VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности развития рекреационого туризма на территории алтайского края

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011252
Тема: Особенности развития рекреационого туризма на территории алтайского края
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
имени В. И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО–ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
Кафедра туризма
  
  Терещенко Ольга Витальевна
  
  Особенности развития рекреационого туризма на территории алтайского края
  
  Выпускная квалификационная работа 
  
  Обучающегося 			5 курса
  Направления подготовки	43. 03.02 Туризм  
  Форма обучения 			заочная
  
  Научный руководитель
  кандидат философских наук, доцент	                             Н.В. Крюкова 
  
  К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:
  Зав. кафедрой
  кандидат экономических наук, доцент                             И.П. Трегулова		
  				
  Севастополь, 2018
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………….………..…………………......
3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА………………………….

6
     1.1 Понятие рекреационного туризма, его виды………….………...
6
     1.2 Туристско–рекреационные ресурсы России………..……..……..
18
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ………….…………………………………...............

33
     2.1 Туристско–рекреационные ресурсы Алтайского края ………….
33
     2.2 История рекреационного освоения Алтайского края…………...
65
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ…………………….……………………………….....

73
3.1 Особенности развития рекреационного туризма в Алтайском крае…………………….……………….…………………..……………

73
3.2 Перспективы развития рекреационного туризма в Алтайском крае…………………………………………………………………....…

83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….
104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..……………..…………….


107
     
     

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Роль туризма в современном мире велика, он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, транспорт, связь и т. п.
     Актуальность выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день в России большую часть внимания уделяют развитию внутреннего туризма, и одним из самых интересных и привлекательных   мест на территории Российской Федерации является Алтайский край. В Республике Алтай туризм – одна из немногих сфер хозяйствования, которая динамично развивается, превращаясь в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития индустрии туризма, прежде всего внутреннего и въездного, является рекреационный потенциал. Это около 7 тысяч озер общей площадью более 600 кв. километров, одно из глубочайших озер России – Телецкое озеро (325 м, площадь – 230,8 кв. км), самая высокая в Сибири горная вершина – гора Белуха (4506 м).
       Алтайский край – одна из наиболее интересных в туристическом плане территорий России. За последние несколько лет его посетили туристы из 60 стран. Многих привлекли памятники архитектуры и культуры исторических городов края, таких как Барнаул, Бийск, Змеиногорск и Камень–на–Оби.
     Алтайский край характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов, красотой реки Обь и разнообразием живописного ландшафта. Здесь существуют все возможности для развития нетрадиционных форм туризма. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников, а именно: курганные и грунтовые могильники, древние поселения и городища, пещерные стоянки каменного века, горные выработки на медь и золото [39].
     Горы – это прекрасное место для альпинистов и туристов–горнолыжников. Еще одним увлекательным видом отдыха является охота: на медведя, марала, лося, лису, кабана, глухаря. В крае расположено несколько курортов, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебные грязи. Наиболее известен из них Белокуриха, один из крупнейших курортов в России, имеющий удивительные радоно–силикатные источники.
     Туризм – один из самых перспективных секторов экономики края с большим потенциалом для быстрого развития.
     Алтай является своеобразным стыком цивилизаций, обладает историко–археологическим наследием.
     Оценка степени разработанности проблемы. Рекреационный туризм Алтайского края имеет свои проблемы, но еще больше перспектив развития. Тема проблемы рекреационного туризма на Алтайском крае разработана достаточно хорошо, существуют большое количество способов и федеральных программ по развитию рекреационного туризма на территории Алтайского края. Проблемами рекреационного туризма Алтайского края занимались такие исследователи как Харламов С. В., Барышников Г. Я., Танкова М. В., Лебедев А. А., Харламова Н. Ф., Антюфеева Т. В.
     Объект исследования  – рекреационный туризм. 
     Предмет исследования – особенности развития рекреационного туризма на территории Алтайского края.
     Цель исследования – исследовать рекреационный туризм на территории Алтайского края, его проблемы и перспективы развития.
     Задачи выпускной квалификационной работы:
     1. Рассмотреть теоретические основы и аспекты развития рекреационного туризма.
     2. Определить рекреационные ресурсы Алтайского края.
     3. Выявить проблемы рекреационного туризма Алтайского края.
     4. Раскрыть перспективы развития рекреационного туризма в Алтайском крае. 
     Методологическую основу выпускной квалификационной работы обеспечили следующие научные методы: диалектический метод познания (исследование роли туризма в структуре национальной экономики); системный анализ и синтез (исследование процессов развития рекреационного туризма); декомпозиция (структуризация стратегического потенциала рекреационного туризма); методы статистического и факторного анализа (изучение тенденций и закономерностей развития рекреационного туризма, оценка влияния факторов на изменение уровня производительности труда работников, занятых в сфере туризма); методы сопоставительного и маркетингового анализа (системная оценка уровня развития рекреационного туризма, сравнение наделенности страны ресурсами, необходимыми для организации рекреационного туризма, выявление потребительских предпочтений туристов); методы экстраполяции (прогнозирование туристских потоков); методы экономико–математического, структурного и матричного моделирования (комплексная оценка результативности функционирования рекреационного туризма, экономико–математическое моделирование результативности стратегического развития рекреационного туризма); программно–целевой подход (программирование и прогнозирование результатов реализации программы развития рекреационного туризма). 
     Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на практике, практическими работниками сферы туризма, а также выдвинутые предложения можно адресовать существующим туристическим фирмам и агентствам для разработки новых туристических направлений и маршрутов.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.


     



РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРИЗМА
     
     1.1 Понятие рекреационного туризма, его виды 
     
     Рекреационный туризм – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для большенства стран мира данный тип туризма является доминирующим. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют значительную долю природного потенциала региона. Помимо этого, их значимость в формировании и развитии сегодняшнего туризма в регионе ежедневно увеличивается, в особенности с эколого–географической точки зрения. На рисунке 1 приведены факторы оказывающие влияние на развитие туризма (рис.1).
     
     
     Рис.1 – Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма [14].
     Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько видов:
– Туристско–оздоровительный вид;
– Познавательно–туристский вид;
     Для каждого вида рекреационного туризма требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами подразумевается непростая управляемая и отчасти самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимозависимых подсистем, а непосредственно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления. В состав природных характеристик входят площадь и вместительность рекреационной местности, удобности атмосферного климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические характерные черты рельефа и т.д. Оптимальное сочетание данных характеристик формируют необходимую базу с целью формирования рекреационного туризма [30].
     Для туристско–оздоровительного вида это – климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и целебными грязями формируют благоприятные условия для создания курортного комплекса. Для познавательно–туристского вида, помимо перечисленного выше стоит добавить еще и историко–культурный потенциал.
     Рекреационные мероприятия туристско–оздоровительного вида можно назвать инертными, т. е. пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они, как правило, в условиях пляжа. Данный вид рекреации предъявляет строгие требования к погоде.
     Познавательно–туристский вид – это интенсивное восстановление: прогулки, спортивные игры и т.д.
     Рекреационный туризм превращается в реабилитацию при определенных климатических условиях и средствах туризма в виде дозированной ходьбы и других занятий, способствующих лечению некоторых заболеваний, их профилактике, укреплению иммунитета и общего тонуса организма.
     В целом, рекреационный туризм рассматривается как форма активного туризма в рамках физиологической рекреации с некоторыми ограничениями по физиологическим нагрузкам. Выход за верхние ограничения приводит к спортивному туризму, выход за нижние ограничения – к реабилитационному туризму, т. е. к лечению в условиях санатория.
     В отличие от других видов физиологической культуры в физической рекреации более важными считаются никак не общепризнанные элементы физиологической нагрузки, а субъективные ощущения, связанные с выполнением этих либо других действий, которые в большей степени доставляют удовольствие, а никак не изнуряют. Именно принцип удовольствия считается одним из ключевых характерных основ физиологической рекреации. Многим видам физиологической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности.
     Таким образом, программа организации этого вида туризма должна иметь многофункциональный характер: отдых, досугово – развлекательные мероприятия, оздоровительную программу, способные поднять жизненный тонус отдыхающих, удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности.
     Системообразующие факторы рекреационного туризма:
– Смена обстановки;
– Обеспечение достаточной мышечной активности;
– Стимуляция естественного иммунитета – невосприимчивости организма к болезнетворным бактериям [36]. 
     Смена обстановки связана с «выходом» человека из повседневных, однообразных и вследствие того уже утомительных условий жизни, обеспечивающая переключение нервно–эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и порой негативных влияний обыденности. Туристские походы и путешествия, выносящие жителя города в новую ландшафтно–климатическую среду, связаны с прямым контактом с природой.
     Процесс оздоровления базируются на применении природных оздоровительных ресурсов в сочетании с рекреационно–оздоровительными методами (воздушные и солнечные ванны, терренкур, фитолечение, пантолечение, флоротерапия, легкие физиологические нагрузки и т. д.), при этом природным ресурсам, к которым относятся ландшафты, биоклимат, гидроминеральные ресурсы (минеральные воды и целебные грязи), отводится главная роль. В то же время использование природных оздоровительных факторов, лечебно–оздоровительных местностей в оздоровлении населения является рентабельным и экономически результативным направлением.
     Основными задачами рекреационного туризма являются:
     1. Гармоническое физическое развитие и содействие всестороннему развитию человека.
     2. Укрепление здоровья и предупреждение заболеваний.
     3. Обеспечение полноценного отдыха разного возраста и профессий.
     4. Поддержание высокой работоспособности.
     5. Достижение активного творческого долголетия [36].
     Наибольшим сегментом международного туризма считаются путешествия с целью отдыха и рекреации, они составляют 60% мирового объема международного туризма [14].
     Бережное отношение к природе и сохранение ее для будущих поколений занимает центральное место в политике государств, стремящихся развивать туристический сектор экономики. В Канаде, к примеру, большой интерес уделяется созданию национальных парков. Часть из них связаны с историческими событиями или жизнью выдающихся исторических и государственных деятелей, другие служат исключительно цели сохранения природы и создания «тихих уголков», где люди могут отдохнуть от городского шума и насладиться природой в ее первозданном виде.
     Одним из основных методов оздоровления в рекреационном туризме является метод климатотерапия. Такие факторы, как положение местности над уровнем моря, степень удаленности от моря, атмосферное давление, температура воздуха, циркуляция и влажность воздуха, количество осадков, интенсивность солнечного излучения и другие факторы климатотерапии благоприятно воздействуют на организм человека. 
     В курортах, применяющих талассотерапию, как правило, используют подогретую воду, в случае если природная морская вода не достаточно теплая. Однако если планировать путешествие в обычное место отдыха на морском побережье, необходимо иметь в виду разницу температуры воздуха и воды. Вода прогревается медленнее, нежели земля, по этой причине весной, когда средняя температура воздуха достигает 20 градусов тепла, вода в море все еще холодная – не выше 15 градусов, и купаться в море небезопасно для здоровья. Осенью, наоборот, воздух скорее охлаждается, а морская вода продолжает сохранять летнее тепло. 
     Ландшафтотерапия – это метод курортного лечения, в котором используется благотворное влияние на организм пребывание человека в местности с красивым пейзажем. Это способствует нормализации функций нервной системы, жизнерадостному настроению, улучшению сна и аппетита. Широко применяется в рекреационном туризме. 
     Также в рекреационном туризме активно используются природно–климатические ресурсы. Неизменным успехом пользуются бальнеологические курорты, где применяются разные методы воздействия лечебных минеральных источников на человеческий организм. Предполагается грязелечение – аппликации лечебных грязей различного происхождения. Используются термальные воды – подземные воды с температурой от 20 градусов и выше. Повсеместно внедряется гидротерапия – водолечение (гидромассаж, циркулярный душ, купание, каскадное купание и т.п.) [39].
     Под благоприятным воздействием окружающей природы, вследствие процесса общения и прямого контакта с естественными природными благами происходит оздоровление в человеческом организме, улучшается его эмоционально–психическое состояние. Осмотр памятников человеческой культуры обогащает человеческий интеллект, знакомство с нравами и традициями других народов способствует взаимопроникновению культур и развитию взаимопонимания между нациями.
     Рекреационный туризм включает в себя большое разнообразие спортивных занятий и отдыха с целью заполнения досуга, в него по некоторым основаниям включаются такие виды туризма, как экскурсионный, водный, альпинистский, приключенческий, охотничий, рыболовный, развлекательный, спортивный, экзотический, экологический и др.
     Экскурсионный туризм один из наиболее популярных видов познавательного туризма. Он совершается с целью ознакомления с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства и т.п.). Поездки, как правило, происходили в туристских группах с комплексным обслуживанием в сопровождении гида–переводчика и по спланированной программе, где указывались все достопримечательности, которые предстояло посетить во время заграничного путешествия.
     К началу третьего тысячелетия экскурсионный туризм претерпел перемены. Регулярные групповые экскурсионные туры считаются своего рода визитной карточкой серьезного туроператора. Однако на сегодняшний день в российском выездном туризме предложить и осуществить гарантированные выезды по экскурсионным турам могут лишь единичные компании. Поездки за границу все в большей степени приобретают черты скорее индивидуального, чем группового путешествия, экскурсии в полном объеме уже не планируются заранее, туристы на месте самостоятельно решают, куда отправиться и что посмотреть.
     Экскурсионные маршруты, как правило, охватывают несколько городов и предоставляют возможность познакомиться с наиболее выдающимися достопримечательностями отдельной страны. 
     Специализированный туризм. В отличие от обычных отдыхающих, путешествующие данной категории имеют определенную цель, и их пребывание обычно фокусируется на этой цели, будь то участие в спортивных состязаниях, наблюдение за птицами или животными, участие в конных маршрутах, посещение ряда мест, связанных с определенным историческим событием или личностью, и т.д. Организация данного вида туризма требует высокой квалификации туроператора. Как правило, такие группы сопровождает специалист по интересующему туристов вопросу, который имеет глубокие знания по данному предмету и может давать пояснения во время путешествия.
     В специализированном туризме различают еще и сегмент, объединенный желанием остановиться в необычном средстве размещения, например, таком как ферма здоровья, или крестьянский дом. Исследования, проведенные по этому сегменту, показали более высокий уровень образования, более высокий уровень личных доходов, высокое социальное положение участников (управляющие, уникальные специалисты и профессионалы высокого класса) [15].
     Образовательный туризм. Путешествия с целью обучения, повышения квалификации являются сравнительно новыми в международном туризме. 
     Спортивный туризм. Основная цель данных поездок – обеспечить возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивные туры подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой являются занятия каким–либо видом спорта, во втором – интерес к спорту, например, посещение соревнований.
     Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятие необычным видом деятельности. Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов:
     1. Походные экспедиции;
     2. Сафари–туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);
     3. Морские и речные путешествия (яхтинг).
     Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий (охота, рыбалка, ввоз трофеев), а также обеспечение безопасности, что требует высококвалифицированных инструкторов. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.
     Экзотический туризм. Этот вид туризма связан с путешествиями в экзотические страны, на острова в Тихом и Атлантическом океане, либо с путешествиями на необычном транспортном средстве или в экзотическое место. В последние годы появились туры, поражающие собственной необычностью. Наиболее невероятным и дорогостоящим туром пока является полет в космос. После полета первого туриста Дениса Тито на российском космическом корабле путешествие в космос уже не кажется далекой мечтой. На сегодняшний день уже сформирован список желающих осуществить, короткое космическое путешествие на российском космическом аппарате «Буран», готовых заплатить за это экзотическое путешествие 100 тыс. долларов.
     Примером экзотического туризма является путешествие в Арктику на комфортабельных ледоколах с сауной, бассейном, конференц–залами. Ледокол оснащен катерами и вертолетами для экскурсий. Много желающих познакомиться с подводным миром и попутешествовать на субмарине. В Германии у путешественников – ценителей экзотики пользуется популярностью, бывшая тюремная камера, где можно ощутить себя арестантом.
     Экологический туризм, или как его принято сокращенно называть экотуризм, привлекает к себе пристальное внимание в последние годы. Для жителей Европы и Америки путешествие по охраняемым природным территориям стало одним из распространенных видов отдыха. Главное отличие данного вида туризма заключается в том, что в фокусе путешествия находится природное окружение и туристы стремятся не нанести ущерб природным комплексам, содействовать охране природы и улучшать благосостояние местного населения. Это широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Получаемые доходы от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия [16].
     Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.
     Немецкие исследователи разработали классификацию типов туристов, в данной классификации эти исследователи выделяют 6 основных типов туристов, в зависимости от того, какому виду отдыха они отдают предпочтение, т. е. основываясь на психографических признаках [14]. 
     1. S–тип (от нем. Sonne, Sand, See – солнце, песчаный пляж, море) – турист, предпочитающий пассивное времяпрепровождение на морском курорте, желающий насладиться спокойствием и комфортом, а также избегающий суеты во время отдыха. 
     2. F–тип (от нем. Ferne– und Flirtorientierter Erlebnisurlauber – отдыхающий, который делает выбор в пользу поездок на дальние расстояния) – турист, путешествующий на большие расстояния, получающий удовольствие от быстрой смены впечатлений. Этот тип туристов проводит свой отпуск в тех местах, где что–то происходит. 
     3. W–1–тип (от нем. Wald– und Wanderorientirt – любитель лесных прогулок и походов) – это тип туристов ставит активный отдых в виде пеших прогулок, походов, кемпинга или велосипедного туризма превыше всего. 
     4. W–2–тип – в отличие от предыдущего типа, это скорее спортсмен, нежели любитель. Данный тип предпочитает длительные, порой экстремальные нагрузки. 
     5. A–тип (от нем. Abenteur – приключение) – любитель приключений, испытаний, опасностей и неожиданных ситуаций. 
     6. B–тип (от нем. Bildung– und Besichtigung – выбирающий образование и достопримечательности) – любознательные туристы. Этот тип путешественников подразделяется на три группы: 
1) туристы–эксперты;
2) «коллекционеры» посещаемых мест; 
3) любители культуры и истории.
     Существует еще одна классификация, ее разработали американские социологи, которые пытались объяснить зависимость выбора места отдыха от характера человека. Исследователи опирались на следующие психографические и поведенческие характеристики: склонность к переменам, готовность к приключениям и риску, степень консерватизма, требования к комфорту в поездке, интеллектуальны уровень запросов туристов. Согласно классификации существует два крайних типа туристов: психоцентрики и аллоцентрики. Новые дестинации, еще не освоенные туристами, открывают аллоцентрики, которые ведут активный образ жизни и любят общаться с местным населением, чтобы максимально включиться в новую среду. По мере выяснения местными жителями экономических преимуществ туризма, появляются новые услуги, и развивается инфраструктура, что привлекает уже другой тип туристов – психоцентриков, которые ценят домашнюю атмосферу, крайне требовательны к комфорту, малоактивны, а также избегают инокультурного влияния [29].


     Рисунок 2 - Классификация дестинаций [29].
     Особого внимания заслуживает изучение потребителей туристских услуг. Благодаря исследованиям подобного рода и, главное, применению приобретённых знаний на практике можно создать персонифицированное предложение не только на мировом рынке туристских услуг, но и на современном отечественном рынке.
     
     1.2 Туристско–рекреационные ресурсы России
     
     Рекреационная география занимается проблемами рекреационных ресурсов, также изучает географические закономерности деятельности человека вне рабочего времени, отдыха или оздоровления.
     Туризм - это один из наиболее эффективных способов удовлетворения рекреационных потребностей. Он сочетает в себе не только отдых, оздоровление, но и культурно–познавательную деятельность и общение. Широко распространён экскурсионный туризм с заранее объявленной культурной программой. В зависимости от целей путешествия подразделяют туризм спортивный, любительский, с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В зависимости от средств передвижения различают туризм водный, пешеходный, железнодорожный, конный, лыжный, вело –, мото – и автотуризм [14].
     В 20 веке произошло колоссальное возрастание рекреационных потребностей и вместе с тем возможностей для их удовлетворения.
     В результате прогресса в экономическом и социальном развитии, высоких темпов урбанизации, что и определило формирование рекреационного хозяйства как отрасли экономики: соответственно возникло и направление географической науки, исследующее территориальные системы, формируемые этой отраслью. В международном масштабе отрасли условно назвали туризмом. Были созданы такие организации, как Международный союз официальных туристических организаций (1947), Всемирная туристская организация (1975). В 70–80–е годы принимается ряд международных документов, в том числе «Хартия туризма»; 1967 г. был объявлен Международным годом туризма.
     Рекреационная география в Советском Союзе зародилась во второй половине 60–х годов. Это была реакция на бурный рост рекреационных потребностей населения при остром дефиците средств их удовлетворения. Спрос на рекреационные услуги (с учётом их относительной дешевизны, поскольку они носили социальный характер) превышал предложение, как и в отношении других товаров и услуг. В годы рыночных реформ 90–х годов потребность в рекреационно–географических исследованиях снова возросла, но уже по прямо противоположной причине. Платёжеспособный спрос на рекреационные услуги при сокращении дотаций из общественного фонда резко упал. Основная часть населения лишилась доступа к услугам по коммерческим ценам, а состоятельные люди переключились на заграничный отдых, учитывая его новизну, престижность и более высоких стандарт качества услуг [26]. 
     Основным объектом изучения рекреационной географии является    ТРС – территориально–рекреационная система, понятие о которой было разработано В. С. Преображенским и Ю. А. Ведениным [37]. Особый характер приобретают эти системы в условиях рыночной экономики. Это специализированные территории, которые предназначены для обеспечения рекреации и получения дохода за счёт учреждений, связанных с обслуживанием приезжих.
     В 60–е годы перед географией стоял вопрос, как наиболее эффективно развивать территориальную организацию отдыха, достичь нормативного обеспечения. Теперь же задача иная – найти пути привлечения отечественных и особенно иностранных туристов в свои курортно–оздоровительные учреждения, обеспечения доходов от рекреационной отрасли. 
     Прежде рекреационно–географические исследования нацелены на выявление новых пригодных для рекреации территорий, проектирования развития в них сети рекреационных учреждений, призванных ликвидировать острый их дефицит, обеспечить нормативы обеспечения населения услугами. Ныне задача иная – выявление и мобилизация территориальных ресурсов, которые могут привлечь платёжеспособный спрос на рекреационные услуги, поиск способов расширения ассортимента предоставляемых услуг с целью повышения доходов от туризма, увеличение числа рабочих мест. Это касается и районов с уже сложившейся рекреационной специализацией, и таких районов и городов, где развитие въездного туризма должно способствовать выходу из экономического кризиса. 
     Туризм в Российской Федерации, в последние годы сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт–Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно – туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес – интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня [31].
      На сегодняшний день в России более 10 000 предприятий различного отельного направления. Это число приведено статистикой 2016 года. Однако до 2018 года число отелей в стране возрастет значительным образом. «Большая стройка» в 11 городах России идет полным ходом. В одной только Москве к 2018 году откроется еще более 60 новых заведений для временного проживания гостей столицы. По состоянию на 2017 год в Москве функционируют 318 хостелов; 273 крупных отеля и 203 мини–гостиницы. Большинство (около 80%) на данный момент прошли классификацию «звездности» по международным стандартам [40].
     
Таблица 1 – Динамика развития отелей в России [42].
ТИП
2013
2014
2015
2016
2017
Гостиницы
6873
7280
8068
8384
8469
Мотели
161
184
202
209
2011
Пансионаты
207
240
267
279
208
Прочие
625
702
779
810
820
Всего
7866
8406
9316
9683
9780
     
     Данные статистики приведены по состоянию на 2017 год. Только за эти 5 лет прирост составил около 25%. После проведения Олимпийских Игр в Сочи, референдума в Крыму и других значимых событий, а также в рамках работ по подготовке к футбольному чемпионату 2018 открываются все новые гостиничные предприятия различного типа. Подавляющее большинство отелей находятся в частной собственности – 91%.
     Лидерами по количеству мест для размещения туристов являются следующие города: Санкт – Петербург; Москва и Московская область; Екатеринбург; Сочи, Нижний Новгород; Краснодар; Геленджик; Новосибирск; Казань; Самара; Астрахань и др. [42].
     Наиболее востребованными являются бюджетные варианты – двухзвездочные и трехзвездочные гостиницы, предприятия без звезд и хостелы. Потребности состоятельных гостей «закрывают» отели 5 звезд (9%) и 4 звезды (15%).
     Россия насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея – заповедника и 41 музей – усадьба (идентичные музеям – заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи – заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев – заповедников. Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма [42].
     Москва и Санкт–Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий. Число выездных туристских поездок из России в 2017 году составило 39,6 миллионов, что на 25% больше, чем в 2016 году, по результатам анализа информации Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Почти 40 млн. туристских поездок за рубеж совершили россияне в 2017 году по данным статистики.
     По данным ТурСтат, Турция стала самой популярной страной выездного туризма россиян с 4,5 млн. туристских поездок из России в 2017 году [40].
     Топ–10 стран выездного туризма из России в 2017 году составили Турция (4,52 млн. туристских поездок), Абхазия (4,34 млн.), Финляндия (3,33 млн.), Казахстан (2,98 млн.), Украина (2,28 млн.), Китай (2 млн.), Эстония (1,73 млн.), Польша (1,23 млн.), Белоруссия (1,23 млн.) и Германия (1,23 млн.).
     

     Рисунок 3 – Число туристических поездок из России в другие страны [40]. 
     
      В настоящее время в России значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным. 
     Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения – наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью. 
     Отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес – структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли это главные препятствия для привлечения инвестиций. Оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два–три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.