VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Отношение государства и общества к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008623
Тема: Отношение государства и общества к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
Содержание
Введение
В этом году празднуется 73-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа - подвиг и слава нашего народа. Все дальше уходит от нас этот день, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим прадедам победа в одной из самых жестоких войн человечества и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. Важнейшую роль в победе Советского Союза над врагом сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, патриотизм, жажда мести за нарушенную мирную жизнь, за родных и близких. На победу вдохновляла и вера. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили … в Бога. Я посещаю воскресную школу при храме Михаила Архангела в п. Суходол .и мне стало интересно, а  какой же вклад внесла Русская Православная  Церковь  в  дело великой победы над немецко - фашистскими захватчиками.
Цель работы: 
Исследовать отношение  государства и общества к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
* Выявить основные направления патриотической деятельности Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
* Узнать и проанализировать отношение населения и государства  к православию в исследуемый временной период.
Предмет исследования: История Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
Объект исследования: Вклад Русской Православной Церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза:
Во время Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.
Хронологические рамки:
В работе рассматривается период  Великой Отечественной войны в России - 1941-1945гг. 
Территориальные рамки:
В работе рассматривается территория СССР, т.к. во время Великой Отечественной войны существовала именно эта страна, также территория современной Российской Федерации.


Глава 1. Церковь в годы Великой Отечественной войны
1.1. Церковь в первые дни войны
  Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. О нападении фашистской Германии на Советский Союз митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию. В первый же день войны он обратился к народу с самыми точными и нужными словами. Он призвал народ на защиту Отечества «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13)... Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». Слова будущего Патриарха оказались пророческими - в светлые пасхальные дни великая победа была одержана! И цена этой победы тоже была велика - свыше 20 миллионов жизней. Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом, во всеохватывающее патриотическое движение, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны.
1.2. Изменение отношения государства к Русской Православной Церкви
  «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!» - такими словами, обратился по радио Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин ко всему советскому народу на двенадцатый день после нападения фашистской Германии. 
    В годы войны состоялось примирение и сближение Советской власти с Русской Православной Церковью. С самого начала Великой Отечественной войны в храмах Москвы, а затем всей страны стали совершаться особые молебны о даровании победы над врагом, об упокоении тех, кто положил свою жизнь для достижения Победы. Весной 1942г. впервые за многие годы власти разрешили верующим проводить крестные ходы на Пасху в Москве, Ленинграде и ряде других городов. В кинохрониках зазвучал колокольный звон московских церквей, демонстрировались крестные ходы, население, с иконами, встречающее советских воинов в освобождённых городах, солдаты, осеняющие себя крестным знамением и прикладывающиеся к святым образам, освещение танковой колонны, построенной на пожертвования верующих.
   В сентябре 1943г. в Кремле состоялась встреча Сталина со священноначалием Церкви. На встречу были приглашены митрополиты Сергий, Алексий и Николай. Высоко оценив патриотическую позицию Церкви, Сталин выразил глубокую благодарность священноначалию. Был принят ряд важных решений: об образовании Синода (не действующего с 1935 г.) и проведении архиерейского Собора в Москве 8 сентября, о подготовке кадров духовенства, организации богословских курсов, открытии духовных учебных заведений, об издании журнала Московской Патриархии. 
В 1943 г. по разрешению И. В. Сталина Поместный Собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси. Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Появились случаи восстановления закрытых храмов. В нашем районе Нероновский храм был закрыт в 1939 году, а  в 1944 г. храм был возвращен верующим и в нем начал службы Иоанн Соловьев. 
   В Самаре Покровская церковь некоторое время оставалась единственной действующей. В 1941 г. храм становится кафедральным. В военное время Покровский собор постоянно участвует в сборе пожертвований. Прихожанами и духовенством были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов и другие замечательные певцы. 
    В 1943 г. на фронте и в тылу зазвучали имена великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова. Были учреждены ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова (июль 1942г.), Ушакова и Нахимова (март 1944г.), разрешено ношение солдатских георгиевских крестов, полученных в Первую мировую войну. Были учреждены суворовские и нахимовские училища по типу старых кадетских училищ. Этими важными мерами возрождалась и укреплялась духовно-нравственная сила народа, подчеркивалась преемственность поколений, единство тысячелетней истории России.
Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы. Осенью 1943 г. на страницах газет прозвучали слова с просьбой «молиться за победу над злейшим врагом - германским фашизмом». Было опубликовано послание митрополита Сергия к пастве: «С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будет бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего, и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой Православной веры». Верующие сохраняли твёрдость духа в обстановке всеобщей растерянности. Атеизм никому не помогал преодолеть страх и уныние, панические настроения. Православие стало одной из составляющих того патриотизма, который воодушевлял солдат на борьбу с врагом. Только по официальным данным 50% населения оставались верующими.
Религиозное пробуждение коснулось всей армии - от рядовых бойцов до генералитета. О вере последних сохранились свидетельства очевидцев. Так, начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников носил на груди образ святителя Николая. Маршал Г. К. Жуков всю войну возил в штабной машине Казанскую икону Божией Матери. Генерал Лобанов 16 февраля 1944 года при взятии г.Луки вызвал священника М.Образцова и попросил отслужить благодарственный молебен об одержании победы в присутствии всего штаба, рядовых красноармейцев и жителей окрестных деревень. В Вене в 1945 году,  по приказу маршала Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». 
1.3. Материальная помощь Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
   30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Православной Церкви с призывом: «Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского». По инициативе митрополита Сергия верующие и священнослужители стали собирать деньги на устройство танковой колонны «Дмитрий Донской». На танки было собрано, не считая золотых и серебряных вещей, больше 8 миллионов рублей. В конце войны возле Берлина русские воины увидели колонну могучих танков, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». В июле 1941 г. на двери Владимирского Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета Обороны Иосиф Сталин». Создание танковой колонны было не единственным случаем изготовления военной техники на церковные деньги.
   С 22 июня 1941 года по 1 октября 1944 года жители Ленинграда пожертвовали на нужды фронта ценностей на общую сумму свыше 27 миллионов рублей.  
По инициативе прихожан Казанской церкви г. Ельца, на собранные ими 50 тысяч рублей, был отправлен на фронт танк, названный в честь святого князя Александра Невского. С этого времени началось формирование воздушной эскадрильи, так же названной именем великого национального героя. По всей стране собирались пожертвования на строительство самолётов (эскадрилья «Александр Невский»), на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта. А всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 г. по 1944 г. составили более 200 миллионов рублей.
1.4. Батюшки на передовой
   Одни битвы шли в Кремле, другие – на линии огня. Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?
   Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане и был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году.
    Многие священнослужители уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы. Так, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу, что если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь». 
    Посвятить свою жизнь Богу решил и кавалер орденов Славы трех степеней Борис Крамаренко, после войны став диаконом в храме под Киевом. А бывший пулеметчик Коноплев, награжденный медалью «За боевые заслуги», стал впоследствии митрополитом Калининским и Кашинским Алексием.
   Человек удивительной судьбы, хирург с мировым именем, бывший некогда земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии, епископ Русской Православной Церкви Лука (Войно-Ясенецкий) встретил войну в ссылке в Красноярске. В город приходили эшелоны с тысячами раненых бойцов, и святитель Лука вновь взял скальпель в руки. Он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, делал сложнейшие операции. 
Когда срок ссылки закончился, епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, возглавляя кафедру, он, как и раньше, продолжал работу хирурга. После операций профессор консультировал врачей, проводил прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях (всегда в рясе и клобуке), читал лекции, писал медицинские трактаты. 
В 1943 году опубликовал второе, переработанное и значительно дополненное издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» (позже за него он получит Сталинскую премию). После перевода на Тамбовскую кафедру в 1944 году продолжил работу в госпиталях, и после окончания Великой Отечественной войны был награжден медалью «За доблестный труд».
В 2000 году епископ-хирург был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. В Саратове на территории клинического городка Саратовского государственного медицинского университета строится храм, который будет освящен в его честь.
     В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих православных храмов. Температура в храмах часто опускалась ниже нуля. Певчие и прихожане от голода и холода едва держались на ногах. Шла стрельба. Митрополит Алексей (Симанский) жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье. После войны многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В истощённых, измученных до последней крайности людях вдруг приоткрылась ими самими до конца не понятная духовная сила, перед которой отступала мощь германского оружия. Там, где кончались человеческие возможности, осажденный город показывал, что существуют еще другие таинственные возможности, недоступные материалистическому объяснению. Митрополит Алексий вспоминает случай, который произошел в блокадном Ленинграде. «…После службы, убирая в храме, был найден сверток. Когда его развернули, то очень удивились, увидев там десятки золотых царских монет. Кто-то тайно пожертвовал их на нужды обороны, положив возле иконы Николая - Угодника». Духовенство осажденного города несло свой подвиг. Протоиерей Николай Ломакин, давая показания на Нюрнбергском процессе, рассказывал, что в ленинградских храмах ежедневно отпевали по 100-200 умерших.
    Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин  родился в 1926 году в деревне Полухино Саратовской области Аркадагского района в крестьянской семье.  Окончил только семь классов школы. С началом войны отправился учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии. После войны служил в штабе Московского военного округа. После окончания семинарии в 1952 году был рукоположен в священники в Саратове, потом служил в Астрахани, в Камышине, в Боровичах Новгородской области. Около сорока лет отец Иоанн Букоткин прожил в Самаре и служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, последние годы был духовником Самарской епархии. Похоронен в Иверском женском монастыре в Самаре.
   И это далеко не все священнослужители, кто прошел с оружием в руках защищал свою Родину. 

Глава 2. Неслучайные даты.
– 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;
– 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;
– 12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;
– на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;
– Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный "С днем победы!"
День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Церкви совершались благодарственные молебны и служились панихиды по погибшим. 9 мая - не только праздник победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая считается и Днем поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
– Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.



Заключение
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы воевали на фронте и трудились в тылу. В годы Великой Отечественной войны Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Церковь не только оказывала материальную поддержку Красной Армии, но и морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Исследуя тему, я поняла, что государство в годы войны изменило отношение к религии потому, что наша Церковь и народ - единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом для государства и своего народа. В вере народ черпает духовные силы.  И наверное неслучайно знаменательные даты Великой Отечественной Войны совпали со знаменательными датами Русской Православной  церкви.
Свое исследование я начала в прошлом году и хотела собрать материалы о храме с. Нероновка в голы войны и о храмах г. Самары, но это оказалось непросто. В свободном доступе материалов очень мало. я постараюсь продолжить свое исследование в дальнейшем.

















Источники информации
1. Аксенова Г.А.//Россия. Иллюстрированная энциклопедия//М.2007 год;
2. Вербицкая Л.А.. академик РАО, Фурсенко А.А., академик РАН. Школьная энциклопедия «Руссика». «История России. 20 век». - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 год.
3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России. XX- начало XXI века. Учебник для общеобразовательных учреждений». М. «Просвещение» 2007 год.
4. В.М.Казаков «Дозорная книга. Золотое сердце России»/ М.: Издательство журнала «Москва», 2001 год.
5. История Русской Православной Церкви. Т. 1, 1917-1970 годы. - СПб., 1997.
6. Нерсесов Я.М. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945. - М., 2005.
7. Ферберов А. Спаси и сохрани. - М., 2006.
8. Чудеса на дорогах войны. - М., 2005.
9. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. - М., 2001.
10. http://www.mpda.ru/site_pub/172346.html
11. http://www.portal-slovo.ru/impressionism/43927.php
3


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44