VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности процесса формирование социально-культурной и образовательной активности лиц пожилого возраста и инвалидов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010100
Тема: Особенности процесса формирование социально-культурной и образовательной активности лиц пожилого возраста и инвалидов
Содержание
      34% оригинальности
      
      Введение
      
      Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
      Социальная работа вобрала в себя приемы и методы используемые 
      социологами, психологами, педагогами и другими специалистами, 
      судействующийся с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием и  статусом. 
      Социальный работник обязан помогать людям получить доступ к 
      ресурсам. Побуждать общественные организации внимательно относиться к людям. Способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает. Добиваться взаимосвязи между организациями  и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку.
      Актуальность исследования социальных проблем пожилых людей обусловлена следующими обстоятельствами: 
       – во-первых, обострением социально- экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан;
       – во-вторых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;
       – в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем  и  предприятие наиболее эффективных способов по их устранению.
      
      
      
                 
        Таблица 1 – Количество пенсионеров России на 2016 год
      № п/п
      Пенсионеры
      Год 
      1
      42 729 тысяч человек.
      2016
      2
      41 456 тысяч человек
      2015
      3
      41 019 тысяч человек
      2014
      
                Количество пенсионеров России на 2016 год составляет 42 729 тысяч человек. Это 24,6 % от общей численности населения, на 0,6 % больше, чем в 2015-м году. За последние десять лет нагрузка на трудоспособное население значительно увеличилась. Если в 2006 году на 1000 человек приходилось 326,7 пенсионеров, то в 2015-м – 411,7. Количество лиц нетрудоспособного возраста увеличилось за счет роста продолжительности жизни. Причем данная тенденция характерна для обоих полов. Однако смертность мужчин старше трудоспособного возраста по-прежнему значительно превышает аналогичный показатель у женщин. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ожидается, что в 2031 году в России будет 42 324 тысячи пенсионеров. Это 28,7 % от общей численности населения. Прогноз показывает, что на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 533,8 пенсионеров.
             Социальной  политики Российской Федерации по отношению к гражданам пожилого возраста в современном российском обществе посвящены работы: Молоткова, Т.Л [10],  Щукина,  Н.П.  [12],  Хамидулина, Н.Р [11].
            Социальным проблемам пожилых  людей посвящены работы 
      Агапова, Е.П. [1],  Холостова Е.И. [8], Фирсова, М.В [9].
      Объект исследования: пожилые люди и инвалиды как социальная группа.
      Предмет исследования:  специфика организации социально-культурной и образовательной  активности пожилых людей  и инвалидов в учреждениях социального обслуживания.
       Цель исследования: изучить особенности процесса  формирование социально-культурной и образовательной  активности лиц пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания
      Задачи:
      1.  Охарактеризовать  социальные характеристики пожилых людей  и
      инвалидов как социальную группу;
      2.   Рассмотреть потенциал социально-культурной и образовательной
      деятельности в формировании активности  пожилых людей и инвалидов  
      3. Изучить особенности социально-культурной и образовательной активности личностного развития  пожилых людей  и инвалидов;
      4. Выявить технологии социальной работы в  организации социально-культурной  и образовательной деятельности пожилых людей и инвалидов  в учреждениях социального обслуживания
      5.  Раскрыть социальную работа по образовательной деятельности с пожилыми людьми и инвалидами: университет третьего возраста в условиях ЦСО № 1 г. Шахты
                6.   Разработать рекомендации по организации досуга пожилых людей и
      инвалидов в учреждениях социального обслуживания. 
      
      Теоретическая значимость выпускной работы заключается в том, что на основании изученной темы можно в дальнейшем улучшить социально-культурную и образовательную деятельность пожилых людей и инвалидов в социальных учреждениях. 
      Практическая значимость выпускной работы обусловлена возрастанием роли учреждений социального обслуживания в современных условиях по организации социальной поддержки пожилых людей.  
      Структура работы обусловлена логикой изложения и включает в себя введение, два раздела, шести  подразделов, заключения и списка использованных источников.
      
1. Теоретические основы социальной работы по формированию социально-культурной и образовательной активности пожилых людей и инвалидов
      1.1 Социальные характеристики людей  пожилого возраста и инвалидов в междисциплинарных исследованиях
      Социальная работа с пожилыми людьми представляет особый вид профессиональной деятельности, направленной на действенное и индивидуально-дифференцированное  разрешение проблем граждан «третьего» возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она способствует эффективной адаптации личности и благоприятному функционированию пожилого человека в социуме. 
      Пожилые люди это — особая социальная группа. К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости
      Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира,  рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
      Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.
      Главные причины постарения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.
         Характеристика пожилых людей   как социально-демографической категории теоретики и практики в области социальной работы осуществляют с различных исследовательских позиций – социологической, хронологической, биологической, функциональной, психологической Социальная когорта пожилых людей имеет значительные различия, поскольку она включает лиц от 60 до 100 лет. Некоторые специалисты в области геронтологии предлагают дифференцировать данную часть населения на «молодых» и «пожилых» или «глубоких стариков», в соответствии с тем, как во Франции существуют понятия «третий» и «четвертый» возраст. Чертой разделения «третьего» и «четвертого» возраста является возрастной рубеж в 75-80 лет. «Молодые» старики сталкиваются с иными проблемами, нежели «пожилые» старики, к примеру, их в большей степени интересуют вопросы трудовой занятости, разделение домашних обязанностей, проблемы главенства в семье.
      Таблица 2 – Классификации ВОЗ граждан пожилого возраста
      № п/п
      Возраст
      Название возрастного периода
      1
      пожилые
      60-74 лет
      2
      старые
      75-89 лет
      3
      долгожители
      90 и старше
      
      В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.
      В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин). 
      Социальная характеристика  условий  и качества жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.
      Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.
      Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса 1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения пенсий. По данным исследователей, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60 % пенсионеров. Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых.
      По некоторым оценкам 56 % проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16 % — психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6 % пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника.
      Современные теории старения играют важную роль в организации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику, прежде всего для того, чтобы организовать и упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту «сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий. Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати, именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от дружеского участия или родственного вмешательства.
      Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации.
      Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, в связи, с чем стареющим людям следует (насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой, приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
      Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
      1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
      2) поощрять благотворительные организации;
      3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;
      4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
      5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его проживания — на родине или в другой стране.
      В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.
      Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста.
      В связи со значительным ростом числа престарелых граждан во всем мире проблема лиц пожилого возраста на современном этапе развития общества представляется весьма актуальной. Несмотря на повышенное внимание к процессу старения человека, многие вопросы до сих пор остаются неразработанными.
      Проблемой старения занимается геронтология - наука, изучающая нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений. Геронтология рассматривает процесс старения человека с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляет собой, таким образом, междисциплинарную область исследований. На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом - мыслительные и психические аспекты старения, на социальном - старость в социальном контексте. Для практической социально-культурной деятельности важно именно такое комплексное знание о человеке, его особенностях, его проблемах.
      Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. «В типологии Ф. Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый –  старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй - старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т. д.); третий - интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою.  И.С. Кон[ 2. С.225] приводит свою классификацию типов старости,  в  зависимости  от характера деятельности, которой она заполнена.    
      1. Первый тип – активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали  участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.   
      2. Второй  тип  старости  также   отличается   хорошей   социальной   и       психологической приспособленностью, но энергия этих людей  направлена главным образом  на  устройство  собственной  жизни  –  материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше  не доставало времени.    
      3. Третий  тип,  в  котором  преобладают   женщины,   находит   главное приложение  силы  в  семье.  Им  некогда  хандрить  или  скучать,  но удовлетворенность жизнью у них  обычно  ниже,  чем  у  представителей первых двух типов.    
      4. Четвертый тип – люди,  смыслом  жизни  для  которых  стала  забота  о здоровье,  которая   стимулирует   достаточно   разнообразные   формы активности и дает определенное моральное удовлетворение.  Однако  эти люди склонны преувеличивать значение своих  действительных  и  мнимых болезней .  «Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные  типы  развития: это агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными» 
      Таким образом, мы пришли к выводу, что, социальные характеристики людей  пожилого возраста и инвалидов в междисциплинарных исследованиях разнообразны но они все важны в работе социального работника.
      
      
      
      
      
      
      1.2 Потенциал социально-культурной и образовательной деятельности в формировании активности  пожилых людей и инвалидов 
      Социально-культурный статус лиц пожилого возраста   значимая характеристика старости, показатель положения пожилого человека в социальной иерархии общества.
      В большей степени возможности человека развивает деятельность, направленная не на потребление, а на производство материальных и духовных ценностей. В этой связи культурно-досуговая деятельность предоставляет обширное пространство для творческой самореализации пожилых людей.
      Потенциал социально-культурной деятельности в формировании активности  пожилых людей и инвалидов. 
       Оставив сферу трудовой деятельности, пожилые люди становятся обладателями такого богатства как свободное время, границы которого значительно раздвигаются. В связи с этим, перед ними стоит проблема рационального его использования. Исследователи образа жизни пожилых подчеркивают, что, несмотря на заметный рост их потребности в межличностном общении, структура досуга людей пожилого возраста наименее развита по сравнению с другими социальными группами. Создание условий, которые бы способствовали более длительной полноценной, интеллектуальной и эмоциональной жизни пожилых людей, предполагает совершенствование организационных форм проведения досуга, расширяющее их сферу общения.
      Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Жизненные успехи значат для продления жизни человека порой больше физической активности и здорового образа жизни. Поэтому в процессе ресоциализации важно создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу средствами культуры, образования и общения. Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между уровнем активности человека и его настроением, удовлетворенностью имеющимся положением. 
      Таблица 2 Главные факторы способствующие творческой активности пожилых людей и инвалидов
      № п/п
      Фактор 
      Процент 
      1
      Богатый жизненный опыт, накопленный десятилетиями
      80 
      2
      Наличие свободного времени
      12 
      3
      Участие в познавательно-эстетической деятельности (чтение, экскурсии в музеи, посещение театров, просмотр любимых телепередач
      3 
      4
      Стремление поделиться своим багажом знаний и умений; - желание быть нужным, полезным окружающим
      5 
      
      Социально-культурная трансформация образа жизни, быта и досуга людей преклонных лет основывается, прежде всего, на расширении их самостоятельных связей с социальной средой. Сферу интересов пожилого человека нельзя представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, его включения в информационное пространство (телевидение, радио, пресса, книги), элементарного участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений. 
      Поэтому социально-культурные технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпрепровождения», удовлетворения гедонистических потребностей людей преклонных лет в развлечениях. Каждой из технологий следует выполнять определенную утилитарную, исключительно прагматичную функцию. По существу, одно из сверхзаданий социально-культурных технологий заключается в том, чтобы каждого пожилого человека включить в обыденные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в типичных социально-культурных ситуациях круглосуточно. Сам полноценный досуг позволяет людям преклонных лет надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные проблемы представляются не такими существенными, как раньше. Поскольку назначение социально-культурных технологий допускает также адаптацию старших граждан при выборе видов досуговых занятий, то первичным становится их практическая полезность, а развлекательный момент вторичным. 
      Деятельность в общественных объединениях выступает важнейшим средством профилактики от многих заболеваний и в целом формирует устойчивость личности в ситуациях сложного и противоречивого социума, ориентируя на позитивный выход из кризисов, а в некоторых случаях — на самореализацию личности. Востребован и такой метод работы с естественными группами людей пожилого возраста, как организация клубов пожилых людей. В России их принято называть клубами или домами ветеранов. Пожилые люди должны иметь возможность совместно отмечать праздники и юбилеи, работать в кружках и секциях по интересам, участвовать в артелях по оказанию бытовых услуг, в потребительско-сбытовых кооперативах.
       В нашей стране много общественных организаций ветеранов и пенсионеров, созданных и функционирующих самостоятельно. Некоторые из них сталкиваются с проблемами, основная причина которых — неумение наладить взаимно полезные обмены с окружающей средой. Задача социальных служб — терапевтическая помощь таким организациям. При этом пользуются экологическим подходом, налаживая связи проблемных общественных объединений с социальной средой, которая их непосредственно окружает. Используют все возможные формальные и неформальные связи, стараются ввести эти общественные организации в консультативные советы по делам ветеранов и инвалидов, которые организуют при администрациях регионального и районного уровня. 
      Главное значение социально-культурной работы заключается в том, чтобы интегрировать индивиды, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для корректировки, улучшения или сохранения определенного статуса. Особенно развивает силы человека деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям. Социально-культурные технологии имеют абсолютные возможности применения, они очень мобильны и восприимчивы к нововведениям. В основу типологии этих технологий могут быть положены и другие признаки. В этой связи речь не может идти о какой-то всеобщей технологии, а надо говорить об огромном количестве технологий, каждая из которых будет согласоваться со спецификой конкретной деятельности [3, с. 2–5]. Таким образом, программы по организации досуга могут быть реализованы в разное время — где-то считают рациональным их проводить в первой половине дня, где-то во второй. Основными занятиями пожилых является физическая культура, музейный и экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинозалов, театров, концертных залов, консерватории, книжное чтение, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными. 
      Клубы по интересам объединяют клиентов с более высоким уровнем интеллекта. Тем самым социокультурное обслуживание пожилых людей способствует формированию и сохранению у них активной жизненной позиции, укреплению чувства собственного достоинства.
         Образовательная деятельность в формировании активности  пожилых людей и инвалидов.
      Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности – они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.
      Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:
      1.Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;
      2.Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;
      3.Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;
      4.Стремление лучше изучить свою личность;
      5.Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;
      6.Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.
      Итак, главной проблемой обучения пожилых людей считается формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной сферы. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, увеличение уровня профессионализма, поддержка самочувствия, гармония в семейных взаимоотношениях, заинтересованность и участие в общественной жизни, полноценная организация свободного времени, развитие своего внутреннего мира.
      Нужно сказать, что образовательная подготовка пожилых людей ориентирована не только на приобретение новой специальности,но и на их самообучение, которое можно считать стремлением к постоянному самосовершенствованию. Как мы уже говорили, с выходом человека на заслуженную пенсию его свободное время увеличивается в несколько раз. Теперь он может заняться реализацией своих давних планов, на осуществление которых ему всегда не хватало времени, например, выучить какой-то язык, освоить музыкальный инструмент, выбрать подходящий вид спорта, заняться рисованием и т.д. Новое образование поможет пожилому человеку ощутить самодостаточность и не потерять уверенность в себе.
      Подводя итоги всего перечисленного, мы можем сказать следующее: обучение пожилых людей обязано помочь комфортному приспособлению человека к стремительно меняющемуся  миру. Необходимо обучить его определенным навыкам для преодоления существующего барьера, который негативно отражается на многих областях его жизни. Образовательный процесс должен помогать ориентироваться в возможных непонятных или сложных для пожилого человека ситуациях. Отметим, что основным моментом в формировании учебной деятельности должен стать индивидуальный подход к каждому, необходимо учесть как возрастные, так и психологические особенности человека.
              Однако современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости.  А потенциал социально-культурной и образовательной деятельности в формировании активности людей пожилого возраста еще предстоит  осуществлять в деятельности социальных учреждений.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      1.3 Особенности социально-культурной и образовательной активности личностного развития  пожилых людей  и инвалидов
      
      Признание и общественное положение действий в большей степени зависят от уровня разработанности теоретических основ, раскрывающих цели, предмет, функции, закономерности. Социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов. Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других интересах людей разных возрастов. Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом. При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением, оздоровлением и прочим, учитываются потребности и интересы человека. 
      В настоящее время все большую популярность в работе центров социального обслуживания приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арттерапия (терапия средствами искусства). Использование арттерапии вызывает положительные эмоции, помогает пожилым людям преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
      Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в общественной деятельности – ощущение значимости своего труда, чувство собственной необходимости. Некоторые профессиональные знания, умения и навыки пожилых людей находят применение в общественной работе легко и органично (социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран»). Пожилые люди могут успешно участвовать в деятельности различных учреждений в качестве членов научных, общественных советов, где пригодятся и будут по достоинству оценены их опыт, знания, а также выступать в роли связующего звена между поколениями. Пожилым людям есть о чем рассказать молодежи.
      Люди преклонного возраста придают важное значение организации содержательного досуга. Наибольший интерес вызывают мероприятия познавательного характера (лекции по правовым, медицинским, психологическим, историческим, литературным, политическим, искусствоведческим вопросам; дискуссии, круглые столы; творческие мастерские).
      Следующим направлением образовательной работы с пожилыми людьми является их информационное обеспечение через выпуск специальных бюллетеней, информационных листков, оформление стендов, ведение постоянных рубрик в СМИ.(64)
      
      В той же Республике Татарстан, основную базу для образовательной, досуговой и социокультурной работы с гражданами пожилого возраста в системе социального обслуживания представляют отделения дневного пребывания и социально-реабилитационные отделения Центров социального обслуживания, социально-оздоровительные центры граждан пожилого возраста и инвалидов, специальные дома для одиноких и престарелых, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. В рамках деятельности этих служб применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация образовательной деятельности («университет третьего возраста»), досуговые мероприятия, информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, методическая работа как условие совершенствования социокультурной работы с пожилыми людьми, организация социокультурной деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах, театральная деятельность, общественно-полезная деятельность, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии.
      Социокультурные технологии имеют неограниченные возможности применения, они весьма мобильны и восприимчивы к инновациям. Каждая из досуговых технологий, включаемая в повседневный обиход учреждения социального обслуживания, непременно должна способствовать продлению творческой активности пожилого человека, сохранению энергии и оптимизма, предоставлять широкие возможности для самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта. Только при соблюдении этих условий организация досуга пожилых людей осуществит свою главную миссию – будет утверждать подлинные права старшего поколения на активную роль в жизни общества.
      Выбор пожилым человеком той или иной формы досуговой деятельности, связан с преобладанием у него индивидуальных ценностных ориентаций. Для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, и того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни. Особенности социально-культурной и образовательной активности личностного развития  пожилых людей  и инвалидов важны в работе социального работника.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44