VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001413
Тема: Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации
Содержание
1.1. Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица в гражданском праве Российской Федерации. Виды религиозных организаций

      Специфика рассматриваемых субъектов гражданского права заключается в том, что религиозные организации являются не только общественными образованиями, проповедующими определенное вероучение, но и являются участниками гражданского оборота, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Такое участие необходимо для материального обеспечения основной деятельности религиозных организаций и обеспечения достижения их основных целей. Соответственно, основой участия в гражданском обороте являются имущественные права этих организаций.
      Базовым правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных организаций, является Федеральный законРоссийской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». 
      В статье 8 данного Закона сказано, что одним из обязательных признаков религиозной организации является регистрация в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Понятие юридического лица дано в п. 1 ст. 48 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
      Вышеуказанная норма определяет, что юридическим лицомявляется, прежде всего организация. Данная организация имеет имущество, которое является обособленным, этим имуществом организация отвечает по собственным обязательствам. Также эта организация от собственного имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданско-правовые обязанности, может быть стороной в гражданском или арбитражном процессе, как истцом, так и ответчиком.
      
      Юридические лица подразделяются на две основные группы: коммерческие и некоммерческие организации.
      Первые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, вторые – не имеющие такой цели.
      Законодательно указанная классификация закреплена в п. 1 статьи 50 ГК РФ.
      Определение религиозной организации дано в статье 123.26 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Это  добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
      Понятие религиозной организации содержит и статья 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
      В соответствии с указанной нормой, религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. 
      По такому критерию, как территориальная сфера деятельности, религиозные организации могут быть централизованные и местные.
      Первые имеют в своем составе не менее трех местных организаций, вторые должные состоять не менее чем из десяти участников, каждый участник должен достичь совершеннолетия и постоянно проживать в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
      Выделяют следующие признаки религиозных организаций:
      - добровольность объединения;
      - цель объединения;
      - регистрация в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
      Статья 7 рассматриваемого закона устанавливает, что религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
      Поскольку религиозная организация является юридическим лицом, она обладает и таким признаком, как самостоятельная имущественная ответственность.
      Как и все юридические лица, религиозные организации выступают в гражданском обороте от своего имени, самостоятельно приобретают гражданские права и обязанности. 
      Религиозные организации имеют право на занятие предпринимательской деятельностью, если это не противоречит их уставным целям. В рамках этой деятельности они вступают в отношения, связанные с  договорами купли-продажи, аренды, подряда, договорами по добровольному имущественному страхованию, договорами банковского счета и вклада и т.д.
      Таким образом, религиозные организации обладают всеми признаками юридического лица как субъекта гражданских правоотношений. Наряду с этими общими признаки имеются и специфические, такие как общее вероисповедание, совершение обрядов, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Наличие специфических признаков религиозной организации в целом не затрагивает их гражданско-правовую правоспособность и дееспособность.

1.2. Образование, реорганизация и ликвидация религиозных организаций

      Процедура создания религиозной организации подробно регламентирована. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное централизованной организацией.
      Право на учреждение местной религиозной организации признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут являться только участниками религиозной организации.
      Согласно статьи 10 рассматриваемого Закона религиозная организация действует на основании Устава, который утверждается ее учредителями или централизованной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.
      Касаясь прав и условий деятельности религиозных организаций, в первую очередь необходимо отметить, что ст. 15 Закона о свободе совести закрепляет общее правило о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Особо оговаривается, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.
      Имущество религиозной организации богослужебного назначения имеет особый статус. Его специфика заключается в том, что на него не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов в силу прямого указания закона (п. 5 ст. 21).
      Стоит отметить, что поскольку религиозные организации являются некоммерческими организациями, то законодательством предусмотрены следующие ограничения:
      - в соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям; прибыль, получаемая религиозной организацией от предпринимательской деятельности, не может распределяться между членами организации, а используется лишь на уставные цели; в соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 14 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» религиозные организации не могут быть учредителями и членами товарных бирж;
      - в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры с работниками.
      В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, закрепленных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», можно отметить следующие:
      - запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии;
      - указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства;
      - запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания;
      - освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, и др.
      Особо стоит отметить, что воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного статьей 148 Уголовного кодекса РФ. 
      Закон устанавливает круг лиц, которые не могут быть учредителями религиозной организации. 
      Так же как и в отношении иных юридических лиц, в решении об учреждении религиозной организации указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации.
      Основным документом религиозной организации является ее устав, в котором указываются наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование, цели, задачи и основные формы деятельности, порядок создания и прекращения деятельности, структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция и другие сведения.
      Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется в порядке и на условиях Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
      Помимо типичного для некоммерческих организаций специального органа, принимающего решение о регистрации, перечня необходимых для регистрации документов, при государственной регистрации религиозной организации действует еще одно, специфическое правило: в ее рамках может проводиться религиоведческая экспертиза.
      Основными задачами экспертизы являются: определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.
      По результатам проведения экспертизы представленных документов экспертный совет составляет экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.
      Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. 
      Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
      Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
      Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации следующие документы:
      - заявление о регистрации;
      - список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
      - устав религиозной организации;
      - протокол учредительного собрания;
      - документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;
      - сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
      - сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
      - документ об уплате государственной пошлины.
      В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к указанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
      Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:
      - заявление о регистрации;
      - список учредителей религиозной организации;
      - устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
      - сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
      - нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
      - соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
      - документ об уплате государственной пошлины.
      В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных законом, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
      Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
      На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.
      Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.
      За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
      Бывают ситуации, когда в государственной регистрации может быть отказано. Такие случаи возникают, когда ее цели противоречат Конституции РФ, когда фактически организация не является религиозной, когда представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства и др.
      В этом случае о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
      Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Однако она не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, так как осуществление религиозной деятельности возможно только для религиозных объединений. 
      При рассмотрении вопроса о слиянии, разделении и выделении необходимо учитывать, в связи с чем образуется новая религиозная организация. Если процесс реорганизации обусловлен изменением вероучения, то новая религиозная организация с новым вероучением, отличным от прежнего, может считаться осуществляющей свою деятельность впервые и подпадает под требование закона о 15-летнем сроке существования. Следовательно, правоспособность таких организаций будет ограниченна.
      Присоединение религиозной организации возможно, только если присоединяющаяся организация полностью принимает вероучение того объединения, к которому она присоединяется.
      Религиозные организации могут быть ликвидированы как в добровольном, так и в принудительном порядке.
      Закон устанавливает основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. 
      Это:
      - нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
      - действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
      - принуждение к разрушению семьи;
      - посягательство на личность, права и свободы граждан;
      - нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
      - склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
      - воспрепятствование получению обязательного образования;
      - принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
      - воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
      - побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;
      - неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, а также при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.
      Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.
      Принудительная ликвидация религиозной организации является высшей мерой для юридического лица, поскольку религиозная организация как юридическое лицо полностью прекращает свое существование без правопреемства.
      В этой связи нормы, регулирующие ликвидацию религиозных организаций, должны соответствовать нормам конституционного и международного права о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, а список, предусматривающий основания для ликвидации, должен быть исчерпывающим.
      Критерий вины является квалифицирующим признаком любого вида юридической ответственности, и, как следствие, факт виновного противоправного деяния является обязательным условием ее наступления.
      Поскольку действующее законодательство не конкретизирует перечень грубых нарушений закона, носящих неустранимый характер, на практике это приводит к неправильному толкованию закона и злоупотреблению правом со стороны должностных лиц органов государственной власти и нарушению прав религиозных организаций.
      Так, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу обратилось в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации Духовного управления мусульман азиатской части России «Религиозное объединение мусульман Камчатской области», сославшись на то, что при создании указанной организации были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. В частности, указывалось, что:
      - в нарушение п. 4 ст. 8 и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в состав организации не входят три местные религиозные организации одного вероисповедания, а поэтому организация Духовного управления мусульман азиатской части России «Религиозное объединение мусульман Камчатской области» не может быть централизованной религиозной организацией;
      - учредители данной организации не проживают в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, как того требует п. 3 ст. 8 названного Федерального закона, из них 9 проживают в городе Петропавловске-Камчатском, 3 - в городе Вилючинске и 1 - в селе Эссо Камчатской области. Как следствие, поскольку указанная организация не является местной организацией, заявитель просил ликвидировать юридическое лицо - местную религиозную организацию Духовного управления мусульман азиатской части России «Религиозное объединение мусульман Камчатской области» в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
      Решением Камчатского областного суда от 24 декабря 2003 г. заявление было оставлено без удовлетворения.
      В кассационной жалобе Управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
      Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также не нашла оснований для отмены решения. И указала следующее:
      «Суд в решении правильно отметил, что в заявлении Управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу не указаны предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» основания для ликвидации религиозной организации. Не были представлены заявителем и доказательства того, что ответчик неоднократно или грубо нарушал нормы Конституции РФ, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и иных федеральных законов либо систематически осуществлял деятельность, противоречащую целям создания религиозной организации (уставным целям), так и решение суда о признании недействительной регистрации организации «Религиозное объединение мусульман Камчатской области», которое могло быть положено в основу ликвидации указанного религиозного объединения...
      В соответствии с п. 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
      Из Единого государственного реестра юридических лиц видно, что учредителями организации являются совершеннолетние физические лица в количестве 13 человек, 9 из которых проживают в городе Петропавловске-Камчатском, 3 - в г. Вилючинске Камчатской области и 1 - в селе Эссо Быстринского района Камчатской области. Из этого суд сделал правильный вывод о том, что все учредители организации проживают в одной местности (Камчатской области), то есть на одной части территории, характеризующейся общностью природных, исторических, культурных и других признаков.
      Доводы кассационной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку пункты 1.2 и 1.3 статьи 1 Устава организации «Религиозное объединение мусульман Камчатской области» противоречат друг другу, и местная религиозная организация вправе осуществлять свою деятельность только в пределах территории одного муниципального образования и не имеет права на осуществление деятельности в пределах всей территории субъекта Российской Федерации, обоснованными быть признаны не могут.
      Согласно Методическим рекомендациям по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций от 24 декабря 1997 г. под деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям, следует понимать:
      - утрату религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации;
      - осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности;
      - осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии);
      - осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;
      - осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации.
      Проблема профилактики и борьбы с экстремизмом на религиозной почве в России на сегодняшний день стоит довольно остро. Вытекающая из несовершенства нынешнего антиэкстремистского законодательства российская практика порождает множество вопросов.
      Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности закреплены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
      В соответствии со ст. 1 Закона об экстремизме под понятием экстремистская деятельность (экстремизм) понимаются следующие действия:
      - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
      - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
      - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
      - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
      - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
      - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
      - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
      Экстремистской организацией признается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
      Статьей 9 вышеуказанного Закона предусмотрена ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности.
      Так, согласно данной норме в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 7 Закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
      По вышеуказанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.
      В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным данным Законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.
      В настоящее время Белгородский областной суд признал экстремистскими две религиозные организации в крупных городах региона. Объединения «Свидетелей Иеговы» в Старом Осколе и Белгороде теперь ликвидированы.
      Поводом для разбирательства стали исковые заявления прокуратуры региона. Представитель ведомства отметила, что специалистами была собрана масса доказательств противозаконной деятельности этих объединений.
      Так, прокуратура представила суду материалы, которые распространяли активисты «Свидетелей Иеговы». Изучив их, эксперты обнаружили пропаганду превосходства приверженцев одной религии над другими людьми. Кроме того, правоохранители обратили внимание на общие требования к состоявшим в организации белгородцам. К примеру, им и их детям запрещалось обращаться за медицинской помощью, даже в катастрофических ситуациях: запрет медицинского вмешательства мог стоить жизни некоторым из «свидетелей». Также активисты организации требовали от остальных членов не общаться с противниками их религиозных убеждений, несмотря на то, что эти люди могли быть родственниками или близкими друзьями.
      Выслушав доводы прокуратуры, суд признал, что «Свидетели Иеговы» нарушают требования Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», теперь их должны исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
      Решения судом обращены к немедленному исполнению в части запрета деятельности религиозных организаций, в остальной части решение в законную силу не вступило и в настоящее время обжалуется в Верховном Суде Российской Федерации. 
      Определенные особенности имеет ликвидация местных религиозных организаций, созданных на основании подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. В том случае, когда централизованная религиозная организация отзывает из регистрирующего органа выданное ею подтверждение о конфессиональной принадлежности местной религиозной организации, последняя прекращает свою деятельность как структурное подразделение данной централизованной религиозной организации и подлежит ликвидации. Такой позиции придерживается арбитражная практика.
      При рассмотрении конкретного дела о выселении прихода централизованной религиозной организации из собора, прилегающей к нему часовни и других зданий арбитражный суд признал право пользования собором с часовней за данным приходом. Свое решение суд мотивировал тем, что с изменением своей канонической юрисдикции (приход перешел из юрисдикции Русской Православной Церкви в юрисдикцию Российской православной свободной церкви) приход не утратил права пользования собором и другими зданиями. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, признав вывод арбитражного суда ошибочным, поскольку изменение канонической юрисдикции местной религиозной организации влечет ее ликвидацию в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения.
      Одно из наиболее показательных и важных дел по данной категории стало предметом рассмотрения Европейским судом по правам человека.
      Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в Головинский районный суд с гражданским иском о ликвидации общины-заявителя и запрете ее деятельности. В отношении общины-заявителя прокуратура выдвинула следующие пункты обвинения: разжигание религиозной розни; принуждение к разрушению семьи; склонение к самоубийству и отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; посягательство на права и свободы граждан; вовлечение подростков и малолетних детей в деятельность религиозной организации.
      Суд, рассмотрев данное дело, пришел к выводу: «Каких-либо фактов умышленного разжигания религиозной розни, фактов призывов к дискриминации, вражде или насилию, принуждению к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан... прокурором не представлено и судом не установлено... Суд приходит к выводу о том, что нет никаких оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве, т.к. не было установлено, что данная община в г. Москве нарушает Конституцию РФ и законы РФ, разжигает религиозную рознь, принуждает к разрушению семьи, посяг.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44