- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие социальной защиты и ее необходимость
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001946 |
Тема: | Понятие социальной защиты и ее необходимость |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. Понятие социальной защиты и ее необходимость. 5 1.1. Понятие и сущность социальной защиты лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. 5 1.2. История радиационных и техногенных катастроф в России. 15 1.3. Поддержка граждан, подвергшихся радиационным и техногенным катастрофам. 23 ГЛАВА 2. Пенсионное обеспечение граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. 32 2.1. Условия и порядок назначения пенсий. 32 2.2. Определение размера пенсионного обеспечения пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. 2.3. Льготы и компенсации для лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Радиационные и техногенные катастрофы опасны не только для тех, кто непосредственно пострадал в них, - под облучение попадают и ликвидаторы радиационных аварий, окружающий мир.В свою очередь, последствия таких катастроф будут сказываться на людях и окружающей среде в течение очень долгого времени. Так что государство обязано на долгосрочной основе оказывать помощь людям, оказавшихся в таких обстоятельствах.В частности, в заявлении Государственной Думы Российской Федерации от 25.04.2011 года № 5184-5 “В связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС” говорится о том, что Государственная Дума Российской Федерации и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭ. По совокупности долгосрочных последствий эта авария стала самой крупномасштабной катастрофой ХХ века из всех происшедших к тому времени подобных аварий в мире. В один момент живой город стал выжженной пустыней. До сих пор там практически никто не живет, а уровень радиации зашкаливает. Жители, которые находятся на зараженных территориях, подвержены влиянию всех тех проблем, которые, так или иначе, коснулись всего населения Российской Федерации. При этом, проблемы значительно усугубляются в зонах трагедии. У многих граждан, столкнувшихся с этой бедой, создается ощущение беззащитности, которое провоцирует повышенную тревожность, нервозность, а так же подавленность. К великому сожалению, меры по социальной защите данной категории граждан часто являются малоэффективными. К тому же, одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальной угрозе тем или иным группам населения. Целью дипломной работы является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. Задачи дипломной работы: - изучить понятие социальной защиты; - проанализировать поддержку граждан подвергшихся радиационным воздействиям по законодательству Российской Федерации; - исследовать пенсионное обеспечение граждан пострадавших в результате радиационных воздействий; - обозначить условия и порядок назначения пенсий; - охарактеризовать льготы и компенсации для лиц пострадавших в результате радиационных катастроф. Объектом исследования дипломной работы выступают правовые отношения, возникающие по поводу социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных. Теоретической основой для написания дипломной работы мне послужили работы, таких авторов: Зурабов М.Ю., Мачульская Е.Е., Михайлов О.М., Соловьев А.К., Парушина Н.В. и др. Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы. ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ. 1.1. Понятие и сущность социальной защиты лиц, пострадавших врезультате радиационных и техногенных катастроф. Перед тем как начинать разбирать и рассматривать информацию о социальной защите лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, необходимо дать определения понятию «лица, пострадавшие в результате техногенных и радиационных катастроф». Это связано с тем, что качество обозначения юридической нормы во многом зависит от правильно подобранных терминов, обладающих признаками ясности, выразительности, самодостаточности, адекватности, понятийного содержания его словесному аналогу. К примеру, обращаясь к анализу определения «граждан, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», можно указать на то, что в нормах действующего законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") используется термин «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф», это говорит, о том, что законодатель определил количественный состав данной категории лиц, кроме этого их права на получение различных видов социальной защиты, находящей свое выражение в таких критериях как гражданство очень узко. По мнению законодателей, которое выражается в статье 10 Федерального Закона № 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: - лица, перенесшие или получившие лучевую болезнь либо другие заболевания, связанные с радиационным воздействием в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации этой и других катастроф; -лица, ставшие инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; -лица, принимавшие активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации этой и других катастроф в зоне отчуждения; -лица, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; - лица, переселенные (переселяемые) из зоны отселения и эвакуированные из зоны отчуждения; - лица, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; - лица, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; - лица, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; - лица, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); - лица, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение; - нетрудоспособные члены семей граждан; - лица, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей. Рaссмотрев дaнныйперечень и изучив научную литерaтуру, можно сделaть вывод о том, что нужно дополнить список лиц,которые могут получить социальные гарантии. Так как институт социaльной защиты от радиационных и техногенных катaстроф распределяет свое действие на всех грaждан, которые на законных основaниях нaходятся на территории Российской Федерации, так как понятие «лицо» применительно к физическим лицам в действующем законодaтельстве Российской Федерациии вмещает в себя не только граждан РoссийскойФeдерации, но и лиц без граждaнствa, а так же иностранных лиц. Анализ иных нормативных актов в сфере социальной защиты рассматриваемой группы лиц (Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 (редакция от 28.12.2013 года, с изменениями от 04.06.2014 года) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях иорганах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; Федеральный закон от 26.11.1998 года № 175-ФЗ (редакция от 30.12.2012 года) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча") показывает, что рассматриваемая группа включает в себя не только лиц, пострадавших в прямой (например, ликвидаторы последствий катастроф), но и в косвенной (сын умершего лица, перенесшего лучевую болезнь) формах от негативных воздействий радиационных и (или) техногенных катастроф. Список граждан, которым предоставляется помощь после катастрофы на производственном объединении «Маяк» представлен в Федеральном Законе № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»: - на граждан, которые временно направленные или командированные, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 годах; - на граждан, которые временно направленные или командированные, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 годах; - на граждан, которые были эвакуированы либо переселены, а также добровольно выехавших из населенных пунктов, в том числе эвакуированных и переселенных в пределах населенных пунктов, где эвакуация и переселение производилась частично, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации ипереселения находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивномузагрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; ) на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); - на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые подвергались радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр); - на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр); - на граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности). На основании выше изложенного можно выделить признаки, присущие понятию «лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф». Под лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера, субъекты которой признаны в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите, которую характеризует постоянный и непредсказуемый рост численности, а также наличие присущих специфических потребностей социального, психологического, экономического и иного характера.В Российской Федерации социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, - с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, бедность. В данном случае подход ученых вполне обоснован, так как возможно наличие отдельного института социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, что обусловлено, как и реальностью современной жизни, но и нормами Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность выделения в качестве самостоятельных институтов социальной защиты различных категорий граждан (населения). В качестве основания для предоставления конкретного вида обеспечения выступает определенный социальный случай, который может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий. Таким образом, речь идет лишь о воздействии на жизнедеятельность человека неблагоприятных факторов как результата произошедшей радиационной или техногенной катастрофы. В то же время, например, сама деятельность граждан на территории радиоактивного загрязнения либо семейные связи с облученными гражданами сами по себе не могут влечь за собой возникновение отношений по социальному обеспечению. Соответствующее правоотношение возникает лишь при наличии специфических юридических фактов. На основе анализа нормативных актов, а также научной и учебной литературы, я выявила для себя понятие «социальное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф», под которым понимается система общественных отношений, между лицами, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями - с другой, по поводу предоставления им за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий, компенсационных выплат и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств (смерть, инвалидность и иные), влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, и связанных с последствиями радиационных и техногенных катастроф. Однако институт социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф, входит составной частью в состав более общего - социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф. При поиске и составлении термина «социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф» были проанализированы основные подходы ученых. К примеру, Г. Х. Шафикова указывает, что под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне государственных стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.С учетом проанализированных нормативных актов, а также принимая во внимание основные теоретические подходы, изложенные в научной и учебной литературе под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф следует понимать, что это деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению денежных выплат, услуг, натуральных выдач лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф (охрана материнства, отцовства, детства, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и компенсационными выплатами и т.д.). В завершение рассмотрения данного параграфа можно отметить, что отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф имеют определенное сходство с правовыми связями, возникающими в области предоставления мер социальной защиты лицам, пострадавшим от различных природных катастроф, а также от террористических действий. В связи с этим было бы обоснованным то, что нужно принять единый нормативный акт, который бы заложил основы правовой аргументации вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных, техногенных, природных катастроф, а также террористических действий, которые достаточно сходны по внутреннему содержанию и целевой направленности. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов - система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности. Под лицами, пострадавшими от радиационных и техногенных катастроф, следует понимать группу людей, прямо или косвенно пострадавших от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (субъекты которой признаны в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите). В научной и учебной литературе используется два ключевых понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита». В Российской Федерации социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, — с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов и бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, бедность.В.качестве основания для предоставления конкретного вида обеспечения выступает определенный социальный случай, который может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий. Таким образом, речь идет лишь.о воздействии на жизнедеятельность человека неблагоприятных факторов как результата произошедшей радиационной или техногенной катастрофы. В то же время, например, сама деятельность граждан на территории радиоактивного загрязнения либо семейные связи с облученными гражданами сами по себе не могут влечь за собой возникновение отношений по социальному обеспечению. Соответствующее правоотношение возникает лишь при наличии специфических юридических фактов. Г. В. Сулейманова указывает, что под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне государственных стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры. Итак, сделаем вывод: под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных катастроф следует понимать, деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению денежных выплат, услуг, натуральных выдач лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф (охрана материнства, отцовства, детства, пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и компенсационными выплатами и т.д.). Источники права, регулирующие отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, разнообразны. Первую группу источников составляют нормативные правовые акты. Можно сделать вывод, что вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, урегулированы как законами, так и подзаконными актами. К числу основных законов, на сегодняшний день, относится Конституция РФ, так как именно в данном документе закреплен принцип социальной направленности проводимой государством политики в отношении своего народа. Конституционные положения, которые рассматривают институт социальной защиты рассматриваемой в данной работе группы лиц, могут быть разделены на несколько групп: - нормы, определяющие основы социальной политики, проводимой в отношении лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф; - положения, регламентирующие правовой статус лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф; - правила о международных взаимоотношениях, принятых РФ и применяемых в отношении всех лиц, пребывающих на законных основаниях на территории РФ. Также, наряду с Конституцией РФ, можно рассмотреть Всеобщую Декларацию прав человека, конкретнее на статью двадцать вторую «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. А также можно рассмотреть Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и ряд Конвенций ООН (о правах инвалидов, о правах ребенка). В завершение рассмотрения данного параграфа можно отметить, что отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф имеют определенное сходство с правовыми связями, возникающими в области предоставления мер социальной защиты лицам, пострадавшим от различных природных катастроф, а также от террористических действий. В связи с этим было бы обоснованным то, что нужно принять единый нормативный акт, который бы заложил основы правовой аргументации вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных, техногенных, природных катастроф, а также террористических действий, которые достаточно сходны по внутреннему содержанию и целевой направленности. 1.2. История радиационных и техногенных катастроф в России. 1.Катастрофа на Чернобыльской АЭС. Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР, и это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор. В 01:23:48 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом погибли два человека - оператор ГЦН (главный циркуляционный насос) Валерий Ходемчук (тело не найдено, завалено под обломками двух 130-тонных барабан-сепараторов) и сотрудник пусконаладочного предприятия Владимир Шашенок (умер от перелома позвоночника и многочисленных ожогов в 6:00 вПрипятской МСЧ утром 26 апреля). В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились, смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным помещениям[7]. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131 (период полураспада - 8 дней), цезия-134 (период полураспада - 2 года), цезия-137 (период полураспада - 33 года), стронция-90 (период полураспада - 28 лет). На 25 апреля 1986 года была запланирована остановка 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта. Во время таких остановок обычно проводятся различные испытания оборудования, как регламентные, так и нестандартные, проводящиеся по отдельным программам. В этот раз целью одного из них было испытание так называемого режима «выбега ротора турбогенератора», предложенного проектирующими организациями в качестве дополнительной системы аварийного электроснабжения. Режим «выбега» позволял бы использовать кинетическую энергию ротора турбогенератора для обеспечения электропитанием питательных (ПЭН) и главных циркуляционных насосов (ГЦН) в случае обесточивания электроснабжения собственных нужд станции. Однако данный режим не был отработан или внедрён на АЭС с РБМК. Это были уже четвёртые испытания режима, проводившиеся на ЧАЭС. Первая попытка в 1982 году показала, что напряжение при выбеге падает быстрее, чем планировалось. Последующие испытания, проводившиеся после доработки оборудования турбогенератора в 1983, 1984 и 1985 годах также, по разным причинам, заканчивались неудачно. Испытания должны были проводиться 25 апреля 1986 года на мощности 700-1000 МВт (тепловых), 22-31% от полной мощности. Примерно за сутки до аварии (к 3:47 25 апреля) мощность реактора была снижена примерно до 50 % (1600 МВт). В соответствии с программой, отключена система аварийного охлаждения реактора. Однако дальнейшее снижение мощности было запрещено диспетчером Киевэнерго. Запрет был отменён диспетчером в 23 часа. Во время длительной работы реактора на мощности 1600 МВт происходило нестационарное ксеноновое отравление. В течение 25 апреля пик отравления был пройден, началось разотравление реактора. К моменту получения разрешения на дальнейшее снижение мощности оперативный запас реактивности (ОЗР) возрос практически до исходного значения и продолжал возрастать. При дальнейшем снижении мощности разотравление прекратилось, и снова начался процесс отравления. В течение примерно двух часов мощность реактора была снижена до уровня, предусмотренного программой (около 700 МВт тепловых), а затем, по неустановленной причине, до 500 МВт. В 0:28 при переходе с системы локального автоматического регулирования (ЛАР) на автоматический регулятор общей мощности (АР) оператор (СИУР) не смог удержать мощность реактора на заданном уровне, и мощность провалилась (тепловая до 30 МВт и нейтронная до нуля). Персонал, находившийся на БЩУ-4, принял решение о восстановлении мощности реактора и (извлекая поглощающие стержни реактора) через несколько минут добился её роста и в дальнейшем - стабилизации на уровне 160-200 МВт (тепловых). При этом ОЗР непрерывно снижался из-за продолжающегося отравления. Соответственно стержни ручного регулирования (РР) продолжали извлекаться. После достижения 200 МВт тепловой мощности были включены дополнительные главные циркуляционные насосы, и количество работающих насосов было доведено до восьми. Согласно программе испытаний, четыре из них, совместно с двумя дополнительно работающими насосами ПЭН, должны были служить нагрузкой для генератора «выбегающей» турбины во время эксперимента. Дополнительное увеличение расхода теплоносителя через реактор привело к уменьшению парообразования. Кроме этого, расход относительно холодной питательной воды оставался небольшим, соответствующим мощности 200 МВт, что вызвало повышение температуры теплоносителя на входе в активную зону, и она приблизилась к температуре кипения. В 1:23:04 начался эксперимент. Из-за снижения оборотов насосов, подключённых к «выбегающему» генератору, и положительного парового коэффициента реактивности (см. ниже) реактор испытывал тенденцию к увеличению мощности (вводилась положительная реактивность), однако в течение почти всего времени эксперимента поведение мощности не внушало опасений. В 1:23:39 зарегистрирован сигнал аварийной защиты АЗ-5 от нажатия кнопки на пульте оператора. Поглощающие стержни начали движение в активную зону, однако вследствие их неудачной конструкции и заниженного (не регламентного) оперативного запаса реактивности реактор не был заглушён. Через 1-2 сбыл записан фрагмент сообщения, похожий на повторный сигнал АЗ-5. В следующие несколько секунд зарегистрированы различные сигналы, свидетельствующие о быстром росте мощности, затем регистрирующие системы вышли из строя. По различным свидетельствам, произошло от одного до нескольких мощных ударов (большинство свидетелей указали на два мощных взрыва), и к 1:23:47-1:23:50 реактор был полностью разрушен. Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек (Валерий Ходемчук), ещё один скончался утром от полученных травм (Владимир Шашенок). Впоследствии, у 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев. В 1:24 ночи на пульт дежурного ВПЧ-2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части (на ЗИЛ-131, который возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик). Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, который возглавлял лейтенант Виктор Николаевич Кибенок. Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант В. П. Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей. Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба (боёвка), рукавицы, каска. Звенья ГДЗС были в противогазах КИП-5. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 Р/ч один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора. Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей [25]. В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные. Изучение последствий чернобыльской аварии в области ядерной технологии, безопасности, радиационной медицины и социальной защиты внесло неоценимый вклад в развитие научных дисциплин, а также продолжает развивать и предпринимать новые меры социальной защиты лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф. Целевые исследования долгосрочного воздействия чернобыльской аварии на окружающую среду, здоровье человека и социальную сферу следует продолжить в дальнейшем. 2. Авария на производственном объединении «Маяк». Первая крупная радиационная катастрофа произошла в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г. Выброс радиации при аварии 1957 года оценивается в 20 миллионов Кюри. Выброс Чернобыля - 50 миллионов Кюри. Источники радиации были разные: в Чернобыле - ядерный энергетический реактор, на Маяке - емкость с радиоактивными отходами. Но последствия этих двух катастроф схожи - сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, десятки тысяч квадратных километров зараженной территории, страдания экологических беженцев, героизм ликвидаторов. Об аварии 1957 года говорят меньше и реже, чем о Чернобыльской катастрофе. Долгое время авария была засекречена, да и произошла она за 29 лет до Чернобыля, 50 лет назад. Для современных школьников это далекое прошлое. Но забывать о ней нельзя. Болеют и гибнут ликвидаторы, последствия той аварии и теперь сказываются на здоровье их детей и внуков. Все еще опасен Восточно-уральский радиоактивный след. Еще не все жители переселены с зараженных территорий. И главное-комбинат «Маяк» продолжает работать, продолжает принимать отходы с атомных электростанций, продолжает сбрасывать отходы в окружающую среду. Задолго до того, как было решено применять атомную энергию для производства электроэнергии, ее ужасающая разрушительная сила была использована, чтобы делать оружие. Ядерное....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Деятельность управления социальной защиты населения по организации мер социальной поддержки граждан
- Реализация государственной социальной политики деятельности государственного учреждения в сфере социальной защиты
- Понятие правовой основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей