VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие систематизации в праве.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001419
Тема: Понятие систематизации в праве.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………
1.Понятие систематизации в праве…………………………………………………….
2.Инкорпорация как форма систематизации законодательства……………………..
          1).Виды инкорпорации нормативно-правовых актов…………………………..
 3.Кодификация как форма систематизации законодательства ……………………..
          1). Понятие и правовая природа кодификации………………………………….
           2).Виды кодификации……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………



















Введение
На новом этапе развития страны, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, пришло время подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования, заботы о личности и ее интересах, установленной подлинной демократией.
Законодательство по своей природе призвано быть последовательным отражением подлинного народовластия, нравственных устоев общества, выработанных тысячелетиями справедливых правил взаимоотношений людей. Сейчас, к сожалению, распространена недооценка законодательства, в первую очередь, со стороны тех федеральных и региональных чиновников, которые никак не могут отрешиться от убеждения, что их положение дает им право управлять, невзирая на закон. Такие чиновники до сих пор не отрешились от правового нигилизма, и часто оправдывают беззаконие тем, что норма «мешает инициативе», «не учитывает местные условия» и т.п. Пока не сложилось уважительное отношение к закону, невозможно представить и создать цивилизованное гражданское общество.
Систематизация нормативно-правовых актов - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся система права, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различной. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разные периоды жизни государства и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена большим интересом к теме «Систематизация нормативно-правовых актов» 
Объектом исследования данной работы являeтся инкорпорация и кодификация как формы систематизации законодательства.















1. Понятие систематизации в праве.


Это – деятельность по обеспечению системности права, по приведению действующих нормативных актов в единую, согласованную. цельную систему.
.
Системность права, система законодательства и систематизация в праве – явления, находящиеся в единении, во взаимозависимости.
Системность права – такое его объективное свойство, которое, складываясь в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем (для своего поддержания и развития) в целенаправленной правотворческой работе. А эта работа затрагивает, во-первых, непосредственно нормативный материал, формируемый в процессе правотворчества, т.е. право как таковое, и, во-вторых, упорядочение системы законодательства.
Касаясь второго из указанных ракурсов, необходимо заметить следующее. Система законодательства в отличие от системы самого права характеризуется подвижностью, непосредственной зависимостью от субъективного фактора, от усмотрения законодателя. Нормативные акты издаются в различное время, разными, подчас непосредственно не соподчиненными между собой правотворческими органами. Многие акты принимаются в связи с определенными конкретными событиями или особыми задачами в деятельности государства, его органов. Иногда акты оказываются несогласованными, а то и противоречивыми.
Поэтому развитие законодательства выражается не только в деятельности по изданию новых, прежде всего системных, нормативных актов (в том числе по нормативному восполнению пробелов в праве), но и в деятельности по упорядочению системы законодательства. В наиболее общем виде такого рода деятельность в обоих указанных ракурсах и обозначается понятием систематизации.
Главные разновидности систематизации имеют правотворческую природу. Правотворчество (если рассматривать его по отношению ко всей правовой системе) не ограничивается изданием актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права: оно включает также деятельность, направленную на обеспечение системности права, упорядочение системы действующего законодательства.
Систематизация в праве выполняет существенные социальные функции. Она является важным, необходимым моментом в самом существовании права. Надлежащим образом систематизированное, упорядоченное законодательство – показатель того, что внешняя форма данной национальной правовой системы адекватна одному из существенных свойств права – системности. А это значит, что от систематизации во многом зависит все то, что относится к ценности права, его эффективности, к законности.
Разумеется, такое значение систематизации непосредственно сопряжено с классовой природой права. В эксплуататорских обществах антагонистические социально-классовые противоречия да и сам ход стихийного экономического и социального развития ставят объективные преграды надлежащей систематизации, запутывают систему права и систему законодательства все больше и больше.
В то же время примечательно, что именно при социализме указанная выше зависимость между системностью права и систематизацией стала жесткой и высоко-значимой. Самой жизнью социалистического общества продиктована потребность того, чтобы право не только отвечало назревшим материальным условиям общества, но и было совершенным по своей форме, в первую очередь упорядоченным, систематизированным, чтобы оно с максимальной эффективностью было способно выполнять свои задачи. А это значит, что систематизация в социалистическом обществе представляет собой объективную закономерность права. Пренебрежение этой закономерностью, недоучет ее объективных требований и принципов порождают трудности на практике, приводят к снижению эффективности правового регулирования.
Отсюда следует также, что в социалистическом обществе систематизация в праве является одним из условий строгого и неукоснительного проведения в жизнь требований законности. Систематизированное законодательство в значительной степени исключает возможности для неправильного или произвольного применения юридических норм, сокращает пробелы в нормативном материале, служит необходимой предпосылкой для того, чтобы все субъекты строго соблюдали юридические нормы, полно и реально осуществляли предоставленные им права. Систематизация обеспечивает надлежащее применение юридических норм и в то же время доступность социалистического права для всех граждан, всего населения.
Вот почему систематизации нормативных актов столь большое значение придавал В.И. Ленин. Систематизация в социалистическом обществе – это ленинское требование существования и развития права, строгого соблюдения начал законности.
Систематизация в праве достигается двумя основными, качественно различными, разноплановыми по юридической природе способами: а) кодификацией права, б) инкорпорацией действующих нормативных актов.
Кроме этих двух основных способов, существуют и другие приемы, направленные на придание праву большей системности, на поддержание законодательства в упорядоченном состоянии(в частности, издание укрупненных актов, справочно-информационная работа и др.).
В научной и учебной юридической литературе считается общепризнанным деление систематизации на две формы: кодификацию и инкорпорацию. Для общей характеристики вопросов систематизации такое деление представляется приемлемым и полезным. Оно взято за основу и в настоящем курсе. Однако более углубленное изучение данной проблемы показывает необходимость научно корректной интерпретации приведенного деления.
Кодификация и инкорпорация – явления разноплоскостные. Кодификация не является "формой" систематизации действующих актов: это вид правотворчества, в холе которого достигаются цели систематизации. В то же время, действительно, существуют формы упорядочения действующих нормативных актов, включая инкорпорацию, справочно-информационную работу.
Поэтому, как представляется, под формами систематизации следует понимать способы достижения целей систематизации, к которым, с одной стороны, относится кодификация права, а с другой – формы упорядочения нормативных актов (инкорпорация).













2.Инкорпорация как форма систематизации законодательства

Структура и содержание многих нормативно-правовых актов создают объективные основания для их систематизации именно в форме инкорпорации, под которой понимается осуществляемое вне правотворческого процесса, связанное только с внешней обработкой упорядочение законодательства, в рамках которого контрольные тексты нормативно-правовых актов определенного уровня объединяются полностью или частично в разного рода сборники в хронологическом, системно-предметном порядке без изменения их содержания.
Нормативно-правовой массив, упорядоченный в форме инкорпорации должен соответствовать следующим принципам:
а) целесообразности -инкорпорация должна иметь практическую пользу;
б) логической стройности -обеспечение концептуальности. целостности, ясности;
в) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данной сферы, логически развивать и дополнять закрепленные принципы и положения.
Существенное преобладание инкорпорации при осуществлении упорядочения правовой эмпирики всегда было характерной особенностью российской правовой системы. Проблема систематизации законодательства в начале второй четверти XIX в. стала одним из приоритетных направлений юридической политики Российского государства. Подходы к месту и роли систематизации российского законодательства изначально обозначил М.М. Сперанский. Проведенная в тот период в России систематизация законодательства и издание Первого Полного Собрания Законов Российской Империи и Свода законов Российской Империи явились существенным прорывом в её правовом развитии. Это создало условия для дальнейшего совершенствования правового регулирования, обеспечения законности в деятельности государственных учреждений. В результате систематизированных  работ получило развитие направление юридической техники, связанное с упорядочением законодательства.
Следующие Своды законов в истории России появились уже спустя полтора века: Свод законов СССР издавался в 1980-1985 гг. Свод законов РСФСР в 1986-1988 гг.
В ходе анализа вышеназванных инкорпоративных сборников законодательства можно сделать вывод о том. что результаты официальной инкорпорации закреплялись с помощью двух видов актов: Свода законов и Собраний законодательства. Главное их отличие состоит в глубине инкорпорации, в характере проводимой при этом обработке актов.
При проведении всеобщей инкорпорации, где задействованы многие государственные органы и учреждения, инкорпорация носит комплексный характер. является катализатором консолидации и кодификации законодательства. В этом случае можно говорить о сложном виде инкорпорации, включающем элементы правотворческой деятельности.
Сегодня при осуществлении инкорпорации законодательства государственные органы не выходят на уровень всей правовой системы, а делают это ограниченно - в рамках одной отрасли или института.
В качестве современных инкорпоративных сборников можно назвать «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень международных договоров». «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Министерства образования РФ». «Бюллетень трудового и социального законодательства». «Бюллетень Министерства юстиции», «Вестник Банка России». «Вестник образования России», а также различные сборники нормативных актов, выпускаемые научными учреждениями и отдельными издательствами по отраслевым вопросам.
На основе сказанного можно выделить следующие признаки инкорпорации:
I) её предметом являются нормативные правовые акты и нормативно-правовые предписания, образующие их. При составлении неофициальных сборников могут инкорпорироваться отдельные нормы статей, имеющие непосредственное отношение к тематике сборника, с сохранением своих реквизитов;
2) сущность инкорпорации заключается в упорядочении действующих нормативных правовых актов путём внешней обработки инкорпорируемых актов, расчистки от недействующих, ненормативных предписаний, без переработки содержания норм права, то есть изменение текста нормативного акта в ходе «чистой» инкорпорации невозможно;
3) нормативные правовые акты помещаются в единый сборник (или ряд периодических сборников) в хронологическом, тематическом или иерархическом порядке; при простой хронологической периодической инкорпорации нормативно-правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом;
4) инкорпоративный сборник может являться официальной юридической основой действия для правоприменительных органов только в том случае, если правотворческий орган признал его в качестве официального сборника опубликования своих нормативных правовых актов.
Таким образом, инкорпорация служит одним из первичных этапов систематизации законодательства, является более оперативной, позволяет четко запланировать сроки её проведения, способствует уточнению правовых понятий, выявлению пробелов, коллизий, нормативных наслоений в праве, позволяет выработать на базе полученных результатов правовые и научные основы дальнейшей систематизации законодательства.


    1).Виды инкорпорации нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой массив, являющийся объектом инкорпорации, может быть организован и упорядочен различными способами, зависящими от того, какой признак положен в основу инкорпорации, и какая цель при этом преследуется. В ходе анализа и обобщения различных критериев классификации, можно выделить следующие .виды инкорпорации:
1. По характеру расположений правового материала выделяют хронологическую, предметную (систематическую), субординационную инкорпорацию. Результатом таких видов инкорпорации являются хронологические, систематические сборники, собрания, бюллетени.
Хронологическая инкорпорация осуществляется, когда правотворческие органы по мере принятия новых правовых актов публикуют их в специальных периодических изданиях. К таковым, например, относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень международных договоров», «Вестник Банка России».
Систематическими собраниями называют собрания законов, систематизированные по предметам правового регулирования. Подборка нормативных актов для проведения систематической инкорпорации позволяет подробно проанализировать законодательство, систематическими собраниями удобнее пользоваться, нежели хронологическими.
Субординационная (иерархическая) инкорпорация законодательства связана с распределением правового материала, основанным на юридической силе нормативных правовых актов. Обычно критерий юридической силы актов применяется в совокупности с другими критериями. Например, к подобного рода сборникам относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др.
2. В зависимости от продолжительности осуществления инкорпорация может быть периодической (непрерывной) и единовременной.
Периодическая (непрерывная) инкорпорация осуществляется постоянно, результатом такого упорядочения является еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) издание сборников, включающих нормативно-правовые акты, издаваемые по определенной тематике («Бюллетень трудового и социального законодательства»), или исходящие от определенных правотворческих субъектов («Собрание законодательства РФ», «Вестник Банка России»).
Единовременная инкорпорация осуществляется в запланированные сроки, охватывает нормативный материал, изданный за определённый период времени. Например, различные тематические сборники, которые не имеют официального характера, структура и объём которых определяются каждым инкорпоратором самостоятельно, исходя из круга вопросов, интересующих граждан, правоприменителей. Примером могут служить различные неофициальные тематические сборники, издаваемые по вопросам образования, военной службы, жилищным вопросам, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и т.д.
3. Наиболее распространенный критерий классификации инкорпорации по субъектам, которые осуществляют систематизацию законодательства и степени официальной признанности издаваемых сборников. В этом случае можно выделить официальную, полуофициальную и неофициальную инкорпорацию.
Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленный сборник. Такой сборник приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов и является свидетельством достоверности и точности помещенных в него юридических норм. На его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. В качестве примеров таких сборников можно назвать: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». «Бюллетень международных договоров», «Вестник Банка России».
Полуофициальной (официозной) называется инкорпорация, в ходе которой подготавливаются и издаются сборники по поручению правотворческих органов, но ими не санкционируются. Итогом официозной инкорпорации является собрание, рассматриваемое как достоверное изложение действующего законодательства, которое может быть отвергнуто путем обращения к официальным источникам текущей публикации актов. Примером официозной инкорпорации являются сборники, издаваемые министерствами, ведомствами по отдельным отраслям законодательства. К таковым относятся «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации». «Бюллетень трудового и социального законодательства. Российской Федерации». «Вестник образования» и др.
Деятельность, связанную с неофициальной инкорпорацией, осуществляют по собственной инициативе организации, граждане, которые не имеют специальных полномочий издавать официальный инкорпоративный сборник. Такая инкорпорация имеет авторский характер. Критерии отбора, обработки, классификации нормативного материала всецело зависят от усмотрения тех лиц, которые являются инициаторами составления или фактическими составителями сборника.
4. В зависимости от того, какая часть акта подлежит систематизации, можно выделить инкорпорацию полных текстов нормативных правовых актов; инкорпорацию извлечений (статей, пунктов) из нормативных правовых актов; комплексную, включающую объединение как целых актов, так и их отдельных частей; а также  дефинитивную инкорпорацию.
5. Инкорпорацию можно классифицировать в зависимости от объёма охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную и отраслевую инкорпорацию. Генеральная инкорпорация имеет место, когда в собрание включается все или большая часть законодательства. Отраслевая инкорпорация имеет место, когда составляются сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
6. По методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть простой и сложной.
Простая инкорпорация осуществляется, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются: ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истёк, подписи уполномоченных должностных лиц и т.д.
Сложная инкорпорация осуществляется, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отменённые, но фактически утратившие силу нормативные предписания, происходит унификация терминологического аппарата различных актов с внесением соответствующих изменений, то есть речь идёт об инкорпорации с элементами правотворчества.
7. По сфере действия нормативного материала, объединяемого в сборники, можно выделить инкорпорацию общефедеральную, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
8. В связи с тем, что в настоящее время круг правовых актов, для которых требуется качественная систематизация, существенно расширился, представляется обоснованным выделить инкорпорацию в зависимости от вида инкорпорируемых актов: 1) нормативно-правовых актов; 2) правоприменительных; 3) интерпретационных.








































3.Кодификация как форма систематизации права
Кодификация - это наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (свободного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени.
     1). Понятие и правовая природа кодификации
Законодательная практика знаешь лишь один наиболее эффективный способ борьбы с многообразием нормативных правовых актов, дублированием норм права, противоречиями и пробелами - это кодификация.
Кодификация это не только закрепление определенных действующих норм и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Главная функция кодификации - существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования.
Именно это свойство кодификация позволяет рассматривать как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности. Результатом кодификации является сводный акт, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты в данной отрасли законодательства, либо новый акт, впервые системно регулирующий определенную группу общественных отношений.
Кодификация один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права данной страны, а иногда и права в целом. Такой сложный характер кодификационных работ объясняет, почему разработка и принятие важнейших кодифицированных актов в некоторые странах занимает до 20-30 лет.
Необходимо отметить, что в литературе выделяется несколько значений понятия кодификации. Обобщая существующие подходы к пониманию кодификации, отмечают, что это правовое явление имеет, по крайней мере, два значения: во-первых, как результат переработки определенного нормативного массива и сведения его в некий документ (кодекс, основы, устав и т.п.); во-вторых, как процесс этой переработки, предполагающий осмысление сложившейся ситуации, выработку концепции обработки и сведения меняющегося материала в виде отмены, дополнений или принятия нового нормативного акта.
Кодификация рассматривается в качестве первоочередного, ключевого фактора развития права как системы, так как при кодификации не только упорядочивается действующее право и вносятся в него необходимые изменения, но и достигается развитие согласованной, гармоничной системы. Именно кодификация является наиболее совершенной формой систематизации нормативных актов, которая ставит целью систематическое изложение всего накопленного нормативного материала по определенной отрасли права.
Термин «кодификация» имеет по крайней мере два значения: во-первых, как результат переработки определенного нормативного массива и сведения его в некий документ (кодекс, основы, устав и т.п.); во-вторых, кодификация как процесс этой переработки, предполагающий осмысление сложившейся ситуации, выработку концепции обработки и сведения имеющегося материала в виде отмены, дополнений или принятия новых нормативных актов.
Любое понимание кодификации предполагает наличие уже имеющегося материала. Анализ специальной литературы и юридическая практика показывают, что создание любого крупного кодифицированного акта требует определенного уровня накопления соответствующих нормативных материалов и достаточно высокой степени правового регулирования в данной области. Часть этого материала при кодификации сохраняется и используется, т.е. воспринимается новым нормативным правовым актом. Происходит это путем: а) его переработки и б) его объединения в кодификационном акте.
Понимание кодификации как деятельности, направленной на внутреннюю и внешнюю переработку действующего законодательства, изменение правовых норм в определенной сфере общественных отношений, воспринято и учебной литературой.
Но кодификация- это не только переработка действующего правового материала, но и его объединение. В процессе кодификационной деятельности осуществляется не только глубокий пересмотр всего действующего законодательства в данной области, но и его более или менее широкое включение в кодификационный акт. Кодификация- это создание свободных (объединяющих комплекс норм и институтов права) законов вместо суммы разрозненных актов текущего законодательства, высшая форма упорядочения законодательства. Она приводит многочисленные, разрозненные и не всегда достаточно хорошо согласованные друг с другом акты в стройную единую систему.
Кодификация как вид издания сложных законов, охватывающих какую-либо отрасль права или законодательства, противопоставляется так называемому фрагментарному законодательству, устанавливающему частные правовые положения.
История кодификации восходит ко времени кризиса Римской империи, когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий.
В правление Диоклетиана юрист Грегорий (или Грегориан) около 292/3 г., составил сборник императорских декретов, который носит название Codex Gregorianus. Известно, что этот Кодекс содержал в себе конституции со 196 по 292 гг., расположенные в определенном порядке. Он делился на 19 (по другим данным, на 14 или 16) книг, книги на титулы, внутри которых конституции приводились в хронологической последовательности.
Следующей попыткой кодифицировать римское право стала кодификация Феодосия. Кодекс Феодосия был составлен между 429 и 438 гг. Большинством современных исследователей считается, что в Восточной Римской империи он вошел в силу 15 февраля 438 г., а в Западной - 1 января 439 г. С этого времени он использовался и в западной империи как официальный Кодекс.
Главным итогом кодификации законодательства древнего Рима стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в. Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы, как было при предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно) но также и ius (сочинения классиков). Кодекс Юстиниана появился в 534 году и состоял из 12 книг, разделенных на титулы.
В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права). В Восточной империи в течение примерно пяти веков после кодификации Юстиниана составленные им сборники служили базой научной и практической работы. По мере изменений в социально-экономической жизни и возникновения новых потребностей вносились поправки и производилась переработка отдельных частей Юстиниановой кодификации, например Базилики императора Льва Мудрого, конец IX - начало Х в., и др. В средневековой Европе крупные кодификационные работы проводились в конце позднего средневековья и в начале Нового времени. Однако характер этих кодификаций резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых, кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части.
В середине XVII в. была осуществлена кодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г.
Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опиралось на:
-судебники;
- указные книги приказов;
- царские указы;
- думские приговоры;
- решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора);
- «Стоглав»;
- литовское и византийское законодательство;
- новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.
Несмотря на казуальность изложения, Соборное уложение отличалось весьма высокой для своего времени юридической техникой. Уложение открывалось (впервые) преамбулой, где провозглашалось соответствие права постановлениям «Святых Апостолов» и утверждалось равенство суда по всем делам и для всех чинов (конечно, в соответствии понимаемой в то время сословностью). Соборное уложение вошло в Полное собрание законов Российской Империи 1830 г.
В России попытки дальнейшей кодификации продолжались в XVIII и XIX вв. Наиболее известным результатом этой работы стал Свод законов Российской империи ? систематизированный сборник русского дореволюционного законодательства. К составлению Свода приступили с началом царствования императора Николая I, в 1826 г. Руководил работами по собиранию и переработке многочисленных старых законов и указов, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г., М.М. Сперанский. В основу Свода законов был положен следующий план. Общественная жизнь воплощается в союз государственный и союз гражданский; в основе каждого из них лежат законы, намечающие границы его действия (определительные) и ограждающие права, из него вытекающие (охранительные). В соответствии с этим весь Свод законов должен состоять из 8 частей:
а) законы основные, определяющие существо верховной власти;
б) законы органические, определяющие устройство органов этой власти;
в) законы сил правительственных, определяющие способы действия государственной власти;
г) закон о состояниях, определяющий права и обязанности подданных по степени участия их в составе установлений и сил государственных;
д) законы гражданские и межевые, включающие семейственные и общие имущественные отношения;
е) уставы государственного благоустройства;
ж) уставы благочиния (законы полицейские);
з) законы уголовные. Разработка законодательства по этому плану была возложена на 11 Отдельных Его Императорского Величества канцелярий.
19 января 1833 г. Свод законов был внесен в Государственный совет, который решил издать Свод законов «в виде законов, коими в решениях исключительно руководиться должно». Свод был опубликован в Манифесте 31 января 1833 г. и вступил в силу 1 января 1835 г. 30 января 1836 г. были опубликованы выработанные Государственным советом правила его применения. К Своду ежегодно стали печататься очередные Продолжения Свода, в которых показывалось, какие статьи должны считаться отмененными, а также размещались вновь издаваемые законы. С 1863 г. начали печататься кроме очередных еще Сводные продолжения Свода, охватывающие изменения в законах по отдельным томам за более или менее значительный период времени. До этого данная цель достигалась переизданиями всего Свода. Последним Сводным продолжением является издание 1912 г. Первоначально весь Свод законов Российской империи помещался в 15 томах. Судебные уставы 1864 г. не входили в Свод. Но в 1876 г. была сделана попытка распределить эти уставы по отдельным томам (в II, X, XV томах), приведшая, однако, к искажению многих сторон судебной реформы. В целях восстановления единства Судебных уставов в 1883 г. части их вновь были соединены, а в 1892 г. внесены в Свод в виде нового XVI тома. Однако вне Свода законов Российской империи так и остались Своды военных и военно-морских установлений и местные законы.
Позднее кодификация продолжалась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение.
В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные от отрасли права.
О.А. Красавчиков предложил для советской гражданско-правовой науки следующую периодизацию становления и кодификации:
1) период становления (1917-1922), к концу которого происходит переход к нэпу, принятие ГК РСФСР, появление первых его комментариев и первых сравнительно крупных исследований гражданского законодательства;
2) период первоначального развития (1923-1936), который распадается на два этапа- этап борьбы на два фронта (1923-1928/30), т.е. с буржуазным и нигилистическим отношением к советскому гражданскому праву, и этап хозяйственно-правовой концепции (1928-1936/37);
3) период стабилизации (1936/37-1956), характеризующийся тем, что гражданско-правовой наукой были выброшены за борт буржуазные и мелкобуржуазные концепции, она стала целиком и полностью на прочные методологические рельсы марксизма-ленинизма, покончив с различ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44