VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Платежный баланс предприятия как финансовая категория

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002337
Тема: Платежный баланс предприятия как финансовая категория
Содержание
Содержание

Введение……………………………………………………….…………….……………………...4
1 Платежный баланс предприятия как финансовая категория..………………………………...6
   1.1 Понятие и сущность платежного баланса предприятия….………………………………...6
   1.2 Группировка статей платежного баланса предприятия и их содержание………………………………………............................................................................12
   1.3 Методика анализа платежного баланса предприятия…………..…………………………20
   1.4 Нормативно-правовое регулирование платежного баланса предприятия…………………………………………………………………….............................29
2 Анализ платежного баланса МУП «Гурзуф»……………………………….............................37
   2.1	Информационная база и структурно-логическая схема анализа платежного баланса предприятия………………...…………………………...................................................................37
   2.2 Оценка структуры активов и обязательств МУП «Гурзуф»…………...............................40
   2.3 Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности МУП «Гурзуф»…………… …………………………………..................................................................52
   2.4 Оценка состояния платежного баланса МУП «Гурзуф» и анализ влияния расчетной политики на ликвидность…………………………………………................................................57
   2.5 Анализ эффективности формирования платежного баланса…...………………………...60
3 Финансовая политика управления платежным балансом МУП «Гурзуф»…………………..71
   3.1 Принципы управления платежным балансом и методы его оптимизации…………………………………………………………………...…………………...71
   3.2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью МУП «Гурзуф»…………………………………………………………………….……………………...77
   3.3 Оптимизация структуры платежного баланса МУП «Гурзуф»…………………………..88
   3.4 Прогнозирование платежного баланса МУП «Гурзуф» с помощью методов экономико-математического моделирования…..……………………………………………………………..91
4 Исследование проблематики расчетно-платежных отношений российских предприятий в условиях финансовой нестабильности……..…..…..……..……………………………………...95
5 Использование материалов работы при разработке лекционного материала и тематических заданий по дисциплине «Корпоративные финансы»…...…………………………………….....99
Заключение……………………………………………………………………..............................106
Список использованных источников……………………………………………………………110
Приложение А. Классификация дебиторской задолженности предприятия…………………114
Приложение Б. Классификация обязательств предприятия……………..…………………….115
Приложение В. Баланс МУП «Гурзуф» за 2013-2015 годы…………………………………...116
Приложение Г. Отчет о финансовых результатах МУП «Гурзуф» за 2014-2015 годы…………………………………………………………….....................................................118
Приложение Д. Штатное расписание МУП «Гурзуф»………………………………………...120
Приложение Е. Лекция на тему: «Сущность платежного баланса предприятия и порядок его формирования»……………………………………………....…………………………………...122
Приложение Ж. Практическое занятие на тему: «Анализ платежного баланса предприятия»…………………………………………………………………..............................128 



























Введение
      
      Актуальность анализа и управления платежным балансом предприятия в современных российских условиях  обусловлена тем фактом, что в нашей стране при усилившихся темпах инфляции в последние 2 года (10-15 % в год) и других макроэкономических и микроэкономических причинах дебиторы стараются всеми возможными способами отсрочить свои платежи и тем самым занизить их реальную стоимость в будущем. В результате у продавцов возникает нехватка средств для оплаты своей кредиторской задолженности. Возникает кризис платежей, который существенно подрывает баланс платежей каждого конкретного предприятия и состояние экономики в целом. 
      В сложившихся условиях, все большую значимость приобретает  использование новых походов к разработке политики управления платежным балансом, которые способствуют развитию не только предприятия, использующего данные подходы, но и предприятий, взаимодействующих с ним, открывая новые и более выгодные пути взаимодействия. Целью такой политики является недопущение перекосов в расчетах с контрагентами.
      Рассматриваемые в дипломной работе подходы к формированию политики управления платежным балансом широко распространены в развитых странах мира, и пользуются большой популярностью. Однако в России появились сравнительно недавно и не получили такого распространенного характера. Главной причиной этого является сравнительно недавний переход стран СНГ от плановой к рыночной экономике, где использование новых подходов к управлению расчетной политикой является важным аспектом в реализации продукции. 
      Понятия и сущность дебиторской, кредиторской задолженности и платежного баланса раскрываются в работах таких авторов, как Басовский Л.Е., Половинкин С.А., а также Билык М.Д. В области исследования методов анализа платежного баланса наиболее значительны труды таких авторов, как: Бланк И.А., Колчина Г.Б., Швыданенко Г.О., Лахтионова Л.А. Что касается рассмотрения основных этапов и приемов управления платежным балансом, то наиболее полно они описаны в работах таких авторов, как Агеева Е.И., Бланк И.А., Колпакова Г.М., Ван Хорн Дж.К., а также Шим Джей К.
      Целью дипломной работы является разработка политики управления и оптимизация платежного баланса на примере предприятия.
      Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и содержание платежного баланса предприятия;
2. Исследовать особенности нормативно-правового регулирования платежного баланса предприятия;
3. Провести анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (МУП «Гурзуф»);
4. Оценить платежный баланс МУП «Гурзуф» и проанализировать влияние расчетной политики на ликвидность;
5. Рассчитать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
6. Разработать методику управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
7. Спрогнозировать платежный баланс предприятия с помощью методов экономико-математического моделирования.
      Предметом исследования в данной работе является совокупность экономических отношений, связанных с формированием и управлением платежным балансом предприятия в современных условиях хозяйствования.
      В качестве объекта исследования выбрано предприятие МУП «Гурзуф», расположенное в пгт Гурзуф и занимающееся предоставлением коммунальных услуг. Решение задач, поставленных в работе, осуществляется с использованием следующих методов:
* сравнение;
* логический метод;
* исследование рядов динамики;
* факторный анализ;
* трендовый анализ.
      Методологической и информационной базой для написания дипломной работы являются Законы РФ, Постановления органов исполнительной власти, труды российских и зарубежных ученых, устав и отчетность объекта анализа.
      Практическая значимость работы состоит в том, что при применении рассматриваемых методов управления платежным балансом на практике появляется возможность повысить эффективность деятельности предприятия. 
      




      
      1 Платежный баланс предприятия как финансовая категория
      1.1 Понятие и сущность платежного баланса предприятия
      
      Платежный баланс - это статичная модель, отражающая состояние денежных выплат и их источников на определенный момент, т. е. в застывшем состоянии. Он является одним из важнейшим документом финансового планирования расчетов и главным его качеством является то, что он определяет состав и структуру поступлений денежных средств и их выплат. Эти сведения баланса служат основой для принятия обоснованных управленческих решений по соблюдению платежной дисциплины, оценки эффективности финансово - хозяйственной деятельности и размере финансового риска [27, c. 182].
      Между предприятиями постоянно совершаются денежные отношения по поводу покупки средств и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать платежные средства за отпущенную продукцию или оказанные услуги. Т.е. у предприятия могут возникать расчетные отношения с другими предприятиями, с физическими лицами (население). Помимо этого расчеты ведутся с бюджетом, банками, органами страхования, различными общественными организациями, благотворительными фондами, непосредственно с работниками и др. В платежном балансе предприятия можно выделить следующие направления:
1) Расчеты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов).
2) Расчеты по результатам деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, целевыми фондами).
3) Внутрихозяйственные расчеты (служащие, рабочие).
      По своему экономическому содержанию расчеты подразделяются на две большие группы - расчеты по товарным операциям и расчеты по нетоварным операциям. Характер этих двух групп расчетов различен и по технике их осуществления. К первой группе относятся платежи за полученную продукцию, выполненные работы и услуги, получение платежей за реализованную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Ко второй - расчеты с бюджетом, расчеты по кредитам с банком, с разными организациями и др.
      В зависимости от территориального расположения сторон, участвующих в расчетах, различают одногородние (местные) и иногородние расчеты. При этом одногородние могут осуществляться в одном или в разных отделениях банка, но одного города.
      Расчеты осуществляются разными формами. Их определяет совокупность следующих элементов: документы; документооборот; оборот денежных средств между участниками; между участниками и банком; между банками. При этом объединения и предприятия могут применять лишь те формы расчетов, которые установлены законом [10, c. 113].
      Расчеты по товарным операциям занимают значительно меньшее место в платежном обороте предприятий и объединений, чем расчеты по нетоварным операциям. Сюда относятся - расчеты с бюджетом, расчеты по социальному страхованию, расчеты с банками, расчеты по претензиям, недостачам, внутрихозяйственные расчеты, расчеты с работающими и другие.
      Одной из ключевых категории в понятии «платежного баланса» является расчетная политика предприятия.
      Форма расчетов – форма платежа; иначе разновидность платежа. Форма расчетов – разновидность обязательства клиента и обслуживающего его банка по исполнению (получению) безналичного платежа. Формы расчетов следует отличать от расчетных документов.
      Платёжный оборот представляет собой совокупность денежно-расчётных операций, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
      Платёжный оборот включает налично-денежный и безналичный обороты, которые дополняют друг друга и взаимосвязаны [36, c. 86].
      Использование наличных денег обусловлено оплатой труда и другими аналогичными выплатами, а также кассовыми операциями.
      Безналичный денежный оборот связан с выполнением предприятием своих обязательств перед поставщиками, бюджетом и фондами, кредитом, местными бюджетами, расчётами с потребителями и т. п.
      Безналичный платёжный оборот составляет основную часть платёжного оборота предприятия и осуществляется путём списания средств с одного счёта и зачисления на другой, а также путём зачёта взаимных требований.
      На сегодняшний день законодательство большинства экономически развитых стран мира не содержит всеобщего легального понимания правовой природы и единой экономической или юридической классификации форм осуществления безналичных расчетов. Наиболее часто применяемой в большинстве стран с развитой банковской системой следует признать классификацию форм безналичных расчетов, разработанную в середине прошлого века специалистами швейцарского Банка международных расчетов (штаб-квартира в г. Базель).
      В соответствии с данной классификацией в зависимости от инициатора и экономической сущности платежа все виды безналичных расчетов делятся на две большие группы:
      1) дебетовые трансферты;
      2) кредитовые трансферты.
      При дебетовом трансферте получатель денег дает указание банку дебетовать счет плательщика на соответствующую сумму и зачислить ее на банковский счет получателя, т. е. кредитовать счет получателя.
      К числу инструментов безналичных расчетов, основанных на дебетовых трансфертах, относятся [43, c. 115]:
      - чеки (cheques), включая дорожные чеки (travelers cheques) и еврочеки (eurocheques);
      - банковские карты;
      - почтовые переводы;
      - прямые дебетовые списания через автоматизированные расчетные палаты.
      При кредитовом трансферте, напротив, указание исходит от плательщика, который дает банку поручение кредитовать банковский счет получателя денег и дебетовать собственный счет в своем банке.
      К инструментам расчетов, основанных на кредитовых трансфертах, относятся:
      - поручения о кредитовых перечислениях в системах «жиро»;
      - поручения о кредитовании в автоматизированных расчетных палатах;
      - переводы в системе платежей СВИФТ (SWIFT);
      - платежные поручения.
      Переходя к легальной классификации расчетов, заметим, что различаются расчеты иногородние и одногородние (внутригородские), а также международные. По субъектному составу можно выделить расчеты осуществляемые банками или иными кредитными организациями, гражданами или хозяйствующими субъектами. Расчеты можно классифицировать как: возникающие из договорных и внедоговорных отношений.
      Действующее законодательство выделяет следующие формы безналичных расчетов : 
      - платежными поручениями, 
      - по аккредитиву, 
      - чеками, 
      - расчеты по инкассо.
      Акцентируем внимание на том, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов. Могут использоваться расчеты «в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота».
      Как справедливо отмечает профессор В.В. Ковалев, «приведенный перечень нельзя назвать классификацией форм расчетов. Например, расчеты чеками, не смотря на все их своеобразие, осуществляются банком в порядке инкассо, а расчеты платежными поручениями и путем инкассо представляют собой две разновидности одной и той же операции - банковского перевода». В.В. Ковалев предлагает следующую классификацию форм безналичных расчетов. В зависимости от того, как зачисляются полученные от плательщика средства на счет получателя - безусловно или в зависимости от выполнения последним определенных требований, различаются перевод и аккредитив. Под кредитовым переводом средств (переводом кредита) понимается безусловный перевод средств, осуществляемый по инициативе плательщика (т.е. должника) - инициатора платежа. Таким образом, в рамках перевода выделяются дебетовый и кредитовый перевод. При кредитовом переводе - указание о платеже исходит от лица,  производящего платеж, при дебетовом - от лица, получающего платеж. Разновидностью кредитового перевода по российскому законодательству являются расчеты платежными поручениями, а дебетового - расчеты в порядке инкассо. В зависимости от того, требуется ли согласие плательщика на списание суммы платежа с его счета, внутри расчетов в порядке инкассо можно выделить акцептную форму и безакцептное (бесспорное) списание средств. В свою очередь, акцептную форму можно подразделить на расчеты платежными требованиями, платежными требованиями - поручениями, чеками и расчеты дебетовых и расчетных карточек [23, c. 54].
      Так, И.B. Сергеев отмечает, что «особым инструментом осуществления безналичных расчетов признают пластиковые карты» [42, c. 157]. Аналогичная точка зрения высказывалась и другими исследователями.
      Понятие, характеризующее то, насколько качественно и быстро рассчитывается по своим обязательствам предприятия по сравнении с дебиторами, именуется расчетной политикой.
      Расчетная политика - звучное название, подразумевающее под собой ответы на следующие вопросы: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много, а также каким образом, рассчитываться по своим обязательствам? Основной же критерий эффективности расчетной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Найти оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, формальный язык которого строго определяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа: либерализация расчетной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту”. 
      В среднем по промышленности дебиторская задолженность занимает более 50% от суммы оборотных средств. И если на бизнес смотреть не как на болото, где единственная цель - выбраться из трясины (или как выражаются некоторые директора - выжить), а как на поле возможностей для реализации коммерческих интересов, то в накопленной дебиторской задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности собственного бизнеса. Если западные предприятия, в стремлении остаться конкурентоспособными, проводят широкомасштабные компании, выигрывая десятые, а то и сотые доли процентов в улучшении тех или иных показателях, российский бизнес до сих пор располагает возможностью увеличения экономической рентабельности в десятки, а то и сотни процентов при постановке эффективных процедур регулярного менеджмента. Накопленный за последние годы негативный опыт хозяйствования лишь увеличивает шансы добиться успеха при незначительных усилиях, лишь бы не попасть за черту, после которой начинаются необратимые последствия [10, c. 64]. 
      Простота поставленных вопросов, тем не менее, подразумевает под собой определенные волевые решения менеджеров, помноженные на методичную работу бухгалтеров и экономистов. Наивно полагать, что разработку кредитной политики можно поручить отделу сбыта или специально выделенной структуре, курирующей основных дебиторов. 
      В некотором смысле, отсутствие жестких правил и контроля над их исполнением со стороны высшего руководства способствует формированию творческого подхода к выполнению работы со стороны функционального менеджмента. Что касается работы с дебиторами, то в российской практике сложилась даже особая терминология этой сферы - рынок долгов. Однако, следуя рыночным же критериям не трудно сделать вывод, что чем больше емкость этого самого рынка, тем комфортней на нем работать. Творческое решение задач, с которыми приходится сталкиваться игрокам долгового рынка, может привести к чудовищным последствиям, если игнорировать системообразующие цели основного бизнеса. 
      Утверждение о том, что одним из факторов низкой конкурентной позиции российских товаропроизводителей, является отсутствие ясного понимания своей стратегии в отношении коммерческого кредитования, не является новым. Пытаясь снизить негативные последствия от творческих инициатив работников сбытовых структур, многие директора самостоятельно стали принимать решения по наиболее значимым покупателям. И как следствие, уже сами попали в такую ситуацию. На каких условиях следует производить отгрузку продукции? Когда выгодно идти на уступки по срокам оплаты? Где находится черта, после которой необходимо ужесточать согласованные ранее условия? Во что обойдется предприятию заключение очередного крупного договора? И десятки других вопросов, откладывать решения которые убийственны для предприятия, а получить экономически взвешенный ответ затруднительно, если интуиция не поддерживается проверенными рецептами и рекомендациями. 
      Расчетная политика призвана выступать в роли некоторой “поваренной книги”, ограничивая безумство творческих инициатив и личный расчет отдельных индивидов. Содержательной основой расчетной политики являются инструменты, которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредита поставщикам и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумные правила и ограничения. 
      Основными целями расчетной политики являются:
* повышение конкурентоспособности положения компании на рынке за счет предоставления наиболее интересных условий товарного кредитования, а также грамотных подходов к расчетам с кредиторами;
* увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолженности.
      Расчетно-кредитная политика предприятия показывает приоритеты предприятия в сфере расчетов, то есть, как быстро оно рассчитывается по своим обязательствам и как быстро его дебиторы рассчитываются по своим обязательствам. В связи с этим различают 2 вида расчетно-кредитной политики предприятия: 
       1) Политика самокредитования (ПСК) (когда предприятие по своим обязательствам рассчитывается медленнее, чем его дебиторы по своим обязательствам). ПСК реализуется путем:
* формирования нормальной отсрочки исполнения обязательств перед кредиторами.
* применения  в расчетах с поставщиками и подрядчиками последующей оплаты, а в расчетах с покупателями используется частичная или полная предоплата или возможность применения системы плановых платежей за продукцию.
       ПСК приводит к увеличению входящего денежного потока, за счет чего растут показатели абсолютной ликвидности.
       2) Политика поощрения партнеров (ППП) (когда предприятие по своим обязательствам рассчитывается быстрее, чем его дебиторы по своим обязательствам). Широкое распространение ППП получила за рубежом. Реализуется в виде предоставления скидок покупателю за предоплату, за оплату в срок, за счет предоставления отсрочки платежа на льготных условиях для постоянных клиентов. Использование ППП уменьшает ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия, однако привлекает дополнительных клиентов.
      
      
      1.2 Группировка статей платежного баланса предприятия и их содержание
      
      Платежный баланс предприятия состоит из двух частей:
      1) платежные средства;
      2) платежные обязательства.
      Платежные средства включают следующие основные статьи:
      - денежные средства и их эквиваленты;
      - текущие финансовые инвестиции;
      - дебиторскую задолженность сроком погашения до 1 года.
      Денежная наличность состоит из имеющихся денежных  средств, в кассе, чеков, вкладов на текущих счетах в банке, прочих денежных  и валютных средств. 
      Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием рынка РФ денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной форме осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов [6, c. 92].
      Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). "В развитых странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко купюрные бумажно - денежные знаки - казначейские билеты..
      Управление денежными потоками предприятия является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. 
      Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств, связано с определенными потерями - с некоторой долей условности и их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
      Когда предприятие  имеет больше денежных средств, чем ему необходимо для оплаты текущих обязательств, представляется выгодным  эти денежные средства пустить в оборот, особенно в период действия высоких процентных ставок. Денежные средства  можно вложить в ценные бумаги других предприятий и организаций. Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к  лицу,  выпустившему такой документ; источник формирования уставного капитала акционерных обществ и финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими  и  юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений [6, c . 95]. 
      К ценным бумагам относятся денежные документы: удостоверяющие право владения или отношения займа;  определяющие  взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем; предусматривающие, как правило, выплату дохода  в  виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам. 
      В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг: облигации, акции, обязательства, сертификаты, векселя, ноты, закладные, варранты, опционы, фьючерсы, срочные депозиты.
      Предприятия могут осуществлять инвестиции в ценные бумаги других предприятий и организаций. Такие вклады называются краткосрочными инвестициями, или обращающимися на рынке ценными бумагами, представляющими собой оборотные средства, которые при необходимости можно  быстро использовать для погашения текущих обязательств
      Иногда оплата приобретенных ценных бумаг производится  путем предоставления  материальных ценностей в собственность предприятия, выпустившего  эти ценные бумаги.
      Предприятия могут вкладывать денежные средства  в депозитные сертификаты.
      Депозитный сертификат – это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Сертификат не может служить платежным или расчетным средством за поданные товары, работы, оказанные услуги.
      Депозитные сертификаты могут быть именными и на предъявителя., срочные и на предъявителя, срочные и до востребования, выпущенные в разовом порядке и сериями.
      Инвестиции, возникающие в ходе нормального операционного цикла , при условии их погашения в течение 12 месяцев с даты баланса  являются краткосрочными. Доход по краткосрочным инвестициям  отражается в учете по мере поступления. Включаются они в раздел актива баланса предприятия и имея высокий коэффициент оборачиваемости – являются ликвидными. 
      В процессе финансово-хозяйственной деятельности каждое предприятие вступает в определенные экономические взаимоотношения  с другими  субъектами хозяйствования (предприятиями, учреждениями, организациями, государственными организациями, физическими лицами и т. д.). В результате этого осуществляются хозяйственные операции, основными последствиями которых являются возникновение обязательств и дебиторской задолженности, проведение расчетов по ним и другие изменения в активах и капитале.
      Существенной составной частью этих операций, с точки зрения финансовой стабильности предприятия, является дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность - сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторы - юридические и физические лица, которые в результате прошедших событий задолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или других активов. Возникновение задолженности связано с тем, что одновременное выполнение обеими сторонами встречных обязательств по договору происходит крайне редко. Как правило, в начале свои обязательства выполняет одна из сторон, вследствие чего у нее возникает право требования компенсации по возникшей задолженности в форме, оговоренной договором, а у другой стороны - обязанность оплатить (погасить) эту задолженность.
      Появление дебиторской задолженности - результат развития кредитной системы и, в частности, ее исходной формы - коммерческого кредита, предоставляемого в результате отсрочки платежа за приобретенные товары или  оказанные услуги, или отсрочки оплаченных поставок товаров и оказания оплаченных  услуг.
      Таким образом, дебиторская задолженность - это требования предприятия  на получение денег, поставку товаров или оказание услуг. Дебиторская задолженность на предприятии может возникать в следующих случаях:  за отгруженную продукцию;  как переплата финансовым органам по налоговым сборам и отчислениям;  как полная или частичная предоплата поставщикам; как задолженность работников предприятия по подотчетным суммам и т.д.
      В условиях рыночной экономики предприятия стремятся увеличить объем сбыта продукции. В силу этого каждый продавец предоставляет различные виды отсрочки платежей и коммерческого кредита для покупателей. Иногда отсрочки затягиваются настолько, что приобретают статус неплатежей.
      В микроэкономическом плане наиболее важной чертой дебиторской задолженности является то, что она представляет собой иммобилизацию, то есть отвлечение оборотных средств предприятия из хозяйственного оборота. Этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, экономический смысл которых выражается в следующих аспектах:
      - чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход от средств, вложенных в дебиторов, равно как и в любой другой актив. Это - следствие основного принципа действия предприятия: деньги, вложенные в активы, должны давать прибыль, которая при прочих равных условиях тем выше, чем выше оборачиваемость;
      - в условиях инфляции возвращаемые должником деньги в известной                                                             степени обесцениваются;
      - дебиторская задолженность предприятий представляет собой один из видов активов, для формирования которого нужен соответствующий источник, а так как все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами [6, c. 97].
      Предприятиям необходимо постоянно следить за уровнем дебиторской задолженности в своих активах и не допускать ее роста, используя при этом также систему вексельного обращения как средство повышения оборачиваемости дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией; принятая на предприятии система расчетов и т. д.
      С целью составления финансовой отчетности дебиторская задолженность классифицируется по таким признакам:
      - по связи с нормальным операционным циклом;
      - по сроку погашения;
      - по объектам, относительно которых возникли обязательства дебиторов;
      - по своевременности оплаты должником дебиторской задолженности.
      По первым двум признакам выделяют долгосрочную и текущую дебиторскую задолженность, но в составлении платежного баланса участвует только текущая (краткосрочная) дебиторская задолженность.
      Текущая дебиторская задолженность - сумма дебиторской задолженности, которая возникает в ходе нормального операционного цикла или будет погашена на протяжении 12 месяцев с даты баланса. Текущей дебиторской задолженностью считается также сумма дебиторской задолженности, которая продолжается больше одного года, но ожидается, что она будет погашена в ходе нормального операционного цикла предприятия.
      Дебиторская задолженность по объектам, по которым возникают обязательства дебиторов, классифицируется как:
      - дебиторская задолженность, связанная с нормальной деятельностью предприятия по реализации продукции, товаров, работ, услуг;
      - дебиторская задолженность, которая не связана с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, а возникает вследствие осуществления других операций.
      Дебиторскую задолженность, связанную с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, делят на:
      - дебиторскую задолженность за продукцию, товары, работы, услуги;
      - векселя, полученные в обеспечение дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги.
      Текущая дебиторская задолженность, связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, представлена в Балансе в составе оборотных активов отдельными статьями указанных разновидностей.
      Дебиторскую задолженность, которая не связана с реализацией продукции, работ, услуг, составляют:
      - дебиторская задолженность по выданным авансам;
      - дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
      - дебиторская задолженность по начисленным доходам;
      - дебиторская задолженность по внутренним расчетам.
      Указанные виды текущей дебиторской задолженности, которые не связаны с реализацией продукции, товаров, работ, услуг, отражаются в Балансе как отдельные статьи.
      Долгосрочная дебиторская задолженность представлена:
      - задолженностью за имущество, переданное в финансовую аренду;
      - задолженностью, обеспеченной долгосрочными векселями;
      - прочей долгосрочной задолженностью.
      В зависимости от своевременности оплаты дебиторскую задолженность делят на:
      - дебиторскую задолженность, срок оплаты которой не наступил (нормальная);
      - дебиторскую задолженность, не оплаченную в срок (просроченная);
      - дебиторскую задолженность, по которой прошел срок исковой давности (безнадежная).
      Классификация дебиторской задолженности осуществляется ее группированием по срокам погашения:
      - до 30 дней;
      - от 31 до 60 дней;
      - от 61 до 90 дней;
      - от 91 до 120 дней;
       -свыше 120 дней.
      Распределение задолженности по временным интервалам должно подчиняться правилам статистической выборки и устанавливается аналитиком самостоятельно. 
      При изучении дебиторской задолженности по указанной классификации производится расчет удельного веса долгов, погашаемых в определенный период. На основе этих данных строится аналитическая таблица, на основе которой рассчитывается средний период погашения дебиторской задолженности.
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44