VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности сотрудничества стран БРИКС в условиях формирующейся многополярной модели миропорядка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011088
Тема: Особенности сотрудничества стран БРИКС в условиях формирующейся многополярной модели миропорядка
Содержание
Введение

Актуальность темы исследования.  На сегодняшний день мировое сообщество является свидетелем структурных изменений в системе международных отношений, которые начали происходить на рубеже ХХ и ХХI века. Одним из таких изменений является появление новых игроков на международной арене, стремящихся оказывать существенное влияние на развитие мира наравне с развитыми странами Западного мира.

 В контексте данных изменений, а также большого количества глобальных вызовов XXI века, на смену однополярной модели мироустройства пришла концепция многополярного мира, одним из полюсов которого является объединение стран БРИКС.

В последнее время сформировалась тенденция планомерного укрепления позиций стран БРИКС на международной арене. Страны, входящие в состав объединения претендуют на роль лидеров в ХХI веке и стремятся увеличить своё влияние на происходящие в мире процессы.  Более того, государства БРИКС успешно взаимодействуют в формате других ведущих международных организаций (ООН, ШОС, «Группа двадцати»), активно участвуют в разрешении глобальных вызовов современности, по которым страны принимают стратегии взаимодействия для достижения максимального эффекта.

Страны БРИКС поставили перед собой целый список стратегических задач, решение которых является крайне важным в контексте борьбы с глобальными вызовами XXI века. Кроме задачи изменения существующих тенденций в развитии мировой валютно-финансовой системы, страны-участницы БРИКС взаимодействуют в таких сферах как противодействие коррупции,  формирование системы глобальной безопасности и ее поддержание, противодействие отмыванию доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма,  в сфере науки, техники и инноваций, в сфере энергетики, образования и мировой торговли, а также других не менее важных сферах. В рамках сотрудничества по всем вышеперечисленным направлениям страны БРИКС реализуют огромное количество различных проектов, призванных приблизить реализацию поставленных стратегических целей.

Особую актуальность данному исследованию добавляет тот факт, что в современных условиях для Российской Федерации сотрудничество в рамках БРИКС представляет собой действительно значимый вопрос, учитывая остро стоящие перед Россией задачи социально-экономической модернизации, которая представляется невозможной без эффективного международного партнерства.  Основным направлением деятельности РФ совместно с группой БРИКС является обеспечение устойчивой управляемости мирового развития, что зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Также, немаловажно, что в рамках БРИКС партнерами РФ являются крупнейшие государства мира с быстро растущими показателями экономики, которые расположены на разных континентах и обладают сетью связей с региональными государствами, сотрудничество с которыми также представляет для России большой интерес.

Объектом исследования является роль и место группы БРИКС в современной системе международных отношений.

Предметом исследования являются особенности сотрудничества стран группы БРИКС в рамках концепции многополярного мира.

Официальные документы и источники.

Концепция внешней политики Российской Федерации (2016);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

  Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (2013);

Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах;

Итоговые декларации саммитов БРИКС и другие документы, принятые по итогам саммитов и встреч; 

Степень научной разработанности. Деятельность группы БРИКС, формирование объединения, этапы расширения числа участников, а также влияние организации на систему международных отношений и значение объединения для его членов в последние годы все сильнее привлекает как зарубежных, так и отечественных исследователей.

В том, что касается оценок перспектив развития данного объединения, то в мировом научном сообществе можно проследить две диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны, «западные» эксперты в области международных отношений и мировой политики пессимистично оценивают перспективы развития такой организации как БРИКС, с другой стороны, исследования отечественных ученых, а также  специалистов из стран БРИКС наоборот полагают, что у данной организации имеются большие перспективы развития.

Неоценимое значение для автора при исследовании формирующегося в условиях глобализации нового многополярного мироустройства, которое сыграло значимую роль в процессе возникновения объединения БРИКС, сыграло изучение работ ведущих российских историков и политологов, специалистов в сфере современных международных проблем.

В первую очередь стоит отметить выступления официальных лиц, которые послужили источниками для написания данной работы, в том числе выступление Президента РФ В.В. Путина на VIII саммите БРИКС 16 октября 2016, выступление Президента Нового Банка Развития БРИКС, Кундапура Вамана Каматха, на второй ежегодной Встрече (НБР) БРИКС 1 апреля 2017.

Значительное влияние на анализ изучаемой проблемы оказали разноплановые общетеоретические и практические исследования по международным отношениям и внешней политике, проведенные учеными Дипломатической академии МИД России. В их числе: Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е., Иванов О.П., Мантусов В.Б., Неймарк М.А., Пашенцев Е.Н., Троянский М.Г.

Значимой источниковой базой для автора стали коллективные монографии экспертов-членов профессорско-преподавательского состава Дипломатической Академии МИД РФ: «XXI век: перекрестки мировой политики», «Современный мир и геополитика» и «Россия и современный мир». 

Также значительное влияние на написание представленной дипломной работы оказали исследования  Национального Комитета по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС). Особое место в источниковой базе занимают работы Никонова В.А. Кроме него научная школа данного национального комитета представлена в том числе трудами Борзовой А.Ю., Давыдова В.М., Комарова М.А., Мартынова Б.Ф и Толорая Г.Д.

Также тематика БРИКС и места данного объединения в современном мире  получила широкое освещение в трудах ученых, представляющих Центр политических исследований России (ПИР-Центр), а именно: Демидова О.В., Лукова В.Б., Орлова В.А.

Кроме того автор в своей работе использовал труды других ведущих ученых в области международных отношений, таких как О.Н. Барабанов, А.В. Кива, Е.М. Примаков, С.А. Рябков, А.В. Торкунов,.

Помимо отечественных экспертов, автор также ознакомился с трудами зарубежных исследователей, таких как З. Бжезинский, Ф. Бюсенг, Г. Киссинджер,  Дж. Най, А. Тойнби, Ф. Фукуяма, Дж. Франкел, С. Хантингтон, и др.

Цель исследования: раскрыть особенности сотрудничества стран БРИКС в условиях формирующейся многополярной модели миропорядка. 

Задачи исследования:

Определить факторы, которые послужили толчком для формирования БРИКС

Раскрыть процесс эволюции БРИКС от момента создания до современного этапа

Дать характеристику основным сферам деятельности стран группы БРИКС

Выявить роль БРИКС в современной системе международных отношений

Выделить значение группы БРИКС для РФ в рамках становления многополярного мира

Новизна работы: Автором рассматривается положение и роль БРИКС в условиях меняющейся быстрыми темпами современной системы международных отношений, а также анализируется влияние данного объединения на сам процесс смены модели миропорядка на многополярную. В работе были систематизированы знания об основных направлениях деятельности стран группы БРИКС. Также автор приводит доводы в подтверждение тезиса о своеобразной уникальности такой диалоговой площадки как БРИКС.  

Учитывая, что объединение государств БРИКС было сформировано сравнительно недавно, а также тот факт, что подавляющее большинство крупных исследований посвящено исключительно торгово-экономической составляющей деятельности данной организации, автор постарался провести комплексный анализ основных сфер деятельности БРИКС для предоставления всеобъемлющей характеристики данного объединения.

Методология.  Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, который предоставляет возможность всесторонне проанализировать особенности изучаемого предмета исследования, проследить и рассмотреть эволюцию его развития, идентифицировать закономерности функционирования. Для обоснования выводов исследования использовались такие методы исследования как ивент-метод, сравнительный метод, метод анализа и метод классификации. Кроме того, автор использовал наблюдение, как метод, позволяющий собрать необходимое количество объективной информации об объекте изучения.

Научно-практическая значимость.  Выводы данной работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, затрагивающих как взаимодействие различных интеграционных объединений в контексте формирования многополярного мира в целом, так и деятельность БРИКС в частности. Также они могут быть использованы в чтении ряда учебных курсов в высших учебных заведениях по вопросам международных отношений и мировой политики.

Апробация. Отдельные положения настоящей работы были апробированы в ходе серии научных конференций, посвященных актуальным проблемам современных международных отношений, прошедших в Дипломатической Академии МИД РФ. («Роль СМИ в современной системе международных отношений» 6 марта 2017 года, видеоконференция с представителем НАТО 20 марта 2017 года)

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.





Глава 1. Эволюция формирования организации БРИКС

	Предпосылки создания группы БРИКС

В последнее десятилетие ХХ века в мировой политике произошел структурный сдвиг, который оказал значительное влияние на всю систему международных отношений. Распад СССР и окончание «холодной войны» ознаменовали конец биполярной эпохи в международных отношениях. Эти события наделили США статусом единственной сверхдержавы на международной арене, и вместе с тем поставили вопрос о том, какой будет новая система мироустройства.

В спорах о том, каким же будет новый мировой порядок мнения наиболее влиятельных политических игроков того времени разделились на сторонников однополярности и многополярности.  Под полюсом в системе международных отношений понимают центр силы, обладающий комплексной мощью (военной, политической, экономической, финансовой и т.д.), а также стремлением и волей урегулировать мировые процессы, линию поведения на мировой арене других участников, акторов.

В условиях однополярного мира создается ситуация, когда одна страна устанавливает правила и следит за их исполнением и с точки зрения ее сторонников является относительно стабильной,  поскольку вся власть концентрируется в одном центре, который, в случае необходимости не допустит разрастания конфликтов. Однако исторический опыт существования различных империй показывает, что в долгосрочной перспективе такая форма мироправления не является жизнеспособной.

Сторонники многополярности утверждают, что наличие в мире нескольких сопоставимых по своим потенциалам центров силы обеспечит более стабильную систему, поскольку каждый из центров, не желая утратить свои позиции, будет стремиться к лидерству. Таким образом, в мире создастся более совершенная система сдержек и противовесов, при которой ни одна из крупных стран не сможет стать гегемоном.  

  Если исходить из утверждения, что именно однополярная модель миропорядка была сформирована после краха биполярной системы, то несомненным лидером мира в то время были США. Соединенные Штаты, впав в эйфорию под впечатлением победы над коммунизмом и возрастания собственной мощи, возомнили себя вождём прогрессивного человечества в его движении к свободе и процветанию. Лидерские амбиции быстро переросли в гегемонизм, попытки силой навязать другим свои идеи и порядки. Такая политика встретила отпор со стороны держав-конкурентов и жертв американского гегемонизма.

Но вскоре, из-за недостатка стабильности во вновь образовавшейся системе мироустройства и невозможности достойно справляться с новыми глобальными вызовами XXI века, хотя США продолжали позиционировать себя как неоспоримого лидера, данная система перестала удовлетворять многих акторов международных отношений. В связи с этим развивающиеся страны столкнулись с большим количеством проблем. Например, Запад отказывал им в  доступе к технологиям, навязывал неравноправные торгово-экономические условия, ввел в практику «гуманитарные интервенции». Было очевидно, что Запад всячески тормозил их развитие. В таких условиях лидеры развивающихся государств осознали необходимость объединения своих усилий с тем, чтобы сообща отвечать на односторонние действия Запада.

Единственным выходом в сложившейся ситуации была интеграция в той или иной форме для создания противовеса сформировавшейся гегемонии США.

С назначением на пост Министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова, принцип многополярности был положен в основу внешнеполитической деятельности России. Первые идеи формирования такого рода коалиций появились в 1990-х годах. В 1994 году председатель Государственной Думы Российской Федерации И. Рыбкин, находясь с официальным визитом в  Дели высказал идею о создании «стратегического треугольника» РИК (Россия – Индия – Китай), но тогда эта идея серьезной поддержки не получила. Позже, будучи Председателем Правительства России,  Е. Примаков в декабре 1998 года вновь предложил создать «треугольник» РИК в качестве ответа на расширение НАТО на Восток. Однако эту идею опять не поддержали. Связано это было, во-первых, с тем, что российская политическая элита по-прежнему смотрела на Запад, а, во-вторых, отношения между Индией и Китаем носили напряженный характер в силу существовавших на тот момент пограничных споров по поводу Кашмира и  испытанием Индией ядерного оружия в 1998 году.

 В начале 1999 года Министр иностранных дел Китая Тан Цзясуань, находясь в Бонне, заявил, что его страна не поддерживает идею о создании «стратегического треугольника» и подчеркнул, что «КНР всегда придерживалась принципа независимости в проведении своей внешней политики». В 1999 году посол КНР в Москве констатировал, что суть китайско-российских отношений заключается в несоюзничестве. Подобную позицию заняла и Индия.

Однако события конца 1990-х – начала 2000-х осложнили отношения России с Западом. «Гуманитарная интервенция» в Косово в 1999 году, вторжение в Афганистан и Ирак в начале 2000-х еще раз показали, что ни одна страна в мире самостоятельно не может противостоять односторонним действиям США. Угроза формирования гегемонистского мирового порядка заставила российское руководство пересмотреть внешнюю политику страны и сориентировать ее на восточный вектор. Кроме того она придала импульс для начала интенсивной научной проработки идеи формирования «стратегического треугольника» Россия-Индия-Китай.  Значение «стратегического треугольника» для внешней политики России отмечалось на уровне официальных документов. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года говорится, что «Россия разделяет заинтересованность Китая и Индии в налаживании эффективного внешнеполитического и экономического взаимодействия в трехстороннем формате Россия-Индия-Китай».

Важным моментом в формировании идеи создания БРИКС стало налаживание отношений и интенсификация сотрудничества России, Индии и Китая по линии РИК, которая стала своеобразным фундаментом для претворения в жизнь такого перспективного проекта как БРИКС. Поэтому, следует охарактеризовать отношения между этими тремя государствами, которые стояли у истоков зарождения группы БРИКС.

Необходимо отметить, что отношения Индии и Китая на протяжении долгого периода времени были напряженными и отличались взаимным недоверием из-за существенного количества проблем, существующих между государствами. Наиболее острые из проблем, сохранившихся и на сегодняшний день – это территориальная проблема, связанная с взаимными претензиями двух стран на приграничные участки в Кашмире, а также Тибетский вопрос. И хотя эти проблемы частично были разрешены, противоречивые взгляды по данным вопросам сохраняются.

Однако, на рубеже веков под влиянием международной обстановки обе страны пришли к выводу, что их сотрудничество будет иметь гораздо большую пользу, нежели конфронтация.

С 2002 года наблюдается значительное потепление в отношениях между этими двумя странами. Знаковым событием на этом направлении стал первый визит за 10 лет премьер-министра Китая в Индию. С тех пор страны начали интенсифицировать свои контакты в сфере обеспечения безопасности в регионе и борьбы с терроризмом.  В 2003 году во время визита в Пекин премьер-министра Индии Аталы Бихари Ваджапи председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что «китайско-индийские отношения вступили в новый этап развития».

В настоящее время сотрудничество двух стран успешно протекает не только в двустороннем формате, но и в рамках международных форумов и организаций: Совет безопасности ООН, «Группа двадцати», ШОС и БРИКС. Примером успешного взаимодействия этих стран и проявлением схожих взглядов на мировую политику стало их воздержание, наряду с Россией, при голосовании по резолюции №1973, которая была нацелена на начало боевых действий против Муаммара Каддафи. Сходство позиций Индии и Китая на глобальные проблемы международных отношений опираются на два важнейших фактора: во-первых, после распада СССР обе страны взяли курс на реализацию своей собственной независимой внешней политики, а во-вторых, оба государства подвержены влияниям одних и тех же внутренних проблем, таких как бедность, проблемы сепаратизма и терроризма, желание обеспечить более высокие темпы экономического роста.

Даже наличие имеющихся еще разногласий между Индией и Китаем не сможет препятствовать развитию отношений в «треугольнике» Россия-Индия-Китай. В первую очередь, потому, что эти страны выбрали для себя неконфронтационный путь развития отношений с партнерами, а присутствие всех трех стран в других многосторонних форматах позволит оставить за скобками двусторонние проблемы. Это касается, прежде всего, «Группы двадцати»  и, особенно, БРИКС, сотрудничество в рамках которого нацелено на создание реального противовеса диктата Запада, удовлетворяет интересы всех его участников.

Стоит отметить, что отношения СССР и Китая переживали разные периоды: как подъема так и конфронтации.

Отношения между двумя государствами колебались от дружественного партнерства до конфронтации.

Но в итоге, к моменту прихода к власти М.С.Горбачева в 1989 году отношения между СССР и КНР были нормализованы.

Визит Президента России Б.Н.Ельцина в Китай в 1992 году дал старт этапу значительного подъема в двусторонних отношениях. По результатам этого визита было подписано совместное заявление об основах взаимных отношений. А в 1994 году по окончании визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву было так же подписано совместное заявления, в котором содержалась фраза о «конструктивном партнерстве». Дальнейшее развитие российско-китайских отношений привело к тому, что в 1996 году, во время третьей официальной встречей на высшем уровне в Пекине лидеры двух стран выразили свое намерение установить отношения стратегического партнерства, ориентированные в XXI век.

Далее в 1997 году состоялось подписание совместной Декларации о решимости сторон «содействовать формированию многополярного мира и созданию нового международного порядка», в которой осуждались односторонние действия Запада, в том числе в связи с расширением НАТО. Подписание в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР сроком на 20 лет и обоюдное стремление двух стран к развитию многостороннего сотрудничества привело к тому, что в 2004 году между В.Путиным и Ху Цзиньтао произошло подписание Соглашения о полной делимитации китайско-российской границы.

Таким образом, можно сделать вывод,  что динамичное развитие отношений между Россией  и Китаем, стартовав с невысокого уровня, достигли уровня стратегических, накопив при этом немалый опыт взаимодействия по разным актуальным вопросам современности.

 Российско-индийские отношения на протяжении всего своего существования отличались дружбой и взаимопониманием. Индия традиционно считает Россию своим надежным, проверенным временем партнером. Отношения с Россией являются одним из основных направлений внешней политики Индии. В основе двусторонних отношений лежит Договор о дружбе и сотрудничестве подписанный в 1993 году. Подписание «Декларации о стратегическом партнерстве России и Индии» в октябре 2000 года позволило вывести отношения между двумя странами на качественно новый уровень. Со вступлением в силу этого документа произошло значительное расширение сотрудничества во всех областях. Стратегическое партнерство строится на понимании безальтернативности становления многополярного мира, здравом, выверенном подходе к реализации национальных интересов. Стратегическое партнерство России и Индии основывается на близости подходов к большинству актуальных проблем современного мира.

Таким образом, страны РИК имеют схожие национальные интересы и  их подходы к решению большинства проблем современности совпадают.  Все три страны объединяет стремление построить многополярный мир, отношения в котором будут строиться на строгом соблюдении норм международного права, а ключевая координирующая функция будет принадлежать ООН.

Немаловажно также отметить, что Бразилия является влиятельным игроком на международной арене и одним из самых крупных и экономически значимых государств развивающегося мира.

С Бразилией Россию связывают традиционно дружеские отношения, которые с подписанием «Декларации о принципах взаимодействия России и Бразилии, устремленного в XXI век» в 1997 году получили дополнительный импульс. Кроме того, не последнюю роль в стремительном наращивании российско-бразильского сотрудничества сыграл и тот факт, что в начале XXI века Бразилия активно начала искать себе союзников. Этому свидетельствуют многочисленные заявления тогдашнего Президента страны Луиса Инасио Лулы да Силва. В самом начале своей президентской карьеры, в декабре 2002 года, выступая в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне он сказал, что несмотря на его желание улучшить отношения с США и ЕС, Бразилия «будет искать новых партнеров среди стран, которые  по своим размерам и потенциалу похожи на нас. Это – Россия, Китай, Индия».

 В январе 2003 года, Министр иностранных дел Бразилии Селсо Аморин, формулируя основные направления внешней политики еще раз подчеркнул, что Бразилия хочет «вступить в союз с великими развивающимися нациями – Китаем, Индией, Россией, Мексикой, ЮАР». А  в 2005 году Лула да Силва и вовсе заявил, что: «XIX век был веком Европы, XX – веком США, а XXI станет веком Бразилии». Однако в то время его слова восприняли с некой иронией. Поэтому, чтобы реализовать свои амбиции, Бразилия начала активный поиск различных форм международного взаимодействия, предлагая мировому сообществу такие форматы межрегионального сотрудничества как Южная Америка – Ближний и Средний Восток, Южная Америка – Африка, Южная Америка – страны Персидского Залива.  Особенностью предлагаемых Бразилией форматов было развитие отношений по оси Юг-Юг и невключение в них Западных стран.

После сделанных руководством латиноамериканского государства заявлений интенсифицировалось экономическое и политическое взаимодействие Бразилии с Индией и особенно с Китаем.

Итак, подводя итог, можно выделить основные факторы, способствовавшие созданию и развитию отношений в рамках БРИК, а затем и БРИКС:

Сходство позиций стран БРИКС по основным проблемам современности. Все страны-участницы формата отстаивают приоритеты полицентричного мира, построения новой, более справедливой экономической архитектуры, центральной роли ООН, нерушимости норм международного права, неприменения силы в решении спорных международных вопросов. Важным объединяющим фактором в этой связи является близость подходов стран БРИКС к вопросам обеспечения международной безопасности, в том числе включая выработку адекватных ответов на новые вызовы и угрозы.

Схожесть стоящих перед странами внутренних и внешних проблем, например, возрождение и подъем социально-экономических комплексов, сохранение самоидентичности, борьба за обретение достойного места в современной  системе международных отношений.

Так же стоит выделить в отдельный пункт такой фактор, как устойчиво высокие темпы развития стран, в первую очередь БРИКС. В условиях мирового финансового кризиса 2008 года наблюдался спад темпов роста ВВП стран БРИКС.  Благодаря накопленному антикризисному потенциалу этим странам быстро удалось оправиться от последствий данного кризиса. Это позволило странам БРИКС демонстрировать большую устойчивость по сравнению с Западными державами. Так, если проанализировать динамику роста ВВП стран БРИКС в сравнении с Евросоюзом за период с начала 2000-х до 2012 года, то можно констатировать, что этот показатель у БРИКС увеличился в 5 раз, в то время как Евросоюз увеличил его всего на 60%, а в 2014 году доля стран «пятерки» в мировом ВВП достигла 30%.

Позитивное развитие двусторонних отношений внутри формата. Практически каждая пара отношений носит характер стратегического партнерства.

Фактор взаимодополняемости экономик. Высокая потребность в природных ресурсах одной группы стран формата (Китай, Индия) компенсируется высокой обеспеченностью в них другой (Россия, Бразилия).





Этапы становления и трансформация организации БРИКС

Аббревиатура БРИК впервые была разработана в 2001 году экспертом американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) Джимом О’Нилом и была употреблена применительно к четырем развивающимя странам, которые в то время демонстрировали  наиболее интенсивные темпы развития – Бразилии, России, Индии и Китаю. В 2003 году банк опубликовал доклад под названием «Мечты БРИК – Путь в 2050 год»,  где упоминается об этих четырех странах как о наиболее перспективных в плане экономического развития. В этом отчете Джим О’Нил выдвинул предположение о том, что ко второй половине XXI века страны БРИК обойдут в развитии самые богатые страны того времени, такие как США, Япония, Германия, Франция. Китай и Индия, по его прогнозам, должны были стать крупнейшими поставщиками промышленных товаров, а Россия и Бразилия – сырья. Таким образом БРИК будет иметь в своем распоряжении все необходимые ресурсы для формирования сильного экономического блока, который составит конкуренцию «Семерке».

 Но темпы роста стран-участниц БРИК опережали прогнозы О’Нила, поэтому в очередном отчете «Goldman Sachs» в 2005 году эксперты компании заявили, что у объединения есть все шансы гораздо быстрее достичь прогнозируемых результатов и  стать самым мощным экономическим объединением в мире.

В отношении становления БРИКС можно говорить о плавном периоде и поступательном развитии. Сближение группы пяти государств в формате БРИКС прошло в несколько этапов.

Первая встреча министров иностранных дел четырех стран-участниц (без Южной Африки) прошла на полях 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН  в Нью-Йорке в 2006 году. Позже произошли  встречи министров финансов (тогда еще БРИК) в 2008 году в Сан-Паулу и в 2009 году в Лондоне.

Сравнительно быстро механизм взаимодействия в формате «четверки» поднялся до уровня саммитов глав государств. Первый саммит БРИК состоялся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге, по итогам которого были приняты Совместное заявление лидеров стран БРИК и Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

В ходе первого саммита главы государств обсуждали такие вопросы, как глобальный экономический кризис, мировую политику, возможные пути дальнейшего развития БРИК и реформирование ООН. Так же были затронуты проблемы глобальной продовольственной безопасности. Тогда же были сформулированы основные экономические инициативы:

Удвоение объема традиционной торговли внутри БРИКС с 230 до 500 млрд долл. к 2015 году. (в 2014 г. объем взаимной торговли составил 297 млрд. долл.)

Формирование Плана действий БРИКС на 2012–2016 гг. в аграрном секторе.

Фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций. В частности, проведение ежегодного Металлургического форума БРИКС (BRICS Foundry), прошедшего в 2013 году в ЮАР 11 — 15 марта в рамках мероприятий Пятого Саммита БРИКС.

Обсуждение создания Научно-исследовательского центра БРИКС на Саммите в марте 2013 года.

Поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженной в теме Саммита: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Создание Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank).

В качестве приоритетных финансовых инициатив были выделены следующие:

	Создание Банка развития БРИКС;

	Запуск страхового пула БРИКС, цель которого заключается в поддержке взаимной торговли;

	Учреждение резервного валютного фонда БРИКС с начальным объемом капитала в 240 млрд долл.

Особого внимания заслуживают социально-экономические приоритеты, ключевыми из которых являются:

Активное развитие среднего класса;

Системная поддержка малого и среднего бизнеса, который представляет собой опору национальной экономики.

В итоговом заявлении лидеры стран БРИК договорились о дальнейшем развитии сотрудничества в рамках формата.  А в совместном заявлении стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности содержались меры по преодолению глобальной продовольственной проблемы. Основной упор был сделан на внедрение передовых технологий в сельскохозяйственное производство и отказ от протекционизма в мировой торговле сельхозпродукцией.

15-16 апреля 2010 года в Бразилии прошел второй саммит БРИК. Помимо президентов четырех стран объединения – Дмитрия Медведева, Луиса Инасио Лула да Силва, Манмохана Снгха и Ху Цзиньтао, на саммит был приглашен президент Южноафриканской республики Джейкоб Зума. В ходе встречи главы государств обсудили итоги выполнения заявлений Первого саммита, а так же  затронули актуальные темы международной повестки дня: дальнейшее развитие БРИК и реформы международных финансовых институтов.  По итогам этой встречи был принят Меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами, о развитии и поддержке экспорта стран-членов. Еще одним документом, подписанным по итогам Второго саммита БРИК стал Меморандум о сотрудничестве между Внешэкономбанком РФ, Банком развития Китая, Национальным банком социально-экономического развития Бразилии и экспортным банком Индии. Данный документ подтвердил настрой «четверки» на наращивание взаимодействия в финансовой сфере и продемонстрировал интерес участников саммита к изучению возможности создания единой межбанковской системы. Также примечательно то, что ЮАР впервые была прямо упомянута в Совместном заявлении глав государств и правительств стран-участников второго бразильского саммита БРИК.

12 ноября 2010 года во время саммита «Большой двадцатки» в столице Южной Кореи Сеуле Южноафриканская республика выразила свое желание присоединиться к БРИК. Инициативу ЮАР сразу же поддержал Президент России Дмитрий Медведев и 21 декабря подписал с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом совместное заявление о поддержке данной инициативы. А 24 декабря 2010 года Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Маите Нкоана-Машабане подтвердила получение сообщения от Министра иностранных дел КНР Ян Цзечи, в котором Китай, тогдашний председатель объединения, по согласованию с другими участниками БРИК, приглашает ЮАР стать полноправным членом БРИК.  

В начале апреля 2011 года глава КНР Ху Цзиньтао направил своему южноафриканскому коллеге Джейкобу Зуме приглашение на участие в предстоящем саммите БРИК на правах полноправного члена.  Таким образом БРИК трансформировался в БРИКС.

Третий саммит БРИК состоялся 13-14 апреля 2011 года в Китае, (г. Санья). Это был первый саммит с участием нового пятого члена – ЮАР.

 На нем обсуждались вопросы международных финансов и торговли, взаимное экономическое сотрудничество с использованием национальных валют, постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами, что предусматривает укрепление национальных валют. Заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев по результатам саммита подчеркнул, что между Россией и Китаем была достигнута договоренность о совместном более тесном сотрудничестве в сфере высоких технологий. Еще одним важным итогом встречи явилось то, что страны БРИКС поддержали намерения России вступить в ВТО и согласились лоббировать ее интересы на этом направлении. Помимо вопросов взаимного торгового сотрудничества были затронуты острые международные проблемы, такие как реформа глобальных финансовых институтов и ООН, борьба с терроризмом под эгидой ООН, а так же война в Ливии. Относительно дальнейшего развития «пятерки» в Саньянской декларации отмечается,  что целью партнерства является поступательное развитие БРИКС и его трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики.

28 - 29 марта 2012 года в Индии, в городе Нью-Дели, состоялся четвертый по счету саммит БРИКС, по итогам которого были приняты Делийская декларация «Экономика стран БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки», Генеральное соглашение об общем порядке открытия кредитных линий в национальных валютах БРИКС, Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества стран БРИКС.

Лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки на данном саммите «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания» затронули проблемы регулирования глобальной экономики, обсудили план антикризисных мер и ситуации вокруг Ирана и Сирии. Кроме того была обсуждена возможность сближения своих фондовых площадок, в том числе за счет создания совместного банка развития.

 По окончании форума Президент России Дмитрий Медведев заявил: «Нашей стратегической целью могла бы стать постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики. Такая модернизация возможна на основе совместно подготовленной концепции», которая, по его словам, «поможет укоренить БРИКС в системе международных отношений, расширить и уплотнить «поле притяжения», которое уже формируется в настоящее время вокруг пятерки наших стран».

Традиционно главами «пятерки» поднималась тема отказа от доллара и евро в валютных операциях между странами, что, несомненно, поможет укрепить национальные валюты. В этой связи отдельное внимание получила тема создания нового всемирного банка развития. Задача изучить и проработать возможность создания такого финансового инструмента была возложена на министров финансов стран БРИКС. Доклад о перспективах такой инициативы был представлен на саммите в ЮАР в 2013 году.

Пятый саммит БРИКС, прошедший 26-.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44