VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности юношеского возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001220
Тема: Особенности юношеского возраста.
Содержание

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Глава 1. Особенности юношеского возраста
    1.1    Юношеский возраст, задачи юношеского возраста
    1.2    Особенности развития самосознания в юношеском возрасте
    1.3    Кризис юношеского возраста
    Глава 2. Саморегуляция в юношеском возрасте
    2.1    Саморегуляция: основные направления и принципы исследования
    2.2    Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте
    2.2.1     Ценностно-смысловая сфера и ее значение для саморегуляции поведения
    2.2.2     Активность и рефлексия, их роль в саморегуляции
    2.2.3     Возрастные особенности ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложения
    

    Введение
    Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек.
    Исследование проблем молодежи вообще – веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.
    В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
    Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.
    Цель исследования: выявить психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте
    Объект исследования: саморегуляция поведения юношей, ценностно-смысловая сфера личности.
    Предмет исследования: психологические особенности, развитие и формирование саморегуляции поведения у юношей, а также особенности трансформации ценностно-смысловой сферы личности в современных условиях российской действительности.
    Гипотезы исследования:
    Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет выявить специфику развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов правосознания.
    В условиях современной российской действительности наблюдается трансформация ценностно-смысловой сферы личности представителей юношеского возраста, определяющая специфику правового сознания молодежи.
    Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
    1.         Изучить психолого-педагогическую литературу, уточнить понятийный аппарат и определить основные теоретические подходы к проблеме исследования.
    2.         На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в юношеском возрасте.
    3.         Выявить психологические особенности саморегуляции поведения у юношей в ценностно-смысловой сфере.
    4.         Провести анализ представлений и походов к исследованию ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии.
    5.         Выявить особенности трансформации ценностно-смысловой сферы личности и различных компонентов правосознания в юношеском возрасте.
    Методы проведенного исследования:
    ·          Метод наблюдения.
    ·          Методы обработки данных.
    

    1. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
    1.1 Юношеский возраст, задачи юношеского возраста
    Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).[]
    Юность делят  на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это второй этап фазы жизни человека, названный взрослением или переходным возрастом,  которой характеризуется переходом от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные границы  этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 – 21 годом для юношей и 16 – 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 – 23 годам у юношей и 19 – 20 годам у девушек.[] Соответственно границы юности тоже сдвигаются. Ранняя юность-это старший школьный возраст – 15 – 17лет. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Поздней юностью это период жизни молодого человека, которому характерна  самостоятельность в решении задач по строительству собственной жизни, перспективы, характерной для взрослых людей  (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относится  к 20 – 23 годам. []
    Юноши и девушки  обязательно учавствуют в общественной жизни. Юности свойственно делать много того, чего ранее делать не приходилось к этому можно отнести  изъявление своей гражданской позиции на выборах, выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Помимо  того, на него обрушаться всевозможные  идеи государства, новых идеологов и так называемых пророков, которые придется обрабатывать и делать выводы и принимать решения.. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной. []
    Юноши и девушки  направлены на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. [2;286]
    Очень часто этот период жизни считается бурным и  объединяется в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. Юность трудно представить без страстей, сомнений, всевозможных выборов, поисков своего места в жизни, но не может быть одинакового сценария протекания этого периода жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но есть в этом мнимом благополучии свои подводные камни юноши и девушки при таком течении  менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Прошедшие через  них, обычно в большее независимы, творчески относятся ко всему что делают, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Выделяют  еще два варианта развитияюности. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Они рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Следующий  вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Таким старшеклассникам свойственна  неуверенность в себе, и плохое понимание себя. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. []
    К главному  психологическому приобретению ранней юности  можно отнести открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».одновременно  с осознанием своей уникальности, приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или внутренним опустошением, которую необходимо чем-то заполнить. Поэтому возрастает потребность в общении и конечно повышается его избирательность, потребность в одиночестве. []
    Таким образом, юность – период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16 – 17 лет до 22 – 23 лет.
    Задачами развития юношеского возраста являются:
    1.         Становление Я–концепции
    Ведущий английский ученый в области психологии Р.Бернс,  так определяет понятие Я – концепция это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
    Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. [5;8]
    В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я – концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
    Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «Я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.[8;28]
    Свойственное многим юношам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
    Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15 – 16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
    Самооценке отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. [3;346]
    2. Становление нового уровня самосознания
    Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь».[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». [14;15]
    Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.
    Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.[5;30]
    3.Становление идентичности
    Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Идентичность — совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. [23;25]
    Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. [8;56]
    Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. [17;82]
    Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «Я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
    4.Формирование выраженных социальных потребностей
    Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует,- это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек;- это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я. [18;267]
    Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Юность считается привилегированным возрастом дружбы.
    В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: «Кто Я?», «Каким я должен быть?», «Что Я могу?». [4;201]
    5. Становление мировоззрения
    В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. [15;36]
    Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.
    6.Самоопределение
    Юноша осознает свою позицию, которая формируется внутри координат системы отношений. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. [24;73]
    В период юности человеку необходимо создать свой жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает ограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях по сведениям, полученным от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно, прежде всего, оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Сейчас одним из наиболее важных факторов при выборе профессии становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем.
    Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым. [15;46]
    7. Поиск смысла жизни
    В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
    Юноша начинает задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.[25;178] Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). [22;44]
    1.2 Особенности развития самосознания в юношеском возрасте
    Юношеский возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. [10;85] Юноши начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании юноши полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет «отделаться» юноша, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение юноши во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.
    Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, юноша испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают юноше по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к юноше в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. [27;38] Поэтому для освоения юношей новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение юноши во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции юноши.
    Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для юношей важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками юноша стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. [16;36] Оценка юноши поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п..
    При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников юноши отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в юношеской группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает юношу и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, юноши учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес юноши к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.
    Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феномена юношеского самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то есть формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. [9;43]
    Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает юноша, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого юноши, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. [6;19] Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости», то есть проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом.
    Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) юношей себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Юношеская рефлексия, хотя и поднимает юношу на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность юноши на самого себя. Юноша углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором юноша самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях юноши. Интересно то, что оценка своих качеств юношей производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости». Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение юноши зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. [19;23]
    Юноша живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений юноши на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков юноши. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.
     
    1.3 Кризис юношеского возраста
     
    Юношейский возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит самостоятельно, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. [11;57]
    Психические проявления пубертатного криза, отчасти обусловленные гормональными изменениями в организме, бывают весьма выраженными: повышенный уровень тревожности, эмоциональное напряжение, которые юноши стремятся «выплеснуть» наружу. В связи с этим им свойственны раздражительность, конфликтность, нередко драчливость. Для снятия эмоционального напряжения юноши используют посещение шумных дискотек и рок-концертов, нередко прибегают к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Врачи, особенно педиатры, должны знать наиболее типичные поведенческие реакции юношей, которые, еще не являясь патологией, таят в себе опасность формирования в дальнейшем аномалий личностного развития.
    Наиболее распространенные поведенческие реакции подросткового и юношеского возраста: [21;30]
    ·  Реакция «оппозиции» – активный протест в ответ на предъявляемые юноше требования взрослых.
    ·  Реакция «эмансипации» – стремление освободиться от покровительства и контроля взрослых. Эмансипация связана с самоутверждением себя как личности, стремлением «сделать все по-своему». Крайним вариантом стремления освобождения от опеки родных являются побеги и уходы из дома.
    ·  Реакция «имитации» – стремление подражать определенному образцу или идеалу, который находит признание в компании сверстников.
    ·  Реакция «гиперкомпенсации» – настойчивое стремление юноши найти признание и достичь успеха в той области деятельности, в которой он наименее способен (физические занятия, различного рода «хобби» и др.).
    ·  Реакция «группирования» – участие в группах, объединенных различными мотивациями: от простого общения, увлечения музыкой, спортом («рокеры», «металлисты», «фанаты») до криминальных сообществ, групп наркоманов и т. п.
    В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Главное психологическое приобретение данного этапа – открытие своего внутреннего мира, но оно вызывает много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. С открытием «Я» связаны осознание своей уникальности, неповторимости и чувство одиночества. [26;59] Юношеское «Я» неопределенно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении. Юноши нередко оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
    Для юношеского периода характерны глубокие психологические и личностные изменения, не связанные напрямую с гормональной перестройкой. Они выражаются в формировании нового самосознания, чувства дружбы и любви, переоценке собственных возможностей и способностей. Обостренное чувство собственного достоинства часто приводит к столкновениям с реальной действительностью и проявляется юношеским негативизмом. Этому способствуют завышенные притязания, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной самостоятельности (отсутствие ряда гражданских прав, нахождение на иждивении у родителей и др.) оказывается невозможным. [27;46] Нередко возникают конфликты с родителями, эмоциональная связь с которыми ослабевает, и юноша стремится освободиться от их опеки. Одна из главных тенденций юношеского возраста – автономизация от взрослых и переориентация на ровесников. Некоторые психологи считают общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Потребность в общении и группировании вызвана чувством одиночества, неприкаянности, желанием найти признание собственной значимости.
       Причинами кризиса являются, во-первых, ценностно-смысловая саморегуляция поведения, а, во-вторых, проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: [28;96]
    ·  У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
    ·  Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
    ·  Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
    ·  Выбор профессии.
    Смысл (новообразования): выбор внутренней позиции, профессиональное самоопределение, а также овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.         
    2.    Саморегуляция в юношеском возрасте
     
    2.1 Саморегуляция: основные направления и принципы исследования
    Саморегуляция – это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Это один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. [25; 49]
    В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» и родственные понятия – самоуправление, самоорганизация, самообучение, самопрограммирование и др. – трактуются по-разному. Широкий диапазон различий объясняется прежде всего разной степенью общности процессов, которые описываются этими понятиями. Среди основных подходов к сущности саморегуляции выделяются несколько.
    Саморегуляция - это:
    ·Особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения.
    ·Управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями.
    ·Целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом.
    ·   Целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий.
    ·   «Внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;
    ·   Взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
    При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: [1; 231]
    1.         Принятая субъектом цель его произвольной активности;
    2.         Модель значимых условий деятельности;
    3.         Программа собственно исполнительских дейст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%