VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Paзвитиe глaгoльнoгo cлoвapя y дoшкoльникoв c oбщим нeдopaзвитиeм peчи

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003586
Тема: Paзвитиe глaгoльнoгo cлoвapя y дoшкoльникoв c oбщим нeдopaзвитиeм peчи
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет «Клиническая и специальная психология»
Кафедра «Специальное (дефектологическое) образование»
КУРСОВАЯ РАБОТА

     на тему: «Paзвитиe глaгoльнoгo cлoвapя y дoшкoльникoв c oбщим нeдopaзвитиeм peчи»

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность программы: Логопедия

«Допустить к защите»
«___»__________________2017 г.

Руководитель	___________	____________	Артемова Е.Э.
	подпись	дата	ФИО

«Процент оригинального текста составляет ______ %»



И.о. зав. кафедрой «Специальное
(дефектологическое) образование»	___________	____________	Артемова Е.Э.
	подпись	дата		ФИО

Руководитель	___________	____________	Артемова Е.Э.
	подпись	дата	ФИО

Студент, группа	___________	____________	Добровольская Д.А.
	подпись	дата	ФИО
 15КСП-СДО(б/о)Л-1






Москва, 2017
     
Содержание
Введение	3
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи	5
1.1Общее недоразвитие речи у детей	5
1.2  Лексический строй	15
1.3 Глагольный словарь	18
1.4 Дидактическая игра в коррекционной педагогической работе	24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи	28
2.1 Диагностические приемы работы	28
2.2 Обследование на глагольный словарь	33
2.3 Современные методики работы	37
Заключение	47
Список литературы	48

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Актуальность темы. Степень овладения речевыми навыками – это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.
     Нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям – ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. 
     Речь ребенка тесно связана с его умственным и физическим развитием. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и избавляться от них. Обследование грамматического строя речи у детей доказывает, что его становление происходит в строгой последовательности.
     Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам. 
     Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства. Выделяют три типа данного отклонения: 
     1-я стадия. Характеризуется полным отсутствием речи. 
     2-я стадия. В данном случае речь присутствует. Отсутствуют жесты и лепетные слова. Наблюдаются искажения в звуковом и слоговом строе. 
     3-я стадия. В таком случае наблюдается фонетико-фонематическое и лексико-синтаксическое недоразвитие.
     Объект – нарушение психического развития у детей с ОНР.
     Предмет -  глагольный словарь у детей с ОНР.
     Цель – рассмотреть особенности развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
     Задачи:
     1.Рассмотреть общее недоразвитие речи у детей.
     2.Изучить лексический строй.
     3.Охарактеризовать глагольный словарь.
     4.Рассмотреть дидактическая игра в коррекционной педагогической работе.
     5.Исследовать развитие глагольного словаря детей с ОНР.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Глава 1. Теоретический обзор по проблеме развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи
1.1Общее недоразвитие речи у детей
     Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформировано в результате исследований различных форм речевой патологии и детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной в 5-60-х гг. 20в.1 С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.2
     Т.Б. Филичева считает общее недоразвитие речи дефектом полиэтиологическим. Он может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д.3
     Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
     Нарушение речи у детей может быть спровоцировано различными факторами. Наиболее распространенными из них являются: 
     - трудности в определении звуков на слух (при нормальной слуховой функции); 
     - повреждения расположенной на макушке речевой зоны (во время родов); 
     - дефекты строения органов речевого аппарата (языка, губ, твердого или мягкого неба, зубов); 
     - плохая подвижность языка и губ; 
     - заторможенность в речевом развитии на фоне психической недоразвитости; 
     - неправильная речь в семье.
      Особенности детей с ОНР – это не просто дефекты речи, в той или иной мере характерные для многих в дошкольном возрасте, но и глубокие виды патологии, которые, если ими не заниматься, могут привести к более серьезным нарушениям – дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техникой письма. 
     Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как: 
     алалия (полное или практические отсутствие речи); 
     ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса);
     дизартрия (нарушенное произношение); 
     афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция).
     Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. Многие из них относятся к периоду беременности у матери, в частности: сильный токсикоз; курение и употребление алкоголя при вынашивании; применение вредных лекарств; несовместимость групп крови матери и ребенка; травмы при родах или патологии; заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте. 
     Среди прочих причин, которые вызывают нарушения речи, выделяют плохие условия воспитания ребенка, а также частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.
     Так, в зависимости от клинических проявлений у ребенка, ему может быть присвоена та или иная группа ОНР. Всего их существует три:
     неосложненная (дисфункций отмечено минимум, существует малая регуляция тонуса мышц, отмечается незрелость эмоций и воли и т. д.);
     осложненная (при наличии неврологических и психопатических расстройств, выражена, например, судорогами, церебральным параличом и другими синдромами); 
     грубое нарушение (органические виды поражения части головного мозга, отвечающей за речь, в частности, при алалии). 
     Также различают при ОНР уровни заболевания в зависимости от способностей ребенка говорить: 
     первый (когда дети не говорят вообще); 
     второй (речь есть, но крайне бедна, присутствует аграмматизм - нарушение употребления падежных форм, словарь скуден не по возрасту);
     третий (фразы могут быть развитыми, но есть проблемы в звуковом и смысловом отношении); 
     четвертый (ряд пробелов в фонетике, лексике и грамматике при разговорной речи). 
     Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень недоразвития речи. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
     Уровни заболевания отличаются друг от друга в зависимости от степени поражения речи. Всего их четыре, причем первый и второй – самые тяжелые. 
     Первый уровень характеризуется полным отсутствием связной речи независимо от возраста ребенка. Он использует для коммуникации нечто похожее на лепет, а также кусочки звуков, смысл у которых отсутствует. Словарный запас редко когда включает хотя бы несколько осмысленных слов, больше это звукоподражания и комплексы. 
     Произнести хотя бы одно осмысленное слово ребенку при таком диагнозе крайне тяжело, поскольку фонематический процесс находится лишь на начальной стадии (сродни младенцам до двух лет). 
     А вот при втором уровне речь детей с ОНР уже более осмыслена, хотя и далека от идеала. По крайней мере, они могут производить не только лепетание, но и некоторые простые звуковые конструкции до трех слов. Как правило, дети не знают при данной форме ОНР, что такое единственное и множественное число, постоянно их путают, не могут назвать тот или иной предмет, не владеют согласовательной частью языка и не склоняют слова, когда это нужно. 
     Как правило, подавляющее большинство малышей в аналогичном возрасте не имеет с этим никаких проблем. 
     Отмечается искажение звуков, их замена, вследствие чего даже взрослый не может понять, о чем он говорит, также ребенок просто не в состоянии анализировать свой разговорный процесс.
     Для развития назначаются специальные занятия с детьми с ОНР первых двух уровней. Они призваны решать такие задачи, как: формирование задатков внимания к речи; развитие произношения слогов; умение различать и воспроизводить звуки; продвижение фонематического восприятия; возможность производить элементарные речевые словоформы; расширение словарного запаса ребенка; усвоение простейших грамматических единиц.
     Также для занятий в зависимости от возраста и степени заболевания характерна та или иная методика. ОНР лечится путем выполнения таких упражнений, как: вызывание звуков и их автоматизация; практическое развитие слоговой структуры слов; умение понимать конструкцию речи на уровне лексики и грамматики и многое другое.
     Поражения речи 3 уровня. 
     На данном уровне присутствует уже более связная речь детей с ОНР, и окружающие могут хотя бы понимать, что они имеют в виду. 
     Для этой формы недуга характерно применение простых односложных предложений, а вот более тяжелые грамматические конструкции построить уже получается с большим трудом. В частности, ребенку крайне тяжело удается усвоить произношение причастных и деепричастных оборотов, усвоить логические и причинно-следственные связи предметов в общении с другими людьми. 
     При данном уровне ОНР он может уметь употреблять при разговоре практически все части речи и преимущественно правильно произносит названия вещей и явлений вокруг себя. Ключевыми в запасе являются существительные и глаголы, а вот прилагательные с наречиями могут использоваться крайне редко. Присутствуют ошибки в предлогах, союзах, согласованиях, неправильно делаются ударения в словах. 
     Наиболее легкая форма заболевания. Четвертый уровень является наиболее легким, однако дошкольники с ОНР даже в такой степени все равно тяжелее прочих детей осваивают подготовку к обучению. Они значительно отстают от своих сверстников в плане развития речи. 
     В глобальном плане серьезные нарушения при этой форме отсутствуют, более того, словарный запас ребенка относительно велик. Но он не знает и не понимает, что представляют собой синонимы, антонимы, не может запомнить ни один афоризм и не способен уловить их суть, даже если это долго объяснять. Аналогично ситуация может обстоять и с восприятием загадок, ведь логическое мышление сильно страдает. 
     Характерной особенностью является перескакивание на второстепенные детали при рассказе о чем-то и пропуск ключевых моментов действия, частые повторы того, о чем уже упоминалось ранее. Именно поэтому занятия с детьми с ОНР такого типа должны проводиться регулярно и включать такие методики, как пересказы текстов и другие способы формирования описательного мышления и возможности озвучить задуманное.
     При первом уровне упор идет на развитие понимания обращения к ребенку и активизацию самостоятельного произношения. Речь не идет о правильности с фонетической точки зрения, но грамматике уделяется определенное значение с целью правильного запоминания строения слов. Если у детей ОНР 2 уровня, коррекция включает в себя формирование умения строить фразы и различать лексические конструкции, уточняется звукопроизношение, идет стремление к отсутствию употребления лишних символов в том или ином слове. На третьем развивается связность речи и совершенствуется фонематические восприятие разговора. Дети готовятся к правильному усвоению грамматики. А вот при наиболее легкой форме ОНР – на четвертом уровне – коррекционные меры направлены на то, чтобы разговорные способности соответствовали норме по возрасту, практикуется изучение навыков написания букв и слов, а также основы чтения. При первых двух уровнях заболевания дети школьного возраста не могут обучаться наравне со своими ровесниками и требуют специального внимания. Для этого существуют образовательные заведения для особых категорий учеников, где учителя уделяют пристальное внимание тому, чтобы существующие проблемы были со временем преодолены. При ОНР третьего уровня можно обучаться в обычной школе, но в специальных коррекционных классах, а при четвертом такой ребенок может свободно идти в первый класс наравне со сверстниками, однако регулярно посещать занятия у логопеда. 
     Особенности и характер затруднений в овладении письмом и чтением детьми с нарушениями речи рассматриваются в работах Никашиной Н. А., Левиной Р. Е. 4Каше Г. А., Колповской И. К.5, Спировой Л. Ф.6, Чиркиной Г. В., Яковлева С. Б., Грибовой О. Е. и др.
     Известно, что маленький ребенок на начальных ступенях речевого развития еще плохо произносит многие звуки и смешивает их в речи, однако в процессе общения под влиянием речи окружающих эти недочеты преодолеваются к 5-6 годам. К данному возрасту дети уже овладевают всеми звуками речи.
     В случае общего недоразвития речи различия между речевыми звуками оказываются для ребенка труднодоступными и практического овладения звуковым составом слова при этом не происходит; возникают частые затруднения в определении количества и порядка звуков в слове; недостаточно четко различаются детьми сходные звуки. Но если ребенок не знает, какой звук входит в состав слова, то в процессе письма ему трудно найти нужную букву, что и приводит к многочисленным заменам букв.
     По данным Гвоздева А. Н., процесс формирования склонения относится к 5-7 годам. У детей с нарушениями речи этот процесс задержан и к моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным. То, что ребенок допускает ошибки в употреблении винительного падежа, с достаточной очевидностью указывает на начавшийся, но еще не завершившийся у детей с патологией речи процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения7.
     Дети с общим недоразвитием речи, владеющие ограниченным словарем, не понимающие значения некоторых самых простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например служебных. Для ребенка, еще не имеющего в своем словаре обозначений многих окружающих его предметов и явлений, служебные слова, лишенные предметного содержания, не выступают в качестве самостоятельных слов. Результатом этого являются многочисленные ошибки в использовании союзов, частиц и предлогов. Недостатки в использовании предлогов очень распространены: опускание предлогов, включение лишних предлогов, слияние предлогов с предшествующими или следующими за ними словами, замена предлогов8.
     Например: «Гешу записали паротезанский отряд» (Гешу записали в партизанский отряд); «Оля с маленькой с Ниной идет домой» (Оля с маленькой Ниной идет домой); «собака бросилай с кореяак Нади и с хотила за платила взила и втыта на берек «(собака бросилась скорее к Наде и схватила за платье, взяла и вытащила на берег); «он слез ска-ня» (он слез с коня); «воробей слетел из крыши сарая и сел на землю» (воробей слетел с крыши сарая и сел на землю).
     Однако, по данным Колповской И. К. [37] и Спировой Л. Ф., лексическое недоразвитие проявляется не только в употреблении служебных слов, но и в своеобразном использовании других частей речи. В речи детей с общим недоразвитием речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. Отсутствующие в словаре ребенка слова заменяются другими, например: «девочка строит венок».
     Наряду с заменами слов, отсутствующих в словаре ребенка, наблюдаются смешения слов, неумение дифференцировать слова с разными значениями. Смешиваются между собой понятия, объединенные какими-либо общими признаками. Например, дети пишут вместо прыгать - «летать», вместо вязать - «шить». Первые два понятия объединяются по признаку движения, второе - по общности производимых действий и результатов труда. Смешиваются также слова, сходные по звучанию. В некоторых случаях не дифференцируются и более далекие по звучанию слова. Так, при необходимости вставить в текст соответствующие слова из числа предложенных для справок дети смешивают сходные по контуру или по отдельным звукам, но разные по значению слова: «летают у речки ужи» (стрижи); «пробегают колючие стрижи» (ежи); «в лесу пахнут камыши» (ландыши). Помимо приведенных случаев замен можно наблюдать замену словами, созданными самим ребенком. Например, вместо сапожник - «почильник», маляр - «красильщик», фотограф - «аппаратчик», вышка - «прыжка». При обозначении профессий слова образуются от названий орудия производства, обозначение некоторых предметов, сооружений происходит от названия действия, для которого они предназначены (вышка - «прыжка»)9.
     Приведенные примеры показывают трудности, возникающие у детей с нарушением речи при назывании предметов и явлений окружающей действительности. Часть слов отсутствует в словаре ребенка, значения некоторых недостаточно четки, определены и отграничены от значений других слов, что затрудняет их дифференцировку и вызывает смешение и замены. Количественная недостаточность словарного запаса, а также несформированность значений приводят к своеобразному использованию слов детьми с аномалиями речевого развития.
     Вывод: таким образом, у детей с общим недоразвитием речи встречаются разнообразные специфические ошибки, связанные как с фонетико-фонематическим, так и с лексико-грамматическим недоразвитием. Их преодоление может быть возможно только специальными методами обучения, направленными на восполнение пробелов, имеющихся у детей. При этом, как отмечают различные исследователи, обычно при правильном педагогическом подходе дети, имеющие общее недоразвитие речи, овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.


















1.2  Лексический строй
     Принято считать, что общее недоразвитие речи (ОНР) у детей-дошкольников является по структуре более сложным дефектом, чем фонетико-фонематическое недоразвитие ( ФФН ), т.к. речь ребенка с заключением ОНР 1, 2, 3 уровней имеет нарушения по всем функциональным системам языка – лексической, грамматической, фонетической (произносительной ), словообразовательной и синтаксической.
       Остановимся подробнее на лексике ребенка с ОНР и ее особенностях формирования. В работах многих авторов (В.К.Воробьевой, Н.С.Жуковой10, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой11, О.И.Крупенчук) подчеркивается, что у таких детей есть трудности в расширении словарного запаса. Дошкольники логопедической группы понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, однако актуализировать в экспрессивной речи эти слова они не могут.
     Бедность их словаря заключается в том, что дети с ОНР в 6 лет не знают многих слов: названий фруктов, овощей (баклажан, горох, персик, слива), рыб, цветов (фиалка, ромашка, астра), диких животных (кабан, олень, пантера), диких птиц, инструментов, профессий и даже частей тела и предмета (бедро, стопа, кисть), (воротник, манжеты, кузов, кабина) и др.
     Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при использовании глагольного (предикативного) словаря и словаря признаков слов. Ребенок не понимает и не применяет в речи многие признаки (кислый, узкий, пушистый, квадратный), затрудняется в применении глаголов, не всегда встречающихся в обиходной речи.
       Неточность употребления слова у ребят заключается в вербальных парафазиях (словесных заменах) и нарушениях парадигматических связей (по родовым признакам и тематическим группам слов: синонимия, антонимия, классификация, подобие, часть – целое). В одних случаях дети употребляют слова в слишком широком значении, в других – в излишне узком. Порой дети вводят слова в речь только в определенной ситуации и забывают о них при изменении данной ситуации.
         Типичные лексические ошибки употребления слова у  детей с ОНР:
     * замены слов, входящих в одно родовое понятие (тигр – лев, ласточка – чайка, оса – пчела, дыня – тыква, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, сковорода – кастрюля, весна – осень, сахарница – чайник, нора – гнездо и др.
     * замены слов разных смысловых групп, имеющих сходный внешний признак (сарафан – фартук, лейка – чайник, фонтан – душ, подоконник – полка)
     * замены слов по недифференцированности признаков величины, высоты, ширины и т. д. (ползет – идет, воркует – поет, узкий – тонкий, короткий – маленький, высокий – длинный)
     * смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник – платье, вагон – поезд, локоть – рука)
     * замена обобщающих понятий словом конкретного значения ( обувь – ботинки, цветы – одуванчики, посуда – тарелки, одежда – кофты)
     * использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать – чтобы спать, щетка – чистить, плита – горит газ, клумба – копают землю, юла – игрушка крутится)
     * замены слов, обозначающих действия, словами-существительными (открывать – дверь, играть – кукла) и наоборот. (лекарство – болеть, кровать – спать, самолет – летать)
     * замены глаголов сходного, близкого значения (косит траву – подрезает траву, стирает белье – моет белье, несет кошку – везет кошку, вяжет – шьет)
     * стойкие фонетические замены по случайному типу (шкаф – шарф, персик – перец, колобок – клубень, кисть – куст, поезд – пояс, конура – кожура, осина – лось)
     Характерной чертой для детей с ОНР служит вариативность лексических замен, что говорит о сохранности слухового контроля и нарушения больше произносительных, двигательных образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.
       А вербальные парафазии часто обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей (веера значений слова) и незнанием грамматического порядка языковых связей. То есть в первую очередь логопеду желательно развивать эти области речи у дошкольника, опираясь притом на комплекс анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, осязательный и др.) Только в комплексе восприятия ребенок овладеет такой сложной системой знаков и значений, как язык.
     Вывод: таким образом,  неточность употребления слов у ребят заключается в вербальных парафазиях и нарушениях парадигматических связей. Речь ребенка с заключением ОНР 1, 2, 3 уровней имеет нарушения по всем функциональным системам языка – лексической, грамматической, фонетической (произносительной ), словообразовательной и синтаксической. 




  
      


     
     
     

1.3 Глагольный словарь
     Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитие речи изучалось различными исследователями. Так, по мнению Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левиной и др. в устной речи детей более развитой оказывается функция номинации по сравнению с предиактивной функцией.
     Известно, что название действий (кроме слова дает) появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. У детей с общим недоразвитием течи слова- действия появляются намного позднее, чем у детей в норме.
     Принимая во внимание то, что в норме глагольный словарь составляет лишь ? часть от слов существительных, следует сказать, что при нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал, по отношению к довольно обширному предметному словарю. В дошкольном возрасте ошибки проявляются в незнании, неточном знании и употреблении некоторых слов. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходное действие (строгать – чистить, вязать – плести и др.), либо заменяют действие названием предмета (открывать – дверь, играть – мяч), возможны случаи показа действия из-за незнания названия действия. Из-за ограниченного речевого запаса в измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Например: Мать моет ребенка в корыте. Заменить глагол «моет» глаголом «купает» долго не удается. 
     Не всегда правильно дети с речевой патологией могу объяснить значение глагола. А.А Леонтьев высказал предположение о различной психологической природе усвоения существительных, глаголов и прилагательных. Поэтому и тенденция осознания значения слов различных частей принципиально различны.
     Так, при объяснении значения глагола дошкольники используют следующие способы:
     1) объяснение через включение в контекст (ехать на машине);
     2) синонимизация, то есть воспроизведение глаголов близких по семантике (идти – шагать, плыть – купаться);
     3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать – быстро шагать);
     4) использование других грамматических форм (лезть – лезут);
     5) случайные ответы (бежать – драться);
     6) отказы.
     Преобладающим способом является включение в контекст. Дети с общим недоразвитие6м речи редко используют другие способы. При контекстуальном объяснение значения глагола интересно проследить в какой контекст включается исходный глагол. Преобладающим является воспроизведение объекта (нести – сумку, овощи, продукты). На втором месте по распространенности стоит добавление локатива (ехать – на дачу). Дети без нарушений речи часто воспроизводят способ действия (идти – пешком). У детей с общим недоразвитием речи такого рода объяснений не встречаются, что свидетельствует о недостаточной сформированности синтагматических связей, а так же валентности глагола.
     На основании изложенного материала, можно сделать следующие выводы о формировании глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
     1) глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
     2) основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому глагольный словарь значительно мал;
     3) в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно (ест, спит, пьет, лежит и др.);
     Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. 
     Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю?щей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при?знаками предметов и действий, обогащается его сло?варь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны?ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. 
     Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. 
     Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли. 
     Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью. 
     Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста. 
     Предикативное свойство может проявляться, если предложение само по себе является текстом. Это свойство предложения выражается при помощи таких грамматических категорий глагола, как наклонение, время, а также при помощи вводных слов («может быть», «конечно», «несомненно» и т.д.) и интонации. 
     Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого. 
     В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
     Современная психолингвистика, изучая процессы порождения и восприятия речи, придаёт большое значение предикации, определяя её как «интеллектуальный процесс, в ходе которого порождается новый элемент – смысл, а текст есть форма объективации субъектных смыслов автора во внешней знаковой, языковой форме». 
     Овладение психологической предикативностью необходимо для овладения фразовой речью, требующей умений строить программу высказывания, грамматически структурировать, то есть отбирать, развертывать и упорядочивать единицы языка. По мнению Е.Г. Хомяковой, «предикативная стадия формирования языкового сознания справедливо считается качественно новым уровнем развития интеллекта как в фило- , так и в онтогенезе, доступным только человеку разумному» . 
     Таким образом, А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия , И.А.Зимняя и другие исследователи придают большое значение предикату в связи с его ролью во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций для реализации высказывания в речи. 
     Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи. 
     Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления. 
     Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. 
     При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола12. 
     Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются: 
     Выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;
     Недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;
     Недостаточная активность процесса поиска слова;
     Несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; 
     Неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; 
     Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
     При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта. 
     С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям: 
     Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.); 
     Уточнение значений слов; 
     Активизация словаря; 
     Формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).
     Вывод: таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».
     Развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи имеют ряд общих закономерностей. Также отмечается сходство затруднений в усвоении глагольного словаря у детей указанных категорий. Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи эти затруднения оказываются более стойкими, многообразными, и требуют своевременного выявления и специальной коррекционной работы по их преодолению.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.4 Дидактическая игра в коррекционной педагогической работе
     Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
     Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.
     Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
     Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим нед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44