VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основное предназначение права в гражданском обществе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005641
Тема: Основное предназначение права в гражданском обществе
Содержание
26












Оглавление

	Введение	3

	1. Гражданское общество.	5

1.1.Понятие, признаки и институты гражданского общества….	……5

	2. Право в гражданском обществе.	12

2.1Право в процессе формирования гражданского общества.	12

2.2. Основное предназначение права в гражданском обществе.	16

	3. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли	18

3.1.История возникновения гражданского общества в России	18

	4. Гражданское общество в современной России	23

4.2.Гражданское общество в Тюменской области	27

	Заключение.	29

	Нормативные правовые акты:	30

	Список использованной литературы	31
















Введение

Российская федерация является демократическим правовым государством. Данное положение закреплено в статье 1 Конституции РФ. Одним из условий существования правого государства называют наличие развитого гражданского общества. Существует ли РФ гражданское общество.

За годы реформ в правовой политике России произошли существенные изменения в направлении гражданского общества. В экономической сфере-это появление экономической свободы. В политической – разделение властей, плюрализм. Правовой сфере- это обеспечение прав и свобод граждан,взаимная ответственность между государством и гражданином.

Но к сожалению институты гражданского общества существуют формально и не наполнены реальными содержанием. Поэтому появление партий, свободных средств массовой информации, новых представительных учреждений, не могут в полной мере выполнять те задачи и цели, возложенные на них.  Связанно это с рядом причин: раскол общества  на богатых и бедных и отсутствие крепкого среднего класса, низкий уровень правовой культуры и правосознания у граждан из которого вытекает такая проблема как высокий уровень коррупции на всех уровня государственной власти. И прежде всего такая проблема как наличие сильной правовой базы, которая могла бы это самое гражданское общество формировать и контролировать.  

Актуальность  работы. Существование в России гражданского общества носит дискуссионный вопрос. Нет единства мнений в подходе к пониманию гражданского общества, расходятся мнения о том, что оно собой представляет, из каких элементов состоит, что превалирует: государство или гражданское общество.

Целью исследования является комплексное изучение влияние права на формирование и развития гражданского общества

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть правовые основы формирования, существования, и развития гражданского общества;

Определить роль права в формировании гражданского общества.

Выделить тенденции и обозначить перспективы развития гражданского общества в России;

Объектом исследования является гражданское общество и право.

Предметом исследования является гражданское общество и  права в его формировании.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ученых по теории государства и права, конституционному праву, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.

При решении поставленных задач в исследовании применены такие методы научного познания как анализ, синтез, сравнительно-правовой и другие методы познавательной работы.





















1. Гражданское общество.

1.1Понятие, признаки и институты гражданского общества

Гражданским обществом обычно называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического государства. Существенными признаками гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять ему. В истории человечества гражданское общество ни раз побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское общество находилось в состоянии "комы", а государство было всем.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его себе. И страшный эксперимент над ним, проводимый СССр в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. В такой ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди – субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство – малозаметно).

Если в статике гражданское общество – совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в динамике – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов3. Гегель считал, что для свободы людей основополагающее значение имеют частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического и др.), наличие различных источников получения средств к существованию. С.Франк дополнял этот перечень разделением собственности и власти. Если экономическая власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может послужить ограничивающим противовесом политической власти.

Э. Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: “Простейшая формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм”4. Он определяет гражданское общество как систему уравновешивающих государство плюралистических ассоциаций и экономических институтов, которые, однако, не закрепощают человека. Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Для первобытных времен характерно естественное состояние общества. По Гоббсу, оно характеризуется всеобщим бесправием. Не только страх перед зверями, необходимость бороться с ними заставляли людей помогать друг другу, но и сознание собственной выгоды, влечение к общению приводило к естественным связям, проявлению братских чувств, вкуса к общежитию.

Однако вплоть до средних веков государство и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял государство как совокупность граждан, гражданское общество6. И только позже Гегель, а затем К. Маркс и Ф. Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина. Позже К. Маркс противопоставил разделению гражданского общества и государства идею революции, слома старого режима и формирования нового государства, переходящего в самоуправление. Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так “прикрыли” поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества, упомянутых в определениях гражданского общества.

Это наивысшая форма общности:

– с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;

– способная контролировать государство;

– самоуправляться и само регулироваться;

– имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);

– отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.

Гражданское общество отводит высокую роль отдельному человеку, понимая его не как средство строительства светлого будущего, а как самоцель. Высокий уровень общности достигается тем, что в человеке видят не объект управления, а субъект.

Гражданское общество признает суверенитет личности как производное от суверенитета народа и первичность человека перед государством и обществом (организация всегда вторична по отношению к человеку).

Само название “гражданское общество” происходит от понятия гражданин. Оно возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Люди и их объединения (экономические, политические, религиозные, профессиональные, культурные и др.) и составляют гражданское общество.

Общество предшествует государству, но государство формируется на основе существующих в естественном состоянии общественных отношений. При падении правительств общество сохраняется, а с возникновением государства суверенитет общества переходит к нему вместе с обязанностью защищать общество. Ф.фон Гумбольдт писал, что государству свойственно забывать о нуждах людей. Поэтому он считал необходимым ограничить власть государства в пользу гражданского общества.

Гражданское общество является антитезой разобщенному обществу, где с помощью террора предотвратили соединение людей в локальные миры – неконтролируемые ассоциации, анклавы и т.п.

В проекте Конституции РФ, составленной секретарем конституционной комиссии О.Г.Румянцевым, существовал специальный раздел о гражданском обществе. В варианте Конституционного совещания такой раздел не был выделен, хотя современные модели конституций в мире не ограничиваются регулированием устройства государства и свобод граждан. О гражданском обществе говорится в Конституциях Испании, Португалии, Греции, Бразилии, Мексики. Специально такой раздел включен в Конституцию Крыма 1992 г. Есть он и в Конституциях некоторых субъектов Российской Федерации и в Конституции США (ст. 3). Тем не менее, в принятом тексте основного закона есть обязанности социального государства по отношению к обществу (ст. 7): гарантии невмешательства государства в законную частную и ассоциативную жизнь общества (ст. 8, 22, 30 и др.); установлены препятствия излишнему вмешательству государства в развитие демографических начал самоуправления (ст. 12). Если понимать Конституцию как общественный договор, то в ее содержании нельзя обойти молчанием взаимоотношения государства и общества. Люди (общество) делегируют государству власть и конституционно закрепляют его обязанность служить человеку, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2) Конституция РФ в целом является актом распределения власти между обществом и государством. Общие интересы обеспечивает государство, гражданское общество занято частными интересами, регулируемыми гражданским правом. Но они тесно связаны друг с другом: государство создает условия свободы людей, роста их инициатив, а гражданское общество контролирует государство, подставляет ему плечо в трудные минуты, заменяет государство, поддерживает демократические институты общества, что требует от каждого члена общества понимания своей ответственности за общество в целом. Права человека и гражданина являются ориентирами в этом саморегулировании.

Иные отношения государства и общества складываются, когда общество, человек сливаються в государстве. Тогда мы говорим о уничтоженным сильным государством обществе. Некогда продукт общества, государство – вторично по отношению к нему, но нормальное государство представляет собой политико-территориальную форму существования общества и организационно-властное средство, способствующее сохранению и развитию общественной системы, обеспечению благополучия людей, их стремления к свободе и счастью.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем общественных отношений, превращая человека в инструмент, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан. Россия долгие годы демонстрировала миру жесткое воздействие государства на людей, войну со своим народом, огосударствление демократических институтов, оно находило отражение во всем – и в экономике, и в социально-духовной сфере. Это происходило в силу неразвитости гражданского общества, его уничтожения сильным государством, которое в свою очередь было поглощено коммунистической партией. Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, так как они взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей. Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.

Таким образом, гражданское общество противоположно раздробленному социуму, в нем существуют множественные горизонтальные связи, и оно представляет собой более высокий этап развития общества по сравнению с естественным состоянием общества (отношения государства, человека и общества здесь носят правовой характер).



















2. Право в гражданском обществе.

2.1Право в процессе формирования гражданского общества.

В процессе формирования и развития гражданского общества роль права должна выражаться в обеспечении наилучшего соотношения управления и самоуправления, саморегуляции и самоорганизации. Экономические, политические и иные реформы в обществе должны быть облечены в юридическую форму, гарантирующую соблюдение прав человека и обеспечение юридических обязанностей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые законы отвечали уровню правового развития общества и даже опережали его, содержали апробированные решения с точностью до конкретной правовой ситуации, прогнозирующие правовые последствия. Тем самым создаются предпосылки для долгих перспектив развития общества и государства, обеспечения реальных процессов в сфере рождения и самостоятельного регулирования гражданского общества, реализации творческого потенциала в обществе. В основе гражданского общества лежит идея права как высшей меры равенства и свободы. Реальное воплощение этой идеи на практике не зависит от того, признается ли она государством. Свидетельством этого является закрепление данного правила в действующем законодательстве, в правоприменительной и правоохранительной государственной деятельности.  Право является порождением самого общества, ибо «юридически должное извлекается из социологических основ общества и занимает свое место на институциональном уровне общественных отношений». В определенной мере право является рычагом, который ограничивает власть государства, так как компетенция государственных органов четко прописана в действующем законодательстве.

Гражданское общество нуждается в праве, максимально и адекватно выражающем реальные общественные потребности и интересы. Право в гражданском обществе выполняет как бы две роли. Оно отражает  действительность гражданского общества, является действенным (хотя и не единственным) инструментом решения тех задач, которые стоят перед обществом и государством на каждом этапе их постепенного развития, и вместе с тем воздействует на формирование воли человека, его правосознания и, как следствие, его правового поведения, формирует должное и в то же время желаемое поведение. Право является средством и сферой реализации правовой политики государства, придавая последней нормативность и закрепляя достаточно широкий спектр ценностей, составляющих сущность функционирования гражданского общества. При этом в силу нормативности право не подвергается воздействию извне со стороны общества и не зависит от постоянно меняющейся общественной жизни. В Конституции РФ прямо об интересах государства и общества не говорится (или почти не говорится). Однако интересы личности (права и свободы), прописанные в ее гл. 2, одновременно являются и интересами общества. Во-первых, развитие и процветание общества зависит от уровня жизни и активности (самореализации) личности, и наоборот, во-вторых, развитие государства и общества ведет одновременно к суверенитету и государства (общества), и личности. В основу Конституции РФ положен принцип верховенства права. Именно этим определяется правовой характер формирующегося в России гражданского общества и реальная степень правовой свободы личности. Сейчас налицо ситуация, когда имеется разрыв между правом (в значительной мере ориентированным на нравственные, гуманитарные ценности) и реальными условиями воплощения правовых предписаний в жизнь.

. Необходимо также подчеркнуть, что право выступает важнейшим стабилизующим фактором гражданского общества в силу того, что правовые предписания, как исходящие от государства (законы и иные нормативные правовые акты), так и принятые непосредственно населением (например, референдумом), носят длящийся характер и рассчитаны на длительное существование. Более того, право связывает государство и гражданское общество, переводя политические решения в строго определенные правила поведения, адресованные всем без исключения. Особенность действия права в гражданском обществе заключается также в том, что оно охватывает своим регулированием, прежде всего, экономическую сферу, связанную с собственностью, товарным производством и распределением материальных благ. Помимо этого, право регулирует порядок образования и деятельности различных институтов гражданского общества.  Практически нет такой области человеческих и общественных отношений, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию. Исключение составляет лишь область чувств. Важнейшей особенностью права является то, что оно выступает средством политического управления, т.е. власти. Право создает политико-правовые условия для гражданского согласия, социального партнерства и т.д. Процесс формирования гражданского общества связан с тем, что право направлено на поддержание постоянного воспроизводства целостной сферы общественной жизни, создание новых институтов и одновременно предполагает стабилизацию динамики в этой сфере путем разрешения различных ситуаций, в том числе конфликтов интересов. Право в гражданском обществе направлено на интеграцию общества, обеспечение его единства и социального согласия в нем «через разрешение социальных конфликтов в рамках всеобщей правовой формы». Причем речь идет о единстве на основе права, т.е. о единстве различий, а не об их нивелировке. И в этом состоит одна из его ценностей. Право, устанавливая правовые рамки и формальную определенность правовых предписаний, тем самым обеспечивает единство. 



2.2 Основное предназначение права в гражданском обществе.

Регулируя общественные отношения, право проходит через разум индивида, получает позитивную или негативную оценку с точки зрения ценности и необходимости конкретного правового предписания в интересах или самого человека, его семьи, или общества и государства. В зависимости от этого личность реализует или не реализует свое субъективное право, вступая в конкретные правоотношения. Основное предназначение права в гражданском обществе состоит в том, что оно служит не только универсальным регулятором общественных отношений (это аксиома), но и механизмом  согласования интересов различных людей и социальных слоев, т.е. в способствует единению и примирению. Иными словами, право оказывает информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Опираясь на государственно-властное принуждение, право обеспечивает доступность прав и свобод личности. При этом особенности правовых предписаний заключаются в том, что норма права, с одной стороны, является средством обеспечения общественных связей, а с другой – представляет собой своего рода программу. Кроме того, право, закрепляя правовое положение личности, обозначает границы свободной социальной, в том числе политической, активности индивида, куда доступ государству закрыт, предоставляет личности возможность в той или иной форме воздействовать на государственные органы в целях развития демократии и гражданского общества. В частности, речь идет в первую очередь о процессуальном праве, ибо именно уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право устанавливает определенные процедуры, которые позволяют реализовать на практике принцип формального равенства. Разнообразие норм права (например, норм-целей, норм-принципов, норм-стимулов, норм-запретов и др.) оказывает неодинаковое воздействие на разум и поведение личности. Однако в конечном счете право всегда имеет нормативно-упорядочивающий характер, стимулируя активность личности и побуждая ее действовать в собственных интересах или интересах коллектива, общества и государства, ограничивая ее свободу, в том числе путем запрета совершать действия, за которые предусмотрена юридическая ответственность. В гражданском обществе право обеспечивает личность стоит выше чем государство , индивидуального перед общественным, что открывает путь к утверждению свободы личности в свободном обществе. Причем это проявляется во всех отраслях правового регулирования. Право, и в этом также состоит его ценность, предоставляет индивиду возможность выбора линии своего поведения, устанавливая при этом определенные ограничители автономии личности, четко обозначенные в законодательстве. «Корнем» в гражданском обществе может быть только право, ибо его целью является достижение как блага личности, так и блага общества и государства. Можно сказать, что право – не что иное, как нормативный инструмент, осуществляющий взаимную привыкание общества и социальных субъектов, в том числе личностей друг к другу, что обусловлено в значительной мере тем, что право отражает наиболее типичные ситуации, рассчитанные на неоднократное применение правовых предписаний в тех или иных жизненных случаях. Поэтому, рассматривая эти вопросы, необходимо учитывать,как особенности российской правовой системы в целом, так и региональную специфику.  При регулировании отношений между участниками гражданского общества сегодня на сцену все в большей степени выходят правовые принципы, например, равенство, справедливость, единство прав и обязанностей, законность и др., большинство которых закреплено в действующем законодательстве. В таких условиях происходит стирание граней между частным и публичным правом, их взаимопроникновение друг в друга.	





































3. Идея гражданского общества в российской политико-правовой мысли





3.1История возникновения гражданского общества в России

В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, наибольшее значение для ее политического и исторического развития, оказавших наиболее важное воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в.

Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.

В первом (булыгинском) проекте Государственной Думы, разработанном министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, ее компетенция сводилась сугубо к совещательной функции. Манифест императора России Николая 2 (1868–1918) “Об учреждении Государственной Думы” был опубликован 6 августа 1905 г., но революционные события лета – осени 1905 г. не позволили даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая 2 проект нового указа о Думе подготовил С.Ю. Витте (1849-1915, с 1903 – председатель кабинета министров, в 1905–1906 председатель Совета министров). 17 октября 1905 г. вышел известный царский Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором содержалась усовершенствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она наделялась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательное учреждение страны. В Манифесте также говорилось об обеспечении демократических свободах (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), начале перехода к “общему избирательному праву ”10.

Законодательные возможности Думы были серьезно ограничены условием представления законопроектов на рассмотрение Государственного совета, который, по сути, имел право вето на законотворческий процесс. В новой редакции “Свода основных государственных законов” от 23 апреля 1906 г. (гл. 9 п. 86) говорилось, что “никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА”. Царь имел право роспуска Государственной Думы и Государственного совета и мог единолично проводить решения фактически по всем вопросам государственной жизни.

Думскую монархию в России не следует смешивать с конституционной. При первой – самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной жизни, которые, по сути, аранжируются Думой, при второй – Дума действительно превращается в высшее законодательное учреждение страны с широким кругом полномочий11.

Новый избирательный закон позволил формировать лояльный и управляемый состав Думы, в котором наблюдалось правоконсервативное или консервативно-либеральное большинство. В результате – на протяжении ряда лет царь и правительство, с одной стороны, и Дума – с другой, по многим вопросам находили достаточно хорошее взаимопонимание. Третья Дума – единственная из четырех – проработала весь положенный пятилетний срок – с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Порядок взаимодействия царского правительства и Думы, сложившийся после Манифеста 3 июня 1907 г., получил название в литературе “третьеиюньской системы” и просуществовал до 1915 г. Распад системы был связан с началом Первой мировой войны и повышением в стране роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необходимости установления в России конституционной монархии. Четвертая Дума просуществовала с ноября 1912 по октябрь 1917 г. Она неоднократно вступала в конфликты с исполнительной властью. 25 февраля 1916 г. была распущена, но продолжала работать под видом “частных совещаний” и сыграла важную роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Учреждение многопартийности в России в 1905 г. и существование “думской (парламентской) политической трибуны” с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение программах соответствующих политических партий. Так, консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября” (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде отражались в программе Конституционно-демократической партии (кадеты), где были обстоятельно расписаны права и свободы граждан. Социалистические идеи формулировались в программе Российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия, замена его “демократической республикой”, а в перспективе осуществление социалистической революции12.

До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пуришкевич (лидер крайне правого “Союза русского народа) М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октябристов, крупный помещик) и др.

Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) в целом не выходили за рамки модернизации существовавшего строя. Он был автором политического курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания хозяйств. При этом помещичье землевладение сохранялось. Всего за десять лет из общины вышло более миллиона крестьян. Реформа стимулировала внедрение более прогрессивных методов обработки земли. Вскоре районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса. Столыпин разрабатывал проекты децентрализации России и усиления полиции. (Полицейских в России было в семь раз меньше, чем в Англии и в пять раз меньше, чем во Франции.) Знаменитые слова Столыпина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!”13.

Идеи либерализма не пользовались особой популярностью в России и были распространены в основном среди вузовской интеллигенции, разночинцев и т.п. Одним из его идеологов в этот период выступал С.А Муромцев (1850–1910), профессор МГУ, председатель I Государственной Думы (1906) автор работы “Определение и основное разделение права”, разрабатывавший социологический подход к правопониманию. Его новизна состояла в том, что под правом понималась совокупность не юридических норм, а юридических отношений, правовой порядок. Такая позиция способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял его с велением носителя власти в государстве и тем самым содействовал более глубокому пониманию сущности права и его роли в обществе.

Принципиальное значение для развития политологии в России имеет принятие Конституции Российской Федерации (1993), закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции говорится; “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как демократии, так и становления гражданского общества в России, следует отнести федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” (17 мая 1995) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (21 июня 1995).

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.

4. Гражданское общество в современной России

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, да, оно было всегда, другие отрицают этот факт. Сопоставление того, что мы имеем с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той “критической массой”, что меняет ситуацию.

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:

1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, – его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

Народ может противостоять всему этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

2. Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.

3. Условием нарождения гражданского общества является обеспечение верховенства народа, гражданского общества от государства, свободы создания общественных организаций, их работы, т.к. с их помощью удается разнообразить частные интересы, и люди получают свою долю власти, ассоциации выступают промежуточным звеном между человеком и государством и “работают” на утверждение, удовлетворение многообразных потребностей людей. Свобода ассоциаций служит преодолению атомизации общества, восстановлению социальных связей; многое могло бы решиться превращением “московских” партий в подлинно российские, приданием высокой роли общественному мнению, преодолением отчуждения людей от власти.

Задача современного российского общества заключается в том, чтобы формировать горизонтальные связи между людьми, поддерж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44