VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные факторы формирования личности преступника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004825
Тема: Основные факторы формирования личности преступника
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»





Кафедра психология личности



Психологическая диагностика склонности сотрудников полиции к совершению корыстных преступлений







БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА







Студента(ки)   5-го   курса     психологического  факультета



Гришаевой Александры Эдуардовны



Научный руководитель

декан  псх. личности  конд. псих. наук     ____________           Пантелеев А.Ф.





Зав. Кафедрой

д.  псх. н.,профессор                                     ___________              Рягузова Е.В.













Саратов  2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. Психологические особенности сотрудника полиции и их склонность к преступлениям

8

Психологические особенности работника полиции

8

1.2. Психологические особенности лиц, совершивших корыстные преступление

19

1.3. Основные факторы формирования личности преступника

23

1.4. Психология взаимодействия работников полиции и преступника

28

Выводы по первой главе

33

				Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению психологических особенностей сотрудников полиции и их склонности к преступлению

34

2.1. Методика исследования

34

2.2. Интерпретация полученных данных

40

2.3. Методы и рекомендации по предупреждению развития склонности к преступлениям у сотрудников полиции

55

Выводы по второй главе

58

Заключение

60

Список используемой литературы

63

	Приложения

67





















Введение



Обеспечение законности и правопорядка в обществе является одним из важнейших  направлением деятельности полиции. Но и  противоправное поведение сотрудников полиции тоже находится  на достаточно высоком уровне. Из чего мы можем сделать вывод о актуальности проблемы психологического обеспечения профилактики преступлений, совершаемых сотрудниками полиции.

На сегодняшний день мы можем наблюдать ряд организационных мер направленных  на улучшение работы с личным составом через нормотворческую деятельность, ну к снижению числа правонарушений и преступлений среди сотрудников полиции  это не ведет. По аналитическим данным, довольно большое количество сотрудников привлечено к уголовной ответственности за взяточничество и служебный подлог, превышение должностных полномочий и т. д. Поэтому, для разрешения таких проблем необходимо уделить внимание личности сотрудника, ее ценностям, установкам, уровню правосознания, психологическим качествам.

В основе поведения личности лежат индивидуально-типологические особенности ее активности, обусловливающие направленность личности (мотивационно - потребностную сферу) и особенности саморегуляции (эмоционально-волевой, когнитивной, ценностно-смысловой).

Противоправное поведение может зависеть от различных факторов. В данной выпускной квалификационной работе будет уделяться внимание уделенному влиянию психологических, характерологических особенностей на осознанную регуляцию личностью своего поведения [3].

В процессе любой деятельности необходимо уделять внимание реализации личностных аспектов взаимодействия человека (В.Л. Васильев). «Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте — с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для реализации личностного подхода требуется исследование каждого отдельного свойства в структуре личности» [1,15].

Объект исследования: преступления, совершаемые сотрудниками полиции.

Предмет исследования: психологические особенности сотрудников полиции склонных к совершению преступлений.

Цель исследования: изучение психологических особенностей, механизмов и закономерностей совершения преступлений полицейскими; психологический анализ мотивов совершения преступлений сотрудниками полиции.

Гипотезой исследования являются следующие предположения:

существуют множество факторов (объективные, субъективные) формирования преступного поведения сотрудников полиции. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга;

преступления, которые совершают сотрудники полиции как отдельный факт нельзя назвать результатом исключительно объективных факторов, определяемых условиями жизни;

преступление является сложным и многогранным механизмом совокупности внутренних и внешних факторов

существуют[6]  различные группы факторов риска [6] вызывающих желание у сотрудников полиции к совершению преступлений и других правонарушений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологические особенности работника полиции.

2. Рассмотреть психологические особенности лиц, совершивших корыстные преступление.

3. Определить основные факторы формирования личности преступника.

4. Изучить психологию взаимодействия работников полиции и преступника.

5. Провести эмпирическое исследование по выявлению психологических особенностей сотрудников полиции и их склонности к преступлению.

6. Предложить методы и разработать рекомендации по предупреждению развития склонности к преступлениям у сотрудников полиции

Теоретико-методологическая основа исследования: общепсихологические принципы единства деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн), принцип экстериоризации, интериоризации (Л.С. Выготский, А.В. Петровский), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), системный подход к анализу психических явлений (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), типологии свойств личности (К. Юнг, М.И. Еникеев), теория акцентуаций и психопатий характера (Личко А.Е.), теоретические положения психологии личности (Рейнвальд Р.С., М.И. Еникеев, А.В. Петровский, В.В. Богословский), теория иерархии потребностей (А. Маслоу).

При работе над теоретической главой выпускной квалификационной работы в период анализа литературы по изучаемой тематике нами были использованы методы научного синтеза и анализа: моделирование, аналогия, структурный анализ, системный подход, структурно-генетический анализ.

Методики исследования: 

Психологические особенности лиц совершивших разные корыстные преступления различаются. Описанное в данном разделе работы исследование связано с попыткой раскрытия содержательной стороны метарегулятивного уровня совершения поступков, в данном случае – поступков, связанных с совершением корыстного преступления. При проведении исследования были использованы следующие методики: «Рисунок человек», тест исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайлова) «Классификация геометрических фигур» по принципу «Свое-Чужое» 

Можно отметить, что актуальность выбранной нами изучаемой проблемы, довольно глубже рассмотрена в работах криминологов, чем психологов (Тарасов Н.В, Варыгин А.А., Медведев В.С., Лазарева В.А., Мартыненко О.А., Борисова С.Е., Буданов А.В., Алтухов С.А., Сухинин А.В., Марьин М.И). Но в то же время, криминология основывается на психологических базисах, поэтому мы хотим провести комплексный анализ интересующей нас проблемы в данной выпускной квалификационной работе.

В своих трудах вышеназванные исследователи описали результаты эмпирических исследований, проанализировали статистические данные о количественных и качественных показателях преступности среди полицейских. В результате чего были выведены  причины и условия мотивов совершения преступлений полицейскими, и важно отметить, что данные причины и условия у большинства исследователей совпадают. Можно отметить, что цель выпускной квалификационной работы частично совпадает с предметом исследования вышеназванных ученых, мы  анализируем данную проблему с точки зрения психологических явлений и процессов.

Также можно отметить, что в средствах массовой информации мы можем наблюдать довольно большое количество информации о преступлениях совершенных сотрудниками полиции, но эта информация далеко не всегда имеет достоверный характер, она не систематизирована, поэтому, ее использование было частичным, только из официальных источников.

Постоянно ведутся статистические учеты данных о количественных и качественных показателях преступности, это дает нам возможность отследить как  динамику, так и некоторые данные, свидетельствующие  о существенных психологических особенностях  личностей сотрудников полиции совершающих преступления.

Научная новизна. В выпускной квалификационной работе  с позиций системного анализа выполнено исследование социально-психологических особенностей, закономерностей и механизмов преступлений, совершаемых полицейскими, уточнен социально-психологический алгоритм формирования преступного поведения, поднята проблема профилактики преступлений в полиции.

Практическое значение работы заключается в том, что на основе полученных теоретических и эмпирических данных предложены мероприятия по предупреждению развития склонности к преступлениям у сотрудников. Предложенная система профилактики, которая  может быть интегрирована в комплексную программу борьбы и предупреждения должностной преступности в системе МВД РФ и использоваться в практической работе психологов МВД, а также сотрудников отделов воспитательной работы и инспекций по личному составу.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической и теоретической базой научной работы; репрезентативностью выборки, использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений; целям и задачам исследования; адекватным применением математико-статических процедур; экспериментальной проверкой гипотезы.

База исследования: Отделе полиции № 2 по Заводскому району г.Саратова. 

Структура и объем. В соответствии с логикой изложения материала, структурно впускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографии, приложений.











Глава 1. Психологические особенности сотрудника полиции и их склонность к преступлениям.

Психологические особенности работника полиции.



Преступность как социальное явление проникает во все сферы общественных отношений,  и человеческой деятельности, поражает все слои общества и все социальные сферы. Преступные проявления не стали исключением и для деятельности полиции. На сегодняшний день обществом, государством уделяется достаточно много внимания преступлениям, совершенным сотрудниками полиции, что вполне объяснимо,   во-первых,   личностью   «особенного» преступника, призванного самому по долгу  службы  защищать  закон,  во–вторых, распространенностью преступлений со стороны блюстителей порядка, увеличению фактов взяточничества и других социально–негативных  проявлений  в  их среде.

Проблема социально–психологического облика сотрудников полиции  приобретает особую социальную значимость. В современной России в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества сотруднику полиции необходима не только высокая профессиональная  компетентность,  но  и готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации, тщательно продумывать форму своих  действий, предвидеть моральные последствия собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти, содействовать росту престижа полиции. Однако реальные поступки некоторых представителей полиции нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Наличие фактов противоправных деяний в структуре, призванной бороться с делинквентным , агрессивным и зависимым поведением, недопустимо [1].

Преступления, совершаемые сотрудниками полиции, всегда вызывают особую тревогу, они представляют собой, пожалуй, большую общественную опасность, чем совершение тех же деяний лицами, не являющимися таковыми, потому что:

 1) они препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления, снижают престиж и авторитет государственной службы; 

2) наносят существенный вред интересам граждан, организаций, общества и государства. Преступления, совершаемые сотрудниками полиции, вызывают обоснованную тревогу у граждан, создают психологический дискомфорт, что отражается прежде всего на отношении населения к деятельности полиции, степени    доверия    к    сотрудникам полиции;    

3) они имеют ярко выраженную, корыстную направленность   преступных  посягательств;

	скрытый характер «сомнительного поведения» части сотрудников не позволяет акцентировать на них внимание, что в дальнейшем резко диссонирует с характером совершаемых ими преступлений; 

	наблюдается тревожная тенденция коррумпированности части сотрудников  полиции,  сращивания  их  с организованными преступными группировками, при этом сотрудники  либо  находятся  на содержании организованных криминальных структур, либо являются их активными членами; 

	преступления сотрудников полиции проявляют тенденцию к росту, что свидетельствует о масштабности этого вида преступной  деятельности  [2].

Одной из основных причин преступности среди сотрудников полиции считается явление профессиональной деформации, которое может подтолкнуть личность к совершению противоправных деяний. Этому явлению, на наш взгляд, следует уделить особое внимание, потому что именно с проявлений профессиональной деформации сотрудник полиции становится потенциальным, а впоследствии, чаще всего, реальным преступником, в связи с чем в первую очередь необходимо говорить не о причинах совершения преступлений поли– цейскими, а о причинах появления у них при– знаков  профессиональной деформации.

Существует множество причин появления профессиональной деформации у сотрудников полиции. Считаем, что значительную роль играют следующие группы факторов:   морально–этические,   психолого–педагогические,    социально–экономические, но прежде всего это факторы, связанные с личностными особенностями сотрудника полиции. К ним относятся профессионально важные качества личности, нереалистично высокие личностные ожидания, опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально важным качествам личности, недостаточная профессиональная подготовка, профессиональные установки, профессиональный возраст сотрудников полиции (профессиональный кризис), наличие социально–психологической дезадаптации личности сотрудника полиции, а также некоторые личностные изменения, вызванные процессом профессиональной адаптации  сотрудников  полиции [3].

Нравственная деформация личности часто  усиливается  рядом  фоновых явлений (алкоголизмом, наркоманией и т. д.). Недопустимое либеральное отношение к пьянству, сложившееся в полиции, сказывается и на росте «пьяных» преступлений. Злоупотребление спиртными напитками становится следствием образования негативных установок в сфере социальных отношений с другими людьми, огрубления действий и манер, примитивизации представлений, речи и поступков.

 На фоне этого привычными стали такие негативные характеристики работников полиции, как грубость, высокомерие, амбициозность по отношению к гражданам. В этой связи справедливым следует признать нравственную невоспитанность личности ведущим фактором в генезисе противоправного  поведения [4].

Личности преступника–полицейского присущи и определенные психологические отклонения. У значительной части преступников наблюдаются психологическая неуравновешенность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, стремление решать любые сложные жизненные проблемы немедленно и крайними средствами.

Психологические отклонения в большей мере встречаются у лиц, совершивших насильственные преступления. Низкий показатель степени социальной адаптации у большинства таких преступников может свидетельствовать об их плохой приспособляемости к своему социальному окружению, неумении разрешать разного рода конфликты   [5].

Осужденные за изнасилования преступники–полицейские имеют ярко выраженную неискренность, пренебрежительное отношение к социальным нормам, легкомыслие, эгоистичность и стремление к острым ощущениям. Они склонны к несдержанности в реализации возникающих побуждений, проявлениям агрессивности, конфликтности, враждебности,  повышенной раздражительности.

Негативные личностные качества ряда должностных лиц, особенно осужденных за взяточничество, выражаются чаще всего в болезненно гипертрофированных социально поощряемых качествах (предприимчивость, лидерские притязания, стремление максимально проявить свои организаторские способности и т. п.), находящих благоприятную почву для дальнейшего развития в условиях кризисных явлений в экономике [6].

Немаловажное значение для характеристики преступности среди сотрудников полиции и причин ее появления имеют процессы внутреннего порядка, которые обусловлены особенностями служебной деятельности сотрудников и спецификой их взаимоотношений.

Одна из специфичных черт служебной деятельности в полиции – авторитарный, жесткий стиль руководства, которому присущи запрет на обсуждение и комментирование принимаемых начальством решений, требование к соблюдению строгой субординации, требовательность, невозможность проявления собственной инициативы и, как  следствие,  подавление личности.

При таком положении дел сотрудник полиции, профессионал своего дела, погруженный в работу, чувствует недооценку своей личности, своей профессиональной пригодности. Он трудится в полную силу, однако результаты его труда остаются незамеченными, недооцененными. Он не может самостоятельно объективно дать оценку проделанной работе, потому что, несмотря на его упорство и трудолюбие, начальство постоянно выказывает ему недовольство, сомнения в соответствии занимаемой должности  и  т. д.

В ситуации, когда задета профессиональная гордость сотрудника полиции, появление агрессии – норма, что в свою очередь провоцирует противоправное поведение у последнего.

Специфика служебной деятельности выражается не только в авторитарном стиле руководства в полиции, но и в сложных межличностных отношениях в коллективе, где часто происходят конфликты, отсутствует взаимопонимание, накапливаются агрессия, ненависть друг к другу, обида, злость, нетерпимость, чувство униженности, оскорбленности, неполноценности. Такой эмоциональный фон в коллективе, где накоплено множество негативных, отрицательных эмоций, может спровоцировать сотрудника  на  совершение преступления.

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, – одна из приоритетных задач нашего государства; реформирование правоохранительной системы обязательно должно включать в себя не просто ребрендирование полиции, а создание новой, эффективной, укомплектованной высокопрофессиональными кадрами.

Борьба с преступностью среди сотрудников полиции, как нам представляется, должна начинаться с профилактики профессиональной деформации личного  состава сотрудников полиции, потому что, как мы уверены, именно она является прародительницей всех негативных явлений в правоохранительной системе, в том числе   преступлений.

Профилактика профессиональной деформации должна представлять собой совокупность предупредительных мероприятий, задачей которых должна являться минимизация проявлений психологических отклонений у сотрудников полиции, снижение вероятности развития предпосылок ее появления. Данные мероприятия должны включать в себя меры как психологического,  так  и  непсихологического характера.

К одной из мер психологического характера можно отнести внедрение в практику критериев профессионального подбора лиц, пригодных для работы в полиции, так как профессиональная пригодность является залогом профессиональной успешности сотрудников полиции.

Абитуриенты, поступая в учебные заведения системы МВД России, имеют, скорее, романтическое представление о службе в полиции, которое с течением нескольких лет обучения меняется; приходит осознание реальной действительности, значительно разнящееся с тем, кото– рое у них было до поступления в ведомственное учебное заведение. Многие курсанты теряют желание работать в полиции,  а  кто–то,  разочаровываясь, продолжает службу и несет ее «спустя рукава». Такое положение дел недопустимо, поэтому очень важное значение имеют результаты профессионального психологического отбора, где приоритет должны отдавать курсантам, имеющим группу профессиональной пригодности «рекомендуется в первую  очередь».

К другим мерам психологического характера можно отнести воспитание морально–нравственных установок поступающих на службу, выработка таких необходимых для служащего в полиции качеств, как смелость, эмоциональная устойчивость, решимость и ответственность за свои действия и поступки, готовность к работе в экстремальных условиях при длительных психических и физических   нагрузках.

				Еще одной причиной проявления социально–негативного поведения среди полицейских является тесный  контакт  сотрудников со средой правонарушителей, несущих в себе отрицательные установки, искаженные оценочные принципы, низкую нравственность. Все это не может не оказывать влияния на личность сотрудника. 

	Для решения задач борьбы с преступностью и проявлениями профессиональной деформации среди сотрудников полиции мы можем обратиться к зарубежному опыту, и в первую очередь к западным странам, у которых довольно хорошо развиты структуры гражданского общества и сложились эффективные правовые системы. В последние годы в полиции многие развитые страны внесли качественные изменения, которые касаются смены содержания и ориентиров в работе. Системы реформирования полицейских служб направлены на изменение приоритетов в их деятельности с государственно ориентированных на общественно ориентированные.  Актуальность  таких действий вызвана низкой результативностью деятельности полиции, которая основывается только на авторитарных  методах  управления [8].

	Главное внимание вместе с качественной профессиональной подготовкой направлено и на вопросы функционирования надежной системы обеспечения социальной защиты полицейских. Социальная защищенность подразумевает под собой наличие социальных гарантий сотрудников, плюс построение позитивного имиджа профессии полицейского. Одной из важных составных частей социальной защиты является психологическая компонента, предполагающая профилактику негативных последствий психологически травмирующих воздействий, профессиональной деформации, наличие соответствующих умений, навыков безопасной профессиональной деятельности, создание благоприятного социально–психологического  климата  в  рабочих  коллективах [9].

	Представляется, что подобная реформа в правоохранительной системе нашего государства существенно бы снизила количество проявлений профессиональной деформации. Необходимость в улучшении социальных условий жизни подтверждается результатами анкетирования сотрудников полиции, которое  показало, что всего 5 % опрошенных имели конкретное желание бороться с преступностью, 37 % поступили на службу по случайному стечению обстоятельств, 4,1 % – с целью получить квартиру,  16  %  –  по  примеру  друзей [10].

Возможно, в условиях нашей действительности, учитывая особенности российского менталитета, некоторые из введенных в странах Европы мер по стабилизации и улучшению психологического климата в трудовых коллективах полиции были бы отвергнуты, но более активная работа психологов с сотрудниками полиции, безусловно, была бы не просто социально полезна, но и в конечном счете позволила бы значительно снизить уровень профессиональной деформации у полицейских.

Нужна более эффективная работа психологической службы, целью которой стало бы не только установление причин и условий совершения преступлений на службе, но и их профилактика. Спрогнозировать возможное противоправное поведение методами и способами, разработанными психологией, – задача вполне реальная; постоянный контроль психологами за сотрудниками полиции будет способствовать своевременному выявлению антисоциального поведения и пресечению совершения ими проступков и преступлений.

В обязанности психологов должны входить индивидуальное консультирование сотрудников полиции и их психокоррекция; групповая работа с личным составом; работа над повышением уровня личностной и правовой позиции на службе, проявление которой зачастую подавляется руководством, а ее полное отсутствие свидетельствует о профессиональной  деформации.

Психологи должны помогать полицейским с психофизиологической адаптацией (особенно это касается вновь прибывших на службу сотрудников), которая призвана обеспечить более быстрое привыкание и правильное восприятие суровых условий работы, ненормированный рабочий день, беспорядочные питание и отдых, освоение новых  социальных  ролей  и  норм   поведения, т. е. помочь организму адаптироваться к физическим и психофизиологическим изменениям, влияющим на эмоциональное состояние  работников полиции.

Данные рекомендации должны быть обязательно учтены и иметь место в работе полиции, они должны применяться психологами не только с  поступающими  на работу, но и быть надежным подспорьем на  протяжении  всего  срока службы.

Задачей психологического сопровождения деятельности сотрудника полиции должно являться и предупреждение о последствиях возможного нарушения норм профессионального поведения. Речь в данном случае должна идти не только о последствиях преступного поведения, а и о том, что является причиной и следствием совершения преступлений сотрудниками полиции. Ими,  на наш взгляд, являются психологические факторы, препятствующие профессиональному становлению молодых сотрудников, например профессиональная деформация личности, причиной которой является прежде всего усталость, перерастающая в хроническое переутомление, возникающее в тех случаях, когда нет периодичности в смене работы и отдыха и проявляющееся в беспричинной конфликтности, перерастающей в агрессию,  депрессивности  и  т. д.

При таком положении дел формируются мотивы совершения преступлений, выражающиеся в желании выместить на ком–либо зло, выплеснуть накопившуюся обиду на стороннего человека. На формирование преступных мотивов влияние оказывает необоснованная критика начальника, выстраивающего взаимоотношения в авторитарном стиле, для которого характерны жесткость, требовательность, подавление малейшего проявления личных качеств и собственного мнения, что, безусловно, приводит к появлению таких негативных состояний, как униженность, подавленность, ненависть, злоба, чувство неполноценности, обезличивание самого сотрудника и обесценивание результатов его  работы.

Кроме того, психологом должны быть оценены еще и факторы, связанные с особенностями личности, которые также могут служить причиной совершения преступлений сотрудниками полиции. Важно научить молодого работника не переоценивать свои профессиональные качества и возможности, иначе это может привести к ситуации, когда завышенные    личностные    ожидания    не оправдываются (попреки начальства и коллег, занижение качества и результативности работы, собственное недовольство плодами собственной кропотливой работы и т. п.), что вызывает и агрессию, и ощущение профессиональной непригодности и, как следствие, совершение противоправных деяний. Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что в задачу борьбы государства с так называемой профессиональной преступностью должны входить меры профилактического характера, применяемые на начальном этапе работы сотрудников полиции, с тем чтобы максимально оградить указанных лиц от потенциальной возможности преступить охраняемую ими же черту, уберечь их от проявлений профессиональной деформации,   психологически   подготовить  к работе в непростых условиях.

На сегодняшний день преступность сотрудников полиции остается явлением, до конца неизученным; нет и сформулированных наукой и апробированных практикой методов борьбы с ним.

В этой связи только полное и всестороннее изучение данного негативного, социально опасного явления позволит на государственном уровне разработать систему предупреждения преступности среди сотрудников полиции. Хочется надеяться, что не без помощи психологов.





















1.2. Психологические особенности лиц, совершивших корыстные преступление.



Корысть является устойчивым, трудноискоренимым человеческим пороком, обуславливающим негативную направленность личности.

Формирование корыстной мотивации скрыто от самой личности, данный процесс защищен от самоконтроля(совести) личности системой защитных (само-оправдательных) механизмов. Здесь смыслы и значения особенно поляризованы. М.И. Еникеевым отмечается хрупкость, подвижность и ситуативную обусловленность грани перехода от долга, гражданской порядочности к личной выгоде. Противовесом к формированию корыстных мотивов является формирование прочных нравственных «запоров», личностных императивов, нравственных «законов внутри нас». Корыстные преступления связаны не с отдельными корыстными мотивами, а с общей направленностью личности, системообразующим фактором поведения личности.

Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина считают, что причины всех корыстных преступлений вязаны с условиями формирования корыстных установок обусловленных ослаблением социального контроля. В основе психологии данного типа личности преступника лежит безнаказанность.

Среди виновных в корыстных (прежде всего в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений. Они совершают корыстные преступления ради того что бы, иметь более высокое социальное, авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Этим преступники неправильно понимают производственные и иные нужды своего предприятия или учреждения. Корысть, как возможность личного обогащения является дополнительным мотивом. Следовательно, названных преступников можно объединить в престижный тип.

Однако престижные мотивы лежат в основе не только совершения хищения и должностных преступлений. Мотивами совершения краж, грабежей, разбоя, хулиганства и некоторых других преступлений является стремление завоевать авторитет в группе, закрепится в ней, если нахождение  в группе представляется ценным. Чаще всего такие мотивы являются ведущими для преступников подросткового и юношеского возраста. И такого рода преступников согласно Т.М. Бабаеву, Н.В. Каргиной целесообразно относить к престижному типу.

По данным Е.С. Борисовой, в основе мошенничества лежит стремление к утверждению на социально-психологическим уровне (вызвано  потребностью вызвать признание со стороны близких людей, друзей, знакомых, коллег по работе) и на индивидуальном уровне (вызвано желанием повысить самооценку и усилить самоуважение). Следует заметить, что стремление к самоутверждению выступает важнейшей потребностью человека. Однако, встречаясь среди разных категорий преступников, она выражается в извращенной и социально приемлемой форме.

Исследования подтверждают, что мотивы (по крайней мере-значительная часть) не является причиной выбора субъектом именно преступного способа действий. Одни и те же мотивы могут порождать юридически альтернативные поступки. Другими словами, мотивы сами по себе не приводят к совершению преступления, их реализации зависит от совокупности относительно стабильных психологических особенностей личности, определяющих типичные формы реагирования и обобщенные способы поведения.

В связи с отсутствием прямой связи между особенностями мотивационной сферы, индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентаций и других качеств личности, особое значение приобретает изучение и систематизация личностных черт преступника, в нашем случае - корыстных преступлений.

По мнению В.Я. Рыбальской , корыстным преступникам свойственны: меньшая определенность основных нравственных качеств, «шатающаяся» ориентация, примитивный набор утилитарных потребностей, большее спокойствие и добродушие, доброжелательность, изобретательность, неустойчивость в выборе жизненных планов, как правило, предумышленный характер преступлений, преобладание мотивации жадности, подражания другим лицам, любопытство.

А.Р. Маржохов отмечает, что личность преступника- вора, как правило, деформируется вследствие включения его в криминальную среду, дефектов семейного воспитания уже в раннем возрасте, хронического неудовлетворения его насущных потребностей, постоянной ситуативной зависимостью. Квартирные воры по своим психологическим особенностям близки к насильственным преступникам. Имея опыт преодоления препятствий в материальной среде, они легко могут совершить грабеж и разбой.

Исследования Т.П. Линчук, И.М. Михалева, С.Г. Демченко показали, что осужденные за корыстные преступления ригидны, то есть не способны строить свое поведение в соответствии с новыми ситуационными требованиями, что связано с субъективной невозможностью изменить структуру аффективных проявлений ,с фиксацией на однообразных объектах с неизменностью их эмоциональной значимости.

Ригидность часто связана с подозрительностью, злопамятностью, повышенной чувствительностью в межличностных отношениях, где все испытуемые уязвимы. Они не могут, в том числе вследствие макиавелизма (склонности осужденных манипулировать другими), устанавливать более или менее устойчивые отношения с другими людьми, хотя испытывают в этом потребность. У них низкая сила «эго», неспособность управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение. Они также имеют склонность ко лжи, обману, отрицательно общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, приемлют криминальную субкультуру.

Несколько отличные психологические характеристики имеют мошенники. Наиболее отличительными психологическими особенностями мошенников, по данным современных исследований(И.И. Аминов, А.И. Гурова, В. П. Шейнов и др.), являются определенные мотивы преступного поведения- жажда наживы, алчность, стремление приобрести материальные блага и склонность к легкой жизни, более высокий уровень интеллекта (в частности, по сравнению с другими категориями преступников), умение быстро приспосабливаться к современным условиям жизни, хладнокровие, расчетливость, способность владеть собой, умение понять психологию другого человека и вызвать к себе  доверие, демонстрация сочувствия и сопереживания, актерские способности, наблюдательность, раскрепощенность поведения, готовность использовать обман, стремление к паразитизму, моральная распущенность, лицемерие, наглость и грубость, владение приемами психологического воздействия на другого человека и иные качества.

Анализ работ по теме исследования показывает, что мошенников от воров отличает большая эмоциональная стабильность, умение быстро приспосабливаться к современным условиям жизни, более высокий интеллект, креативность, демонстративность.  Схожими для лиц склонных к корыстным преступлениям является деформация ценностей, недостаточная сформированность нравственных качеств личности.

В целом проведенный анализ показывает, что психологические особенности лиц совершивших корыстные преступление, обусловлены стремлением к материальным благам, алчностью,

 наличие низкого социального контроля и регуляции поведения.



	

	



Основные факторы формирования личности преступника



.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44