VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие нравственности.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016081
Тема: Понятие нравственности.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра психологии личности и социальной психологии



Курсовая работа:







	Курсовая работа студентки 3курса 
очной формы обучения
Бортниковой М.С.

Научный руководитель: 
Гвоздева Дарья Ивановна, 




Ростов-на-Дону.
2018г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. Понятие нравственности	4
2. ПРИЗНАКИ И КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОСТИ	10
3.ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
15	
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ	31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	34
СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	35


















ВВЕДЕНИЕ.
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? 
В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере 
в достоинство человека, в его высокое назначение. 
Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих
 добродетелей, всех действий.
В. Г. Белинский
     На мой взгляд, данная тема актуальна в современном обществе как никогда, мы каждый день сталкиваемся с нравственным выбором, наблюдаем картины жизни, где нравственность отходит на второй план и большинство из нас даже не понимают самого значения нравственности и не могут разграничить его с понятиями морали, ценности и воспитанности. В работе мной будет освещено то, как многие авторы трактуют понятие нравственности и приведены результаты проведенного исследования.
     Целью моего исследования является выявление особенностей представления понятия нравственности разными поколениями ……
     В ходе исследования мной были проработаны следующие задачи:
1. анализ теоретического материала, с целью изучения закономерностей нравственного представления разными учеными и психологическими школами;
2. выявление критериев из изученных теорий (источников литературы);
3. проведение эмпирической части работы при помощи тест-опросника. 





1. ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТЬ.
     В разных источниках понятие нравственности имеет большое разнообразие значений, но все они сходятся в одном, нравственность  это совокупность особых регулятивных норм и  принципов, составляющих содержание этических учений в стихийно сложившихся,  функционирующих реальных общественных групп. Другими словами нравственность это наше определение норм поведения и выбор тех важных ценностей для индивида находящегося в социуме. 
     Так, многие психологи трактуют понятие «нравственность» как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления» (К.А. Абульханова), умение предвидеть последствия своих действий, выбора приемлемых с точки зрения нравственно-ценностных установок общества целей и способов их достижения. В качестве важнейшей характеристики нравственногочеловека является его ответственность перед людьми.Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и добро сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения.[000]Ведь понятие «нравы» характеризует все те сферы и формы поведения людей в обществе, которые могут быть ибудут, подвергнуты нравственной оценке. Что так же имеет не малое значение при определении нравственных поступков, нравственных представлений о ценностях человека и его выборе, в сложной ситуации и на протяжении всего жизненного пути.
     Но существует и другая этимология данного понятия, само понятие образовано от слова нрав – обычай. В русском языке есть термин «нравственность», являющийся эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль» [Шпилькин Ю. И. Евразийский дискурс философии]. В свою очередь, мораль – (от лат. moralis – нравственный), особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Термин «мораль» – и по содержанию, и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». Тем самым мы можем говорить, что нравственность является не только самостоятельным термином, но так же мы можем объединять это понятие с термином «мораль».  Но так ли это в раскрытии этих понятий психологией, ведь в данном случае, мы будем рассматривать их неразрывно с личностью и человеком, в контексте общества. Ведь нравственность нельзя отделить от социума, она является одним из тех терминов, которые нельзя употребить, не имея в виду общество, общественное сознание, человека как компонент общества.
     В большинстве источников зарубежной психологии понятие нравственности рассматривают в различных аспектах. Так, например, нравственность приближают к понятию «установка» – Г. Олпорт, К. Юнг, рассматривают в качестве «морального суждения» – Л. Кольберг, Ж. Пиаже, а также рассматривают как «субъективную инстанцию» – З. Фрейд и др. 
     В отечественной психологии нравственность исследовали Н.В. Мельникова, Б.С. Братусь, Л.М. Попов, Л.И. Анцыферова и др. Психологи определяли понятие нравственность - как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
     Доктор психологических наукОвчарова Р.В. определяет нравственность как интегральное психологическое образование, включающее в себя совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора [19]. Мельникова Н.В. говорит то, что нравственность заключается в добровольном и самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий людей, их интересов [10]. 
     По мнению С.В. Бондыревой, нравственность более детальная и тонкая регуляция поведения, чем мораль. Также она отмечает, что сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и менее нормативна [5]. Нравственность является одним из факторов, который побуждает общество прогрессировать. Нравственность заключается в добровольном согласовании чувств, стремлений, действий людей и их интересов. Нравственность устанавливает и ориентирует поведение человека, обеспечивает взаимопонимание между людьми. Важно отметить, что нравственные потребности регулируют все сферы человеческой деятельности.
     Нужно сказать, что в зарубежной психологии развитие нравственности рассматривали Э. Фромм, Э. Эриксон. Утверждение, что обширные социокультурные влияния взаимодействуют с универсальными человеческими потребностями, которые приводят к нравственности, принадлежит Фромму.  Эриксон Э. в свою очередь рассматривал нравственное становление личности через возникновение чувства вины и стыда. Оба подхода к пониманию нравственности совершенно различны, но все же есть связь между ними. Каждый определял понимание нравственности через определение социального воздействия на человека, его личность и внутренние качества, связанные с выбором, принятием решений.
      Рубинштейн Л.Н. подчеркивал, что «всякая попытка педагога внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».
     Но не следует забывать, что нравственность представляет собой обособленное личностное образование, которое состоит из трех сфер: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Попробуем раскрыть каждое из них.
     Когнитивный компонент представляет собой совокупность нравственных убеждений, нравственных представлений, знаний о нравственности, понятий о нравственности, нравственных ценностей, нравственных ориентации. 
     Эмоциональный компонент нравственности состоит из нравственных чувств и эмоции, переживаний, а также эмпатическо-нравственных отношений. 
     Поведенческий компонент состоит из нравственных действий, поступков, привычек и отношений. 
     Нравственная сфера личности – это интегрированное взаимодействие: нравственного сознания, нравственных ценностей, нравственных образцов, установок и норм; нравственных чувств и нравственных отношений; нравственного поведения, проявляющихся в поступках и в деятельности личности – Б.С. Братусь [3].
     Как мы уже говорили выше, мораль и нравственность происходят от одного слова - этика. Но следует дать более точное определение морали, воспитанность и ценности и разграничить его с нравственностью, а так же показать их различие.
     Мораль является формой сознания, которая включает целостные, нормативные ориентации и установки, опирающиеся на внутреннюю убежденность личности и на общественное мнение, функцией которой является оценка поведения человека.Моральможно расценивать и как принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений[13]. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
     Нравственность – это сложное, комплексное личностное образование, которое включает в себя осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношения между людьми и их моральные переживания. 
     Ценности, их можно назвать ценностными ориентациями – это определяющие жизненные цели человека, выражающие соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.[0] В свою очередь, Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:
     — ценности — это понятия или убеждения;
     — ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
     — ценности имеют надситуативный характер;
     —  ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
     — ценности упорядочены по относительной важности [0].
     К этому близко понятиеценностейкак направление человека на осуществление личностного смысла и реализацию выбранных им ценностей, и лишь в ходе осуществления смысла и реализации ценностей он осуществляет и реализует себя самого.  Тем самым ценности выступают механизмом для самореализации личности.
     Понятия мораль и нравственность тесно взаимосвязаны. Развитие данных понятий является залогом благоприятных взаимоотношений в обществе, снижения преступности и сокращения проявлений девиантных форм поведения (так называемой безнравственности). Но некуда не деться без понятия воспитанности, ведь оно и определяет развитие у человека норм морали, нравственности и социальной желательности. Мы много говорим о том, что нравственность и мораль это своеобразная модель поведения в обществе, соблюдение правил и норм. Но что в нас побуждает к этому?
     Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе. Многие относят определение воспитанности к умению вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Так многие ученые считают, что воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.[12] Из этого исходит то, что как мы усваиваем нормы морали и нравственного поведения зависит от самого общества и его воздействия на нас. 
     Согласно трактовке профессора этики А.П. Скрипника«нравственность это способ ориентации в мире, специфический для вида homosapiens. Такое понимание подразумевает, что род человеческий представляет собою единство. Можно сказать, что нравственность и является той культурной силой, которая делаетиндивида человеком, точнее, выводит его на такой уровень общественного существования, на котором он действует не как отдельное изолированное существо, а как орган обширного целого, называемого человечеством».Тем самым мы подводим итог и переходим к следующей главе, которая не менее важна для понимания, что же такое нравственность. А именно из чего мы складываем это понятие и само понимание определения нравственности его признаки, и те критерии, которые мы выделяем.
     2. ПРИЗНАКИ И КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОСТИ
     Каковы же критерий нравственности и признаки, по которым мы определяем нравственный это человек или поступок? Данный вопрос составлял одну из важнейших проблем этики на протяжении всей ее истории и решается по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой системы нравственного поведения, выбора, норм.
     Будучи сложным с точки зрения научности и разно плановости понимания самого понятия «нравственность», его характеристики в связи с разным социально-экономическим строем общества, действительным основанием (и соответственно критерием) нравственности является объективная историческая необходимость, определенным образом преломляемая в потребностях и интересах людей, как отдельных субъектов, так и общества в целом.
     Так,в большом количестве литературных источниках можно наблюдать выделение критериев нравственной воспитанности, и как мы уже говорили выше, воспитанность лишь способ проявления лучших признаков нравственности, то мы можем взять эти критерии за основу. Кданного, рода критериям относятся:
     * отношение человека к обществу, трудовой сфере;
     * уровень развития общественно значимых качеств личности;
     * соотношение мотивов поведения и характер поступков личности,с одной стороны, и норм, правил морали - с другой;
     * использование различных критериев на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения;
     * критерий интеллектуальный, к которому относятся знание соответствующих моральных норм и правил, способность выражать на основе этих знаний моральные суждения;
     * поведенческий критерий- способность противостоять искушению, нарушить эти правила;
     * и эмоциональный критерий- переживание чувства вины в случае нарушения этих правил.
     В качестве возрастных критериев нравственного развития нередко рассматривались основания дифференциации его стадий и их специфические показатели. Современные представления о стадиях и критериях морального развития в зарубежной педагогике и психологии сложились главным образом под влиянием теорий Ж. Пиаже и Л. Кольберга.И далее исследований их последователей, нацеленных на эмпирическую проверку, уточнение и дополнение этих теорий.В исследовании развития моральных суждений у детей Ж. Пиаже выделил два процесса, которые приходят на смену друг другу и приобретают значение стадий. 
     Первая стадия, связанная с подчинением внешнему моральному принуждению со стороны взрослого, завершается «моральным реализмом». 
     Вторая стадия опирается на «сотрудничество, которое завершается автономией».
     Между этими двумя стадиями Ж. Пиаже различал еще «промежуточную стадию», связанную с интериоризацией и обобщением правил и предписаний, с подчинением не только требованиям взрослого, но и самим по себе правилам [1]. В качестве основания дифференциации процессов нравственного развития Ж.  Пиаже указывает реакцию ребенка на модель поведения и соблюдения собственных принципов морали взрослых. 
     В теории Л. Кольберга критерии нравственного развития представлены в виде оснований правильных поступков, которые соответствуют определенным стадиям морального развития, разделенным по уровням.
     Следует заметить, что ученые не разграничивают понятия «мораль» и «нравственность», что мы уже определили как разнонаправленные понятия. У Ж. Пиаже и Л. Кольберга мораль идет как определяющая нравственного поведения и научения в процессе жизни. Эту же идею развивали и их последователи.
     Так общий критерий нравственной воспитанности, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в соотношении поступков и мотивов поведения с нормами и правилами морали. С точки зрения ученого при сопоставлении поведения учащихся с принципами, нормами и правилами морали «важнейшими критериями моральной воспитанности» являются знание и глубина осмысления норм и правил морали, а так же «степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек поведения».  Характер морального ориентирования в сложных нравственных ситуациях, проявление принципиальности и волевых усилий при столкновении с отступлениями от моральных требований и свою очередь «мера нравственной требовательности к себе и другим людям», поведение в коллективе и наедине с самим собой. Так же ученый включал «наличие гуманистических черт в характере и поведении, степень уважительного и доброжелательного отношения к другим людям, уровень развитости чувства собственного достоинства, чести, стыда, совести [9, с.  49]. Указанные И. Ф. Харламовым критерии моральной воспитанности учащихся характеризуют не только соответствие поведения моральным требованиям в качественном отношении, но и степень развития нравственных качеств, отражающую меру их проявления. Следует обратить внимание, что, хотя на первом плане находятся моральные характеристики поведения, относительно автономное критериальное значение получают и некоторые показатели развития нравственного сознания – знание норм и правил морали, наличие нравственных качеств, проявление волевых усилий, степень развития моральных отношений, уровень развития нравственных чувств.
     Определение критериев нравственного развития в современных быстро меняющихся социальных условиях становится весьма важной и вместе с тем достаточно сложной научной задачей. В исследованиях В. В. Линькова показано влияние на нравственное развитие тенденций социальной жизни и состояния информационной среды. Рассматривая проблемы нравственного развития и организации воспитания, В. В. Линьков отмечает, что в современный период, когда берет верх и получает распространение «этический релятивизм, который объявляет все нравственные требования и правила относительными», появляется и возрастает «неопределенность в содержании нравственных норм», наблюдается снижение действенности методов нравственного воспитания [14]. В этих условиях возникает необходимость поиска новых оснований нравственного воспитания. Осуществление этого поиска, разумеется, предполагает уточнение и обоснование критериев нравственного развития. Обосновывая свою теорию нормативности, а точнее нравственности, В. В. Линьков говорит следующее:
      «Что «норма развивается, она не является раз и навсегда установленной величиной для всех условий и обстоятельств», а значит, «следует избегать абсолютизации норм и их критериев», и сами эти критерии «должны быть установлены таким образом, чтобы не сужать диапазон вариантов нормы» [15]. В этой связи критерии нравственного развития должны иметь четкую предметную отнесенность».Тем самым мы подошли к рассмотрению предметного поля нравственности. О чем впервые сказал В. В. Линьков в своей работе.
     Предмет нравственного воспитания В. В. Линьков рассматривает в виде системного единства взаимосвязанных и развивающихся компонентов, входящих в структуру нравственного сознания и нравственного поведения, определяющих положительные качества личности и влияющих на моральный климат групп. Нравственное сознание включает нравственные представления в формах знаний и убеждений, которые выражают нравственные нормы, идеалы и принципы, могут приобретать значение ценностей и влиять на оценку разных явлений и событий жизни, а также нравственные интересы, которые носят избирательный характер, регулируют направленность деятельности субъекта и определяют ценностные предпочтения. Нравственное поведение выступает в форме нравственного действия, в структуре которого мотивы, цели, средства и результаты оцениваются по степени их соответствия правилам морали, а также в форме нравственного отношения, отражающего связи между людьми и особенности оценивания действий [16]. Подчеркивая структурную целостность компонентов предмета нравственного воспитания, В. В. Линьков констатирует, что «не только сознание влияет на поведение, но и поведение человека влияет на его сознание, возникновение и закрепление определенных нравственных представлений» [16].
Piaget J. Moralnoesuzhdenie u rebenka. Moscow: AkademicheskiyProekt, 2006.










3. ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
     Так как определение нравственности занимает центральное место в данной работе, появилась необходимость провести анализ изученности проблемы нравственности в разных сферах жизни индивида и каково влияние общества на формирование представления и знания человека термина «нравственность».
1. С.В. Подзорова. К вопросу о сущности понятия «нравственность». Журнал. Современная наука № 2 (5) 2011 ст.51-55
     В статье С.В. Подзороварассматривается вопрос о сущности понятия «нравственность». Представленная методологическая основа позволяет определить рамки употребления представленных понятий в образовательном процессе школы.
     В выводе автор статьи предлагает нам рассмотреть  нравственность индивида, через следующие пункты: 
     1) как его качество, которое формируется специфической деятельностью сознания и проявляется в его мыслях, суждениях, поведении; 
     2) как внутреннюю сторону духовносознательной деятельности; 
     3) с определяющей и управляющей ролью духовности; 
     4) как нравственность имеющую уровень, обусловленный пониманием, осознанием, прочувствованием и осуществлением закона добра и зла;
      5) в контексте наличных и отсутствующих, преходящих и исходящих, стабильных и бесконечных, утвердительных и отрицательных характеристик; 
     6) в рамках таких основополагающих качественных характеристик, как достоинство, долг, совесть, воля, добродетель.
     В статье (К вопросу о сущности понятия «нравственность»)он останавливается на рассмотрении сущности понятия «нравственность». Относительно понятия «духовность» автор предлагает обозначить следующее: качество «духовность» задает границы качества нравственности; уровень духовности определяется законом добра и зла. Как писал В.В. Зеньковский, «в нас возможна и “светлая”, и “темная” духовность». От уровня духовности зависит уровень нравственности. Духовность занимает управляющее положение по отношению к качеству «нравственность»; интегрирует и консолидирует уровни сознания, образующие сферу нравственности индивида.
     Таким образом,  С.В. Подзоров показывает, что в образовательном процессе можно рассматривать нравственность не только в рамках морали, правил и норм поведения, но так же и в духовной сфере личности. В рамках понимания добра и зла, долга и уважения, что в дальнейшем сказывается на развитии и формировании зрелой личности в юных школьниках.
     Но невозможно формирование нравственного представления индивида только через один социальный институт – школу, важнейшей ступенью так же является семья, ее традиции и нормы, их преемственность в разных поколениях.
2. Григорьева С. И., Мишина М. М.Современная прикладная психология теория и практика. //Сборник статей Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЬИ» Год издания: 2017 Страницы: 56-60
     Так статья Григорьевой С. И. и Мишиной М. М направленна на изучение формирования и преемственность норм и традиций семьи, в которые входит нравственность, моральные ценности, этика.
     Исследовательской работой автора был анализ работ таких известных ученых как К. Хорни,К.Г. Юнг, З. Фрейд, Э. Торндайк. О развитии нравственности описано в работах бихевиористов, представитель гуманистической психологии, и большинство из них сходились во мнении, что нравственность неразрывно связана с социальной деятельностью человека, его пониманием добра и зла, правильного и плохого. Именно развитие самосознания определяется усилением рассогласований между разными схемами социальной деятельности и принципами жизни.
     Наиболее влиятельной, среди зарубежных теорий является концепция нравственного развития личности Л. Колберга, разработанная в рамках когнитивного направления психологии. Основой концепции является способ рассуждения личности о гипотетических моральных дилеммах, которые является основным методом изучения морального мышления. 
     Постановка проблемы авторами статьи эмпирического исследования  исходила из идеи о том, что  включенность в родовые системы имеет большое значение в формировании морали и нравственных категорий личности.В современных психологических исследованиях выделяются два теоретических подхода в отношении анализа семьи: 1) поведенческий подход и психоанализ, где семья рассматривается как группа индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, ее контекст рассматривается как среда социализации и развития личности; 2) семья как целостная система, не сводящаяся к суммарной совокупности ее членов. Опираясь на исследования В.К. Шабельникова, С.И. Григорьевой и И. Токаревой, автор статьи выделяет 2 типа семьи: родовая и нуклеарная.
     Проведенное Григорьевой С. И., Мишиной М. М.  эмпирическое исследование (n=77) показало, что в условиях родовой семьи личность успешно справляется с решением конкретных практических задач, имеет выраженную направленность на дело; для личности, воспитанной в условиях нуклеарной семьи характерна теоретичность, абстрактность, критичность в суждениях.
     Подводя итог изучения проблемы морально-нравственного самосознания в зарубежной психологии, можно определить, что исследование нравственности занимает в ней важное место. Даная проблема нашла свое отражение в психоаналитическом, гуманистическом, когнитивном и бихевиоральном подходах. Центральное место в исследованиях посвященным морали и нравственности занимает теория Л. Колберга, считавшего моральные нормы основным регулятором человеческих отношений. В отечественной психологии представления о морали и нравственности условно, можно разделить на три периода. Первый, охватывает исторически дореволюционный период, когда понятия морали и нравственности связываются с другими философскими категориями, а также находятся во взаимодействие с религией. Второй, охватывает советский период, когда наука находилась под идеологическим влиянием. В этот период понятия морали и нравственности рассматривались с позиции социалистического воспитания и общественных ценностей. Третий период – постсоветский, период который отличается возросшим интересом к категориям морали и нравственности, переосмыслением накопленных знаний.
3. Журавлев А.Л., Юревич А.В. ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Журнал: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ» Том: 34Номер: 3 Год: 2013 Страницы: 4-14
     Настоящая статья является попыткой обозначить некоторые основные идеи и результаты исследований, проведенных в последнее время по данной проблематике.
     Среди важнейших концептуальных проблем, вызывающих наибольший интерес исследователей, – проблема соотношения морали и нравственности, так автор, В.В. Знаков, справедливо отмечает, что в зарубежной психологии понятие “мораль” по существу поглотило понятие “нравственность”: существует такая исследовательская область, как психология морали, но отсутствует психология нравственности. Что же касается отечественной психологии, то В.В. Знаков выделяет в ней две позиции. Первую он связывает с Б.С. Братусем, согласно которой трактовка категории “нравственность” включает в себя категорию “мораль”. Вторую позицию он усматривает в том, что мораль у нас принято считать формой общественного сознания (автор отмечает, что здесь, очевидно, сказывается марксистская традиция), а о нравственности принято говорить применительно к конкретному субъекту. То есть мораль “локализуется” на уровне общества, а нравственность выступает продуктом ее принятия и усвоения личностью.
     Отмечается и возникновение новых ответвлений психологической науки под влиянием духовно-нравственной проблематики. В частности, Л.М. Попов и А.О. Максумова констатируют, что “Этическая ветвь психологии личности все более трансформируется в этическую психологию” [2], а “Этическая психология личности формируется на стыке этики и психологии нравственности”. Подобные процессы служат очередным подтверждением значимости духовно-нравственной тематики для современной психологии, но одновременно они иллюстрируют и нарождающуюся в этой связи проблему – необходимость различения и систематизации соответствующих разделов психологической науки – этической психологии, психологии морали, психологии нравственности, духовно-нравственной психологии и др.
     Среди изучаемых проблем представлены исследования и более глобальных социальных явлений, традиционно ассоциирующихся с безнравственностью, среди которых особое место занимает насилие. Интересный подход к его пониманию предлагает А.П. Назаретян. Он задается вопросом о том, как уровень насилия изменялся в истории человечества, вводя такой показатель, как коэффициент кровопролитности – отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения. Его расчеты показывают, что с эволюцией человечества этот коэффициент хотя и нелинейно, но снижался, т.е. люди убивали все меньше себе подобных в расчете на численность населения. Так, коэффициент кровопролитности в ХХ в. составил 0.0015 в год, в то время как во времена палеолита он был 0.05 в год – на несколько порядков выше. По мнению А.П. Назаретяна, снижение “коэффициента кровопролитности” не означало, что люди становились менее агрессивными, а проистекало из того, что совершенствовались социальные механизмы сублимации агрессии, и это позволило человечеству, достигшему неограниченных технических возможностей саморазрушения, себя не истребить: “Если бы люди не осваивали все более надежные механизмы самоконтроля, соразмерные увеличивающимся возможностям разрушения, то трудно понять, как человечество могло бы дожить до наших дней”.
4. Рыжов Б.Н., Сенкевич Л.В., Моргалла С./Самоактуализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов папского грегорианского университета/ Журнал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ  // №: 2 Год: 2013 Страницы: 10-17
     Предметом изучения в данной статье стали самоактуализация и нравственность.
     В данном случае был применен метод системной диагностики мотивационного профиля личности, разработанный на основе системной теории психологии.Согласно основным положениям этой теории, выделяются два основных вида мотивации: биологическийисоциальный. При этом для каждого из них выделяются два особых подвида, связанных с уровнем их системной организации.Для практической реализации метода применялась методика поэтапного ранжирования обследуемым 32-х потребностей и ценностей, соотнесенных с выделенными типами мотивации. 
     Всего в период проведения исследования, учеными было обследовано 159 студентов, Папского Грегорианского университета в Риме (Италия). Которые обучались на психологическом и теологическом факультетах и представляющих все континенты, за исключением Австралии.
     Среди полученных данных, прежде всего на себя, обратила внимание группа доминирующей мотивации (чьи показатели существенно, почти на балл, превышали среднее ранговое значение) независимо от страны происхождения, возраста и пола студента. К ней относились типы мотивации, традиционно называемые «высшими» — нравственность и альтруизм. Общей характеристикой этих типов является их над-индивидуалистическая направленность. Ведь в общепринятом смысле слова альтруизм — это забота о других, а нравственность — приверженность нормам общественной морали, неписаным законам жизни общества.Показатели значимости познавательной мотивации также свидетельствовали об их ситуативном характере, объективно отражая уровень информационного обеспечения в том или ином регионе.
     В заключении авторы статьи говорят, что наиболее заметной для всех студентов особенностью их мотивационной сферы явилось доминирование надиндивидуалистических и охранительных по направленности мотивационных тенденций. При этом особо приоритетными оказались типы мотивации, сочетающие в себе обе эти тенденции — альтруизм и нравственность.Тем самым указывая на высокую значимость нравственности, как системы норм человеческих взаимоотношений и показателя включенности индивида в ту или иную общественную группу.
     Но так же важно посмотреть, возможны ли те же самые закономерности, но уже в более узком этносе, группе людей с более близкими понятиями нормы, но живущими среди чужих норм и правил, в совершенно другой культуре. Этим меня привлекла работа Лугового Р.А. «Особенности этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды».
5. Луговой Руслан Александрович Особенности этнического и морального самосознания личности в условиях иноэтнической среды(на материале исследования традиционной студенческой молод?жи Дагестана)
     Предмет  исследования–особенности  этнического  и  морального самосознания  современной  молодежи –представителей  традиционных этносов Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы) в возрасте 18 –25 лет, являющихся студентами 4 –5 курсов, постоянно проживающих в условиях  иноэтнической  среды.  Представленные  этносы выбирались,как наиболее  многочисленные  в  Дагестане  и  уравнены  по  национальному психотипу. При  выборе  возрастных  групп я следовалсогласновыводам социально-психологических   исследований, где   утверждается,   что интенсивность проявлений этничности и этнических стереотиповдостигает наивысшего  пика  в  молодежном  возрасте.  Молодежь,характеризуясьвысоким  уровнемсоциальной  сенситивности,является векторомлюбых изменений  в обществе(В.С.Мухина,  2007),  что  для  целей  нашего исследования  обретает  особое  основание  при  выборе  контингентаиспытуемых.
     В настоящем исследовании использовались методы, отвечающие целям и задачам исследования этнического и морального самосознания молодежи Дагестана  в условиях иноэтнической среды.Психодиагностика   самосознания   направлена   на   раскрытие   «Я-концепции»  как  сути  самосознания.  При  этом  доказывается,  что  «Я-концепция» значимыйэлемент, обуславливающий поведение человека.
     В   результате   проведенного   исследования   достигнуты цели,подтверждены гипотезы,решены поставленные задачи,на основе чего были сформулированы следующие теоретические и практические выводы:
     I.Этническое  самосознание  студенческой  молодежи  Дагестана  в условиях  иноэтнической  среды, остается  фиксированным  на  традициях  и ценностях   внутриэтнической   и   общедагестанской   межнациональной идентичностях.  В  то  же  время  самосознание  начинает  продв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44