VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие сегментов и методика их выделения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007022
Тема: Понятие сегментов и методика их выделения
Содержание
36



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита









КУРСОВАЯ  РАБОТА

По бухгалтерской (финансовой) отчетности

Сегментарная отчётность









Выполнила 

студентка 3 курса, группы 36ЭБ152

	очной формы обучения                             Трохина Нина Андреевна

		

Научный руководитель

Кандидат наук, доцент

Кольцова Татьяна Александровна







Тюмень 2017



Регистрационный номер (кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита)                          Дата

________________                                                                                                        ______________2017

Работа выполнена на кафедре экономической безопасности, учета, анализа и аудита Финансово-экономического института ТюмГУ 

по специальности «Экономическая безопасность» 

по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»





















Допущено к защите:



_____________2017

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________ 

_____________2017

_________________

(подпись)





























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. теоретические аспекты сегментарной отчетности	6

1.1. Понятие сегментов и методика их выделения	6

1.2. Сущность и значение сегментарной отчетности	10

ГЛАВА  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ	13

2.1. Порядок формирования отчетности по сегментам для внешних пользователей	13

2.2. Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчетности	24

2.3. Сегментарная отчётность как основа оценки деятельности центров ответственности	28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	35







































ВВЕДЕНИЕ

Производство и продажа различных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет деятельности предприятия, могут проводиться в различных географических регионах. Деятельность, которая связана с этими товарами и услугами (работами), может подвергаться разным рискам и иметь разные уровни рентабельности. 

В современных условиях экономики нужно обособленно вводить в бухгалтерскую отчетность информацию о разных видах (группах) товаров (работ, услуг), а также о деятельности предприятия в различных регионах.

Информацию по сегментам размещают в бухгалтерской (финансовой) отчетности для того, чтобы пользователи имели более полное представление о предприятии путем предоставления дополнительных данных о производстве разных видов товаров (работ, услуг), являющихся предметом деятельности предприятия, о различных географических регионах, в которых предприятие ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволит заинтересованному пользователю принять более взвешенные и обоснованные решения.

Обычно, информация по сегментам интересует как внешних, так и внутренних пользователей: акционеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков, работников предприятия. Поэтому требования, которые предъявляются к ведению учета и составлению отчетности, формам ее представления достаточно высокие. Одним из таких требований является требование по определению состава финансовой отчетности, который даст ответ на запрос приоритетных групп пользователей информации. Иногда бывает, что в финансовом отчете руководство компании может скрыть результаты убыточных направлений деятельности за счет более прибыльных. Нельзя забывать об интересах акционеров и инвесторов предприятия, осуществляющих свою деятельность по разным направлениям и в разных географических районах. Обычно, такая деятельность очень неоднородна, и достоверную информацию о ней можно получить только при помощи сегментарной отчетности. При этом особая актуальность принадлежит требованию о включении в финансовую отчетность многоотраслевых и многопрофильных предприятий, информации об операционных и географических сегментах деятельности.

Проблемы теории и анализа финансовой отчетности, в том числе по сегментам, всегда были объектом внимания ученых. Значительный вклад в их решение внесли такие отечественные ученые, как Ю. А. Бабаев, М. С. Бакаев, М. А. Вахрушина, В. Ф. Палий и многие другие, а также зарубежные исследователи: Л. А. Бернстайн, Дж. Рис, Г. Мюллер.

До настоящего времени отчетность по сегментам рассматривается российскими учеными и экономистами как часть внутренней отчетности предприятия. Понятие «сегмент бизнеса» подменялось понятием «центр ответственности». Не было и стандартов по составлению такой отчетности. В настоящее время от российских специалистов, которые занимаются составлением финансовой отчетности, требуется другое понимание места и роли информации по сегментам. В международной практике сегментарную отчетность рассматривают, как часть финансовой отчетности, которая раскрывает информацию о различных направлениях и регионах деятельности предприятия. Создание российского стандарта по сегментарной отчетности показало актуальность представления дополнительной информации по сегментам деятельности предприятия для инвесторов и кредиторов. Такая отчетность помогает пользователям, а также формирует имидж предприятия, приближает финансовую отчетность к формату, который соответствует международным стандартам.

Немаловажно и то, что некоторые российские специалисты сегментарная отчетность рассматривают как отрицательный фактор, который способен раскрыть секретные экономические данные о предприятии, существенно влияя, на его конкурентное положение на рынке. Поэтому очень актуально определить цели и задачи составления сегментарной отчетности, которые могли бы наглядно показать реальные возможности представления и анализа информации по сегментам, ее ценности как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и методики составления сегментарной отчетности.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотрение сущности и значения сегментарной отчётности;

- определение правил построения сегментарной отчётности;

-рассмотрение порядка формирования сегментарной отчётности по сегментам;

-определение использования сегментарной отчётности для оценки эффективности функционирования организационной структуры.

Предметом курсовой работы является сегментарная отчётность.

Объектом данной курсовой работы является система бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Источниками для написания данной курсовой были взяты нормативные акты, а также некоторые научные литературные издания по бухгалтерской финансовой отчетности.

























ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1. Понятие сегментов и методика их выделения

В переводе с латинского понятие «сегмент» означает «segmentum» - «отрезок», «часть круга». Применительно к информации, которая формируется в финансовой отчетности, сегментом называют легко выделяемый компонент компании, принимающий участие в производстве определенного вида товара (услуги) или группы связанных товаров и услуг. В соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 в качестве информации о сегменте выступает информация, которая раскрывает часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации. [2]

Таким образом, сегментом является обособленная часть деятельности организации в конкретных хозяйственных условиях, выделяющаяся из общей деятельности предприятия по уровням риска или получению прибыли. Такую потребность раскрывать указанные данные в бухгалтерской отчетности устанавливает раздел VI «Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» ПБУ 4/99. В соответствии с п. 27 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках обязаны раскрывать дополнительную информацию, в частности информацию об объемах продаж товаров и услуг (работ) в разрезе видов (отраслей) деятельности и географических рынков сбыта (деятельности).

Данные в разрезе сегментов подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 таким образом:

в разрезе видов деятельности (по операционным сегментам);

в разрезе географического расположения (по географическим сегментам).

Операционным сегментом является отдельно выделяемая часть предприятия, которая ведет деятельность по производству конкретного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которые подвержены рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

При условии похожести по всем или большинству показателей при выделении данных по операционным сегментам несколько видов товаров (работ, услуг) могут объединяться в однородные группы. Такими показателями могут быть приняты:

• процессы производства товаров или выполнения работ (оказания услуг);

• назначения товаров и работ (услуг);

• покупатели (потребители) товаров и услуг (работ);

• методы продажи товаров и распространения работ (услуг);

• системы управления деятельностью предприятия (в том случае если это применимо в конкретной ситуации).

Географическим сегментом является отдельно выделенная часть предприятия, занятая деятельностью по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в конкретной географической области, которая подвержена риску и получению прибыли, отличающимся от рисков и прибылей, которые присущи в иных  географических областях деятельности предприятия.

Из этого следует, что информация по географическим сегментам – это данные, которые раскрывают важные аспекты деятельности предприятия в конкретной географической области.[3]

ПБУ 12/2000 информацию по географическому сегменту делит на два направления:

1) по месту расположения рынка сбыта;

2) по месту расположения активов предприятия.[8]

Формироваться данные по географическому сегменту могут в разрезе одного или нескольких конкретных государств, регионов РФ. Кроме того, на основании организационных структур и систем внутренней отчетности, данные по географическим сегментам могут разделяться по местам расположения активов (ведения деятельности предприятия) или по местам расположения рынков сбыта – потребителей (покупателей) товаров и услуг (работ).

Выделяя данные в разрезе географических сегментов, руководствуясь с требованиями п.8 ПБУ 12/2000 исходят из следующих характеристик:

• наличие устойчивых связей в деятельности, которая осуществляется в разных регионах, географически удаленных;

• схожести условий, которые характеризуют экономические и политические системы государств, на территории которых ведутся деятельности предприятий;

• схожесть видов деятельности;

• схожесть рисков, характеризующих деятельности предприятий в определенной географической области;

• общности правил валютного контроля;

• схожести правил валютного риска, который связан с деятельностью предприятия в конкретной географической области.[8]

По разъяснениям МСФО 8 данные по сегментам могут быть представлены, как по географическим, так и по операционным сегментам. При этом операционным сегментом является отдельный участок компании, который производит продукцию или предоставляет услуги, выгоды и риски которого отличны от выгод и рисков иных отраслевых сегментов (например, сельскохозяйственных, промышленных и финансовых сегментов).[13]

Как указано в требованиях МСФО идентификация сегментов происходит на основе организационной и управленческой структур, а также внутренней системы финансовых отчетов, которую зачастую называют управленческим подходом, который свидетельствует о преобладающем источнике риска и выгод в целях представления отчетности по сегментам. Такой источник риска и выгод определяет первичный формат сегментной отчетности, а вторичный источник рисков и выгод – вторичный формат сегментной отчетности. В соответствии с нормами, установленные МСФО 8, требуется использовать более низкий уровень внутренней сегментации. Такие требования возникают в ходе выделения внутренних сегментов, которые никоем образом не связано с продукцией и услугами, ни с географическими районами. Например, таковым является сегмент по виду юридической формы образования организации. Вместе с этим отчеты по внутренним сегментам составляются и подаются совместно с отчетами, которые формируются по группам продукции или работ (услуг) или по географическим районам. В соответствии с требованиями МСФО 8  в основе географических сегментов могут лежать зависимости от места расположения операций организации или от места расположения рынков и клиентов. Основные признаки, которые лежат в основе условий для выделения данных по сегментам, содержатся в ПБУ 12/2000.

Сегмент, данные о котором наиболее существенны и значимы, и который должен быть обязательно раскрыт в бухгалтерской отчетности, называют отчетным сегментом. Таким образом, данные по отчетным сегментам являются данными по отдельным операционным или географическим сегментам, которые в обязательно порядке должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности или в консолидированной финансовой отчетности.[11]

Выделяя данные по отчетным сегментам, учитываются валютные, ценовые, кредитные, общеэкономические и политические риски, которым может быть подвержена деятельность предприятия. Одновременно с этим в ходе выделения данных в отчетные сегменты оценка рисков не предполагает их точное количественное измерение и выражение.

Типы сегментов и их перечень, данные по которым раскрываются в бухгалтерской отчетности, предприятие устанавливает самостоятельно в зависимости от его управленческой и организационной структур и системы внутренней отчетности и учета. С этой целью, на основе выбранной предприятием логике сегментирования, в приказе об учетной политике определяются виды (группы) товаров и работ (услуг), которые будут входить в состав данных по сегментам.[12]



1.2. Сущность и значение сегментарной отчетности

Многие коммерческие предприятия занимаются хозяйственной деятельностью, которая носит многопрофильный характер. Зачастую они выпускают товары и выполняют работы (услуги) в широком ассортименте или ведут деятельность в географических регионах с различными возможностями для увеличения объемов продаж товаров (услуг), различным уровнем коммерческих рисков и рентабельности продаж.

Пользователи финансовой отчетности тяжело оценивают такую деятельность на основе изучения информации консолидированной финансовой отчетности. Им требуется выделенные данные о производстве определенного товара, либо о его продаже, или о деятельности предприятия в географической области.

Такие данные содержатся в сегментарной отчетности. Эта отчетность позволяет обеспечить в первую очередь требуемую степень сопоставимости представленной предприятием информации с показателями иных компаний, рост степени удовлетворенности данными многочисленных групп внешних пользователей финансовой отчетности о выгодах и рисках, которые связаны с деятельностью и географическим положением предприятия.

Данные о различных видах (группах) товаров, которые включаются в бухгалтерскую отчетность, а также о деятельности предприятия, которая осуществляется в различных географических областях, на основе анализа определенных прибылей и рисков называют информацией по сегментам.

Порядок составления и ведения такой сегментной отчетности урегулирован на законодательном уровне. А именно Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), которое утверждено приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н, и рядом другой нормативной документации.[9]

Следующее положение ПБУ 12/2000 регламентирует правила формирования и предоставления данных в разрезе сегментов в бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий (за исключением кредитных организаций), деятельность которых предусматривает несколько видов получения доходов или производится в различных географических областях, в условиях:

• составления консолидированной бухгалтерской отчетности предприятием, которое имеет дочерние или зависимые общества;

• составления консолидированной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), которые созданы на добровольных началах, организацией, на которую согласно учредительным документам возложено составление такой отчетности;

• составления отчетности предприятия, которое осуществляет разные виды деятельности (торговую, производственную, сельскохозяйственную и т. д.);

• составления отчетности предприятия, осуществляющего один вид деятельности, но при этом производящего товары (выполняющего работы, оказывающего услуги), которые различаются по производственным процессам, потребителям товаров, работ (услуг), по географическим регионам, в которых она работает, и (или) другим существенным для данного предприятия признакам.

В ходе формирования отчетности нормы ПБУ 12/2000 не используют:

• в отчетности, которая составляется с целью государственного статистического наблюдения;

• в отчетности, которая представляется кредитной организацией;

• в отчетности для других специальных целей.

В ходе составления бухгалтерской финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства ПБУ 12/2000 не используют.

Таким образом, нормы и требования ПБУ 12/2000 должны распространяться на коммерческие предприятия, которые осуществляют различные виды деятельности, бухгалтерская отчетность которых нуждается в данных, которые позволят лучше оценить деятельность предприятия, перспективы его развития, подверженность рискам и возможность увеличения прибылей.[8]

Ко всем предприятиям, долевые или долговые ценные бумаги которых обращаются на открытом рынке ценных бумаг, а также  к организациям, которые находятся в процессе эмиссии таких инструментов, применяются нормы международного стандарта МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Таким образом, сфера использования стандарта МСФО 8 ограничивается именно теми предприятиями, детальная и точная информация о которых чрезвычайно важна для инвесторов. Материнское предприятие предоставляет данные по сегментам только на основе данных сводной финансовой отчетности.[11]

В сравнении ПБУ 12/2000 и МСФО 8 имеют различия. Первое в отличие от стандарта не содержит указаний об обязанностях российских предприятий, чьи акции обращаются на открытом рынке ценных бумаг, раскрывать в бухгалтерской отчетности подробно данные о своей деятельности.

Формирование и представление в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам позволят заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженность коммерческим рискам и возможности получения прибыли. Информация по сегментам деятельности организации дает возможность заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.[1]

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.1. Порядок формирования отчетности по сегментам для внешних пользователей

Порядок составления бухгалтерской отчётности по сегментам для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам, утверждённый приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. № 11 н.

В системе международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), к которым стремится российский бухгалтерский учёт, аналогичный стандарт существует. Таким стандартом является МСФО № 8 «Операционные сегменты», в котором определен порядок формирования отчётности о сегментах бизнеса в государствах с рыночной экономикой. По сути – это «прародитель» ПБУ 12/2000, необходимость его появления появилась еще в конце 50-х годов, когда возникло бурное развитие западных компаний. Существует два основных направления этого развития.

Во-первых, расширялся ассортимент выпускаемых изделий, проникали в новые сферы деятельности, завоевывали новые рынки сбыта. Это говорило о начале процесса диверсификации производства – перехода от простых монопроизводств к многопрофильным технологиям с широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Такая перестройка повышает финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятий. Появилась возможность компенсировать убытки, которые получены в одном направлении деятельности, прибылью от продажи иных видов товаров (работ, услуг).[4]

Во-вторых, в связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах.

Поэтому, при подготовке финансовых отчётов стало необходимо наряду с другими данными помещать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и по географическому местонахождения рынков сбыта (по географическим субъектам). Формирование отчётности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям потому, что с одной стороны, она включается в состав финансовой отчётности, а с другой – лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.

Сегментарная отчётность, которая составлена на основании принципов МСФО №8, обобщает сведения относительно разных типов товаров и услуг, производимых предприятием, и в разных географических районах, в которых оно работает, с тем, чтобы пользователи финансовых отчётов:

1.Лучше понимали показатели работы предприятия в предыдущих периодах;

2.Точнее оценивали риски и прибыли предприятия;

3.Принимали более аргументированные решения относительно предприятия в целом и его отдельных подразделений.[6]

Большинство современных западных компаний выпускают совокупность товаров (или услуг) или функционируют в географических регионах с различной рентабельностью, где есть перспективы на будущее и риски, возможности развития. Помочь разобраться в результативности различных направлений бизнеса компании, которую нельзя установить из её совокупных данных сможет сегментарная отчётность. Поэтому, сегментарную отчётность вместе с другой финансовой информацией рассматривают международные стандарты как необходимую для удовлетворения потребностей пользователей финансовую отчётность.

Такие проблемы становятся актуальными и для отечественного учёта. В российской экономике уже есть предприятия, которые имеют сеть представительств, филиалов, дочерних и зависимых обществ, которые осваивают различные рынки сбыта. Эти предприятия могут быть разбиты на отдельные сегменты, вклад, вложенный в конечный финансовый результат предприятия этими сегментами неодинаков. [7]

Отсюда возникает необходимость анализировать доходы и расходы каждого сегмента. Решение этой задачи – прерогатива бухгалтерского учёта.

В нормативных документах, которые регулируют ведение бухгалтерского учёта в Российской Федерации, первый раз упоминается о надобности подготовить информацию о деятельности сегментов в 1996 году. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, которая утверждена приказом Министерстве финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. №97, говорится, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам».[12]

В следующем нормативном документе, также упоминается о сегментной отчетности.  Это Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, которое утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №31н. В п. 91 говорится, что если у предприятия есть дочерние и зависимые общества кроме собственного бухгалтерского отчёта им создается также сводная (консолидированная) бухгалтерская отчётность, которая включает данные отчётов подразделений, находящихся на территории России за её пределами. Этот же документ предусматривает составление сводной годовой бухгалтерской отчётности союзами юридических лиц, созданных добровольно (объединения, ассоциации). Но из сводной консолидированной отчётности не видны показатели деятельности отдельных подразделений. Это «упущение» устранено после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Выполнять требования последнего Положения должны предприятия, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчётность. Для малых предпринимательств оно не обязательно.

В Положении, приводятся характеристики сегментов, составлены правила отнесения на них активов и обязательств, доходов и расходов. Под сегментом для составления внешней отчётности понимают «часть деятельности организации в определённых хозяйственных условиях».

В Положении отмечают два вида сегментов – географический и операционный. Географическим сегментом называют часть деятельности предприятия, которые производит товары, выполняют работы, оказывают услуги в установленном географическом регионе деятельности предприятия, подверженной рискам и получению прибылей, которые отличаются от рисков и прибылей, которые имели бы место в других географических регионах деятельности предприятия.

Операционным сегментом называют часть деятельности предприятия, производящих определённые товары, выполняющих определённые работы, оказывающих определённые услуги или однородную группу товаров, работ, услуг, подверженную рискам и получению прибылей, которые отличны от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородной совокупности товаров, работ, услуг.

Анализируя вышесказанное, делаем вывод: в ПБУ 12/2000 под сегментом понимают независимое юридическое лицо, или выступающая дочерней (зависимой) организацией по отношению к материнскому (основному) обществу, или входящую в какой-либо союз, холдинг, ассоциацию. Такое предприятие обязательно рассматривается как операционный или географический сегмент. Однако это не значит, что эти сегменты нельзя разделить на более мелкие.[8]

Полагается, что сегменты ведут внешние продажи, а также сбывают продукцию (работу, услуги) между собой с применением трансфертных цен.

Эти сегменты обладают собственными активами, на них относят доходы и расходы.

 Доходы (выручка) сегмента состоят из двух слагаемых:

- доходов, которые непосредственно относятся на сегмент;

- часть общей выручки предприятия, которая может быть отнесена на данный сегмент. Чтобы ее определить применяют косвенные методы расчётов.

Доходами операционного сегмента считают выручку от продажи товаров, от выполнения работ, от оказания услуг. Доходами географического сегмента считают выручку от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности предприятия.

Не считаются доходами сегмента:

- чрезвычайные доходы (поступления, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйствования - стихийного бедствия, пожара). 

проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, исключение составляют доходы, являющиеся предметом функционирования сегмента;

Расходы также состоят из двух составляющих:

- расходов, непосредственно отнесенных на сегмент;

- часть общих расходов организации, обоснованно отнесённую на данный сегмент. Эту составляющую в отличие от первой рассчитывают косвенными методами.

К расходам сегмента не относятся:

- расходы по финансовым вложениям, когда эти финансовые вложения не считаются предметом деятельности сегмента;

- налог на прибыль;

- чрезвычайные расходы (потери от забастовок, стихийных бедствий, терактов и других событий).

Финансовый результат деятельности сегмента определяют, как разницу между полученными им доходами и расходами.[11]

Рассмотрим примеры. Головной текстильной компанией созданы небольшие производства, ориентированные на разных потребителей: медицинская промышленность (изготовление ваты и марли), текстильная промышленность (отделка тканей), швейная промышленность (производство тканей), домашнее хозяйство (пошив кухонных полотенец, фартуков). В соответствии с ПБУ 12/2000 эти производства можно считать самостоятельными операционными сегментами (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1.

Отчёт о финансовых результатах компании и её операционных сегментов, тыс. руб.

Показатели

Сегмент

медицины

Сегмент

бытовой сферы

Сегмент

текстильной

промышленности

Сегмент

швейной

промышленности

Итого

Выручка от продаж

66,0

19,9

25,4

13,0

124,3

Скидки «-», наценки «+»

-19,3

+17,0

+7,8

+5,3

+10,8

Выручка - нетто

46,7

36,9

33,2

18,3

135,1

Расходы сегментов

14,6

9,4

8,5

6,3

38,8

Финансовый результат сегментов

32,1

27,5

24,7

12,0

96,3

Нераспределённые (административные) расходы

-

-

-

-

30,0

Финансовый результат компании

-

-

-

-

66,3

Источник: [9]

Крупный холдинг, который производит электроприборы, имеет свои предприятия в России, в Белоруссии и на Украине, которые можно считать географическими сегментами (см. таблицу 2.2).

Таблица 2.2.

Отчёт о финансовых результатах холдинга и его географических сегментов, тыс. руб.

Показатели

Предприятия, функционирующие

Общие показатели холдинга



В РФ

В Белоруссии

На Украине



Выручка от продаж

4300

3560

3830

11 690

Расходы сегментов

3332

2807

3161

9300

Финансовый результат сегмента

968

753

669

2390

Нераспределённые административные затраты

-

-

-

1489

Прибыль холдинга

-

-

-

901

Источник: [9]



С сегментом связывают те активы, которыми он пользуется для изготовления товаров, выполнения работ, оказания услуг или все это в определённом географическом регионе деятельности предприятия. Большинство активов можно легко связать с конкретным подразделением предприятия. Сегменту, выпускающему данные товары (работы, услуги), принадлежат здания, оборудование, запасы материалов и готовой продукции, дебиторская задолженность. Если активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то их распределяют между структурными подразделениями с применением косвенных методов. Показатель, который принят за базу распределения, фиксируется в учётной политике предприятия и применяют от одного отчётного периода к другому.

Однако некоторые виды активов (здание головного офиса, денежные средства, организационные расходы) нельзя связать с деятельностью конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяют между сегментами и относят на деятельность предприятия в целом (таблица 2.3).

Таблица 2.3. 

Распределение активов компании между её географическими сегментами, тыс. руб.

Виды активов

Сегменты

Не распределено

Общие показатели холдинга



РФ

Белоруссия

Украина





Денежные средства

20

30

60

30

140

Дебиторская задолженность

60

80

90

-

230

Запасы

100

180

240

-

520

Расходы будущих периодов

10

10

20

20

60

Здание и оборудование по остаточной стоимости

200

320

440

60

1020

Капитальные вложения

10

-

-

100

110

Итого активов

400

620

850

210

2080

Источник: [9]



Внешняя задолженность, которая возникла у сегмента в связи с производством и реализацией товаров (работ, услуг), рассматриваются ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. К примеру, кредиторскую задолженность легко связать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не связывают выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, которые привлечены в интересах развития предприятия в целом. В обязательства сегмента не включают задолженность бюджету по налогу на прибыль. Такие обязательства остаются нераспределёнными.

В Положении определены правила выбора отчётных сегментов, т.е. тех структурных подразделений предприятия, по которым помимо консолидированной отчётности будет составляться сегментарная бухгалтерская отчетность.

В соответствии с ПБУ 12/2000 такой выбор осуществляет предприятие самостоятельно, с учётом организационной структуры юридического лица.

Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положение для этого выдвигает необходимые условия, речь идёт о выполнении трёх шагов.

Шаг 1. Проверяют выполнение определённых условий. В Положении сказано, что один операционный сегмент включает несколько типов товаров (работ, услуг), если они связаны такими факторами:

-предназначением товаров (работ, услуг);

-производство товаров;

-одними и теми же потребителями;

-одинаковыми методами реализации товаров (работ, услуг).

К примеру, холдинг состоит из головного материнского предприятия и нескольких дочерних предприятий, которые занимаются производственной деятельностью, оказанием услуг и торговлей. Промышленное предприятие производит вычислительную технику. Торговая организация продает эту технику, а также программное обеспечение к ней. 

Кроме того, в составе холдинга есть предприятие, которое занимается сервисным обслуживанием вычислительной техники. Значит, что все предприятия, которые входят в состав холдинга, соответствует вышеназванным признакам, и поэтому могут рассматриваться как отчётные сегменты.

В другом примере, который приведен выше, структурные подразделения текстильной компании, направленные на медицинскую промышленность, текстильную и швейную промышленность, домашнее хозяйство отвечают вышеназванным признакам, поэтому можно отнести эти производства к самостоятельным сегментам.

Относительно географических сегментов, то информация по ним может создаваться в зависимости от места расположения активов или по местам расположения рынков сбыта.

Поэтому, холдинг, который производит электроприборы и имеют свои предприятия в Российской Федерации, Белоруссии и на Украине, должен предоставлять в составе финансовой отчётности информацию по географическим сегментам, т.е. по российскому, белорусскому и украинскому предприятиям.

Шаг 2. Проверяется выполнение достаточных условий. Согласно ПБУ 12/2000 операционный или географический сегменты должны рассматриваться как отчётные, если:

-выручки от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами организации составляют не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

-прибыль (или убыток) от деятельности данного сегмента составляют не менее 10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;

-активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Если ни одно из условий не выполняется, то укрупняют сегменты. Если же хотя бы одно из условий выполняется, то сегмент рассматривают как отчётный.

Шаг 3. Последний в процессе формирования отчётных сегментов. Определяют долю их совместной выручки в общей выручке организации. Когда эта доля составляет меньше 75 %, то сегменты считаются отчётными, если - 75 %, то выделяют дополнительные отчётные сегменты.[9]

После выделения отчётных сегментов определяют в каком формате представлять инф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44