной литературе таким авторами, как - Келина С.Г., Скуратов Ю.И., Лебедев В.М., Карпушин П.М., Головко Л.В. и др.

Объектом данной работы являются общественные отношения, в рамках которых совершается взяточничество и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.

Предметом исследования являются применимые к объекту исследования отечественные уголовно-правовые нормы.

Целью написания курсовой работы выступают вопросы рассмотрения уголовно-правовой характеристики 3-х самостоятельных составов преступлений по российскому законодательству: получение взятки (ст. 290 Уголовного Кодекса РФ – далее УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФа так же – посредничество во взятке (ст. 290.1 УК РФ) и их квалификации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

проанализировать эволюцию ответственности за получение и дачу взятки в истории русского уголовного права;

осуществить сравнительно-правовой анализ уголовно-правовых норм об ответственности и наказании за дачу взятки, содержащихся в УК РФ и уголовных законодательствах некоторых зарубежных государств;

проанализировать составы преступлений, предусмотренных  ст. 290-291.1 УК РФ;

охарактеризовать отличие «коммерческого подкупа» от преступлений, предусмотренных ст. 290 и 291 УК РФ.

В работе были использованы различные методы, в том числе сравнительно-правовой, метод синтеза и анализа, диалектический и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.




ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА КАК ВИДА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИВ ИСТОРИИ РУССКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА



Взяточничество является центром коррупционной преступности. Передача и прием взятки по российскому законодательству являются противозаконными и караются в соответствии с УК РФ. Что же понимать под взяточничеством? Это преступления, объединяемые единым термином «взяточничество», и представленные в настоящее время в уголовном законодательстве такими составами как дача взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Но такое мнение было поддержано не всеми, и в истории русского уголовного права существовали ученые, которые придерживались той позиции, что под взяточничеством следует понимать только получение взятки. Так, профессор А.Н. Трайнин в своих исследованиях указывал, что «определение взяточничества дает ст. 117 УК», которая в действующем тогда Уголовном кодексе РСФСР 1926 года описывала состав получения взятки. Другие ученые понимали под взяточничеством единое преступление, объединяющее собой дачу и получение взятки. «Наиболее правильным будет, - писал профессор Н.Д. Дурманов, - рассматривать получение и дачу взятки не как два самостоятельных преступления, а как одно составное преступление».

Можно выделить и точку зрения профессора  Б.В. Здравомыслова, который вкладывал в понятие «взяточничество» два смысла. В узком смысле к нему относится получение взятки, в широком – три состава преступления:

получение взятки;

дача взятки;

посредничество во взяточничестве.

В рамках исследования представляется целесообразным придерживаться общепринятой точки зрения по данному вопросу. Поскольку между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями, так как обладают по отношению друг к другу особыми, только им присущими признаками.

Феномен взяточничества был известен еще в древности. Упоминания об этом явлении встречается в исторических источниках древних цивилизаций, таких как Древний Египет, Индия, Китай, Рим и Древняя Греция.

На Руси получение взяток было известно уже в IX-X веках. Особенное развитие данное направление получило в период усиления роли и влияния бояр.

В ст. 6 Двинской уставной грамоты 1397-1398 годов указывалось на незаконное присвоение потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). Исследователи отмечают, что в этом документе впервые упоминается посул, как незаконное вознаграждение за осуществление официальных полномочий.

В Судебнике 1497 года впервые закрепляется запрет дачи взятки. Так, в судебнике указывается запрет брать и давать посулы, под которыми понимались гостинцы, поборы, подарки, взятки, подношения. В ст. 67 предусматривался официальный запрет взяточничества, и именно в этой статье впервые встречается запрет не только получения, но и дачи и обещания дачи взятки. Судебник 1550 г. на законодательном уровне осуществил разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В соответствии со ст. 3,4,5 Судебника под мздоимством имелось ввиду «выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение». Наказание за мздоимство было незначительно, всего лишь денежное взыскание. Под лихоимством понималось «получение должностным лицом судебных органов, разрешенных законом пошлин свыше нормы, установленной законом». За лихоимство было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.

Впервые антикоррупционная политика была осуществлена в России в период правления Ивана III, под началом которого было введено законодательное ограничение коррупционных действий. Иван Грозный продолжил эту идею и ввел смертную казнь как наказание за чрезмерное взяточничество.

Кроме того, Соборное уложение 1649 года отражает вопросы уголовной ответственности за взяточничество. Восьмая статья десятой главы предусматривает уголовную ответственность за «мнимое посредничество», которое обозначает получение частным лицом взятки для передачи судье, который, в свою очередь, должен принять выгодное решение, а частное лицо в этом случае забирает взятку себе.

Реформы Петра 1, радикально изменили систему управления государством, однако не создали условий для искоренения коррупции. Кроме того, они способствовали преемству и наложению худших черт западной бюрократии на существовавшую до них бюрократическую систему «восточного типа». В этот период взяточничество процветало на всех уровнях государственного управления, начиная от двора императора, и заканчивая губерниями и уездными учреждениями. В 1716 году Петр I издал указ о запрещении должностным лицам заниматься коммерческой деятельностью - в подрядных организациях и в дополнение к нему ввел в 1723 году смертную казнь за мздоимство, а в легчайших случаях - вечную ссылку с вырезанием ноздрей и отнятием всего имения. Также царь ввел уголовную ответственность за дачу взятки Указом от 23 августа 1713 года.

При правлении Екатерине II 8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав Благочиния или Полицейский», в котором содержался запрет давать взятки лицам, имеющим отношение к полицейской службе.

При Николае I указывалось на многочисленность существования различных форм коррупционного поведения чиновников для извлечения корыстной выгоды.

Однако определенно можно сказать, что ужесточение карательных мер и их широкое их применение так и не привели к сокращению количества этих преступлений.

Особую общественную опасность взяточничества в период 20-х годов ХХ века можно объяснить сопротивлением классово враждебных элементов строительству советского государства, направленностью этих действий на подрыв основ советской власти и расстройство государственного управления.

1 июня 1922 года Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был введен в действие Уголовный Кодекс РСФСР. Глава II была посвящена должностным и служебным преступлениям. В соответствии со ст. 114 лицо, давшее взятку, не наказывается лишь в том случае, если своевременно заявило о вымогательстве взятки или оказало содействие раскрытию дела о взяточничестве. В противном случае оно карается - лишением свободы на срок до 3 лет. 9 октября 1922 года. ВЦИКом и Советом Народных Комиссаров данная статья была дополнена посредничеством во взяточничестве, оказанием какого-либо содействия или непринятие мер противодействия взяточничеству. Новая статья установила также и основания освобождения от ответственности для виновных в совершении данного преступления.

27 октября 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР», вступившего в силу с 1 января 1961г. Глава седьмая Кодекса была посвящена должностным преступлениям. Согласно статье 174 дача взятки или посредничество во взяточничестве – наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года. Дача взятки или посредничество во взяточничестве, совершенные неоднократно или лицом, ранее судившимся за взяточничество, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В дальнейшем в послевоенный период рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины и сопровождался уменьшением централизованного контроля. Постепенно организованная коррупция централизованного государства сменялась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных 

коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 г. отмечается, что: «Коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней».

Наибольшее распространение взяточничество получило в 90-е годы, когда разгул преступности был колоссален, а власть еще недостаточно крепка для решения такой глобальной проблемы. Взятки брали все – врачи, учителя, должностные лица государственных учреждений, государственные служащие. Тогда это явление можно было оправдать повсеместной невыплатой заработных плат и обнищанием нации. На сегодняшний день взятка хоть и не вымирающее явление, но все же встречающееся несколько реже в связи с ужесточением наказания, за дачу, получение и посредничество при даче взятки.

Достижения ученых-юристов прошлых лет продолжают оставаться в арсенале российских ученых, потому что многие проблемы тех лет и сейчас продолжают являться актуальными. Их решение является одним из приоритетных направлений государственной политики в области борьбы с коррупцией.

Для наиболее полного раскрытия темы представляется целесообразным рассмотреть вопрос ответственности за взяточничество по зарубежному законодательству.




§ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Пока еще ни одному европейскому государству не удалось решить проблему искоренения коррупции. Коррумпированность государственных служащих во многих странах в разное время заставила национальные власти реагировать на отклонения от нормального порядка осуществления государственной службы путем принятия уголовно-правовых мер. На сегодняшний день коррупционным преступлениям отведено важное место в уголовном законодательстве зарубежных стран.

Согласно социологических опросов международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International в 2015г. с учетом такого показателя, как уровень восприятия коррупции, России не оказалось в сотне наименее коррумпированных стран и из числа 168 стран, в которых проводилось изучение данной проблемы, она оказалась на 119-м месте, разделив его вместе с такими странами как Азербайджан, Сьерра Леоне, Гайана. Но, при этом следует отметить, что показатель несколько улучшился по сравнению с 2014-м годом, когда Россия была на 136-м месте.

Усиление противодействия коррупции, и прежде, самым опасным ее проявлениям – преступлениям коррупционной направленности, в том числе и с использованием уголовно-правовых средств, обусловливается объектив-ными потребностями, а решение этой проблемы становится все актуальнее не только для нашей страны, но и для большинства зарубежных государств.

В целом ряде государств – членов ЕС коррупционные преступления объединены в специальные разделы именно по признаку субъекта. Однако, содержание этих понятий в национальных уголовных кодексах не одинаково. В некоторых европейских странах субъектами коррупционных преступлений признаются не только государственные и муниципальные служащие, но и работники коммерческих и общественных организаций (УК Литвы), их включают в категорию «должностные лица» или приравнивают к ней.

В соответствии с § 304 УК Австрии субъектом «принятия дара» может выступать должностное лицо либо третейский судья. При этом согласно § 74 УК Австрии должностным лицом является «каждый, кто занимает должность в законодательном органе, в органах правосудия и а администрации, включая государственные предприятия» (исключение: члены Национального совета, бундесрата и ландтага).

Так, рядовые граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности за подкуп, совершенный в сфере избирательных правоотношений. К примеру, ст. 126 УК Нидерландов устанавливает, что «лицо, которое в случае официально назначенных выборов подкупает другое лицо с помощью даров и обещаний для того, чтобы заставить его воздержаться от осуществления своего избирательного права или заставляет его осуществить это право определенным образом, подлежит сроку тюремного заключения не более шести месяцев или штрафу третьей категории (4,5 тыс.) евро». Такое же наказание может быть назначено избирателю или избирающему по доверенности, который позволяет подкупить себя, принимая дары и обещания, чтобы сделать это.

В ст. 288 УК Эстонии должностными признаются «лица, занимающие должности в государственных или муниципальных учреждениях или органах либо у публично-правовых или частноправовых юридических лиц, если на них возложены административные, надзорные или управленческие обязанности либо обязанности по упорядочению движения материальных ценностей или функции представителя власти».

УК Германии раскрывает понятие должностного лица в § 11 «Употребление терминов»: «тот, кто, согласно германскому праву:

а) является чиновником или судьей;

б) состоит в иных публично-правовых служебных отношениях;

в) иным образом призван к тому, чтобы осуществлять задачи публичного управления при каком-либо органе власти или другом учреждении или по его поручению».

В разделе 29 УК Германии «Должностные преступные деяния» в ряде норм устанавливаются основания привлечения к уголовной ответственности того, кто «специально уполномочен на выполнение публичных обязанностей», то есть работника, который, «не будучи собственно должностным лицом, осуществляет задачи публичного управления при каком-либо органе власти или занят в учреждении или объединении, осуществляющем такие задачи». Субъектом ряда должностных преступлений признается также и адвокат.

УК Италии признает в качестве должностного лицо, выполняющее законодательные, судебные либо административные государственные функции. Кроме того, ст. 359 УК Италии в качестве субъектов коррупционных преступлений называет лиц, несущих «службу общественной необходимости». Среди них: частные лица, занимающиеся адвокатской деятельностью или профессией в области санитарной деятельности, а также любой другой профессией, занятие которой незаконно без специального разрешения государства; частные лица, выполняющие функцию общественной необходимости (определенную в качестве таковой в нормативном акте, изданном публичной администрацией).

Уголовное законодательство Великобритании в сфере противодействия коррупции представлено законом о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. и законами о предупреждении коррупции 1906 и 1916 гг. Так, по праву Великобритании субъектами коррупционных преступлений могут быть не только «публичные должностные лица», но и другие служащие, любые лица, в том числе и юридические.

Во всех уголовных кодексах государств – членов ЕС существуют составы активного и пассивного взяточничества. Будучи собирательным понятием, взяточничество включает в себя два самостоятельных, но неразрывно связанных между собой деяния – дачу взятки и получение взятки (соответственно активный и пассивный подкуп).

Наказание лишением свободы за получение взятки несколько строже и составляет в: Австрии – 1 год; Венгрии, Германии, Эстонии – 3 года; Хорватии – 5 лет; Болгарии – 6 лет; Латвии, Польше – 8 лет; Франции – 10 лет. В Германии альтернативным наказанием является штраф. Следует отметить, что верхние границы санкций в виде лишения свободы за совершение квалифицированных и особо квалифицированных составов получения взятки выглядят следующим образом в: Австрии – 3 года; Венгрии, Хорватии – 8 лет; Германии, Эстонии – 10 лет; Латвии – 15 лет.

В большинстве европейских стран законодатель оценивает получение взятки как более опасное деяние, чем дача взятки и устанавливает за пассивный подкуп более строгие меры ответственности. Такой подход характерен, в частности, для уголовного права стран Балтии, Австрии, Венгрии. А в УК Франции и стран французской модели уголовного права предусматривается одинаковое наказание за активный и пассивный подкуп.

Максимальное наказание в виде лишения свободы за основной состав дачи взятки варьируется в разных европейских странах и составляет, к примеру, в: Австрии – 6 месяцев; Бельгии – 1 год; Венгрии, Финляндии – 2 года; Германии, Хорватии – 3 года; Польше – 5 лет; Латвии – 6 лет. В качестве альтернативной санкции за основной состав дачи взятки УК Германии, УК Финляндии предусматривает штраф. Надо отметить, что за квалифицированные и особо квалифицированные составы дачи взятки уста-новлены следующие максимальные сроки лишения свободы в: Австрии – 2 года; Венгрии – 3 года; Хорватии – 5 лет; Германии – 10 лет; Латвии – 12 лет.

Отличается своеобразием регламентация ответственности за взяточничество в уголовном законодательстве Японии. Так, в Японии состав получения взятки предусмотрен в ст. 197 Уголовного Кодекса. В этой норме установлена ответственность публичного должностного лица или арбитра за получение, требование или предварительное согласие получить взятку. Такие деяния наказываются лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до трех лет. Квалифицированным видом получения взятки признается ее обусловленность совершением виновным неправомерного действия или невыполнением правомерного действия. В ст. 197 УК Японии предусмотрена уголовная ответственность за данное преступление субъектов, ранее бывших публичными должностными лицами или арбитрами, которые получают или требуют взятку либо соглашаются на обещанную взятку в связи с тем, что ранее они на службе приняли соответствующую просьбу и совершили по службе неправомерное действие или не совершили правомерное действие. В УК Японии, как и в России, и во многих других зарубежных странах, выделена самостоятельная уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за посредничество во взяточничестве.

По УК Китая а дачу взятки предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Если же имели место отягчающие обстоятельства или был причинен существенный вред государственным интересам, то согласно ст. 390 УК Китая максимальный размер наказание в виде лишения свободы увеличивается, и оно может быть назначено на срок от 5 до 10 лет, а при особо отягчающих обстоятельствах –на срок свыше 10 лет либо возможно и бессрочное лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой. В УК Китая субъектами уголовной ответствен-ности за получение и дачу взятки признаются не только физические, но и юридические лица. В отличие от российского уголовного законодательства по УК Китая за дачу взятки ответственность установлена не только при ее передачи, но и различным государственным органам, учреждениям и т. п.

Накопленный в ряде стран опыт использования уголовно-правовых средств противодействия коррупционным преступлениям вполне может быть востребован и отечественным законодателем при дальнейшей корректировке соответствующих норм УК РФ (ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ). С учетом имеющегося позитивного опыта законодательного конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за взяточничество российскому законодателю можно рекомендовать в большей степени дифференцировать ответственность за получение взятки в зависимости от того, были ли заранее обусловлены действия(бездействие) за совершение которых взяткополучателю было передано незаконное вознаграждение. Более того, представляется очевидным, что если должностное лицо, совершив законные действия (бездействие), получает затем незаконное вознаграждение, которое хотя и связано с данным деянием («взятка-благодарность»), но не было заранее обусловлено, то степень общественной опасности такого коррупционного поведения значительно меньше по сравнению с заранее обусловленным получением взятки. Поэтому вполне логичным было бы выделение специального состава получения заранее не обусловленной взятки в уголовно-правовой норме с менее строгой санкцией.




ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВАПО УК РФ

§ 1. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (СТ. 290 УК РФ)

Получение взятки в современном обществе, несмотря на повсеместную борьбу с коррупцией, остаётся одним из самых распространённых преступлений. Оно опасно тем, что должностное лицо, злоупотребляя своим служебным положением, использует обходные пути для предоставления каких-либо преимуществ лицу, не имеющему права на получаемые преимущества.

Взяточничество разрушает устои общества, нарушает принцип справедливого распределения материальных и иных благ, ущемляет права граждан и противостоит развитию здоровой конкуренции в обществе. Понятие Взяточничество – преступление против государственной власти. Проникая повсеместно, оно дискредитирует систему общественных отношений и структуру установленного государством, порядка. Авторитет государственных и иных служб рушится в силу того, что отдельные лица допускают получение взятки, направляя течение развития событий по непредсказуемому руслу. Взяточничество разрушает установленный порядок и вносит хаос в регламентированный порядок решения значимых для общества, вопросов. Особенно опасно взяточничество тогда, когда оно совершается лицом, которое призвано охранять законы или осуществлять надзор за их исполнением и производством.

За получение взятки вменяется уголовная ответственность и наказание, предусмотренное статьёй 290 УК РФ. За покушение на взятку, при условии, что лицо по объективным причинам её не получило, наказание вменяется по статье 30 УК РФ. Наказание следует не только за получение, но и за дачу взятки.

Данное преступление может иметь следующие разновидности, которые определяют квалифицированные виды получения взятки:

Простое получение взятки, подарков, услуг за мелкие уступки и преимущества.

Получение взятки в значительном размере, превышающем 25 000 рублей.

Получение взятки в крупном размере, превышающем 150 000 рублей.

Получение взятки в особо крупном размере – свыше 1 000 000 рублей.

Должностным лицом: государственным служащим, сотрудником полиции и прочими уполномоченными лицами.

Группой лиц по сговору, при организации преступной деятельности.

Под получением взятки понимаются следующие способы и признаки незаконного получения вознаграждения:

Принятие за исполнение своих государственных и иных функций любого вознаграждения: денег, услуг, подарков от организаций и физических лиц. Взамен этого осуществляются незаконные действия в пользу взяткодателя по служебной линии или при способствовании других должностных лиц.

Получение подарков или оказываемых услуг от подчинённых, зависимых от должностного лица по службе в счёт покровительства или попустительства в отношении их деятельности.

Использование других непредусмотренных преимуществ, таких как предоставление оплат услуг поездки, путешествия, предоставление санаторно-курортных путёвок, проведение ремонтных работ и т.п.

Завуалированная взятка: предоставление услуг и товаров по заведомо заниженным ценам и т.п.

Для доказательства потребуется подтверждение факта передачи денежных или иных средств, в пользу лица, взамен требования в отношении него, выполнения незаконного действия. В последние годы студенты учебных заведений проявляют бдительность в отношении преподавателей, вымогающих взятку, используя в качестве доказательства съёмку на камеру или диктофон, сотового телефона. С этими записями можно обратиться в полицию и инициировать производство уголовного дела. С крупными должностными лицами, государственными служащими, представителями муниципальных и иных административных служащих – дело обстоит значительно сложнее.

Работа антикоррупционного комитета на сегодняшний день достаточно эффективна, о чём говорят раскрытые громкие дела и предъявленные обвинения, крупным чиновникам. Доказательством получения взятки может служить также покушение на дачу взятки в том случае, если взяткодатель был задержан за передачу взятки до того момента, как передал средства взяткополучателю. Таким образом, получение взятки считается оконченным преступлением и признается таковым, с момента попытки дачи взятки взяткодателем, если существуют доказательства договоренности между субъектами. Это не меняет сути дела, и потенциальному получателю взятки будет вменено равноценное обвинение и ответственность. Основанием для его обвинения будет договорённость о получении взятки и начало организованного действия по её получению. То есть основаниями доказательства дачи взятки могут являться:

Записанные аудио и видео материалы. Показания свидетелей. Полученные денежные купюры. Арест (с дачей показаний) взяткодателя или посредника. Наличие на месте преступления представителей антикоррупционного комитета.

Кроме прямого указания в законе, для более полного понимания предмета взяточничества, Пленум Верховного суда РФ в п. 9 постановления №4 от 09 июля 2013 г. дал следующее разъяснение: «Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть  незаконные оказания услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)».

Однако, независимо от формы выражения (имущество, услуги или иные выгоды, право имущественного характера), предмет взятки, как отмечает Н.А. Бабий, всегда должен иметь свою материальную составляющую, исчисляемую в денежном выражении. Поэтому в качестве взятки не могут рассматриваться услуги неимущественного характера (хвалебный очерк, статья в газете, положительная характеристика или рекомендация, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, соавторство в научной работе и т. д.), оказываемые должностному лицу, хотя бы и за совершение определенных действий по службе.

Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти. Государственная власть предусматривает планируемое развитие всех социальных, общественных и экономических процессов. Однако взяткодатель осуществляет деятельность не в соответствии с установленной государством, регламентирующей системой, а – по собственному усмотрению, основанному на корыстных мотивах. Для определения состава преступления необходимо провести взаимосвязь между принятым вознаграждением и наличием корыстных мотивов, намерение осуществить в адрес лица незаконное действие.

Если лицо, получившее взятку, передало её часть другому лицу для исполнения планируемого незаконного действия, то оно несёт ответственность за получение и дачу взятки.

Объект преступления: общественные отношения, представляющие собой и составляющие содержание установленной, упорядоченной работы государственного аппарата. К объективной стороне преступления относится целый комплекс фактов: деньги, подарки, услуги и прочие преимущества, которые были предоставлены должностному лицу в качестве взятки. Кроме этого, к объективной стороне будет относиться планируемое незаконное действие в пользу взяткодателя, сумма взятки, место и время поведения действия по получению взятки.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, получившее взятку. К субъекту преступления относится также лицо, передавшее взятку для получения и посредник, если дача взятки осуществлялась через него. За дачу взятки должностному лицу привлекаются лица в возрасте с 16 лет. К субъективной стороне преступления относится вина в виде прямого умысла и наличие корыстного мотива.

Квалифицированным получение взятки считается тогда когда оно осуществлено в значительном и крупном размерах, а также — неоднократно. Особо квалифицирующими признаками получения взятки считаются: получение взятки в составе организованной группы лиц; получение взятки государственным служащим, административным служащим, сотрудником полиции и т.п. должностными лицами; с вымогательством взятки; в особо крупном размере и (или) при систематическом получении. Проблема квалификации получения взятки по преимуществу заключается в том, что сложно установить её рецидивирующий характер, а также установить взаимосвязь между получением взятки как причиной последующего незаконного действия.

Получение взятки очень близко, по сути, к коммерческому подкупу.

Уголовная ответственность за дачу и получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ и может быть как штрафом, так и получением реального срока лишения свободы. Получение взятки наказывается:

Штрафом от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период от 1 до 3 лет.

Лишением свободы сроком до 5 лет, с лишением (или без) права занимать определённые должности сроком до 3 лет.

Лишением свободы от 3 до 7 лет, с лишением (или без) права занимать определённые должности сроком до 3 лет, при совершении незаконного действия.

Лишением свободы сроком от 5 до 10 лет с лишением права занимать определённые должности сроком до 3 лет, если виновный занимал государственные, муниципальные или иные должности.

В особо квалифицированных случаях наказание составляет лишение свободы сроком от 7 до 12 лет, со штрафом (или без штрафа) в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 5 лет.

Статья 290 часть 3 УК РФ касается получения взятки за незаконные действия (бездействие). При этом, в ст. 290 ч.3 УК РФ, определяется круг ответственных лиц: должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Статья 290 часть 5 УК РФ касается деяний, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены при определенных условиях. Далее в ст. 290 ч.5 УК РФ, перечисляются эти условия: данные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере. Посреднические услуги наказываются как дача взятки в соответствии со ст. 291 УК РФ:

Штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;

Принудительными работами на срок до 3 лет;

Лишением свободы до 2 лет, со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Данное преступное деяние не может быть с косвенным умыслом, так как в этом случае лицо только предполагает общественную опасность совершаемого деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает последствия, либо безразлично к ним относится. Поэтому, судам необходимо в каждом случае получения взятки выяснять имелось ли волеизъ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.