VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Поддержание государтсвенного обвинения в суде первой инстанциии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011713
Тема: Поддержание государтсвенного обвинения в суде первой инстанциии
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»


Факультет юридический
Кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. юрид. наук, доцент
_________ Л. Д. Калинкина
«___» ___________ 2018 г.

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Поддержание государтсвенного обвинения в суде первой инстанциии

Автор бакалаврской работы 	                                                           Я. И. Тремаскин
Обозначение бакалаврской работы БР–02069964–40.03.01–27–18
Специальность 40.03.01 юриспруденция
Руководитель работы
ст. преп.                                                                                                    С. Н. Фирсов
Нормоконтролер
ст. преп. 	                                                                                             С. Н. Фирсов

Саранск
2018
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»


    Факультет юридический
    Кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора

УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. юрид. наук, доцент
_________ Л. Д. Калинкина
«___» ___________ 2018 г.


ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
(в форме бакалаврской работы)

Студент Тремаскин Ярослав Игоревич
1 Тема Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции
Утверждена приказом № 10748-С от 30.12.2017 г.
2 Срок представления работы к защите: 10.06.2018 г.
3 Исходные данные для научного исследования: нормативные правовые акты, судебная практика, научные статьи, учебная и научная литература
4 Содержание выпускной квалификационной работы
     4.1 Поддержание государственного обвинения в суде как одно                          из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации
     4.2 Процессуальный статус государственного обвинителя в российском уголовном процессе
     4.3 Отказ государственного обвинителя от обвинения и его                               процессуальные последствия

Руководитель работы                                                                         С. Н. Фирсов

Задание принял к исполнению
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
     РЕФЕРАТ
    
     Бакалаврская работа содержит 3 главы, 67 страниц, 61 использованный источник.
     ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ, СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС,        ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ, СУДЕБНОЕ                РАЗБИРАТЕЛЬСТВО, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, СУДЕБНОЕ              СЛЕДСТВИЕ, ПРЕНИЯ СТОРОН, ОБВИНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПРОКУРОРА, ОТКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ ОТ ОБВИНЕНИЯ.
     Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся           в стадии судебного разбирательства, в связи с выдвижением обвинения, его поддержанием, обоснованием и разрешением в ходе судебного разбирательства, а также при изменении или отказе прокурора от обвинения.
     Цель работы – исследование поддержания государственного обвинения в суде первой инстанции.
     В процессе работы использовались как общенаучные методы познания, так и специальные научные методы, применяемые в области правовых исследований. В частности, применялись диалектический, исторический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, системный и структурный подходы, аналогия, лингвистический и юридический анализ, синтез, правовое моделирование.
     В результате исследования было рассмотрено поддержание государственного обвинения в суде как одно из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации; сформулировано понятие государственного обвинителя; рассмотрено участие государственного обвинителя в подготовительной части судебного заседания, судебном следствии и прениях сторон; раскрыта структура, содержание и значение обвинительной речи прокурора; проанализирован отказ государственного обвинителя от обвинения и его процессуальные последствия.
     Степень внедрения – частичная.
     Область применения – в теории и правоприменительной практике.
     Эффективность – повышение качества знаний об институте государственного обвинения.






















СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  7
1   Поддержание   государственного   обвинения   в   суде   как   одно   из
направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации         10
2   Процессуальный   статус   государственного   обвинителя   в   российском
уголовном процессе
     2.1 Понятие государственного обвинителя                                                  15
     2.2 Участие государственного обвинителя в подготовительной части              судебного заседания                                                                                                  20
     2.3 Участие государственного обвинителя в судебном следствии             25
     2.4 Участие государственного обвинителя в прениях сторон                    32
     2.5 Структура, содержание и значение обвинительной речи прокурора   38
3     Отказ     государственного     обвинителя     от     обвинения     и     его
процессуальные последствия                                                                                   48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                61












     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность выбранной темы. На фоне политических, экономических                              и социальных перемен в России вопросы о месте прокуратуры                                       в государственном механизме, назначении и функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, о совершенствовании уголовно-процессуального законодательства стали предметом острой полемики в научных, общественных кругах             и властных структурах.
     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. кардинально изменил процессуальное положение, как самого суда, так и представителя стороны обвинения – прокурора.
     Деятельность прокурора, как государственного обвинителя, в суде является чрезвычайно важной и имеет свои особенности.
     Поддержание на суде обвинения – важнейшая функция прокуратуры, находящаяся в тесной связи с другими отраслями прокурорской деятельности. Надзор за соблюдением законности, составляющий основную задачу прокуратуры, связан с борьбой с нарушителями закона, с их уголовным преследованием, изобличением их перед судом в тех случаях, когда нарушение закона составляет уголовное преступление.
     Поэтому особое значение приобретает сегодня вопрос, касающийся деятельности государственного обвинителя в судебном разбирательстве, его процессуального статуса, возможностей влиять на ход судебного разбирательства             и возможности принятия судьбоносных, для уголовного дела, решений.
     Российское уголовно-процессуальное право продолжает совершенствоваться, изменения и дополнения уголовно-процессуального закона касаются также регламентации поддержания государственного обвинения, и это в очередной раз подтверждает актуальность не только теоретического осмысления            и толкования новаций законодательства, но и разработки общей концепции участия прокуроров в судебном разбирательстве.
     Таким образом, в настоящее время исследования в сфере изучения государственного обвинения имеют актуальное значение для науки уголовного процесса.
     Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Целью работы является исследование поддержания государственного обвинения в суде первой инстанции. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
     – рассмотреть поддержание государственного обвинения в суде как одно из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации;
     – раскрыть понятие государственного обвинителя;
     – рассмотреть участие государственного обвинителя в подготовительной части судебного заседания;
     – рассмотреть участие государственного обвинителя в судебном следствии;
     – рассмотреть участие государственного обвинителя в прениях сторон;
     – раскрыть структуру, содержание и значение обвинительной речи прокурора;
     – проанализировать отказ государственного обвинителя от обвинения                и его процессуальные последствия.
     Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся           в стадии судебного разбирательства, в связи с выдвижением обвинения, его поддержанием, обоснованием и разрешением в ходе судебного разбирательства, а также при изменении или отказе прокурора от обвинения.
     Предметом изучения является уголовно-процессуальная деятельность прокурора по осуществлению функции уголовного преследования в суде первой инстанции.
     Теоретическая основа исследования представлена результатами научных разработок таких авторов как Баев О. Я., Баев М. О., Балакшин В. С.,                        Бравилова Е. А., Воронин О. В., Гатауллин З. Ш., Капинус О. С.,                          Крюков В. Ф., Лазарева В. А., Лукожев Х. М. и других.
     Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Приказы Генерального прокурора Российской Федерации, научные статьи, а также учебная и научная литература в области уголовно-процессуального права и прокурорского надзора.
     Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы познания, так и специальные научные методы, применяемые в области правовых исследований. В частности, применялись диалектический, исторический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, системный и структурный подходы, аналогия, лингвистический                 и юридический анализ, синтез, правовое моделирование.
     Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы о поддержании государственного обвинения             в суде первой инстанции дополнят некоторые положения ранее осуществлявшихся исследований об институте государственного обвинения.
     Структура работы соответствует поставленным целям и задачам                     и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 Поддержание государственного обвинения в суде как одно
     из направлений деятельности органов прокуратуры
     Российской Федерации
     
     Поддержание государственного обвинения представляет собой отдельную функцию прокуратуры, реализуемую на основе общего уголовного преследования, осуществляемого прокурором. Наряду с этим, как подчиненное направление деятельности прокуратуры, поддержание государственного обвинения характеризуется присутствием автономного содержания, пределами                и субъектным составом.
     Содержание формирует деятельность государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовно-процессуальном порядке о совершении лицом деяния, запрещенного законодательством Российской Федерации. Как автономный вид уголовно-процессуальной деятельности прокуратуры она возникает с момента утверждения прокурором обвинительного заключения и заканчивается вступлением приговора в законную силу.1)
     Субъектами, имеющими исключительное право реализации функции государственного обвинения, выступают прокурор, его заместители и помощники, реализующие указанные полномочия в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
     П. 22 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что под обвинением понимается утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ. В свою очередь, п. 6 ст. 5 УПК РФ закрепляет, что государственным обвинителем является поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. Часть 2 ст. 35 Федерального закона          «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
     В отдельную функцию прокуратуры выделяется поддержание прокурором государственного (публичного) обвинения во всех современных моделях устройства и осуществления деятельности прокуратуры. Не имеет значения, выступает прокурор в роли «блюстителя законности», «гособвинителя»                или «представителя правосудия», он продолжает реализовывать поддержание государственного (публичного) обвинения, которое служит дополнительным основанием для анализа этой функции как одного из главных направлений деятельности прокуратуры.1)
     Как определенный вид деятельности, поддержание государственного обвинения прокурором характеризуется признаками, свойственными в целом прокурорской деятельности, такими как публичность, официальность, открытость, а так же наличие правового характера. Определенная специфика заключается в том, что она реализовывается в судебном порядке и сосредоточена            на получение судебно-правовой оценки предварительных выводов о виновности лица обвиняемого в совершении того или иного преступного деяния.
     Существуют концептуальные и правовые предпосылки обособления процессуальной деятельности, связанной с поддержанием государственного обвинения, из прочей уголовно-процессуальной деятельности, образующей уголовное преследование, на высоком теоретическом уровне. В этой связи, с учетом требований современного законодательства и обозначенных правовых традиций представляется, что данное направление прокурорской деятельности более правильно определять в качестве отельной производной от уголовного преследования функции отечественной прокуратуры.
     Являясь функцией прокуратуры, поддержание государственного обвинения имеет свои субъектный состав, содержание и пределы.
     В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством функцию поддержания государственного обвинения реализует специальный субъект – государственный обвинитель, которым может быть только должностное лицо органа прокуратуры. В этой связи надлежит обратить внимание на предложение о расширении субъектного состава государственной обвинительной деятельности путем распространения полномочий по поддержанию государственного обвинения на иных должностных лиц и органы, не входящих в систему органов прокуратуры.1)
     Должностными лицами прокуратуры, имеющими право выступать в качестве государственных обвинителей, являются прокуроры, а также их заместители и помощники.
     Понятие «обвинение» в уголовном процессе традиционно рассматривается в двух смыслах: материалом и процессуальном. В соответствии с действующим законодательством и наличием определенных правовых традиций под обвинением в материально-правовом смысле следует понимать формулировку             о нарушении запретов, установленных уголовным законом.2) В процессуальном значении обвинение понимается как публичное утверждение уполномоченным лицом в процессуальном порядке, о совершении лицом деяния, находящегося под запретом.
     Поэтому, осуществление прокурором уголовно-процессуальной деятельности, направленной на публичное утверждение в процессуальном порядке               о совершении лицом деяния, запрещенного уголовным законодательством, образует уголовно-процессуальное содержание функции поддержания государственного обвинения.
     Вопрос о пределах осуществления обвинения, как основной функции прокуратуры, является дискуссионным.
     Одни ученые полагают, что государственное обвинение проявляется               на стадии предварительного расследования с момента утверждения обвинительного заключения (акта, постановления), а другие, что с момента привлечения лица в качестве обвиняемого. Другие считают, что начальным моментом прокурорской обвинительной деятельности является рассмотрение уголовного дела по существу в суде первой инстанции.1)
     С учетом современного уровня формирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, требований международно-правовых стандартов, регулирующих уголовное преследование и обвинительную деятельность прокуратуры, начальным моментом прокурорской обвинительной деятельности следует считать утверждение обвинительного заключения (акта, постановления). После утверждения итогового решения предварительного расследования прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме обвинительной деятельности.
     При этом в стадии подготовки к судебному разбирательству прокурор осуществляет функцию уголовного преследования в форме обвинения, а в суде первой инстанции и вышестоящих судах – в форме поддержания обвинения.
     Ратификация прокурором предварительных результатов расследования,                с одной стороны, служит формой осуществления функции уголовного преследования, с другой – первоначальным моментом осуществления обвинительной функции.2) В этой связи следует признать, что поддержание обвинения есть одна из форм реализации уголовного преследования в судебных стадиях уголовного процесса.
     Придерживаясь идеи о практической нецелесообразности формального разделения уголовного преследования и обвинительной деятельности,                      тем не менее, логически указанную деятельность все же можно разделить.                 В данной связи представляется аргументированной позиция, касающаяся               того, что утверждение прокурором обвинительного заключения (акта, постановления) является завершающим этапом досудебного уголовного преследования и начальным этапом возбуждения государственного обвинения.
     Реализация прокурорской обвинительной функции заканчивается вступлением приговора в законную силу. Данный подход является оправданным                 и позволяет, с одной стороны, включить в ее содержание поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции и при апелляционном пересмотре, с другой – исключить участие прокурора в иных контрольно-проверочных производствах.
     В этой связи надлежит со всем вниманием отнестись к идее осуществления прокурором функции поддержания государственного обвинения в кассационном и надзорном порядке, а также при рассмотрении и разрешении проблем, которые возникают при исполнении приговора.1)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2 Процессуальный статус государственного обвинителя в российском
     уголовном процессе
     2.1 Понятие государственного обвинителя
     
     Обвинение – это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным кодексом, выдвинутое в порядке, установленным УПК РФ.
     Обвинение, сформулированное органом предварительного расследования в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого или в уведомлении о подозрении, носит предварительный характер. Оно может быть изменено, уточнено и даже прекращено. Однако в тот момент, когда следователь (дознаватель) приходит к выводу, что результаты его деятельности достаточны,       для того чтобы передать уголовное дело в суд для рассмотрения его по существу, с этого момента начинается формирование государственного обвинения, исходящего от субъекта, уполномоченного законом публично выступать в суде          от имени государства с требованием о наказании виновного.1)
     Государственное обвинение – это обвинение, сформулированное и предъявленное лицу органом расследования, но санкционированное прокурором             как главой обвинительной власти.
     Государственное обвинение является разновидностью публичного обвинения, осуществляемого в различных формах с целью применения уголовного закона к лицам, совершившим преступление, и направлено на защиту интересов личности, общества, государства. Исключительным правом на государственное обвинение наделяется прокуратура. Согласно п. 6 ст. 5 УПК РФ государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение  в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. Совокупность средств и методов реализации прокурором в суде обвинительной функции охватывается одним собирательным понятием – «поддержание государственного обвинения».
     В ходе судебного следствия прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, участие должностного лица органа прокуратуры в судебном разбирательстве является обязательным. Выдвижение, формулирование и обоснование обвинения – задача органов предварительного расследования, выполнив которую следователь (дознаватель) составляет обвинительное заключение (обвинительный акт, постановление), подписывает его и вместе с тем, направляет уголовное дело прокурору. Решение об утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта, постановления) и о направлении уголовного дела в суд принимает прокурор. В указанном моменте и возникает государственное обвинение. Отказ прокурора утвердить обвинительное заключение (обвинительный акт, постановление), возвращение уголовного дела следователю (дознавателю) для устранения выявленных при изучении дела недостатков не только означает, что уголовное дело не может быть направлено в суд, но символизирует отказ в придании обвинительному заключению (обвинительному акту, постановлению) статуса документа, выражающего официальную позицию обвинительной власти.1)
     Государственное обвинение – основанный на собранных в процессе расследования доказательствах, сформулированный органом предварительного расследования и утвержденный прокурором вывод о совершении обвиняемым конкретного преступления. Государственное обвинение в отличие от обвинения, содержащегося в процессуальных решениях следователя (дознавателя), исходит от государства в лице прокурора, официально представляющего в уголовном судопроизводстве государственную обвинительную власть. Такое представление о государственном обвинении отражает характер взаимоотношений субъектов уголовного преследования, то есть органов расследования и прокурора. Деятельность прокуратуры должна максимально обеспечивать конечную цель уголовного преследования – изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления, под надзором прокурора осуществляют органы предварительного расследования. Предварительное расследования направленное, на раскрытие, выявление и изобличения виновного в его совершении лица, является процессуальной формой уголовного преследования в досудебном производстве, его фундамент заключается в том, чтобы прокурор продолжал уголовное преследование в суде.
     Утверждая обвинительное заключение (обвинительный акт, постановление) составленный органом предварительного расследования по результатам своей деятельности, прокурор придает изложенному обвинению силу и значения государственного обвинения. Вместе с тем прокурор принимает решение                    о направлении уголовного дела в суд, как единственному органу государственной власти, уполномоченному признать лицо виновным в совершении преступления и назначить уголовное наказания. Государственное обвинение можно определить и как адресованное суду требование о возложении на обвиняемого уголовной ответственности и применении к нему наказания.
     Предварительное расследование является первым этапом формирования государственного обвинения, на данном этапе происходит выдвижение, формулирование обвинения, проверка его полноты и обоснованности, в том числе              с участием обвиняемого, после предъявления ему обвинения.
     Производство в суде первой и в последующих инстанциях представляет собой иную форму уголовно-процессуальной деятельности, чем в досудебном производстве. Прокурор это лишь одна из равноправных сторон, которая продолжает начатое органом предварительного расследования уголовное преследования. Если говорить о прокуроре, как участнике уголовного процесса,                  то на основании УПК РФ он является государственным обвинителем.
     Прокурор выступает как государственный обвинитель на всех стадиях уголовного процесса, хотя в уголовно-процессуальном законе прямо                              об этом не сказано. Если, к примеру, рассматривать характер вопросов разрешаемых судом на стадии назначения судебного заседания.
     Задача прокурора, участвующего в предварительном слушании,                         в том, чтобы предотвратить исключение из предстоящего судебного разбирательства доказательств, о недопустимости которых заявила сторона защиты, чтобы впоследствии избежать прекращения уголовного дела или возвращения дела прокурору. Деятельность прокурора на предварительном слушании направлена на то, чтобы убедить суд в рассмотрении уголовного дела по существу, с тем, чтобы получить возможность доказывать вину подсудимого,                то есть поддерживать государственное обвинение. Хотя в ст. 234 УПК РФ                   и не говорится об обязательном участии прокурора в предварительном слушании, тем не менее, без участия прокурора предварительное слушание не возможно. Прокурор в ходе предварительного слушания вправе изменить обвинение, уменьшить его объем, исключить квалифицирующие признаки преступления, переквалифицировать деяние, полностью или частично отказаться от обвинения. Заявив об этом на предварительном слушании, прокурор по-иному, чем при утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта, постановления) определяет пределы судебного разбирательства. Полный или частичный отказ прокурора от обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). Такое правило обусловлено положением ч. 1 ст. 252 УПК РФ: «Судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению». Следовательно, участие прокурора в предварительном слушании –                    это второй этап формирования государственного обвинения.1)
     Третьим этапом является участие прокурора в судебном разбирательстве. Государственный обвинитель утрачивает свои властно-распорядительные полномочия, его права такие же, как и у других участвующих в судебном заседании лиц: заявлять ходатайства, представлять доказательства, принимать участие в их исследовании, высказывать свое мнение по обсуждаемым в ходе судебного заседания вопросам. Властными полномочиями обладает только суд, его решение является решающим для государственного обвинителя.                          В тоже время прокурор, участвующий в судебном разбирательстве своим решением оказывает влияние на объем и исследование доказательств. В судебных стадиях прокурор решает задачу обоснования обвинения, то есть выполняет возложенную на него в силу презумпции невинности обязанность доказывания.                В необходимых случаях прокурор продолжает свою обвинительную деятельность и после вынесения судом приговора, добиваясь его отмены или опровергая доводы, настаивающих на отмене приговора, других участников уголовного процесса. Прокурор выступает в качестве государственного обвинителя                  не только в суде первой инстанции, но и апелляционной и кассационной инстанции. Эту роль он играет и после вступления в законную силу оправдательного приговора, добиваясь его отмены, а также обвинительного приговора, оспариваемого им по мотивам, ухудшающим положение осужденного.                     На каждом из этапов возможно изменение государственного обвинения, иногда даже в благоприятную для обвиняемого сторону. Роль и значение государственного обвинителя, влияющего на ход уголовного дела, огромна и ответственна. Его активная позиция и профессионализм являются важным фактором                 в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. Поэтому Генеральный прокурор Российской Федерации всегда обращает внимание на профессиональный уровень государственных обвинителей, требует проведения на местах учебно-методических мероприятий, изучения и распространения положительного опыта, постоянного анализа качества поддержания государственного обвинения в целях его совершенствования. Поддержание государственного обвинения с участием присяжных заседателей, поручается опытному прокурору, обладающими профессиональными навыками. При назначении государственного обвинителя необходимо учитывать, характер, объем, сложность дела, квалификацию и опыт прокурора, которому поручается поддержание государственного обвинения.1)
     
     2.2 Участие государственного обвинителя в подготовительной части
     судебного заседания
     
     Участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства является одной из важнейших функций российской прокуратуры.1) Анализ положений гл.гл. 35-38 УПК РФ показывает, что государственный обвинитель,                          так или иначе, принимает участие во всех этапах судебного разбирательства,             за исключением этапа постановления приговора. Наибольшую активность он должен проявлять в судебном следствии и прениях сторон. Но прежде чем суд приступит к судебному следствию, должны быть созданы необходимые условия для успешного проведения судебного следствия. Это происходит путем совершения судом и сторонами действий, направленных на восполнение недостающих условий и подготовку правильного и нормального течения судебного разбирательства в последующих его частях.2)
     Регламентации совершения упомянутых действий посвящена гл. 36              УПК РФ «Подготовительная часть судебного заседания».
     Подготовительная часть начинается с открытия председательствующим судебного заседания (ст. 261 УПК РФ) и проверки явки в суд лиц, которые должны в нем участвовать (ст. 262 УПК РФ). Государственный обвинитель активно включается в разрешение вопросов судом с момента установления личности подсудимого и своевременности вручения ему копии обвинительного заключения (обвинительного акта, постановления) (ч. 1 и 2 ст. 265 УПК РФ), объявления сторонам состава суда и разъяснения права заявить отвод (ч. 1 ст. 266 УПК РФ). Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта и дело поступило в суд с указанием прокурором причин, по которым копии этих документов не были вручены обвиняемому, то подготовительная часть судебного разбирательства проводится с соблюдением правил, предусмотренных гл. 36 УПК РФ, за исключением положений ч. 2 ст. 265 УПК РФ, устанавливающих, что судебное разбирательство может быть начато не ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения (обвинительного акта, постановления).1)
     После разъяснения права отвода стороны, в том числе и государственный обвинитель, получают возможность заявить о невозможности участия в дальнейшем рассмотрении дела лиц, прямо или косвенно лично заинтересованных      в его исходе. Также на данном этапе судебного разбирательства суд разъясняет права и ответственность подсудимому, потерпевшему, гражданскому истцу               и гражданскому ответчику и их представителям, эксперту и специалисту.
     Исследования доказательств в подготовительной части судебного разбирательства еще не происходит, но стороны имеют право заявить ходатайства             о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов (ч. 1 ст. 271 УПК РФ).2)
     Также стороны вправе заявить ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ. Государственный обвинитель, заявляя такого рода ходатайства, обязан их обосновать. Если ходатайство было заявлено иными участниками судебного разбирательства, то государственный обвинитель должен выразить свое мнение по поводу возможности удовлетворения этого ходатайства. Процедура разрешения ходатайства об исключении доказательства аналогична процедуре решения вопроса об исключении доказательства на предварительном слушании (ст. 235 УПК РФ).
     Ходатайство об изменении обвинения может быть заявлено государственным обвинителем в подготовительной части судебного заседания даже                     при рассмотрении дела в особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением. Такая возможность при рассмотрении дела в порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ, законом допускается, на что указано в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29.11.2016 г. № 55 «О судебном приговоре»: «Изменение обвинения в части квалификации содеянного, которое допускается, если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются, должно быть мотивировано в приговоре».1)
     Таким образом, изменение обвинения на данном этапе не связано с оценкой доказательств, исследование которых еще не проводилось.
     Также в подготовительной части судебного заседания в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40 УПК РФ) государственный обвинитель вправе и обязан заявить ходатайство о возражении против рассмотрения уголовного дела в данном порядке, если не соблюдены основания и условия для особого порядка судебного разбирательства.
     При этом государственный обвинитель должен основываться не только на результатах личного изучения им материалов дела, но и принимать во внимание мнение следователя, расследовавшего дело, согласовывать свою позицию с надзирающим прокурором и прокурором, утверждающим обвинительное заключение.2)
     Завершается подготовительная часть разрешением вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства.
     Предполагается, что государственный обвинитель, перед тем как высказать свое мнение по любому из возникших вопросов или по заявленному ходатайству, должен постараться получить максимум информации, касающейся его существа. С этой целью с разрешения суда можно задать участнику, заявившему ходатайство, уточняющие вопросы, не превращая данное действие в допрос, детализировать причины, на основе которых заявляется ходатайство,                         и так далее.1)
     В какой момент государственный обвинитель приобретает свой статус? Каковы юридические основания приобретения им этого статуса? На этот счет мнения ученых и практиков разделились.
     Некоторые полагают, что прокурор, приступивший к участию в судебном разбирательстве, приобретает статус государственного обвинителя с наличием процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 246 УПК РФ, после объявления его председательствующим участником судебного разбирательства.2)
     Представляется, что такое .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44