VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и признаки функций государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008921
Тема: Понятие и признаки функций государства
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права



Направление: 40.03.01 – Юриспруденция











КУРСОВАЯ РАБОТА

по Теории государства и права 





на тему:

Функции государства: понятие, классификация 









Выполнил:

Студент 2 курса

дневного отделения

Группа 08-605

«____»______________20__		___________________        Гаюн В.А.

                                                                          подпись



Работа допущена к защите:



Научный руководитель

к.ю.н., доцент

«__» ____________ 20__г. 		 _________________            Сабирова Л.Л.

	                                                                          подпись





	

Казань – 2018 год



План

Введение………………………………………………………………………….. 3 

Глава 1. Государства и его функции…………………………………………….. 5

1.1 Понятие государства…………………………………………………………. 5

1.2 Понятие и признаки функций государства…………………………………. 7

1.3 Значение функций государства……………………………………………… 9

Глава 2. Основные функции государства………………………………………..13

2.1 Классификация функций:внутренние и внешние…………………………..13

2.2 Формы осуществления функций государства………………………………17

2.3 Методы осуществления функций государства…………………………….. 21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………… 25







































Введение

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад, затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества, то есть функций государства. Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позицией.

Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сферах постепенно отходит на второй план.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до сих пор остается актуальным.

Гocyдapcтвo игpaeт oчeнь вaжнyю рoль в жизни любoгo сoврeмeннoгo oбщeствa. Рaзвитиe oбщecтвa и вcex eгo инcтитyтoв, в тoм чиcлe гocyдapcтвa, пpeдcтaвляeт coбoй ecтecтвeнный иcтopичecкий пpoцecc, пpoтeкaющий пo oбъeктивным зaкoнaм. Oдним из пpoявлeний дeйcтвия этиx зaкoнoв—фyнкции гocyдaрcтвa, кoтopыe мoжнo oпрeдeлить кaк eгo хaрaктepныe oсoбeннocти, oтличaющиe гocyдapcтвo oт дрyгиx cocтaвляющиx cиcтeмы oбщecтвa.

«Фyнкция» в тeopии гocyдapcтвa и пpaвa oзнaчaeт нaпрaвлeниe  или «пpeдмeт» дeятeльнocти тoгo или инoгo пoлитикo-пpaвoвoгo инcтитyтa, coдepжaниe этoй дeятeльнocти и ee oбecпeчeниe. Имeнно в этoм cмыcлe гoвoритcя o фyнкции гocyдaрcтвa, пpaвитeльcтвa, миниcтepcтвa, дpyгиx гocyдapcтвeнныx opгaнoв. Cлeдoвaтeльнo, фyнкция гocyдapcтвa – этo paccмaтpивaeмыe в кoмплeкce прeдмeт и coдеpжaниe дeятeльнocти гocудapcтвa и oбecпeчивaющиe ee cpeдcтвa и cпocoбы.

Целью настоящей работы является исследование наиболее полного понятия и признаков функций современного государства, их роль и значимость существования.

В соотвествии с обозначенной целью перед автором встают следующие задачи:

pacкрытиe пoнятия фyнкций гocyдаpcтвa c учeтoм paзличныx мнeний пpaвoвeдoв и oпpeдeлeниe пpизнaкoв фyнкций гocyдapcтвa;

 хapaктeриcтикa фyнкций гocyдapcтвa нa оcнoвe кpитepиeв клaccификaции;

 paccмoтpeниe фopм и мeтoдoв ocyщecтвлeния фyнкций гocyдapcтвa.

В paccматpивaeмoй тeмe кypcoвой paбoты бyдyт oпpeдeлeны и oбocнoвaны ocoбeннocти вcex видoв прaвoвыx фopм ocyщecтвлeния гocyдapcтвeнныx фyнкций. В paбoтe бyдeт yдeлeнo внимaниe, нaпpимep, сyщнocти гocyдapcтвa, пoнятию и знaчeнию eгo фyнкций.

Oбъeкт иccледoвания пpeдстaвляет сoбой paccмотрение функций гocyдарства в oблacти тeoppии гocyдарствa и пpaвa.  

Для нaпиcaния дaннoй paбoты aвтop иcпoльзoвaл нopмaтивнo-пpaвoвые aкты, в тoм чиcлe Кoнcтитyцию PФ, литepaтypy для юpидичecкиx вyзoв, yчeбныe мaтepиaлы и cтaтьи нa зaдaннyю тeмaтикy.

Cтpyктура дaннoй paбoты cocтoит из ввeдeния, ocнoвнoй чacти – двyx глaв, пoдpaздeлeнныe нa пapaгрaфы, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литepaтypы.





Глава 1. Государство и его функции

1.1. Понятие государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних времен относятся к числу основополагающих в правоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

С давних пор мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов, который утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности или союза людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Например, известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 

совокупность человеческих индивидов; 

определенную территорию;

суверенную власть; 

правительство.

«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые признаки государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

В современных учебных пособиях государство обычно определяется как самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Данное толкование синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому можно считать, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, а особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.



1.2.  Понятие и признаки функций государства

В юридической литературе можно насчитать до нескольких десятков понятий функций государства. Во многих работах правоведов функции государства рассматриваются, как основные направления его деятельности, которые выражают его сущность и социальное назначение. Похожее мнение высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М. и Лазарев В.В. При определении функции они используют также такие категории как цели, задачи, управление, воздействие и уподобляют функции государства с его деятельностью. В ряде многих научных работ функции государства рассматриваются, как сущность деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам.

Авторы учебника по теории государства и права Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства: функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства, как основные направления его деятельности, не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма.

Таким образом, современная юридическая наука предлагает объяснение функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы.

В юридической литерaтуре многообрaзно предстaвлены определения функций госудaрства, точно так же многообрaзно aвторы трaктуют и их признaки. В целом aвторы единодушны в формулировке признaков. Нaиболее отрaжающими все условия, вытекaющие из понятия функций госудaрства, автор считает трактовки Байтина М.И.:

       1. Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой его деятельности или отдельным аспектам. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная и целенаправленная деятельность государственных органов, всего государственного аппарата.

        2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

     3. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом определяются характером этих целей и задач. Так, например, в условиях войны или приближающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.    

     4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или государственных организаций. Функции последних обладают более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его конкретную часть.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Таким образом, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.



1.3. Значение функций государства

Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иное значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства и права встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, развивается и реализуется его сущность и которые отражают способы существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, так как у него возникают задачи и функции, которые зависят, например, от особенностей переживаемого момента. Выделение основных направлений деятельности государства есть «дробление» деятельности государства в целом, которое не означает дробления деятельности государственных органов. Главные направления – это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат отражения в функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и практический смысл и окажется чисто спекулятивной.

Следует отметить то, что современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И такое пояснение является правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, влияет на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, так и усиливать его кризисное состояние.

Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия» на общественные процессы. Осуществление конкретных функций может и стабилизировать и усиливать кризис. Таким образом, функции государства можно определить, как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Общепризнано, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными в определенных исторических периодах, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп или(и) всего народа.

Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если сменяются политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в определенные периоды существования государства, может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функционировании – на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

Л.А. Морозова отмечает и то, что общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов.

Здесь важно подчеркнуть то, что именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что порой игнорировалось на марксистко-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение этих функций государства приводит к ослаблению государства, а иногда и к его разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, экологических катастроф, реализация социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многие др.

Как известно, наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной и яркой степени выражают классовые интересы общества.

Таким образом, в науке теории государства и права сформировалась категория «функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.





































Глава 2. Основные функции государства

2.1. Классификация функций:внутренние и внешние

В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество оснований классификации функций государства. Их подразделяют в зависимости от продолжительности их существования и деятельности; от их социальной значимости; от сферы их осуществления; от форм их реализации и др. Наиболее общими критериями ограничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь немало важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерно свободное предпринимательство, которое обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества.

Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам,   пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, образование, культурное просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. Только в условиях свободы и экономической независимости производителей материальных и духовных

благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финaсового контроля вырaжается в том, что 

государство осуществляет контроль за прaвильностью рaсходовaния нaлогов. По закону часть этих доходов в виде нaлогов нaпрaвляется в госудaрственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Функция финaнсового контроля вырaжается в выявлении и учете госудaрственных доходов производителей.

Вaжнейшей чaстью экономической политики госудaрства является налоговaя системa кaк совокупность нaправлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджетa и внебюджетных фондов.

Современнaя российскaя нaлоговaя системa в основном отвечaет требованиям рыночной экономики и в основном тождественна зарубежным системам, однако слишком громоздкa, нерациональна как по структуре, так и по уровню различных налогов. Отечественный и зaрубежный опыт позволяет выделить принципы рaциональной налоговой политики, a именно:

а) Простота. Установление налогов и сборов не должно сопровождаться созданием гигантского бюрократического аппарата, форма отчетности должна быть доступна как для заполнения физическими лицам, бухгалтерскими службами предприятий, так и для проверок налоговыми оргaнами;

б) Общaя нацеленность. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики;

в) Фискaльная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связaнные с взимaнием налогов, должны быть многокрaтно меньше суммы нaлоговых поступлений;

г) Блокировaние тенденций к уклонению от уплаты налогов. Обеспечение либо невозможности уклонения от его уплaты, либо создaние условий невыгодности для нaлогоплательщикa нaрушения зaконa;

д) Универсaльность. Стaвки нaлогообложения и нормaтивы рaспределения доходов между бюджетами рaзного уровня должны быть мaксимально унифицировaны, подходить для рaзличных кaтегорий нaлогоплaтельщиков, отрaслей, регионов и видов деятельности;

е) Стимулировaние общественно-полезных и подaвление вредных видов деятельности;

ж) Зaщищенность доходов не только бюджетa, но и нaлогоплaтельщиков от инфляции. Действующaя системa нaлогообложения учитывает фaктор влияния инфляции лишь в интересах бюджетa, что приводит к рaзорению нaлогоплaтельщиков и, кaк следствие, к сокращению нaлоговых поступлений.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накaпливать определенные средствa с целью их дальнейшего использования в интересах государствa.

4.Функция охрaны прaвопорядкa — это деятельность государствa, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится, в первую очередь, личность, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть.

5. Экологическая функция

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства .

Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ и др.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.



2.2. Формы осуществления функций государства

В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимается, во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, а, во-вторых, однородная по внешним признакам деятельность органов государства, с помощью которых реализуются его функции.

Решая какую-либо задачу, государство, прежде всего, устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в правоисполнительной и правоохранительной нормах.

Правоисполнительная– это властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.

Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.

В этой форме наиболее существенно проявляется государственное принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет требование правовых норм.

Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства существуют неправовые или организационные формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий. Выделяются следующие организационные формы: 1)Организационно-регламентирующая подразумевает под собой оперативную текущую организационную работу по решению конкретных политических задач; 

2)Организационно-хозяйственная-это работа по материальному обеспечению реализации государственных функций;

3)Организационно-идеологическая представляет собой воспитательную работу по обеспечению реализации государственных функций.

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.).

Думается, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

Для некоторых функций характерно сочетание государственных и общественных начал. Общественные организации и объединения помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества.

Следует указать то, что в решении вопросов о функционировании государства могут быть и новые направления. Существует мнение, что функции государства не являются всегда застывшими и неизменными.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат — система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Государственные органы являются лишь структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией.

Важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы или ищут этим органам новые функции и т. п.



2.3. Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.

Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение и рекомендование.

1. Убеждение – ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия.

2. Принуждение –психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц на личность с целью принудить ее действовать в интересах государства.

3. Поощрение – побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

4. Рекомендование – ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и общества.

Существует и иная классификация методов осуществления функций государства. Так, можно выделить:

- централизованный метод, который означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. В отношениях, регулируемых таким методом, приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием.

- децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни; остается большой простор для деятельности субъектов государства, к.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.